Современная профориентация: как искать дело жизни

Максим Васильченко

Эта книга родилась как обобщение ответов на вопросы, которые я много раз встречал в своей психодиагностической практике для профориентации. Все рекомендации универсальны и будут актуальны для людей любого возраста, так как основаны на глубоком понимании природы человека. Вы узнаете, как подойти к вопросу поиска своего призвания с учётом сущности вашей личности: отношения к себе, способности к общению, бессознательных установок, степени внутренней свободы и готовности двигаться к целям.

Оглавление

Четвёртый шаг. Получить знания и навыки

Действуйте сразу

Исходя из своих ценностей и природного потенциала, вы определились с направлением деятельности. Теперь вам нужно изучить выбранную профессию, попробовать себя в ней, попытаться в неё «встроиться».

Если дело требует особой подготовки, то важно обнаружить свои интересы как можно раньше. Например, если вы хотите стать врачом. В остальном же, 90% занятий на Земле не требуют специальных условий обучения, поэтому порог вхождения гораздо ниже.

Сегодня для того, чтобы чему-то обучиться, нет никаких преград. Знания находятся в открытом доступе. Нужно только овладеть навыком правильного поиска и научиться «вылавливать» самое полезное среди информационного шума.

Усвойте простую, но важную мысль. Какую бы профессию вы ни выбрали, как можно быстрее попробуйте себя в деле. Нужно побывать на рабочем месте или найти возможность пообщаться с людьми из профессии. Так вы сможете быстрее распрощаться со своими фантазиями.

Например, если вы мечтаете стать журналистом, выберите явление, соберите информацию, сделайте наблюдения, поговорите с людьми и подготовьте репортаж на основе того, что вам удалось узнать. Неважно, какого качества получится работа. Самое главное — понять ощущения от процесса.

Если не нравится ни один этап, задумайтесь: откуда вообще взялось желание пойти в эту профессию? Может быть, вас когда-то привлекла внешняя оболочка, а что за ней стоит — не поинтересовались? Это как хотеть быть полицейским, потому что нравится носить форму. Если при выборе профессии вы отталкиваетесь от поверхностных впечатлений, такой «подход», скорее всего, приведёт к разочарованию. Чтобы не потерять время, стоит заранее как можно подробнее узнать, в чём заключается суть работы.

Учесть недостатки системы образования

Если вы собираетесь поступать или уже учитесь в вузе, вам будет полезно узнать о недостатках системы образования. В противном случае, в будущем вы рискуете стать людьми, которые с тоской произносят: «Студенчество — лучшее время в жизни». А лучшими должны быть все последующие годы.

Основной недостаток системы образования — отсутствие связи с современным деловым миром. Даже на старших курсах большинство студентов не представляет содержание выбранной профессии. Многие даже и не пытаются разобраться, потому что верят, что их выпустят готовыми к работе специалистами. К сожалению, в большинстве случаев это не так.

Ещё у молодых людей часто встречается убеждённость в «востребованности» их профессии. Как будто, если при поступлении сказали, что специальность востребованная, значит, после выпуска достаточно показать диплом — и тебя сразу возьмут на интересную работу. Привожу эмоциональный комментарий от девушки, которая верила во всё это.

«А что делать тем, кто упорно вкалывал на учёбе шесть лет, заработал красный диплом, а потом вдруг оказался никому не нужным??? Я бы с удовольствием работала по специальности, но вакансий нет совсем. Уже несколько месяцев безрезультатно ищу работу… Устраиваться куда-то продавцом или администратором? Я так не хочу. Столько сил вложено, и всё впустую… Ты никому не нужен в этом большом мире, выживай, как хочешь, и пофигу на твои былые заслуги…»

Если быть реалистичным в старших классах и на первом-втором курсах, такой обиды не будет. Разочарование наступает, когда человек сталкивается с тем, что ожидания не совпадают с реальным положением дел. Тут соглашусь с Аршавиным: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». Мир не обязан подстраиваться, а вот вам придётся адаптироваться.

На самом деле, в университете дают только общие знания о возможных видах занятости в конкретной сфере. Во многих случаях обучение вообще не предполагает подготовки к конкретной практической деятельности. Раньше, в индустриальном СССР, связь обучения и работы была более прямой. Теперь государственная система образования очень примерно «представляет», чем живут люди после колледжей, техникумов и университетов.

Как следствие, система образования не готовит «востребованных» специалистов. Важно уточнить значение этого слова. Есть два типа «востребованности». Первый — профессия востребована, потому что в неё мало кто идёт — вакансий много, а желающих недостаточно. Второй — востребована, потому что не хватает сотрудников с достаточной квалификацией — вакансий мало, а претендентов много. Первый случай — резкий дефицит специалистов, второй — долгий и сложный конкурс.

Самые востребованные профессии первого типа — монтажник и медсестра. Достаточно получить среднее образование. Самый востребованный специалист второго типа — инженер. Понадобится высшее образование. Существует порядка 200 инженерных специализаций. Но чтобы устроиться, нужно быть готовым специалистом или хотя бы подавать надежды.

Почему выпускников не берут на работу?

Основные причины отказов в приёме на первую работу связаны с непрофессионализмом, отсутствием внутренней мотивации, необходимых личностных качеств и навыков.

Вот ключевые элементы для того, чтобы быть востребованным:

— искренний интерес к делу;

— профессиональные знания и навыки;

— необходимые качества личности.

Первый элемент — самый важный: знания и навыки можно приобрести и наработать, личностные качества можно развить, но заставить себя искренне полюбить дело, которое вам не близко, вряд ли получится.

Искренний интерес приходит только через личный опыт, через деятельность. Если вы молодой человек, ищите через перебор вариантов — расширяйте кругозор, узнавайте, чем конкретно люди занимаются в жизни. Когда поймёте, что вам интересно, сразу ищите возможности получить знания, чтобы применить их на практике. Участвуйте в активностях, пробуйте что-то делать самостоятельно, вызывайтесь помогать профессионалам, проходите стажировки, подрабатывайте. Только когда попробуете, вы поймёте, ваше это или нет. Если не ваше — ищите дальше, а полученный жизненный опыт пригодится.

Заниматься делом — означает выполнять набор функций и задач для создания готового продукта или услуги, которые потом продаются или обмениваются на нужные вам ресурсы. Когда узнаете, из чего конкретно состоит работа и какой продукт производится, вы поймёте, что нужно знать и уметь.

Ещё одно заблуждение молодых людей — считать, что вознаграждение получают за процесс: «я делал», «я старался», «я находился на работе». Поясню разницу на бытовом примере. Человек может помыть пол так, что тот останется грязным. Он считает, что сам факт работы должен оплачиваться, но на самом деле готовый продукт — чистый пол. Причём чистота пола определяется критериями, которые задаёт заказчик. Если критерии не соблюдены, значит, работа не сделана. Важен результат, а не процесс.

Если вы верите, что образование готовит к жизни и работе, то рискуете оказаться в ловушке своих иллюзий. Если вы сосредоточитесь только на добывании пятёрок, то после выпуска окажетесь в точке «ноль», когда придётся — уже по-настоящему — определяться с родом деятельности и учиться чему-то реальному. Вы обнаружите, что ничего не знаете и не умеете, а значит, нужно срочно искать возможности для получения настоящих практических знаний.

Если вы попадёте в такую ситуацию, то знайте: вы не самым эффективным образом использовали 4—6 лет обучения. И только вы за это в ответе. Можете обвинять систему образования, но именно вам строить жизнь дальше.

Повторю основную мысль этой главы. Невозможно определиться с профессией на 100% при помощи размышлений. Только опыт даст понимание себя в выбранном деле. Чтобы найти своё, нужно попробовать себя в разных ролях. Время обучения в вузе подходит для этого лучше всего.

Если вы уже какое-то время работаете, не теряйте время даром. Не держитесь за первое место работы, если за 1—2 года вы изучили все внутренние процессы фирмы. Если после вашей просьбы вам не доверяют новые задачи, не расширяют ваш функционал и зону ответственности, поищите что-то ещё. Если работаете в крупной компании, попросите перевода на другую должность. Разнообразие опыта будет полезно вам как личности и будет цениться при трудоустройстве.

Уже прошло время, когда люди работали на одном предприятии всю жизнь. Хотя, разумеется, такие случаи всё ещё встречаются: человек консервативный, давно определившийся, может развиваться и на одном месте.

В наше время, когда всё быстро меняется, важно получать уникальный опыт. Возможно, он когда-то превратится в новую профессию, и вы будете в ней первым.

Связи до сих пор решают всё?

На всех площадках, где я публиковал статьи о трудоустройстве, мне приходили комментарии наподобие «Везде блат нужен, только и всего». Уверен, некоторые читатели уже готовы разбить все мои рекомендации об этот «железный» аргумент.

Для иллюстрации приведу реальный комментарий с конкретным примером. Его автор пытается оспаривать всё то, о чём мы говорили выше.

Комментарий читателя:

«Бесспорно. Нужно не только учиться и пробовать себя, но и иметь папу (маму, дядю, тётю), которые подкинут тебе первые 200—300 заказов. Тогда всё пойдёт как по маслу.

Вот совсем недавно один наш знакомый, топ-менеджер одной из ведущих интернет-площадок нашей страны, усиленно, навязчиво рекламировал в чате своих сокурсников сына, выпускника определённого университета, как мегаспециалиста в полезной области.

Мальчику 22 года. Я помню его с момента рождения до сдачи ЕГЭ и поступления на платной основе в университет. Поверьте, сейчас мальчик загружен дорогими проектами по самую макушку. Но никак не потому, что он гениален))).

А Васьки-Петьки, победители олимпиад, отличники, семипядники, пришедшие босиком в Белокаменную из провинции со своими 100/100/100/99 (физика/информатика/математика/русский), будут долго-долго пробиваться своими умными головками. И не факт, что пробьются».

Ответ:

Я, конечно, не отрицаю, что такие случаи бывают, но не видел, чтобы это было распространено повсеместно. Если мальчик справляется с проектами, то молодец. Гениальность не обязательна. Мальчик не виноват, что у него есть ресурсы для старта. Хорошо, если он может ими грамотно распорядиться и не упустить возможности.

Другое дело, если мальчика пропихивают на ответственную должность, а он неспособен выполнять обязанности, не хочет работать. Вспомните всё, о чём мы говорили выше. Если у человека нет настоящей мотивации, то у него нет энергии, чтобы заставлять себя работать. Это универсальный закон природы, который не обходит стороной и «блатных».

При таком отношении бизнес быстро просядет. И этого человека уберут. Работающие с ним люди сразу почувствуют, что он пренебрегает своими обязанностями, и довольно скоро начнут выражать недовольство. Несправедливость вызывает протест, и кто-то из ценных сотрудников уволится. Так, по цепочке, дело начнёт рушиться. Поэтому из коммерческих структур быстро убирают бесполезных людей. Да, ни один бизнес не устроен идеально, и всегда находятся люди, которые получают больше, чем приносят пользы. Но их уход — дело времени.

Появление таких «мальчиков» вероятнее в бюрократических государственных структурах, где ответственности нет или она размазана. Самое главное — бюджетные организации не зарабатывают, а получают финансирование. В такой системе могут быть бездельники. На каких-то бесполезных должностях такие «мальчики» могут сидеть. Но не на ответственных проектах в бизнесе.

Связи действительно важны. Речь идёт скорее о нетворкинге — построении горизонтальных связей, которые позволят вам быстро получать профессиональные советы, экспертную информацию. Они помогут вам быть полезным человеком, который может состыковать нужных людей, порекомендовать нужных специалистов. У вас есть связи, если некоторое число людей знает вас как хорошего человека и профессионала в своём деле. Вот такие связи на самом деле что-то решают. Не забывайте квалифицированного человека, даже если он вам просто качественно отремонтировал обувь. Не забывайте представляться и рассказывать людям о том, чем вы занимаетесь.

Мысль о том, что «без связей и бабла ничего добиться невозможно», — это ограничивающее убеждение, которое даёт его носителю оправдание собственного бездействия. Люди с такими установками подозревают всех и каждого, кто чего-то достигает в жизни, даже если на это нет оснований.

Восприятие человека избирательно: если он в чём-то уверен, то замечается только та информация, которая подтверждает установку. Если эта уверенность ещё и помогает ему ничего не делать, он будет держаться за неё изо всех сил, причитая и обвиняя всех вокруг. Это потенциальный неудачник. Негативные установки, тормозящие ваше развитие, необходимо выявлять и искоренять. О них мы и поговорим в следующей главе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная профориентация: как искать дело жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я