Инновационный маркетинг лицензий, во франчайзинге и в инжиниринге

Маргарита Акулич

В книге представлен материал, относящийся к инновационному маркетингу. Книга хорошо структурирована, легко читается и усваивается. Будет полезна специалистам в области инновационного маркетинга, преподавателям, студентам, аспирантам, магистрантам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный маркетинг лицензий, во франчайзинге и в инжиниринге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Маркетинг франчайзинга

2.1 Понятие франчайзинга, сферы его применения и виды, определение возможности его применения в конкретном бизнесе. Потенциальный рынок для новой франшизы

Понятие франчайзинга

Франчайзинг рассматривают в качестве особенной формы лицензирования, подразумевающей передачу одной компанией (которую называют франчайзером) за денежную плату другой компании (которую именуют франчайзи) франшизу, то есть по факту имеет место передача права на пользование пакетом услуг (это право и дает такой документ, каким является франшиза). Он походит и на лицензионный договор и одновременно — на дистрибьюторское соглашение, связанное с исключительным правом сбыта товаров и услуг на обозначенной территории. Слово франчайзинг, по сути, французское «franchise», и его значение — это льгота, привилегия. И действительно, франчайзинг очень хорошо использовать, особенно тем, кто начинает бизнес, так как он дает шанс на применение оправдавших себя отработанных технологий, отличающейся известностью и популярностью торговой марки, а также обучаться и получать необходимую консультационную поддержку. Франчайзинг может очень эффективно применяться, если компании необходимо выйти на неизвестный ей рынок.

В качестве франчайзера может выступать товаропроизводитель (или компания, предоставляющая услуги) предприятие торговли (оптовое и или розничное), а также обладающее коммерческой (имеющей ценность) информацией лицо. А в качестве франчайзи выступает такое лицо, которое приобрело у франчайзера франшизу, дающую право на осуществление бизнеса. Франчайзеры идут на предоставление франчайзи права вести этот бизнес под их торговыми марками и пользоваться иными преимуществами (обучение, технологии и т. д.).

Доходы, получаемые франчайзером

К получаемым франчайзером доходам принято причисление:

начальных франчайзинговых сборов от франчайзи-новичков, которыми оплачиваются расходы франчайзера на размещение торговых точек, профессиональное обучение и обеспечение операционного контроля;

оплаты роялти. Для франчайзи франчайзером устанавливается определенный размер роялти, то есть комиссионных, исчисление оплаты происходит согласно

общему объему сбыта франчайзи;

сборов, связанных с рекламированием. Франчайзеру необходимо идти на рекламирование, чтобы популярность франчайзи росла, и улучшался их имидж.

рекламной деятельностью для повышения престижа своих франчайзи;

оплаты лицензионного сбора. Франчайзи должны производить платежи за пользование торговой маркой франчайзера. Оплату лицензионного сбора чаще обеспечивают франчайзи промышленные, когда местными производителями получаются лицензии на использование определенных изобретений либо процессов;

оплата административного сбора. Иногда франчайзеры взимают с франчайзи плату за предоставляемые им консультационные услуги (к примеру, за оказание помощи в составлении отчетов, в обучении и т. д.);

доходов, связанных с продажей изделий. Некоторыми франчайзерами практикуется осуществление оптовых закупок: 1) сырья; 2) оборудования и готовых товаров, реализуемых впоследствии франчайзи;

платежей, связанных с прокатом и/или арендой. Франчайзеры часто сдают в аренду оборудование, разную аппаратуру и сооружения, обычно торговым точкам. Некоторые франчайзинговые контракты содержат условие, согласно которому за ростом объемов продаж франчайзи последует увеличение арендных платежей.

Термин «франчайзинг» и рассмотрение его как способа ведения бизнеса

Термином «франчайзинг» охватывается совокупность самых разнообразных деловых взаимоотношений и практикуется частое использование данного термина параллельно с таким термином как «лицензирование».

Франчайзинг рассматривается в качестве такого способа организации бизнеса, в котором отношения между сторонами являются более интегрированными, чем при иных формах лицензирования. В настоящее время наблюдается достаточно широкое применение франчайзинга и он, по сути, является альтернативным методом, содействующим распределению товаров и расширению бизнеса.

Во франчайзинге лицензиаром (в качестве которого выступает франчайзер) не просто дается лицензиату (то есть франчайзи) разрешение на продажу своих собственных фирменных товаров и/или услуг. Франчайзеры предоставляют франчайзи проверенные на практике методы ведения дела, оказывают содействие как техническое, так и консультативное в то время, когда франчайзи организовывает бизнес. Они поддерживают франчайзи постоянно.

У франчайзи имеется обязанность оплаты франчайзеру первоначального взноса, а в дальнейшем на постоянной основе осуществления платежей и выплаты сбора на маркетинг и рекламу.

Следует отметить, что при совместной работе и объединении усилий, необходимых для достижения успешности бизнеса, юридически франчайзи и франчайзер не лишаются независимости после заключения ими франчайзингового договора.

Сферы применения франчайзинга

Согласно мировой практике основными сферами применения франчайзинга, в которых имеет место сотрудничество, являются такие сферы как: промышленность, товарное обращение, услуги.

Сфера применения — промышленная. Сотрудничество здесь осуществляется между производственными структурами. Являющимся собственником технологий и патентов франчайзером обеспечивается предоставление франчайзи права на их использование на определенной географически обособленной территории.

Сфера применения — товарное обращение. Сотрудничество рождается в связи с поставками франчайзера товаров франчайзи для реализации их в пределах обозначенной географической территории. Франчайзи стремятся к оперативному расширению своих рынков сбыта, поскольку именно от их имени осуществляется коммерческая деятельность, а франчайзи наделяются правом вести торговлю под его торговой маркой.

Сфера применения — услуги. В данной сфере сотрудничество происходит подобно тому, как оно осуществляется в такой сфере как товарное обращение. Только объекты в этих сферах разнятся.

Виды франчайзинга

Несмотря на наличие многих разновидностей франчайзинга, широко известными являются классические его виды, согласно которым франчайзинг может быть: региональным; суб-франчайзингом; развивающимся.

Франчайзинг регионального вида. При выборе подобного франчайзинга наблюдается ситуация стремления франчайзера к деятельности в каком-то конкретном географическом районе, либо в столичной области, либо в штате, либо в стране и т. д. Подобный франчайзинг отличается тем, что он особенно выгоден, причем абсолютно для всех, ведь среди франчайзи выделяется самый главный, определяемый по выборному принципу, и он получает поддержку на протяжении всего времени, когда происходит сотрудничество, от чего получают выгоды и франчайзер, и все франчайзи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационный маркетинг лицензий, во франчайзинге и в инжиниринге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я