Школа ценностей

Марат Рашитович Шаехов, 2022

Данное пособие является первым на русском языке изданием, призванным помочь школам внедрить и применить ценностно ориентированный подход к воспитанию. Пособие состоит из 21 главы, каждая из которых посвящена отдельной ценности. В каждой главе собраны как теоретические сведения, так и практические приемы для применения в образовательной деятельности на разных уровнях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВЕЖЛИВОСТЬ

https://disk.yandex.ru/d/wnPF95b2AJYiBA

Ожидаемые результаты

Ученики к концу месяца должны

1–4 классы

— знать и понимать, что такое вежливость и как выражается вежливость

— знать правила этикета, культуру речи (здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста» и т. д.)

— осознать факт отличия норм вежливости в зависимости от этнической принадлежности человека

5–9 классы

— быть вежливыми в разных жизненных ситуациях

— знать основы вежливости и уметь отличать её от высокомерия

— развивать правила этикета

— изучить понимание вежливости у разных народов

10–11 классы

— осознавать преимущества вежливого человека

— понимать, что вежливость важна в любой сфере жизни

— развивать навыки вежливости в обществе, в семье, в школе

Теория

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Оно включает в себя внимательность, деликатность, такт, доброжелательность к людям, готовность оказать помощь каждому, кто в ней нуждается (Словарь по этике под редакцией И. Кона, 1981 г.).

Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, часто то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряжённости в отношениях.

Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур нередко приводят к тому, что в результате присутствующие могут чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

В современном общественном сознании вежливость выступает как антипод грубости, отсутствие грубости («вежливость — грубость», т. е. человек, который не грубит, уже считается вежливым).

Вежливость — это рациональное коммуникативное поведение, нацеленное на достижение гармонии и взаимопонимания между людьми.

Р. Лакофф (Lakoff 1973, с. 296) сформулировала три правила вежливости: в общении не навязывайте себя и свои желания; предоставляйте возможность выбора своему собеседнику; будьте приятным и дружелюбным в общении.

К числу признаков проявления вежливости относят:

1) отсутствие грубости,

2) соблюдение правил приличия,

3) проявление воспитанности,

4) учтивое, предупредительное обращение,

5) готовность оказать услугу.

Понятие «вежливость» связано с этикетом, между ними есть много общего, но они не совпадают. Этикет — это система норм и правил поведения, ограниченная определенными социальными рамками и традицией. Вежливость — это способ достижения коммуникативных целей. Это социальная технология, которая на определенном коммуникативном этапе может выйти за рамки строгой этикетной нормы, но не нарушив при этом правил «хорошего тона».

Источник: https://clck.ru/sbaGS

Вопросы

1. Что такое вежливость? В чём она проявляется?

2. Как понять, вежливый вы человек или нет?

3. Нужно ли быть вежливым дома, в семье?

4. Нужно ли быть вежливым с неприятными для вас людьми?

5. Что такое снобизм? В чём отличие от вежливости?

6. Почему вежливость иногда принимают за слабость?

7. Что такое дорожный этикет?

8. Какого человека мы можем назвать вежливым?

9. Что включает в себя вежливость?

10. Человек, который прочитал много книг по этикету, умеет вести себя за столом, в театре, но постоянно подводит и обманывает своих друзей. Вежлив ли он?

Кейсы

1. На улице холодный день. У одного из детей есть свитер и пальто. Другой ребенок одет в лёгкую рубашку с короткими рукавами. Что делать первому ребенку в этой ситуации?

2. Учитель в классе объясняет новую тему. Твой одноклассник, который является стеснительным, тянет руку и хочет задать вопрос, но учитель его не замечает. Ты увидел данный факт. Что ты можешь сделать в данной ситуации?

Фильмы

«Гордость и предубеждение», 1995 г.

«Кейт и Лео», 2001 г.

«Лига выдающихся джентльменов», 2003 г.

«Великий Гэтсби», 2013 г.

Видеоролики, мультфильмы

1–4 классы

«Катя и Эф». «Куда-угодно-дверь» — «Круглая вежливость»

«Три кота» — «Хорошие манеры».

«Улица Сезам» — Courteous (Word on the Street Podcast)

Уроки хороших манер (телеканал «Карусель»)

«Про Миру и Гошу» — «Вежливость»

«Ералаш» — «Давайте говорить друг другу комплименты»

«Смешарики» — «Азбука доброжелательности»

1–11 классы

«Птицы»

Bridge

«Кодекс Джентльмена»

«Учимся вежливости»

«Правила этикета»

Книги

1–4 классы

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

С.Я. Маршак, С.В. Михалков, С.Г. Козлов «Сказки о вежливости»

С.Я. Маршак «Уроки вежливости»

В. Осеева «Волшебное слово»

Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»

Е. Ульева «Хорошие манеры и волшебные слова»

А. Дорохов «Будьте любезны и другие рассказы»

8–11 классы

А.С. Пушкин «Дубровский»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

У. Шекспир «Гамлет, принц датский»

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

Интересные факты

Вежливость присуща любой культуре и любому народу. Но проявляется она в каждой культуре и среде по-разному. Так, вежливый жест в вашей культуре может быть непонятен или даже быть оскорблением в другой культуре. Поэтому очень важно учитывать культурный контекст при проявлении и восприятии вежливости.

Слово «вежливый» образовалось от древнерусского «вежа», то есть «знаток» («ведать» — «знать»). Вежливые слова включают в себя несколько групп:

— слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);

— слова благодарности («спасибо», «благодарю»);

— слова просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры», будьте любезны);

— слова извинения («извините», «простите», «прошу прощения»).

Надо признать, что в словах вежливости кроется суть национального характера, ценности и приоритеты народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе. Погрузившись в историю слов вежливости, можно даже объяснить, почему общество живет так, а не иначе.

Например, на Руси издавна самым распространенным приветствием было пожелание здоровья, хотя форма этого пожелания изменялась. Былинное «гой еси, добрый молодец» означает не что иное, как «будь жив» или «будь здоров, добрый молодец». Слово «здравствуйте» образовалось от приветствия «повелеваю тебе здравствовати» и «здравия тебе желаю». «Здравствуйте многая лета» — находим уже в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание предков.

От народа к народу смысл приветствия меняется. Например, французское Comment сa va, можно перевести: «Как это идет?». А итальянцы приветствуют Сom sta, что значит: «Как стоишь?». Араб сказал бы Salaam alei-kum — «Мир вам!» Всем известное английское How do you do? буквально означает: «Как ты делаешь?» или «Как твое дело?»

Таким образом, людьми разных народов в приветствии подчеркивается наиболее важное в их жизни. Для русских главное оставаться здоровым, для англичан и американцев — успешно продвигать дела, а для арабов — мирно жить.

К слову сказать, вежливость не ограничивается только словами. Обычай снимать, здороваясь, шляпу пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений.

Источник: https://www.molportal.ru/node/16860

В Корее, как бы вы ни были голодны, нельзя начинать трапезу раньше самого старшего человека за столом. Нарушив это правило, можно и вовсе остаться без ужина. И еще: если вам захочется налить себе напиток, придется обратиться к рядом сидящему человеку. Корейцы наполняют стаканы друг друга: наливать себе тут не принято.

В Японии очень сильна культура дарения подарков, и в году есть два специальных периода, когда все дарят их друг другу: о-тюгэн (летом) и о-сэйбо (зимой). Здесь есть такая особенность: во многих странах принято разворачивать подарок сразу, а в Японии это признак жадности и нетерпения. К тому же вдруг даритель стесняется своего скромного подарка и заметит, как по вашему лицу пробежала тень недовольства, словно ветерок по зарослям тростника?

Обычные жители Вьетнама приветствуют друг друга поклоном. Хотя на торжественных, официальных мероприятиях или в сельских районах страны можно увидеть приветственный жест в виде соединенных ладоней, сопровождающийся легким поклоном.

Афоризмы

«Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». М. Сервантес

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много». Мари Монтегю

«Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим». Гегель

«Вежливость для человека то же, что для воска тепло». Артур Шопенгауэр

«Вежливость порождает и вызывает вежливость». Эразм Роттердамский

«Вежливость — мудрость, стало быть, невежливость — глупость. Пренебрегать ею, создавать себе врагов, — озорство, всё равно, что поджог дома». Артур Шопенгауэр

«Вежливость — первая и самая приятная добродетель». Джон Локк

«Вежливость ничего не стоит; должно быть, поэтому ее не найдешь в магазинах». Ядвига Рутковская

«Вежливость — это благожелательность в мелочах». Томас Маколей

«Так же, как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни». Честерфилд

Вежливость — это духовное богатство каждого человека. Абу Насир аль-Фараби

Источник: https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-dlya-sochineniya-15-3-chto-takoe-vezhlivost-oge-po-russkomu-yazyku.html

Пословицы

Вежливость открывает все двери.

За худую привычку и умного дураком обзывают.

Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

Притчи, истории

1–4 классы

Камбоджийская притча

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

— Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения.

Сказка про медвежонка-невежу

В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.

Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.

Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».

Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.

— Почему это мне печенье не дали? Где моё печенье? Хочу печенье! — стал требовать медвежонок.

— А ты разве не читал, что в объявлении написано? — спросила тётушка Росомаха. — Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?

Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:

— А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

— Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.

На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.

Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.

— Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может, Вам тяжело? Давайте, я помогу Вам донести сумку! — сказал Гоша.

Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.

Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:

— Спасибо!

— Какой вежливый медвежонок! — произнесла в ответ тётушка Росомаха.

О вежливости

Стасик проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес: «Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное. Я тебя очень, очень люблю».

Вдруг солнце протянуло к Стасу яркий луч, который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку — Лучик.

Стасик испугался и чуть не выронил его.

Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нём появились слова: «Загадай желание». Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании: «Я хочу компьютер самой последней модели и чтоб он был крутой, супернавороченный».

Стасик быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.

— Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?

— Стасик, я бы выполнил просьбу, но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.

— Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня появился новый, классный компьютер.

И вдруг Стас увидел на столе компьютер, однако не успел обрадоваться, как тот исчез.

Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.

— Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».

— Стасик, ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.

— Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.

И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Стасиком стояла сбывшаяся мечта.

От радости мальчик запрыгал и звонко закричал: «Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».

На это Лучик ответил:

— Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком, и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью.

Прошло много лет, Станислав стал папой, затем дедушкой.

Он всегда был вежливым, этому учил своих детей, внуков и правнуков.

Золотые слова: здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания — всегда были у него в копилке вежливых слов.

А вы, ребята, вежливые?

Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.

5–7 классы

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него на душе остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется.

Источник: https://pritchi.ru/id_820

Доброта и вежливость

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это? — спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Источник: https://pritchi.ru/id_347

8–9 классы

Воздух, смягчающий удары

Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость.

Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:

— Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую. Вежливость — это ерунда, сотрясение воздуха.

— Это верно, — любезно согласился учитель, — но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары.

Источник: https://pritchi.ru/id_2025

10–11 классы

Притча о вежливости

Однажды мудрец показал свою рукопись гостю. Тот внимательно прочитал, но заметил одну ошибку в слове и тут же указал на нее. Поблагодарив его, мудрец исправил текст и написал выражение так, как предложил его гость.

После ухода гостя присутствующие поинтересовались: «Всё было написано у тебя правильно. Зачем же ты исправил заведомо правильный текст?»

— Мой гость думал, что таким образом покажет свое превосходство, свою ученость. Ему это было приятно. Я решил быть вежливым. Стоит ли доказывать истину человеку, которому она не нужна.

Источник: http://nasati.ru/mir-pritch-pritcha-o-vezhlivosti.html

Краткосрочные мероприятия

1–4 классы

Название: Коврик примирения

Время: 10–20 мин

Формат: игра

Порядок проведения: Придя с прогулки, воспитатель/учитель сообщает детям, что два мальчика поссорились из-за мяча (можно рассмотреть любую другую проблему). Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения», выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить мяч.

Мораль: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Название: Уроки хороших манер

Время: 45 мин

Формат: настольная игра

Порядок проведения:

Распечатайте два игровых поля. Шкаф — область монстров с хорошими манерами. Кровать — область монстров с плохими манерами.

Распечатайте игроков. Каждый ученик вытягивает монстра, читает его фразу, обсуждаем степень вежливости высказывания и относим его к конкретной области.

Нарисовать своих монстров как с вежливой фразой, так и нет. Обсудите совместно с детьми.

Мораль: Хорошим манерам как части вежливого поведения нужно учиться, как и всему другому в этом мире.

5–6 классы

Название: Будьте вежливы

Время: 45 минут

Формат: классный час

Мораль: Формирование представления учащихся о вежливости, о честности и отзывчивости.

Порядок проведения: в облаке

8–9 классы

Название: Рестораны народов мира

Время: 40–45 минут

Формат: проект «Ресторан определенной кухни» на уроке технологии

Порядок проведения: Учащиеся заранее выбирают по жеребьевке определенную кухню какой-то страны, задача учащихся выбрать меню, разделить роли среди всех учащихся класса (официант, шеф-повар, администратор и т. д.) и приготовить определенные блюда для дегустации. На уроке им необходимо накрыть стол по этикету для жюри, подать блюда и презентовать их на слайде, представить свою команду. Жюри проводит дегустацию и оценивает блюда. В качестве жюри приглашают учителей и администрацию школы.

Мораль: Учащиеся учатся готовить и преподносить свои блюда, работать с клиентами, вежливо их обслуживать, также развиваются навыки этикета приема пищи и приготовления стола.

10–11 классы

Название: Марафон вежливости

Время: 1 день — неделя

Формат: марафон

Порядок проведения: Учащиеся должны снять короткий ролик о том, что для них означает вежливость, и выложить с хештегом на своей странице в социальную сеть школы («ВКонтакте», «Телеграм»). Можно дать задание 10–11 классам взять и снять короткое интервью у учащихся и сотрудников школы о понятии вежливость. Самые интересные интервью выложить в соцсеть школы.

Мораль: Учащиеся учатся выражать свои мысли, коммуницировать с сотрудниками и учащимися школы.

Долгосрочные мероприятия

1–4 классы

Название: День вежливости и хороших манер

Время: учебный день

Формат:

Порядок проведения: Можно провести следующие виды активностей:

— Оформление классов по данной тематике;

— «Дозор вежливости». Назначить ответственный класс, в функции которого будет входить контроль за порядком на переменах, организация вежливых развлечений на переменах (игры в вежливые слова, рассматривание книг, отработка хороших манер и т. д.).

— «Словарь вежливых слов». Каждый класс получает пустую страничку словаря вежливых слов, нужно вспомнить и записать слова речевого этикета, красиво оформить свою страничку.

Мораль: Дети учатся вежливости в действии.

5–7 классы

Название: Вежливость в мире

Время: 1–2 дня до классного часа

Формат: презентация

Порядок проведения: За несколько дней до классного часа детям предлагается изучить правила вежливости разных стран. Подготовить презентацию и на классном часе презентовать.

Мораль: Учащиеся учатся понимать различия культур и этикета в разных странах мира.

8–9 классы

Название: Фестиваль вежливости

Время: подготовка в течение недели/месяца, само мероприятие — 1 день

Формат: фестиваль

Порядок проведения: Староста каждого класса выбирает определенную страну по жеребьевке. Учащимся необходимо подготовить небольшую презентацию об особенностях культуры данной страны (слова приветствия, прощания, благодарности, особенности этикета) и сценку, где будут показаны элементы вежливого отношения, характерные этому народу. Все это дети готовят на общий классный час. Оценивает деятельность учащихся жюри (учителя / администрация / классные руководители)

Мораль: Учащиеся изучают культуру народов разных стран мира, обучаются элементам вежливости, характерным для данных народов. Дети расширяют свой кругозор и становятся более эрудированными и воспитанными.

5–11 классы

Название: Словарь вежливости

Время: в течение недели/месяца

Формат: марафон

Порядок проведения: Каждый день выбирается одна страна, и все в школе говорят слова приветствия, спасибо и пожалуйста на языке этой страны.

Мораль: Ученики расширяют свой кругозор, изучая слова приветствия и благодарности на языках разных стран мира.

Мероприятия с родителями

Название: Покажи пример

Время: 3–4 дня на подготовку.

Формат: конкурс видеороликов

Порядок проведения: Предложить родителям записать какое-нибудь правило из этикета (вежливости), показать на канале школы или в соцсетях, провести голосование и выбрать лучшие.

Мораль: Показать детям, что взрослые знают и ценят правила этикета.

Название: «Что? Где? Когда?»

Время: 1 день

Формат: викторина для родителей и детей

Порядок проведения: Пригласить желающих родителей на викторину в конце месяца по этой ценности. Подготовить заранее вопросы, связанные с правилами этикета, приветствия и особенностями культуры разных народов мира, сделать онлайн-регистрацию для желающих участвовать. Поделить участников (родителей и детей) на команды, провести викторину, наградить команду-победителя.

Мораль: Данное мероприятие объединяет детей и родителей, развивает эрудицию, обогащает знания всех участников.

Мероприятия с сотрудниками

Название: Словарь вежливости

Время: в течение недели/месяца

Формат: марафон (включить и учеников)

Порядок проведения: Задаться целью изучить вежливые слова на разных языках мира и обучать этому детей. Возможна вариация, когда каждый день выбирается одна страна и все в школе говорят слова «спасибо» и «пожалуйста» на языке этой страны.

Мораль: Сотрудники и учащиеся расширяют свой кругозор, изучая слова приветствия и благодарности на языках разных стран мира.

Название: Театральная постановка

Время: подготовить на линейку в конце месяца

Формат: театральная постановка отрывка из мировой классики на иностранном/родном языке на тему «Вежливость».

Порядок проведения: Учителя и желающие сотрудники выбирают отрывок из произведения на тему вежливости и распределяют роли. В конце месяца инсценируют данный отрывок на ассамблее.

Мораль: Данное мероприятие объединяет всех сотрудников, учителей и учащихся школы.

Рефлексия

Провести линейку и подвести итоги. В холле поставить табло/доску, где можно написать, что больше всего понравилось в этом месяце по данной ценности. После линейки учащиеся могут написать свои идеи на доске. Также можно изменить формат и сделать небольшой ящик, положить рядом с ним листочки для обратной связи и ручки. Учащиеся пишут на них, что больше всего понравилось в этом месяце и что больше всего запомнили, связанное с этой ценностью. Либо можно предложить ученикам заполнить эти листы обратной связи через телефон по ссылке на виртуальной доске (например, в Padlet: https//ru.padlet.com).

Дополнительная литература

1. Богоусловская, Н.Е. Веселый этикет: учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богоуславская, Н.А. Купина. — Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.

2. Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус. — СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.

3. Коммуникативное поведение. Вып.17. Вежливость как коммуникативная категория / науч. ред. И.А. Стернин. — Воронеж: изд-во «Истоки», 2003.

4. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — М.: АСТ, Восток-Запад, 2007.

5. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.

6. Формановская, Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. — М., 2007. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына и др. — М.: «Педагогика», 1989.

7. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына и др. — М.: «Педагогика», 1989.

9. Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей / Т.А. Шорыгина. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я