Мао Цзэдун – один из величайших политических деятелей XX века. Это доказывается тем, что идеи Мао популярны не только в Китае. Его высказывания давно стали лозунгами леворадикального движения во всем мире. Достаточно вспомнить, что еще в 1968 году в Париже и в Вашингтоне восставшие студенты скандировали слоганы из произведений Мао, сражаясь на баррикадах. И в наши дни по-прежнему существует множество почитателей «великого кормчего». В чем же притягательность идей Мао Цзэдуна? Каким он видел будущее мира? Какие пути развития предлагал? Об этом говорится в его главных работах, собранных в «Маленькую красную книжицу». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькая красная книжица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Произведения Мао Цзэдуна
Глава 1. «Маленькая красная книжечка»
Изучайте труды Председателя Мао Цзэдуна, слушайтесь его советов, поступайте по его указаниям.
I. Коммунистическая партия
Центральной силой, руководящей нашим делом, является Коммунистическая партия Китая. Теоретической основой, определяющей наши идеи, является марксизм-ленинизм[41].
Выступление на открытии первой сессии Всекитайского Собрания народных представителей Китайской Народной Республики первого созыва (15 сентября 1954 года)
Для совершения революции нужна революционная партия. Без революционной партии, без партии, созданной на основе революционной теории марксизма-ленинизма и в марксистско-ленинском революционном стиле, невозможно привести рабочий класс и широкие народные массы к победе над империализмом и его приспешниками.
«Революционные силы всего мира, сплачивайтесь на борьбу против империалистической агрессии!» (ноябрь 1948 года). Избранные произведения, т. IV
Без усилий Коммунистической партии Китая, без китайских коммунистов, как станового хребта китайского народа, невозможно добиться независимости и освобождения Китая, невозможно также добиться индустриализации страны и модернизации ее сельского хозяйства.
«О коалиционном правительстве» (24 апреля 1945 года). Избранные произведения, т. III
Коммунистическая партия Китая является руководящим ядром всего китайского народа. Без такого ядра невозможна победа дела социализма.
Речь на встрече с делегатами III Всекитайского съезда Новодемократического союза молодежи Китая (25 мая 1957 года)
Партия, обладающая дисциплиной, вооруженная теорией марксизма-ленинизма, применяющая метод самокритики и тесно связанная с народными массами; армия, руководимая такой партией; единый фронт, руководимый такой партией и объединяющий все революционные классы и революционные группы, — эти три фактора представляют собой главное оружие, с помощью которого мы побеждаем врагов.
«О демократической диктатуре народа» (30 июня 1949 года). Избранные произведения, т. IV
Мы должны верить в массы, мы должны верить в партию — это два основных принципа. Если мы будем сомневаться в этих принципах, то не справимся ни с какой работой.
«О кооперации сельского хозяйства» (31 июля 1955 года)
Вооруженная марксистско-ленинской теорией и идеями Коммунистическая партия Китая принесла китайскому народу новый стиль работы, основными чертами которого являются соединение теории с практикой, тесная связь с массами и самокритика.
«О коалиционном правительстве» (24 апреля 1945 года). Избранные произведения, т. III
Партия, руководящая великим революционным движением без знания революционной теории, без знания истории, без глубокого понимания практического движения, не может завоевать победу.
«Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года). Избранные произведения, т. II
Как мы в свое время говорили, движение за упорядочение стиля является «всеобщим движением за марксистское воспитание». Упорядочение стиля есть изучение всей партией марксизма путем развертывания критики и самокритики. В ходе такого движения мы сможем еще больше усвоить марксизм.
«Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года)
Добиться лучшей жизни для сотен миллионов китайцев, превратить нашу страну из экономически и культурно отсталой в богатую, могучую и высококультурную — задача трудная и большая. И именно для того, чтобы успешнее справится с этой задачей и плодотворнее работать вместе со всеми идейными, целеустремленными людьми, некоммунистами, которые посвятили себя преобразованиям, мы должны проводить упорядочение стиля, проводить не только сейчас, но и в будущем, постоянно освобождать себя от всего ошибочного.
«Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года)
Политика служит отправным пунктом всех практических действий революционной партии и раскрывает себя в процессе и в результате этих действий. Любое действие революционной партии представляет собой осуществление политики. Если она не осуществляет правильную политику, то осуществляет ошибочную политику, если она не осуществляет ту или иную политику сознательно, то осуществляет ее вслепую. То, что мы называем опытом, есть процесс и результат осуществления политики. Только в практике народа, иными словами на опыте, можно доказать правильность или неправильность политики и определить, насколько она правильна или ошибочна. В свою очередь, практика людей, в особенности практика революционной партии и революционных масс, не может быть не связана с той или иной политикой. Поэтому, прежде чем предпринимать какое-либо действие, необходимо разъяснить членам партии и народным массам политику, выработанную нами в соответствии с обстановкой. В противном случае члены партии и народные массы не смогут руководствоваться нашей политикой, будут действовать вслепую и проводить ошибочную политику.
«О политике в области промышленности и торговли» (27 февраля 1948 года). Избранные произведения, т. IV
Нашей партией разработаны генеральная линия и генеральная политика китайской революции, а также определены конкретные линии в работе и конкретные политические установки. Однако многие товарищи зачастую помнят лишь отдельные конкретные линии в работе и отдельные политические установки нашей партии, забывая ее генеральную линию и генеральную политику. Но если мы действительно забудем генеральную линию и генеральную политику нашей партии, то мы превратимся в слепых, неполноценных революционеров, лишенных трезвости взгляда, и, проводя в жизнь конкретные линии и конкретные политические установки, потеряем ориентацию, будем уклоняться то влево, то вправо и нанесем вред своей работе.
«Речь на совещании кадровых работников Освобожденного района Шаньси — Суйюань» (1 апреля 1948 года). Избранные произведения, т. IV
Политика и тактика — это жизнь партии. Руководящие работники всех ступеней должны уделять максимум внимания и никогда не допускать небрежности.
«Сообщение об обстановке» (20 марта 1948 года). Избранные произведения, т. IV
II. Классы и классовая борьба
Классовая борьба, победа одних классов, уничтожение других — такова история, многотысячелетняя история цивилизации. Толкование истории с этой точки зрения есть исторический материализм, а с противоположной точки зрения — исторический идеализм.
«Отбросить иллюзии, готовиться к борьбе» (14 августа 1949 года). Избранные произведения, т. IV
В классовом обществе каждый человек живет как индивид определенного класса, и нет такой идеологии, на которой бы не лежала классовая печать.
«Относительно практики» (июль 1937 года). Избранные произведения, т. I
Изменения в обществе обусловливаются главным образом развитием противоречий внутри общества, то есть противоречия между производительными силами и производственными отношениями, противоречий между классами, противоречий между новым и старым. Развитие этих противоречий двигает общество вперед, приводит к смене старого общества новым.
«Относительно противоречия» (август 1937 года). Избранные произведения, т. I
Жестокая экономическая эксплуатация крестьянства и политическое угнетение его помещиками вызывали многочисленные крестьянские восстания, направленные против господства помещиков… В китайском феодальном обществе только эта классовая борьба крестьянства, только эти крестьянские восстания и войны и были истинными движущими силами исторического развития.
«Китайская революция и Коммунистическая партия Китая» (декабрь 1939 года). Избранные произведения, т. II
Национальная борьба в конечном счете относится к классовой борьбе. Негров в США угнетают лишь те белые, которые образуют реакционные правящие круги. Они никак не могут представлять рабочих, крестьян, революционную интеллигенцию и других прогрессивно настроенных лиц, составляющих абсолютное большинство белых.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькая красная книжица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
40
Линь Бяо (настоящее имя — Юй Жун) родился в 1906 году в деревне Хуйлуншань уезда Хуанган провинции Хубэй в семье мелкого фабриканта. Его отец разорился после Первой мировой войны, и в возрасте десяти лет Юй Жун покинул семью. В семнадцать он вступил в Социалистический союз молодежи Китая, а в девятнадцать (1925 год) в Компартию Китая. В то же время он поступает в военную школу Вампу, а в 1927 году становится командиром взвода гоминдановской армии, а затем полка. Когда правые лидеры Гоминдана во главе с генералом Чан Кайши разрывают блок с КПК и начинают репрессии против коммунистов, Линь Бяо принимает участие в организованном коммунистами Наньчанском восстании, которое терпит поражение. Затем, вместе с Чжу Дэ участвует в создании первых частей Красной Армии. 1-я армейская группа под командованием Линь Бяо в октябре 1934 года шла в авангарде Великого похода — крупнейшей операции революционной войны в Китае по переброске частей Красной армии из Юго-Восточного Китая, где им грозил разгром на северо-запад страны. В период антияпонской войны (1937–1945 годы) Линь Бяо командует дивизией. В 1939 году он уезжает в СССР, где представляет Компартию Китая в Коминтерне. Возвращается в 1942 году, и его избирают секретарем Северо-Восточного бюро ЦК КПК. В 1945 году Линь Бяо становится командиром маньчжурской Объединенной демократической армии численностью до 300 тысяч человек. В 1945–1949 он проводит ряд успешных операций, которые внесли решающий вклад в разгром Гоминдана и победу Компартии в гражданской войне. После победы коммунистов он работает на различных военных и партийных постах. С 1954 года Линь Бяо — заместитель председателя Государственного комитета обороны. С сентября 1956 года — член Политбюро ЦК КПК, с мая 1958 года — член Постоянного комитета Политбюро ЦК и один из заместителей председателя ЦК КПК. С сентября 1959 года, после Лушаньского совещания и снятия правого маршала Пэн Дэхуая, Линь Бяо становится министром обороны КНР.
Линь Бяо стал знаковой фигурой левого поворота в Компартии — именно он заменил на их постах лидеров правых — сначала Пэн Дэхуая, а затем Лю Шаоци. Линь Бяо становится одним из вдохновителей и наиболее левых лидеров культурной революции. Он был редактором-составителем и автором предисловия к сборнику цитат Мао — «маленькой красной книжечке».
В сентябре 1971 года Линь Бяо гибнет при загадочных обстоятельствах. Самолет с ним и его семьей разбивается на территории Монголии. Линь Бяо поставили в вину заговор против Центрального Комитета и Мао Цзэдуна. Однако, эта версия уже тогда не выдерживала никакой критики — Линь Бяо занимал второй пост в ЦК, а сам комитет состоял чуть ли не на треть из его близких сторонников. До этого никаких противоречий между Линь Бяо и Мао не было замечено, председатель сам выдвинул его в качестве своего преемника.
Действительная причина опалы состояла в том, что Линь Бяо не был готов в условии тупика культурной революции принять компромисс с правыми, который предлагал заключить Мао. В обмен на сохранение внутренних результатов культурной революции Мао был готов пойти на одобрение правого внешнеполитического курса (сближение с США). Учитывая позицию Линь Бяо, такой компромисс не мог быть реализован кроме как через устранение его группировки.
Показательно, что сам Мао долгое время после гибели Линь Бяо и официального осуждения маршала вообще не высказывался на этот счет. Даже на Х съезде КПК доклад о «деле Линь Бяо» читал Чжоу Эньлай. Таким образом, Мао подчеркнуто дистанцировался от всей истории с главнокомандующим. — Примеч. науч. ред.