Как экономить на налогах, используя законные способы. Часть 3

Марат Самитов

Книга адресована предпринимателям, налоговым консультантам, бухгалтерам и юристам, которые хотят законно повысить эффективность бизнеса. В книге рассматриваются способы снижения УСН, ПСН, НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ в обычных жизненных ситуациях предпринимателей и организаций. Если вы на практике примените хотя бы один способ, то окупите ваше время и деньги многократно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как экономить на налогах, используя законные способы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Налог на прибыль

Как под конец года сэкономить налог на прибыль и одновременно вывести наличку

Близится к концу налоговый период, дальновидные бухгалтеры уже прикинули сумму налога на прибыль за год и озадачились, как ее можно снизить, если владельца компании не устраивают результаты подсчетов.

Сегодня речь пойдет о кейсе, который несложно реализовать технически, но который позволяет и налоги сэкономить, и вывести кэш с минимальной налоговой нагрузкой. Например, есть потребность в наличке для выплаты премий «в конвертах» по итогам года.

Для реализации кейса компания на ОСНО заключает фиктивный договор поставки или купли-продажи на большую сумму с ИП на УСН, если не требуется вывод наличности, то можно и с ООО на УСН. По условиям договора она в четко установленные сроки обязана перечислить аванс поставщику-упрощенцу. Иначе компания заплатит штраф (неустойку), определенный договором. Несложно догадаться, что чем больше размер неустойки по договору, тем больше размер налоговой оптимизации.

Мотивировать несоблюдение договора можно по-разному, в кризис и пандемию вариантов хоть отбавляй. При этом сумма неустойки законно уменьшает налогооблагаемую прибыль. В налоговом учете ООО на ОСНО неустойку проценты за просрочку и законные проценты включит в состав внереализационных расходов (подп. 2 и 13 п. 1 ст. 265 НК). А для упрощенца ИП или ООО неустойка будет являться внереализационным доходом (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Считаем выгоду на цифрах:

Допустим, компания А и дружественный ИП заключили договор поставки на 7 млн руб., размер неустойки по договору составляет 300 тыс. руб. Компания А не выполнила в уставленный договором срок свои обязательства, в результате перечислила неустойку ИП в сумме — 300 тыс. руб.

Компания А сможет уменьшить налог на прибыль к уплате в бюджет на 60 тыс. руб. (300 тыс. руб.*20%). В то же время ИП на УСН заплатит с полученной суммы единый налог — 18 тыс. руб. (300 тыс. руб.*6%), если он на УСН «доходы» 6%, если он зарегистрирован в льготном регионе, то за вывод денег он может обойтись дешевле — 3 тыс. руб. (300 тыс. руб.*1%).

В итоге суммарная налоговая экономия составит от 42 тыс. руб. до 57 тыс. руб.

Если совсем пожадничать и сэкономить все — 60 тыс. руб., компании на ОСНО понадобится в письме признать неустойку (письма Минфина №03-03-06/1/39629 от 09.07.2015 года и ФНС №3-2-09/121 от 26.06.2009 года), но не платить ее до конца года. У упрощенца, учитывающего доходы «кассовым методом», базы для начисления единого налога в таком случае не возникнет.

Контролерам доказать схему будет непросто, ведь формально ни одна сторона не нарушала закон: есть договор, начислен штраф (неустойка), с него, как положено, уплачены все налоги.

Чтобы снизить риски, важно, чтобы объем товара, который собирался, но не поставил поставщик, был у него в наличии на нужную сумму на момент заключения договора, иначе у налоговиков может получиться доказать фиктивность сделки, ведь в таком случае она очевидна.

Как с помощью учетной политики в 2021 году законно экономить налог на прибыль

После очередных поправок в НК РФ разберемся, какие изменения выгодно внести в учетную политику, чтобы не допустить ошибок и не переплатить налоги.

Если вы перешли в середине прошлого года на оплату ежемесячных платежей по налогу на прибыль, воспользовавшись антиковидной поддержкой от государства, или планируете это сделать в 2021 году, внесите эту информацию в учетную политику (письмо Минфина №03-01-10/43679 от 25.05.2020 года). При ежемесячной оплате налога на прибыль вы не авансируете бюджет, тем самым оптимизируете налоговую нагрузку компании.

Экономьте налог на прибыль с помощью амортизации. Для этого в учетной политике нужно предусмотреть ускоренные способы начисления амортизации, применение спецкоэффициентов и амортизационную премию. Не забудьте все это написать в учетной политике (письмо Минфина №03-03-06/1/88491 от 09.10.2020 года).

Например, сейчас в два раза увеличить сумму амортизации разрешается при использовании экологичных технологий (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Это правило работает вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию ОС. О чем также должно быть сказано в учетной политике (письмо Минфина №03-03-06/1/39774 от 15.05.2020 года). Перечень специальных объектов, к которым можно применять двойную амортизацию, можно посмотреть в Распоряжении Правительства №1299-р от 20.06.2017 года.

Если у вас есть обособленные подразделения, то с нового года можно поменять показатель для расчета доли прибыли подразделений, это разрешено делать ежегодно (абз. 4 п. 2 ст. 288 НК). Если в регионе ОП действуют сниженные ставки налога на прибыль, то выгоднее, чтобы доля прибыли, приходящаяся на ОП, была выше.

Обратите внимание: с 2021 года считайте долю прибыли отдельно по каждой налоговой базе, для которой используете особые ставки (Федеральный закон №195-ФЗ т 13.07.2020 года). Из-за новшества получится платить меньше налога с прибыли только тех подразделений, которые действуют в льготном регионе.

На 2021 год учтите поправки в бухучете запасов. Новые правила помогут обосновать, почему для налога на прибыль считаете косвенными больше затрат. В налоговом учете расходы считают косвенными, лишь когда не получается отнести их к прямым, теперь это правило распространяется и на бухучет (письмо Минфина №03-03-07/55268 от 26.06.2020 года).

Больше не получится в бухучете списать на себестоимость управленческие расходы. Чтобы не иметь налоговых рисков, исключите их из списка прямых расходов для налога на прибыль. Но помните, что менять способ деления расходов разрешено только раз в два года (письмо Минфина №03-03-07/72404 от 18.08.2020 года). Следовательно, если вовремя не внести изменения в учетную политику, появятся налоговые риски сразу в двух налоговых периодах.

Как в 2021 году экономить налог на прибыль, применяя инвестиционный налоговый вычет

В 2021 году в правила применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ) внесены изменения, расширен перечень субъектов РФ, которые могут экономить налог на прибыль, применяя ИНВ по расходам на НИОКР.

Если в качестве способа оптимизации налога на прибыль выбран ИНВ, то появляется возможность уменьшить налог в бюджет субъекта РФ, а сумму до 90% расходов на инвестиции в ОС и в федеральный бюджет — на сумму до 10% расходов на инвестиции в ОС. Это законный способ оптимизации, он не несет за собой налоговых рисков.

Положительным изменением является то, что теперь разрешено уменьшить доходы при продаже объекта, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет. В расходы принимают остаточную стоимость объекта, соответствующую части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет.

Также к выгодным изменениям можно отнести то, теперь можно переносить на другие периоды не только остаток ИНВ, то есть расходы, уменьшающие платеж в бюджет субъекта РФ, но и расходы, которые уменьшают налог в федеральный бюджет. Ранее такой возможности не было.

Еще одна положительная новость в плане оптимизации ННП: если организация отказалась от применения вычета к объекту, то можно амортизировать последующие затраты на его достройку, дооборудование, модернизацию (Федеральные законы №368-ФЗ от 09.11.2020 года и №374-ФЗ от 23.11.2020 года).

В НК РФ установлен общий порядок предоставления ИНВ, например, его размер, амортизационные группы основных средств, в отношении которых он может быть применен, ограничения и порядок отражения в учетной политике. В то же время конкретные условия и критерии бизнесменов, которые могут претендовать на предоставление ИНВ, утверждаются законами регионов.

В этом году список таких регионов расширен, если этот способ оптимизации подходит к вашему виду деятельности, имеет смысл присмотреться к льготным регионам для «миграции» компании. Чтобы экономить налог на прибыль, используя ИНВ, необходимо, чтобы регион регистрации офиса компании входил в перечень субъектов РФ, указанных в статье 25.8 НК РФ. В 2021 году кроме прочих к ним теперь относятся и Амурская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и другие субъекты, включенные в состав Дальневосточного ФО и др.

Как уменьшить налог на прибыль на услуги кадрового агентства без налоговых рисков

Для подбора персонала бизнесмены довольно часто пользуются услугами кадровых агентств или консалтинговых компаний. По мнению налоговых органов, расходы на оплату услуг кадровых агентств по подбору персонала при отсутствии положительного результата налог на прибыль не уменьшают (письмо и УФНС по г. Москве №20—12/19398 от 22.03.2005 года). Также налоговые риски возникают, если в штате компании-клиента есть хотя бы один кадровик.

Свою позицию по этому поводу неоднократно подтверждал и Минфин России (письма от №03-03-06/1/504 04.09.2008 года, №03-03-04/1/497 от 01.06.2006 года).

В ходе проверок контролеры снимают аналогичные затраты из расчета налога на прибыль, руководствуясь ст. 252 НК РФ и отсутствием экономической целесообразности. Они считают, если расходы были понесены, но итоговое заключение трудового договора с соискателем не произошло, то затраты не обоснованы.

Судебная практика подтверждает правомерность подхода контролеров. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа № А56—4088/2006 от 13 апреля 2007 года судьи указали на экономическую необоснованность расходов на услуги кадрового агентства в связи с тем, что в итоге «организация самостоятельно нашла необходимого специалиста, переведя из одного из своих филиалов сотрудника». Но не торопитесь исключать услуги кадровых агентств из налогового учета. Имеется судебная практика, которая говорит о том, что при расчете налога на прибыль затраты по подбору персонала независимо от результатов деятельности кадровых агентств можно признать в расходах. Чтобы это стало возможно, важно правильно оформить договор и первичные документы с исполнителем.

Избегайте при заключении договора на услуги по подбору персонала формулировок о наличии конкретного результата. В случае с кадровыми агентствами это обязательный подбор и трудоустройство соискателей. Использование более отпекаемых формулировок, таких как представление информационных услуг, связанных с подбором персонала, значительно снижает риски претензий со стороны контролеров. Тестирование потенциальных соискателей аналогично разрешается отнести к консультационным и информационным услугам, которые при расчете прибыли учитываются в составе затрат (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примеры судебных решений в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа № КА-А40/1354—09 от 13 марта 2009 года, № КА-А40/10001—07 от 9 ноября 2007 года, Поволжского округа № А55—29883/05-53 от 22 мая 2007 года).

Быстрое увольнение предложенного кадровым агентством сотрудника не служит основанием для исключения из затрат услуг агентства (определение ВАС №7520/08 от 20.06.2008 года, постановление ФАС Уральского округа № Ф09—477/08-С2 от 19.02.2008 года).

Как сэкономить налог на прибыль на услуги оценщика

Если компания нашла крупное неучтенное основное средство, то требуется определить его первоначальную стоимость на момент находки. Для этих целей обычно приглашают независимых оценщиков. Чтобы сэкономить налог на прибыль и быстрее признать расходы при расчете налога, не включайте услуги оценщика в первоначальную стоимость основного средства.

Такой вариант учета выгоден организации, поскольку он позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль сразу, а не постепенно через механизм амортизации (ст. 259 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит однозначного ответа на вопрос, нужно ли включать стоимость услуг оценщика в первоначальную стоимость ОС или можно учесть их единовременно. Судебная практика по данному вопросу не сложилась. В то же время есть единичное разъяснение чиновников о том, какие затраты допускается учитывать отдельно от стоимости имущества (письмо Минфина России №03-03-06/1/578 от 14 сентября 2009 года).

Минфин, аргументируя возможность учета стоимости услуг оценщика отдельно от стоимости ОС, ссылается на п. 1 ст. 257 НК РФ, согласно которому «первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования».

Выходит, стоимость услуг оценщика, необходимая для определения первоначальной стоимости ОС, выявленного в результате инвентаризации, не может быть отнесена к расходам, указанным в статье 257 НК РФ, потому что в этой статье не поименована. Следовательно, такие затраты можно учесть единовременно в составе прочих расходов, что позволяет компании оптимизировать налог на прибыль.

Этот способ снижения налога на прибыль не несет налоговых рисков, потому что вы будете руководствоваться официальной позицией чиновников, пусть и выраженной довольно давно. В таком случае при расчете налога на прибыль оплату услуг специализированных организаций по оценке имущества учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ). Чтобы максимально снизить риски, закрепите указанный учет расходов в учетной политике для целей налогообложения.

Как обосновать резерв по сомнительным долгам и не потерять прибыльные расходы

Компании на ОСНО могут применять легальный способ оптимизации налога на прибыль, используя резерв по сомнительным долгам. Этот кейс считается законным, и его часто рекомендуют налоговые консультанты. Однако при всей «белоснежности» он в практическом применении имеет свои нюансы. Важно ориентироваться на сложившуюся судебную практику, которая, к слову, достаточно разношерстная.

Если мы говорим о запланированном снижении налоговой нагрузки с помощью резерва, то для этих целей часто используется взаимозависимое юрлицо или ИП, как раз к этому налоговики и пытаются докопаться и снять расходы. Поэтому предлагаю чек-лист по технике безопасности:

1. Даже если контрагент дружественная контора, требуйте возврат долга и обязательно подтверждайте это документально.

Отправляйте письма с претензиями, угрожайте, начисляйте пени за просрочку, проявляйте другие меры по обычному взысканию долга, которые используются в бизнесе при работе со сторонними контрагентами. Иначе «при особом отношении» к контрагенту налоговики смогут доказать фиктивность долга и доначислят налог на прибыль, а судьи их поддержат (постановление АС Поволжского округа № Ф06—26326/2017 от 22.11.2017 года).

2. Внимательно читайте условия договора, не используйте нетипичные контракты с дружественными партнерами.

Организация проиграла суд, не обратив внимание на формулировку договора о том, работы или отгрузки прекращают до погашения контрагентом долга. По факту это условие не соблюдалось, что позволило налоговикам одержать победу в суде (постановление АС Уральского округа № Ф09—93/14 от 16.12.2014 года).

3. Просите контрагента оформить внутреннюю первичку, а также письма в ваш адрес, из которых будет видно, что контрагент испытывает серьезные финансовые трудности, поэтому не платит.

Судьи сочли уважительной причиной наличие у контрагента большого кредита перед банком и первоочередность оплаты именно ему, а не налогоплательщику, у которого контролеры пытались снять расходы (постановление АС Восточно-Сибирского округа №А19—23670/2018 от 16.09.2019 года).

4. Подтверждайте деловую цель, составьте внутренние документы, из которых будет наглядно видно на цифрах, почему выбран именно этот контрагент, например, с ним работать дешевле или оперативнее проходит отгрузка и т. д.

Суд подтвердил: само по себе наличие взаимозависимости не дает контролерам права снимать из налоговых расходов отчисления в резерв по сомнительным долгам (Постановление АС Центрального округа № А62—9400/2019 от 12.10.2020 года).

Ковидная история, стагнация экономики не позволяют выбирать клиентов. Это еще один довод, помогающий обосновать сотрудничество. Можно ссылаться и на другие обстоятельства, например сложности с расторжением договора и т. п. В целом чем выше цена вопроса, тем лучше нужно страховать риски, качественно прикрываться первичкой и перепиской с контрагентом.

Как экономить налог на дивиденды с помощью азиатских юрисдикций

Политика Минфина в отношении иностранных государств сейчас такова, что чиновники вынуждают сотрудничать и переводить активы российских бенефициаров в те государства, которые являются для России стратегическими партнерами. Наглядно мы это видим по изменившимся взаимоотношениям с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

В число таких стратегических партнеров РФ входит, например, Китай. Так, материнская компания, зарегистрированная в КНР и владеющая российским ООО, сможет снизить налог на дивиденды до комфортных — 5%.

Льготная ставка 5% применяется в том случае, если китайская компания владеет долей не менее 25% в УК российского ООО. При этом денежная оценка вклада может быть не меньше — 80 тыс. евро. Если указанные условия не соблюдаются, то применяется ставка вдвое выше — 10%.

Основание — подп. «а», «b» п. 2 ст. 10 соглашения между РФ и КНР от 13.10.2014 года.

Выплата процентов и роялти китайской компании налогом у источника выплаты не облагается (ст. 11, 12 соглашения от 13.10.2014 года между РФ и КНР).

Оценивая возможность налогового планирования, берите в расчет то, что в Китае действуют правила тонкой капитализации, трансфертного ценообразования и режим КИК. В результате, когда китайская фирма участвует в иностранной компании, зарегистрированной в юрисдикции с эффективной ставкой налога на прибыль менее 12,5%, то есть шанс признания ее контролирующим лицом. Иностранную организацию признают контролируемой, если китайская компания владеет не менее 10% голосующих акций, при этом доля участия резидентов Китая в ней составляет не менее 50%. При таких составляющих прибыль КИК будет облагаться налогом в Китае.

Еще одной азиатской юрисдикцией, позволяющей снижать налоговую нагрузку, может стать и Гонконг. Он является обособленным административным районом КНР, одним из ведущих финансовых центров Азии и мира. Наиболее интересно сотрудничество с Гонконгом, если ваш бизнес так или иначе связан с азиатским рынком.

Сходно можно воспользоваться льготной ставкой 5% при выплате дивидендов из России в Гонконг (подп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между РФ и Гонконгом).

Для применения низкой ставки традиционно должно соблюдаться условие по размеру доли в УК, которой владеет гонконгская компания, в данном случае это условие — размер доли не менее чем 15% в УК российского ООО.

Итоговую налоговую выгоды в деньгах с использованием Китая либо Гонконга можно рассчитать, детально изучив работу вашего бизнеса и учитывая все индивидуальные особенности и имеющиеся риски.

Как правильно оформить документы разделения ОС с целью экономии налога на прибыль

Ни для кого не секрет, чтобы сложное ОС быстрее списать в прибыльные расходы, выгоднее учитывать его не как единый инвентарный объект, а постараться учесть его составные части по отдельности. Если каждая из них дешевле лимита ОС, то можно учесть в затратах детали без амортизации в составе ТМЦ. Но сложность заключается в том, как обосновать подобную разукомплектацию, чтобы не получить проблем во время налоговой проверки, ведь налоговики это тоже понимают.

НК РФ четко не регулирует вопрос разделения ОС. Чиновники в своих письмах подтверждали, что термин «разукрупнение ОС» в налоговом законодательстве не раскрыт (письмо Минфина №03-03-06/1/313 от 20.06.2012 года). Но это не означает запрет на разделение ОС на составные части. Минфин допускает обособленный учет даже тех объектов, которые сами по себе вне сложного объекта использовать не получится (письмо Минфина №03-05-05-01/41301 от 04.10.2013 года).

Судьи также подтверждают возможность разделения ОС и учет деталей отдельно (постановления АС Западно-Сибирского № А27—1214/2015 от 28.06.2016 года, Московского № А40—93112/2015 от 02.08.2016 года, № Ф05—8959/2016 от 04.07.2016 года и другие).

Согласно материалам дела постановления № А40—127428/2010 от 14.05.2014 года компания доказала правомерность разукрупнения блочной насосной станции. Основным подтверждающим документом выступил протокол по разукрупнению насосной станции. Аналогичная позиция содержится в постановлении АС Московского округа № Ф05—8959/2016 от 04.07.2016 года.

Главным документом, подтверждающим разделение ОС, является решение (протокол, приказ) о разукрупнении. В нем кроме непосредственно распоряжения руководителя о разделении объекта нужно указать причины технологической целесообразности операции.

Чтобы правильно оформить разделение объекта ОС и снизить риски, оформите следующие дополнительные документы, которые подложите к решению:

— состав затрат (смета), связанных с проведением работ;

— приказ о назначении ответственных лиц для проведения разукрупнения.

Важно, чтобы по документам операция выглядела реальной и обоснованной.

Дополнительными мерами безопасности, обосновывающими деловую цель операции, может выступить обеспечение единообразного учета ОС в компании. Поэтому следует составить единый документ о порядке учета ОС, его можно сделать составным элементом учетной политики. В нем пропишите правила, по которым компания определяет, учитывать элементы ОС в составе единого инвентарного объекта или отдельно. Таким образом, если правильно документально оформить разделение объекта, то можно снизить претензии контролеров.

Как модернизация может помочь учесть ОС в составе налоговых расходов единовременно (без амортизации)

Способ подойдет для оборудования, требующего монтажа и сборки, чтобы реализовать кейс вам потребуется договориться с подрядчиком, монтирующим оборудование, чтобы он подготовил для вас документы с определенными нюансами.

Компания на общем режиме сможет единовременно признать расходы на приобретение основного средства, если отразит его в учете в два этапа:

1) покупка малоценного имущества стоимостью до 100 тыс. руб. и ввод его в эксплуатацию;

2) спустя некоторое время после ввода в эксплуатацию проведение модернизации/реконструкции.

Чтобы модернизация выглядела реалистично, деталь, увеличивающую мощность, нужно купить отдельно, также отдельно подрядчик должен выделить ее монтаж. Судебная практика по аналогичным спорам на данный момент отсутствует, тогда посмотрим, что по этому поводу думают контролеры.

Трактуя НК РФ, чиновники напомнили, что расходы на покупку объекта по цене менее 100 тыс. руб., но сроком выше 12 мес. разрешено единовременно списать в расходы без применения алгоритма амортизации, при этом траты на модернизацию подобного имущества они разрешают аналогично учесть единовременно в составе прочих расходов текущего периода (письма Минфина №03-03-06/2/74 от 02.04.2009 года, №03-03-06/1/16 от 15.01.2009 года, №03-03-06/1/651 от 26.11.2008 года, а также УФНС России по г. Москве №16—15/102337 от 30.09.2010 года).

Возникает вопрос, ведь общая сумма ОС (покупка + модернизация) превышают 100 тыс. руб., нет ли тут нарушения? Расходы на модернизацию/реконструкцию изменяют первоначальную стоимость только ОС, в данной ситуации объект был изначально учтен в составе МПЗ, поэтому в отношении его правило об увеличении стоимости не работает (п. 2 ст. 257 НК РФ). Также не предусмотрено изменения срока использования для ранее списанных в затраты материалов (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Для снижения налоговых рисков сумма модернизации (реконструкции) не должна превышать 100 тыс. руб., если дополнительная деталь и ее работа превышают данную сумму, то имеет смысл попросить подрядчика разбить проведение модернизации на несколько этапов, представив каждый из них как отдельный вид работ. При этом в документах подрядчика должны фигурировать такие слова, как «модернизация» и «реконструкция», а не просто сборка или монтаж.

Если затраты на приобретение актива и модернизацию превышают лимит в 100 тыс. руб., то их нужно амортизировать. Учтенные ранее расходы на первоначальную покупку объекта восстанавливать не следует, но затраты на модернизацию, превышающую 100 тыс. руб., списывайте через амортизацию (письмо Минфина №03-03-06/1/7342 от 07.02.17 года).

Как компании-застройщику учесть убытки от строительства МКД не поквартирно, а в целом по дому

Учет убытков при строительстве многоквартирного дома (МКД) является больной темой для застройщиков, ведь долгое время этот вопрос оставался спорным. Застройщику выгоднее считать прибыль/убыток в целом по объекту строительства, в то же время чиновники последовательно настаивают на том, что такой подход невозможен и убытки нужно считать только поквартирно.

В своих разъяснениях чиновники говорили о том, что в налоговом учете не учитываются убытки, полученные строительной компанией в виде превышения затрат на строительство над суммой средств целевого финансирования (письма Минфина №03-03-06/1/63 от 03.02.2012 года, №03-03-06/1/62 от 03.02.2012 года, №03-03-06/1/263 от 20.04.2009 года и другие).

Они поясняли, что строители при получении средств целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов. Невыгодная позиция заключалось в том, что Минфин не разрешал убытки, полученные заказчиком-застройщиком в виде превышения затрат на строительство над договорной стоимостью, учитывать при расчете налога на прибыль, потому что в Налоговом кодексе такие расходы не поименованы.

Верховный суд недавно внес окончательную ясность в этот вопрос и помог компании-застройщику отстоять доначисления налога на прибыль на сумму 4 млн руб., а также санкции почти на 1,5 млн руб. (определение Верховного суда №309-ЭС20—17578 по делу № А60—43572/2019 от 22.03.2021 года).

Следует отметить, что и раньше арбитры вставали на сторону налогоплательщиков в аналогичных спорах. Так, суд счел возможным учесть в составе налоговых расходов отрицательную разницу между суммой выручки и затратами на строительство и помог застройщику отстоять недоимку, пени и штраф на сумму 31 млн руб. (постановление Десятого ААС № А41—97351/17 от 17.10.2018 года).

Арбитры пришли к выводу, что отсутствие в Налоговом кодексе прямого указания на учет убытков в целом по дому не запрещает уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму подобной отрицательной разницы, если она соответствует критериям статьи 252 НК РФ. Похожие выводы можно найти в постановлении Арбитражного суда Уральского округа № Ф09—3821/20 от 10.07.2020 года.

Принимая во внимание позицию Верховного суда, застройщики теперь не рискуют, учитывая убытки при строительстве МКД, даже если инспекторы на местах будут пытаться доначислять налог на прибыль, есть все шансы отстоять свою позицию через суд.

Как снизить налог на прибыль на выплаты совместителям

Спорным моментом считается возможность учета в полной сумме при расчете налога на прибыль заработной платы сотрудников-совместителей, ведь в НК РФ этот момент не раскрыт.

Чиновники в своих разъяснениях пытаются притянуть такую неопределенность к нормам ТК РФ и нормировать подобные расходы.

В частности, они ссылаются на то, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часа в день (ст. 284 ТК РФ). Работать без ограничений по времени у работодателя по совместительству сотрудник вправе лишь тогда, когда он не задействован у основного работодателя полный рабочий день (смену).

Также совместители могут рассчитывать на заработную плату, рассчитанную «пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором» (ст. 285 ТК РФ).

Из чего они делают выводы, что в налоговом учете допустимо учитывать только тот размер зарплаты совместителей, который предусмотрен коллективным договором фирмы для совмещаемой штатной единицы (письма Минфина №03-03-06/1/50 от 01.02.2007 года, УФНС по г. Москве №20—12/69936 от 30.09.2005 года).

С подобными аргументами можно поспорить, потому что нормируемые для целей налогообложения прибыли затраты четко определены в НК РФ и оплата совместителей в этот перечень не включена.

Так, не принимаемые для целей налогообложения прибыли расходы поименованы в 270 НК РФ. В их состав входят затраты, не соответствующие критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. То есть экономически не обоснованные и документально не подтвержденные.

В то же время ТК РФ не устанавливает максимальных пределов для оплаты труда, определяемой сторонами трудового договора. И если совместитель работал более 4 часов в день, то это не лишает его права получить соразмерную оплату труда, в результате компания имеет право учесть начисления в полном объеме при расчете налога на прибыль.

Свести к минимуму претензии контролеров можно, оформив повышенную оплату совместителям в качестве премии, а не в виде оплаты за отработанное время. Также в штатном расписании допускается установление для каждой должности вилки окладов. При использовании этого варианта считайте совместителям оплату от максимального размера, предусмотренного для занимаемой им должности.

В итоге отсутствие в НК РФ предельного размера для расходов на оплату труда совместителей позволяет учитывать начисления им в любом размере, установленном в коллективном или трудовом договоре без каких-либо ограничений.

Как искусственно регулировать размер резерва по сомнительным долгам и экономить налог на прибыль

Использование резерва по сомнительным долгам является законным способом оптимизации налогообложения, против которого не возражают налоговики.

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам признаются внереализационными при расчете налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Сомнительным долгом считается задолженность, которая не погашена вовремя (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Предлагаемый способ оптимизации заключается в том, чтобы в договоре отсутствовал срок оплаты либо поставка осуществлялась вообще без договора. Это не запрещено гражданским законодательством, в этом случае сроки уплаты задолженности определяются по правилам ст. 486 ГК РФ.

Официальные разъяснения чиновников по данному вопросу отсутствуют, т.е. писем, запрещающих включать в резерв по сомнительным долгам таких сумм нет. Судебная практика подтверждает, что непогашенная задолженность может быть включена в резерв по сомнительным долгам, даже если договором не предусмотрен срок ее погашения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32—15410/2008-59/155 от 04.05.2009 года).

Суд указал следующее: налогоплательщик правомерно включил в резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, несмотря на то что договор не устанавливал срок оплаты товара. Арбитры не согласились с налоговиками в том, что сомнительным долгом может признаваться задолженность, возникающая только на основании договоров, в которых предусмотрен срок ее погашения. Они обратили внимание на то, что когда договор не заключен в письменной форме и тем самым не установлены сроки оплаты, применяется правило об исполнении обязательства в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Например, такое происходит при осуществлении реализации на основании товарной накладной без оформления договора поставки.

В другом судебном решении арбитры также прямо указали, что долг можно отнести в резерв и учитывать при расчете налога на прибыль, если договор на поставку не оформлялся и срок оплаты был сторонами изначально не определен (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А82—15294/2006-37 от 19.11.2007 года).

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа по делу № А12—10217/07 от 08.05.2008 года, ФАС Волго-Вятского округа по делу № А31—8060/2005-4 от 02.10.2006 года.

На настоящее время нет судебных решений, в которых судьи вставали на сторону контролеров, из-за чего применение данного кейса становилось бы рискованным.

Как выплатить дивиденды за счет кредита и не иметь налоговых рисков

Вопрос «можно ли для целей налога на прибыль принять затраты на процент по кредитам (займам), направленным на выплату дивидендов» является спорным, тем не менее есть аргументы, как сэкономить и не терять прибыльные расходы.

Как несложно догадаться, чиновники против учета расходов на обслуживание кредита, взятого для выплаты дивидендов при расчете налогов (письма Минфина России №03-03-06/1/15774 от 06.05.2013 года, №03-03-06/1/8152 от 18.03.2013 года).

Мало того, есть и судебная практика, в которой арбитры вставали на сторону контролеров (постановление ФАС Поволжского округа № А57—8020/2011 от 14.03.2012 года, Определением ВАС РФ № ВАС-7971/12 от 11.10.2012 года отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Однако не стоит считать данный вопрос безнадежным. Внереализационными признаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом норм ст. 269 НК РФ).

Согласно позиции Президиума ВАС РФ проценты по долговым обязательствам, возникшим в связи с выплатой дивидендов, разрешено признавать в налоговом учете на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ №3690/13 по делу № А40—41244/12-99-222 от 23.07.2013 года). К таким выводам приходили ранее и региональные суды (постановление ФАС Поволжского округа № А57—18417/2012 от 11.12.2013 года).

Аргументами в пользу того, что при расчете налога на прибыль можно учесть проценты на обслуживание кредитов, взятых для выплаты дивидендов, является то, что дивиденды представляют собой распределяемую между собственниками прибыль, полученную от коммерческой деятельности. Из чего прослеживается прямая связь дивидендов с деятельностью, направленной на получение дохода.

Непостоянный в своих суждениях Минфин вынужден был согласиться с позицией ВАС (письмо Минфина России №03-03-06/1/42780 от 24.07.2015 года). Чиновники признали, что выплачиваемые учредителям дивиденды являются результатом распределяемой между собственниками прибыли компании, которая образовалась из предпринимательской деятельности.

В результате выплата дивидендов связана с деятельностью, направленной на получение дохода, и считается экономически обоснованной по ст. 252 НК РФ. Поэтому затраты на обслуживание кредита, взятого на выплату дивидендов, можно признать внереализационными расходами на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ и экономить налог на прибыль.

Как заплатить за основное средство один раз, а амортизировать его дважды

Данный способ оптимизации налогообложения подойдет дружественным компаниям на ОСНО, которые с его помощью могут поделиться расходами друг с другом и снизить налоговую нагрузку.

Суть кейса заключается в следующем: допустим, Компания А владеет основным средством, которое по данным учета имеет нулевую стоимость и полностью самортизировалось. Например, это дорогостоящий автомобиль или оборудование, которые были изначально предметом лизинга и амортизируя которые в налоговым учете Компания А применяла коэффициент ускорения амортизации, либо объект давно числится в учете и самортизировался естественным образом. В общем, по какой-то причине стоимость имущества в учете Компании А равна нулю.

Это ОС Компания А может передать другой дружественной Компании Б бесплатно, при условии что владеет более чем половиной доли получающей стороны (либо получающая в передающей). Если указанные условия соблюдаются, то Компании Б, к которой перешло имущество на баланс, не требуется платить налог на прибыль от стоимости безвозмездно полученного имущества и учитывать его во внереализационных доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Схема работает при условии, что в течение года с момента получения имущества оно не будет передано компанией Б третьим лицам.

Чтобы компания Б смогла амортизировать бесплатно полученное имущество, его необходимо оценить в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ, то есть по рыночным ценам. При этом НК РФ не запрещает в налоговом учете амортизировать имущество, полученное бесплатно (ст. 256 НК РФ).

Чиновники Минфина солидарны с тем, что организация имеет право амортизировать аналогичные объекты (письма Минфина №03-03-06/1/674 от 05.12.2008 года, №03-03-06/1/283 от 28.04.2009 года).

Арбитражная практика по этому вопросу также складывается в пользу компаний. Так судьи прямо указали, что статья 256 НК РФ не содержит ограничений по отношению к амортизируемому имуществу основных средств, полученных безвозмездно (Определение ВАС №7092/07 от 18.06.2007 года). В итоге препятствий по начислению амортизации по имуществу, полученному безвозмездно указанным способом, нет.

Вторая модификация этой схемы — это передача от одной дружественной компании к другой материалов или товаров, но чтобы у Компании А при передаче не возникло негативных налоговых последствий, ТМЦ до их перемещения должны быть сильно уценены, о чем необходимо позаботиться заранее. При этом как компания Б может в дальнейшем завысить стоимость полученного имущества, чтобы получить больше налоговых расходов, история отдельная.

Как сэкономить налоги при использовании бразильской компании

Бразильские компании помогают россиянам оптимизировать налог у источника при выплате дивидендов, ставка которого составляет 10%.

Такую возможность дает российско-бразильская Конвенция, в ней предусмотрены более низкие ставки налога у источника выплаты дивидендов, процентов и роялти.

Данная Конвенция регулирует исчисление в России НДФЛ и налог на прибыль, в Бразилии уплату федерального налога на доход. Согласно Конвенции, налоговое резидентство определяется на основании национального законодательства соответствующей страны.

В Бразилии не возникнет постоянного представительства при подготовительной и вспомогательной деятельности, а также при функционировании строительной площадки менее 9 месяцев (п. 3, 4 ст. 5 Конвенции). Постоянное представительство может создать зависимый агент, который действует от имени организации и заключает контракты (п. 5, 6 ст. 5 Конвенции).

При выплате дивидендов бразильской организации плательщик удерживает налог на прибыль по пониженной ставке 10%. Стандартная российская ставка налога у источника при выплате дивидендов нерезиденту — 15% (подп. 3 п. 3 ст. 284, абз. 1 п. 1 ст. 309, абз. 10 п. 1 ст. 310 НК). Чтобы получить налоговую преференцию, бразильская организация прямо владела не менее 20% в капитале российской компании (подп. «а» п. 2 ст. 10 Конвенции).

Аналогично при выплате процентов по займам российская компания удерживает налог по ставке 15% (п. 2 ст. 11 Конвенции). Роялти также облагаются налогом у источника выплаты по ставке 15% (п. 2 ст. 12 Конвенции). Экономия составляет 5%, ведь в обычной ситуации ставка налога на прибыль у источника при выплате таких доходов нерезиденту — 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

В отдельных случаях могут использоваться смешанные схемы с использованием нескольких государств. Соглашения Бразилии с другими странами (Австрией, Бельгией, Канадой, Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Венгрией, Индией, Израилем, Италией, Японией, Люксембургом, Мексикой, Нидерландами, Португалией, Испанией, Швецией, Украиной, Венесуэлой) имеют более выгодные условия. Ставка налога у источника по дивидендам в этих договорах преимущественно нулевая. При выплате процентов и роялти размер ставки варьируется от 10 до 25%.

Следует учитывать, что Конвенция содержит защиту от незаконного налогового планирования, в льготах могут отказать, если фискалы одного из государств смогут доказать наличие схемы (п. 1 ст. 28 Конвенции). Еще один нюанс: на сниженные ставки не могут рассчитывать компании, которые более чем на 50% принадлежат налоговым резидентам других стран (п. 3 ст. 28 Конвенции).

Как учесть расходы по ремонту помещения до заключения договора аренды

Этот кейс подойдет как компаниям на общем режиме, так и упрощенцам с объектом «доходы минус расходы». Он позволяет снизить риски от признания в налоговом учете расходов на ремонт помещения, которое вы еще не арендовали и не подписали договор аренды, но владелец недвижимости настаивает на предварительном проведении ремонтных работ.

В общем случае до заключения договора аренды такие затраты из налоговой базы фискалы, скорее всего, у вас выкинут и будут настаивать на доначислении налогов. Сегодня я расскажу два способа, как этого можно избежать.

Способ первый — заключение с арендодателем агентского договора. По такому договору потенциальный арендатор выступит в роли агента, а собственник помещения, соответственно, в роли принципала. Агент произведет ремонтные работы, заключая договоры от своего имени, но за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Чтобы реальные ремонтные расходы легли на арендатора, после заключения договора аренды на эти суммы увеличивается стоимость аренды. В зависимости от их размера это можно сделать единовременно или распылить на несколько месяцев.

С целью не потерять живые деньги, а не налоговые расходы будущему арендатору имеет смысл подстраховаться и заключить еще и предварительный договор аренды, в таком случае владелец помещения не сможет отказаться от заключения договора аренды после проведения в нем ремонта. Но даже если это произойдет, будет с чем идти в суд.

Способ второй — только предварительный договор. Он сам по себе тоже поможет сэкономить налоги, причем не только будущему арендатору, но и арендодателю, об экономии второго я писал пост ранее.

Но налоговики неоднозначно относятся к признанию затрат на ремонт помещения при наличии только предварительного договора. Хотя он может обосновать деловую цель и экономическую целесообразность расходов (ст. 252 НК РФ). В таком случае защите расходов на ремонт до заключения договора аренды дополнительно поспособствует выгодное для арендатора месторасположение недвижимости, а также возможность доказать, что аренда этого объекта обошлась ему дешевле, чем у других собственников.

Второй вариант, то есть использование только предварительного договора, несет для потенциального арендатора больше налоговых рисков, нежели агентский договор. На практике налоговики могут использовать нормы ГК РФ, согласно которым владелец недвижимости обязан передать изначально имущество в состоянии, пригодном для использования (с. 611 ГК РФ). Из чего получается, что арендатор не обязан проводить ремонт за свой счет до заключения договора аренды.

Как сэкономить налоги при покупке иностранной компании

Если быть точнее, этот кейс для тех, кто не просто хочет купить компанию, а планирует ее приобрести вместе с недвижимостью за рубежом. Например, это актуально для тех, кто на упавшем сейчас рынке недвижимости желает приобрести коммерческую недвижимость для сдачи ее в аренду или для ведения гостиничного бизнеса, после того как коронавирусная история станет сходить на нет.

В обычной ситуации при покупке доли в иностранной компании, если у нее отсутствует постоянно действующее представительство в России, организация-покупатель, резидент РФ, выступает в роли налогового агента по налогу на прибыль.

При этом налог платится по стандартной ставке налога на прибыль 20%, деньги нужно удержать с дохода нерезидента, на практике это часто приводит к удорожанию сделки на 1/5 от ее стоимости. Чтобы этого избежать, нам потребуется дружественный физик, в идеале не ИП, который выступит промежуточным звеном.

Необходимость выступать в роли налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной компании установлена подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ. Ее ввели, чтобы упредить использование схемы оптимизации, когда вместо непосредственно недвижимости иностранец продает компанию, которая владеет необходимыми покупателю активами, право на льготы в рамках международных соглашений нужно подтвердить документально (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310 НК РФ). Налог на прибыль снижает доходы иностранного продавца. Он попытается компенсировать эти потери за счет завышенной цены.

Промежуточный покупатель-физик позволит вам сэкономить приличные деньги при реализации этой операции, ведь он налог на прибыль за нерезидента платить не обязан.

Например, стоимость доли в иностранной компании оценивается в — 350 тыс. евро, 20% от этой суммы составляет 70 тыс. евро, что в переводе в рубли по курсу 89 руб. — 6,23 млн руб., именно столько можно сэкономить при реализации данного кейса.

Чиновники подтверждали: если сделка по покупке доли компании нерезидента оформляется через гражданина РФ, то в таком случае не нужно удерживать налог у источника выплаты. В дальнейшем можно выкупить доли у него, это не приведет к необходимости платить налог на прибыль (письмо ФНС № СД-4-3/22898@ от 27.11.2018 года).

В качестве техники безопасности при реализации кейса нужно выждать какое-то время между покупкой физлицом доли в иностранной компании и продажей ее российскому ООО. Оптимальным будет период полгода и более. Также неплохим вариантом будет оставить компанию на этом физлице, а его сделать хранителем активов, но это уже другая история.

Как не потерять расходы на амортизацию при длительной реконструкции основного средства

По общему правилу из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются ОС, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Чтобы не терять расходы на амортизацию, в налоговом учете есть два способа.

Первый — это разделить ОС на два инвентарных объекта, при этом один из них будет продолжать использоваться, поэтому амортизация по нему будет начисляться. А второй в связи с длительной реконструкцией приостановит начисление амортизации.

Запрета на такое разукрупнение нормативные акты по бухгалтерскому учету и НК РФ не содержат. Анализ судебной практики говорит о том, что разделение одного объекта на несколько инвентарных объектов также возможно. В постановлении ФАС Московского округа № А40—127428/10 от 14.05.2014 года судьи указали, что основанием для раздельного учета объектов основных средств может являться возможность их самостоятельного использования.

Чиновники Минфина также не возражают против того, что компания может выделить два самостоятельных объекта и амортизировать их отдельно (письмо Минфина России №03-03-06/1/560 т 19.10.2012 года). Это подойдет для ситуации, когда у вас есть, например, комплекс оборудования, часть из которого можно использовать самостоятельно, а часть будет находиться на длительной реконструкции.

Второй вариант — это использование части объекта без разделения. Например, у вас на балансе числится здание, возможно даже в несколько этажей, оно будет длительно реконструироваться (более 12 месяцев), и по логике вы должны по нему полностью остановить амортизацию. Но если вы сдадите часть здания в аренду, к примеру тем же подрядчикам, производящим реконструкцию под бытовые нужды или для размещения персонала и т.д., это позволит вам не терять амортизационные расходы.

Правомерность использования такого подхода подтвердила ФНС в письме № СД-4-3/22720@ от 09.11.2017 года. Если часть реконструируемого объекта ОС используется в деятельности, направленной на получение дохода, то разрешено возобновить начисление амортизации по данному объекту с начала месяца, в котором начато такое использование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как экономить на налогах, используя законные способы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я