Великий историк еврейского народа Семен Маркович Дубнов

Маргарита Акулич

Мстиславль и Мстиславщина являются местами в Беларуси, где родились известные евреи. Один из наиболее ярких из них – всемирно известный историк Дубнов Семен Маркович, погибший во время холокоста. Ради сохранения памяти о нем создана эта книга.Данная книга имеет культурный и образовательный характер.

Оглавление

  • Предисловие
  • I Семен Маркович Дубнов: представление и биография

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий историк еврейского народа Семен Маркович Дубнов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I Семен Маркович Дубнов: представление и биография

Семен Маркович Дубнов. Источник: https://vtoraya-literatura.com/razdel_20542_str_1.html

«Давно созрела… необходимость установки в Мстиславле мемориальной доски, посвящённой уроженцу города — великому историку еврейского народа, учёному с мировым именем С. М. Дубнову».

(Владимир Цыпин, Скорбная дата (к 70-летию расстрела мстиславских евреев) [1]

Древний беларуский город Мстиславль — родина Семена Марковича Дубнова. Источник: http://mogilev-region.gov.by/node/62865

1.1 Представление и ранняя биография. Начало научной и общественной деятельности

Представление и ранняя биография

Рождение Семена (Симона, Шимона) Марковича Дубнова (Ши́мена Ме́еровича Ду́бнова) произошло в древнем беларуском Мстиславле в 1860-м году (десятого сентября). Уход его из жизни датируется восьмым декабря 1941-го года, не добровольно ушел из жизни в восемьдесят один год (Латвия, Рига) во время холокоста. Был убит в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто.

Рижское гетто. Здесь в декабре 1941 года в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто убили Семена Марковича Дубнова. Источник: https://cpgvs.ru/fotovystavka-svyaz-vremen/106-riga-1941-2013-getto-gde-ot-ruk-latyshskih-natsistov-pogiblo-bolee-40-tysyach-evreev/

Известен в качестве рожденного в беларуском городе Мстиславле еврейского историка, публициста и общественного деятеля, одного из классиков и создателей научной истории еврейского народа, писавшего на идише и русском.

Из уважаемой семьи, его предки являлись весьма не простыми людьми [3]:

«Среди предков Дубновых были известные талмудисты реб Юдл из Ковеля и Иосиф Йоске, автор „Иесод Иосеф“ — одного из популярных религиозных сочинений XVIII в. Прапрадед Дубнова Бенцион Хацкелевич в XVIII — начале XIX в. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Вольф, бывший видным знатоком раввинской литературы. Первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший на протяжении 45 лет Талмуд».

Герб рода Перетца внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 149. По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом Перетц. Источник: https://gerbovnik.ru/arms/2262

Если верить существующей семейной легенде, У Дубновых имелись родственные узы с дворянским родом Перетц, члены которого на рубеже восемнадцатого — девятнадцатого столетий вошли в российскую историю. Вначале они были активными представителями еврейства, а когда приняли православие, стали заметными государственными и политическими деятелями.

О дедушке Дубнова С. М. известно следующее [3]:

«В 1844 г. дед С. М. Дубнова Бенцион был свидетелем и участником событий, вошедших в историю под именем „мстиславского буйства“, исследованного и описанного позже Дубновым. Семью Дубновых не обошли идейные бури того времени. Дед Бенцион — строгий миснагед — был противником как хасидизма, так и Хаскалы».

Семеном Дубновым было получено традиционное еврейское образование — он обучался в хедере и иешиве. До 13-летнего возраста он говорил лишь на идише. Но потом решил освоить русский язык. И освоил, для чего ему понадобилось всего 3 или 4 года. Он сам признался, что «получил ключ к богатой русской литературе», а также к «литературе европейской, которая в изобилии преподносилась публике в русских переводах».

Позднее он обучался в русской школе, превратился в высокообразованного еврейского юношу. Он начал как бы жить в 2-х параллельных мирах. Один мир — еврейский с Талмудом и книгами Лебенсона. Другой мир — русскоязычный — с томами журнала «Дело», поэзией Людвига Бёрне, с романом Джорджа Элиота «Даниэль Деронда».

О начале научной и общественной деятельности

Семен Маркович Дубнов. 1898 год. Источник: http://shoyher.narod.ru/Portret_fajl/Dubnovs.html

Период 1980-х годов. В данное время благодаря его занятию научными изысканиями, а также первым литературным опытам он повстречался с некоторыми из интересовавшихся еврейскими проблемами русскими писателями и учеными, например, с Николаем Лесковым и Сергеем Бершадским. Дубнов подготовил и изложил воспоминания, явившиеся, по сути, единственным источником о ранних годах жизни и творчества ряда ставших впоследствии знаменитыми литераторов — Семена Венгерова, Николая Минского, Семена Фруга, Акима Волынского.

В конце девятнадцатого столетия — начале столетия двадцатого Дубнов активно участвовал в общественной жизни России

Одесский период его жизни — период его пребывания в гор. Одессе [3]:

Дом в Одессе, где жил С. Дубнов. Источник: https://lechaim.ru/ARHIV/191/kelner.htm

«Важнейший период жизни Ш. Дубнова пришёлся на годы пребывания в Одессе (1890—1903), где сложилась его философия еврейской истории. В Одессе входил в кружок выдающихся еврейских писателей, к которому также принадлежали Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем, Ахад-Гаам и др.»

Он входил в Общество, занимавшееся вопросами распространения просвещения между евреями в России, совместно с сионистами боролся за создание и развитие национальных еврейских школ.

Еврейские погромы в Кишиневе 1903. Источник: http://oldchisinau.com/kishinyov-starye-fotografii/kishinyov-starye-albomy/evreyskiy-pogrom-1903-goda-v-kishinyove/?pid=2508

Год 1903-й оказался годом страшных еврейских погромов в гор. Кишиневе. После них Дубнов был в числе сторонников создания активной еврейской самообороны.

Первая государственная Дума. «Выборы в I Государственную Думу. Первые выборы в законосовещательный (позже — законодательный) орган Российской империи. Происходили в феврале — марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты)». Источник: http://alumni.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/3168062/?ssoRedirect=true&ssoRedirect=true

Период 1905-го 1906-го годов. В данном временном периоде [3]:

«Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты). Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошёл от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М. Крейнин, А. Залкинд, В. Мандель, А. Перельман) основал Еврейскую народную партию („Фолкспартей“), которая существовала в России вплоть до 1918 г.»

Еврейский университет в Петербурге. Источник: https://jewish-russia.ru/catalog-ru/listing/peterburgskij-institut-iudaiki/

Период с 1905-го по 1917-й. Это были годы между двумя произошедшими в России революциями, а также время расцвета еврейской исторической науки. Новым поколением русско-еврейской интеллигенции было обеспечено создание Еврейского историко-этнографического общества и иных научных организаций. Одной из них являлось Еврейское литературное общество, его учредителем выступил Лазарь Нисселович, однако фактически им руководил Дубнов.

Также Дубнов [4]:

«активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании „Еврейской энциклопедии“, был автором и редактором ежегодника „Еврейская старина“. В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою „Историю евреев в России“ до начала XX века».

С.М.Дубнов. Учебник по Еврейской истории. 1912. Источник: https://newauction.com.ua/offer/s_m_dubnov_kratkaja_istorija_

Дубновым с самого начала и категорически большевистская власть не была принята. Он был в числе немногочисленных политических деятелей, проявлявших негативное отношение и к власти белых, и к власти красных. Он являлся выдающимся ученым-историком и человеком, имевшим поистине редкую прозорливость. Поэтому в период 1918-го — 1920-го г.г. им было высказано «убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму». Он был одним из первых, кто пришел к пониманию, что «национальная еврейская жизнь в Советской России будет уничтожена».

1.2 Деятельность в эмиграции. Переезд в Латвию

Деятельность в эмиграции

Семен Маркович Дубнов

Год 1922-й. Данный год явился для Дубнова годом его переезда в Германию. Работа в Германии [5]:

Улица Шарлоттенбрюнер в Берлине, где жил С. Дубнов. Источник: https://lechaim.ru/ARHIV/191/kelner.htm

«Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 год Дубнов жил в Берлине. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его „Всемирной истории евреев“, „Новейшая история еврейского народа“, „Письма о старом и новом еврействе“ и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушёл в научную работу».

Источник: https://familycoll.ru/catalog/5359/278221/

Год 1923-й (месяц апрель). В данное время Дубновым в дневнике было отмечено следующее [4]:

«Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на „развалины Европы“, но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошёл год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка… и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги».

В России оставались его дети — сын и дочь, еще одна дочь проживала со своими детьми (внуками Дубнова) в Польше.

Приход Гитлера к власти в Германии. Источник:https://ppt-online.org/438432

Переезд в Латвию

В начале 1930-х годов имел место приход к власти Адольфа Гитлера. Дубнов решил уехать из Германии. У него была возможность уехать в США либо в Палестину (имея на руках приглашения). Однако он пошел на принятие рокового решения — в 1933-м г. (в августе месяце) состоялся его переезд в Латвию. Данное решение было связано с его большим желанием быть ближе к своему читателю, которым являлось русскоязычное еврейство. И конечно, ему хотелось быть поближе к своим детям и внукам.

В гор. Риге Дубнов обеспечил завершение и выпуск всех 3-х томов мемуаров (в 1940-м г. был завершен и выпущен последний из них).

Cоветская аннексия Латвии. Источник: https://www.liveinternet.ru/tags/Cоветская%20аннексия%20Латвии/

Год 1940-й. В данном году происходило следующее [5]:

«Присоединение Латвии к СССР в 1940 году создало для Дубнова реальную опасность. Неприятие учёным теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-х годах он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х годов в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого учёного не арестовали».

О жизни С. М. Дубнова в советской Риге известно следующее [6]:

«О жизни С. М. Дубнова в советской Риге известно очень немногое — в распоряжении исследователей имеется только несколько его писем. В одном из них — от 5 марта 1941 года, направленном в Иерусалим историку Майзелю, хорошо знакомому с Дубновыми по Берлину, — он пишет: «Наша жизнь теперь полна чудес: мы чудом остались в живых в мире, в котором кишмя кишат ангелы смерти… и всякие другие духи разрушения, даже вне пределов поля брани. Но мы отрезаны от источника нашей культурной жизни; после долгих поисков мне удалось получить маленький еврейский календарь 1941 года, единственный образчик нашей «литературы» за истекший год. Иностранные газеты здесь не получаются; о том, что происходит на свете, мы знаем немного, и это немногое оформлено по местному рецепту…» О своих планах он сообщал примерно в том же духе: «Теперь я никуда не собираюсь: все пути закрыты. Берлин превратился в Содом, и все наши европейские центры разрушены содомлянами. С разных концов земли глядят на меня Америка и Палестина, и я туда устремляю взгляд. Но знаю — они недостижимы, и мне суждено оставаться в «сей превеликой и мрачной пустыне». Мой «Талмуд» в последние годы доведен до конца — вышел последний том русского издания десятитомной «Истории». Закончено и «дополнение к Торе»; последний том «Книги жизни» (берлинский период) вышел в свет в 1940 г., но я, к сожалению, не имею возможности послать эту книгу Вам и прочим друзьям. Теперь ничего не пишу для печати, а только читаю мировую литературу и делаю заметки, когда позволяют силы… Друзья пекутся о моей судьбе, а у меня одна забота; я берегу находящиеся в моем распоряжении архивные материалы, которым может грозить расхищение… Моя семья теперь разбросана по всему земному шару. Дочь и внуки, беглецы из Варшавы, недавно уехали в Америку через Россию и Японию. Другие дети, давно живущие в Советском Союзе, не добились разрешения на то, чтобы съездить в Прибалтику навестить меня».

1.3 Немецкая оккупация Риги, о жизни С. М. Дубнова в советской Риге и гибели Дубнова. Память

Немецкая оккупация Риги, о жизни С. М. Дубнова в советской Риге и гибели Дубнова

«… известный историк С. Поляков-Литовцев опубликовал первую статью, посвященную его памяти. В ней он написал: «Если бы у евреев существовал институт канонизации святых, Семен Маркович Дубнов, павший от руки немецких злодеев, был бы, без всякого сомнения, канонизирован. И не потому, что он был знаменитым историком еврейства, выдающимся эссеистом и властителем дум нескольких еврейских поколений, а потому, что Дубнов как святой жил и как святой умер». (Виктор Кельнер. Перед заходом солнца. Последние годы жизни С. М. Дубнова) [6]:

Рига в первые дни немецкой оккупации (июль 1941 года). Источник: https://www.russkije.lv/ru/gallery/view/gal_riga_okupacija_pub/

В 1941-м году В гор. Риге Дубнова С. М. застала немецкая оккупация.

Кельнер Виктор Ефимович. «Ви́ктор Ефи́мович Кельнер (род. 23 февраля 1945, Москва) — советский и российский историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. Родился в семье выходцев из г. Рославля Смоленской губернии» (Кельнер, Виктор Ефимович — Википедия). Источник фото: https://eusp.org/en/people/kelner

О гибели С. М. Дубнова в советской Риге рассказал Виктор Кельнер (Перед заходом солнца. Последние годы жизни С. М. Дубнова) [6]:

«Мир узнал о гибели С. М. Дубнова в июне 1943 года. Сведения об этом пришли из Лондона. Выходившая в Нью-Йорке газета «Новое русское слово» сообщила: «Только теперь получены сведения о том, что известный русско-еврейский историк, профессор Семен Маркович Дубнов, о судьбе которого ничего не было известно уже около двух лет, погиб от руки немцев, в Риге 1 декабря 1941 г. Покойному был 81 год.

Спустя неделю известный историк С. Поляков-Литовцев опубликовал первую статью, посвященную его памяти. В ней он написал: «Если бы у евреев существовал институт канонизации святых, Семен Маркович Дубнов, павший от руки немецких злодеев, был бы, без всякого сомнения, канонизирован. И не потому, что он был знаменитым историком еврейства, выдающимся эссеистом и властителем дум нескольких еврейских поколений, а потому, что Дубнов как святой жил и как святой умер. Никто не знает, при каких условиях Семен Маркович принял мученическую смерть, но те, которые когда-либо лично соприкасались с этим человеком, не нуждаются в свидетельстве, что он до последнего дыхания оставался великим героем духа и с гордым смирением приобщился к сонму национальных мучеников, бессмертные имена которых мелькают на страницах его истории. Палачи не могли его убить — они могли его только вознести».

Из описания книги Дубнова С. М. «1898 История Евреев Мира Иудаика Фундаментальный Труд» [7]:

Последний путь С. Дубнова. Улица Людзас, 4. Рижское гетто. Источник: https://lechaim.ru/ARHIV/191/kelner.htm

«Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: «Йидн, шрайбт ун фаршрайбт!» («Евреи, пишите и записывайте!»).

Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 года в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто».

Память

Память [3]:

Лейпцигский университет, фото. Институт еврейской истории и культуры при этом университете носит имя Симона Дубнова. Источник: http://landscrona.ru/leipzig

«Институт еврейской истории и культуры имени Симона Дубнова при Лейпцигском университете. Именем Дубнова названа Рижская еврейская средняя школа. Высшая гуманитарная школа имени С. Дубнова. Именем Дубнова названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Раанане, Беэр-Шеве, Реховоте, Холоне и Ришон Ле-Ционе».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • I Семен Маркович Дубнов: представление и биография

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий историк еврейского народа Семен Маркович Дубнов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я