Книга адресована предпринимателям, налоговым консультантам, бухгалтерам и юристам, которые хотят законно повысить эффективность бизнеса. В книге рассматриваются способы снижения УСН, ПСН, НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ в обычных жизненных ситуациях предпринимателей и организаций. Если вы на практике примените хотя бы один способ, то окупите ваше время и деньги многократно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как экономить на налогах, используя законные способы. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Налог на прибыль
Как с помощью продажи квартир своим работникам сэкономить на налогах
Этот кейс основан на использовании трансфертного ценообразования. Для поощрения работников без уплаты страховых взносов организация может продавать им товары по низким ценам.
Наибольшая налоговая выгода достигается подобным образом при продаже работникам предприятия квартир. Допустим, организация самостоятельно построила или приобрела на этапе строительства квартиры, после чего по себестоимости продала их своим работникам. Эти операции не подпадают под норму о ценовых разницах (п. 27 ст. 270 НК РФ), так как нет никаких скидок с обычной цены. Ведь компания не продает квартиры кому-либо еще по другим ценам. Следовательно, дополнительных обязательств по налогу на прибыль у компании не возникнет.
Вместе с тем сотрудники ФНС не смогут проконтролировать цены по этим сделкам, потому что делать это они могут лишь в отношении взаимозависимых лиц (ст. 105.3 НК РФ). При этом непосредственно организация и сотрудник сами по себе взаимозависимыми лицами по закону не являются (если только такой сотрудник не является директором или учредителем организации). Судьи данный факт подтверждали. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении № А40—47063/11-20-198 от 04.07.2012 года указал, что работники по отношению к работодателю не являются взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Таким образом, в подобной ситуации ценовой контроль по сделкам между ними осуществляться не должен.
Кроме этого, применительно к положениям пункта 2 статьи 20 НК РФ арбитры неоднократно поясняли, что факт трудовых отношений сам по себе не доказывает наличия взаимозависимости между работником и компанией. Ведь рядовые сотрудники не имеют каких-либо рычагов воздействия на работодателя в целях уменьшения цены приобретаемого ими товара (постановления федеральных арбитражных судов Центрального №А14-18525-2009/651/34 от 03.09.2010 года (определением ВАС РФ № ВАС-17603/10 от 11.01.2011 года отказано в передаче дела в Президиум) и Западно-Сибирского № Ф04—3030/2009 от 22.05.2009 года (7182-А75—37) округов).
Как обосновать расходы, полученные от ликвидированной организации
Для снижения налога на прибыль или УСН «доходы минус расходы» может использоваться дружественная компания, которая предоставляет затраты вашей фирме (товары, работы, услуги), а потом с убытками закрывается и исключается из ЕГРЮЛ. Налоговикам такой подход, может, конечно, не понравиться, поэтому, опираясь на судебную практику, я расскажу, какие доказательства помогут отстоять свои права и какие использовать аргументы, чтобы подтвердить вашу добросовестность.
Так, выиграть суд фирме помогло то, что она выбрала контрагента на основании рекомендаций участников рынка. Это, по мнению судей, неоспоримо подтверждало осмотрительность в выборе подрядчика организацией (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А29—7436/2016 от 04.09.2018 года).
Чтобы избежать обвинений в фиктивности работы контрагента, информацию о движении средств по его расчетному счету можно запросить в банке даже после его ликвидации. То есть даже после того, как явно «запахло жареным». В такой ситуации вам необходимо обратиться в суд с ходатайством об истребовании сведений из банка. Эти действия смогут подтвердить, что закрытый контрагент вел какую-никакую коммерческую деятельность, а не просто выступал обнальной компанией (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № А13—5647/2016 от 19.10.2018 года).
Опять же, даже после закрытия дружественного партнера вам не запрещено изучить ранее сданную им отчетность. Это можно осуществить, сделав запрос у самой инспекции через суд. Если из нее будет видно, что контрагент показал в отчетности вашу реализацию в составе выручки, суд встанет на вашу сторону (постановление Арбитражного суда Московского округа № А40—18195/2016 от 13.04.2018 года).
Суд поддержал организацию и в ситуации, когда налоговики отказались от опроса бывшего руководителя закрытой фирмы. По мнению арбитров, это означает, что контролеры должным образом не выяснили, сотрудничал ли продавец с проверяемой организацией или нет (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32—21874/2018 от 28.02.2020 года).
Если вы работали с контрагентом несколько лет и его расходы уже участвовали в проверке, то налоговики не могут вдруг начать утверждать, что расчеты с ним были липовыми. Ведь раньше ФНС не сомневалась в реальности сделок. Суд подтвердил, что сама по себе ликвидация контрагента не повод для снятия расходов (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А53—33449/2017 от 19.03.2019 года).
У инспекторов не получится доказать недобросовестность вашей фирмы, если не будет доказано, что вы знали о будущей ликвидации поставщика. В такой ситуации доначисления ФНС будут незаконны (постановления арбитражных судов Волго-Вятского округа № А17—1202/2017 от 12.12.2018 года, Поволжского округа № Ф06—45220/2019 от 12.04.2019 года и Северо-Западного округа № А13—3403/2017 от 24.05.2019 года).
Как сэкономить налог на прибыль при реализации имущества в рамках исполнительного производства
В кризис, сопровождающийся дефицитом оборотных средств, некоторые компании могут столкнуться с взысканием долгов в судебном порядке. Например, это касается долгов перед кредиторами.
Когда у компании нет на счетах денежных средств на оплату долгов, ее имущество может подлежать реализации в рамках исполнительного производства, и тут возникает вопрос: нужно ли на эту реализацию еще и начислять налог на прибыль или можно хоть здесь сэкономить? Сразу скажу, НК РФ ответа на этот вопрос не содержит, собственно эта ситуация и дает нам фору.
Анализ судебной практики показал, что можно рискнуть и не облагать налогом на прибыль стоимость имущества, реализуемого в рамках исполнительного производства. Особенно ощутима будет экономия при реализации дорогостоящих объектов, например, зданий, земли или транспортных средств и т. д.
Так, в Постановлении ФАС Центрального округа по делу № А68—8858/07-396/12 от 02.07.2009 года (Определением ВАС РФ № ВАС-13179/09 от 23.11.2009 года отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) арбитры пояснили, что денежные средства от продажи арестованного имущества отправлялись на счет ФССП и реализации товара в соответствии с определением, данным в НК РФ, не происходит (ст. 39 НК РФ). Это обстоятельство позволяет не учитывать суммы в прибыльных доходах.
В пользу данной позиции имеется еще Постановление ФАС Центрального округа по делу № А36—1664/2006 от 21.05.2007 года (Определением ВАС РФ №11152/07 от 02.11.2007 года отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Однако совсем безрисковым такой подход считать нельзя, не исключено, что налоговики решат побороться за включение стоимости реализованного имущества в базу по налогу на прибыль. Судебные решения, когда суд поддержал контролеров, тоже имеются (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А45—1180/07-14/45 от 05.09.2007 года).
ФНС в своих письмах также настаивает на включении в доходы стоимости продажи имущества в рамках исполнительного производства (письма ФНС России №02-1-08/177@ от 17.08.2005 года, УФНС России по г. Москве №20—12/60487 от 26.08.2005 года).
Подводя итог, могу сказать, пробовать сэкономить имеет смысл; если фискалы все-таки будут настаивать на доначислении налога, высоки шансы отстоять свои права в суде. Для тех, кто и так имеет финансовые трудности, это может оказаться весьма полезным, так что принимайте информацию к сведению.
Как сэкономить на налоге на прибыль, если российское ООО имеет учредителя-нерезидента
Если в составе участников ООО один из учредителей нерезидент, хоть из того же Кипра, доля его участия в организации для выплаты дивидендов не имеет значения. С одной стороны, это противоречит логике, но судьи недавно подтвердили, что непропорциональное распределение прибыли является законным (постановление Пятого ААС по делу № А59—8433/2018 от 25.12.2019 года), и если оно используется, то неуплата налога на прибыль является правомерной.
В этом споре у фирмы было два учредителя, резидент и нерезидент. Доли распределялись почти поровну: 51% у российского учредителя и 49% и у иностранной компании.
Доход в виде дивидендов, выплачиваемый иностранной компании облагался по ставке 5% только с суммы, пропорциональной доле участия учредителя. Непропорциональная же часть дивидендов — это «другие доходы», которые не облагаются налогом у источника выплаты (ст. 10, 21 соглашения от 16.12.1996), то есть не облагаются налогом от слова «совсем».
Дивидендами считается любой доход, распределенный пропорционально взносам участников (п. 1 ст. 43 НК РФ). А вот суммы, которые превышают выплаты в пределах пропорционального распределения, дивидендами уже не признаются, именно это подтвердили судьи в постановлении Пятого ААС по делу № А59—8433/2018 от 25.12.2019 года.
Чтобы воспользоваться этим кейсом, обязательно укажите в Уставе, что прибыль ООО распределяется между ее участниками непропорционально долям: иностранный учредитель имеет право на большую часть. Такая хитрость позволит сэкономить на налоге на прибыль при выводе дивидендов за границу.
Как сэкономить на налогах при росте курса валюты
Вкладывать деньги не в валюту, а в валютные ценные бумаги. Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не переоцениваются (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК). Значит, держателю таких ценных бумаг не надо ежемесячно отражать курсовые разницы в доходах. Это отложит уплату налога на прибыль до периода продажи или иного выбытия валютных акций, облигаций или векселей (п. 2 ст. 280 НК).
Надежность ценной бумаги. Главное — выбрать надежные ценные бумаги, чтобы не потерять деньги в принципе. Учтите, что доходы и расходы по ценным бумагам, которые обращаются на рынке, учитываются в общей налоговой базе (п. 21 ст. 280 НК). Среди них обычно выбирают акции или облигации мировых гигантов с хорошей репутацией, но низкой доходностью.
Доходы и расходы по необращающимся ценным бумагам считаются отдельно от общей налоговой базы. Это значит, что убыток от их продажи не уменьшит налог на прибыль по основной деятельности (п. 21 ст. 280 НК). Среди таких бумаг чаще выбирают облигации или векселя дружественных иностранных компаний, с которыми у общества общий собственник. Если компания приобретет акции иностранной организации в размере свыше 10 процентов от ее капитала, о таком участии надо сообщить в налоговую инспекцию (подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК).
Способ расчета. Проще всего купить ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за рубли. То есть минуя этап покупки самой валюты. Такие расчеты ничем не ограничены. За валюту ценные бумаги удобнее приобретать у нерезидентов. Расчеты в валюте между резидентами РФ и нерезидентами также практически не ограничены (ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Сложнее всего рассчитываться в валюте с резидентом РФ, то есть с любой российской компанией. У нее можно купить лишь внешние ценные бумаги и только через организованные торги при условии их учета в российских депозитариях (п. 5, 6 ч. 1 ст. 9 Закона №173-ФЗ). К таким бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинал которых указан в валюте или которые дают право на ее получение (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона №173-ФЗ).
Как обосновать расходы на аренду помещений и на страховку автомобилей, пока сотрудники работали на дому
Как известно, в режиме самоизоляции постоянные траты никто не отменял. Особенно болезненно это коснулось арендаторов павильонов в торговых центрах, а также тех, кто вел бизнес в съемном складе или офисе.
Только вот как теперь списать эти убыточные расходы, пока сотрудники сидели по домам, не совсем понятно, информация по этому вопросу ходит противоречивая.
Помочь разобраться в ситуации попробовали сами налоговики в письме УФНС по г. Москве №16—17/078614@ от 07.05.2020 года.
Разумеется, они традиционно сделали отсылку к ст. 252 НК РФ и напомнили о необходимости экономической целесообразности расходов и об их документальном подтверждении. Из чего можно сделать вывод, что именно это контролеры и будут подвергать сомнению, проводя мероприятия налогового контроля.
Вы сможете защитить расходы на аренду временно неиспользуемого объекта, если докажете, например, что снять новое помещение обошлось бы гораздо дороже. В общем, придется опять рисовать дополнительную первичку, которой в случае чего можно будет прикрыться.
Например, можно оформить расчет понесенных расходов на ремонт арендованного здания, если вы несли их за свой счет, понятно, что в новом помещении все это делать сейчас бессмысленно и накладно, а это тоже дополнительный весомый аргумент. Кроме того, придется потратиться на поиск нового помещения и возможные обеспечительные платежи, ремонт, переоборудование арендованных площадей.
В результате надо на цифрах наглядно показать, что сохранить прежнее помещение выгоднее даже при условии его оплаты по время простоя. Оформить все это можно служебной запиской, которую подпишут главбух, завхоз и иные причастные к расходам на арендованное помещение сотрудники, а завизирует ее руководитель компании.
В отношении страховки простаивающего транспорта его обязательное страхование предусмотрено законом. На помощь при обосновании расходов для целей налогообложения придет постановление ФАС Уральского округа № А60—5889/08 от 09.12.2008 года. В нем арбитры подчеркнули, что ездить на автомобиле без страховки запрещено. При этом, по мнению судей, факт временного неиспользования автомобилей по обстоятельствам, не зависящим от организации, не препятствует праву на амортизацию ТС, а также признание в затратах страховки автомобиля и зарплаты водителя и механика и т. д.
Как обезопасить прибыльные расходы, полученные от субподрядчика на упрощенке
Классическая ситуация — фирма на ОСНО привлекает субподрядчиков или просто исполнителей на УСН «доходы», которые акты на свои работы/услуги выставляют, налог на прибыль компания на них уменьшает, но деньги исполнителям не платятся, поэтому единый налог не начисляется, в результате очевидная экономия «налицо». Махровый вариант — когда подобный исполнитель ИП на УСН под 6%.
К сожалению, такие схемы работают уже с некими пробуксовками, и отсутствие оплаты в адрес подрядчика придется как-то объяснять, иначе можно получить доначисление налога на прибыль, которое, по мнению Верховного Суда, является правомерным. Примером этому служит определение ВС №301-ЭС19—5806 от 13.05.2019 года, в котором спор выиграла налоговая инспекция.
Согласно материалам делам, ФНС заподозрила фиктивные расходы из-за того, что организация не рассчиталась с субподрядчиками и делать этого явно в обозримом будущем не собиралась. При этом контрагенты не предъявляли никаких претензий, и отсутствовали доказательства о каких-либо принятых мерах по взысканию задолженности.
Излишне говорить, что в подобной ситуации первичка от исполнителей должна быть безупречной, теперь важно еще и обосновать, почему контрагент вовремя не получил оплату, а также почему его это устроило.
Снизить риски помогут письма от лица компании с просьбой об отсрочке платежа. Также от подрядчика нужно составить требования об уплате долга. В общем, должна появиться встречная бурная переписка, которая фигурирует в реальных расчетах между исполнителем и заказчиком, задерживающим оплату.
Можно составить график платежей организации, если из него будет прослеживаться, что у фирмы много долгов и перед другими кредиторами, поэтому по объективным причинам долг перед этим субподрядчиком не погашался, но фирма имела намерения его закрыть в дальнейшем.
Подготовьте также от контрагента претензии, требования об оплате, угрозы, протоколы проведения переговоров по урегулированию задолженности и так далее.
Смягчит ситуацию обстоятельство, если исполнитель будет являться невзаимозависимым субподрядчиком, а не «карманным ИП», который по совместительству еще директор и учредитель организации, получавшей от него акты выполненных работ для снижения прибыльных затрат. В последнем случае налоговики будут биться до последнего, чтобы снять расходы и доказать фиктивность расчетов, потому что схема оптимизации слишком очевидна.
При отсутствии доказательств, свидетельствующих, что упрощенец предпринимал меры по взысканию задолженности, обосновать правомерность расходов с учетом свежей судебной практики будет уже сложно. Учитывайте это при построении схем оптимизации.
Как обособленное подразделение в льготном регионе поможет сэкономить налог на прибыль
Своим клиентам на УСН я часто рекомендую сменить регион регистрации организации или постоянную прописку ИП с целью уменьшения ставки УСН. В быту такой способ называется «миграция в льготный регион», например, в Чечне УСН с доходов платится по ставке 1%, но можно ли сэкономить аналогичным способом компаниям на ОСНО?
Да, можно, при этом нет необходимости переносить весь бизнес в льготный регион, что, понятно, весьма затратно, достаточно будет зарегистрировать только обособленное подразделение в регионе, в котором действует сниженная ставка по налогу на прибыль.
Так, в отдельных регионах РФ экономия составляет 6,5%, потому что общая ставка налога на прибыль снижена до 13,5% вместо 20% (ст. 284 НК, Федеральный закон №302-ФЗ от 03.08.2018 года).
Платить меньше налога на прибыль в бюджет, используя льготную ставку, можно, если обособленное подразделение компании будет осуществлять вид деятельности, по которому в конкретном регионе применяется сниженная ставка по налогу на прибыль.
Особенности уплаты налога на прибыль по сниженной ставке в льготном регионе отражены в ст. 288 НК РФ. Этот кейс считается абсолютно законным и легальным, поэтому при правильном применении не должен вызвать проблем с сотрудниками ФНС.
Если ваш бизнес стационарный, предполагает наличие обособленных подразделений, то каждое обособленное подразделение будет применять ставку того региона, в котором оно находится.
К рискам этого способа можно отнести только то, что субъект РФ может в любой момент отменить преференцию с очередного налогового периода, поэтому нет никаких гарантий на то, в течение какого периода будет работать этот способ оптимизации налогообложения.
Однако региональные власти имеют право продлить действие пониженной ставки налога на прибыль вплоть до 2023 года, об этом сказано в письме Минфина РФ, которое было доведено до налоговых органов письмом ФНС России №СД-4-3/6748@ от 10.04.2019 года.
Как уменьшить налог на прибыль на дополнительные парковочные места для клиентов фирмы
Традиционно начнем с позиции чиновников, естественно, «баба-яга против». По мнению Минфина, затраты организации на аренду парковочных мест в количестве, превышающем число собственного служебного транспорта, налог на прибыль не уменьшают.
Минфин объясняет это тем, что затраты компании на дополнительные парковочные места не соотносятся напрямую с получением дохода, поэтому не могут считаться экономически оправданными по ст. 252 НК РФ (письмо Минфина №03-03-04/2/241 от 5 ноября 2006 г.).
Но не все так однозначно, есть проверенная хитрость, как можно признать в прибыльных расходах дополнительную парковку для клиентов и гостей организации, для этого необходимо будет подготовить специальное обоснование.
Этим документальным обоснованием будет являться приказ руководителя. В нем могут присутствовать следующие формулировки: «В целях повышения лояльности наших клиентов необходимо обеспечить им удобную парковку. Для этого приказываю арендовать такое-то количество… дополнительных парковочных мест по адресу офиса/склада…».
Если совсем заморочиться и перестраховаться, можно к данному приказу приложить пояснительную записку с указанием статистики трафика посещения компании клиентами на автомобилях, которым, естественно, необходимо было где-то парковаться. В пояснительной записке желательно указать и возможные негативные последствия для бизнеса, немного сгустив краски.
Например, напишите, что при отсутствии парковки клиенты могут выбрать другого поставщика, в результате компания потеряет выручку. Кроме того, если посетители будут вынуждены оставлять свои машины в не оборудованных для парковки местах, то их может забрать эвакуатор. А это напрямую повлияет на лояльность клиентов и их желание сотрудничать с организацией. Также в записке можно привести реальную или выдуманную историю про эвакуацию какого-то автомобиля.
Положительная судебная практика по этому вопросу имеется. Судьи в отличие от чиновников настаивают на том, что дополнительные парковочные места, используемые «с целью создания удобной инфраструктуры для ведения переговоров с клиентами и привлечения новых клиентов», налог на прибыль уменьшают и экономически оправданными считаются (постановления ФАС Московского округа № А40—143454/10-76-862 от 15 ноября 2011 года и № КА-А40/7516—08 от 19 августа 2008 года).
Еще один вариант — это включить расходы на дополнительную парковку в состав представительских расходов, о чем должна быть соответствующая информация в учетной политике организации. Так, в НК РФ в перечне представительских расходов указаны расходы, связанные с официальным приемом и транспортным обеспечением представителей других организаций (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Как оптимизировать налог на прибыль при убыточной продаже основного средства
Близится к концу год, многие бухгалтеры уже прикинули суммарную налоговую нагрузку за налоговый период и ищут способы оптимизации, в том числе за счет собственных ресурсов. Если у вас на балансе числятся неликвиды ОС, которые вы давно хотели списать или продать, то сейчас самое время, ведь дорогостоящий объект может существенно повлиять на налог на прибыль.
Убыток от списания ОС по причине морального или физического износа можно признать единовременно, поскольку особый порядок признания убытка установлен только для реализации амортизируемого имущества (п. 3 ст. 268 НК РФ).
При отражении реализации проблема заключается в том, что, продавая амортизируемое имущество с убытком, организация не может учесть его в расходах единовременно. Полученный убыток придется признавать равными долями в течение всего оставшегося срока полезного использования ОС. Но есть хитрость, как формально условия п. 3 ст. 268 НК РФ можно обойти. Вернее, таких хитростей даже две.
Первая — это вывести объект из состава амортизируемого имущества, провести его демонтаж, который следует обязательно отразить в учете, а затем продавать запчасти. Дело в том, что действие указанной нормы распространяется только на амортизируемое имущество. Демонтированный объект и его детали к амортизируемому имуществу не относятся.
Второй вариант — оформить длительную реконструкцию ОС. Это имеет смысл сделать, потому что на основании п. 3 с. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества для целей налога на прибыль исключаются объекты, находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. Признавать убыток не единовременно, а в течение остаточного срока службы гл. 25 НК РФ предписывает только по амортизируемым объектам.
Следовательно, если объект не имеет статуса амортизируемого имущества во время продажи с убытком, то такая операция уже не рассматривается как реализация амортизируемого имущества. Значит, ограничения статьи 268 НК РФ на него не распространяются, и убыток можно учесть в полном размере.
Понятно, что ждать сейчас 12 месяцев, чтобы исключить объект из состава амортизируемого имущества, а потом единовременно признать по нему убыток, долго. Чтобы это стало возможным уже сейчас, решение о реконструкции и модернизации придется оформить по бумагам задним числом, тогда не придется ждать так долго, чтобы единовременно списать в расходы убыток и оптимизировать налог на прибыль.
Как правильно учесть в налоговых расходах долги компаний, не переживших коронавирусный кризис
В сентябре ФНС обновила реестры ЕГРИП и ЕГРЮЛ, почистив его от не переживших COVID-19 игроков рынка. Согласно официальной статистике, с января по июль 2020 года было исключено из реестра более 270 тыс. российских компаний.
Если вашего контрагента исключили из госреестра, его задолженность вы вправе отнести на расходы, тем самым можно уменьшить налог на прибыль к уплате в бюджет (письмо Минфина №03-03-06/1/17813 от 18.03.2019 года).
Напомню, списать в расходы безнадежную дебиторскую задолженность вправе только компании на ОСНО, исчисляющие налог на прибыль методом начисления (подп. 7 п. 1 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ).
Организации на УСН «доходы минус расходы» такой возможности не имеют, потому что в закрытом перечне принимаемых для целей налогообложения расходов списание безнадежной задолженности не фигурирует (ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина №03-03-06/1/29799 от 23.06.2014 года).
Однако в этой ситуации важно понимать, что оптимизировать налог на прибыль можно на суммы задолженности не всех закрытых из-за пандемии организаций или ИП. Просто того, что бизнес был ликвидирован, недостаточно, чтобы отнести на расходы долг контрагента. Ключевое значение имеет, по какой причине это произошло (письмо Минфина №03-03-06/2/7955 от 07.02.2020 года).
Долг считается безнадежным в случае истечения срока исковой давности (3 года), или когда должник прошел ликвидацию (п. 2 ст. 266 НК и письмо Минфина №03-03-06/2/53789 от 22.06.2020 года). При этом к ликвидации приравнивается исключение из реестра недействующей организации (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Но главный нюанс заключается в том, что компания может быть исключена из реестра не только потому, что она недействующая, а еще и по другим причинам, поименованным в п. 5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ от 08.08.2001 года, например, из-за недостоверных сведений об адресе, директоре и т.п., или при отсутствии денег на ликвидацию.
Так вот, формально эти причины не считаются основанием, дающим право признать долг безнадежным в налоговом учете (письмо Минфина №03-03-06/2/36730 от 21.05.2019 года). В этом случае задолженность исключенных из реестра организации или ИП можно списать только по истечении срока исковой давности.
Чтобы не допустить ошибку и не получить налоговых рисков, обязательно проверьте, основание, по которому должника исключили из реестра. Можно списать на расходы долг, если в выписке контрагента на сайте ФНС указано в качестве ликвидации основание по п.2. статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.
Если там указан п. 5 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ, нужно ждать, пока истечет срок исковой давности, и отнесение долга на уменьшение налога на прибыль незаконно. Так что будете внимательны.
Как компании-учредителю сэкономить налог на прибыль при реорганизации юридического лица
Как сохранить право на получение дивидендов с обложением их налогом на прибыль по нулевой ставке, подсказали сами чиновники в письме Минфина №03-03-06/1/50698 от 11.06.2020 года.
Возможность выплатить дивиденды, облагая их налогом на прибыль по ставке 0%, сохраняется в том случае, когда на день принятия решения об их выплате получатель непрерывно владел не менее 50% уставного капитала организации в течение не менее 365 календарных дней (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Ключевым моментом здесь является то, чтобы реорганизуемая компания оформила у себя решение на выплату дивидендов до момента своей реорганизации, поэтому, если имеется возможность, оформите документ задним числом.
При таких условиях удастся применить ставку 0% по налогу на прибыль, выплачивая дивиденды учредителю, даже если дочерняя компания реорганизовалась, не заплатив их. Фактическая выплата может произойти и позднее, но если вовремя не оформить решение, то льготную ставку принять не получится.
Если отсутствует возможность оформить решение нужной датой, то выплату дивидендов выгоднее перенести до того момента, пока не будет выполняться условия подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ. В противном случае фискалы будут настаивать на доначислении налога (письма Минфина №03-03-06/1/7519 от 07.02.2019 года, №03-03-06/1/69798 от 28.09.2018 года). В этом случае расчет периода владения имуществом будет производиться с момента внесения записи о прекращении деятельности реорганизуемой фирмы.
Применяя кейс, нужно обязательно обратить внимание на формулировки в Уставе реорганизуемой компании. Важно, чтобы там отсутствовал жесткий порядок выплаты дивидендов с привязкой к определенным датам и имелась возможность принятия решения о выплате дивидендов нужным вам числом.
Необходимо отметить, что Минфин также выпускал письмо, в котором чиновники говорили о возможности применения нулевой ставки налога на прибыль с дивидендов в случае реорганизации при соблюдении условий подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (письмо Минфина от 07.04.2014 №03-03-06/1/15514).
Чтобы снизить риски претензий контролеров, следует быть готовыми к тому, чтобы доказать, что при реорганизации преследовались деловые цели и что получатель дивидендов не повлиял на принятие глобальных решений в компании, то есть компания реорганизовалась не только ради выплаты дивидендов.
Как иностранная фирма может «мигрировать» в Россию и получать дивиденды с льготным налогообложением
С недавних пор в России появились два острова с особым правовым режимом — это остров Русский (Приморский край) и остров Октябрьский (Калининградская область). Они представляют собой два специальных административных района (САР) с льготным налогообложением.
Правила, которые действуют в САР, устанавливает Федеральный закон №291-ФЗ. «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края». На этих двух островах предусмотрена уникальная возможность, которая позволяет предприятиям-нерезидентам, зарегистрированным в иностранных государствах (например, Сингапур, Гонконг, Кипр и т.д.), стать российскими, но сохранить преимущества льготного обложения как в офшоре.
В частности, дивиденды, полученные такой компанией, будут облагаться налогом на прибыль исходя из ставки 0% (пп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
В результате указанной перерегистрации произойдет полный «переезд» из прежней иностранной юрисдикции в Россию. Но, что важно, в России появится не новая фирма. Наоборот, именно иностранная компания станет российской, но со всеми правами, обязательствами и, что важно, с тем же составом акционеров. Мало того, и права, и обязанности владельцев не поменяются (даже если они не соответствуют законам РФ, которые распространяются на обычные российские компании) (ст. 4, 7 Закона №290-ФЗ).
Ранее ничего подобного российское законодательство не предусматривало. Такой полный «переезд» иностранной фирмы в Россию называется редомициляцией, это для тех, кто будет глубже вникать в тему. Правда, не все так просто, создали эти офшорные зоны все-таки не для всех подряд; чтобы иностранное юрлицо получило права на налоговые льготы островов Русский и Октябрьский, оно должно соответствовать ряду критериев.
Например, иностранная организация должна:
— вести деятельность на территории нескольких государств, в том числе России. Осуществлять деятельность можно не только самостоятельно, но и через подконтрольных лиц, обособленные подразделения;
— инвестировать в Россию минимум 50 млн руб. в течение полугода с даты регистрации международной компании;
— быть создана в государстве — члене или наблюдателе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (Манивэл).
Есть особенности и нюансы самого «переезда», но с учетом трендов о повышении до 15% налога на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, «смена прописки» иностранного юрлица может стать просто спасательным кругом для бенефициаров российских компаний, которые владеют ими через фирмы, зарегистрированные в иностранных офшорах.
Как обосновать налоговые расходы в условиях кризиса
В текущем году при нестабильной экономике отдельные отрасли бизнеса терпят большие убытки, понесенные расходы оказываются неоправданными, по итогам деятельности получается убыток. Но налоговая инспекция не дремлет, порядок проверок меняется и даже в чем-то ужесточается, поэтому бухгалтерам не совсем понятно, как обосновать свои расходы, чтобы в новых реалиях не иметь претензий с контролерами.
Этот пост посвящен полезным рекомендациям, которые основаны на свежей позиции чиновников и актуальной судебной практике, позволяющей защитить затраты в налоговом учете.
Если расходы не окупили себя, их все равно можно учесть при расчете налогов (п. 5 письма ФНС № ШЮ-4-13/12599@ от 06.08.2020 года). Налоговики пояснили, что отрицательный финансовый результат еще не повод для снятия оказанных услуг из расчета налогооблагаемой базы у заказчика.
Как дополнительно обезопасить затраты, подсказывают судьи. К примеру, ссылаясь на бизнес-планы или если необходимость доп. затрат прямо предусмотрена в договоре поставки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № А27—20055/2018 от 27.08.2019 года, постановление Поволжского округа № Ф06—14629/2016 от 16.11.2016 года).
Еще вариант обосновать расходы — деловая переписка о вероятной прибыльности сделок (постановления АС Северо-Западного округа № А13—16397/2015 от 30.05.2019 года, ЦО № А35—2966/2015 от 10.08.2016 года). Если по факту получился убыток, то затраты все равно считаются обоснованными, ведь изначально была цель получить прибыль.
Если в акте от исполнителя не расшифрованы расходы, а содержится только общая формулировка, есть возможность, как затраты подстраховать. Для этого можно ссылаться на распечатки электронного календаря и снимки экрана компьютера. Они могут пригодиться в разных ситуациях.
Например, если вы оплатили онлайн-курсы, консультации, доступ к видео или к электронным базам данных либо специализированным программам т. д. В таком случае к подтверждающим документам чиновники относят и «распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика» либо электронную корреспонденцию, из которой подробнее виден характер затрат.
Все это помогает отстоять расходы и даже законность вычета НДС. Это неоднократно подтверждали судьи, поддерживая в спорах с налоговиками бизнесменов (постановления арбитражных судов Дальневосточного округа № Ф03—3454/2018 от 23.10.2018 года, Уральского округа № Ф09—3007/17 от 13.06.2017 года).
Как простить долг контрагенту так, чтобы можно было признать расходы в налоговом учете
Да, возможно и такое, причем это подтверждается судебной практикой. Сейчас расскажу, в чем хитрость.
Вначале о том, что по этому поводу считают чиновники. Минфина в своих письмах неоднократно высказывался, что нельзя признать в составе налоговых расходов как полностью прощенный долг (письмо №03-03-06/1/541 от 21 августа 2009 года), так и частично (письмо №03-03-06/1/147 от 18 марта 2011 года).
В этих письмах говорится о том, что к прощенному долгу не применяются нормы подп.2 п.2 ст. 265 НК РФ, дающие право на признание в составе внереализационных расходов его суммы. Потому что данная норма относится исключительно к безнадежным долгам, а прощенный долг таковым не считается, ведь кредитор по своей воле принял решение его простить, раз так, то не вправе рассчитывать на признание затрат в налоговом учете (п. 2 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина №03-03-04/1/579 от 12 июля 2006 года).
Однако на помощь бизнесу, как это часто бывает, приходит Верховный Суд. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении №2833/10 от 15 июля 2010 прямо указал на то, что выше приведенная позиция Минфина является ошибочной. Причем в этом решении ВС есть оговорка об обязательности приведенного в постановлении толкования правовых норм при рассмотрении нижестоящими арбитражными судами аналогичных дел, что несомненно дает бизнесу фору.
Арбитры пояснили, что перечень внереализационных расходов и приравниваемых к таким расходам убытков, как сказано в НК РФ, не является исчерпывающим. Данное обстоятельство позволяет признать в составе прибыльных затрат в том числе и убытки, связанные с прощением долга кредитором.
Сотрудники ФНС вынуждены были с этим согласиться и пошли на компромисс. Так, в письмах ФНС России № ГД-4-3/617 от 21 января 2014 года, № СА-4-7/13193 от 12 августа 2011 года и № ШС-37-3/18261 от 22 декабря 2010 года указано, что организация вправе признать расходы, если докажет, что прощение долга направлено на получение дохода (есть коммерческий интерес).
Встает вопрос, что считать коммерческим интересом? Он может выражаться в мировом соглашении, которое регулирует взаимные требования сторон.
Иными словами, чтобы долг можно было списать и признать в расходах, должник должен хоть немного заплатить по мировому соглашению, тогда расходы будут соответствовать пункту 1 статьи 252 НК РФ. Перечень внереализационных расходов открытый. В результате кредитор сможет признать долг в прибыльных затратах.
Таким образом, главная хитрость в том, чтобы для возможности не потерять расходы стороны должны оформить не просто соглашение о прощении долга, а именно мировое соглашение.
Если долг не надо списывать быстро, то по общему правилу его можно списать в налоговом учете в момент истечения срока исковой давности (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Как не потерять прибыльные расходы, осуществляя длительную реконструкцию амортизируемого имущества
Этот лайфхак будет полезен организациям на общем режиме, которые планируют проводить реконструкцию основного средства, например, здания или оборудования. Согласно требованиям гл. 25 НК РФ, из состава амортизируемого имущества исключаются ОС, находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, в исключения попадают только те ОС, которые продолжают непрерывно использоваться в производстве (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Если реконструкция у вас длительная, а терять налог на прибыль на приостановленной амортизации не хочется, то можно по документам разбить процесс реконструкции или модернизации на несколько периодов, каждый из которых не превысит 12 месяцев, тогда начисление амортизации останавливать не нужно, соответственно не придется переплачивать налог на прибыль.
Чтобы застраховать схему, обязательно оформляйте каждый этап как самостоятельные отдельные реконструкционные работы. Минфин в своих письмах давал разъяснения о том, что датой окончания работ по реконструкции или модернизации объекта может являться день подписания сторонами акта по форме № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (письмо Минфина №03-03-05/157 от 17.08.2009 года).
Желательно, чтобы между этапами имелись какие-то временные промежутки, тогда налоговики не смогут рассмотреть общий комплекс работ как единое целое. Если реконструкция проводится подрядным способом, важно, чтобы подрядчик дробил свои работы на отдельные этапы, не превышающие 12 месяцев, лучше под каждый этап делать самостоятельный договор.
Такой подход даст возможность сэкономить налог на прибыль не только в части амортизации, он также позволяет признавать в налоговом учете и амортизационную премию по каждому законченному этапу (постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04—6686/2007 (38514-А27—41 от 26.09.2007 года)).
Внимательно присмотритесь к выполняемым работам, если часть из них можно отнести не к реконструкции, а к ремонту, вычлените их и просите подрядчика оформить ремонт отдельным договором. При расчете налога на прибыль затраты на ремонт ОС учитываются сразу датой подписания акта выполненных работ (п. 1 ст. 260 НК, постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53—26118/2011 от 29.03.2013 года).
Другая возможность продолжать амортизировать реконструируемое ОС — это непрерывное его использование, которое также важно документально подтвердить.
Правило работает, даже если организация на время реконструкции использует в производственной деятельности только часть объекта, а не весь его целиком. В таком случае не придется дробить реконструкцию на этапы (п. 3 ст. 256 НК РФ, письма Минфина № СД-4-3/22720 от 09.11.2017 года).
Как с помощью агента экономить НДС и налог на прибыль, сдавая недвижимость в аренду взаимозависимым лицам
Этот кейс базируется на Постановлении АС Поволжского округа № А12—39362/2019 от 06.07.2020 года. В данном судебном разбирательстве компании удалось доказать, что сотрудники налоговой инспекции не вправе диктовать ООО, как распоряжаться своими активами и кому их сдавать в аренду, даже если речь идет о сделке между взаимозависимыми лицами, налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Согласно материалам дела, ООО сдавало в аренду несколько объектов недвижимости взаимозависимым лицам. В целях оптимизации был привлечен агент, который стал передавать помещения по более высокой стоимости, и на нем аккумулировалась часть выручки. ФНС увидела в этих действиях схему и попыталась доказать, что арендодатель занижал налогооблагаемую базу, передавая в аренду имущество через посредника взаимозависимому лицу. Но судьи с этим не согласились.
Далее, чтобы сэкономить дополнительно на налогах, объекты были переданы в качестве отступных учредителю-физлицу и взаимозависимому ООО. На этом этапе налоговики также попытались доначислить налоги, так как объекты недвижимости передавались по стоимости, которая в 3 раза была ниже кадастровой стоимости. Судьи и в этом моменте с контролерами не согласились.
Позиция судей заключается в следующем: взаимозависимые лица имеют право по своему усмотрению заключать сделки, которые считают нужными для развития бизнеса. У налоговой инспекции нет оснований их отменять. Судом было доказано, что расчеты по операциям производись, сами сделки были реальными и не фиктивными, а рыночная цена не равна кадастровой.
Если ООО самостоятельно не использует недвижимость, в НК РФ нет запрета на ее передачу в аренду, в том числе взаимозависимому лицу. Допрос свидетелей подтвердил, что имуществом на время аренды реально распоряжались арендаторы.
Также чиновникам не удалось доказать, что в сделках использовались нерыночные цены, поэтому все доначисления были отменены.
Кстати, налоговики часто стращают, что использование нерыночных цен в расчетах между взаимозависимыми лицами приведет к доначислению, но свежая судебка говорит об обратном. Например, Верховный суд посчитал, что отклонение цен в диапазоне от 11 до 52% — это не нарушение (определение ВС №303-КГ17—19327 от 29.03.2018 года). Судьи Центрального округа не сочли многократным отклонением диапазон от 1 до 96% (постановление № А14—5553/2016 от 15.11.2018 года). Следовательно, контролеры не могут заявить даже в качестве признака получения необоснованной налоговой выгоды.
ВС напомнил, что контролировать соответствие цен налоговики вправе лишь вне камеральных и выездных проверок (п. 2 ст. 105.3 НК, абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, п. 3 Обзора ВС по разделу v. 1 и ст. 269 НК от 16.02.2017 года). К аналогичным выводам арбитры пришли в постановлении АС Центрального округа № А08—12176/2018 от 22.07.2020 года.
Как до расторжения договора аренды сэкономить налог на прибыль на неотделимых улучшениях имущества
В связи с коронавирусной историей некоторые предприниматели принимают сейчас решение о расторжении договора аренды, сегодня я расскажу, как не потерять прибыльные расходы, если в арендованном помещении у вас были произведены неотделимые улучшения. Это особенно актуально для торговых павильонов и магазинов, ресторанов, а также для офисных помещений.
Неотделимыми улучшениями имущества считаются, например, монтаж пожарно-охранной сигнализации, стационарной системы отопления и вентиляции (сплит-системы) и т. д.
То есть те улучшения, которые вы произвели в арендованном помещении и которые никак нельзя демонтировать и унести без нанесения им ущерба и (п. 2 ст. 623 ГК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль они амортизируются исходя из срока полезного использования в соответствии с Классификацией ОС, утв. Постановлением №1 от 01.01.2002 года.
Когда стоимость неотделимых улучшений не возмещается арендодателем, то арендатор часто не успевает их самортизировать. Так получается из-за того, что срок договора аренды заканчивается быстрее, чем срок полезного использования по Классификатору ОС. В случае досрочного расторжения договора аренды тем более списать в уменьшение налога на прибыль стоимость неотделимых улучшений в полной сумме понесенных затрат не получится.
Чтобы решить эту проблему и сэкономить на налоге на прибыль, вам нужно перед расторжением договора аренды продать эти недоамортизированные улучшения дружественной компании или ИП по формальной цене. В идеале покупателем может выступить ИП на УСН «доходы», ему и не надо расходы обосновывать и можно за цену покупки вывести какую-то сумму в наличку.
По общему правилу при реализации амортизируемого имущества (это касается и неотделимых улучшений арендованного имущества) в расходы можно списать его остаточную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так что продажа объекта позволяет учесть при расчете налога на прибыль неодоамортизированную стоимость имущества.
Как это выглядит на цифрах: установили вы, например, систему пожарно-охранной сигнализации за 250 000 руб. (без НДС), самортизировать до расторжения договора аренды успели ее только на 90 000 руб. В итоге у вас теряются прибыльные расходы на сумму 160 000 руб. (250 000 — 90 000). Но если воспользоваться кейсом, то налоговая экономия составит 32 000 руб. (160 000 х 20%), от нее нужно только отминусовать налоги от стоимости продаже объекта, но они будут минимальные, ведь продаются улучшения по символической цене.
Подобная продажа вполне допустима, так как объекты на момент реализации еще не переданы арендодателю, следовательно, принадлежат арендатору.
Единственный риск, который возникает в этой ситуации — это вопросы к целесообразности покупки неотделимых улучшений третьим лицом. Ведь по окончании договора аренды с компанией, которая их произвела, собственность на них переходит к арендодателю. Но так как цена минимальна, то покупку можно совершить за счет чистой прибыли дружественного ООО или покупателем может выступить дружественный ИП на спецрежиме.
Еще вариант, он наиболее безрисковый. Можно попытаться договориться со следующим арендатором помещения, который продолжит использовать неотделимые улучшения в своих интересах после вас, для него такая покупка выглядит наиболее обоснованной.
Как законно сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль
Первый кейс — благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом №121-ФЗ от 22.04.2020 года в п. 3 ст. 286 НК РФ, был повышен лимит доходов средней выручки за квартал с 15 до 25 млн руб., который позволяет платить налог на прибыль только поквартально, без уплаты еще и ежемесячных авансовых платежей.
Это тот редкий случай, когда послаблением реально можно воспользоваться без каких-либо особых препон, достаточно лишь внести изменения в учетную политику. Можно поступить так прямо сейчас, то есть в середине года.
В итоге в 2020 г. компании с выручкой не больше 100 млн руб. за предыдущие 4 кв. платят только квартальные авансовые платежи, рассчитанные из фактической прибыли (п. 2 ст. 2 Закона №121-ФЗ).
Второй кейс — начиная с апреля 2020 г. в любое время можно перейти на ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли. К этому кейсу имеет смысл присмотреться компаниям с выручкой более 100 млн за год, которые первой «льготой» воспользоваться не смогут.
В таком случае можно, к примеру, налог за июнь считать по фактической прибыли, полученной с января по май, за июль из прибыли, полученной за январь-июнь и т. д. При резком падении выручки это действительно выгодно, посмотрим на цифрах за полугодие, почему.
Допустим, за 6 мес. 2020 года фирмой получена следующая прибыль:
за январь — 200 000 руб.;
за февраль — 300 000 руб.;
за март — 50 000 руб.;
за апрель — 20 000 руб.;
за май — получен убыток 150 000 руб.;
за июнь — получен убыток 150 000 руб.
Квартальный авансовый платеж по итогам 1 кв., причитающийся к уплате в бюджет до 28 апреля, составляет 110 000 руб. ((200 000 руб. +300 000 руб. +50 000 руб.) х 20%).
Авансовый платеж, рассчитанный как 1/3 квартального авансового платежа по итогам 1 кв. и подлежащий уплате в течение 2 кв., по срокам 28 апреля, 28 мая и 28 июня, составит 36 666,66 руб. (110 000 руб. / 3).
В итоге за шесть месяцев придется перечислить в бюджет 220 000 руб. (110 000 руб. + (36 666,66 руб. х 3)).
Теперь посчитаем, если бы налог платится ежемесячно, исходя из фактической прибыли начиная с января 2020 года:
— за январь — 40 000 руб. (200 000 руб. х 20%);
— за январь — февраль — 60 000 руб. ((200 000 руб. +300 000 руб.) х 20% — 40 000 руб.);
— за январь — март — 10 000 руб. ((200 000 руб. +300 000 руб. +50 000 руб.) х 20% — (60 000 руб. +40 000 руб.));
— за январь — апрель — 4 000 руб. ((200 000 руб. +300 000 руб. +50 000 руб. +20 000 руб.) х 20% — (60 000 руб. +40 000 руб. +10 000 руб.));
— в мае и июне компания не будет платить налог на прибыль, потому что в мае и июне получен убыток.
В результате при этом способе общая сумма налога к уплате составит — 114 000 руб. (40 000 руб. +60 000 руб. +10 000 руб. +4 000 руб.).
При первом способе сумма налога к уплате была 220 000 руб.
Сравним оба способа и получаем разницу 106 000 руб. (220 000 руб. — 114 000 руб.), она произошла из-за того, что налог считался из фактической прибыли и нет необходимости платить авансовый платеж по итогам 1 квартала.
Для того чтобы воспользоваться вторым кейсом, нужно также в середине года внести изменения в учетную политику организации. А также подать в ФНС уведомление по форме КНД 1150103 о переходе на ежемесячную уплату налога на прибыль исходя из фактической прибыли с определенного месяца.
Неудобством ежемесячной уплаты налога на прибыль является только то, что бухгалтеру придется формировать декларацию и отправлять ее в налоговую инспекцию каждый месяц.
Как с помощью ФНС раньше срока исковой давности списать долг контрагента
Ситуация жизненная — отгрузили товар покупателю, он вовремя не рассчитался, а через время и вовсе перестал отвечать на письма и звонки. Поездка в офис по адресу регистрации покупателя также не возымела должного эффекта, представителей фирмы поставщика ожидали пустые кабинеты после спешного отъезда контрагента. В общем, покупатель оказался мошенником.
Напрашивается вывод, что долг безнадежный и его надо бы его списать в целях налогообложения прибыли. Но для списания долга без использования резерва по сомнительным долгам надо ждать либо когда фирма закроется, либо пока истечет срок исковой давности (3 года).
Понятное дело, что списать задолженность хочется поскорее. Тут можно воспользоваться помощью налоговиков и настучать на недобросовестного покупателя в ФНС, это поможет значительно снизить срок его ликвидации из ЕГРЮЛ.
В деталях это работает так. Чтобы внести сведения о недостоверности контрагента, понадобится форма Р34002 «Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ» (рекомендована Приказом ФНС России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 года). Отправив ее в ФНС, вы просигнализируете, что у контрагента недостоверный юридический адрес.
Налоговая будет обязана проверить эту информацию, после чего можно рассчитывать на исключение контрагента из ЕГРЮЛ и списание задолженности как долг юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность с даты исключения из ЕГРЮЛ (письмо Минфина №03-01-10/1982 от 23.01.2015 года).
Для обращения в ФНС с заявлением дополнительными аргументами может стать следующий арсенал доказательств. Вначале можно отправить письмо почтой России с требованием уплаты долга и неустоек на адрес регистрации контрагента. После возврата конверта снимите с него копию с отметками почты России. Дополнительно можно распечатать «Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором» с сайта Почты России (https://www.pochta.ru/tracking). Все эти документы подложите в качестве приложений к заявлению в ФНС.
Что касается сроков, налоговая инспекция должна рассмотреть ваше заявление в течение семи рабочих дней. После чего самостоятельно будет искать контрагента по адресу регистрации еще где-то месяц. Не найдя его, направит уведомление о необходимости представить достоверные сведения для подтверждения старого адреса или данные о новом. Изменений, естественно, не произойдет, поэтому через 30 дней вы увидите на сайте ФНС в выписке контрагента надпись о некорректности информации. Ну и где-то через полгода по инициативе ФНС фирму эту закроют, вуаля — вам не пришлось ждать 3 года, чтобы списать долг.
Ну а если сумма большая, можно попробовать взыскать сумму долга уже с директора и учредителя компании, минуя процедуру банкротства. Методику я уже описывал в более ранних постах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как экономить на налогах, используя законные способы. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других