Гомель и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее.В книге пересказано много интересного о еврейском Гомеле.

Оглавление

II Об истории появления евреев в гомеле и их расселении. Об истории Гомеля 18-го — 19-го столетий

2.1 О Появлении евреев в Гомеле и их расселении. О Восстании под предводительством Богдана Хмельницкого и вхождении Гомеля в состав России

Вечер на реке Сож. evviva. Фото из источника: http://www.photosight.ru/photos/6050472/

«С тобой связано полжизни. Жаль, расстаться довелось. Как у всех бывает в жизни-

Что сбылось, что не сбылось. Я к тебе, как будто птица,

Я к тебе, как будто птица, Возвращаюсь по весне. Чтобы низко поклонится

Милой сердцу стороне». (Нина Гайшунова)

Появление евреев в Гомеле и их расселение

Появление первых евреев в Гомеле произошло еще в Киевской Руси. Новый же еврейский приток приходится на время, когда правил Витовт. Появление еврейского населения в городе Гомеле, скорее всего, относится к периоду между временем его включения в ВКЛ в 1335-м году и переходом под юрисдикцию Речи Посполитой в 1569-м году.

Вероятно, появление евреев в Гомеле произошло в 16-м столетии, в его первой половине. Существует документ, согласно которому недалеко от Гомеля (в Белице) в 1637-м году находилась еврейская община, относящаяся к еврейским общинам Великого Княжества Литовского, у которых имелись задолженности. В 40-е годы 17-го столетия в Гомеле проживало порядка двух тысяч евреев.

Первые гомельские евреи были, как правило, переселенцами из стран Западной Европы (прежде всего, из Германии), где были «чумные» погромы, которые убегали от них в Речь Посполитую. Эти евреи были людьми, обладавшими высокими навыками торговли и ремесла, и сплоченные в религиозные кагалы (общины), они быстро заполняли города Беларуси.

Еврейских шустрых торговцев стали не любить, поскольку с ними торговцам местным оказывалось весьма проблематично конкурировать. Это были вначале разборки коммерческого характера. Однако они со временем становились разборками, в которых проявлялась религиозная нетерпимость.

Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого и вхождение Гомеля в состав России

«Второй фронт» Хмельниччины: изгнание казаков из Литвы. Фото из источника: https://ukrainianwall.com/news/vtoroj-front-hmelnichchiny-izgnanie-kazakov-iz-litvy/

В Украине началось в 1648-м году под предводительством Богдана Хмельницкого восстание. Один из его лозунгов был таким: «Жид, лях и собака — вся вера однака». В Гомеле произошло сосредоточение многих бежавших с Украины людей.

Перед Пасхой 1649-го года украинскими казаками полковника Мартына Небабы был взят Гомель, в котором произошло вырезание евреев (иудеев) и католиков. Евреев вырезано было полторы тысячи человек (по другим данным вырезанных было более двух тысяч). Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. Сохранилась легенда о том, что уцелеть удалось лишь одной еврейской девушке, ставшей впоследствии родоначальницей рода Бабушкиных.

Похоронили жертв «хмельниччины» на еврейском старом кладбище, которое называлось Бабушкинским. В начале 20-го столетия на нем стоял памятник жертвам страшной резни.

Тех из представителей еврейства, которые перешли в православие добровольно, казаки не уничтожали. Однако большая часть из поменявших иудаизм на православие людей после возвращения Гомеля в Речь Посполитую, возвратились к иудаизму. В то же время было немало случаев и насильственного обращения евреев в христианство.

2.2 Еврейская история Гомеля 18-го и 19-го столетий

«Будынак былога Віленскага банка ў Гомелі на Румянцаўскай вуліцы» Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4613281/post431543576/

Еврейская история Гомеля 18-го столетия

К периоду 1770-х годов имел место заметный рост еврейской общины Гомеля. Среди евреев города были торговцы (причем и крупные, у которых были наемные работники, и мелкие) и священнослужители. Также среди еврейского населения было немало ремесленников и бедняков, а также малоимущих.

Согласно законодательству Великого княжества Литовского теми из евреев, которые проживали в городах Беларуси, образовывалась как отдельная сословно-конфессиональная, так и податная группа населения. Не исключением был, разумеется, и Гомель. Права данной группы охранялись и представлялись кагалом (кегилой), являющимся общиной, единицей социальной еврейской организации. В ее рамках происходило развитие особенной культуры с языком идишем, который использовался как язык общения, и языком ивритом, рассматривавшемся в качестве языка религии евреев, делопроизводства и образования. В обязанности кагала входил сбор налогов, а также решение общественных и религиозных дел. В 1770-х годах высшим служителем культа, судьей по проблемам семьи и веры, и духовным главой кагала Гомеля был раби (ребе, раввин) по фамилии Давидович.

В 1772-м году Гомелю суждено было войти в состав Российской империи. Однако из-за проведения Екатериной Второй знаменитой «черты оседлости», для евреев восточная граница не изменилась. Дело, кстати, касалось вовсе не религиозных соображений. Эту «черту» захотело ввести московское купечество в целях защиты от конкуренции. Но благодаря данной «черте» Гомель для проживавших в нем евреев стал своеобразным гетто. Хорошо еще, что отношение владельца города, просвещенного графа Николая Румянцева к евреям отличалось толерантностью. При его содействии еврейской общиной была воздвигнута Большая каменная синагога в Гомеле.

История Гомеля 19-го столетия

Живой Гомель. ShurikBY. Фото из источника: http://livegomel.com/gallery/user/ShurikBY/186/9868

Начало 19-го столетия. Гомель становится одним из центров такого направления в хасизме как «Хабад», рассматриваемого в качестве иудейского религиозного движения, имеющего свой стиль. Благодаря этому движению произошло распространение обучения иудаизму во многих странах, где в итоге было обеспечено создание и развитие еврейских общин. Одним из самых известных гомельских приверженцев «Хабада» был Айзик-Ицхак бен Мордехай Эпштейн, написавший ряд проповедей и трудов по Каббале.

В 1855-м году евреи в городе составляли более 77 процентов. А в 1897-м году их было немногим более половины от всего населения Гомеля.

В 1864-м году в Гомеле (совместно с Гомельским уездом) жило 9730 евреев, отличавшихся своей активностью и участием в самоуправлении города. В городе в 1863-м году насчитывалось 9 синагог, а в 1897-м году их было уже 26.

В Гомеле в 1891-м году произошло рождение раби Элияу-Элиэзера бар Реувен-Дов Деслера, выдающегося мыслителя и педагога, одного из лидеров «Мусара» («Мусар» — этическое движение). Это был мудрец поколения, возродивший жизнь евреев в Англии. Его основной задачей было восстановление разрушенного Катастрофой возрождения духовной жизни еврейского народа. Его многочисленные статьи и уроки, записываемые учениками, впоследствии были включены в широко известный сборник «Михтав миЭлияу».

Евреи владели первыми в Гомеле промышленными предприятиями. Год 1840-й — это год возникновения сально-свечного завода Школьникова, 1853-й — круподерного завода Любина, в 1864-й — костопального завода Ловьянова. 1874-й крупчатного Белицкого завода Шендерова, 1877-й — медоваренного завода Шейнкмана, 1879-й — двух дрожжевых заводов Итоновой и Гамбурга.

До 1890-х годов (их начала») Гомель был городком, уездным, и мелким, население его большей частью было еврейским.

В 1893-м году в городе проживало евреев 14472 человека против 14291 человек православных. В 1897-м году проводимой в Гомеле переписью населения было выявлено 20385 или примерно 55 процентов (от всего его населения) евреев.

Число синагог было 26, а молитвенных домов — 25.

В гомельском еврейском училище обучалось 200 человек учащихся. В еврейской мужской гимназии училось 255 учащихся, их обучало 27 преподавателей. Выпускником данной гимназии был, кстати, Л. Г. Выготский. В городе была и женская прогимназия, а также начальное еврейское училище и женское училище Сыркиной. Еще в Гомеле были училища благотворительные, 45 хедеров и талмуд-тора Голомштока.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я