Экономь налоги в коронакризис

Марат Самитов

Книга будет полезна тем предпринимателям, которые поняли, что налоговое законодательство в последние 2–3 года усложнилось, и хотят законными способами уменьшить налоги. В книге рассматриваются продвинутые способы снижения УСН, ПСН, НДС, налога на прибыль, страховых взносов, земельного и транспортного налогов, поэтому она будет полезна бизнесменам с большими оборотами. Также я рекомендую к прочтению эту книгу бухгалтерам и юристам, которые хотят повысить свою квалификацию и уровень дохода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономь налоги в коронакризис предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Налог на прибыль

Оптимизация налога на прибыль при продаже импортного товара с использованием агентской схемы

С помощью этого способа мы уменьшаем налог на прибыль в группе компаний, которые хотят импортировать и продать товар из иностранного государства.

Для его реализации комитентом (принципалом) выступает иностранная компания, а комиссионером (агентом) — российская организация, в результате налог на прибыль в России будет платиться по ставке 20% только стоимости агентского вознаграждения посредника.

При этом не подлежит налогообложению в России доход комитента, полученный от продажи ТМЦ, не приводящий к возникновению постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ). Правило не работает лишь в отношении доходов в виде дополнительной выгоды, если она возникает у комитента.

Обращаю внимание на то, что с дополнительной выгоды налог на прибыль взимается, если его обнаружат контролеры. Дополнительный доход, когда он образуется при исполнении договора комиссии, требуется разделить между участниками сделки (агентом и принципалом). Это нужно учитывать, чтобы не возникло лишней налоговой нагрузки, ведь в случае перечисления дополнительной выгоды российскому посреднику придется выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль, что, разумеется, нежелательно.

Чтобы свести к минимуму риски, связанные с применением этого способа, продавайте товары, импортированные из-за рубежа, с использованием комиссионера (агента), действующего в рамках своей обычной деятельности. При этом надо сделать так, чтобы договор не включал в себя информацию, которая позволила бы признать деятельность по продаже товаров приводящей к образованию постоянного представительства на территории РФ у иностранного принципала.

Еще один фактор, который значительно снизит налоговые риски, это если российский комитент будет сотрудничать по агентской схеме не только с иностранным принципалом, но у него будут и другие агентские сделки с российскими компаниями. Желательно, чтобы они осуществлялись на постоянной основе. Позволит защититься от претензий контролеров также наличие в учредительных документах информации об осуществлении посреднической деятельности у комиссионера.

Следует учитывать: если фискалы найдут зависимость и смогут обосновать, что российский посредник является зависимым агентом, то могут вменить иностранной компании образование постоянного представительства на территории РФ. Соответственно, доход от реализации импортных товаров у иностранной компании должен будет облагаться в России по ставке 20% в полном размере.

Когда имеется желание сэкономить по максимуму, установите вознаграждение посредника на незначительную сумму. Наиболее эффективный вариант, когда посредник имеет регистрацию еще и в офшорной зоне, правда, тогда сделка будет признана контролируемой, что даст право сотрудникам ФНС применить контроль к применению уровня цен, использованному сторонами.

Чтобы налоговая выгода от применяемого метода была максимальной, вознаграждение посредника должно быть незначительным. Однако если в качестве комитента будет использоваться организация, зарегистрированная в офшорной зоне, такая сделка будет признана контролируемой. И контролеры получат право проверить уровень цен по сделке. Учтите также иные обстоятельства, наличие которых позволит признать сделку контролируемой.

Оптимизация НДС при продаже товара (готовой продукции) с использованием опциона

По своей сути опционный контракт схож с предварительным договором, но есть у него и важные отличия. К ним, в частности, относится то, что, заключив предварительный договор, стороны договариваются о заключении основного договора. По опционному контракту сторона предоставляет за плату безотзывную оферту, которая может быть акцептирована в предусмотренный договором срок.

Манипуляция с возможностью оплаты опциона выгодно отличает его от предварительного договора, так как судебная практика исходит из того, что по смыслу норм, регулирующих заключение предварительного договора, указанный контракт не порождает для сторон денежных обязательств, а только обязательство заключить основной договор в будущем.

В пользу сказанного привожу арбитраж (постановление 11 ААС по делу № А65—4266/2016 от 01.08.2016, постановление 2 ААС по делу № А31—7898/2014 от 10.03.2016, решение АС Республики Татарстан по делу № А65—4856/2016 от 08.08.2016).

Для покупателя эта схема выгодна тем, что он может, но не обязан заключать с продавцом этого права определенный договор. Продавец между тем обязан заключить договор по требованию покупателя опциона, за что и получает определенную плату (вознаграждение). Но это все, конечно, маскировка.

Для продавца товара налоговая выгода на самом деле заключается в том, что часть реализации можно не облагать НДС, если вместо обычного договора с покупателем стороны заключат дополнительно опционный контракт.

Например, реальная цена товара 1,5 млн руб. (в т. ч. НДС — 1,5 млн х 20 / 120 = 250 тыс. руб.)

Если используется схема «опцион», часть выручки, допустим, 500 тыс., налогом не облагается за счет опционного контракта. С остального 1 млн руб. платится НДС (в т. ч. 1 млн руб. х 20 / 120 = 166 667 руб.). На условном примере сумма экономии составила 83 333 руб. (250 000 руб. — 166 667 руб.).

При заключении опционного контракта компания-поставщик обязуется в дальнейшем продать продукцию или товар контрагенту по цене за минусом стоимости опциона. Зачастую эта сумма равна реальной наценке, на которой зарабатывает продавец.

Опционная премия не облагается НДС в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. Минфин согласен с указанным подходом (письмо Минфина России №03-07-11/233 от 17.09.2009). Подлежит обложению НДС только поставка базисного актива, иными словами, товара (п. 6 ст. 154 НК РФ).

Обращаю внимание на то, что ведение операций, не облагаемых НДС, традиционно приведет к необходимости организации раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если рассматривать риски всех участников сделки комплексно, не могу не сказать о том, что убыток от покупки опциона достаточно сложно будет признать покупателю в прибыльных расходах. Ведь это возможно только при соблюдении ряда условий, о чем писал Минфин России (письмо №03-03-06/1/323 от 03.06. 2011).

В частности, оплаченный опцион учитывается при расчете прибыли при выполнении одного из двух условий:

1) продавец опциона должен быть профессиональным участником рынка ценных бумаг;

2) покупатель опциона должен обосновать экономический смысл заключения подобной сделки для признания этой операции хеджирующей.

Кроме того, нельзя не сказать и о том, что покупатель теряет вычеты НДС, которые продавец с использованием данного способа сэкономил, однако если товар продается плательщику УСН, то для него это вообще не имеет значения.

Еще возможны риски, если поставка так и не состоится, т. е. так и не будет продан базисный актив. В таком случае налоговики будут настаивать на отсутствии деловой цели сделки.

Отдельно хочу обратить внимание на письмо Минфина №03-07-11/55293 от 06.08.2018; в нем чиновники разъяснили, что использование опциона при заключении договора аренды приводит к необходимости уплаты НДС. Так что с арендой лучше использовать схему с задатком.

Несколько вариантов, как можно экономить на налогах, используя компании из Гонконга и Сингапура

Этот кейс подойдет для бизнесменов, которые взаимодействуют с азиатским рынком и имеют желание снизить свои налоги.

Специальный административный район Китая Гонконг и город-государство Сингапур выбраны неслучайно. Эти две юрисдикции позволяют экономить на налогообложении, но, что важно, не считаются классическими офшорами. Соответственно, не входят в черный список стран, сотрудничество с которыми осуществляется под особым контролем со стороны государства (приказы Минфина №108н от 13.2011, ФНС № ММВ-7-17/786@ от 04.12.2018).

Вот несколько примеров того, как получается налоговая экономия.

Использование гонконгской или сингапурской компании в качестве нерезидента — участника российского ООО.

Результат — снижение налога на дивиденды с 13 до 5% (экономия 8%).

Выплата дивидендов нерезиденту учредителю российского ООО облагается по ставке 5% как в Гонконге, так и в Сингапуре, тут они на равных (пп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между Россией и Гонконгом от 18.01.2016, пп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между Россией и Сингапуром от 09.09.2002). Чтобы можно воспользоваться льготной ставкой, выплачивая дивиденды, важно соблюдать некоторые условия. Доля в уставном капитале должна составлять 15 и более %, иначе дивиденды облагаются по ставке 10%. У российского ООО — источника выплат дополнительные налоги не взимаются.

Азиатская компания выдает займ российскому ООО.

Результат — экономия на налогообложении.

При выплате процентов за пользование заемными средствами в адрес гонконгской или сингапурской компании налог у источника отсутствует (ст. 11 Соглашения от 18.01.2016, ст. 11 Соглашения от 09.09.2002).

Российская компания платит роялти азиатской компании.

Результат — обложение роялти в льготном налоговом режиме.

Ставка налога при выплате роялти в Гонконг — не более 3%, в Сингапур — не более 5% (ст. 12 Соглашения от 18.01.2016, ст. 12 Соглашения от 09.09.2002).

Регистрация посредника в Гонконге или Сингапуре.

Результат — основная прибыль (наценка) оседает на посреднике, в результате происходит значительная экономия на налогах.

Если российская компания занимается оптовыми поставками из Китая, то ей выгоднее зарегистрировать торгового посредника в Гонконге или в Сингапуре. Сумма наценки не будет облагаться налогами в этих юрисдикциях. После чего посредник выплатит дивиденды учредителю. Он не будет удерживать налог у источника выплат, даже если дивиденды получит учредитель из офшора. Кроме того, в такой ситуации можно перенести и уплату таможенных пошлин на конечного российского покупателя, ведь он тогда выступает импортером.

Теперь о затратной части содержания компаний в Гонконге и Сингапуре и об особенностях регистрации.

Владельцем компании в Гонконге может быть как россиянин, так и представитель любого другого государства, при этом к нему отсутствуют какие-то особые требования. Стоимость регистрации компании сопоставима по цене с регистрацией компании в Кипре или в Англии.

В Гонконге допустимый размер уставного капитала у компании составляет 10 тыс. гонконгских долларов (примерно 85 тыс. руб.). Одно из обязательных требований: за первый год регистрации владельцем должна быть оплачена хотя бы одна акция.

Содержание компании в Сингапуре обойдется дороже, чем в Гонконге. Акционером или директором может также стать россиянин. Однако директор должен быть резидентом Сингапура.

Секретарь компании также обязан быть резидентом Сингапура. Кроме того, обязательно наличие арендованного офиса в Сингапуре. Стоимость регистрации и содержания сингапурской компании в два раза выше, чем гонконгской.

Как включить в расходы «золотой парашют»

Представьте, что сотрудник вам больше не нужен, потому что хотите нанять другого, более эффективного. Но и старого увольнять вроде как не за что. Тогда вы договариваетесь с ним о расторжении трудового договора по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ) и выплачиваете ему компенсацию, о сумме которой договоритесь с работником.

Можно ли эти деньги включить в расходы для уменьшения налога на прибыль? Можно, но могут быть споры с налоговиками. Расскажу, как подстраховаться и сделать так, чтобы было меньше поводов для придирок.

Устанавливать компенсации, которые напрямую Трудовым кодексом не предусмотрены, дает право последний абзац статьи 178 ТК РФ, «золотой парашют» вполне под эту норму подпадает. Такой же вывод делает Минфин в письме от 19.03.2019 №03-03-07/17871. Но возможность выплачивать компенсации при увольнении по соглашению сторон нужно прописать у себя в коллективном договоре. Только не надо писать конкретную сумму, чтобы не пришлось платить одинаково всем. Нужно указать диапазон, например, от одной тысячи рублей до 50 среднемесячных заработков (или больше, если нужно), и прописать, что размер устанавливается в каждом случае индивидуально.

Далее нужно показать, что расходы на «золотой парашют» экономически обоснованы. Иначе налоговики рассудят так: уволенный работник прибыли не приносит, поэтому компенсация экономически не обоснована и в расходы ее включить нельзя.

Для обоснования нужно составить справку-расчет в произвольной форме, в которой показать низкую эффективность работы прежнего сотрудника и высокую эффективность нового (это может быть объем продаж или другие показатели). Тогда будет видно, что компании было выгоднее заплатить и избавиться от сотрудника, потому что новый приносит больше пользы и денег.

К справке нужно приложить как можно больше подтверждающих документов, из которых будет видно, что:

• сотрудник работал неэффективно;

• уволить его по инициативе работодателя было невозможно — не было законного повода;

• новый сотрудник квалифицирован, опытен и выгоден компании, компания искала именно такого.

Если все хорошо обосновать, суд встанет на сторону компании, даже если налоговики будут артачиться (определение ВС от 27.03.2017 №305-КГ16—18369, решение от 29.12.2018 № А11—9529/2016).

И помните, что от НДФЛ и взносов освобождается только компенсация в пределах трех среднемесячных заработков, с остального нужно будет платить.

Оптимизация налога на прибыль, когда компания использует длящийся договор, а не поэтапную сдачу работ

Если у вас заключен договор, по которому не предусмотрена поэтапная сдача работ, то имеется возможность самостоятельно выбрать для себя методику учета доходов, которая позволит сэкономить на налоге на прибыль. В частности, это будет полезно подрядным организациям.

В НК РФ установлены требования, согласно которым доходы должны распределяться на основе системного анализа расходов, что является достаточно расплывчатым (п. 2 ст. 271, абз. 8 ст. 316 НК РФ). Раз так, то всегда есть вариант для маневра.

Чиновники Минфина по этому поводу говорили следующее: если договор начал свое действие в одном налоговом периоде, а завершены работы по нему будут в другом, то выручку по договору (т. е. облагаемый налогом на прибыль доход) нужно распределить или равномерно, или пропорционально доле фактических затрат отчетного периода в общей сумме расходов, которые отражены в сметном расчете.

При этом финансисты пояснили, что компания должна самостоятельно определить методику распределения доходов с учетом принципа равномерности и закрепить ее в учетной политике (письмо Минфина России №03-03-06/1/581 от 21 сентября 2011 г.).

В связи с тем, что Минфин подтвердил возможность для организации самостоятельно распределять доходы, нужно делать расчеты на цифрах и смотреть, как наиболее выгодно получится в вашей конкретной ситуации.

Так, распределять доходы пропорционально расходам организация имеет право, лишь когда изначально известна сумма общих затрат по договору. Например, на основании имеющейся сметы. Тогда потребуется рассчитать долю фактических расходов текущего налогового периода в общей сумме затрат по смете. После чего эту долю умножают на общую сумму выручки по договору — именно эту величину включают в состав доходов налогового периода.

Недостаток этого способа в том, что происходит прямая зависимость в пропорции доходов и расходов. Следовательно, если на конец года у организации по договору придется значительная доля фактических затрат, то нужно показывать и большую сумму доходов и заплатить большую сумму налога на прибыль.

Выбрав равномерный способ распределения дохода, организация должна определить, сколько времени исполнения договора приходится на текущий налоговый период. Полученную величину нужно разделить на общий срок исполнения договора. В результате организация определит долю, пропорционально которой нужно признать выручку по договору.

Причем нормативными актами не установлено, какой именно показатель следует брать в расчет, день или месяц. Хотя наиболее точным является расчет из количества дней. В других случаях не будет идеально соблюдаться принцип равномерности. В любом случае тот показатель, который вы выберете, закрепите в учетной политике (ст. 316 НК РФ).

Дата заключения договора может не совпадать с начальным днем его исполнения (ст. 314 ГК РФ). Этот день организация определит самостоятельно исходя из того, что было раньше — первый день выполнения работ (оказания услуг) или осуществления каких-либо расходов по договору.

Если работы или услуги, которые оказывает организация, требуют значительных вложений на первоначальном этапе, выгоднее выбрать равномерное распределение. Но если исполнение договора предполагает вначале приготовительный этап и лишь потом основные затраты, то экономичнее пропорциональный метод распределения доходов.

Следует брать в расчет еще то, что изменить способ учета затрат можно не раньше следующего налогового периода, внеся изменения в учетную политику. Поэтому, делая выбор, обязательно заранее просчитайте для себя на цифрах, как в вашей ситуации получается выгоднее по деньгам.

Способ экономии налога на прибыль в ситуации, когда компания потеряла право на УСН

Сразу скажу, что на этот раз способ абсолютно безопасный и чиновники на данный момент с ним согласны, судебная практика по этому вопросу тоже складывается весьма благоприятная.

Суть его в следующем: если вы купили основные средства, будучи на УСН (доходы), в расходы его при расчете единого налога не признавали. Далее потеряв право на УСН и перейдя на ОСНО вынужденно, или даже добровольно, это имущество можно амортизировать и уменьшать на него базу по налогу на прибыль. Следовательно, затраты на капитальные вложения не потеряются, особенно это актуально для владельцев недвижимости, сдающих ее в аренду, которые по каким-то причинам потеряли право на применение УСН и вынуждены перейти на общий режим налогообложения. Эта фишка позволит им сэкономить приличные суммы на налоге на прибыль, ведь обычно сдаваемое в аренду имущество является дорогостоящим.

Например, вложили вы в недвижимость 160 млн руб., с применением этого метода вы сможете сэкономить на налоге на прибыль после перехода на ОСНО — 32 млн руб. (20% от стоимости имущества), без него эта приличная сумма просто прогорела бы при смене налогового режима.

Справедливости ради скажу, что в НК РФ подобных разъяснений нет, что автоматически сделало бы метод рискованным. Но также в Кодексе нет и запрета на подобные действия. Мало того, с таким подходом согласились чиновники в письме Минфина №03-04-05/43643 от 14.06.2019. Разумеется, сами бы они на такие послабления, выгодные для компаний, не пошли бы. Письмо это навеяно пунктом 15 Обзора Президиума ВС от 04.07.2018, который письмом ФНС № КЧ-4-7/14643 от 30.07.2018 был направлен в ФНС для применения на местах.

К слову, ранее чиновники были категорически против аналогичных действий и не разрешали признавать амортизацию по ОС, которые покупались в период применения УСН (письма Минфина №03-03-06/1/633 от 07.12.2012, ФНС № ЕД-4-3/16539 от 02.10.2012). Сейчас эти разъяснения уже неактуальны.

Фокус, позволяющий провести расходы задним числом при подрядных работах

На практике возможна ситуация, когда подрядчик начал выполнять работы еще до подписания с ним договора, эти расходы заказчику можно сохранить, в результате компания сможет сэкономить на налоге на прибыль.

Дает возможность провести документы задним числом п. 2 ст. 425 ГК РФ, руководствуясь этой нормой, в договоре нужно прописать, что все его условия применяются к отношениям, возникшим до его заключения сторонами.

Признание расходов задним числом по договорам подряда долгое время служило поводом для споров с контролерами. Чтобы доказать правомерность, компании вынуждены были идти в суд. Например, в одном из споров предприятие подписало договор с подрядчиком лишь в конце ноября. При том, что по факту работы начали выполняться исполнителем еще в начале июля, соответственно, и первые акты подрядчик датировал июлем, а не ноябрем, что вроде как выглядело неправомерно. Тем не менее в указанном споре с налоговиками благодаря грамотным формулировкам в договоре компании удалось выиграть (постановление ФАС Московского округа № Ф05—4114/14 от 16.05.2014).

Еще примеры из судебной практики, когда судьи поддержали налогоплательщиков: постановления ФАС Московского округа № КА-А40/2332-11-П от 04.04.2011, № Ф05—4114/14 от 16.05.2014, Северо-Западного округа № А05—11805/ 2010 от 06.10.2011.

Мало того, есть даже письмо и самих налоговиков, где они признали правомерность подобного подхода (письмо ФНС России № СД-4-3/18888 от 06.10.2016).

Таким образом, заказчик имеет право на признание стоимости работ (услуг) в составе расходов, даже в ситуации, когда они по факту были приняты до оформления договора, благодаря ст. 425 ГК РФ. Ключевой момент: не забыть указать в договоре, что его действие распространяется на более ранний период, а в актах — уточнить сроки выполнения работ (оказания услуг). Возьмите себе такую возможность на заметку.

Как в кризис сэкономить с помощью договора факторинга

Еще одна схема, о которой стоит вспомнить в кризис, это факторинг. Она позволяет сэкономить на НДС и налоге на прибыль. Однако, чтобы избежать претензий со стороны ФНС, важно тщательно продумать условия договора факторинга.

Договор факторинга представляет собой форму финансирования под уступку денежного требования.

Фактор — это финансовый агент, который будет заниматься взысканием долгов, при отсутствии их в кризис у ваших контрагентов. Что удобно, фактором, помимо банков, может выступать любая коммерческая организация.

Кроме снижения налоговой нагрузки, заключение договора факторинга позволяет продавцу сразу получить реальные деньги от неплатежеспособного покупателя.

Оптимизация налогов зависит от того, как заключен договор факторинга. Можно или выплатить комиссию фактору, или уступить ему долг покупателя с дисконтом. В обоих случаях происходит оптимизация налогов, особенно если фактор является дружественной фирмой.

При первом варианте выгоднее, чтобы фактор был на УСН, тогда на его услуги оптимизируется налог на прибыль. Но если для компании важен и входной НДС, то выгоднее использовать финансового агента на ОСНО.

При втором варианте дисконт в целях налогообложения прибыли признается убытком, а вознаграждение — в составе расходов. Когда доход от уступки права требования не превышает сумму долга, НДС по сделке не возникает, то есть дополнительно налоговая нагрузка по НДС не возникает (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Следует сказать о том, что способ оптимизации налогообложения с использованием договоров факторинга известен налоговикам, поэтому нельзя исключать необходимость отстаивать его в суде.

ВАС РФ в определении № А40—41483/2010 от 27.05.2011 отклонил доводы налоговиков о том, что компания, заключая договор факторинга с взаимозависимыми лицами, применила схему уклонения от уплаты налога на прибыль.

Арбитры указали, что операции по договору факторинга были абсолютно реальны, и более того, заключив с банком договор факторинга, компания смогла получить необходимые финансовые ресурсы в сжатые сроки. Президиум ВАС признал расходы по договору факторинга экономически обоснованными. К такому же выводу пришли судьи в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда № А75—7670/2010 от 27.12.2010.

Следовательно, чтобы избежать претензий налоговиков, уступка права требования должна быть реальной. Кредитор уступает долг под финансирование, значит, он должен получить реальные деньги. Обосновать сейчас применение факторинга можно коронакризисом и потребностью компании в оборотных средствах.

Факт уступки подтвердят договор факторинга и акт об уступке. Чем больше вознаграждение или дисконт, тем больше документов понадобится компании, чтобы обосновать уступку. Поясните, почему выгодно переуступить именно этот долг. Задолженность стоит переуступить, если шанс вернуть ее невелик.

Дополнительные условия, которые помогут обосновать свою позицию в суде:

• компании было неоднократно отказано в получении кредита;

• организация получала финансирование от факторинговой компании до момента наступления срока уплаты денег контрагентами;

• факторинговые услуги были оказаны по рыночным ценам.

Как сделать безопасным слияние с убыточной компанией

В этом разделе я расскажу, опираясь на свежую судебную практику, как безопасно сделать слияние с убыточной компанией и какие инструменты использовать.

Первой весомой причиной слияния может выступить защита от рейдерства. Такой аргумент считается обоснованной деловой целью. Например, до слияния фирм мог быть прецедент, в котором конкуренты делали попытки захвата имущества компании, хотели искусственно создать задолженность и найти повод для изъятия активов и т. д. Доказать это могут решения судов, если вы судились с конкурентами, предъявлявшими вам претензии. В результате решение о слиянии было принято для укрепления позиций бизнеса и является убедительной деловой целью.

Вторая причина, которая устроит налоговиков, это добротно составленный бизнес-план. Тут стесняться не стоит, ведь это, как говорится, только план, поэтому можно дать волю фантазии финансистов. Обязательно укажите, что в результате объединения компаний должно произойти снижение управленческих издержек, составьте расчет расходов на единицу продукции и наглядно покажите, что они станут меньше. Если из бизнес-плана будет понятно, что речь идет о расходах, направленных на получение доходов в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, то шансы налоговиков доказать, что слияние произведено с целью оптимизации налогов, будут минимальны.

Третий аргумент: слияние компаний вызвано особенностями бизнеса. Например, обе компании работают в одной нише, но в разных регионах. В такой ситуации владелец бизнеса решил объединиться с другой конторой для улучшения общей финансовой отчетности, после чего компания стала иметь наибольшую инвестиционную привлекательность.

И наконец, четвертая причина: компания реорганизована с целью сохранности активов. Для этого необходимо, чтобы у реорганизуемой компании эти активы были. Я имею в виду основные средства, товар, материалы и т. д. Присоединение к успешному бизнесу в таком случае служит цели их сохранить и обезопасить от негативных последствий в случае возможного банкротства.

Все эти аргументы подтверждает постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А17—2486/2017 от 13.02.2019: в этом споре компания дала достойный отпор контролерам.

Как можно учесть убыток при ликвидации дочернего ООО

Этот кейс по оптимизации налога на прибыль подойдет материнской компании, которая имеет дочернюю организацию, подлежащую ликвидации.

Налоговики считают, что образовавшийся в результате ликвидации ООО убыток, определяемый как превышение размера вклада материнской компании в уставный капитал над стоимостью имущества дочерней компании, нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Свою позицию контролеры аргументируют так: при распределении имущества ликвидируемого ООО предусмотрено только определение доходов (п. 2 ст. 277 НК РФ). Следовательно, признание убытка от ликвидации дочерней компании нельзя считать экономически оправданным расходом компании-учредителя (письма Минфина №07-05-06/227 от 13.11.2008, №03-03-09/141 от 06.11.2008, №03-03-04/1/804 от 30.11.2006, письмо УФНС России по г. Москве №20—12/059641.2 от 22.06.2007).

Для того чтобы это условие можно было обойти, потребуется промежуточная продажа доли. Так, при реализации учредителем доли в уставном капитале дружественной конторе с убытком есть возможность обосновать свою позицию в праве на признание убытка в виде превышения стоимости вклада в уставный капитал над стоимостью имущества в прибыльных расходах.

В таком случае уже новый покупатель доли будет заниматься ликвидацией конторы, а для него стоимость вклада будет соответствовать стоимости имущества, ликвидируемого ООО, т. е. спорного убытка уже не возникает. В результате первоначальный учредитель не напрямую ликвидирует ООО, поэтому, вовремя продав свою долю промежуточной конторе, он сможет учесть убыток и тем самым оптимизировать налог на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ).

Если говорить о технике безопасности кейса, цену сделки я рекомендую ставить не меньше стоимости имущества, положенного учредителю при ликвидации. Это позволит компании — первоначальному учредителю, с одной стороны, учесть убыток от реализации доли. С другой стороны, у нового учредителя при ликвидации не возникнет дополнительных налоговых потерь, так как стоимость имущества, приобретаемого при ликвидации организации, будет равна его расходам на приобретение доли и не будет являться облагаемым доходом (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Причем имеются решения судов, когда арбитры установили, что правила п. 3 ст. 270 НК РФ применяются при осуществлении вклада в уставный капитал, а не при ликвидации компании (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/5569—10 от 01.06.2010). Аналогичную позицию выражал и Верховный суд (определение Президиума ВАС №2115/09 от 09.06.2009).

Оптимизация налога на прибыль путем слияния с убыточной компанией

Суть схемы в том, что компания-правопреемник имеет право на то, чтобы уменьшить свою базу по налогу на прибыль на убытки присоединенного предприятия (п. 2.1 ст. 252 НК РФ, п. 5 ст. 283 НК РФ). О том, что это правило работает, неоднократно высказывались чиновники (письма Минфина России №03-03-06/1/17811 от 30.03.2016, №03-03-10/28167 от 18.07.2013, №03-03-06/2/28575 от 16.06.2014).

Убыток ликвидируемой компании признается с определенными нюансами:

• если он образовался у реорганизуемого ООО в последнем налоговом периоде, то он подлежит списанию лишь со следующего после присоединения периода;

• что касается убытка присоединяемой организации, который возник у нее в прошлых периодах, его можно будет признать сразу, в том периоде, когда будет слияние.

Такие правила установлены п. 2 ст. 283 НК РФ.

Чтобы снизить налоговые риски, ведь налоговики не дураки и на подобные сделки, естественно, смотрят с пристальным вниманием, я рекомендую следующее:

• перед списанием убытка удостовериться, что у вас есть в наличии вся первичная документация, обосновывающая признаваемый убыток (договоры, накладные, счета-фактуры, акты и т. д.). При этом учитывайте, что нужна именно первичная документация, налоговые декларации реорганизуемой конторы не смогут служить основанием для признания убытка, этого недостаточно, и суды это подтверждают (постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда Поволжского округа по делу № А12—10512/2017 от 24.08.2017);

• если все документы в наличии, вам обязательно необходимо обеспечить их хранение на протяжении периода списания убытков и три года после (п. 4 ст. 283 НК РФ);

• придумать объективную причину присоединения убыточного ООО, которая будет не связана с оптимизацией налогов. Налоговики выпускали письмо, в котором напрямую пояснили, что присоединение убыточной конторы при отсутствии деловой цели может быть признано незаконной налоговой схемой (письмо ФНС № ЕД-4-9/22123@7 от 31.10.2017).

Обязательно примите во внимание то, что просто финансовое оздоровление реорганизуемого юрлица, скорее всего, не будет служить достаточным обоснованием деловой цели (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу № А40—79208/2012 от 28.02.2013). В связи с чем придется придумывать более существенные причины. Присоединение убыточной компании без активов, только с убытками — наиболее рискованно.

Способ передачи материалов дружественной компании без уплаты налогов

Воспользовавшись этим кейсом, компания сможет сэкономить на налоге на прибыль и НДС, если она находится на общем режиме налогообложения, или на едином упрощенном налоге, если фирма на спецрежиме УСН.

Работает это так: передать материалы и не проводить реализацию можно, заключив с дружественной компанией договор подряда, в соответствии с которым материалы передаются от заказчика к подрядчику якобы на давальческой основе. В этом случае формально право собственности на ТМЦ остается у заказчика. Следовательно, повода для отражения реализации и начисления НДС и налога на прибыль нет (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 220 ГК РФ).

Фокус в том, что эти полученные материалы подрядчик никогда не вернет, и они у него потеряются. В постановлении АС Уральского округа № Ф09—203/16 от 08.02.2016 рассмотрена подобная схема. Фискалы, разумеется, затребовали восстановить входной НДС у заказчика. Но суд встал на сторону компании. Дело в том, что перечень случаев, когда компания обязана восстановить НДС, закрытый и недостача материалов в него не входит (п. 3 ст. 170 НК РФ).

То, что при недостаче восстанавливать НДС компания не обязана, подтверждается и судебной практикой (решения ВАС №10652/06 от 23.10.2006, №3943/11 от 19.05.2011). Да, по бухучету подрядчик в этом случае несет финансовые убытки, но он вправе самостоятельно решать, предъявлять ли претензию подрядчику или нет. В обязательном порядке закон его это делать не обязывает.

Для страхования рисков нужно, как обычно, качественно оформить первичные документы, чтобы контролеры не усомнились в реальности сделки, так что обратите на это внимание.

Следует отметить, что и Минфин России, и суды, включая Верховный, согласны с тем, что при передаче материалов подрядчику не следует начислять налоги (письмо Минфина России №03-07-11/1594 от 29.01.2013, постановление Президиума ВАС №4445/08 от 02.09.2008).

Экономия налога на прибыль с помощью резерва на оплату отпусков

К одному из законных способов оптимизации налогов относится создание резервов в налоговом учете. Как можно увеличить сумму, которая признается в расходах, при создании резерва на оплату отпусков?

Сам по себе плюс в создании резерва на оплату отпусков в том, что с его помощью компания может равномерно распределять расходы на оплату отпусков в течение налогового периода (ст. 324.1 НК). Это удобный инструмент для налогового планирования. Порядок формирования резерва отражается в учетной политике для целей налогового учета (п. 1 ст. 324.1 НК РФ):

Не использованные в прошлом году дни отпуска, предприятие имеет право включить в резерв текущего года. Сумму увеличенных отчислений можно будет учесть при расчете налога на прибыль за текущий год. Для того чтобы это работало, потребуется запросить у работников компании заявления о переносе отпуска и сделать соответствующие отметки в графике отпусков.

То, что именно так следует поступить, подтверждает судебная практика (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07—14770/2017 от 18.12.2017), причем как правильно оформить документы в подобной ситуации, подсказали как раз судьи.

В рассматриваемом споре организация включила не использованные в прошлом году дни отпуска в резерв текущего года. Сотрудники ФНС настаивали на формировании завышенных отчислений в резерв. Судьи, что примечательно, налоговиков поддержали, но дали подробную инструкцию, как в такой ситуации следует правильно экономить на налоге на прибыль. Прежде всего, необходимо получить заявления от работника о переносе неиспользованных дней отпуска. Кроме того, в графике отпусков должен быть указан документ, на основании которого переносится отпуск и фиксируются новые даты предполагаемого отпуска (графы 8 и 9 формы № Т-7).

Стало быть, попросите сотрудников написать заявления о переносе не использованных в прошлом году дней отпуска на текущий год. Тогда не использованные в прошлом году дни можно включить в резерв текущего года. На сумму увеличенных отчислений в резерв можно будет уменьшить облагаемую прибыль текущего года, из чего вытекает прямая экономия на налоге, ведь сотрудники зачастую не ходят вовремя в отпуск, особенно это касается топ-менеджеров, имеющих высокие оклады и приличные суммы начислений.

Отдельно обратите внимание на то, что отпуск можно перенести только на следующий год, и не позже. По правилам Трудового кодекса, сотрудник должен использовать отпуск не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года. Перенести отпуск на более поздний период не получится (ч. 3 ст. 124 ТК).

Как при уплате налогов за другую компанию сэкономить свои налоги

Этот способ наиболее актуален сейчас, в кризис, когда многие фирмы испытывают острый дефицит в оборотных средствах и стремятся всеми способами экономить на налогах.

Как известно, руководствуясь абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ, налоги за компанию может уплатить дружественная компания, ИП или даже обычный физик, также в силу ст. 313 ГК РФ возможно исполнение и других обязательств за другое лицо.

Оптимизация налогов при уплате налоговых платежей в бюджет произойдет, если заключить договор поручения (ст. 975 ГК). По такому договору доверитель (тот, кто должен налоги в бюджет) поручает доверенному (фактическому плательщику) уплатить за себя налоги. Элементом экономии в такой ситуации выступает вознаграждение поверенного.

Например, фирме на ОСНО нужно вывести наличность и снизить налог на прибыль, она заключает с ИП на УСН «доходы» договор поручения.

Вознаграждение поверенного можно без проблем учесть в расходах (п. 1 ст. 272 НК РФ). Для обналичивания денег вознаграждение поверенному перечисляется сразу. Если цель снизить только налог на прибыль, то оплату услуг по договору поручения можно перечислить только через несколько месяцев, когда в экономике, будем надеяться, появятся какие-то положительные тенденции.

У ИП на УСН, уплатившего налоги или страховые взносы за своего доверителя, вознаграждение включается в доходы «кассовым методом», т. е. только после его получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Экономия происходит за счет разницы в ставках налога: 6% УСН против 20% по налогу на прибыль, итого налоговая экономия — 14%.

Кроме того, уплата налогов друг за друга может стать альтернативой банковскому овердрафту. В этом случае оформляется смешанный договор займа и поручения (ст. 807, 971 ГК РФ).

При таком варианте заимодавец по поручению заемщика будет уплачивать за него налоги, но в пределах лимита по займу и лишь в определенный договором период. Подобный договор выгодно заключить, если деньги от контрагентов поступают неравномерно.

Также смешанный договор полезен, если компания использует отсрочку либо рассрочку по уплате налогов, либо инвестиционный налоговый кредит (ст. 64, 66 НК РФ). Нарушение срока уплаты отсроченных и текущих налогов создает риск утраты права на отсрочку (рассрочку) или инвестиционный налоговый кредит. Это в свою очередь ведет к необходимости уплатить сразу всю сумму отсроченной налоговой задолженности. Подобная форма расчетов помимо оптимизации позволит заемщику-поручителю заплатить налоги вовремя и избежать претензий от налоговиков.

Взаимодействие компании с самозанятыми — преимущества и риски

Совсем недавно появился и обрел законодательные очертания термин «самозанятость».

С 2018 года российское правительство, всемерно стремящееся расширить налоговую базу, приняло решение о проведении эксперимента по налогообложению лиц, ранее не включенных в сферу внимания налоговых органов. Появлением новой категории не преминули воспользоваться работодатели, всемерно стремящиеся к минимизации расходов, связанных с уплатой налогов на наемный персонал. И ранее не совсем прозрачные схемы уплаты «серой» зарплаты пытаются легализовать, используя преимущества налогообложения самозанятых.

В чем заключаются преимущества и риски взаимодействия юридических лиц с самозанятыми? Отвечаем на эти вопросы.

Кто такие самозанятые?

27.11.2018 принят закон №422-ФЗ о начале проведения эксперимента по взиманию налога с лиц, получающих доходы от оказания услуг или выполнения работ напрямую от заказчика. К этой категории чаще всего относят: уборщиц; сиделок; репетиторов; фотографов; художников; частнопрактикующих юристов; копирайтеров; интернет-маркетологов; индивидуальных таксистов. Конечно же, круг лиц, стремящихся избежать взаимодействия с налоговыми органами, гораздо шире. Несмотря на целый ряд рисков, связанных с лишением социальной, медицинской помощи и пенсионного обеспечения, работающие «на себя» считают, что сиюминутные выгоды от получения не облагаемой налогом прибыли покрывают риски.

Чем самозанятые интересны работодателям?

Стремление к минимизации страховых взносов в размере 30%, связанных с наемным персоналом, привело к ситуации, при которой большая часть фактических работников выводится за штат. С самозанятыми заключаются гражданско-правовые договоры (при этом организация не уплачивает взносы в ФОМС и ПФР, а с работника не удерживается 13% НДФЛ), либо они работают нелегально, вообще без заключения договоров. При этом заработок переводится на карту без какого-либо налогообложения и гарантий со стороны работодателя. Владея ситуацией, Правительство РФ решило легализовать данную категорию работников. С 01.01.2019 вводится налог на самозанятых, составляющий 4—6% от получаемой платы, и предоставляется возможность легализовать свои взаимоотношения с заказчиками.

Для работодателей нововведение послужило толчком к массовому переводу работников в категорию самозанятых. Предвидя это, законодатель поставил заслон на пути экономных предпринимателей, предусмотрев в пп. 8 п. 1 ст. 6 закона №422-ФЗ условие, по которому работодатель не вправе в течение двух лет после увольнения работника заключать с ним новый договор на условиях самозанятости.

Преимущества работы с самозанятыми. Новая категория потенциальных работников интересна по иным, кроме налогообложения, основаниям. Рассмотрим их.

Возможность привлечения временных и сезонных работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, которым законом предоставлено право оказывать услуги в РФ с уплатой налога 6%, как и российским гражданам.

Сокращение объема работы работников отдела кадров и бухгалтерии. Нет необходимости вести кадровую работу и начислять заработную плату. Достаточно заключить срочный договор и получать чеки на оказанные услуги, учитывая их в расходной части баланса.

Отсутствие налогообложения. На данной категории работников предприятие экономит 30% на страховых взносах и не несет расходов по социальным выплатам и взносам в ПФР.

Увеличение расходов. Принятый у самозанятого чек за оказанные услуги включается в затраты предприятия. Тем самым снижается налогооблагаемая база по налогу на прибыль и УСН.

Существенные условия договора. Для возникновения отношений между предприятием/организацией и лицом, оказывающим услуги в качестве самозанятого, необходимо заключение договора.

Закон №422-ФЗ не предусматривает обязательной формы и содержания такого договора, отсылая к договорной практике, установленной нормами ГК РФ. Чтобы избежать недоразумений, связанных с начислением штрафов и пеней за уклонение от уплаты в ПФР и ФОМС, необходимо: 1) убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в качестве самозанятого и не утратил этого статуса (ст. 5 закона №422-ФЗ). В договор вносятся сведения о его регистрации; 2) акцентировать внимание на том, что в силу статуса контрагента организация освобождается от уплаты налогов и взносов (п. 8 ст. 2 закона №422-ФЗ); 3) обязать контрагента в случае утраты статуса самозанятого уведомить об этом предприятие/организацию, отразив штрафные санкции за несоблюдение этого требования; 4) при заключении договора на сумму свыше 10 000 рублей или подлежащего нотариальному удостоверению требовать заключения договора в письменной форме, игнорируя допущение п. 2 ст. 159 о возможности заключения договора в устной форме.

Исключение составляют сделки, исполнение по которым совершается немедленно и подтверждается уплатой денег с выдачей чека исполнителем (Письмо ФНС № СД-4-3/2899).

Риски взаимодействия с самозанятыми. Налоговый режим для самозанятых в 4 регионах (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан) начал действовать с 01.01.2019. В остальных регионах РФ механизм регистрации и учета не будет задействован 10 лет — весь срок проведения эксперимента. В связи с этим возникают коллизии между организациями, ссылающимися на то, что они взаимодействуют не с ИП или наемными работниками, а с гражданами, использующими льготный режим налогообложения.

Судебная практика свидетельствует, что формальный статус физических лиц не воспринимается судами и налоговыми органами при отсутствии обоснования изменений, произошедших в трудовых отношениях, не подтвержденных экономической целесообразностью (определение ВС РФ №302-КГ17—382). Следует учитывать, что налоговыми органами факт нахождения физического лица на рабочем месте в офисе или на территории предприятия и исполнение им функций наемного работника могут восприниматься как уклонение от уплаты налогов при фактическом сохранении трудовых отношений и переквалификации отношений участников договора с лицом, использующим льготный режим налогообложения.

Перспективы взаимоотношений. Не успел стартовать эксперимент, как озабоченный повышением наполняемости казны министр финансов А. Силуанов уже выступил с предложением: не дожидаться сроков окончания эксперимента и с 2020 года распространить льготный налоговый режим на все регионы РФ. Следующим резонансным заявлением Силуанова явилось предложение об ограничении списка профессий, которые могут рассматриваться как самозанятость. Это обосновывается тем, что, по его мнению, предприятия начали активно принимать работников без заключения трудовых договоров, в целях уклонения от уплаты налогов.

Опасения министра отчасти обоснованны. Ведь при традиционной системе предприятие отчисляет за каждого работника 30% страховых взносов от размера его зарплаты и НДФЛ 13%, а при использовании самозанятости бюджет будет пополняться только на 6%. Также министр пообещал провести налоговые проверки в организациях, активно сотрудничающих с самозанятыми, на наличие схем минимизации страховых взносов в 2020 году, чем вызвал бурные дискуссии в профессиональной среде. Первые месяцы эксперимента показали, что даже при ставке 4—6% от дохода самозанятые не спешат ставить в известность о своих доходах налоговые органы и регистрировать свой статус.

Способ платить только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль

По общему правилу, чтобы платить только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, нужно соблюдать лимит по выручке, в 2019 г. он составляет 15 млн руб.

Это означает, что уплачивать квартальные авансы могут только компании, у которых сумма выручки от реализации за предшествующие четыре квартала не превысила в среднем за каждый квартал 15 млн руб. Порядок расчета этого лимита установлен в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Кто сталкивался с уплатой ежемесячных авансовых платежей, понимает, как это невыгодно и неудобно. Такие авансовые платежи перечисляются в бюджет исходя из данных прошлых кварталов по сложным формулам. На практике может возникнуть необходимость их платить даже при наличии убытка в отчетном квартале, потому что расчетным путем по формуле все равно получается налог к доплате.

Выходит, выгодно платить только авансы по налогу на прибыль по итогам квартала, ведь они рассчитываются исходя из реально полученной прибыли в отличие от ежемесячных авансовых платежей.

Чтобы перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль не ежемесячно, а только раз в квартал, нужно уложиться в лимит по выручке от реализации. Обойти лимит в 15 млн руб. получится, если как можно больше доходов отнесете к внереализационным (в бухучете отражаемым на счете 91—1).

Внереализационные доходы при расчете лимита не учитываются. Следовательно, чем больше их сумма, тем больше вероятность сохранить право на ежеквартальные авансовые платежи. К внереализационным доходам можно отнести, например, разовые сделки, все доходы от сдачи в аренду имущества и т. д. (п. 4 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 27.10.2005 №03-06-01-04/405), чтобы контролеры не смогли к вам подкопаться и оспорить правомерность ваших действий.

Еще один способ снижения налога на прибыль с помощью создания резерва

Резервы, создаваемые в налоговом учете, традиционно используются для оптимизации налога на прибыль. Ранее я рассказывал, как можно использовать для этих целей резерв по сомнительным долгам и резерв на оплату отпусков. Речь пойдет еще об одном резерве, связан он с основными средствами.

Я имею в виду создание резерва под дорогостоящий ремонт основных средств. Когда создается такой резерв, экономия налога на прибыль достигается за счет досрочного, т. е. более быстрого списания затрат на будущий ремонт имущества.

Планируемые расходы на дорогостоящий ремонт основных средств предприятие имеет право включать в резерв равными долями в конце каждого налогового периода. Причем общая сумма отчислений в резерв на дорогостоящий ремонт ОС уменьшает налог на прибыль в конце каждого квартала (абз. 4 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Когда резерв не создается, прибыль уменьшают только фактические расходы на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Что важно, размер отчислений в резерв компания определяет сама. Сумму отчислений можно посчитать исходя из частоты замены элементов основного средства и сметной стоимости ремонта. Здесь стоит учесть, что эта сумма не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, которая сложилась за последние три года (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Поэтому это выгодно компаниям, у которых за три последних года были затраты на дорогостоящий ремонт ОС, как раз за счет них можно раздуть сумму создаваемого резерва.

Не подойдет этот кейс компаниям, которые зарегистрированы менее трех лет, они таким правом воспользоваться не смогут (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Правомерность и законность использования резерва судьи подтверждают (например, постановление ФАС Уральского округа № Ф09—3639/13 от 30.08.2013).

На цифрах эта оптимизация выглядит так:

Основное средство компании, согласно технической документации, подлежит капитальному ремонту в 2021 году. Предварительная смета расходов — 3 млн руб., следовательно, в 2018—2021 годах компания имеет право включать в резерв по 750 тыс. руб. Если резерв не создавать, то затраты на ремонт в сумме 3 млн руб. бухгалтерия спишет только в 2021 году, когда фактически будет привлечена подрядная организация. И лишь после подписания акта приемки выполненных работ. Таким образом, оптимизация налога на прибыль составит по 150 тыс. руб. ежегодно (750 тыс. x 20%).

Для использования кейса в учетной политике для целей налогового учета на 2018—2021 годы необходимо обязательно упомянуть о создании этого резерва, иначе его создание будет неправомерным.

Оптимизация прибыли с помощью неучтенных расходов

Перед закрытием года для некоторых фирм на общей системе налогообложения сейчас встал актуальный вопрос: как можно снизить налог на прибыль и поменьше заплатить его в бюджет по итогам года?

Один из вариантов — это использовать неучтенные расходы прошлых лет. Неучтенные расходы надо отнести к убыткам прошлых лет. При этом в декларации по налогу на прибыль они уменьшают налог текущего года. Организация не обязана выполнять корректировки за прошлые периоды. И не должна подавать уточненные декларации. Это ее право, а не обязанность. По общему правилу, если затраты своевременно не признали, значит, налог переплатили. Тут корректировки позволяют выполнить тем периодом, когда выявлены ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).

По грубой схеме это работает так. Покупаются фиктивные документы закрытой фирмы или ИП на УСН, патенте или ЕНВД и проводятся текущей датой как убытки прошлых лет (не учтенные своевременно расходы). Естественно, закрытое ООО эти доходы налогами не облагала, но с закрытой ООО же все взятки гладки. Для встречной проверки контрагентов на спецрежимах у налоговиков еще нет программы аналогичной АСК-НДС, так что неуплаченный налог в бюджет им будет отследить и, главное, доказать проблематично, особенно когда фирма-поставщик уже закрыта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономь налоги в коронакризис предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я