Гомель и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее.В книге пересказано много интересного о еврейском Гомеле.

Оглавление

IV О Повседневной жизни гомельских евреев в начале 20-го столетия

Фото из источника: http://nashkraj.info/povsednevnaya-zhizn-evrejskogo-naseleniya-gomelya-v-nachale-xx-veka/

4.1 О культурно-бытовых традициях гомельских евреев. О демографических особенностях развития семей евреев-горожан

О культурно-бытовых традициях гомельских евреев

Будничную жизнь еврейского многочисленного гомельского населения начала 20-го столетия лучше всего охарактеризовывают материалы о семье, ее жизнедеятельности.

Проживание еврейских гомельских семей происходило главным образом в таких районах, как Кагальный ров, «Америка», частично центральные городские кварталы.

Чтобы понять, каковы были условия жизни евреев Гомеля, целесообразно обратить внимание на улицу Речицкую, описанную современником [11]:

«Я свернул на Речицкую и прошел ее на всем протяжении до железной дороги. Речицкая улица тихая, хотя весьма густо населенная… Кое-где плетутся коровы, с трудом освобождая ноги из густой засасывающей грязи. Кое-где в громадном болоте, разлившемся поперек улицы, полощутся босые ребята, да еще у ближайшей лужицы смывает грязь старая женщина в громадных мужских сапогах. В деревянных, на авось построенных домах, как видно, весьма тесно… Тротуаров нет… скромный оазис торгово-промышленной жизни на Речицкой улице — маленькая, чуть заметная лавочка, где, вероятно, можно достать все, от дегтя до сельтерской воды, кваса „фиалки“ и монпасье».

Если говорить об образе жизни евреев Гомеля в начале 20-го столетия, то он в связи с процессами урбанизации несколько модернизировался. Тем не менее, в Гомеле евреи до первой мировой войны сохраняли свой быт в основном неизменным, и он имел четко выраженные национальные черты.

О демографических особенностях развития семей евреев-горожан

В отношении демографических особенностей развития семей евреев-горожан можно сказать, что в еврейских гомельских семьях обычно были дети (от одного до восьми).

В брак евреи-мужчины вступали в среднем в возрасте двадцати пяти — двадцати четырех лет. Еврейки-гомельчанки выходили замуж в двадцать два года (усредненные данные). Семьи чаще всего создавались ровесниками или муж был на пару лет (максимум на пять) старше.

Межконфессиональных браков обнаружено не было.

4.2 Об особенностях жизни гомельских евреев в городской среде. О случаях антисемитизма

Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html

Об особенностях жизни гомельских евреев в городской черте

В Гомеле евреи жили в городской среде, сталкиваясь со значительным выбором услуг и товаров, что помогало разнообразить гомельчанам-евреям их быт.

Евреями-гомельчанами приобретались в магазинах и на рынках продукты и предметы одежды. Покупались семьями зажиточных евреев также музыкальные инструменты, швейные машины, велосипеды, причем не только на местных рынках. Это содействовало дополнению вещественного окружения.

Расширение диапазона покупок происходило благодаря магазинам, которые находились на таких улицах как Замковая и Румянцевская. Эти магазины зачастую организовывали гомельские евреи.

Евреи работали в фотомастерских. К ним приходили фотографироваться еврейские семьи. Евреи посещали аптеки, которыми владели Дубнов, Каган, Цукир и Эфрат.

Аптечная улица. Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/aptechnaya_ul.jpg

Когда евреи Гомеля заболевали, у них была возможность обратиться к еврейскому доктору (Гесову, Тецу и др.).

В статье «Повседневная жизнь еврейского населения Гомеля»

описан сюжет хроники Гомеля начала 20-го столетия, связанный с доктором Яковом Исааком [11]:

«Скороходов оказывает экстренную медицинскую помощь на Могилевской улице некой Фишман, смятой сорвавшейся лошадью, а затем содействует ее отправке в еврейскую больницу. Быт гомельской еврейской семьи — это и получение доходов от содержания биллиардных и госгинниц, и визит в зубную лечебницу Митлина, и посещение детьми фортепианных и скрипичных классов Розенблюма, и вопрос о замене старой миквы кафельной в бане Лагорио, и устройство помещения для омовения умерших на еврейском кладбище, и строительство деревянного дома с обкладкой кирпичем на Фельдмаршальской улице, например, Авраамов Нухимовым Элдиным и пр., что составляло круг повседневных забот евреев в Гомеле начала XX века».

О случаях антисемитизма

Источник: http://fb.ru/article/223285/antisemitizm–chto-takoe-prichinyi-antisemitizma-antisemitizm-v-rossii

Некоторая часть гомельского населения в силу недостатка образования допускала бытовой антисемитизм. Хотя следует обратить внимание на насыщенность повседневной жизни евреев города Гомеля примерами благожелательности отношений граждан, которые принадлежали к различным этносам и исповеданиям.

Гомельским евреям была присуща благотворительность, в которую имело место вовлечение не только еврейского населения города, но и горожан-неевреев. К примеру [11]:

«… в 1908 г. дешевыми обедами, организованными Еврейским обществом пособия бедным, пользовались в т. ч. христиане, им было выдано 9195 обедов».

4.3 О проведении евреями свободного времени. О Занятости еврейских женщин. О знаменитых евреях Гомеля

О проведении гомельскими евреями свободного времени

Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html

Еврейским семьям было свойственно приобщение к сугубо городскому проведению свободного своего времени. Они прогуливались по гомельским улицам и садам, катались по Сожи. Молодые евреи принимали участие в вечерах, которые устраивались в учебных заведениях.

Грамотным евреям нравилось читать. В 1912-м году гомельские евреи читали книги на идише и иврите (книги Шолома-Алейхема, Менда Мойха Сфорима Аша и др. Они брали книги в Гомельской библиотеке общества распространения просвещения между евреями России. Имеются данные по чтению книг из этой библиотеки (см. статью «Повседневная жизнь еврейского населения Гомеля») [11]:

«Всего читатели данной библиотеки за 1912 г. 1358 раз брали для чтения книги по изящной литературе на древнееврейском языке, 2308 — детскую литературу, 226 — по различным отраслям знания, 162 раза были выданы сборники и журналы. (Указанная библиотека также предлагала широкий выбор литературы на русском, польском, немецком языках, обслуживала не только еврейское население)».

Любили гомельские евреи читать и еврейские газеты, такие как «Газман», «Гатфиро», «Момент», «Ганьт», «Цайт» и др.

О занятости еврейских женщин

Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html

Не все еврейские женщины-гомельчанки имели официальную работу. Некоторые были домохозяйками. Но и дома многие из них занимались пополнением семейного бюджета, занимаясь, к примеру, пошивом шапок, платьев и т. д.

Гомель ускоренно развивался, что способствовало обни щанию гомельчан, в том числе и евреев. Усиливались социальные контрасты.

От безысходности положения женщины начинали торговать собственным телом. В число проституток Гомеля входили и еврейские женщины [11].

О знаменитых евреях Гомеля

Знаменитые евреи Гомеля перечислены в статье «Гомель», размещенной на сайте Еврейского туристического агенства [53]:

«● Уроженцем Подобрянки (местечка под Гомелем) является р. Леви Ицхак Шнеерсон. Автор известных трудов по хасидизму и каббале, главный раввин Екатеринослава-Днепропетровска. ● Рав Деслер — известнейший духовный лидер движения Мусар, мыслитель. ● Ученый-математик Лев Генрихович Шнирельман. ● Герой Второй мировой войны Евгений Абрамович Бирбраер. ● Советский военачальник Симон Давидович Кремер. ● Чемпион мира 2009 года, боксер Юрий Форман».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я