Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Гродно является с точки зрения истории еврейства, Холокоста и выдающихся личностей-евреев городом особенным.В книге раскрыта еврейская история города, поведано об ужасах Холокоста, приведена информация о выдающихся людях еврейской национальности, которые родились в этом замечательном городе, рассказано о еврейских кладбищах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Гродно в годы гитлеровской оккупации и послевоенный. О еврейских достопримечательностях и общине. Известные евреи

3.1 Гродно в годы гитлеровской оккупации и послевоенный. О еврейских достопримечательностях и еврейской общине

Гродно в годы гитлеровской оккупации

Фото из источника: Приход нацистов http://militera-blogs.livejournal.com/data/rss

Оккупация Гродно нацистами произошла двадцать третьего июня 1941-го года. Евреев фашисты сразу же вынудили к ношению отличительного знака — шестиконечной звезды.

В ноябре месяце 1941-го года произошло заключение гродненских евреев в количестве порядка 25-ти тысяч в два гетто, отделенные от других жителей города с помощью сторожевых вышек и проволочных заграждений.

Оккупационные власти обеспечили создание юденрата из тринадцати отделов.

Летом 1941-го года (в июле) в Гродно подразделением эйнзацгруппен «Б» был произведен расстрел еврейской местной интеллигенции (приблизительно ста ее представителей). Часто имел место расстрел в гетто представителей еврейского подполья. Один из членов юденрата самостоятельно лишил себя жизни, так как не желал помогать нацистам составлять перечни обреченных на истребление евреев.

Немцы проявляли заметную активность, грабя еврейское население. Они изымали у людей золото и иные драгоценности. Юденрат стремился к оказанию евреям помощи. В гетто работала больница, были открыты аптека и амбулатория, осуществляли деятельность санслужбы.

В 1942-м году (летом) врачи и медсестры приложили колоссальные усилия для предотвращения распространения эпидемии дизентерии. Было создание в гетто девятнадцати предприятий, занимавшихся поставкой продукции на территорию, находившуюся за пределами гетто, включая ту, которая заказывалась немцами. Евреи надеялись, что это способно помочь им остаться в живых.

В период ноября-декабря 1942-го года нацисты ликвидировали второе гетто. Некоторые из евреев были отправлены в пересыльной промежуточный лагерь, находившийся рядом с деревней Колбасино (около Гродно). В этом лагере многих людей нацисты убили, оставшихся в живых они отправили в польские концлагеря и истребили.

В период февраля-марта 1943-го года фашисты и их помощники прибегли к уничтожению первого гетто. Они убили доктора Бравера — последнего из председателей юденрата. Некоторых заключенных гетто (их часть) немцы расстреляли, отправив оставшихся в Треблинку.

В гродненском гетто была подпольная еврейская организация. В 1942-м году (в его конце) ею была напечатана и распространена листовка, призывавшая евреев сопротивляться. Совсем не многие из узников гетто сбежали в леса и присоединились к партизанам.

Катастрофа унесла жизни двадцати тысяч гродненских евреев. Лишь примерно сто восемьдесят человек из города и его окрестностей спаслись и скрывались от немцев вплоть до прихода советских войск шестнадцатого июля 1944-го года.

Послевоенный Гродно

Фото из источника: Уникальные снимки восстановления разрушенного

войной Гродно http://s13.ru/archives/111848?_utl_t=fb

Когда Гродно был освобожден от фашистской нечисти, примерно две тысячи евреев возвратились в него. Но восстановления общинной жизни не произошло.

В 1950-м году было допущено уничтожение еврейского кладбища. Его просто раскопали в середине 1950-х годов, использовав надгробия при возведении памятника «вождю пролетариата» Ленину.

В 1989-м году в Гродно началось функционирование областного Гродненского объединения еврейской культуры. С 1992-го года началась работа клуба еврейской культуры (клуба имени Лейба Найдуса) и воскресной еврейской школы. С 1996-го года началась деятельность «Хесэда» (благотворительное общество), общинного центра, а с 1998-го года — Общества прогрессивного иудаизма.

В 1990-х годах (в их начале) имело место образование еврейской гродненской общины.

Фото из источника: Сяргей Брызгун

«Новы Свет — горад, які мы страцілі за некалькі гадоў» http://www.t-styl.info/by/119/history/15875/

Согласно данным переписи, проведенной в 1959-м году, в Гродно сложилась следующая статистика [18]:

«…в Гродно проживали 1783 еврея (2,4% от всего населения)»

В период конца годов 1980-х — начала годов 2000-х произошло стремительное количественное падение еврейского населения города, поскольку евреи стали массово выезжать на жительство в Израиль, ЮАР, Соединенные Штаты, Германию и иные страны. В соответствии с данными проведенной в 1999-м году переписи населения, в городе проживало шестьсот девять евреев-гродненцев.

В Гродно в период конца годов 1980-х — начала годов 2000-х наблюдался процесс, преследовавший цель восстановления жизни гродненских евреев (религиозной и общинной).

Группа партизан и выживших из Гродно сразу после освобождения (с

медалями). По часовой стрелке слева направо: отправитель Фрейдович, Хоси Вайс, Аня Руд,

Лиза Чапнил, Чася Борнштейн-Белицкая.http://www.grodnoonline.org/lost_worlds/section_1_test.html

О послевоенном Гродно из Lost Jewish Worlds (перевод М. Акулич [94]:

14 июля 1944 года Гродно был освобожден Красной Армией. Подъезд «Через реку» и Лосошну освободили через десять дней после жесткого сопротивления немцев. Из сорока до пятидесяти евреев, скрывавшихся в городе и его окрестностях, вернулись, и вскоре последовало возвращение некоторых из молодых людей, которые сражались вместе с партизанами. Медленно, но неуклонно, другие выжившие прибыли, большинство из них из СССР, в надежде найти родственников и друзей, прошедших войну. Но большинство возвращенцев быстро ушли. Многие отправились в Палестину после прохождения через несколько транзитных станций в Европе; некоторые иммигрировали в Соединенные Штаты или Латинскую Америку; другие пробились в Россию. В Гродно проживало около 200 человек. В последующие годы евреи из других мест поселились в Гродно,

Во время эмиграционных волн 1945—1946, 1957—1958 и 1972—1973 годов многие евреи покинули Гродно — большинство из них уехали в Израиль, а также в Соединенные Штаты и другие страны.

До периода « Перистройки» в Гродно не существовало еврейской жизни; не было никакой синагоги, еврейских культурных событий, даже еврейского кладбища. В 1950-е годы власти превратили главное еврейское кладбище в Гродно в стадион. Еврейское кладбище в пригороде «Через реку» также было закрыто, и у евреев не было выбора, кроме как хоронить своих мертвецов на нееврейском кладбище.

Изменения, которые произошли в бывшем Советском Союзе в конце 1980-х годов, постепенно привели к омоложению еврейской жизни в Гродно. 18 октября 1989 года была создана еврейская культурная ассоциация, носившая имя Лейба Найдуса.

С апреля 1992 года в Гродно существует небольшая еврейская религиозная община, и власти вернули им Великую синагогу — хотя и в очень плохом состоянии. Д-р Феликс Зандман, сегодня владелец электроники «Вишай», финансировал ремонт. В том же году открылась воскресная школа для еврейских детей, где они изучают иврит, еврейскую историю, еврейскую религию и т. Д.

В этот период еврейская эмиграция из Гродно, в основном в Израиль, увеличилась. К концу 1995 года около 1000 евреев остались в Гродно (из более чем 250 000 жителей). Из них только пять бывших жителей Гродно, переживших Холокост, вернулись в родной город и решили остаться.

Просьба Соломона Жуковского к мэру города возвести памятник евреям Гродно, погибшим в Холокосте, была отклонена. Мэр утверждал, что недостаточно таких документальных свидетельств о таком большом числе жертв. Только Жуковский показал мэру серию публикаций, в которых содержалось документальное доказательство,. и муниципалитет согласился с его просьбой. 12 марта 1992 года у входа в гетто была установлена мемориальная доска, посвященная жертвам Холокоста из Гродно.

О еврейских достопримечательностях Гродно и Гродненской еврейской общине сегодня

Источник: prosto_free https://prosto-free.livejournal.com/321580.html

О еврейских достопримечательностях Гродно и Гродненской еврейской общине сегодня рассказано на сайте Еврейского Туристического агентства [99]:

«Большая хоральная синагога — строение XVII века (собственность гродненской еврейской общины), одна из самых старых в Европе. Величественный интерьер синагоги вызывает трепет и восхищение. Государственный историко-археологический музей (в Старом замке), основанный в 1920 г. и насчитывающий около 19000 экспонатов. Государственный музей истории религии — 78000 экспонатов. Находится в здании бывшего дворца Хрептовичей, являющегося ныне памятником архитектуры. Здесь собраны коллекции по истории христианства, дохристианских верований, иудаизма, ислама. Основная задача музея — воспитание веротерпимости, открыть вклад каждого религиозного направления в культурную сокровищницу страны. Среди известных гродненцев — третий президент Израиля Шазар Шнэвр Залман, а также уважаемый руководитель ортодоксального еврейства Хаим Хафец.

Гродненская еврейская община сегодня

Начиная с 2000-х годов в городе планомерно восстанавливается общинная и религиозная жизнь еврейского населения. Сегодня в Гродно функционирует община, а также клуб еврейской культуры и областное объединение еврейской культуры».

3.2 Известные евреи Гродно

Известные евреи Гродно

Главная синагога Гродно. hondra_alive. Источник: https://hondra-alive.livejournal.com/245306.html

Фамилии известных евреев-гродненцев

Город Гродно на протяжении не малого временного периода был одним из центров духовной жизни еврейства — беларуского и польского. В статье Ильи Карпенко «Королевский город» приведены фамилии известных евреев-гродненцев [19]:

«Здесь жил крупный талмудист рав Мордехай бен Авроом Яффе — раввин Гродно, в 1578 году основавший Большую гродненскую синагогу. В XVIII веке здесь жил известный раввин и кабалист Александр бен Моше Зискинд. Большую гродненскую ешиву „Шаарей а-Тора“ возглавлял выдающийся талмудист рабби Шимон-Иеуда Шкоп (1860 — 1940), разработавший свою методологию анализа толкований Торы. Что говорить, даже первая в России книга на иврите отпечатана была в еврейской типографии Гродно в 1788 году!»

Список известных гродненских евреев, размещенный в Википедии

Рассмотрим список известных гродненских евреев, размещенный в Википедии [20]:

«Э.А.Абрамович, С.Х.Агурский, Л.С.Бакст, Г. Бублик, Н. Вилбуш, Г. Вильбушевич, М. Вильбушевич, В.Б.Вильнер, П. Гингольд, И.Я.Гинцбург, М. Дискин, М.И.-И.-Л. Дискин, Я. Зизмор, Л.П.Зусман, И.С.Иоффе, Л. Иоффе, И. Кисин, И.М.Кнорозовский, Л. Кречмер, А. Криницы, П.И.Кушнер, Э. Ливни, И.Г.Лившиц, А.А.Люблинская, А. Менес, Л. Найдус, А. Померанц, И.И.Рабин, Б. Розенблюм, М.Рубинштейн, Т. Сегал, Р. Соловейчик, Ш. Финкель, Ш.-И. Финн, А.-Ш. Фридберг, М. Чередняк, Л.Г.Шайковский, Х.-М. Шапира, К.А.Шапиро, М.-Х. Шапиро, М.А.Эйгелес, М. Эйнгорн, И.Я.Эпштейн, Я.А.Яковлев, И.Х.Яшунский; Бенцион-Зеев (Владимир) Вайншель (1863—1943), обществ. деятель, в 1880—90-х гг. участник палестинофильского, в 1920-х гг. — сионистского движения, с 1922 — в Э.-И., отец А. Вайншеля и Я. Вайншеля; Йосеф Валинский (1886—1973, Нью-Йорк), профсоюзный деятель, с 1915 — в США, поэт (на идише); Маня Вильбушевич-Шохат (1879—1961, Израиль), участница рев. движения в России в кон. 19 — нач. 20 в., с 1904 — в Э.-И., один из организаторов кибуцного движения в Э.-И., сестра Г. Вильбушевича, М. Вильбушевича и Н. Вильбуша; Арон-Меир-Яков Гинцбург (1820—1860, Вильна), раввин, автор коммент. к Талмуду; Лукас Гиршович (р. 1920), историк, политолог, автор работ по новейшей истории Бл. Востока и истории еврейского вопроса в СССР; Елин-Мор (Натан Фридман) (1913—1980, Тель-Авив), политич. деятель, с 1941 — в Э.-И., после смерти А. Штерна в 1943 возглавил ЛЕХИ, деп. Кнессета 1-го созыва, в 1949 примкнул к крайне левому движению «Га-Пеула га-Шемит»; Курт (Катц-Иссер) Катч (1896—1958, США), актер кино, с 1937 — в США; Самуил Наумович Конюховский (1909—1998), ген.-майор инж.-техн. службы (1963), в 1958—69 нач. кафедры в Воен. академии связи; Осип Любич (1896—1990, Париж), живописец, с 1923 — во Франции, работы хранятся в разл. галереях мира; Цви-Гирш Тарловский (1886—1943, Гродно), обществ. деятель, публицист, поэт (на идише), автор работ по истории евреев Гродно.

В Гродно долгое время жили редактор изданий на иврите и переводчик Аврахам Шалом Фридберг (1838—1902) и поэт Л. Найдус. Родом из Гродно были придворный фотограф и автор стихотворений на иврите Абба Ашер (Константин Александрович) Шапиро (1839—1900), художник Л. Бакст и скульптор И. Гинцбург».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я