Школа ценностей

Марат Рашитович Шаехов, 2022

Данное пособие является первым на русском языке изданием, призванным помочь школам внедрить и применить ценностно ориентированный подход к воспитанию. Пособие состоит из 21 главы, каждая из которых посвящена отдельной ценности. В каждой главе собраны как теоретические сведения, так и практические приемы для применения в образовательной деятельности на разных уровнях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БЛАГОДАРНОСТЬ

https://disk.yandex.ru/d/fInXkKsVUHKfhQ

Ожидаемые результаты

Ученики к концу месяца должны

1–4 классы

— понимать, что такое благодарность, роль и значение благодарности в жизни людей и в какой форме она выражается

— понимать важность ценности имеющихся в данный момент благ

— уметь благодарить друг друга

5–9 классы

— выражать благодарность различными способами

— развивать взаимопомощь в коллективе как один из видов благодарности

— понять важность оказания помощи другим людям

— ценить то, что имеют

10–11 классы

— уметь быть благодарными и самим благодарить

— уметь благодарить даже за то, что на первый взгляд кажется не благом

Теория

Благодарность и признательность — это когда человек помнит все хорошее и доброе, сделанное ему, и хочет в ответ как-нибудь отблагодарить человека. Благодарный и признательный человек, получив хорошее и приятное, тоже ищет случая и возможности вернуть человеку что-то приятное и хорошее.

Если вам кто-то сделал хорошее и у вас возникло сильное желание и долгое чувство сделать в ответ тоже что-то приятное и хорошее, то это чувство называется благодарностью или признательностью.

Благодарность — это чувство и состояние признательности за полученное или оказанное добро, заботу, внимание, теплые отношения, это признательность за помощь и все желаемое. Чувство благодарности — это способность видеть и признавать добро и благо в окружении.

Способность благодарить — это высшая способность замечать и отмечать все хорошее, что есть вокруг человека.

Благодарный человек — это счастливый человек, который умеет благодарить родителей, товарищей. Он ценит то, что имеет, правильно и грамотно этим распоряжается, довольствуется своим положением и не завидует другим.

Быть благодарным — это значит ценить добро, благо.

Необходимо обратить внимание детей на то, что умение благодарить, вовремя говорить «спасибо» еще не значит быть благодарным. Благодарность проявляется в делах, поступках, отношении друг к другу, она исходит от сердца, от души!

Вопросы, кейсы

1. Долго ли вы помните добрые дела и хорошие поступки другого?

2. Чувствуете ли вы в себе желание ответить доброму человеку тоже каким-нибудь добром?

3. Вам понравится, если вы сделали доброе дело человеку, а он оказался неблагодарным и вскоре все позабыл?

4. Кому приятнее делать добро: человеку благодарному и признательному или неблагодарному?

5. Что для вас значит благодарность?

6. За что мы можем быть благодарными?

7. Почему очень важно уметь благодарить?

8. Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (Например: пожалуйста, спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровья тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).

9. Какие жесты, мимику используют в знак благодарности? (Например: улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).

10 Как можно проявлять благодарность в школе, семье, обществе?

11. Как влияет благодарность на состояние общества?

12. Может ли неблагодарный человек быть счастливым?

13. Будет ли неблагодарный человек ценить свою жизнь?

14. Представьте себе такую ситуацию: человек потерпел поражение или плохо сдал экзамен. Каким образом можно принять эту ситуацию с благодарностью?

15. Почему неблагодарность порождает расточительство?

Фильмы

«Звездочки на земле», 2007 (5–11 кл.)

«Инглиш Винглиш» (9–11 кл.)

«Невидимая сторона» (9–11 кл.)

«1+1» (9–11 кл.)

«Жизнь прекрасна» (9–11 кл.)

«Зеленая миля» (10–11 кл.)

«Хористы» (9–11 кл.)

«А зори здесь тихие» (9–11 кл.)

«В бой идут одни старики» (9–11 кл.)

Сериал «Белый воротничок» (9–11 кл.)

Мультфильмы

«Город героев» (5–11 кл.)

«Вверх» (7–11 кл.)

«Король Лев» (1–11 кл.)

«Мой мир» (10–11 кл.)

«Барашек и кролень»

A Joy Story: Joy and Heron

«Спасибо»

«Джой и цапля»

«Крылья, ноги и хвосты»

«Жил-был пёс»

«Барбоскины», серия «Спасибо, Тимоха!»

Видеоролики

«Они живы, пока мы их помним!»

Социальный ролик «Безразличие людей»

«Бумеранг добра»

«Бусы из бирюзы» (социальный ролик)

Книги

1–6 классы

Русская народная сказка «Морозко»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

О. Караченцева, Е. Нилова «Благодарность»

А. Кабрера «Феи рассказывают о благодарности»

В. Осеева «Синие листья»

И. Данилова «История о капельке. Как важно благодарить»

В. Осеева «Волшебное слово»

В. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»?»

7–11 классы

Луиза Хей «Живительная благодарность»

Ронда Берн «Магия»

Джим Лоэр «Стратегия счастья»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ч. Айтматов «Первый учитель»

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (проблема неблагодарности)

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (проблема неблагодарности)

Афоризмы

«Все наши жалобы на то, что жизнь сложна и невыносима, наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем». Даниэль Дефо

«Благодарность — долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать». Жан-Жак Руссо

«Благодарность — признак благородства души». Эзоп

«Благодарность — одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель — чувство меры в претензии на благодарность». Кристиан Фридрих Геббель

«Чувство благодарности — надежный тест моральных качеств человека». Илья Шевелев

«Если вас кто-то обидел, будьте благодарны ему за то, что он дал вам возможность почувствовать глубокую рану». Ошо

«Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил». Мигель де Сервантес

Пословицы

Брось хлеб-соль назади — очутится впереди.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Доброму слову и кошка рада.

Долг платежом красен.

Достойный человек век помнит добро, недостойный человек через день забывает.

Если собаку три дня покормишь, она три года будет чувствовать благодарность.

Как аукнется, так и откликнется.

Ласковое слово слаще мёда.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Поклониться голова не отломится.

Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Притчи, истории

1–4 классы

Малыш

За маленьким дельфинёнком гналась огромная акула. Она успела поранить Малышу хвост своими острыми зубами, и теперь за ним оставался в воде кровавый след. Силы дельфина были на исходе. Оставалась единственная надежда — спастись от зубов акулы на мелководье, спрятавшись за прибрежными камнями. Из последних сил Малыш добрался почти до самого берега, и вдруг неожиданно его подхватила большая волна и выбросила на каменистый берег, прямо под палящие лучи солнца.

Рядом никого не было. Напрасно обессилевший Малыш пытался вернуться в море. Он беспомощно бил раненым хвостом по камням, но приблизиться к воде у него не получалось. Вскоре его глаза стали закрываться и ему показалось, что жизнь собирается покинуть его тело. Вдруг сквозь шум волн он услышал лай. Открыв глаза, он понял, что жить ему осталось недолго. К нему бежала стая голодных собак, Малыш приготовился к мучительной смерти. Вдруг совсем рядом над собой он услышал громкий и грозный окрик:

— А ну-ка, убирайтесь отсюда, пока я вас камнем не пришиб!

Малыш увидел над собой человека. Он стоял рядом и, размахивая палкой, отгонял зло рычащих собак. Прогнав собак, человек склонился над дельфином.

— Кто ж тебя так, Малыш? — спросил человек, разглядывая разорванный хвост и поцарапанную спину. — Такому тебе нельзя возвращаться в море, давай я тебя сперва подлечу.

Человек взял дельфинёнка на руки и понёс его вдоль берега к небольшому дому, рядом с которым на берегу лежала старая рыбацкая лодка. Человек положил дельфинёнка на её дно, а сам ведром быстро наполнил лодку морской водой.

— Поживи, Малыш, пока в моей лодке, — ласково сказал человек. — Здесь у тебя не будет врагов. А я, пока лодка занята, попробую с берега рыбу ловить.

Так Малыш стал жить в лодке. Он слышал шум волн, крики чаек и сильно тосковал по своему родному просторному морю. Каждый день его проведывал человек. Он приносил Малышу только что пойманных рыбёшек и какой-то мазью мазал царапины на спине. Через некоторое время Малыш стал узнавать человека по голосу и даже научился откликаться на свое имя. Стоило человеку позвать его: «Малыш, Малыш», как дельфинёнок тут же выныривал из воды, клал голову на край лодки и внимательно высматривал, сколько сегодня рыбы ему принёс человек.

— Эх, были бы у тебя лапы, Малыш, я тебя вместо собаки взял бы, — любил шутить человек, — уж слишком ты толковый и умный.

Потихоньку Малыш выздоравливал и набирался сил. Хвост его совсем зажил, и только на спине остались длинные белые шрамы от глубоких царапин. И вот однажды человек, накормив Малыша, взял его в руки, зашёл с ним в море и, положив его в воду, сказал:

— Плыви, Малыш, к своим дельфинам и не попадайся больше ни в чьи зубы.

Опять оказаться в родном и любимом море было для Малыша настоящим счастьем. Он издавал громкие крики радости, шлёпал по воде хвостом и высоко выпрыгивал из воды.

Вскоре они расстались: человек пошёл к себе домой, а Малыш уплыл в море. С того дня прошло много лет. Человек немного постарел, отпустил усы и бороду, но, как и раньше, каждое утро он уплывал на своей рыбацкой лодке в море ловить рыбу.

Но вот однажды во время рыбалки большая волна неожиданно опрокинула его лодку, и человек оказался в море. Он поплыл к берегу, а когда до него оставалось плыть совсем немного, справа от себя человек увидел акул. Их большие плавники торчали из воды, и акулы, рассекая воду, быстро приближались. Спасаться было уже поздно. Было и так ясно, что акулы настигнут и уплыть от них не удастся.

Смерть стремительно приближалась к человеку. Чья-то темная и большая спина проплыла у него под ногами и всплыла. На ней были видны знакомые человеку белые полосы шрамов, оставшихся от ран. Да, это был Малыш, который успел вырасти и превратиться во взрослого дельфина. Кто бы мог подумать, что он окажется рядом в такую опасную минуту. Человек, недолго думая, обнял Малыша, и тот на своей спине повёз его к берегу. Акулы не отставали. Они плыли следом, и их страшные плавники понемногу приближались. И всё же акулы не догнали, и человек успел выбраться на берег. Когда он оглянулся, то Малыша уже не было.

— Малыш, Малыш, — стал кричать человек. — Где ты, отзовись!

Но Малыш не отзывался. Вместо него ответило море набежавшими волнами, красными от крови. В тот день ещё долго человек стоял на берегу. Он с надеждой вглядывался в море, но из его глаз то и дело катились слезы.

Не удивляйтесь тому, что Малыш нашёл человека. Дельфины чувствуют мысли людей, находящихся в опасности, и очень часто приплывают на помощь даже к незнакомым людям. Известно немало случаев, когда дельфины подставляли свои спины и спасали тонущих людей.

Источник: «Философия для детей», М.А. Андрианова

Крылья матери (В. Сухомлинский)

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.

Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.

Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна — ой, как нужна! — мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, — об этом известно каждой матери, — а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.

Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама!». Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Дымок (Сказка Я. Тайца)

Жили были дед Егор и бабка Алёна. Весной бабка сказала:

— Хорошо бы нам, дед, под окошками огород разбить!

Пошёл дед в сарай, взял лопату, вскопал три грядки и говорит:

— Давай, баба, сажай чего хочешь.

Посадила бабка на одной грядке огурцы, на другой морковку, на третьей капусту. И сказала:

— Дождики-дождики, приходите почаще, чтоб наши овощи выросли послаще.

Стали дождики приходить почаще. Уродился богатый урожай. Морковка короткая, зато толстая. Огурцы тонкие, зато длинные. А капуста — вот какая пышная!

Только стала бабка замечать, что кто-то повадился к ней на огород. То морковку выдернет, то огурец унесёт, то капустный вилок растреплет.

— Последил бы ты, дед, кто это у нас там озорует.

— Ладно, — сказал дед, — послежу.

И вот вышел с вечера дед на огород, притаился в капусте, ждёт… Вдруг видит: кто-то прыг-скок на грядку, прыг-скок, подскочил к капусте и захрустел.

Но дед тоже не дурак — прыг-скок и цап! — ухватил за уши зайца и выдернул его из огорода, словно морковку. Заяц пищит:

— Я больше не буду!

Но дед не слушает, притащил в избу:

— Вот он, косой, попался!

Покачала бабка головой:

— И не стыдно тебе, зайчишка!

А заяц прикрылся ушами и говорит:

— Стыдно, бабушка, очень стыдно, да что делать! Уж больно сладкая у тебя морковка!

— А ты приходи по-хорошему, когда я стряпаю. Я тебе всегда что-нибудь дам: морковки кружочек, капустки листочек. А воровать — это не дело.

— Спасибо, бабушка, спасибо. Только как же я узнаю, что ты стряпать собралась?

— А ты на нашу избушку поглядывай. Как дымок пойдёт из трубы, значит, я стряпать собралась. Вот и приходи. А воровать — не смей.

Побежал косой в лес, давай хвалиться:

— Эх, братцы-зайцы, где я сейчас был! Меня дед и баба угощали, не знали, куда и посадить.

— Что ты врёшь, косой!

— А вот и не вру! Как дымок взовьётся, пойдёмте со мной, увидите.

Сидят зайцы на опушке, ждут. Всё на избушку смотрят. И вот дождались, закричали:

— Дымок, дымок!

И со всех ног к бабке Алёне. Верно, не наврал косой! Пустила бабка зайцев в избу, угостила. И повадились зайцы с той поры на дымок прибегать. А бабка их всегда потчует. Овощей-то она много припасла к зиме. Всем хватит.

А зима в тот год пришла нежданно-негаданно. С вечера ещё осень была, а к ночи повалил снег — метель, буран…

Дед да баба спали-спали, проснулись — темно. Что за диво, никак ночь не кончится! Встала баба, затопила печку и говорит:

— Погляди, дед, отчего нынче ночь никак не кончится?

Встал дед, посмотрел в окно, толкнулся в дверь:

— Ох, беда, бабка! Завалило нас снегом по самую крышу.

— А ты возьми заступ, лопату, давай откапываться.

— А как их возьмёшь, коли они в сарае остались. Придётся нам тут до весны сидеть, пока снег не растает.

Заплакала баба. Заплакал дед. Сидят и плачут.

А зайцы утром встали, видят — зима. Переоделись в белые шубки и стали на избушку смотреть. Вдруг видят — дымок.

— Дымок, дымок! — И бегом к бабке Алёне.

Прибежали — что такое? Никакой избушки нет, а дымок прямо из-под снега идёт! Тут зайцы смекнули, в чём дело, и давай работать.

— Баба с дедом много добра нам сделали! И мы их спасём.

У зайцев задние ноги длинные да крепкие. Часу не прошло, как откопали косые и бабку, и деда.

— Вылезайте, хозяева, на белый свет.

Сварила бабка на радостях вкусный обед. Сели зайцы за стол, пили, ели, веселились. А на закуску было самое сладкое — каждому по большой капустной кочерыжке. А над трубой весь день вился дымок до самого неба.

5–7 классы

Виноградник и Олень (Жан де Лафонтен (басня))

В один несчастный день

Олень,

Благодаря густому винограду,

Нашёл себе спасенье и ограду:

Он за листвой

Его густой

Невидим был охотничьему взгляду!

Опасность минула… И вот,

Мой скот

Давай, без всякого смущенья,

Глодать кору и листву огражденья…

Поднял он шум такой,

Что все охотники толпой

Назад вернулись и Оленя

Убили из ружья без сожаленья…

«И поделом! —

Сказал безумец, умирая. —

Я оскорбил меня же спасший дом,

Его услугу забывая!»

Не забывай

И отдавай

Тому почтенье,

В ком ты нашёл защиту и спасенье!

Трудно быть человеком (В. Сухомлинский)

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. — Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

— Ну что же… — сказал Роман, — это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— Стоит, — сказала Марийка. — Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

— Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? — спросил Роман… — Ведь мы так устали…

— Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

Простое мороженое

Ребёнок вошёл в кафе и сел за столик. Официантка подошла к нему.

— Сколько стоит шоколадное мороженое с орешками? — спросил мальчик.

— Пятьдесят центов, — ответила женщина.

Мальчик вытащил руку из кармана и пересчитал монетки.

— Сколько стоит простое мороженое, без ничего? — спросил ребёнок. Некоторые посетители ожидали за столиками, официантка начала выражать недовольство:

— Двадцать пять центов, — бросила коротко в ответ.

Мальчик опять пересчитал монетки.

— Хочу простое мороженое, — решил он.

Официантка принесла мороженое, бросила на стол счёт и удалилась. Ребёнок закончил есть мороженое, оплатил в кассе счёт и ушёл.

Когда официантка вернулась убирать стол, у неё стал комок в горле, когда она увидела, что рядом с пустой вазочкой лежали аккуратно сложенные монетки, двадцать пять центов — её чаевые.

Никогда не делай выводов о человеке, пока не узнаешь причины его поступков.

Для чего говорят «спасибо»? (В. Сухомлинский)

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

8–9 классы

Бедняк, подражавший богачу (Камбоджийская притча)

Жила-была одна семья: муж, жена и дочь. Была эта семья бедной-пребедной, еле концы с концами сводила. Стали муж с женой думать, как бы им разбогатеть.

— Живём мы сейчас в нищете. Давай разыщем какого-нибудь богача, поселимся с ним рядом, поглядим, что он делает, и будем во всём подражать ему.

Так они и сделали. Сломали свою хижину и построили новую рядом с домом богатого сетхэя. Сетхэй заставлял своих работников обрабатывать поле и огород, а потом посылал их продавать урожай. Бедняки старались подражать сетхэю, в чём могли, работали в поле, а потом часть урожая продавали на базаре. Постепенно дела у них пошли всё лучше и лучше, достаток рос.

Муж с женой решили отблагодарить сетхэя, у которого они тайком научились вести хозяйство. Муж взял горсть золота и отправился к богачу.

— Для чего ты принёс мне золото? — удивился сетхэй.

— Был я бедняком. Решили мы с женой сломать нашу хижину, поселиться рядом с вашим домом и подражать вам во всём. Наши дела быстро пошли на лад, семья разбогатела, и вот мы из благодарности просим принять наш подарок.

— Раз ты сам считаешь, что приобрёл всё своё богатство благодаря мне, значит, это моё богатство. Ты должен отдать мне всё своё состояние, а уж я сам решу, какую долю тебе выделить.

— Но я же не остался неблагодарным и принёс вам золото. Если бы я знал, что вы потребуете всё моё состояние, то не принёс бы вам ничего.

Долго спорили сетхэй и бывший бедняк. Наконец, обратились к судье. Судья их спор разрешить не смог и повёл обоих к королю. Бывший бедняк поклонился и сказал:

— Ваше величество, я поселился рядом с домом сетхэя, наблюдал, как он ведёт хозяйство, как посылает работников своих обрабатывать поле и торговать на базаре. Стал я подражать сетхэю, в чём только мог, и добился благополучия и удачи в делах. Из благодарности я принёс золото сетхэю, который помог мне, сам того не ведая, но сетхэй требует всё моё состояние. Прошу вас, ваше величество, разобраться в этом деле по справедливости.

Король обратился к сетхэю:

— Правильно ли изложил дело этот человек?

— Всё правильно, ваше величество.

(Эту часть можно отдать на обсуждение классу: Как вы думаете, как поступил король?)

Понял король, что сетхэй жаден не в меру, и сказал:

— Сетхэй, у тебя есть дети?

— Сын, ваше величество.

— А у тебя? — обратился король к бывшему бедняку.

— Дочь, ваше величество.

— Чтобы между вами не было раздоров, я повелеваю обеим семьям породниться. Тогда и делить вам будет нечего.

Сетхэй и бывший бедняк низко поклонились королю и удалились, чтобы последовать мудрому королевскому решению.

Источник: https://pritchi.ru/id_1276

Благодарность за добро (Суфийская притча)

Однажды ибн Сирин услышал, как один человек говорит другому:

— Я делал тебе добро, делал это и это.

Сказал ему ибн Сирин:

— Замолчи, ибо нет блага в добре, когда его начинают перечислять да пересчитывать. Кто упрекает за дарованное — его благодарность не принимается. И кто проявляет самодовольство тем, что сделал — его награда аннулируется.

Источник: https://pritchi.ru/id_8106

10–11 классы

Во имя Бога (Суфийская притча)

Джунайд рассказывает, что однажды в Мекке он увидел цирюльника, бреющего богатого человека. Странствующий дервиш, он подошёл к брадобрею и попросил побрить его. Брадобрей тотчас оставил своего богатого клиента и обслужил Джунайда. Вместо того чтобы спросить с него плату, он сам дал ему немного денег.

Внутренне Джунайд решил — он отдаст брадобрею всё, что бы ни получил в этот день как милостыню.

Спустя некоторое время кто-то подошёл к дервишу и вручил ему кошель с золотом. Джунайд поспешил к лавке брадобрея и предложил ему золото.

Брадобрей сказал:

— Неужели тебе не стыдно предлагать плату за то, что сделано во имя Бога?

Источник: https://pritchi.ru/id_5768

Всадник и спящий (Суфийская притча от Руми)

Однажды всадник по степи скакал

И спящего в пустыне увидал,

К которому ползла змея, — и вот

Полезла спящему в открытый рот.

Тот всадник отогнать змею хотел,

Хоть торопился он, но не успел.

А так как был он турок с головой,

Он спящего ударил булавой,

Взялся его нещадно избивать.

Тот завопил, проснулся — и бежать,

Пока, битьём безжалостным гоним,

Он не упал под деревом одним.

Там были груды яблоков гнилых.

И всадник крикнул: «Ешь, проклятый, их,

Ешь досыта». При этом сильно бил,

И тот червивой гнили проглотил

Такое множество, что скоро вспять

Проглоченное начал извергать.

«О повелитель! В чём вина моя? —

Кричал несчастный, плача и блюя. —

Что причинил я милости твоей?

О, пощади меня или убей!

Любой разбойник лютый никого

Не станет мучить без вины его!

Да лучше бы мне прежде умереть,

Чем страшное лицо твоё узреть!

Да разрази тебя небесный гром!

Воздай злодею, Боже, поделом!»

А всадник загремел ему: «Вставай!

Беги по этой степи, негодяй!»

Страдалец под ударами бежал,

Пока лицом на камни не упал

И пищу из себя изверг свою

И вместе с пищей — чёрную змею.

И ужаснулся — так была она

Толста, и безобразна, и гнусна.

И ниц пред избавителем упал

И со слезами так ему сказал:

«Ты вестник милосердья, Гавриил!

Ты сам Аллах, сошедший с трона сил!

Был мёртв ты, но меня ты увидал

И новую мне душу даровал!

Как мать ребёнка, ты меня искал!

А я, как мул, от палки убегал.

Блажен идущий бедственной тропой,

Коль по дороге встретится с тобой!»

Источник: https://pritchi.ru/id_7313

Краткосрочные мероприятия

1–4 классы

Название: Шпионы благодарности

Время: 30 минут

Формат: игра

Порядок проведения: Для начала проведения игры понадобится шляпа (коробка и т. д.), распечатанные имена учеников всего класса. На утреннем круге в начале учебного дня учащиеся вытягивают из шляпы имя одного из учащихся класса. Имя сохраняется в тайне до конца учебного дня. В течение всего учебного времени учащиеся тайно наблюдают за доставшимся ему учеником. В конце учебного дня, на вечернем круге, учащиеся должны поделиться одной вещью, за которую они благодарны этому человеку.

Мораль: Мы не всегда можем заметить добрые поступки, помощь других людей по отношению к нам и вовремя проявить благодарность.

Название: Благодарственные письма

Время: 20–25 минут

Формат: челлендж

Порядок проведения: Предложите учащимся написать благодарственные письма за труд людей различных сообществ. Для начального уровня возьмем узкий круг людей, которые окружают нас в школе. Написать благодарственное письмо поварам, работникам клининга, школьной администрации. Далее можно расширить круг сообществ. Например, работники полиции, работники банка, врачи.

При выполнении упражнения детей можно поделить на группы.

Мораль: Труд людей любых профессий очень важен, ценен и заслуживает благодарности. Нужно научить детей его замечать, ценить и быть благодарными.

Название: Дерево благодарности

Время: 30 минут

Формат: игра

Материалы: ветка дерева, цветная бумага двусторонняя, ножницы, бечевка.

Порядок проведения:

1. Сделайте заготовки листьев для вашего дерева.

2. Проделайте в каждом листочке отверстие и протяните через него веревку.

3. Напишите на каждом листочке слова благодарности близкому человеку.

4. Повесьте листочек на ветку вашего дерева.

5–7 классы

Название: Классный час, просмотр ролика

Время: 45 минут

Формат: беседа

Порядок проведения: Можно начать с обсуждения. Подготовить пример из жизни, когда ситуация неоднозначна. Спор/обида/непонимание соседей. Обсудить ситуацию. Кто прав?

Показываем видео «Будьте позитивны! Очень мотивирующий ролик».

Еще раз обсуждаем. Кто что понял и какова мораль?

Мораль:

1. Не суди и будь благодарен судьбе. Возможно, у тебя не все так плохо, как кажется.

2. Крайне важно, прежде чем делать выводы о ситуации или человеке, поговори с ним, посмотри на нее с другой стороны.

В этой истории нет героев. Здесь каждый злодей в той или иной степени. Не делай столь поспешных выводов, пока не узнаешь всей истины.

Название: Игра «Благодарность»

Время: 40–45 мин.

Формат: классный час или воспитательная беседа

Порядок проведения: Данную игру можно провести в ходе классного часа или воспитательной беседы. Играть нужно рисуя. Нужно подумать о человеке, который вам помогает, делает для вас то, что для вас важнее всего, кто понимает вас. Подумайте обо всех этих взрослых и детях и сделайте маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуйте в середине листа кружок и напишите там свое имя. Потом нарисуйте другие кружки и впишите имена людей, о которых вы подумали. Соедините свой кружок с этими кружками линиями. Напишите под каждым кружком, что этот человек для вас сделал. Теперь напишите каждому из них по предложению, в котором вы его благодарите. Теперь сядьте по два и покажите друг другу картинки. Послушайте, что другие думают об этом.

Мораль: Цель данного мероприятия — привить чувство благодарности по отношению к окружающим, научиться выражать свои чувства.

8–9 классы

Название: Благодарность

Время: 45 мин.

Формат: мастер-класс / классный час / воспитательная беседа

Порядок проведения: Учащиеся проделывают различные упражнения для выражения благодарности по отношению к различным категориям людей, в конце делают выводы.

Мораль: Данное мероприятие позволяет развить у подростков умение выражать чувство благодарности, значимость благодарности по отношению к окружающим.

5–11 класс

Название: Спасибо за Победу!

Время: 1 час

Формат: внеклассное общее мероприятие для всех классов

Порядок проведения: Старосты классов выбирают песню с военной тематикой, каждый класс должен ее инсценировать (можно сделать сценку с песней либо песню отдельно).

Мораль: Цель данного мероприятия — привить чувство благодарности нашим прадедам и прабабушкам за мирное небо и Победу.

Долгосрочные мероприятия

1–11 классы

Название: День благодарности

Время: 1 день

Формат: памятный день

Порядок проведения: В течение дня по радио объявляют про день благодарности, учащиеся и сотрудники могут писать письма и записки благодарности и вносить их в специальную коробку в холле. В конце дня ответственный ученик раздает записки по адресатам.

Мораль: Данное мероприятие способствует развитию чувства благодарности у учащихся и сотрудников.

1–4 классы

Название: Неделя благодарности

Время: 5–6 дней

Формат: акция

Порядок проведения: Данная акция представляет собой расширение упражнения «Шпионы благодарности».

Каждый день выбираем с детьми конкретную категорию работников школы. Задача детей пронаблюдать за их деятельностью в течение рабочего дня, отметить их вклад в функционирование жизни школы. В конце дня устроить обсуждение совместно с детьми.

Обязательной и неотъемлемой частью является благодарность от класса этим работникам.

Мораль: Труд людей любых профессий очень важен, ценен и заслуживает благодарности. Нужно научить детей его замечать, ценить и быть благодарными.

5–7 классы

Название: Проект «Стенд лучших работников»

Время: от 1 до 4 недель

Формат: проектная деятельность учащихся

Порядок проведения: Учащимся необходимо познакомиться, узнать ФИО всех сотрудников технического персонала школы и сфотографировать каждого из них. Затем нужно распечатать фотографии и сделать коллаж с именами всех сотрудников на стенде (место определяется при согласовании с администрацией). Заголовок можно назвать «Благодарим за ваш бесценный труд».

Мораль: Цель данного проекта — привить чувство благодарности и уважение к сотрудникам технического персонала школы, труд которых не всегда замечают окружающие.

8–9 классы

Название: Поездка в дом престарелых

Время: подготовка 1–2 недели, поездка 1 день

Формат: поездка в дом престарелых с целью помощи пожилым людям

Порядок проведения: Классный руководитель заранее договаривается с домом престарелых о поездке. Вместе с классом готовят концерт в честь дня Победы для пожилых людей и организуют сбор необходимых вещей, продуктов для дома престарелых при поддержке классных руководителей, родителей и учащихся остальных классов.

Мораль: Данное мероприятие помогает детям больше ценить своих дедушек и бабушек, развивает чувство благодарности по отношению к пожилому поколению.

10–11 классы

Название: Проект «Спасибо деду за Победу»

Время: 1–3 недели

Формат: подготовка видеороликов или презентаций

Порядок проведения: Ученикам нужно подготовить короткометражный ролик или презентацию про своего деда, прадеда, бабушку, прабабушку — участника Великой Отечественной войны на основное внеклассное мероприятие в честь 9 Мая.

Мораль: Данная проектная деятельность помогает развить у учащихся интерес к своему роду, привить уважение и чувство благодарности к старшему поколению за мирное небо, за Победу.

Мероприятия с родителями

Название: День здоровья (выездной пикник с родителями и учениками)

Время: 2–3 часа

Формат: выездной пикник на природу с конкурсами

Порядок проведения: В школе объявляют день здоровья, учащиеся вместе с родителями и педагогами выезжают на пикник. На пикнике необходимо организовать конкурсы между родителями и детьми, связать с благодарностью. Можно приготовить с детьми письма благодарности родителям, чтобы в конце мероприятия они подарили их родителям.

Мораль: Научить детей быть благодарными своим родителям, сплотить коллектив школы (сотрудников, родителей и учащихся).

Название: Диалог с дочерью/сыном

Время: 1 час

Формат: семинар

Порядок проведения: Приглашенный спикер раскрывает тему взаимоотношений между сыновьями и родителями / дочерьми и родителями, проблемы, которые возникают в разные периоды взросления, чему научило родительство, почему родитель благодарен своему ребенку.

Мораль: Помочь родителям осознать, чему научило их родительство, за что они благодарны своим детям.

Мероприятия с сотрудниками

Название: Доска почета / Стенд благодарности техническому персоналу

Время: 1 день — месяц

Формат: фотоколлаж на стенде

Порядок проведения: Распечатать фотографии всего техперсонала школы и повесить их с ФИО на стенд. В середине написать «Самые ценные сотрудники» или что-то в этом формате.

Мораль: Научить детей быть благодарными всем сотрудникам.

Название: Челлендж благодарности

Время: 1 неделя — 1 месяц

Формат: челлендж видеороликов

Порядок проведения: Учителям и сотрудникам школы необходимо снять короткометражный ролик/видео вместе со своей семьей о том, как они понимают понятие благодарность, и выложить его в социальную сеть школы («Телеграм», «ВКонтакте»). В конце месяца можно наградить самых креативных сотрудников на ассамблее.

Мораль: Сотрудники включаются в этот процесс вместе с семьями, что способствует развитию еще большего интереса учащихся к данной теме.

Рефлексия

Провести ассамблею, собрать листы обратной связи у учащихся в конце месяца. Примерные вопросы:

— Что для меня благодарность?

— В чем преимущество быть благодарным?

— Почему важно быть благодарным?

— В чем проявляется благодарность в школе, семье или в обществе?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я