Улетел на рассвете

Май Ван Фай, 2021

Май Ван Фан – современный вьетнамский поэт, который известен во всём мире. Его творчество отличает умение увидеть необычное в обыденном, прекрасное – в заурядном, способность проникать в скрытую сущность предметов и явлений. В первых четырёх разделах сборника представлены стихотворения разных лет. Лирические зарисовки картин природы, любовь и дружба, надежды и тревоги, жизнь и смерть, старинные легенды и страшные реалии сегодняшнего дня – это полифоническое повествование объединяет идея космической любви и всеединства, величия всего сущего. В сборник включена поэма в прозе «Время утиля». Это философские размышления о прошлом, настоящем и будущем – не только Вьетнама, но и всего человечества. Завершают сборник критические статьи российских и зарубежных писателей, посвящённые творчеству Май Ван Фана, и ряд интервью, в которых автор рассказывает о литературной жизни Вьетнама.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Улетел на рассвете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV

Лебедь улетел

Воробьиная пара

Не вижу, только слышу

Каждый звук,

С деревьев доносящиеся трели:

Один воробышек, вспорхнув,

Присел на ветку,

Освободил местечко для другого.

И ради этой пары воробьёв

Я здесь.

А в этот миг и лилия раскрылась,

Как некий клад из антиквариата.

Портрет висит в дворцовом кабинете.

Вскипает самовар.

Матрёшка распахнулась.

И ароматом каравая печь благоухает.

Дорога — мысли —

Убегают вдаль.

Когда ж затихнут, —

Жду я, — воробьи,

Ведь только что промчал-пронёсся ветер

По русым по берёзовым холмам.

Москва, 2014

Ландыш

Ветер начисто подмёл

Всю гладкую поверхность земли:

У обочины — траву,

Вдоль дороги — корни деревьев.

А я ищу место для отдыха.

Выбираю книгу…

Но как привести себя в равновесие духа?

Вдруг вижу — куст ландыша передо мной.

И слышу — шепчет мне:

«Упрячься в тайне!

Отметь себя молчанием!

Приложи к губам палец — и тишина…»

И в налетевшем резком вихре ветра

Укутались теплом, туманом, светом

И мудрый кустик ландыша,

И я.

Подмосковье, 2014

Малина

Ещё вчера малина зеленела.

Всю ночь я слышал музыку:

Копыта цокали, звенели бубенцы —

И ранним утром ягоды поспели.

Звук бубенцов крестьянских лошадей,

И молодые возницы в телегах,

Нагруженных и сеном, и зерном;

И прошловекий принц, гулявший ночью;

И конь, в рывке порвавший все поводья,

Всё мчится, мчится.

Грива растрепалась в ночи под ветром.

Снится ветер мне: он всё несёт,

Разносит эхом звуки,

И звуки заполняют всё собой.

Мой русский друг принёс мне горсть малины

Из сада своего, уже созревшей.

Смакую наслаждаясь, не спеша.

Мне кажется, что в ягодах звучанье

Всего оркестра, снившегося мне.

Лебедь улетел

Всю поверхность воды потянул на себя

Вверх за парой взлетающих крыльев.

Но истинную глубину знает лишь душа озера.

Как долго томился он в неволе!

Бурлит поток воды вслед

За белоснежным опереньем,

За серыми поджатыми лапами.

Высоко летит лебедь:

Покрытый травой берег

В прищуренном глазу сжался.

И улетел на рассвете

Через другие озёра…

Лишь пар клубится днём и ночью.

Шереметьево, сентябрь 2014

Я верую

Утреннее солнце и пар от воды

Укрыли влюблённую пару,

Целующуюся на берегу канала Грибоедова.

Я иду широким шагом

К Спасо-Преображенскому собору[8].

Душа переполнена верой

И счастьем влюблённых.

Ещё ярче золотятся купола,

Родней и ближе стала стая голубей и воробьёв.

Перед входом в храм все пары влюблённых

Обмениваются поцелуями.

Так, — я подумал, — они

Отпускают друг другу грехи

Согласно таинству покаяния[9].

Вдохновлённый ожиданием Воскресения,

Старик поднял вверх глаза

И, осенив себя крестом, спросил, верую ли я.

Санкт-Петербург, сентябрь 2014

Скульптура «Укрощение коня человеком»[10] В Санкт-Петербурге

Подняв копыта, встав на дыбы,

Конь грудью двинулся на юношу,

Поймавшего его и под уздцы держащего.

Невский проспект.

В людском потоке, взирающем наверх,

Запечатлеваю в памяти

Образ вечерней России.

Белый след самолёта в небе

Смешивается с журавлиной стаей…

Я едва сдерживаю волнение,

Взирая на поединок юноши с конём:

Победит ли юноша

Иль конь порвёт удила?

Останавливаюсь на Аничковом мосту

И тоже хочу умчаться.

Санкт-Петербург, сентябрь 2014

Буря в Петергофе[11]

С вершин деревьев

Водопадом льётся поток жёлтых листьев.

Люди и голуби ищут приюта.

Ветер метёт-подметает дочиста

Каждый булыжник мостовой

Ещё со времён императора Петра.

Такая чистота здесь, у корней

Каждой травинки.

Малиновый звон срывается

С вершины колокольни

И опускается на лиственный ковёр

Вокруг памятника.

Распахивается окно дворца —

Императрица Екатерина

Высоко держит скипетр,

Улыбается, успокаивая подданных.

Она всегда властна и притягательна.

«Властна и притягательна», —

Невольно повторяю эту фразу вполголоса,

Переводя взгляд то на ряды берёз,

То на белые и зелёные хризантемы,

Склонившиеся к земле.

Санкт-Петербург, 12 сентября 2014

Из Петропавловской крепости

После выстрела пушки в двенадцать часов[12]

Открывается небо другое.

Голуби пролетают сквозь дым орудий,

Перемещается галька, меняя положение.

Вглядываемся, подняв глаза,

На призывный звук колокола.

Ждём, когда апостол Пётр сотворит чудо.

Запоздало-грустные цветы сирени,

Алые гроздья рябины на согнутых

Под тяжестью ветках.

Перед монетным двором —

Тюремные камеры.

Люди группами молча заходят внутрь.

На золотом троне неподвижно застыл

Император Пётр.

Ветер, кружась, поднимается

С Невы к вершинам башни,

Кронам дубов, макушкам берёз.

Я аккуратно кладу каждый поднятый листик

В неисчерпаемую сокровищницу земли.

Санкт-Петербург, 2014

Осенние дни в России

I

Стайка воробьёв сидит на траве

У безмолвного озера.

Ветер устремляется вверх в кроны деревьев,

Одно за другим расшвыривая золотые мониста.

Солнечный свет, словно свечной воск,

Освещает колокольни,

Дворцы, фонтаны,

Юных девушек, идущих от Третьяковской галереи,

Лилово-синее небо.

Останавливаюсь возле огненно-красного клёна,

Подбираю на память листок.

II

В гостях в квартире учительницы Татьяны Ивановны

Мы пьём вино, едим хлеб и борщ.

Татьяна Ивановна открывает страницу дневника,

Где запись, сделанная мамой в день её рождения отцу:

«Родной мой Ваня, я в порядке, хотя ещё слаба…»

Фотопортрет отца, работавшего некогда в органах,

Фото мужа-учёного — их никого уже нет.

И всё теперь по-другому!

Только ветер приносит знакомый запах берёзовой листвы,

Овевая икону на книжной полке из сосны.

Выходим вместе на балкон и фотографируемся против света,

Фиксируя дорогу с множеством поворотов,

Зелёные, красные яблоки,

Осыпающиеся на вечерней заре.

III

Там, на небе,

Великий поэт Пушкин

Держит за руку Натали[13]

И смотрит на Россию

И мир.

Каждая строка поэта —

Это ключ,

Открывающий осень.

Я произношу название

Одного из его стихотворений.

Две опоры моста,

Две створки двери,

Две каменные глыбы,

Два только что распустившихся цветка…

Слежу за парой рыжих белок,

Ловко взбирающихся по клёну.

Пушкин и Натали,

Приближаясь, опускаются ниже —

Ближе к Казанскому собору,

Ближе к Царскому Селу[14].

Лебеди, опьянённые страстью,

Попарно плавают в озере.

Голуби, вороны и вороны,

Опустив вытянутые лапы,

Не хотят покидать поверхность земли.

Москва, 23 сентября 2014

В парке «Царицыно»[15]

Ворона, каркнув,

Взлетела на клён

И съёжилась, будто кто-то исподтишка

В неё выстрелил.

Каждая пуля разрывает в клочья пелену тумана

И вонзается в землю.

Тёплые имена друзей:

Коля, Рита, Маша, Вова, Ольга,

Оля, Лилия.

Необозримые поля дикого тростника!

И столько смертей!

Войны, терроризм, разборки…

Нет больше вражды.

Колышется тростник!

Парк в выходной день.

Молодые супруги, увлечённые беседой.

В колыбели сладко спит младенец,

Чмокая, словно сосёт сосок.

Москва, 2014

Песнопения в храме Василия Блаженного[16]

…У моста сгущается тьма…

…Почти касаясь крыльями воды, над речкой пролетают птицы…

…Алый свет зари освещает статую…

…Облетают одуванчики…

…В кронах елей дует и дует ветер…

С подножья холма к дворцовым дверям

Гаммами опускаются вниз звуки.

Вытянулись кроны деревьев.

Мелькают дорога и мысли…

Статуя растворяется в полыхающей заре, одуванчики прячутся в ветре. Промелькнули полы царской одежды, и конница пронеслась по мосту. Графы, красавицы в дубовых теремах, в императорских садах… ведут беседы в вагонах метро с современной молодёжью в коротких юбках и джинсовых штанах…

Я спешно перекрестился:

Простите мне мою рассеянность, —

Отвлёкся мыслями…

Поднял глаза на икону Богородицы!

Последний аккорд…

…Ветви елей… Река… Алеющая заря… Статуя… Мост… Одуванчики…

Москва, 22 сентября 2014

Блины

В тёплой комнате — аппетитный аромат,

Свежевыжатый сок, нож и вилка.

В вазе — полевая ромашка.

Я попросил Колю

Распахнуть окно:

Когда ешь, хочется рассматривать землю.

Слышно, как скользит ветер с высоты.

Дорога убегает в хвойный лес.

Бескрайние поля пшеницы и гречихи.

Ты предлагаешь различные начинки блинов:

Лососёвая икра, капуста?

Варенье и аппетитные грибы?

Я решил выбрать сметану…

Сад, залитый медовым солнцем,

Искрится жёлтыми гроздьями

Цветов утёсника.

Подмосковье, 2014

Слушание дождя в старинном замке

Каждой каплей дыхание солнца неся,

Острый купол готический к небу стремится.

На брусчатке поступь Юрия Ильича

Эхом от храмовых стен отразится.

Дождь, как войско, по листьям ракиты идёт.

Вновь послышится в зарослях стрел злое пенье.

А Миранка-река снова вдруг обретёт

И повторит улыбок и слёз отраженье.

Святополк в своём склепе громом грянет шутя,

Призывая ожить стародавние страсти.

И поведают хладные капли дождя

Об истории княжеских древних династий.

И метнётся тень птицы над тёмной водой

И густой оживляющий бас колокольный.

Сквозь завесу дождя не угаснет тот бой,

Пока птица летит на тот берег раздольный.

Картофельная бабка

Мне б средь волн, океанами вольными взбитых,

Оказаться с картофельной бабкой в руках

Или в нашем студенческом общежитии

В Белоруссии вдруг очутиться в мечтах!

Я бы каждый кусочек картофельной бабки

Смаковал, наблюдая, как там, за окном,

Птицы малые лезут за крошками в драку

И как ветер играет с опавшим листом.

Я бы рыбкам кусочки еды вожделенной

Разделил и раздал. И потом бы поплыл

К горизонту, чтоб встретить рассвет вдохновенно

И вдохнуть его в лёгкие что есть сил, —

В новый день, что пришёл бы с таким ароматом

Той картофельной бабки, что в юности той,

Где я в Минске на небо глядел страстным взглядом,

Был порывист, влюблён был и смел, как герой.

В эпоху рыцарства

Под Минском прекрасным врата горячи.

Эпоху рыцарства вновь возрождая,

Под смех громогласный сверкают мечи,

Доспехи горячим дыханьем пылают.

Там рыцари высокомерно в седле

Все мечут и копья, и стрелы.

Щиты защищают. И сердце в огне.

И предков характер в них смелый!

И дух боевой в тех потешных боях,

Плечом у плеча встанет крепость.

И смерть не страшна в этих смелых ролях.

По-прежнему в Родине — ценность!

В гармонике громкой той — пламени рок.

Танцуют «Лявониху» люди,

«Юрочку» танцуют и «Крыжачок»,

И парами — птицы танцуют.

И каждый из нас — смелый рыцарь опять,

Желает служить милой Отчизне.

И я просыпаюсь, чтоб предкам отдать

Вьетнамскую Дельту совсем бескорыстно.

Узбекский чай

Спасибо поэту Хосияту РУСТАМУ за чай!

Запах тонкого чая окутает комнату,

Солнце утром откроет пошире окно.

И напьётся земля ароматами досыта,

Поделившись с морями по самое дно!

Мы с друзьями на чайной такой церемонии

Породнимся теплом поэтических строк

С тем поэтом из Азии, что для гармонии

Нам отправил посылку на Дальний Восток.

Вкус прекрасного чая уводит нас заново

По старинному Шёлковому пути.

У величия храмов вьетнамских узнаем мы,

Где рецепты узбекского плова в чести.

Пусть традиция вольно распространяется,

Как народная песня звенит на ветру,

Лошадиною гривой бамбуковых зарослей

Поле степью пусть станет для нас поутру.

Платок «Белобог»

Посвящается переводчику Маруфу Ташпулатову

Я накину «Белобог»-платок на платье,

Когда ветер пробирает до озноба.

Пусть друзей моих прекрасные объятья

Отогреют сквозь разлуку светом тёплым.

Мне платок напомнит цвет медвяной дыни,

И цветущую калину в белой пене,

И тюльпаны, что до лета середины

Отцветут. И юной цапли пенье.

«Белобог»-платок гнездом так связан,

Чтобы пух окутывал мне шею,

В лучезарном сне его я счастлив

И взлечу рассветным сильным змеем.

Отогреет душу мне заботой,

Будто в том платочке оренбургском

Все четыре времени у года

Зацветают фрукты тёплой дружбой.

Ташкентское вино

Вызревший цвет винограда засветится синей,

Плавно стекающей в омут закатной слезой,

Каждою каплей вина в хрустале звоном дивным

Сердце моё отзовётся большою волной.

Я поднимаю бокал, осторожно вкушая,

Нежно губами я пробую это вино —

Так ветерок, что приходит из дальнего края,

Вьётся у стула из сакуры вновь моего.

Цвет винограда столь ярок, и так он надёжен,

Словно проверенный временем искренний друг,

Выросший вместе с тобой из росточков зелёных,

Синий и крепкий он, славен, могуч и упруг.

Спелые гроздья на ветках горят, точно свечи,

Город родной мой Хайфон[17] наблюдает закат.

Я вспоминаю улыбки и добрые встречи.

Время не властно над нами. Я этому рад.

Танец тановар[18]

Искры от пяток своих сеешь ты семенами

В лунном сиянье, как грома воинственный взор,

Тановар-танец всю землю смешает с волнами

И принесёт урожай с голубеющих облачных гор.

Ступни летящие непревзойдённого ветра достойны,

Диких коней, что в степи разбежались от царской камчи,

В ритме дутара, гиджака, танбура и дойры

Кровь моя в пляске простой барабаном стучит.

Из Бухары кто в Хиву отправляется, из Самарканда

Мимо уснувших в могилах правителей древних и книг,

Не рассказавших о том, что любовь бриллиантом

В этих песках до сих пор звёздно с неба горит.

Ты увлекаешь в горнило. Горячие печи

Мелют в муку меня, глиной сжигают в ночи.

Испепеляет твой танец таинственной встречей,

Ярким огнём переливно-волшебно расшитой парчи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Улетел на рассвете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Спасо-Преображенский собор (Nhà thờ Chúa Cứu Thế) в Санкт-Петербурге, построен в 1883–1907 годах, уникальный памятник русского зодчества, один из двенадцати красивейших соборов мира.

9

Обряд отпущения грехов (исповедь) — одно из семи таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, елеосвящение и таинство брака) Русской православной церкви.

10

Скульптура Петра Карловича Клодта (1805–1867), отлита в 1841 году, установлена у Аничкова моста на реке Фонтанке в Санкт-Петербурге.

11

Петергоф, или Летний дворец, находится в 20 километрах к западу от Санкт-Петербурга.

12

Обычай стрелять из пушки Петропавловской крепости каждый день ровно в двенадцать часов существует со времён правления императора Петра Первого.

13

Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863) — жена поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837).

14

Царское Село (Tsarskoe Selo), в настоящее время город Пушкин рядом с Санкт-Петербургом. В 1814 году А. С. Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

15

Музей-заповедник «Царицыно» находится на юге Москвы.

16

Построен в 1555–1561 годах на Красной площади в Москве, считается одним из семи чудес России.

17

Хайфон — родной город Май Ван Фана.

18

Тановар — традиционный национальный узбекский танец.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я