Глубокое в прошлом являлось беларуским городом (местечком), где в большом количестве проживали евреи.В книге даны общие сведения о Глубоком, раскрыта его общая и еврейская история, пересказано о синагогах и еврейском кладбище города, о холокосте, о связанных с городом известных евреях, в том числе об отце современного иврита Элиэзере Бен-Иегуде.Книга имеет образовательный и культурный характер.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глубокое и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I Глубо́кое: понятие, достопримечательности и известные люди
Глубокое сегодня. Беларусь фото. Источник: https://vedaj.by/index.php/ru/component/content/article?id=522:glubokoe
1.1 Понятие города Глубокого. Колонна в честь Конституции в Глубоком
Понятие города Глубокого
Глубокое (па-беларуску Глыбокае) является беларуским городом, административным центром Глубокского района (область Витебская). Его отделяет от столицы (Минска) сто шестьдесят километров, а от гор. Витебска — сто восемьдесят семь километров.
Численность населения по состоянию на первое января 2016-го года — 18921 чел.
На территории гор. Глубокого расположены озера (в количестве пяти). Одно из озер (оно находится в центре города) прежде называлось Глубоким (отсюда и название города), сегодня его называют озером Кагальным). Еще и река имеется. Поэтому Глубокое величают «беларуской Венецией».
Озеро Кагальное — в центре Глубокого, фото: Игорь Матвеев. Источник: https://news.tut.by/kaleidoscope/454963.html
Об озере Глубоком (ныне Кагальном) и других озерах, а также реке в статье Татьяны Матвеевой «Белорусская Венеция». Пять причин посетить город Глубокое» написано следующее [1]:
«До войны здесь жило много евреев, в названии читается слово «кагал» — орган еврейской общины.
Кроме Кагального есть еще озера Беглец, Великое, Мушкат (называют также Мушкатское) и Подлужное (второе название — Подлазное).
На набережной Кагального — детский парк и несколько зон отдыха с ротондами, беседками, аллеей для молодоженов. Недавно здесь открыли памятник «Дзеду-глыбачаніну»
Река Березовка долго разделяла город на две части, принадлежавшие разным магнатам. Восточной владел Юзеф Корсак, он завещал свои земли монашескому ордену босых кармелитов. Западная часть принадлежала Зеновичам. Позже их сменили Радзвиллы и Витгенштейны».
Официальные символы гор. Глубокого [2]:
«Герб Глубокого — изображение в серебряном поле испанского щита голубой стены с тремя зубцами, на которой находятся две перекрещенные серебряные сабли с золотыми рукоятями и три золотые монеты. Утвержден Указом Президента Республики Беларусь №36 от 20 января 2006».
У гор. Глубокое имеется хорошее транспортное сообщение с другими беларускими городами [2]:
«Через город проходят автодороги Р3 (Логойск — Глубокое — Браслав), Р45 (Полоцк — граница Литвы), Р110 (Глубокое — Поставы — Лынтупы). Осуществляется регулярное автобусное сообщение с Миорами, Браславом, Шарковщиной, Поставами, Полоцком, Витебском, Минском и Ригой. Курсируют пассажирские поезда на Минск, Витебск и Поставы, пригородное сообщение с Крулевщизной, Поставами, Лынтупами».
Глубокое. Добавлено © julicool Источник: http://photogoroda.com/foto-131539-belyj-dom.html
В Глубоком имеется площадь, где расположено семиэтажное здание Дома Советов. Оно похоже на замок, а его стены — зубчатые. Первоначальный замок Зеновичей-Радзивиллов шестнадцатого — — восемнадцатого столетий оказался уничтоженным, когда шла Северная война.
Если вы желаете посмотреть много хороших фотографий достопримечательностей Глубокого, вам целесообразно посетить страницы сайтов с адресами:
https://hawat.by/gorod-glubokoe
и
https://www.radzima.org/ru/object-photo/4794.html
Колонна в честь Конституции в Глубоком
Колонна на погосте. Фото С. Плыткевича. Источник: https://planetabelarus.by/sights/memorialnaya-kolonna-v-chest-konstitutsii-3-maya-1791-goda/
В городке (на въезде в него) располагается кладбище под названием «Коптевка». Здесь находится мемориальная колонна, возведенная в честь Конституции Речи Посполитой от третьего мая 1791 года. Ее установка происходила в восемнадцатом столетии (в его конце).
Беларуско-польским историком Оттоном Гедеманом (1887—1937) сделано предположение (очерк под названием «Глубокое»), что появление колонны на кладбище предшествовало началу появления на нем захоронений, и при ее возведении ориентировались на подобное сооружение, воздвигнутое в дер. Леонполь (Миорский р-н). Правда, колонна в Глубоком более присадистая, менее стройная. И в ее верхней части имеются ниши (их количество — 4), такие ниши в леонпольской колонне отсутствуют.
Колонна, видимо, понравилась аистам, начавшим вить на ней гнезда. Такое предположение сделал Гедеман в 1935-м г. В наши дни здесь гнезда вьют потомки прежних аистов, данное обстоятельство впечатляет. Гедеман пришел к заключению, что она [1]:
«ёсць чымсьці арганічным з Глыбокім, яго Пізанскай вежай».
1.2 Могила Мюнхгаузена в Глубоком и памятник барону. Памятник вишне в Глубоком
Могила Мюнхгаузена в Глубоком и памятник барону
Памятник барону Мюнхгаузену — персонажу книги Распе в Глубоком. Фото: Игорь Матвеев. Источник: https://news.tut.by/kaleidoscope/454963.html
В Глубоком на ул. Горького поставили памятник барону Мюнхгаузену — персонажу книги Распе. Почему? Дело в том, что на католическом кладбище «Коптевка» покоится некий Фердинанд Мюнхгаузен, могила которого была обнаружена местным краеведом и журналистом Владимиром Скрабатуном. Не исключено, что глубокский Мюнхгаузен являлся потомком или просто однофамильцем знаменитого барона. Кто знает…
Рядом с кладбищем двадцатого мая 2006-го года (как раз к 600-летию Глубокого) была обеспечена установка памятника барону Мюнхаузену, находящемуся на пушечном ядре (он сидит на ядре верхом). Данный правдивый эпизод относится к русско-турецкой войне периода 1735—1739 годов (единственной военной кампании, в которой он принимал участие).
Автор статьи «Могила Мюнхаузена в Глубоком и памятник барону» отметил следующее [3]:
«Если бы речь шла о ком-нибудь другом, то в этом месте я бы начал злобно стебаться с предприимчивости автора и местных властей, решившихся ради привлечения интереса к городу на явную мистификацию. Дело в том, что Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен покоится в родном Боденвердере. В Глубоком же похоронены Фердинанд и Вильгельмина фон Мюнхгаузен, умершие в 1878 г., то есть на целый век позже). Но такая проделка вполне в стиле старого обманщика».
Памятник вишне в Глубоком
Памятник вишне в Глубоком. Источник: https://vetliva.ru/tourism/what-to-see/pamyatnik-vishne-v-glubokom/
Город Глубокое нередко называют «вишневой столицей» Беларуси. Здесь наблюдается рост вишневых деревьев примерно в 8 дворах из 10! Вот и поставили вкусной и красивой ягоде достойный памятник.
Появление памятника вишне произошло в городе в 2013-м году (с двадцать первого по двадцать седьмое июля), когда здесь впервые проходил «Вишневый фестиваль».
Автором двухметровой, выполненной из силумина композиции является скульптор из Витебска Иван Казак. Композиция состоит из стилизованной под дерево тумбы, имеющей цилиндрическую форму, на которой размещена вишневая ветка с листами.
Возведение памятника вишне в Глубоком — не случайное. Глубокский край благодаря местным селекционерам уже давно известен, как край прекрасных вишневых садов.
Помимо «вишневого» памятника в городе имело место появление улицы Вишневой, находящийся в наши дни поблизости от вишневого сада, заложенного в 2013-м г. (месяц апрель). Число посаженных в нем деревьев равно 1 414.
Жители Глубокого отличаются высокой активностью и склонностью почитать сложившиеся традиции — вот о чем, в первую очередь, говорит памятник вишне.
1.3 Сакральная архитектура города Глубокого. Аллея знаменитых земляков в Глубоком
Сакральная архитектура города Глубокого
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, фасад (кастрычнік 2004) Фото © К. Шастоўскі Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/4786.html
О сакральной архитектуре города Глубокого в статье Татьяны Матвеевой «Белорусская Венеция». Пять причин посетить город Глубокое» написано следующее [1]:
«Бело-голубое архитектурное чудо в центре города — кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь построил в XVII веке Юзеф Корсак как костел кармелитов. В 1867 году католический храм передали православным.
Ворота на территории православной церкви. Напротив находится костел
Сохранились также корпуса монастыря кармелитов, построенные в XVIII веке. А в стенах еще одной обители — базилианской — в городском предместье Березвечье находится тюрьма особого режима.
На стене монастыря кармелитов есть табличка, которая информирует, что это «помнік месцячковай забудовы XVIII — XIX стагоддзяў». Но это не мешает жителям соседних домов хранить в нишах стены дрова
Юзеф Корсак возвел в Глубоком еще один костел — Святой Троицы. Его не раз перестраивали и реставрировали. От храма, каким он был в XVIII веке, остался лишь главный фасад.
В 2014 году на Соборной площади установили памятник Иисусу и самарянке. Монумент на библейскую тематику не случайно появился в месте, где напротив друг друга возвышаются два прекрасных храма. Скульптура символизирует духовность, мир между верующими разных конфессий. На открытии памятника присутствовали и католический, и православный священники».
Аллея знаменитых земляков в Глубоком
Аллея знаменитых земляков в Глубоком. Glebwiktorow 1 июля 2017 г. Источник: https://turbina.ru/guide/Glubokoe-Belarus-133265/Otzyvy/
Жители Глубокого не зря гордятся появившейся к Дню беларуской письменности (в 2012-м г.) аллеей своих известных земляков. Бронзовые бюсты здесь в таком количестве, каким не может похвастаться ни один другой город Беларуси.
На аллее увековечена память [1]:
«Юзефа Корсака — мецената глубокских храмов, Язепа Дроздовича — художника, фольклориста, писателя, Игната Буйницкого — основателя белорусского театра, Вацлава Ластовского — премьер-министра БНР, писателя, историка».
Галерея сперва состояла из восьми бюстов, сегодня их число большее, поскольку аллея благодаря не равнодушным глубочанам расширяется.
Жители города Глубокого отличаются своим не показушным патриотизмом, искренней душевной любовью ко всему отечественному, беларускому, родному. Причем [1]:
«Это замечают многие, кто приезжает в город впервые. Особенно выходцы из восточных регионов Витебщины, где на улицах гораздо реже встретишь и белорусские названия магазинов, кафе, и реже услышишь родной язык, и не так часто познакомишься с „апантанымі аматарамі беларушчыны“. А в Глубоком журналистские пути-дороги часто сводят нас с такими людьми».
1.4 Глубокскй историко — этнографический музей. Мосар. Известные люди Глубокого
Глубокскй историко — этнографический музей
Глубокое историко-этнографический музей. Источник: http://glubmusej.by/ru/
О Глубокском историко-этнографический музее написано в статье «История музея» [4]:
«По решению исполкома районного Совета народных депутатов от 31.08.1992 года №204 бывшее здание горсовета по улице Энгельса, 24 было передано под музей. Это здание является памятником архитектуры первой половины ХХ в. (Один из домов тогдашнего жилого сектора Глубокого). Возведено оно было в 1931 — 1932 гг. местным жителем в „национальном стиле“ — синтез барокко, классицизма и модерна. В течение нескольких лет шел процесс создания музейной экспозиции (художественное оформление залов — Глива Д. Х., Гилевич Е. Е. — г. Минск, Сотников С. Н. — г. Витебск), осуществлялся сбор экспонатов (на момент открытия в фондах насчитывалось 4526 экспонатов).
30 декабря 1997 года гостеприимно открыл двери для посетителей Глубокский историко-этнографический музей. Таким образом у горожан появилась возможность присоединиться к историческому наследию района, и вот уже который год коллектив сотрудников музея плодотворно работает на ниве изучения прошлого нашего региона.
Решением Глубокского районного исполнительного комитета от 8 августа 2005 года открыт филиал историко-этнографического музея в деревне Мосар. На 16 гектарах территории комплекса расположены аллеи, скульптурные композиции религиозной тематики, малые архитектурные формы, ухоженные клумбы, беседки, искусственные водоемы и др. Действует этнографический музей, экспозиция которого отражает историю Мосара, его природные и культурные особенности».
Мосар
Мосар. Источник: http://glubmusej.by/be/filiyal-mosar
Мосар является одной из жемчужин Глубокской земли [5]:
«Впечатления от пребывания на Глубокской земле будут не полными, если вы не посетили культурно-дендрологический комплекс деревни Мосар — одно из красивейших мест Беларуси. Населенный пункт имеет достаточно богатую и интересную историю.
Впервые в документах Мосар упоминается под 1514 годом. За годы существования деревня сменила много хозяев: Зеновичи, Пацы, Долмат-Исаковский, Млечко и даже двоюродный брат президента Польши Юзефа Пилсудского Каликст. Но наибольший след в истории Мосаршчины оставил графский род Бжостовских, в частности Анна и Роберт Бжостовские. Именно они в конце 18 в. построили здесь шикарный дворец и костел. К большому сожалению, дворец, в котором гостили даже короли Речи Посполитой, был уничтожен во время гражданской войны. Костел святой Анны сохранился до наших дней, и не просто сохранился, а является действующим храмом, куда приезжают верующие со всех уголков Беларуси (как католики, так и православные), чтобы поклониться главной святыне храма — мощам святого Юстина, или просто посмотреть на окружающую красоту и отдохнуть душой. Но так было не всегда. Не смотря на то, что в советский период храм находился в запустении, а территория вокруг храма напоминала болото, он оставался открытым для верующих.
С 1989 года начинается, без преувеличения, новая эра в жизни деревни Мосар: сюда приезжает ксендз Юозас Булька, и начинается процесс создания той красоты, что с течением времени получила название культурно-дендрологический комплекс деревни Мосар. Сегодня сюда наведываются люди не только из Беларуси, но и из-за ее пределов. А посмотреть здесь есть на что: большое количество цветов (даже таких экзотических для нашей страны, как лотосы), деревья и кустарники различных видов, скульптурные композиции религиозного направления, искусственные водоемы… И над всей этой красотой возвышается самый высокий в Беларуси католический крест, как бы символизируя присутствие Бога в этом месте.
Особым интересом у посетителей комплекса пользуются знаменитые Мосарские источники, вода в которых содержит полезные минералы и считается целебной (недаром большое количество людей приезжает за этой водой). Дорога же к источнику представляет собой «розарийного масла» — тропинку с часовнями вдоль нее. В Мосары вы сможете посетить два музея: единственный в своем роде антиалкогольный музей и филиал Глубокского историко-этнографического музея. Своим существованием они обязаны ксендзу Иосифу Бульке. Наиболее интересным является последний из обозначенных музеев. По сути это сбор старых вещей, которыми когда-то пользовались местные жители (все экспонаты найдены в Мосаре и соседних деревнях). Осмотрев экспозицию музея, вы познакомитесь с бытом простых людей, увидите интересные и даже уникальные экспонаты.
Рассказывая о Мосаре, нельзя обойти вниманием личность ксендза-прелата костела св. Анны Юозаса Винцэнтавича Бульки. Ксендз являлся активным борцом за здоровый образ жизни: своими словами и собственным примером он смог добиться того, что сегодня мосарский приход является «зоной трезвости». Даже молодые люди могли позавидовать неисчерпаемой энергии этого пожилого человека: работа по дальнейшему обустройству культурно-дендрологического комплекса не прекращалась даже зимой, Юозас Винцентович сам следил за работами, помогал советами, служил святую мессу в костеле, и все-таки находил свободную минутку, чтобы лично поприветствовать гостей, пообщаться с ними и благословить. За свою деятельность этот человек неоднократно удостаивался наград как от духовных, так и от светских властей: апостольское благословение Папы Римского, премия «За духовное возрождение», медаль Франциска Скорины, грамота «За личный вклад в развитие туризма в Республике Беларусь». 9 января 2010 года ксендза Иосифа Бульки не стало, но дело его живет».
Мосар. Источник: http://glubmusej.by/be/filiyal-mosar
Известные люди Глубокого
Известные люди Глубокого перечислены ниже.
Шмуэль Могилевер. Известен в качестве раввина, еврейского общественного деятеля, одного из идеологов и основателей религиозного сионизма.
Элиэзер Бен-Йехуда (Бен — Иегуда). Известен в качестве гебраиста, основателя Академии иврита.
Минский Николай Максимович. Известен в качестве писавшего на русском языке поэта и писателя-мистика, а также адвоката.
Борис Михайлович Волин. Известен в качестве советского ученого, журналиста, партийного и государственного деятеля.
Семен Самуилович Иоффе (изначальное имя Симон-Залман Шмуйлович Иофе). Известен в качестве советского государственного, военного и партийного деятеля».
Буйницкий Игнат Терентьевич. Известен в качестве беларуского актера режиссера, театрального деятеля, создателя национального профессионального театра.
Янка Почёпко. Известен в качестве поэта, писателя, редактора издававшегося в Варшаве двухнедельника «Православный белорус» (1925).
Булька Юозас Винцевич, известен в качестве активного священника.
Раковский Леонтий Иосифович. Известен в качестве писателя, члена Союза писателей Союза ССР.
Пугачевский Поликарп Осипович. Известен в качестве офицера, командира, человека, подвергшегося сталинским репрессиям.
Мойсеенок Андрей Георгиевич [8]:
«Он автор многочисленных статей по истории медицины на Беларуси. Ведет активную общественную и краеведческую деятельность: с 1990 года является заместителем председателя комиссии Гродненского областного совета по науке, культуре и образованию, годом раньше возглавил Гродненскую краеведческую ассоциацию».
Ластовский Вацлав Устинович. Известен в качестве беларуского общественного и политического деятеля, писателя, историка, филолога, литературоведа, этнографа.
Болеслав Лапырь [8]:
Болеслав Лапырь. Источник: http://glubmusej.by/ru/nashe-nasledie/znamenitye-zemlyaki/2013-05-02-08-33-31
«стремился к пробуждению в белорусском народе национального достоинства. Он добивался больших прав для белорусов, а потому участвовал в делегации к президенту Польши Игнатию Мостицкому».
Корсак Иосиф Львович [8]:
«Происходил из рода Корсаков Глубокских, который известен с конца XV века и был основан Богданом Евстафьевичем Корсаковичем».
Дуж-Душевский Клавдий Степанович. Известен в качестве беларуского общественно-политического и культурного деятеля, архитектора.
Дроздович Язеп Нарцизович. Известен в качестве беларуского
художника, скульптора, этнографа, археолога, педагога, одного из основателей беларуской национальной исторической живописи.
Доленга-Мостович Тадеуш (польск.: Tadeusz Dołęga-Mostowicz). Известен в качестве польского писателя, журналиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глубокое и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других