Гомель и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее.В книге пересказано много интересного о еврейском Гомеле.

Оглавление

VI О еврейских движениях и погромах в Гомеле. Об учении «Мусар»

6.1 О движении «Хаскала». Об организации «Бунд». О сионистах против бундовцев

О движении «Хаскала»

Иосиф Хаим Бренер. Фото из источника: http://kackad.com/kackad/28727-2/

В интеллигентской среде к началу 20-го столетия начало разворачиваться движение «Хаскала», являвшееся для евреев движением просвещения.

В Гомеле молодым еврейским литератором Иосифом Хаимом Бренером был опубликован рассказ «Буханка хлеба», ставший его самым первым рассказом.

В 1905-м году призванному в армию Бренеру «посчастливилось» попасть к японцам в плен и бежать при содействии «Бунда» (Всеобщего еврейского рабочего союза в Польше и Литве) в Лондон, в котором он примкнул к «Поалей-Цион». После этого Иосиф Бренер поехал в Палестину и вместе с другими еврейскими активистами основал израильское профсоюзное объединение «Гистадрут» («Федерацию труда»). Его в 1921-м году убили в Яффе «арабские черносотенцы». В его честь в Израиле назвали один из крупнейших кибуц.

Первая бесплатная библиотека в Гомеле была создана И. М. Захариным. Читальню расположили в доме братьев Шановичей. Захариным также была организована бесплатная школа для рабочих, однако его в 1897-м году арестовала полиция, и это довело его до сумасшествия.

Революция 1905-го года потерпела поражение, после чего многие из еврейских гомельских интеллигентов стали работать в общественных организациях. В то время Гомельское отделение «Общества распространения просвещения среди евреев в России» возглавлялось будущим всемирно известным психологом Львом Выготским.

Об организации «Бунд»

Источник: http://belisrael.info/?tag=bund-v-gomele

Большинство гомельских евреев были рабочими, ремесленниками, мелкими торговцами и даже нищими. Чтобы оказывать помощь самым бедным евреям, в 1897-м году произошла организация «Еврейского общества пособия бедным», содержавшего дешевую скромную столовую для всех нуждавшихся, помогавшего старым евреям одеждой и хлебом и выдававшего беспроцентный кредит.

Но пролетариям на еврейской улице не захотелось от их хозяев подачек. Оказавшись в условиях двойного гнета — экономического и социального, они становились революционерами. Когда наступил 1893-й год, типографским рабочим Поляком, прибывшим в Гомель из столичного Минска, было продемонстрировано нигилистическое поведение и был основан первый социалистический кружок для рабочих-евреев.

В 1898-м году в Гомеле произошло появление организации «Бунд», представлявшей собой социал-демократическую партию, которую отличала от РСДРП национальная позиция. Этой организацией велась на идише пропаганда, и она добивалась для рабочих-евреев того, что называлось «национально-культурной автономией».

О сионистах против бундовцев

Григорий Яковлевич Брук (гомельского врача Григория Брука в 1899-м году избрали в Генсовет Всемирной сионистской организации). Источник: http://rodoslovnaya.org/ru/wiki/index/

Первые из сионистов стремились к объединению и возрождению евреев как народа в Израиле, являющемся их исторической родиной. В Гомеле наблюдалась деятельность и партий «буржуазных» сионистов (к примеру, «Хоавей-Цион»), и «левых», которые призывали пролетариев, чтоб они становились «рабочими Сиона» (например, «Поалей-Цион»). Сионистами был в городе открыт ряд школ, где шло преподавание на иврите, а не на «жаргонном» идише. А гомельского врача Григория Брука в 1899-м году избрали в Генсовет Всемирной сионистской организации.

Позже некоторые из сионистов Гомеля поехали в Палестину, где вместе с другими деятелями основывали первые кибуцы, а после создавали военизированную организацию для их охраны под названием «Ха-Шомер» (т. е. «Страж»). Таким образом, можно говорить об определенном участии Гомеля в создании Армии обороны Государства Израиль.

Сионистам, проповедующим еврейскую исключительность, противостояли бундовцы, которые были за «интернациональное единство рабочего класса». Противники даже доходили до драк в синагогах.

Интересно, что вначале сионистов поддерживала царская полиция, с помощью которой в Гомеле стали появляться группы ЕНРП («Еврейской независимой рабочей партии»). Активистами этой партии предлагалось ведение чисто экономической борьбы с хозяевами и эмигрирование в Палестину. Политику и царя трогать не предусматривалось. Однако вскоре эту «конструктивную оппозицию» свергли из-за возмущения хозяев.

6.2 О гомельских еврейских погромах. Об учении «Мусар» в Гомеле

О гомельских еврейских погромах

Источник: http://amnesia.pavelbers.com/Novosti%20Israilja%2058.htm

Интересно, что первые погромы против являвшихся демократами евреев устраивались евреями-консерваторами. Старейшины, прибегая к помощи полиции, начали обходить дома и требовать выдачи радикально настроенной молодежи. Также они организовывали на них нападения извозчиков и мясников. Это сильно разозлило бундовцев, которые сразились с мракобесами и разгромили их наголову. После этого мясникам и извозчикам ничего не оставалось, кроме как самим попроситься в профсоюз социал-демократов.

«Русское» купечество и еврейские предприниматели между собой жестко конкурировали. Это обстоятельство, а также вмешательство полиции обусловили гомельский погром, произошедший в 1903-м году. В него имело место вмешательство еврейских сил вооруженной обороны. На стороне самообороны были те, кто относился как к сторонникам, так и противникам создания Израиля.

Во время погрома были убиты десять евреев, кроме того, многие евреи были ранены, имущество многих евреев подверглось грабежу. Неевреи также оказались потерпевшими [28].

После этого погрома в Гомеле в 1904-м — 1906-м годах имел место известный судебный процесс. Судили как неевреев, так и евреев (их было 36 человек, участвовавших в самообороне). Весть об этом процессе разнеслась по всей России, о нем узнали и за границей.

Гомельчанами в 1909-м году (весной) была создана вооруженная организация еврейской самообороны «Ха-Шомер». Ее руководство взял на себя гомельчанин Исроэль Шохат.

Об учении «Мусар» в Гомеле

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DZxLjndBUI8

Тысячам евреев а также нескольким иешивам из Литвы и Польши во время Первой мировой войны пришлось двинуться из прифронтовых мест в Гомель.

Иешиве, открытой в 1896-м году в Новогрудке раввином Йосефом-Юзлом Горовицем (его также знали как Сабу из Новогрудка), выпало на долю пройти через все несчастья. В 1915-м году, когда в фронтовая линия стала двигаться на восток, раввином Йосефом-Юзлом иешива перевелась в Гомель.

Свою синагогу ешиботники не имели, им приходилось носить плохую одежду, спать в синагогах, жить впроголодь. Но ими проповедовалось популярное в то время в среде литовских ортодоксов митнагдов учение «мусар», идеологический центр которого был в Новогрудке (Новогрудская иешива). Им импонировала идея аскетизма, и поэтому из-за лишений, испытываемых всем народом, у Йосефа-Юзла оказалось много последователей (учеников иешивы), их насчитывалось несколько сотен. Их активное передвижение по тогдашней российской и беларуской территории не останавливали никакие власти — ни «белые», ни «зеленые», ни «красные». Иешивы, которые исповедовали «мусар», возникали в разных городах, а численность последователей учения росла.

В 1919-м году гомельские власти сильно обеспокоились активностью иешивы Йосефа-Юзла, из-за чего раввин вместе с его трехстами учениками переселился в Киев. Однако центры «мусара» в Беларуси остались в таких городах как Могилев, Бобруйск, Речица. В эти центры, кроме того, съезжались спасавшиеся от репрессий верующие из Нижнего Новгорода, Ростова и Харькова. В Гомеле оставался Центральный филиал иешивы, который возглавлялся зятем раввина Йосефа-Юзла, умершего в 1920-м году. Зять взял на себя руководство всей системой иешив под названием «Новогрудок». В 1921-м году его арестовали вместе с его учениками и посадили в тюрьму, после освобождения из которой он и еще 600 человек эмигрировали.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я