Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Предлагаемая книга – о беларуской Волпе, о ее истории, о евреях, в определенные времена составлявших более 50 процентов от всего населения городка, о холокосте и еврейском кладбище.Также в книге пересказано о самой красивой европейской деревянной синагоге, являвшейся гордостью Волпы, Польши, Беларуси и всей Европы, но ставшей жертвой германских нацистов, которые ее безжалостно сожгли во время 2-й мировой войны.Фото в электронном варианте книги – в основном цветные либо покрашенные.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Евреи в Волпе

Данная глава подготовлена на основании источников 6 и 7 (в списке литературы).

3.1 Ранняя история. Восемнадцатое столетие

«Первые евреи эмигрировали в Польшу в 12 веке. В течение 16 и 17 веков („Золотой век“) евреи развили свою традицию строительства синагог» [6].

Волповская синагога. Источник: https://www.radzima.net/ru/image_preview/3707.html

Ранняя история

Волпа (польск. Wolpa; евр. Volp, Volpe) является располагающимся в Гродненской области Беларуси городком, где еврейская община существовала с семнадцатого столетия.

В 16 веке князь Павел Гольшанский построил в Волпе церковь. Он призывал евреев селиться в Волпе, чтобы обеспечивалось развитие торговли и ремесел.

В 1656-м году в Волпу вторглись шведы, и она была сожжена: большая часть еврейских домов оказалась разрушена, кроме знаменитой деревянной синагоги.

В 17 — м веке еврейская община построила деревянную синагогу, прославившуюся своей первозданной красотой.

Помимо традиционного занятия торговлей и ремеслами, евреи Волпы занимались домашним хозяйством.

Князь Павел Александрович Гольшанский (1490 — 4 сентября 1555, Вильно) — князь из рода Гольшанских, виленский епископ (с 1536 года). Источник: https://litvin.pl/statii/vlast/golshanskie-magnaty-velikogo-knyazhestva-litovskogo-ot-mogushchestva-do-upadka

Восемнадцатое столетие

Год 1766-й. В это время в Волпе имело место проживание евреев в количестве 641 чел., которые платили подушный налог.

В 1781 году польский Сейм объявил деревянную синагогу Волпы памятником искусства.

К концу 18-го века Волпа была присоединена к Российской империи, что дало евреям право на самоуправление.

3.2 Девятнадцатое столетие. Двадцатое столетие. Сионистские организации

Девятнадцатое столетие

В 1847-м г. евреев в Волпе насчитывалось 709 чел.

В 1897-м г. проживавших в местечке евреев насчитывалось 1151 чел. (58,2 процента от общего числа проживавших в Волпе людей).

В 1886-м г. в Волпе было два кожевенных завода, красильный завод и завод и пивоваренный. Однако отсутствие железнодорожного сообщения помешало дальнейшему промышленному развитию, и евреи Волпы занялись садоводством и выращиванием табака, став в этих областях экспертами.

«… известно, что в д. Волпа, как и в Волковыске, проживала большая еврейская община, которая имела синагогу, построенную в XVIII веке. Считалось, что еврейское культовое строение было разрушено фашистами во время Великой Отечественной войны, но председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович разыскал снимок волпенской синагоги, который был сделан в 1947 году. Фотография была сделана Михаилом Сергеевичем Кацаром* и хранится в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства в фонде 149. Как следует из этого, синагога была разрушена не во время войны, а уже в мирное время и сделали это не фашисты, а советские власти». Источник: https://volkovysk.by/lenta-novostej/kogda-razrushili-sinagogu-v-volpe.html

Перед Первой мировой войной на площади 242 га (597 акров) располагалось 29 еврейских ферм; 73 гектара (180 акров) принадлежали евреям, а остальные являлись арендованными у фермеров-неевреев.

Во время Первой мировой войны Волпа была оккупирована немцами, и еды не хватало.

После войны польское правительство поселило в городе отставных солдат. Из-за дискриминации и нереально высоких налогов, взимаемых с евреев, их экономическое положение резко ухудшилось. Евреи жили теперь в основном за счет сельского хозяйства и торговли. Те, кто зарабатывал на жизнь выращиванием и переработкой табака, были вынуждены искать другую работу, поскольку правительство объявило, что производство табака и его переработка являются государственной монополией. В результате много евреев уехало в США и Южную Америку.

Волпа на старом фото. Слева вверху синагога

В 19-м веке главная железнодорожная линия не проходила вблизи Волпы, поэтому она оставалась маленькой, неразвитой и сельскохозяйственной. Большинство евреев Волпы жили за счет выращивания сельскохозяйственных культур (овощей, фруктов и табака), на земле, которую они арендовали у неевреев. Средства к существованию других евреев были от торговле и ремесел.

Год 1869-й. Это был год страшного для евреев Волпы бедствия — пожара, истребившего почти все еврейские лавки и дома, в огне сгорели более ста строений. При этом дома христиан огонь не коснулся. Несчастные евреи-погорельцы, оставшись без крыш над головой, вынуждены были дневать и ночевать под открытым небом. хорошо еще, что пожар случился в июле (двадцатого-двадцать первого июля) и было не особенно холодно.

Причину произошедшего пожара следователю установить не удалось. Осталось точно неизвестным, совершил ли кто-то поджег или имело место неосторожное обращение с огнем.

Из рапорта следователя [2]:

«народонаселение» Волпы составляет 1200 чел., которые проживали в 150 деревянных избах, крытых соломой, что построены они без плана, «безобразно и до крайности затесненные».

Местечко не имело торговой площади для базаров. Когда в Волпу приезжали крестьяне, им приходилось толпиться на улицах. И продавцы, и покупатели испытывали большие неудобства.

Волповские христиане проживали от евреев отдельно. В основном их дома находились вдоль дороги из Гродно в Волковыск.

Пострадавшим от пожара евреям оперативно была выделена помощь. И до наступления холодов они смогли начать отстраиваться.

Раввином в Волпе с 1879-го года являлся Зеев-Вольф Турбович.

В 1887-м г. население Гродненского уезда составляло 130 742 человека. Из них менее 2% или 2027 человек проживало в Волпе. Около 50 процентов из них были евреями.

Большая часть из 25 магазинов принадлежало евреям. У евреев Волпы была начальная школа (Хедер и Талмуд Тора) и две средние школы (Бет Мидраш). Были библиотеки на иврите и идише, каждая из которых содержала по 3000 томов.

Раввин из Волпы известен в хасидской традиции как один из учеников раввина из Межерича.

Двадцатое столетие

Уникальный вид с воздуха на местечко Вольпа, 1918 год. Вероятно, открытка. Обратите внимание на синагогу, парящую выше всего остального слева. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/volpa/volpa-synagogue.html?

Год 1912-й. В данном году в местечке действовало ссудо-сберегательное товарищество.

Фото сверху — Вольпа шул, автор Арик Корен, израильский художник, 2002 год. Арик покинул деревню в возрасте шести лет. Фото снизу — центр Волпы и колодец, автор Арик Корен, 2002 год. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/volpa/volpa-synagogue.html?

С началом польского владычества в 1919-м году войска, дислоцированные под Волпой, разожгли антиеврейскую активность.

В 1921-м г. проживавших в Волпе евреев насчитывалось 941 чел. (54,3% от общей численности населения Волпы).

В 1921-м году 429 человек из 941 чел. местного еврейства зарабатывали на жизнь сельским хозяйством.

В 1929-м году евреям запретили выращивать табак, основной источник их существования. Некоторые из них занялись овощеводством, особой культурой являлись огурцы для засолки.

В 1931-м году в Волпе проживало около 1 000 евреев.

Большинство евреев в Волпе в 1930-х годах соблюдали еврейские религиозные законы, и ими руководил раввин Мордехай Сегал.

Хотя еврейская школа «Тора Ваавода» не финансировалась государством, в ней училось большинство еврейских детей.

Еврейская школа Волпа, 1935 год. Сидят учителя (справа): Залман Каплан, раввин Вольпы Меир Гершон, Мордехай Сегал, Яков Петт. Источник: https://clck.ru/anw7f

После окончания еврейской школы некоторые пошли в польскую народную школу, а некоторые — в еврейскую гимназию (среднюю школу), они учились в близлежащих городах — в Гродно и Белостоке.

Начали расцветать сионистские движения — Хахалуц, Хашомер Хацаир и Бейтар, которые также готовили молодежь к жизни в кибуце («Хахшара»), и некоторые из них прибыли в Израиль. В Волпе между двумя мировыми войнами действовали сионистские организации, такие как Эрец-Исраэль ха-Оведет.

Леонид Смиловицкий. По следам еврейских кладбищ Беларуси Главы из будущей книги. Волпа. Старая и новая. Источник:https://club.berkovich-zametki.com/? p=48336&cpage=1

17 сентября 1939-го года в городок вторглись русские. Повседневная жизнь евреев стала несколько другой, но в основном продолжалась в обычном режиме. Однако это изменилось, когда 25 июня 1941-го года немцы начали бомбардировку Волпы. Большинство домов евреев, а также знаменитая деревянная синагога сгорели.

К началу июля 1941-го года в Волпу вошла немецкая армия и ввела новые правила, сделавшие жизнь евреев очень трудной. Соответственно вела себя и большая часть местного населения.

Евреям было приказано строить убежища вместо того, чтобы восстанавливать сгоревшие дома.

Фишел Робинсон был избран главой юденрата.

2 ноября 1942 г. всем евреям было приказано собраться в центре города со своими вещами. Они собрались, чтобы обсудить свои варианты, они решили явиться, так как посчитали, что альтернатива будет хуже.

Треблинка

Двое молодых людей решили сбежать. Но немец сказал, что будут расстреляны 15 евреев за любого пропавшего без вести, юденрату удалось отменить побег молодых евреев.

Когда все были собраны, солдаты СС приказали им оставить все свои вещи, всю еврейскую общину отправили в Волковыск, соседний город, где были собраны еще 2000 евреев из этого района.

Шестьдесят шесть старых и больных людей, которые не могли присоединиться к собранию в центре города, были схвачены и подвергнуты пыткам, особенно жестоко пытали их лидера, раввина Сегала. Затем их всех отвели на еврейское кладбище, расстреляли на месте и похоронили в братской могиле.

К декабрю 1942-го г. в Волковыске осталось всего 5000 евреев. Большинство из них были доставлены в Треблинку и убиты в газовых камерах. Было убито около 900 человек, являвшихся жителями Волпы. Только один человек, г-н Ицхак Водовоз, выжил, сбежав из фургона, перевозившего тела на кладбище. Другие пытались бежать, но немцы их поймали. Эти несчастные после пыток были убиты.

Ицхаку Водовозу удалось расправиться с некоторыми крестьянами, проявлявшими антиеврейскую активность. Позже он присоединился к находившимся в лесах советским партизанам, затем имело место его присоединение к Красной Армии, где сражался в Сталинграде и получил несколько медалей. В 1948-м году Ицхак Водовоз совершил алию в Израиль и жил в Петах-Тикве.

Сегодня Волпа не намного больше, чем до 2-й мировой войны, но евреи там больше не живут. Община была уничтожена во время Холокоста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я