Каменец (Каменец-Литовский) и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге приведены основные сведения о городе Каменце (Каменце-Литовском). Пересказано о его общей и еврейской истории, о синагогах и еврейском кладбище, о холокосте и об известных евреях города.Были времена, когда доля евреев в Каменце составляла более 90 процентов. Евреи вносили свой вклад в развитие города. Но прошелся по этой земле холокост, прошло неумолимое время. Евреи покинули Каменец, уйдя в мир иной либо уехав в далекие страны. Но осталась память. Данная книга поможет ее сохранить.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Каменец (Каменец-Литовский) и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Каменец еврейский

Каменец в прошлом. Еврейские буды и газетный киоск и тумба для объявлений. Источник: https://kamenets.by/intimnyie-podrobnosti-odnogo-foto/

«Все евреи местечка объединялись в кагал — особую форму самоуправления еврейской общины имевшую свой суд, облагаемое дополнительными податями и т. д. Рулили кагалом избираемые раввин и старшины, решавшие вопросы между членами кагала на основе Талмуда, комментариев к нему и других еврейских норм морали, правил и обычаев. С 1523г. в Каменце действует филиал Брестского кагала. Интересно то, что светская власть признавала кагалы и обращалась к ним со своими требованиями и предписаниями. Кагалы нашего региона объединялись в синагоги „провинции“ коих было 4, главы синагог с определённой периодичностью собирались на сходы — „сеймики“, еврейское название Ваад. Впервые право на существование кагалов евреям ВКЛ предоставил Владислав IV Ваза. То есть, получалось государство в государстве и евреи постепенно выделились в относительно замкнутое сословие». (Андрей Осташеня. Памятник жертвам Холокоста (Шоа) [14]

«Впервые право на существование кагалов евреям ВКЛ предоставил Владислав IV Ваза». Польский Король Владислав. 1595 год. Wiki Everipedia

Историческая жизнь Каменца и евреи — неразделимы. Ведь на протяжении длительного временного периода евреи с их общинной организацией являлись самой многочисленной частью населения города. Еврейская община Каменца пережила «свой расцвет, погромы, волны эмиграции и завершила своё существование в годы еврейского геноцида во время Второй Мировой…» [15].

«Дом культуры (часть), бывшая Высшая еврейская школа «Йешива талмуд кнессет бейт ицхак». Добавлено © WWW.KAMENETS.BY

Город: Каменец

Фотография добавлена 27.01.2009. Источник: http://photogoroda.com/foto-130475-dom-kultury-chast-byvshaya-vysshaya-evrejskaya-shkola-jeshiv.html

3.1 Появление евреев в Каменце и их расселение. Восемнадцатое и девятнадцатое столетия

Появление евреев в Каменце и их расселение

О начале поселения евреев в Каменце известно следующее (Мусевіч Георгій, «Народ, который жил среди нас. Многострадальному еврейскому народу посвящается») [16]:

Мусевіч Георгій написал книгу «Народ, который жил среди нас. Многострадальному еврейскому народу посвящается». На самом деле мы жили среди этого народа, поскольку было длительное время, когда в Беларуси доля евреев в общей численности населения серьезно превалировала над долей неевреев. В Каменце, например, доля евреев составляла более 90 процентов (М. Акулич) Источник фото: http://kamunikat.org/7735.html?lang=EN&pubid=18095

«В 1500 г. брестский еврей Шлема Ихелевич купил в Каменце-Литовске дом и этим положил начало поселению в этом городе евреев. Правда, исторические источники упоминают о пребывании в нашем городе евреев еще и в 1465 году, но оно было скорее временным, нежели постоянным. Еврейское население постепенно увеличивалось, чтобы к началу Второй мировой войны стать доминирующим как в Каменце-Литовске, так и в Высоко-Литовске. Они жили не только в этих городах, но и в местечках Волчине, Рясне, Верховичах, в сельскохозяйственных колониях Лотово, Сарово, Абрамово, во многих селах».

Каменец. Улица Переца. Источник: https://kamenets.by/intimnyie-podrobnosti-odnogo-foto/

В Каменце первое упоминание еврейского населения документально относится к 1500-му году. Однако появление постоянного еврейского населения в городе датируется первой четвертью шестнадцатого столетия. Евреям города был дарован привилей [17]:

«…абы высотою и внешностью с костёлами и церквями не ровнялась бы». С такими словами в 1661 году Ян II Казимир Ваза, король польский и великий князь литовский, издал привилей, дающий право каменецким евреям построить синагогу и школу на площади Бейреха Шмушковича, около церкви Рождества Христова, либо в другом месте при условии, что земля будет выкуплена. Место выбрали повыше».

Когда Ян Казмир даровал привилей, евреи приступили к строительству своих синагог, бань, шпиталей, школ, кладбища и т. д. Им это было нужно, чтобы жить согласно своей «местечковой» классической модели расселения.

Восемнадцатое и девятнадцатое столетия

Еврейские дома в Каменце. Старинная фотография. Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=187696

Год 1766-й. В данном г. евреев, являвшихся плательщиками поголовной подати, в местном кагале насчитывалось восемьсот восемьдесят шесть.

Год 1791-й. Это был год основания в Каменце помещиком М. Бжестовским бумажной фабрики. Ее арендаторы [18]:

«Несменными арендаторами ее были Давид Афраимович и Гирш Юделевич. В 1801 г. они выделали 1680 стоп бумаги на сумму 1810 рублей».

Год 1830-й. В данном году в городе ««насчитывалось 99 еврейских дворов, где проживало 757 мужчин и 760 женщин».

Год 1897-й. В этом году в Каменце проходила перепись населения. Евреев в ходе ее проведения насчитали 2 722 чел. [18]:

Евреи в Беларуси обычно селились в центральных частях городов, где располагались еврейские школы. В Каменце школа для еврейских учащихся (бейт-мидраш) находилась на ул. под названием Подречная (Подречная — название более старое, позднее улица была названа Набережной).

3.2 Г. С. Мусевич о Каменце 18-го — 19 — го столетий. Бейт-мидраш

В Каменце находится «центр по выявлению юнцов с молочными усами для отправки их в места превращения в мужчин. В народе — военкомат». Бывшая школа-хедер (бейт-мидраш). Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/cakralnoe-serdce-kamenca/

Г. С. Мусевич о Каменце 18-го 19 — го столетий

Каменцу посвятил свой труд «Мой Каменец» Г. С. Мусевич [15]:

«Массу интересного можно обнаружить в оригинально написанном труде известного каменецкого краеведа Г. С. Мусевича „Мой Каменец“. Автор ведёт вас по улицам города (с их настоящими названиями) и повествует о нём, разумеется о его жителях, которыми в основном и были евреи (к середине XIXв). Вот лишь несколько интересных фактов из этого источника о еврейской общине: в городе было 6 синагог (одна из которых Большая (Дер-Мейер), была построена в конце XVIII — начале XIXв); в доме по ул. Ленина (бывшая Сберкасса) 1779 г. постройки раполагался дом еврейского торговца кожами; в здании современной музыкальной школы располагался отель Гальперна; еврейская ресторация (отдел комплектования); на улице Литовской стояла деревянная синагога, разобранная во время окупации; здание, принадлежащее военкомату, не что иное как бывшая еврейская школа Бейт-Мидраш; газотурбинная мельница Рубина (сейчас на территории лесоперерабатывающего предприятия); строение, принадлежащее сейчас типографии, было домом Рёба Баруха Бер Лейбовича. На месте нынешнего дома быта (народное название КБО) находился дом камашника Гирша Гольдринка; площадь современного „СанТехСпецМонтаж“ занимало несуществующее ныне еврейское кладбище, мацеве (плиты) с которого лежали чуть ли не по всему городу. В районе современной улицы Матросова было древнее еврейское кладбище „Кворес“ и старая еврейская кузня. На месте нынешней почты снова синагога (правда уже деревянная), а на месте Дома Культуры находилась известнейшая в талмудических кругах высшая еврейская школа „Ешива Талмуд Кресель Бель Ицхок“ (где обучался такой галахический авторитет как Довидл Карлинер Фридман; и дальше, направляясь по улице Брестской — дом Гера на месте современного универмага, рядом с ним столовая Рохли, за ней дом торговца Фрайера, еще дальше справа (на месте нынешнего банка) дом торговца мороженным Линдера, тут же рядом веломастерская Нахмана и т. д.»

Бейт-мидраш

О Бейт-мидраш написал Андрей Осташеня « Cакральное сердце Каменца» [17]:

«Бывшая школа-хедер (бейт-мидраш). На фоне строящийся бейт-мидраш». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/cakralnoe-serdce-kamenca/

«В Каменце находится «центр по выявлению юнцов с молочными усами для отправки их в места превращения в мужчин. В народе — военкомат. Глянешь на аккуратную кирпичную кладку с декором и диву даёшься — умели же из простого кирпича такие узоры выкладывать! Здание построено в 1896 году как бейт-мидраш. В нашем случае это была частная 4-х классная общеобразовательная школа — хедер. Смотрите и запоминайте архитектурные детали и узоры, но воздержитесь от фотографирования, мало ли…»

«Бывшая бейт-мидраш. Оригинальное оформление оконного проёма, 2012 год». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/cakralnoe-serdce-kamenca/

«Бывшая школа-хедер (бейт-мидраш). Узоры из кирпичей, 2012 год». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/cakralnoe-serdce-kamenca/

«здание, принадлежащее военкомату, не что иное как бывшая еврейская школа Бейт-Мидраш». Школа Бейт-Мидраш. Источник: https://archive.ph/IXazW#selection-2303.0-2303.15

3.3 Двадцатое столетие) до 2-й мировой войны)

Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)

Закладка здания Каменецкой иешивы, 1932 год. Источник:https://archive.ph/IXazW

«На месте теперешнего Дома культуры в 1936 г. было построено здание высшей школы раввинов „Ешива Талмуд Бель Крэсель Ицхок“. Основал это учреждение в Ковно в 1896 г. раввин Ицхок Ковенский. В 1915 г. оно было эвакуировано к Россию. В 1920 г. базировалось в Вильне, а в 1926 г. переведено в Каменец-Литовск. Руководил школой раввин Борух Бер Лейбович. В 1939 г. учреждение существовать перестало». Источник: https://myguidebook.ru/b/book/960450101/73

Сегодня в Каменце есть здание Дома культуры. Но данное здание не всегда принадлежало Дому культуры [19]:

«На месте теперешнего Дома культуры в 1936 г. было построено

здание высшей школы раввинов «Ешива Талмуд Бель Крэсель Ицхок». Основал это учреждение в Ковно в 1896 г. раввин Ицхок Ковенский. В 1915 г. оно было эвакуировано к Россию. В 1920 г. базировалось в Вильне, а в 1926 г. переведено в Каменец-Литовск. Руководил школой раввин Борух Бер Лейбович. В 1939 г. учреждение существовать перестало».

Бывшая Высшая еврейская школа «Йешива талмуд кнессет бейт ицхак» (слева). На ее месте сегодня Дом культуры (справа)

Евреи Каменца любили учиться. 22 июля 1930-го г. в городе состоялось открытие новой общеобразовательной школы. Первых ее учеников было тридцать. Национальный состав: восемнадцать евреев, девять беларусов и три поляка.

Открытие новой общеобразовательной школы в Каменце (22 июля 1930 года). Первых ее учеников было тридцать. Национальный состав: восемнадцать евреев, девять беларусов и три поляка. Источник: https://kamenets.by/gimnazija-goroda-kamenca/

Сегодня в центральной части города красуются скверы. А во времена «под Польшей» здесь было место, отведенное под торговые деревянные ряды, называвшиеся по-местному «будами». Торговцами были евреи. Помимо этого, евреи города владели кредитным банком, кузницей, веломастерской, мельницей, рядом хлебопекарен, небольшим заводом по производству газированной воды, кашлярней, а также кирпичным заводом.

«А теперь всё внимание на „буды“ — еврейские торговые павильоны, „бутики“, что выстроились в три ряда в центре торговой площади „Рынок“. В них никто не жил, исключительно торговали. Отопление: кто побогаче — печкой, победнее — ведром с углями. И никто же по пьяни не спалил весь рынок Еврейские буды». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/intimnyie-podrobnosti-odnogo-foto/

В Каменце были еврейские буды [19]:

«В центре города, в том месте, где теперь скверы, во времена Польши стояли деревянные торговые ряды, прозванные в народе „будами“. Здесь торговали евреи. Кроме того, в руках каменецких евреев были кирпичный завод, кашлярня, фабрика газированной воды, несколько хлебопекарен, мельниц, веломастерская, кузница, кредитный банк. Кагал был ответственен за порядок на своих кладбищах, каковых было два: старое „Кворес“ — на юг от улицы Пасека (Леваневского) и новое — по Жабинковскому шоссе (улица 8 Марта)».

1930—1939 Каменец — Литовский. Источник:https://pastvu.com/p/622193. Источник:http://kresy.pl/kresopedia/kamieniec-litewski-2/attachment/is-pan-r0000027511-kamieniec-litewski/

В 1939-м году в жизни евреев города начались далеко не радостные перемены [15]:

«размеренная местечковая жизнь была нарушена с началом Второй Мировой войны в сентябре 1939г. Сначала пришли „советы“ с народной властью, отменой частной собственности, закрытием синагог, „просвещением“ малограмотного (это по большевистским-то меркам) местного населения и прочими „красными“ радостями».

Германско-советская война

«… трагедия постигла еврейскую общину Каменца уже в годы немецкой оккупации. Уничтожение еврейского населения шло методично по однотипному сценарию, характерному для многих местечек Беларуси, Польши, Украины. В местах крупного сосредоточения еврейского населения создавались гетто, в которых сгонялось всё еврейство из данной местности, прилегающих хуторов и деревень. Во главе гетто находился «юденрат» (в Каменце он находился в здании отдела комплектования)» [15]

Памятник евреям Каменца, погибшим в годы германско-советской войны. Источник: http://kamjenec.wikimapia.org/photos/

Перед германско-советской войной в Каменце проживало примерно 2 500 евреев. Согласно данным переписи 1939-го г. «в городе Каменец проживало 3909 (2500) евреев — 92,1% населения города». [20]

После захвата города немецкими фашистами (сразу же, без промедления) были подвернуты расстрелу евреи (в количестве примерно 100 человек). Оставшиеся в живых в 1942-м году (в начале года) были вывезены в Пружанское гетто, а после — в Треблинку и Освенцим. Последние евреи оказались расстрелянными весной 1942-го года. Лишь ничтожно малому количеству из них удалось спастись [20]:

«Со всей еврейской общины Каменца и Замостов в живых осталось не более 10 человек».

3.3 После германско-советской войны. О еврейском Каменце в российской еврейской энциклопедии. Сегодня

«Превращение пекарни в библиотеку в 1967 году». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/intimnyie-podrobnosti-odnogo-foto/

После германско-советской войны

«После войны, оставшиеся в живых представители некогда многочисленной еврейской общины каменетчины, эмигрировали за границу (США, Израиль, Южная Америка, Австралия). Некоторые из них периодически приезжают в Каменец» [15]

После завершения войны в Аргентине состоялся выход книги на идише, в которой число страниц — 380. Название книги — «Памятная книга про Каменец-Литовск, Замосты и окрестности». В книге рассказано о том, как создавалась в шестнадцатом столетии в городе Каменце еврейская община, как происходило ее развитие и как она была полностью уничтожена во время Катастрофы.

О еврейском Каменце в российской еврейской энциклопедии

Точно такой же домик стоял на месте кинотеатра. «По всему видать, что жил богач…» https://kamenets.by/kamenetskiy-slovarik/

О еврейском Каменце в российской еврейской энциклопедии [21]:

«КАМЕНЕЦ (до 1940 — Каменец-Литовск), город (с 1983), районный центр в Брестской обл. (Республика Беларусь). Осн. в 1276. В 16—18 вв. — местечко Брестского повета и воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 — в составе Рос. империи. В 19 — нач. 20 в. — в Брестском у. Гродненской губ. В 1920—39 — в Полесском воеводстве в составе Польши, в 1939—91 — в составе БССР. В 1766 в К. проживало 886 евреев, в 1847 — 1451, в 1897 — 2722 (76,5%), в 1921 — 1902 (80,9%), в 1924 — 2420 (80,3%), в 1928 — 3780 евреев (85,1%).Первое упом. о евреях К. относится к 1-й четв. 16 в. По постановлению Литовского ваада 1623 Каменец-Литовский кагал подчинялся Брестскому. В 1623 евреям К. была дана привилегия, подтвержденная и расширенная в 1661; евреи получили права на торговлю, ремесла, владение недвижимой собственностью, постройку синагоги. В 1867—80 раввином К. был Иошуа Блюменталь, в 1880—1910 — Мойше-Ицхок Рабинович, с 1910 — сын И. Блюменталя Рувен-Довид Бурштейн, погибший в период Катастрофы. В 1910 в К. имелись талмуд-тора, иешива, обществ. еврейская б-ка, об-во вспомоществования бедным евреям, в 1912 — еврейское ссудо-сберегат. т-во, об-во „Бикур хойлим“, в 1913 — об-во вспомоществования уч-ся евреям всех уч. заведений. В 1913 евреям принадлежало 2 трактира, 62 лавки (в т. ч. 17 бакалейных, все 8 кожевенных). В 1915, во время оккупации герм. войсками, в К. была открыта школа с преподаванием на иврите и нем. яз. В 1926 в К. переехала основанная в 1897 в Слободке иешива „Кнесес Бейс Ицхок“, к-рой руководил Борух-Дойв Лейбович (? — 1940). В 1930-х гг. в К. имелось 6 синагог. В 1920—30-х гг. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. К. был оккупирован частями вермахта 22 июня 1941. В нач. июля аресту и расстрелу подверглись 108 молодых евреев. Осенью 1941 часть евреев была депортирована в гетто Пружан. 1 янв. 1942 в К. было создано гетто, в к-ром находилось ок. 450 семей. 9 сент. 1942 в гетто произошло восстание. В нояб. 1942 гетто было ликвидировано, евреи К. отправлены в лагерь уничтожения Треблинку. После 1945 здание одной из синагог было переоборудовано под районный дом культуры. В К. род. Д. Авербух, М.Э.Жерненский, Б. М. М. Каменецкий, А.-Г.И.Котик, И. Котик».

Сегодня

Гексаграмма, Маген Давид, звезда Давида, звезда Соломона. «На фронтоне дома по улице Пивненко висела шестиконечная звезда». Андрей Осташеня. Источник: https://kamenets.by/odin-evrejskij-domik/

Сегодня евреев в Каменце нет. Поэтому в нем сейчас новый порядок, о чем написал Андрей Осташеня в статье «Один еврейский домик» [22]:

«На фронтоне дома по улице Пивненко висела шестиконечная звезда. Этот древний восточный символ, эмблема египетского оккультизма, провисела на фронтоне через всех немцев, которых только видел Каменец. Она никому не мешала даже при советских воинствующих атеистах. Пока хозяева дома в 2012 году не услышали вопрос ребром: «Здесь живут евреи?». Евреев не оказалось, звезду отодрали и новый порядок восторжествовал.

Маленький ликбез про сам символ. В себе он таит множество значений. Это и символ бракосочетания неба и земли, это и шесть дней творения, это и борьба Бога и дьявола, и даже объединение женского и мужского начал. Наконец — это символ мудрости. Эту же звезду можно встретить в форме плоского шестигранника. В таком случае он символизирует Вифлеемскую звезду, которая сияла над местом рождения Иисуса».

Отель Гальперна. Источник: https://archive.ph/IXazW#selection-2100.1-2109.16

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Каменец (Каменец-Литовский) и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я