Школа ценностей

Марат Рашитович Шаехов, 2022

Данное пособие является первым на русском языке изданием, призванным помочь школам внедрить и применить ценностно ориентированный подход к воспитанию. Пособие состоит из 21 главы, каждая из которых посвящена отдельной ценности. В каждой главе собраны как теоретические сведения, так и практические приемы для применения в образовательной деятельности на разных уровнях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ДРУЖБА

https://disk.yandex.ru/d/OI-te7LEcH3imQ

Ожидаемые результаты

Ученики к концу месяца должны

1–4 классы

— понимать, что такое дружба, знать ценность и значение дружбы в жизни каждого человека

— знать качества, характерные для настоящего друга, понимать важность сохранения дружественных отношений

— научиться решать простые конфликты, уметь просить прощения

5–9 классы

— уметь объяснять, что такое дружба и зачем она нужна

— уметь договариваться, находить компромиссы

— развивать взаимопомощь среди своих одноклассников и друзей

— уметь выбирать друзей

— сохранять дружбу и поддерживать отношения

10–11 классы

— развивать качества настоящего друга

— научиться решать конфликты и находить компромиссы

— создать и поддерживать в коллективе дружественную атмосферу

— уметь работать с обидами и прощать

Теория

Дружба — это близкие отношения между людьми, которые построены на доверии, привязанности друг к другу, общих интересах (словарь С.И. Ожегова).

Без своего друга (как и без любимого) человек испытывает сильную тоску, скучает и ищет с ним каждодневного общения. Когда друзья вместе, им бывает радостно и хорошо. Когда друг помогает, он не думает получить что-то взамен. Друг не бросит своего друга в беде, он верен и самоотвержен.

Дружба — это взаимоотношения, возникающие на основе взаимопонимания, уважения и общности интересов.

Дружбу называют одним из лучших нравственных чувств человека, потому что она предполагает бескорыстную помощь, сочувствие, поддержку в трудных ситуациях.

Дружба имеет огромное значение для развития и самочувствия человека. Друзья поддерживают друг друга, расширяют кругозор и выводят на новые рубежи. Они дарят нам радость бескорыстного искреннего общения, сочувствия, единства, игры.

Уже более 75 лет в Гарварде идет исследование о том, как развиваются люди во взрослом возрасте, и теперь ученые могут с уверенностью сказать: на качество жизни и ее продолжительность, на состояние здоровья больше всего влияют хорошие отношения, которые человек поддерживает в течение жизни. Если ты умеешь заботиться и принимать заботу, радостно общаться, дружить — то будешь жить долго и счастливо. В общем-то, мы и так это знали, но теперь получаем научное подтверждение.

Основные качества настоящих друзей

1. Друзья честны друг с другом, но честность не подразумевает осуждения и жестокости.

2. Друзья защищают друг друга.

3. Друзья поддерживают друг друга на пути к целям, как личным, так и профессиональным.

4. Друзья не прислуживают друг другу и не помыкают друг другом.

5. Друзья слушают и слышат друг друга.

6. Друзья могут не согласиться друг с другом, даже поспорить, но при этом не унижают друг друга.

7. Друзья уважают границы друг друга.

Вопросы

1. Откуда у нас появляются друзья?

2. Чем мы можем заниматься с друзьями?

3. Можем ли мы быть лучшим другом для всех? Почему?

4. Как мы выбираем друзей? По каким качествам?

5. Что лежит в основе дружеских отношений?

6. Каким бы другом я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я не хотел видеть своего друга?

7. Может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

8. Как сохранить дружеские отношения при конфликтных ситуациях?

Фильмы

«Тайна волшебной двери», 1971 г. (1–4 кл.)

«Пеппи Длинныйчулок» (1–9 кл.)

«Близзард» (1–9 кл.)

«Приключения Тома Сойера» (5–8 кл.)

«Приключения Электроника» (7–8 кл.)

«Гостья из будущего» (7–9 кл.)

«Мост в Терабитию» (5–11 кл.)

«Поллианна» (5–11 кл.)

«Хатико» (5–11 кл.)

«Чудо», 2017 г. (7–11 кл.)

«Чучело» (9–11 кл.)

«Сердце чемпиона» (9–10 кл.)

«Таинственный сад» (8–11 кл.)

«1+1» (10–11 кл.)

«3 идиота» (10–11 кл.)

«Битва невест» (8–11 кл.)

Мультфильмы

«Домовёнок Кузя», 1984 г.

«Волшебник Изумрудного города», 1973 г.

«Серая Шейка»

«Любимый холодильник»

«Переменная облачность»

«Осьминоги»

Трогательный ролик о доброте и дружбе

«Лили и Снеговик», 2015 г.

КНИГИ

С. Дикманн «Чудо», «Пес, проглотивший мир»

К. Крабилс «Самый одинокий кит на свете»;

П. Браун «Дикий робот»;

П. Карнавас «Слон»

В. Воскобойников «Друзья-приятели. Девочка, мальчик, собака» (5–6 кл.)

Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Э.М.Ремарк «Три товарища»

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Э.Б. Уайт «Паутина Шарлотты»

Г. Х.Андерсен «Снежная Королева»

К.Патерсон «Мост в Терабитию»

Ф. Адра «Лис Улисс»

Л. Чарская «Княжна Джаваха», «Записки сиротки», «Сибирочка»

Х. Хоссейни «Бегущий за ветром» (10–11 кл.)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• Ученые выяснили, что человек понимает понятие дружбы примерно с девяти месяцев.

• Видеться с друзьями полезно для здоровья. При частом общении с приятными нам людьми в организме возрастает уровень прогестерона, а это способствует психологической разрядке и снижает уровень стресса. Нервная система скажет вам спасибо.

• Международный день дружбы отмечается 30 июля. Его официально утвердили в 2011 году.

• Примерно 90 % всех пользователей социальных сетей утверждают, что дружбу возможно создать только с помощью живого общения и только при реальных встречах.

• Показав на Олимпиаде 1936 г. одинаковый результат в прыжках с шестом, японские спортсмены Сюхэй Нисида и Суэо Оэ не согласились с решением Олимпийского комитета и, распилив серебряную и бронзовую медали, сделали себе по бронзово-серебряной медали. Победила дружба!

АФОРИЗМЫ

«Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя». Цицерон

«Истинный друг познается в несчастье». Эзоп

«Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы». В.Г. Белинский

«Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди». А.И. Герцен

«Настоящая дружба правдива и отважна». Д. Байрон

«Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает». Ф. Ницше

«Брат может не быть другом, но друг — всегда брат». Б. Франклин

ПОСЛОВИЦЫ

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Человек без друга что дерево без корней.

Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Старый друг лучше новых двух.

Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой.

Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Не всегда дружба проверяется бедой. Бывает, что и счастьем.

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

ПРИТЧИ, ИСТОРИИ

1–4 классы

Муха и пчела. Притча о дружбе

Спросил как-то комар муху:

— Есть ли здесь в окрестности цветы?

— Насчет цветов ничего не знаю, — ответила ему муха. — А вот консервных банок, навоза, нечистот в канавах полным-полно. — И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу.

— Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? — спросил он у нее.

— Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, — удивилась пчела. — Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. — И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты.

Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей.

Цезарь и лекарь

У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если он болел, то лекарства принимал, только когда лекарь подаст ему собственноручно.

Однажды Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришел лекарь и подал Цезарю лекарство. Цезарь подал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь.

Лекарь застыл в ужасе:

— Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того как ты прочел это?

На что Цезарь ответил ему:

— Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!

5–7 классы

Виды дружбы

У мудреца спросили: «Сколько видов дружбы существует?»

— Четыре, — ответил он.

Есть друзья, как еда, — каждый день ты нуждаешься в них.

Есть друзья, как лекарство, — ищешь их, когда тебе плохо.

Есть друзья, как болезнь, — они сами ищут тебя.

Но есть друзья, как воздух, — их не видно, но они всегда рядом.

Два друга в пустыне

Однажды два друга, идя по пустыне, поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и спас жизнь своему другу спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

8–9 классы

Сколько человеку необходимо друзей? Борис Крумер

Ученик пришёл к Учителю и спросил его:

— Мастер, сколько друзей должно быть у человека — один или много?

— Всё очень просто, — ответил Учитель, — сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.

Ученик задрал голову и ответил:

— Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.

— Позови друга, пусть он поможет тебе, — ответил Мастер.

Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.

— Мне всё равно не достать, Учитель, — сказал огорчённый ученик.

— У тебя больше нет друзей? — усмехнулся Учитель.

Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.

Тогда учитель подозвал его к себе:

— Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?

— Понял, учитель, — сказал ученик, потирая ушибленный бок, — много — чтобы все вместе мы смогли решить любую проблему.

— Да, — ответил Учитель, огорчённо покачивая головой, — действительно, нужно много друзей: чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!

Дорога в рай

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой музыка, цветы, журчание ручья — словом, отдых.

— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.

— Это рай, ты уже умер и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

— А есть там вода?

— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

— А поесть дадут?

— Все, что захочешь.

— Но со мной собака.

— Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

— Я хочу пить, — попросил путешественник.

— Заходи, во дворе есть колодец.

— А моя собака?

— Возле колодца увидишь поилку.

— А поесть?

— Могу угостить тебя ужином.

— А собаке?

— Найдется косточка.

— А что это за место?

— Это рай.

— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.

— Врет он все. Там ад.

— Как же вы, в раю, это терпите?

— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

Источник: https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-doroga-v-raj/

10–11 классы

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком соседом.

Но время шло, появились колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер, и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.

Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял: самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Источник: https://solnysh.ru/breastfeeding/pritchi-o-druzhbe-iz-zhizni-o-zhizni-s-moralyu-pritchi-ob-ume-i-soznanii.html

Краткосрочные мероприятия

1–4 классы

Название: Дружеский чек-лист

Время: 30 мин.

Формат: брейн-шторм

Порядок проведения: Предложите детям в группе составить список дружеских слов, фраз, цитат, которые можно использовать при поддержке другого человека, при ссоре с другом, для создания новых дружеских связей и т. д.

Сделайте шаблоны воздушных шаров, поместите в них дружеские фразы и разместите в пространстве класса.

Название: Разыскивается лучший друг

Время: 30 мин.

Формат: этическая беседа

Порядок проведения: Предложите учащимся сделать плакат «Разыскивается лучший друг». Предварительно обсудите с детьми, какими качествами он должен обладать, что он должен уметь, как должен выглядеть. Разместите плакаты, которые получились у детей, в классном кабинете.

Мораль: Иметь хорошего друга в жизни — это залог счастья, но дружить нужно уметь.

5–7 классы

Название: Диаграмма Венна

Время: 10 мин.

Формат: игра во время классного часа

Порядок проведения: Учитель подготавливает факты, охватывающие опыт и интересы многих учащихся, и делит их на пары. Пример фактов: урок математики дается легко; нетрудно встать рано утром; нет настроения, когда получаешь плохую оценку и т. д. Пустое место в классе рисуется тремя кружками типа диаграммы Венна, со словами «согласен, не согласен, иногда». Игроки входят в первый круг, если они согласны с фактами, прочитанными учителем, во второй круг — если они не согласны, а иногда и в третий круг.

Мораль: Играя, учащиеся могут определить свои сходства и различия, узнать друг друга лучше и понять ценность сотрудничества.

Название: Игра «Паутинка»

Время: 15–30 мин.

Формат: классный час, воспитательная беседа

Порядок проведения: В ходе обсуждения темы «Дружба», «Качества, которыми должен обладать настоящий друг» в качестве закрепления можно провести данное упражнение. Учитель берет в руки клубок с нитками и объясняет учащимся ход игры: каждый учащийся должен передать клубок своему однокласснику, при этом назвать положительное качество своего друга, при передаче клубка из рук в руки необходимо закреплять нить хотя бы на один палец каждому участнику. В итоге должна получится паутина. В заключение учитель должен объяснить, что эта паутина — это отношения, которые связывают детей между собой. Если мы хотим, чтобы эта паутинка сохранилась, то нужно беречь наши отношения. В конце можно также спросить, каким образом лучше всего размотать данную паутину. Вариантов в основном будет два: либо размотать, но это будет дольше и сложнее, либо просто спустить нить с пальцев и паутина разорвется. Так же и в отношениях: их всегда сложнее сохранить и сберечь, разрушить отношения всегда легко.

Мораль: Учащиеся учатся ценить свои отношения с друзьями, беречь их.

8–9 классы

Название: Упражнение «Ладонь»

Время: 15–30 мин.

Формат: классный час, воспитательная беседа

Порядок проведения: Подготовить листочки А4, карандаши и ручки. Раздать каждому ученику по листочку. Объяснить принцип упражнения: каждому школьнику необходимо нарисовать очертание своей ладони на листочке. Листочек нужно подписать, затем передать его по кругу по одному. Задача каждого ученика написать положительные качества своего соседа, друга на листочке внутри ладони. В конце листочек должен вернуться к каждому, заполненный положительными качествами. Подвести итоги.

Мораль: Данное упражнение укрепляет взаимоотношения внутри класса/коллектива, повышает самооценку учащихся.

10–11 классы

Название: Книжный клуб

Время: 30–60 мин.

Формат: клуб

Порядок проведения: В течение месяца читать конкретные книги о дружбе, например, «Маленький принц», «Тимур и его команда», книги Дейла Карнеги. В конце месяца на занятиях клуба организовывать совместное обсуждение, анализировать прочитанный материал.

Мораль: Данное мероприятие прививает у учащихся любовь к чтению, учит анализировать прочитанный материал.

Долгосрочные мероприятия

1–4 класс

Название: «Цепочка для друзей»

Время: 1 мес. — 1 год

Формат: групповая работа

Порядок проведения: Заготовьте звенья для вашей «дружеской» цепочки.

Предложите учащимся пронаблюдать случаи дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, которые происходят в классе.

Впишите данный акт в звено вашей цепочки.

На протяжении длительного времени дополняйте вашу дружескую цепочку.

Мораль: Иметь хорошего друга в жизни — это залог счастья, но дружить нужно уметь.

Ссылки в помощь: https://vk.cc/cfOIWo

Название: Часы

Время: в течение дня

Формат: игра

Порядок проведения: За выделенное время найти и записать имена на циферблате. Встречаются по указанному времени и обсуждают одну тему. Дополнить задание: встретиться на выходных или вечером.

Мораль: Учащиеся учатся коммуницировать со сверстниками и распределять свое время.

1–11 классы

Название: Тайный Санта (Ангел)

Время: в течение недели/месяца

Формат: игра

Порядок проведения: В начале недели/месяца среди учащихся класса проводят жеребьевку, каждый выбирает своего подопечного. Тайному Санте/Ангелу можно сделать тайный подарок и оказывать знаки внимания в течение недели/месяца. В конце нужно угадать, кто это. Можно добавить задание пригласить к себе домой.

Мораль: Дети учатся помогать друг другу, заботятся друг о друге.

5–11 классы

Название: Спектакль на тему «Дружба»

Время: 1 час

Формат: спектакль, инсценировка

Порядок проведения: Определенные учащиеся заранее готовят спектакль на тему дружбы (можно взять из определенного произведения, которое ребята читали в течение месяца). В конце месяца ставят спектакль перед всей школой.

Мораль: Учащиеся учатся работать в команде, сотрудничать, развивают навыки коммуникации, дружеские отношения.

Название: Сделай счастливым друга

Время: в течение дня

Формат: день дружбы

Порядок проведения: В течение дня учащиеся могут писать приятные слова своему другу и класть в почтовую коробку в холле. В конце дня ответственный ученик раздает письма адресатам.

Мораль: Учащиеся учатся выражать свои мысли и писать письма благодарности своим друзьям и близким.

Название: Волейбольный турнир (смешанный состав)

Время: в течение дня

Формат: турнир по волейболу

Порядок проведения: Учащиеся заранее формируют команды от каждого класса, играют в волейбол, затем команды-победители играют между собой. В конце определяются места, происходит награждение победивших команд.

Мораль: Учащиеся учатся работать в команде, тренируется соревновательный дух.

Название: Конкурс стихотворений о дружбе

Время: в течение месяца

Формат: конкурс

Порядок проведения: В течение месяца учащиеся пишут стихи о дружбе, пересылают на почту школы. В конце месяца подводят итоги, выбирают лучшие стихи по номинациям. Награждают лучших учащихся.

Мораль: Учащиеся развивают свои творческие навыки.

Мероприятия с родителями

Название: Традиции семьи

Время: в течение года

Формат: посещение семей

Порядок проведения: Классный руководитель совместно с другими учителями, воспитателями/тьюторами организовывает посещение семей учащихся в течение года. Для удобства можно предложить таблицу по месяцам в начале года на первом родительском собрании, чтобы родители могли выбрать наиболее удобный для них месяц и день.

Мораль: Данное мероприятие помогает наладить контакты с родителями и семьями учащихся, узнать больше о традициях семьи, условиях проживания детей.

Название: Книжный клуб

Время: 30–60 мин.

Формат: клуб

Порядок проведения: В течение месяца совместно с родителями читать конкретные книги о дружбе, в конце месяца на занятиях клуба организовывать совместное обсуждение, анализировать прочитанный материал.

Мораль: Данное мероприятие помогает мотивировать сотрудников к чтению книг.

Мероприятия с сотрудниками

Название: День дружбы

Время: целый день

Формат: акция

Порядок проведения: Найти своего друга во всей школе по номеру. Выбирают друга по жребию, включая всех сотрудников. Дальше знакомятся и начинают дружить, показывают другим.

Мораль: Сотрудники укрепляют свои взаимоотношения, общаются между собой.

Название: Тимбилдинг

Время: 2–3 часа

Формат: веревочный курс

Порядок проведения: Пригласить специальную организацию или самим организовать веревочный курс для сотрудников. Разделить сотрудников на команды, каждой команде совместно с проводником необходимо пройти препятствия.

Мораль: Данное мероприятие объединяет сотрудников, формирует дружеские отношения между ними.

РЕФЛЕКСИЯ

Недельные отчеты

Недельные отчеты — это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Лист самооценки

Ученики заполняют лист самооценки в конце курса, четверти, в конце изучения темы. Отвечают «да» или «нет».

1. Регулярно выполнял(а) домашние задания.

2. По необходимости консультировался(ась) с учителем.

3. Улучшал(а) свои знания и исправлял(а) оценки.

4. Регулярно вел(а) записи в тетради.

5. Знаю, как работать со справочной литературой.

6. Умею конспектировать тему.

7. Умею самостоятельно находить материал по заданной теме.

8. Делал(а) устное сообщение.

9. Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу.

10. Я задавал(а) вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11. Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал(а) на уроке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я