Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Гродно является с точки зрения истории еврейства, Холокоста и выдающихся личностей-евреев городом особенным.В книге раскрыта еврейская история города, поведано об ужасах Холокоста, приведена информация о выдающихся людях еврейской национальности, которые родились в этом замечательном городе, рассказано о еврейских кладбищах.

Оглавление

II Еврейская история Гродно

Фото из источника: https://picturehistory.livejournal.com/803436.html

«Золотая звезда на груди — окаянной еврейской судьбою. Расцвела синагога, как ель на канун Рождества. Дым последних времён, смрад Треблинки не даст мне покоя,

Но Шеол — лишь преддверие Вечных Садов торжества. Словно крин, ты вознёсся над светлою Нёмана гладью,

Белизной непорочной лилеи увенчан твой трон.

Здесь сказаний туман завился будто вещею прядью» (Татьяна Мудрая, Песнь о Гродно)

2.1 Об истории Гродно. История появления евреев в Гродно. О Гродно из источника «Lost Jewish Worlds» (Утраченные еврейские миры)

Об истории Гродно

Фото из источника: http://belskarb.com/forum/viewtopic.php?f=64&t=6666&start=0

ГРО́ДНО (Гродна) является (с 1991-го года) центром Гродненской области находящемся в Беларуси. Находится он рядом с государственной границей с Литвой и Польшей.

Гродно стал известен миру с 12-го столетия (с его начала). В русских древних летописях впервые в это время было упоминание о городненском князе Всеволоде. Гродно именно в этот временной период стал известен в качестве центра Городенского удельного княжества.

Первое упоминание Гродно в летописях относится к 1005-му году. Но официальная дата основания Гродно — 1128-й год.

За свою длительную историю город Гродно рассматривали как центр разных административно-территориальных единиц таких государств как ВКЛ (Великое княжество литовское), Речь Посполитая, Российская империя, Советский Союз и независимая Беларусь.

Город Гродно считают одним из самых старых беларуских городов. Согласно проведенным археологическим раскопкам в конце первого тысячелетия — начале тысячелетия второго Гродненщина населялась в основном балтскими ятвягами и литвами. Еще в него норовили попасть дреговичи (считавшиеся славянами).

Первые поселения в Гродно относят в 10-му столетию. Люди в нем селились в устьях Немана и Городничанки. На их месте в 12-м столетии и произошло возникновение города, располагавшегося в месте, где пересекались торговые пути. Вначале он был, по сути, торговым городом — небольшой крепостью.

В средние века Гродно называли Городеном. Историческое его развитие во многом обусловливалось географией (расположением города). Город с 12-го столетия по нынешнее время рассматривался как приграничный. Он зачастую использовался в качестве форпоста, разного рода гособразований. По этой причине историю Гродно увязывают с военной историей тех государств, под власть которых он подпадал.

Фото из источника: http://m1r.su/foto-starogo-grodno.html

История появления евреев в Гродно

«Примерно десять веков живут евреи в Гродно. С тех самых пор, когда начались преследования их в Чехии, Венгрии, потом Владимир Мономах изгнал евреев из своего государства. На наших землях князь Витовт даровал им привилегии. Но потом великий князь Литовский Александр Ягеллон, запутавшись в долгах и не желая их платить, решил избавиться от своих еврейских кредиторов и выгнал их из ВКЛ. Став польским королем, Ягеллон захотел вновь пополнить свою казну и разрешил гродненским евреям вернуться на обжитые места. Со временем королева Бона подтвердила права евреев на их имущество и обложила общину немалым налогом. Стефан Баторий позволил евреям шире заниматься ремеслами». (Истории еврейского квартала) [109]

Появление еврейского населения в Гродно произошло, предположительно, в 12-м столетии. Документированное подтверждение проживания евреев в Гродно приходится на период конца 14-го столетия.

Появление евреев в городе было связано с их бегством с западноевропейских земель (от крестоносцев) и с Киевской Руси.

В 1389-м году гродненской еврейской общиной была получена привилея Витовта (Великого князя литовского). На данное время в Гродно уже действовала синагога и было еврейское кладбище. Евреи владели недвижимостью, их занятиями были сельскохозяйственные работы и ремесла. Регулирование отношений между евреями и христианами производилось Хартией.

«Привилея Витовта Великого евреям. ВКЛ. 1388—1389». Фото из источника: http://jhistory.nfurman.com/lessons8/ashkenaz017_02.htm

В 15-м столетии по численности еврейскую гродненскую общину нельзя было назвать значительной. Проживание евреев было сконцентрировано на особой еврейской улице. Они торговали. В 1495-м году их как и иных евреев ВКЛ (Великого княжества Литовского) из государства изгнали. Имущество их конфисковали и раздали горожанам. Все, что христиане были должны евреям, было признано не обязательным к возвращению.

В 1503-м году евреи возвратились в Гродно и им дали право требовать возврата своего имущества. Евреи стали заниматься в городе строительством домов.

О Гродно из источника «Lost Jewish Worlds»

В источнике Lost Jewish Worlds» (Утраченные еврейские миры) написано (перевод М. Акулич) [94]:

«Гродно был одной из старейших еврейских общин в Великой Литве. Похоже, евреи уже проживали там в конце двенадцатого века — беженцы из Киева и из Западной Европы, которые бежали из крестовых походов, но это не может быть подтверждено. Первым надежным свидетельством еврейской общины является хартия „привилегий“ (разрешение на поселение с указанием прав и обязанностей), предоставленных с 1389 года евреям великим князем Витольдом из Литвы. Документ предполагает, что гродненские евреи уже создали синагогу и кладбище, а также владели недвижимостью в городе и вокруг него; они зарабатывали на жизнь от торговли, ремесел, сельского хозяйства и аренды земли. Устав, предназначенный в первую очередь для упорядочения прав евреев по отношению к христианским горожанам, разрешал использование евреями „публичных пастбищных полей, лесов и лугов“. Синагога и кладбище были освобождены от всех налогов».

2.2 Гродно в конце столетия 16-го — в столетиях 17-м и 18-м

Гродно в конце столетия 16-го — в столетии 17-м

Фото из источника: https://orda.of.by/.add/showimage.php?image=../.ga/g/grodno/index/sf/.big/(kgrhqvhjdcfizvkqy4-bstucgucb60_57.jpg

В середине 16-го столетия шестьдесят участков города из пяти сотен сорока трех оказались застроенными домами евреев.

В 16-м столетии (в его конце) в Гродно был ряд иешив и аттей-мидрашей. Гродненской общине посчастливилось не пострадать от резни и погромов казаков Богдана Хмельницкого. И она даже приютила в это время украинских беженцев (евреи-гродненцы оказывали им всяческую поддержку). Однако, ей пришлось впоследствии пострадать от вторжений войск России (1655-й год — 1657-й год) и шведов (1658-й год — 1660-й год).

В 17-м столетии (в первой его половине) гродненскую общину считали в Литве одной из самых главных (наряду с общинами брестской и пинской). У нее имелись представители в литовском ва‘аде.

1616-й год. Иезуитами стали похищаться еврейские дети и обращаться в христианство.

Гродненскими торговцам-евреями выставлялись на продажу товары и они занимались закупками товаров чужих, причем и в крупных региональных центрах, и на Лейпцигской знаменитой ярмарке.

Фото из источника: Гродно — путешествие в прошлое http://smolbattle.ru/

Однако, в своих краях им была запрещена закупка зерна и перевозка грузов по Неману, чтоб они не были чрезмерно шустрыми. Местными ремесленными цехами, у которых были существенные привилегии, евреи особо к себе не допускались (конкуренция была даже в те далекие времена). Евреи все-таки к середине 17-го столетия получили важные права, правда не бесплатно — им пришлось платить ежегодно по пять гульденов на развитие цехов и давать по шесть фунтов пороха на оборону города.

Фото из источника: Гродно. Часть 8. https://humus.dreamwidth.org/9182918.html?style=light&view=flat

Евреям Гродно приходилось страдать как от нашествий чужестранцев, так и от своих же сограждан. Как только начинались войны либо менялась власть, на евреев прежде других обрушивались напасти. Многие из горожан брали у евреев взаймы деньги. Но долги зачастую отдавать не желали, стараясь своим заимодавцам всячески вредить.

Еврейский Гродно 18-го столетия

Фото из источника: Гродно — путешествие в прошлое http://smolbattle.ru

Бершадский подсчитал, что еврейское гродненское население в 1766-м году составило 2418 чел. В 1775-м году гродненцы стали подданными России (империи). Правовое положение евреев осталось прежним.

Справка 1777-го года [8]:

«…в Гродно портняжный, кузнечный, сапожный, каменщицкий, кожевенный, мясников, рыбаков, плотников, гончарный, бондарный, стрихарский, ткацкий, ювелирный, столярный, фурманский, мечничий цехи; работают школы землемеров, строительная, воскресная (для рабочих), еврейская торговая, немецкая, французская, балетно-музыкальная, кадетская. На Городницу Тизенгаузом перенесена полотняная мануфактура, свечной и 1782 г., 31 октября кожевенный заводы. Основана шляпная мануфактура».

.

В 1778-м году во время осуществления административной реформы имело место включение евреев в сословие купцов и получение ими доступа в органы сословного представительства. Данное обстоятельство дало толчек вовлечению их в политику.

В 1788-м году в Гродно была отпечатана книга, ставшая первой, изданной в Литве на языке иврите.

Согласно третьему разделу Польши в 1795-м году произошел отход Гродно к России. В это время евреи были большинством городского населения.

Источник: https://varandej.livejournal.com/579477.html?

В 1790-й год стал годом наличия фактов «кровавого навета» (обвинения евреев в убийстве представителей иных вероисповеданий, в основном христиан, чтоб использовать их кровь при осуществлении ритуалов). В 1791-м году имело место введение территориального ограничения для проживания еврейского населения в России, оно впоследствии стало называться «чертой оседлости». Гродненскую губернию при этом отнесли к разрешенной для поселения евреев.

Евреями уплачивались налоги, что надежно пополняло казну. В 1794-м году произошло увеличение в два раза подушного налога.

В 1795-м году Михель Янкелевич Бурда открыл шляпочную фабрику, ставшую одним из старейших гродненских предприятий. В 1799-м году в Гродно открылась типография Боруха Ромма.

В конце 18-го столетия в Гродно жили весьма состоятельные евреи — Фрумкины, Броуды и Ашкинозы (Ашкенази).

В Гродно 18-м столетии жил известный каббалист и раввин Зискинд (Александр) бен Моше, который в 1794-м году ушел из жизни.

2.3 Еврейский Гродно 19-го столетия и начала столетия 20-го. О Занеманском форштадте

Еврейский Гродно 19-го столетия

Фото из источника: По улицам старого Гродно http://vogs.by/po-ulicam-starogo-grodno.html

В 1816-м году в Гродно вновь были отмечены факты «кровавого навета».

В 19-м столетии имело место введение чисто еврейских налогов: коробочного, свечного, рекрутского (замененного в 1827-м году на отбывание евреями воинской повинности).

Главными занятиями гродненских евреев в 19-м столетии стали разные ремесла и торговля лесом и сельхозпродукцией.

Двадцатого октября 1803-го года произошло открытие в Гродно первой еврейской типографии. Это осуществил Зимель Нозимович (типограф). Здесь происходило издание на языке иврите текстов религиозного характера (Книг двенадцати пророков, Давидовых Псалмов), хозяйственного календаря (печатался на русском), а также литературы на польском языке и т. д.

В Гродно в 1816-м году проживало всего 9873 жителя, евреев среди них было 8422 (или 85,3 процента). После этого количественно еврейское гродненское население росло, но доля его падала из-за наплыва из разных мест пришлого «разношерстного» народа.

В городе были пустившие глубокие корни движения — сионистов и палестинофилов. 1872-й год явился годом основания в Гродно общества, преследовавшего цель переселения евреев в Палестину. Обществом Ховевей Цион в 1890-м году была оказана щедрая поддержка в строительстве в Яффе женской еврейской школы. К гродненским активистам сионистского движения возможно причисление Лейба Яффе и братьев Бецалель.

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/803436.html

В 1898-м году в городе имело место основание одной из первых в тогдашней России кооперативных ссудо-сберегательных касс. В 1875-м — 1876-м годах наблюдалась деятельность одного из первых социалистических еврейских кружков. С конца 1890-х годов наблюдалось существование различных группировок рабочего еврейского движения, особо выделялось по активности движение Бунд. Участникам рабочего движения принадлежала важная роль в организации еврейской самообороны.

Гродненские евреи во второй половине 19-го столетия начали осваивать такую отрасль как промышленность. Хотя торговлей и ремеслами они также занимались (продолжали заниматься).

В 1887-м году во владении евреев было 65,2 процента недвижимого имущества, 88 процентов коммерческих предприятий, 76 процентов мастерских и фабрик.

В 1849-м году произошло открытие казенного еврейского училища, несколько позднее — школы для девочек и приюта. В 1879-м году в иешиве обучалось примерно 120 человек. В 1886-м году функционировали сорок пять хедеров и начальных еврейских школ, а также три женских школы.

Гродно в начале 20-го столетия

Фото из источника: Синагога. Нач. 20 века. http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=599

В 19-м столетии — начале столетия 20-го имело место продолжение количественного увеличения еврейского населения Гродно и одновременного сокращения его доли.

Рассмотрим статистику [12]:

«Так, в 1816 г. в Гродно жили 8422 еврея (85% от всего населения), в 1859 г. — 10 300 евреев (53%), в 1887 г. — 27 343 еврея (68,7%), в 1897 г. — 22 684 еврея (48,4%), в 1910 г. — 31 055 евреев».

Перед 1939-м годом проживавшие в Гродно евреи составляли 42,6 процента от всего количества его населения.

В 1906-м году в городе было сто действовавших хедеров (в них обучалась одна тысяча двести чел.), семь мужских начальных школ (с числом учащихся равном 566-ти) и пять школ женских (учащихся в них было 527).

В 1907-м году в городе произошло открытие педагогических гродненских курсов — единственного в империи учебного заведения для подготовки учителей-евреев. Учреждало курсы Общество, призванное распространять просвещение между евреями в империи. Была при этих курсах и библиотека.

В 1915-м году (в начале) российскими казаками в городе был устроен погром. Весной 1915-го года (в апреле месяце) главнокомандующий князь Николай Николаевич распорядился, чтоб из Гродно были высланы все евреи. Но этого не произошло.

2 сентября 1915 года немцы захватили Гродно и оккупировали город на три года. Война резко повернула к экономическому упадку города, и евреи и неевреи оказались погружены в кризисную ситуацию. Тем не менее евреи продолжали поддерживать активную культурную деятельность. Особенно важным было идиш-возрождение: были созданы школы на идишском языке и театр на идише, и многие культурные мероприятия проводились на этом языке.

С октября месяца 1920-го года по сентябрь месяц 1939-го года Гродно был городом Польским. Численность евреев в нем совсем не росла, а доля снижалась. Евреям приходилось сталкиваться с вытеснением их с занимаемых ими позиций. Начиная с 1930-х годов гродненским евреям пришлось пережить бойкот экономического плана со стороны польских шовинистов Тем не менее положение евреев оставалось доминирующим.

В период с 1920-го по 1039-й год возглавление большой иешивы Ша‘арей ха-Торы взял на себя раввин Шим‘он Иехуда Шкоп, считавшийся выдающимся талмудистом.

После завершения Первой мировой войны произошла активизация в городе сионистского движения. Имело место распространение благодаря еврейской сети Тарбута знания иврита, молодежь подготавливали к отъезду в Эрец-Исраэль, а также было возникновение первой в Западной Беларуси ячейки Хе-Халуц. Шла борьба рабочего еврейского гродненского движения против того, что польским правительством допускалась случаи дискриминации рабочих-евреев.

Феликс Зандман вспоминал [13]:

«Прыход Гітлера да ўлады знайшоў сваё адлюстраванне і ў Польшчы — стаўленне да габрэяў становіцца ўсё горш і горш. Што тычыцца майго асабістага вопыту… Вяртаючыся са школы «Тарбута» і праходзячы міма гімназістаў-палякаў, я часта падвяргаўся іх здзекам, бываў пабіты і неаднаразова вяртаўся дадому ў сіняках. Шчыра кажучы, проста баяўся за сваё жыццё.

Габрэям Гродна тысячу разоў казалі: «Пакіньце ўсё… Гітлер ідзе. Едзьце ў Ізраіль! Мы на шляху да Катастрофы!"… Я гэтага хацеў, але мой бацька быў супраць. Бацька шмат разважаў пра ад'езд: дзе мы там будзем жыць? Ці будзе праца? Можа быць, мы неяк выжывем ў гета? Але… далей разважанняў не пайшоў.

У горадзе побач жылі габрэі і палякі. Але яны практычна не зліваліся. Што тычыцца антысемітызму, то ён заўсёды існаваў. Да 1933 г. праяўляўся ў рознага роду абмежаваннях, славесных абразах, у лозунгах, часам пераходзіў у фізічны гвалт».

«Гродно во время еврейских погромов». Фото из источника: http://www.t-styl.info/by/118/history/14129

В 1939-м году (в сентябре месяце) Гродно был захвачен Союзом ССР. Восемнадцатого-двадцатого сентября 1939-го года, когда польские части покинули город, а в него вступили «советы», произошла вспышка крупного погрома.

В 1939-м 1940-м годах тайным сионистским центром в Гродно были переправлены в Вильнюс евреи, намеревавшиеся отправиться жить в Палестину.

Из воспоминаний Феликса Зандмана насчет прихода «советов» [13]:

«У 1939 годзе прыйшлі Саветы, якія акупавалі частку Польшчы. Як большасць маладых людзей, бацька быў злёгку наіўны і нават неяк раз сказаў мне, што, можа быць, камунізм не такая ўжо дрэнная ідэя. Ён спадзяваўся, што пры савецкай уладзе спыніцца антысемітызм, для ўсіх будзе праца і пераможа справядлівасць. Праз пару тыдняў яму стала ясна: усё, пра што Саветы вяшчалі па радыё, у газетах і выступах, — хлусня. І тады бацька сказаў мне, дванаццацігадоваму: «Фелікс, забудзь ўсё, што я табе казаў раней, — я цябе няправільна арыентаваў».

О Занеманском форштадте

«Деревянная синагога в Занеманском форштадте». Фото из источника: http://www.arhplan.ru/history/city/drawing/1492/17

Занеманский форштадт — это левобережная часть города Гродно, присоединенная к нему в 1952-м году (ее присоединил Великий князь Сигизмунд-Август). В этом месте в основном жили бедняки-евреи. Место это славилось большой деревянной синагогой — главным из украшений форштадта, в черте которого располагалось третье еврейское кладбище.

В Гродно еврейскими улицами издревле считались Замковая (прежде ее именовали Жидовской), Большая Троицкая, Виленская, Советская. Также обеспеченные евреи жили возле речки Городничанки. Они владели домами, лавками и мастерскими. Евреи-бедняки зачастую селились на окраине — в райне Занеманского форштадта (сегодня это ул. Мира и Дарвина).

Со временем произошло раздвижение границ еврейского квартала. Зажиточными семьями выбирались для проживания места в центре Гродно, но и пригородный форштадт потихоньку обживался и застраивался. Много было купцов, торговавших как в городе, так и в пригороде. Когда была перепись населения 1897-го года, в городе было сто двадцать девять купцов, из которых сто три были по национальности евреями.

Жизнь в Занеманском форштадте была довольно активной место это было стратегически важным из-за нахождения здесь пункта переправы через реку Неман.

В 1795-й год был годом занятия Гродно российскими имперскими войсками. В это время произошла ссора Екатерины Второй с ее прусскими союзниками из-за вопроса контроля над переходом через реку Неман. Но пруссакам пришлось отступить и поэтому на протяжении длительного времени Занеманский Форштадт оставался во владениях Российской империи.

Название «Занеманский Форштадт» было получено гродненским предместьем из-за царских властей, приказавших в 1880-х годах обеспечить строительство рядом с Гродно фортов — вначале земляных, а с 1912-го года — бетонных. Они располагались почти на городской границе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я