А ты готов опознавать котов? Нейросети и котики – детям

Максим Попов, 2021

В книге описываются простейшие эксперименты по созданию и тестированию нейросети для опознавания животных (котов) в реальном времени. Для выполнения опытов не требуется редкое или дорогостоящее оборудование. Книга ориентирована на школьников младших классов, но будет интересна и более широкой детской и подростковой аудитории, интересующейся современными информационными технологиями, в частности – искусственным интеллектом. Основой книги стал проект «Система на базе искусственного интеллекта для обнаружения бездомных животных и помощи им», ставший победителем в двух номинациях Фестиваля Научно-Технического Творчества Молодежи 2021.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А ты готов опознавать котов? Нейросети и котики – детям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Установка и настройка

Поскольку ты пока начинающий разработчик, мы создадим один из простейших, но, в то же время, вполне работоспособный проект, демонстрирующий возможности нейронных сетей.

Что же нам потребуется?

Оборудование:

— компьютер (обычный настольный, либо ноутбук, либо планшет) — подойдет практически любой, главное, чтобы можно было установить софт (об этом чуть ниже);

— веб-камера (если используешь обычный комп, потому что в ноутах и планшетах камера обычно встроена).

Программы:

— дистрибутив Python;

— библиотеки imutils, cv2.

Итак, мы считаем, что у тебя есть комп, и он работает под управлением Windows. Это довольно логично, так как если у тебя на компе Linux, то с установкой Python ты и без меня справишься))) (на всякий далее будет описана установка Python и библиотек на Linux, а пока вернемся к родному Биллу Гейтсу):

1) переходим по ссылке [1] в конце книги и скачиваем последнюю версию Python (на момент написания книги — 3.9.4) вместе со средой разработки IDLE. Python (по-русски читается “Пайтон”) — язык программирования, ставший в последнее время очень популярным, одна из причин — легкость установки и использования, мы с тобой убедимся в этом. К сожалению, за удобства приходится платить — программы на Python работают медленнее аналогичных программ, к примеру, на языке С++, иногда — намного медленнее, раз в 10 и даже больше. Для нас с тобой это пока не проблема.

2) запускаем установщик и соглашаемся с настройками по умолчанию;

3) в результате в меню “Пуск” должны появиться новые программы (если ты скачивал более новую версию, то в названиях будет номер этой версии):

4) запустим среду IDLE. Отобразится окно, в котором можно писать на языке Pyhton. Команды будут выполняться по нажатию кнопки Enter:

5) в принципе, уже можно писать код/кот. Так и напишем:

print ("Привет, Кот!")

и нажмем Enter, должно получиться так:

Если есть ошибки, они будут выделены красным. Например, можно забыть кавычки;

6) как видим, наш первый код(т) жив. Так что начало положено.

Конечно, мало кто выполняет текст программы по одной строчке. Исходный текст программы представляет собой файл или несколько файлов, которые можно хранить, редактировать, передавать другим разработчикам. Даже в такой простой среде как IDLE можно создавать файлы программ — выбери в меню File пункт New File. После нажатия на него откроется новое окно для ввода программы. Введи туда следующие строки:

a = 1

b = 2

print (a + b)

Теперь можно запустить эту простейшую программу — выбери в верхнем меню Run пункт Run Module. IDLE спросит, куда сохранить файл программы, введи имя файла и выбери папку для сохранения. Сразу после этого программа запустится, и результат ее работы — число “3” — будет выведено в нижнее окно (с заголовком IDLE Shell).

И это прекрасно, но нам нужно нечто большее, чем просто вывод на экран цифр и жизнеутверждающих фраз про кота — мы, кажется, хотели что-то делать с нейросетью. Как и в большинстве языков, в Python для использования тех или иных нужных для конкретной программы возможностей нужно “подключить библиотеки”, то есть сообщить среде разработки, где живет функция, которую собираешься вызвать.

Но прежде, чем подключать библиотеку, ее нужно установить, то есть скачать ее из сети на свой комп в то место, где среда разработки их хранит. Нам понадобится установить три библиотеки:

OpenCV — это библиотека компьютерного зрения (Computer Vision — CV), именно в ней “живут” нужные нам функции опознавания объектов и огромное множество других возможностей, которые мы точно не успеем рассмотреть в нашей книге;

imutils — библиотека для работы с изображениями (Image Utilities — imutils), которая помогает получать фото и видео от разных источников, изменять размер, вращать и выполнять прочие нужные в быту операции;

NumPy — очень мощная математическая библиотека.

Итак, собственно установка. Обрати внимание, что для скачивания библиотек требуется доступ в интернет. Нам необходимо вызвать так называемую консоль, то есть окно ввода текстовых команд. Для этого нажимаем комбинацию клавиш Win + R (Win — это клавиша с эмблемой Windows, она есть на всех современных клавиатурах). В появившемся окне набираем cmd и нажимаем Enter.

Будет отображено окно ввода текстовых команд, там набираем команду установки пакета OpenCV для Python:

pip3 install opencv-python

Нажимаем Enter. После завершения установим еще один пакет:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А ты готов опознавать котов? Нейросети и котики – детям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я