Петербург как предчувствие. Шестнадцать месяцев романа с городом. Маленькая история большого приключения

Дарья Макарова, 2013

В любви к Петербургу можно признаться по-разному: стихами, музыкой, созданием визуальных образов. Обращаясь к таким произведениям, человек, неравнодушный к городу, безошибочно угадывает в их авторе своего единомышленника и, более того, брата по крови. И совершенно не важно, где живут эти люди, каковы их возраст или гендерная принадлежность. Книга Даши Макаровой и есть такое признание. Искреннее, радостное, иногда щемящее. Только по-настоящему любящий город человек может назвать петербургское низкое, серое небо уютным. Вдумайтесь, не гнетущим, не унылым, а уютным! Авторское ощущение города свежо, молодо, порой неожиданно и всегда интересно. Приехав в город своей мечты на шестнадцать месяцев, она сумела прожить их настолько насыщенно, что остается только поражаться и завидовать, как многое можно успеть и узнать, если просто захотеть этого. И как общение с городом обогащает! Книга написана очень непринужденно и свободно. Ее хочется читать, и с ней жалко расставаться. Вместе с автором ты снова идешь по любимым местам, узнаешь каждую деталь и удивляешься, что на нее можно посмотреть совсем непривычным для тебя образом. Люди, которые ощущают город как нечто родное, бесконечно дорогое, читая эту книгу, получат истинное удовольствие, как от встречи с добрым и умным человеком. Не отказывайте себе в этом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петербург как предчувствие. Шестнадцать месяцев романа с городом. Маленькая история большого приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Май

Майское солнце

Май — время довольно знаменательное для Петербурга. Во-первых, это месяц рождения славного города, когда на северных финских болотах, обдуваемых ветрами, был заложен новый, невиданный ранее на бородато-боярской Руси «парадиз». А во-вторых, май — начало по-настоящему теплой, уютной, напоенной радостью поры, когда уже зазеленели деревья в парках и садах, земля покрылась нежной травой, цветут первые тюльпаны, а воздух звенит предвкушением лета. И какие запахи носятся вокруг… От каналов, по водной глади которых деловито снуют прогулочные катера, пахнет свежестью и морем, а в садах и скверах — молодой листвой. Запахи счастья и новой жизни.

Еще май в Питере — это начало белых ночей, тех, легендарных, подпитывающих воображение писателей, поэтов, художников, музыкантов и просто романтически настроенных туристов. Помните пушкинское: «И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла»? Белая ночь — словно рассвет, который начинается сразу, как только заканчивается день и вечер. Таинственно, непонятно. Ночи будто нет. Странное чувство нереальности происходящего, оттого на душе тревожно, но вместе с тем благотворно. Двойственное ощущение…

В мае Петербург блистает солнечными днями: солнце яркое, почти летнее, теплое, а порой и горячее. Питерское солнце в мае — особенная радость жителей города, в котором бывает, как утверждает статистика, всего лишь порядка шестидесяти солнечных дней в году. Солнечные блики, бегающие по каналам, восхитительно режут глаза и заставляют всех зажмуриваться и чихать. Будем здоровы!

Комментарий Руслана

Белые ночи — это что-то. Можно беспрепятственно гулять по центру, а если вы устанете — заглянуть в круглосуточное кафе или в «Буквоед», который тоже не «спит». Несмотря на всю красоту освещенного центра, фонари кажутся лишними — видимость прекрасная.

Харакири в Северной столице

Сегодня знаменательный день — посещение легендарного, знаменитого Мариинского театра. Билеты мы купили заранее, воспользовавшись кассой, расположенной в Гостином Дворе. Очень деловая женщина с высокой прической и стрелками на веках быстро вникла в нашу просьбу подобрать что-нибудь приемлемое по стоимости и скороговоркой предложила оперу «Мадам Баттерфляй» Пуччини: «Замечательный вариант, балкон, второй ряд, хорошая цена, лучше и не найти». Мы осмотрели представленный ценник и согласились с ней: Мариинский театр — дорогое удовольствие. Прославленный балет «Лебединое озеро» отложили до лучших времен, ибо на сэкономленную таким образом сумму можно неделю-полторы жить здесь и предаваться различным радостям.

День ветреный, пятничный, рабочий. Потому мы, слегка уставшие, но с удовольствием предвкушающие отдохновение для глаз, ушей, сердец и душ, двигаемся мерным галопом от Сенной площади до канала Грибоедова. Канал Грибоедова поражает воображение стройностью и изящностью расположенных на набережной исторических домов, архитектура которых довольно разнообразна. Также интересны пешеходные мосты, по стилистике отличающиеся один от другого. Нам особенно симпатичен висячий Львиный мостик с белоснежными львами, удерживающими цепи. Он похож на Банковский, и, оказывается, не случайно: львы — «братья» грифонов Банковского моста, так как создал их один и тот же мастер.

Вскоре мы проходим пересечение Львиного переулка и улицы Декабристов, потом — сквер с установленным здесь памятником композитору Глинке (рядом распложена Консерватория), и перед нами наконец Театральная площадь и Мариинский театр. Театр похож на корабль, плавно и царственно парящий, недосягаемый и доступный одновременно. Возле входных дверей фланирует небольшая толпа: кто-то стреляет билеты, кто-то их предлагает, а мы сразу продвигаемся внутрь. Здесь вручаем билеты девушке в форменной одежде театра ярко-изумрудного колера и отправляемся искать наш гардероб. Именно «наш», потому что гардеробов в театре несколько, на каждом ярусе и у каждой ложи — свой. Миниатюрный гардероб и такое же милое буфетное окошко с бутербродами и газированной водой по неоригинальным ценам (каждая единица товара — по сто рублей, видимо, в целях облегчения жизни иностранных туристов, плохо ориентирующихся у русских прилавков).

Кругом витает дух старины, чего-то несовременного, словно ты находишься в музее.

И вот мы в ложе и восхищенно оглядываемся вокруг: зал великолепен, кругом позолота, сцену закрывает бархатный темно-синий занавес. Общий колер — голубой с золотом. Прекрасны бывшие императорские ложи с роскошными балдахинами. Все красивое, но не блестит или сверкает, а кажется будто припорошенным пылью времен. В царской ложе сиживал император Александр ІІ, в честь жены которого театр назван Мариинским, а на сцене танцевала Анна Павлова или пел Федор Шаляпин…

Начинается первое отделение, в котором разыгрывается история любви и трагедии мадам Баттерфляй. Раньше, слушая оперу в родном Екатеринбурге, в тамошнем театре, я отчаянно скучала; однажды даже уснула, помнится, на «Дон Жуане», как ни стыдно признаться в этом. Но сейчас… Голоса у артистов великолепны, а пение на итальянском звучит словно соловьиная трель. Декорации минималистичны, но яркость и насыщенность красок делают картину совершенной и завершенной, будто пазлы встают на определенные места. Японская тематика создает необычный колорит: певицы одеты в кимоно, а на заднике сцены изображены иероглифы.

В антракте мы, вдохновившиеся увиденным и услышанным, спускаемся по одной из узких лесенок и оказываемся в зале, который можно назвать «белым» из-за множества белых барельефчиков. Некоторое время рассматриваем богатый музейный декор и публику, одетую, за редким исключением, довольно просто. Исключение демонстрируется в виде маленьких черных платьев, ниток жемчуга и фраков с бабочками. Раньше в театр было принято «наряжаться», теперь же можно придерживаться более демократичных взглядов на одежду, прическу и обувь. Однако для некоторых театр и сейчас — повод себя показать. Ну а мы на них полюбуемся.

Во втором действии спектакля происходит сюжетный поворот, созданы все предпосылки для трагического финала. Бедная мадам «Бабочка» ждет своего возлюбленного, не ведая, что он уже ее предал, женившись на другой.

Во втором антракте мы располагаемся в буфетном зале, где не спеша вкушаем сторублевые бутерброды и глазеем (надеюсь, не слишком назойливо!) на иностранцев, которых видно издали по особенно повязанным шарфикам и специфичным прическам. Фраками и жемчугом здесь уже и не пахнет.

В третьем отделении Чио-Чио-Сан, узнав наконец страшную правду о Пинкертоне, делает себе харакири. Позади нее в этот трагичный момент вырастают две колонны, из-за которых выглядывают фигуры гигантских устрашающих существ, призванных, видимо, олицетворять демонов в душе несчастной мадам. В конце действия сцена окрашивается в ярко-красный цвет — цвет крови. Потрясенные накалом страстей и переживаний, мы одеваемся и спускаемся вниз.

Спектакль оставляет ощущение солоноватого привкуса во рту, будто до крови прикусил губу. Точный, драматичный и красивый по форме и содержанию: Мариинский театр горделиво и с достоинством поддерживает свою репутацию. А мы, кажется, прикоснулись к Высокому Искусству, по крайней мере, так нам, неискушенным и неизбалованным настоящей оперой, начинающим театралам, видится сейчас.

Внизу в фойе мы разглядываем бюст императрицы Марии Александровны, имя которой дало название театру, а потом выходим на улицу. Вечерняя Мариинка ярко и гостеприимно освещена: это все тот же горделивый корабль, но словно слегка уставший, расслабленный, довольный прекрасно проведенным спектаклем и восхищенными зрителями, оставившими в стенах театра сильные положительные эмоции.

Комментарий Руслана

Мариинский театр продолжает поддерживать славные традиции — планку взяли и держат очень высоко. Билеты туда лучше заказывать заранее, предварительно высмотрев их по Интернету, ибо в кассах (наиболее удобная из которых расположена в центре города, в Гостином Дворе) вам могут попытаться продать более дорогой вариант, особенно если заметно, что вы турист. Кстати, в театре существует возможность прикупить себе компакт-диск с записью оперы или балета с фирменным лейблом Мариинки.

Мы мысленно желаем Мариинскому театру спокойной ночи и выходим к каналу Грибоедова, переливающемуся огнями. Завтра суббота, и нас ждет сон до обеда, релакс и Питер. Именно в таком порядке.

Обед из огуречника

У Петербурга столько милых и симпатичных особенностей, что всех и не перечислишь. Постепенно узнавая и постигая этот город, влюбляешься в него все больше — из-за довольно скромных, на первый взгляд, мелочей, штрихов, черточек, которые, однако, создают особую легкую атмосферу города.

Например, весна здесь примечательна не только приходом тепла, зелени, цветов и прочей радости, но и корюшкой. Корюшка — рыбка с виду неприметная, зато вкусная и очень капризная, так как ловится на Ладоге только во время короткого весеннего нереста. Процесс ловли корюшки — прямо-таки священнодействие. Оригинальность рыбы — в дразнящем запахе свежих огурцов, который в мае доносится с лотков у каждой станции метро, окружает жителей и гостей Северной столицы ароматным колпаком. А если на соседних лотках еще и свежая турецкая клубника громоздится, то вообще пиши пропало! Каждый раз облизываешься, будто кот на сметану.

За специфичный запах корюшку еще называют огуречником.

Словом, рыбка притягивает, словно магнит, однако купить и приготовить мы не решаемся. А вот посетить фестиваль корюшки, который ежегодно проводится в «Ленэкспо», нам, любителям новых мест и неизведанных ранее троп, очень интересно. На фестивале обещают праздник и много-много рыбы во всех видах: жареной, копченой, вяленой и так далее… Слюнки текут!

Комментарий Руслана

Весенний запах огурцов — вполне обыденное явление. Поскольку эту рыбку продают везде, пройти мимо невозможно — так что и не проходите: хотя бы один раз попробовать ее стоит. И не бойтесь, что пропахнете рыбой, — это местный аромат, как, например, Chanel в Париже.

Начинается наш путь у метро «Приморская», где я пытаюсь совместить полезное с приятным, а именно — отыскать значащийся здесь по карте фирменный магазин фабрики Крупской. Однако, упс! — магазин давно прекратил свое существование, так что покупка предвкушаемых мною конфет переносится на неопределенный срок. Припекаемые ярким солнышком, мы, согласно GPS-навигатору, двигаемся в сторону «Ленэкспо» по Наличной улице. Вокруг дома советской постройки и широкие тротуары, любоваться особенно нечем.

Территория выставочного центра огорожена и вход платный, что несколько разочаровывает: внутри-то тоже все платное. С несколько подпорченным впечатлением мы оказываемся на огромной лужайке, где, о-о-о… Вот она, корюшка, на каждом углу, жарится на десятках жаровен! Запах стоит волшебный. Посетителей много: люди стоят, сидят на травке, прислонившись к деревьям, и едят, едят жареную корюшку, запивая преимущественно холодным пивом. Вид довольно аппетитный. Мы судорожно сглатываем слюну и бодро двигаемся дальше: решаем осмотреться и понять, где лучше присесть-привстать в обнимку с тарелочкой, полной рыбки.

В центре лужайки установлена сцена с большим экраном, на котором транслируется матч «Зенита», и Руслан немедленно впивается жадными глазами в экран. Я какое-то время приплясываю рядом в нетерпении, жалобно поглядывая на счастливых обладателей полных тарелок. Наконец мы отходим от сцены, покупаем две тарелочки корюшки и кидаем якорь на двух пластиковых стульях, стоящих прямо на траве. И для нас наступает счастье… Корюшка хрустящая, соленая и сочная внутри. Мы доедаем последние остатки, блаженно вытягиваем ноги, закрываем глаза и греемся на солнышке, словно два кота. Прочие коты также наслаждаются корюшкой и жизнью и никуда не торопятся.

Через какое-то время мы все же отрываемся от удобных стульчиков и бредем дальше, обдумывая, чем бы еще поживиться. В конце концов в одной из палаток мы покупаем копченую корюшку, и одну рыбину я тут же съедаю, с головой, костями и громким хрустом. Кажется, во мне проснулись кошачьи инстинкты… Помахивая пакетом, полным рыбы, мы выходим к кусочку Финского залива, закованному здесь в бетон. Пахнет морем, а на бетоне сидят веселые компании, предпочитающие рыбе спиртное в большом количестве.

Слегка утомленные, но довольные, теперь мы совершаем марш-бросок пешком до метро «Василеостровская». Идем по Большому проспекту и любуемся окружающими домами: архитектура затейлива и своеобразна. Вспоминается, что Васильевский остров — один из самых старинных районов Санкт-Петербурга, оттого здесь особая атмосфера. Некоторые здания поражают воображение: например, дом под № 88 темно-красного кирпича готического вида — монументальный, с башней и многочисленными шпилями, торчащими из крыши дома, словно колья. Зрелище устрашающее. Или вот пожарная часть Василеостровского района: из красного кирпича, с высокой каланчой, доминирующей над окружающими строениями, и датой постройки на фасаде — «1884». Интересно.

Кругом много прогулочных дорожек, зелени, деревьев, аллей и скамеек. Скамейки на каждом шагу, и наши измученные долгой ходьбой организмы готовы прыгать от счастья. Что еще нужно уставшему человеку по пути, как не хорошая, удобная, свободная от претендующих на нее таких же утомленных долгой ходьбой страдальцев, скамейка?

Заканчивается наша дорога возле Андреевского собора, где мы сворачиваем на любимую мною лиственную аллею. По ней я частенько добираюсь с работы: отсюда легко попасть в центр города. На аллее шумят фонтаны, гуляют толпы туристов и местных жителей, а фасады домов пестрят разноцветьем красок и архитектурных стилей. Памятник бомбардиру Василию — символу Васильевского острова — мирно соседствует с вполне современным зданием. Возле метро привлекает внимание памятник конке — эдакому виду городского транспорта образца ΧΙΧ века: синий вагон с рекламными плакатами, запряженный парой резвых лошадей.

Не менее резвый вид современного городского транспорта — метро — довозит нас, отчаянных «пешеходов», до станции «Чернышевская», откуда мы лошадиным же галопом несемся в сторону фирменного магазина сладкого на улице Пестеля: несостоявшиеся сегодня у метро «Приморская» конфетные кущи манят своими райскими садами и не дают покоя. Копченая корюшка, мирно лежащая в пакете, словно говорит мне: «Я вся твоя, съешь меня дома, да поскорей, с горячей картошечкой, под бутылку легкого пива… Зачем тебе эти дурацкие конфеты? Разве может что-нибудь быть вкуснее меня?» Я в ответ мысленно ухмыляюсь, ведь вкусней конфет могут только конфеты, и ничто иное. Аминь.

Увы, эти аффирмации[1] по дороге не спасают: конфетный магазин оказывается наглухо закрытым, так что вечер мы будем коротать в компании одной только корюшки. И холодного пива, разумеется.

Театр начинается не с вешалки

Мы продолжаем исследование петербургских театров, и на очереди еще один старинный, прославленный и знаменитый — Александринский. Его смело можно назвать дедушкой всех российских театров, так как он был первым, учрежденным еще при императрице Елизавете Петровне. Здание для театра построил великий Карл Росси, и это прекрасное сооружение занимает сейчас одно из центральных мест в ансамбле великолепного Невского проспекта.

Билет в Александринку мы сначала пытаемся приобрести в нашей любимой театральной кассе на Невском. Кассир предлагает перечень спектаклей, и мы выбираем классику — «Укрощение строптивой» Шекспира в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Однако когда дело доходит до покупки билетов, обычно легкий и приятный процесс вдруг начинает стопориться: кассир соглашается продать нам соседние места только при условии, что это дорогой партер. Демократичные билеты в ложу предполагают рассадку друг за другом. И не иначе. Разочарованные, мы отправляемся в кассу самого Александринского театра, и здесь — в гулком, пустом, тихом помещении, где явно витают призраки прошедших дней, — сидящий за окошечком кассир поясняет нам: театр классический, а потому рассадка зрителей подчиняется определенной логике, происходящей из глубин образования и становления российского театра. Словом, «дедушка» довольно капризен и диктует собственные правила для своих посетителей. Мы стоим возле кассы и, кусая губы, обдумываем, подчиняться ли дурацким правилам или просто оставить Александринку за бортом нашего театрального петербургского исследования. Однако побеждает дружба: кассир выискивает удачную боковую ложу, где билеты на задние места уже распроданы, остались лишь передние, а в этом случае «дедушка» не возражает против рассадки пары рядышком. Билеты перекочевывают в наши карманы, и мы, довольные жизнью, покидаем театр.

День Икс, когда нам надо прибыть в театр к семи вечера, вновь оказывается рабочим. Руслан добирается до Невского проспекта гораздо быстрей меня, успевает забежать в блинную «Теремок», перекусить и купить мне блинчик с вареньем. Я же мчусь с работы галопом, долго стою в импровизированной очереди у входа в метро «Василеостровская», нервничаю и отчитываюсь Руслану по телефону.

В театр мы вбегаем с последним звонком. Про блинчик с вареньем, увы, приходится забыть. Тут же, разгоряченные и смятенные, попадаем в объятия пожилого величественного мужчины в смокинге, белоснежной рубашке, белых перчатках и бабочке. Это человек, которого, как оказалось позже, невозможно встретить более ни в одном театре Петербурге, и имя ему гордое — капельдинер. Капельдинер степенно ведет нас в обитую красным бархатом ложу, усаживает на отведенные места и чуть ли не пальцем грозит на прощание, такой строгий у него вид. Мы затихаем и таращимся на фрак и бабочку, пока за капельдинером не закрывается дверь ложи, которую он вдобавок запирает на замок.

Начинаем разглядывать театральный зал сверху: здесь тоже преобладает красный бархат, придающий праздничный вид. Царская ложа с балдахином — тоже ничего себе, явно не для простых зрителей. Проходит некоторое время, а спектакль все никак не начинается. Мы, однако, терпеливы, не теряем присутствия духа и с интересом наблюдаем небольшой скандал, зарождающийся внизу, в партере. Нетрезвого вида парень в мятой футболке и джинсах и с полной бутылкой чего-то крепкого яростно ругается с женщиной-капельдинером, требуя усадить его на место. Женщина в ответ на состояние парня «щас спою» пытается вывести его из зала. Парень орет, что у него билет, и посылает ее в… Ну сами понимаете, куда. Женщина тоже переходит на крик и с воплем «Я зову охрану!» убегает. Окружающие заинтригованы и со смаком наблюдают, что будет дальше. Парнишка между тем развязной походкой преспокойно направляется в глубь партера и начинает приставать на предмет подвинуться к мужчине, уютно устроившемуся на одном из диванчиков в полном одиночестве. Зритель не хочет его себе в соседи, краснеет, бледнеет и упорно выпроваживает. Они какое-то время спорят, и парень оставляет мужчину в покое, вновь взяв курс в сторону сцены. Здесь он, пошатываясь, взгромождается на подмостки, поворачивается к залу лицом и начинает с пьяным придыханием вспоминать какую-то свою любовь, приключившуюся с ним на заре туманной юности. Как бы в тему к сегодняшнему спектаклю. Зрители сидят ошарашенные. Паренек продолжает разглагольствовать на извечную тему «мужчины и женщины», и тут до всех потихоньку доходит, что это, собственно, и есть начало спектакля. Первое действие «Укрощения строптивой» началось довольно незаметно! То есть… очень заметно.

Происходящее на сцене далее подтверждает наши догадки о том, что спектакль — авангардный. Авангард — страшное слово, которым папа пугал меня, когда вспоминал историю посещения одного театра в Питере: когда он был в очередной командировке, ему посчастливилось попасть на спектакль некой молодежной труппы. Привыкший к классическим постановкам и вменяемым сюжетам, папа в смущении обнаружил, что со сцены, оказывается, можно кидаться сырой рыбой, а артистам не возбраняется разгуливать полуголыми. И это — тоже Высокое Искусство. С тех пор папа не переносит слова «авангард».

Рыбу со сцены между тем не кидают (и на том спасибо!), но странные персонажи, необычные декорации, сюжет, за которым мы не успеваем следить — настолько он стремительно меняется — все слегка ошарашивает. И это Уильям Шекспир? Реквизита здесь задействовано столько, что им можно было бы снабдить спектаклей десять, наверное. Хотя не каждой пьесе подошли бы торсы статуй, гипсовые лошадиные морды, бюсты великих людей и вешалки-манекены. А еще здесь присутствует большая железная клетка, с помощью которой актеры проделывают акробатические трюки, умудряясь зачитывать при этом прекрасные по драматизму диалоги.

Мы в легком шоке от быстроты действия, кучи странных образов и лошадиных морд. Но играют артисты замечательно, как по нотам, и это делает спектакль талантливым и необычным. Очень нравится момент, когда происходит собственно то самое «укрощение строптивой», и капризница Кэт (яркая и интересная актриса) становится в общении со своим мужем ласковой и прямо-таки шелковой. В конце спектакля она появляется в роскошном платье, напоминая фигуру белой королевы на шахматной доске.

Ошарашенные, мы выходим из сверкающего огнями Александринского театра и дружно решаем, что постановка — удачная и интересная. Хотя… поменьше бы пресловутых лошадиных физиономий, смущающих неискушенного зрителя от начала и до конца действия! Такой классический традиционный во всех внешних проявлениях театр-«дедушка» — и абсолютно отвязная авангардная «молодежная» постановка на сцене. Интересно, как наш благообразный капельдинер отозвался бы о спектакле? Не почесываются ли у него каждый раз под классическими белыми перчатками ладони — найти и отшлепать, будто малое дитя, того самого режиссера-постановщика Коршуноваса (кстати, довольно прославленного!), который так вольно трактует великого Шекспира?

Комментарий Руслана

Поскольку авангард полезен далеко не всем, особенно приезжим, учтите — Александринку стоит посещать, только если вы ценитель современного театра либо ваше сознание просто открыто для нового и неизвестного. Непосвященный будет шокирован.

P.S. А нам понравилось!

Хочется есть: вспоминаю про давешний блинчик. Увы, Руслан торопится домой, где скоро начинается трансляция какого-то суперважного футбольного матча. В метро думаю о прошедшем спектакле и блинчике. Рядом едет симпатичная девушка с котом-сфинксом на руках: у него огромные уши, выразительная характерная мордаха и презрение во всей позе. Окружающие подмигивают коту и улыбаются. Строптивый, думаю я, и тоже улыбаюсь.

На улице свежо, пахнет зеленью и городом. Мигают рекламные вывески, уютно светится витрина «Кофе-хауза», который и в полночь не пустеет (спасибо круглосуточному wi-fi). Небо темное, но чувствуется скорый приход очередной белой ночи, когда город наводнят сумерки и призраки…

Дома в холодильнике лежат помидоры, лук и маринованные оливки в банке. Готовить не хочется, но я мужественно иду на кухню и крошу и помидоры, и лук, добавляю оливки, а сверху — несколько капель оливкового масла. Получается роскошный салат, к которому очень даже неплохи сосиски из магазина. Мы ужинаем. Руслан смотрит футбол, а я думаю об «Укрощении строптивой». Если, по Станиславскому, театр обычно начинается с вешалки, то по Коршуновасу — скорее, с… лошади.

Италия в кармане

Культурную программу мы продолжаем посещением Малого зала Санкт-Петербургской филармонии, где слушаем вокалистов из Мариинского театра, исполняющих арии из опер итальянских композиторов. Также оцениваем внутреннее убранство филармонии: несколько залов разных цветов, лепнина и орнаменты. Ставим мысленно пятерку красоте убранства, итальянской опере и замечательным голосам артистов, еще долго звучащим соловьиными трелями в голове. Прекрасное времяпрепровождение.

Еще у нас припасены билеты в Михайловский театр на оперу «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. Режиссер-постановщик — итальянец, поэтому ждем этого события с нетерпением.

Михайловский театр находится на площади Искусств, рядом с любимым нами сквером с памятником Пушкину. Это настолько компактное, красивое и гармоничное пространство, что мы не устаем им восторгаться. Внешний классический вид театра, выполненный по проектам Карла Росси, контрастирует с внутренним убранством: красный бархат, зеркала, хрусталь и лепнина. Словом, внутри театр нас восхищает. Не радует только сама постановка: главная героиня, поющая нежным и сильным сопрано, хороша, но герой… У него частенько перехватывает дыхание при исполнении какой-нибудь особенно сложной арии, и это смотрится грустно и жалко. После блистательной Мариинки мы стали взыскательными слушателями оперы. Симпатичны, пожалуй, декорации к спектаклю: довольно пасторальные картинки в стиле Франсуа Буше. Сюжет незатейлив, а потому особенно не увлекает.

Покидаем театр с некоторым разочарованием, которое заедаем дома жареным хлебом и соусом из майонеза, чеснока и зелени.

Комментарий Руслана

Да, Михайловский не порадовал — пафосно, но безвкусно. Раз уж в данной книге еда в почете, то ассоциации такие: как будто из эклера вынули весь крем. Но с учетом постоянных перестановок в театральном мире, возможно, к моменту прочтения этих строк он будет одним из лучших театров города.

Однако любопытство ко всему итальянскому через день приводит нас на открытый урок итальянского языка, который проходит в библиотеке им. Маяковского на Фонтанке. Мы попадаем сюда по обычному флаеру, которые раздают на улице. Библиотека расположена в одном из красивейших зданий, украшающих набережную Фонтанки возле Аничкова моста. Внутри же это… обыкновенная российская библиотека: с гулкими коридорами, запахом пыли и интеллигентными пожилыми гардеробщицами.

Занятие проводится в учебном зале с расставленными у стены стульями. Всего присутствует человек двадцать — таких же, как и мы, интересующихся итальянским. Ведущая встречи — преподаватель учебного центра итальянка Лючия — на смеси русского и итальянского языков рассказывает об Италии так вкусно и интересно, что слюнки текут. Итальянский язык — безумно красивый и экспрессивный, при этом не только речь, но и жесты имеют огромное значение! Во время встречи Руслан знакомится с соседом — скромно одетым мужчиной лет сорока. Он рассказывает Руслану, что по профессии музыкант, некоторое время жил в Италии, но недавно вернулся в Питер. На вопрос «почему» отвечает, что в Италии ему не хватало театров и красивейшей питерской архитектуры, на фоне которой прошла вся его предыдущая жизнь. Также мужчина делится впечатлениями об итальянцах, в основном положительными, и рассказывает несколько забавных историй, связанных с его итальянскими знакомыми.

Слушая вполуха соседа-музыканта, вполуха — Лючию, я приятно провожу время. Вскоре, однако, приятности добавляется: Лючия собирается показать нам, зрителям, как в Италии готовится настоящее пирожное тирамису. Для этого она собирает на отдельном столике следующие ингредиенты: печенье «дамские пальчики», сыр маскарпоне, яйца, сахар, ром, кофе эспрессо, какао и плитку темного шоколада. Комментируя каждый шаг, Лючия готовит самое знаменитое пирожное современности: отделяет белки от желтков, взбивает желтки с маскарпоне, добавляет взбитые белки и ром. Затем обмакивает «пальчики» в кофе, укладывает на дно посудины и поливает сверху полученным кремом. Затем снова слой печенья и слой крема. Сверху блюдо посыпается какао и тертым темным шоколадом. В комнате веет приятным ароматом сладостей… Желудки у нас с Русланом сжимаются, судя по лицам окружающих — у них тоже. Но Лючия нежадная: она быстро и профессионально разрезает полученный чудо-десерт на кусочки, жестом фокусника достает откуда-то одноразовые тарелки и вилки и передает тирамису всем присутствующим по очереди. Комната наполняется вздохами и тихими восторженными восклицаниями: тирамису божественно! Мягкое, нежное, свежее лакомство — словно привет из далекой, незнакомой нам еще Италии. Соседу-музыканту, похоже, тоже нравится: лицо его становится мечтательным. Возможно, сейчас его посещает легкая приятная ностальгия по стране, где все говорят на чудесном итальянском и поедают тирамису? Кто знает…

Комментарий Руслана

То, что в Питере можно найти занятие по душе, — не секрет, а вот то, что любое, даже экстравагантное, занятие находит несколько десятков почитателей, — уже открытие. В общем, чем бы вы ни занимались, единомышленников найти несложно. Интернет в помощь.

По дороге домой мы, вдохновленные этим днем, решаем приготовить дома итальянский ужин: покупаем бутылку белого итальянского вина и сооружаем пасту. Обжариваем в оливковом масле на сковороде свежий чеснок, помидоры и ветчину, добавляем сваренные макароны (степень готовности — al dente) и посыпаем сверху тертым сыром. Некоторое время паста томится под крышкой, сыр плавится, и — готово. Вкусно — не описать!

Мокрые курицы на Невском

Наконец наступает момент, который мы, новоявленные петербуржцы, ожидали с нетерпением — День рождения города. Мы заранее изучили программу мероприятий и решили, что постараемся по максимуму все посмотреть и послушать: поучаствовать, так сказать, в празднике города, который нежно любим.

Мероприятия начинаются с пятницы, которая, увы, рабочий день. Но на вечер запланирован фейерверк на стрелке Васильевского острова, что не может не радовать. Чтобы скоротать время до начала этого события, мы решаем посетить праздничный концерт в Капелле Санкт-Петербурга.

Капелла находится на Мойке, прямо за Дворцовой площадью, поэтому от работы я двигаюсь пешком своим излюбленным маршрутом: мимо метро «Василеостровская», по прелестной лиственничной аллее, тянущейся по 6-й линии до Андреевского собора, и далее — по Университетской набережной до Дворцового моста.

Университетская набережная — роскошное место для любителя старинной архитектуры и красивых видов.

Начинаю, конечно же, со сфинксов. Найденные при раскопках в Фивах древние мифологические существа, история которых насчитывает три с половиной тысячи лет, прибыли в молодой еще тогда город Петербург и так органично заняли свое место на пристани набережной, словно родились здесь. Загадочные сфинксы дополняют облик Северной столицы, придавая ей еще больше мистики, непостижимости и тайны. Я всегда внимательно вглядываюсь в их лица с полуприкрытыми глазами, словно пытаясь понять или почувствовать нечто важное, особенное, прикоснуться к древней тайне, которая, конечно же, несет в себе чудеса и может озарить нашу современную повседневную и скучную жизнь.

Напротив сфинксов возвышается классическое величественное здание Академии художеств с фигурой Минервы на сверкающем на солнце куполе. Хочется вздохнуть с легкой грустью: в детстве я мечтала быть художником, смотрела на представителей этой славной профессии, как на небожителей, а в стенах заведения, мимо которого я сейчас прохожу, они, собственно, и пестуются. Петербург тем и примечателен: вспоминаются и оживают детские мечты… Возможно, возврата к ним уже не будет никогда, но вспомнить о них приятно. Как и приятно вернуться, пусть и ненадолго, в пору детства.

Двигаясь далее этим маршрутом, я могу полюбоваться чудесным Румянцевским садиком с чугунной решеткой и установленным в центре обелиском.

Следующая за садом и Кадетским корпусом усадьба «светлейшего князя» Меншикова тоже радует глаз пышностью архитектуры и обрамляющей ее зеленью деревьев.

А теперь я оборачиваюсь к Неве и останавливаюсь на пару минут, несмотря на то что тороплюсь. Открывающийся вид настолько поражает воображение, что каждый раз слезы наворачиваются на глаза: широкая просторная Нева-красавица переливается, блестит, и по глади ее, не спеша, вспенивая темно-синюю воду, идут суда, пароходы, катера; стройный ряд домов красивейшей архитектуры на противоположном берегу прямо-таки ласкает взгляд; и, конечно же, Исаакиевский собор, купол которого победоносно сверкает в лучах солнца, то появляющегося, то скрывающегося в прозрачном вечернем питерском небе. Раньше, помнится, я не любила Исаакий. Нет, я отдавала должное его красоте и величию, но более впечатляющим считала Казанский — старинный, уютный, намоленный. Однако теперь… Я не могу налюбоваться Исаакиевским собором. И готова восторгаться им снова и снова.

Продолжаю свой путь. По левой стороне позади остается здание Кунсткамеры, а за ним — Ростральные колонны с полыхающим пламенем ярких факелов, зажженных, видимо, в честь Дня города.

Дворцовый мост, как всегда шумный и немного помпезный, зато, переходя его, можно продолжать любоваться Невой и катерами. Открывающаяся вскоре моему взору Дворцовая площадь огорожена непонятными конструкциями, которые я медленно и бестолково обхожу: что-то надумали устроить здесь городские власти, чтобы порадовать жителей и гостей города?

Капеллу я тоже не сразу нахожу, хотя ее точный адрес у меня есть: изящный вход в здание концертного зала прячется в глубине небольшого двора, закрытого красивой решеткой. Я опять опаздываю, и Руслан, приплясывая от нетерпения, поджидает меня у дверей.

Вскоре мы уже внутри, сидим на отведенных нам местах и разглядываем пышно декорированный зал, спроектированный в свое время одним из представителей семейства знаменитой фамилии Бенуа. Концерт «Музыка Санкт-Петербурга» оказывается академическим и довольно своеобразным: композиции посвящены Великому городу, и часть из них — просто прелесть, а часть довольно сложна для восприятия и оставляет чувство недоумения. Например, «Петербургский ноктюрн» с переложенными на музыку грустно-тоскливыми стихотворениями Блока и Есенина, исполненными сопрано. Несчастная исполнительница страшным голосом вещает недоумевающему залу про «ночь, улицу, фонарь, аптеку» и «черного человека». Зрители в зале поеживаются, уж очень натурально у нее выходят эти образы. Оперный рэп какой-то. Все облегченно вздыхают, когда сладостная пытка заканчивается. В антракте мы радуемся местному буфету, предлагающему аппетитные пирожки по двадцать рублей (какой контраст с театральными буфетами!). Мы прихватываем парочку пирогов с собой, и все второе отделение концерта они греют наши души предвкушением легкого перекуса, который восстановит силы изголодавшего за день организма. Словом, морально и физически мы к предстоящему салюту готовы: немного обогатились духовно и позаботились о хлебе насущном.

Комментарий Руслана

Когда мы пришли на концерт, на нашем месте сидел с виду ничем не примечательный человек пожилого возраста — пришлось попросить освободить законные сиденья. Лишь потом, когда он вышел на сцену, мы поняли, что это был Анатолий Королев, известный петербургский композитор. Это к вопросу о близости культуры…

После окончания концерта выходим из здания Капеллы, не спеша, прогуливаясь, минуем площадь и оказываемся на Дворцовом мосту, а затем на — Стрелке Васильевского острова. Кругом — толпа народа, в основном молодежи, и все тусуются. Ощущение, что многие из них решили перещеголять друг друга в манере одеваться и вести себя. Вот две девушки целуются, хотя выглядят при этом, как два мальчика. Я долго пытаюсь понять, кто из них кто, но так и не могу разобраться. Один бравый мужчина в кожаном пальто «а-ля матрица» и шляпе «а-ля Боярский», похоже, прекрасно чувствует себя на промозглом вечернем ветру, дующем с Невы, хотя смотрится при этом как потрепанный жизнью Джеймс Бонд.

Глазея на окружающих, мы проходим Биржевой мост и оказываемся на Мытнинской набережной у старинного корабля, пришвартованного здесь, видимо, навеки и играющего теперь роль ресторана и фитнес-центра. Очень оригинально! Ресторан заманивает гостей с помощью девушки-факира, артистично извергающей пламя двумя газовыми арбалетами на ковровой дорожке у входа, по бокам которого расставлены горящие свечи.

Мы же возвращаемся на Стрелку и видим, что желающих посмотреть фейерверк прибавилось не только «на суше», но и на «море», то есть на Неве: множество моторных лодок, катеров, просто каких-то судов покачивается на воде, подмигивая огнями в наступающей дымке белой ночи. Зрелище увлекательное, не хуже предстоящего салюта.

Фейерверк оказывается сказочно хорош: звучит музыка, Ростральные колонны горят, и разноцветные огни всевозможных форм и размеров радуют глаз. Особенно симпатичны те, что в виде звезд. Грохот взрывов длится минут десять, до нас периодические долетают кусочки обгорелых фантиков, видимо, остаточные явления фейерверка, и мы жмуримся, защищая глаза. Вскоре все стихает: последние звезды дрожат и тают, оставляя мутный свет в сумеречном небе. Зрители постепенно расходятся, еще быстрей уплывают всевозможные речные суда, и мы бредем к Невскому проспекту, уставшие, но зато с праздничным настроем. Кажется, что прошло несколько дней с тех пор, как я выходила сегодня с работы: настолько удалось отвлечься от серых будней. Питер дает для этого все возможности, только протяни руку.

Комментарий Руслана

Вообще я не фанат фейерверков — но над водой даже обычные огоньки превращаются в красочный фонтан. Поэтому рекомендуем смотреть крупные торжества-салюты только на свежем воздухе.

Дома я готовлю жульен: кусочки слегка обжаренных на сковороде курицы, шампиньонов и лука смешиваются на противне и заливаются смесью из молока и чуть-чуть обжаренной муки, далее солим, перчим, посыпаем сыром и ставим в духовку. Блюдо — объедение! К нему хорошо картофельное пюре. Можно еще овощной салатик порезать. Словом, вечер пятницы продолжается так же приятно, как и начался.

А потом можно выпить чаю с конфетами. Конфетами? Конфетами!!! Оказывается, что их почти нет — кончились, хотя последний наш поход в фирменный магазин фабрики Крупской был относительно недавно. Приходится запланировать на завтра еще один поход. Круговорот «конфетных походов» в природе…

Назавтра мы спим так долго, будто решили побить некий рекорд. Длинный неспешно-ленивый обед плавно перетекает в ужин, и мало того что мы пропускаем мероприятия, посвященные Дню города, но я еще и спохватываюсь, что время близится часу закрытия конфетного магазина. А целый вечер без конфет мне не прожить. Поэтому я оставляю Руслана собираться, сама бегу-лечу к метро, а оттуда — в центр. Выхожу, и меня поражает картина, ранее не виданная нами в этом городе: перекрытый для автомобильного проезда Невский проспект. Оказывается, чтобы оценить всю широту и величие главного проспекта города, надо увидеть его в таком виде. Зрелище просто потрясающее! Толпа людей заполнила проспект по всей ширине и длине, бурлит, движется, течет, словно полноводная Нева.

Я быстро, аж пятки сверкают, бегу, лавируя между людьми, и вскоре оказываюсь на канале Грибоедова, а еще через пару минут — у Михайловского сада. Конфетный магазин закрывается по расписанию — через полчаса, по моим прикидкам — минут через двадцать: водится такой грешок за тамошними продавщицами. Я планирую быстро пробежать через Михайловский сад, а там уже и Фонтанка, и улица Пестеля, но… сад сегодня платный. Стоимость входа порядка двухсот рублей, там выступают какие-то итальянские певцы и проводится выставка итальянского садового искусства. Ее, видимо, и представляют кипарисы и пальмы возле беседки сада, хорошо видные с противоположного берега реки Мойки, где я сейчас пробегаю во всю прыть, кляня все итальянское, так не вовремя вмешавшееся в мою жизнь.

В магазин я успеваю до закрытия и выхожу из него слегка взмыленная и помятая, зато сжимая в руках увесистую пачку конфет. Руслан ждет меня возле Чижика, и мы, полюбовавшись на Фонтанку, неспешно направляемся на Марсово поле.

На Марсовом поле восхитительно: аккуратно подстриженные газоны, стройные деревья, пышные кусты сирени и компании расслабленных отдыхающих, расположившихся на многочисленных скамейках или просто на траве под сиренью. Нежный запах сирени везде. Он господствует, доминирует, успокаивает… Ароматно и красиво. Ряд стройных, выходящих противоположным фасадом на Неву домов, в основном зеленого оттенка, аккомпанирует Марсову полю, что придает еще больше гармонии и завершенности образу этого места. Красота в гармонии, как ни банально это звучит. Мы замираем, жизнь вокруг замирает, и на минуту остаемся лишь мы да красота. И плавно обволакивающий все запах сирени…

По Миллионной улице мы идем в сторону Дворцовой площади, мимо атлантов Эрмитажа и застаем на Дворцовой площади представление в самом разгаре: выступают цирковые студии Марселя. На грустных французских клоунов артисты мало похожи, скорее, на гимнастов, использующих в качестве подставки ту огромную штуковину, увиденную нами здесь вчера. От конструкции тросы тянутся к крану высотой с Александровскую колонну, стоящему, в отличие от конструкции, не с края площади, а посередине. Клоуны — с белыми лицами, в белых костюмах и со смешными перьевыми крылышками — ползают по конструкции, летают и спускаются, совершая в воздухе немыслимые пируэты, причем как со страховочными тросами, так и без них. Зрелище очень красивое: фоном льется какой-то современный французский поп и рок, и фигуры в белом, романтично обвиваясь вокруг друг друга, садятся в воздухе на шпагат и вытягивают по-балетному ноги. В конце представления один из артистов, одетый как клоун в привычном для нас понимании — в нечто ярко-оранжевое — оседлал привязанный к тросу велосипед и по воздуху покатил к Александровской колонне. Зрители вокруг дружно вздыхают и аплодируют.

Увиденное потрясает нас до глубины души своей необычностью: никогда ранее ничего подобного мы не видели воочию, телевизор и Интернет не в счет. На представлении прославленного «Cirque du Soleil» побывать пока не довелось… Кажется, будто мы только что открыли для себя небольшой кусочек нового мира, который привезли с собой эти расчудесные французы с крылышками. Маленькие ангелы.

После циркачей из Марселя на Дворцовой площади на сцене появляется настоящий джаз-банд: оранжевые пиджаки, саксофоны и зажигательные мелодии Глена Миллера, под которые я пускаюсь в пляс и увлекаю за собой Руслана. Он, однако, начинает стесняться и в конце концов ненавязчиво уводит меня с площади. Жаль… Когда еще выпадет чудесная возможность потанцевать на Дворцовой?

Веселые, довольные, как и вчера, мы выходим на абсолютно «прогулочный» сегодня Невский, украшенный флажками. Мы вновь так и эдак оцениваем его ширину и перспективу и сходимся в одном: чтобы понять всю красоту Невского проспекта, желательно перемещаться по нему ровно посередине. Чем мы и занимаемся, пока есть такая замечательная возможность.

На Зеленом мосту становимся свидетелями забавной сценки. Изрядно подвыпивший мужчина с праздничными бутафорскими рогами на голове, аки викинг, зычным басом объясняет кому-то по сотовому: где он находится — непонятно, зато есть ориентиры — речка и мост, и под мостом катера гоняют всякие. Мы решаем, что по этим приметам в Питере «викинга» будут искать еще очень и очень долго…

По пути дальнейшего торжественного променада по Невскому проспекту мы натыкаемся еще на пару установленных «развлекательных» сцен, возле одной ненадолго задерживаемся и слушаем блюз в исполнении чернокожей певицы. Невский сегодня еще более бурлящий и демократичный, чем обычно…

Чтобы продлить приятный вечер, решаем заглянуть в «Парк культуры и чтения „Буквоед“», который обещает в этот день (и в эту ночь) скидку для своих покупателей. Расслабленно бродим по любимым залам, слегка отдыхая от шумного города и впечатлений, листаем книги, шуршим журналами, словом, наслаждаемся. В итоге я выбираю пару томиков любимой мною Агаты Кристи, получаю законную скидку, и мы пускаемся в белую питерскую ночь. Нас ждет метро, вкусный жюльен на ужин и крепкий сон, для которого яркие эмоции и свежий воздух — лучше и не придумаешь.

Воскресенье начинается так же неоригинально, как и суббота: долгий сон, длинный обед и просмотр пары серий диснеевских «Утиных историй» (впадаем в детство, не иначе). За окном — хмуро и тоскливо, хочется забраться под одеяло и забыть, что сегодня продолжение Дня города и мероприятий в честь оного.

В итоге мы забываем дома такую важную деталь нашего гардероба в пасмурную погоду, как зонт. Дождь начинает накрапывать сразу же, как только мы выходим из метро на Невский проспект. Сегодня он не перекрыт для движения автомобилей, какая жалость! Направляемся на Дворцовую площадь, где должно происходить выступление цирковых студий Марселя, дубль два, под названием «Площадь ангелов».

На площади толпа народу, и циркачи, похоже, уже закругляются: с четырех сторон по тросам спускаются с верхушки вчерашней конструкции, выбрасывая в воздух конфетти. Вскоре над толпой появляется еще один комичный персонаж — гигантский белый надувной человечек. Подгоняемый умелой рукой какого-то сценического работника, он некоторое время колышется рядом с клоунами. Белый человечек напоминает мне Зефирного из «Охотников за привидениями», и этот голливудский герой на фоне классического старинного здания Эрмитажа смотрится забавно, как пришелец из космоса.

Наконец клоуны спустились по тросам вниз, покинув опасную высоту, и вдруг на площади начинается светопреставление: под музыку с разных сторон одновременно вспыхивает нечто вроде фейерверков, причем в качестве огней выступают белоснежные перья. Перьев просто тонны, они заполоняют всю площадь и порождают знакомое российское ощущение выпавшего в мае снега. Люди вокруг визжат в восторге, веселятся, подкидывают пригоршни «снега», зачерпывая их зонтами. «Фейерверки» следуют один за другим, перьев становится все больше, и Дворцовая площадь превращается в зимнюю сказку. Возникает восхитительная атмосфера праздника. Правда, когда фонтаны перьев наконец иссякают, зрелище становится смешным и даже плачевным из-за моросящего с неба дождя. Девушка рядом вздыхает: «Жаль, что дождь, а то мокрой птицей воняет…»

На этой торжественной ноте мы вслед за неровной шеренгой празднующих отправляемся на акваторию Невы — наблюдать гала-парад старинных кораблей. Мосты уже разведены, на Ростральных колоннах зажжен огонь. Места у каменного парапета давно заняты на несколько километров вдоль Невы. Кое-как мы втискиваемся между зонтиками, ища хотя бы небольшой просвет с видом на реку. Дождь между тем усиливается, и я периодически пытаюсь спрятаться под чужой зонтик, но получается неважно, поэтому снимаю с шеи шарф и повязываю на себя и Руслана.

Комментарий Руслана

День Города — праздник особый. И проходит празднество тоже по-особому — скучать не придется точно. Вообще в городе очень много мероприятий open-air, поэтому лучше всего всегда носить с собой зонт — погода может меняться несколько раз в день.

В дефиле старинных кораблей принимают участие суда из стран Балтии, и большинство — из Финляндии. Кораблики очень интересные, словно пришедшие сюда из фильмов о прошлом веке: у многих огромные дымовые трубы, и они так замечательно гудят, проходя мимо нас, зрителей! Один из кораблей — точная копия пиратского — пару раз стреляет из пушки на потеху зрителям.

Вскоре последний корабль скрывается за Дворцовым мостом, и толпа вновь перемещается в сторону площади: здесь уже вовсю идет «перьевая» уборка. Однако перья крохотными белыми пятнышками преследуют нас на Невском. Они встречаются на мостовых, в урнах, на плечах и в волосах прохожих. «Мокрые курицы» забавно шествуют по Невскому под непрекращающимся дождем… По пути мы забегаем в Дом книги, чтобы погреться и полистать что-нибудь интересное. Домой приходим поздно и, как обычно, в полном восторге от увиденного сегодня. Пожалуй, это входит в приятную привычку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петербург как предчувствие. Шестнадцать месяцев романа с городом. Маленькая история большого приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Аффирмация — краткая фраза, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я