Не закрывайте детям горизонт

Мадина Рашидовна Кишмахова, 2019

"Не закрывайте детям горизонт"– это книга, которая поможет понять своего ребенка, выстроить доверительные отношения. В книге описаны этапы развития детей, оссобенности развития, которые непременно должен знать каждый родитель. Эта книга, как персональный помощник, в котором многие родители найдут ответы на самые волнующие их вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не закрывайте детям горизонт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Как пережить первый год после рождения малыша и не сойти с ума

Научными наблюдениями было установлено, что образование — это не то, что дает учитель, образование — это естественный процесс спонтанного развития человеческой личности, и оно приобретается, не прислушиваясь к словам, а благодаря собственному опыту в окружающем мире. Задачей учителя становится подготовка ряда учебных материалов в специальной образовательной среде и затем отказ от навязчивого вмешательства. Учителя могут помочь только великой работе, происходящей внутри, как слуги помогают мастеру. Делая это, они станут свидетелями раскрывающейся человеческой души и появления Нового Человека, который не будет пассивным наблюдателем жизни, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества.

Мария Монтессори

1.1. Абсорбирующий ум

Первый период от рождения до 3 лет / от 3–6 лет. Это период бурного развития, когда ребенок как губка впитывает всю информацию. Поэтому так важно в этом периоде дать и организовать ребёнку подходящую окружающую среду. Все страхи и комплексы, которые так мешают во взрослом возрасте, зарождаются именно в это период.

Прежде чем перейдём к характеристикам, стоит остановиться и поговорить о таком явлении, как впитывающий ум.

Впитывающий ум — качество памяти, которое есть у ребёнка с рождения до 6 лет. Память, через которую он познает мир и приспосабливается к обществу и окружающей среде. Впитывая окружающую среду, предметы, через которые он познает мир, всё это формирует его личность.

Поэтому так важно в каждый период предоставлять ребёнку ту окружающую среду, в которой он будет максимально развиваться. Говорить с ребёнком, подбирая слова, которые не окажут на него негативного воздействия.

На что же стоит обратить внимание в первый период развития ребёнка? Что является катализатором этих процессов?

1.2. Сензитивный период

Это период наивысшего развития той или иной особенности. Период, который не повторяется, и если упустить его и не развивать определенные качества, в дальнейшем ребенок может их приобрести, но не в той мере, в которой мог бы, если эти качества развивались бы в нужный период.

Выделяют сензитивные периоды речи, движения, порядка, сенсорики и социального поведения. В каждом последующем периоде я буду выделять все сензитивные качества, которые должны быть развиты в определенном возрасте.

С рождения до года ребёнок развивается стремительно: он учится держать голову, переворачиваться, садиться, держать предметы, ходить и учит первые слова. Очень важна психологическая и эмоциональная атмосфера в семье. Стресс или негатив будут иметь самое сильное влияние на малыша, это и постоянный плач, и, возможно, что ребёнок начнёт заикаться или будет бояться резких и громких звуков. В сензитивный период движения очень важно делать различные упражнения, которые помогут ребёнку лучше держать голову, поворачиваться, держать игрушку, реагировать на звук. Дать познавание окружающего мира через 5 органов чувств. Сензитивный период развития речи — обязательно говорите с малышом как со взрослым, не используя слова типа «ням-ням» вместо «пора обедать».

В 1–3 года ребёнок может самостоятельно ходить, бегать, прыгать, одеваться, убирать игрушки, помогать, может самовыражаться, не любит делиться своими вещами. Этот возраст ещё важен тем, что именно сейчас происходит сензитивный период порядка, ребёнок готов учиться ухаживать за собой, готов понимать и следовать распорядку. Но как только в привычном для него распорядке что-то изменится, он непременно будет плакать, и это сказывается для него стрессом. Поэтому если вы знаете, что на следующий день предстоят какие-то мероприятия или вы идёте в гости, следует объяснить это ребёнку и проговорить предстоящий день. Ведь распорядок даёт ему чувство защищённости. Дети знают, чего ожидать. В этом возрасте происходит пик сензитивного развития речи, поэтому важно читать книги, учить говорить предложениями, излагать свои мысли.

В 3–6 лет происходит отделение от семьи, ребёнок начинает ходить в детский сад, становится более физически крепким. Ребёнок практически не реагирует на изменения в распорядке дня, может легко приспособиться. Понимает и готов делиться своими вещами. Обладает достаточно большим словарным запасом слов. Дети любят рисовать, писать, лепить. С интересом принимают участие в командных играх. Любят помогать взрослым.

Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем воспитании.

Мария Монтессори

1.3. От рождения до года

Беременность — очень важный процесс. Так же важен процесс подготовки к беременности. Почему? Правда такова, что беременность — прекрасная пора на 50%, на оставшиеся 50% это стресс, недосып, боли в пояснице, отеки, газообразование и, наконец, токсикоз. Поэтому так важно обоим родителям, именно обоим, подготовиться морально и психологически к этому процессу. Как? Во-первых, муж должен быть приобщен к процессу подготовки на 100%, его поддержка в разы облегчит этот период. Во-вторых, вы можете прочитать, какие продукты питания вызывают те или иные реакции в организме, так вы сможете избежать проблем с пищеварением. В-третьих, вы можете посмотреть видео о развитии малыша в каждый триместр, это поистине поразительное чудо.

Отдельным пунктом я хочу выделить прогулки и сон. Прогулки совершать лучше в парках, медитировать при ходьбе, концентрируясь на дыхании, настраивайтесь на позитивные мысли, говорите со своим ребёнком. Я отчетливо помню, как во время беременности я часто гуляла по парку и говорила с сыном, гладя живот, уверяю вас, я буквально чувствовала, что между нами устанавливается взаимопонимание и он всё чувствует и слышит. Сон, в ближайшие пару лет его у вас будет не очень много, поэтому в ближайшие 9 месяцев отдыхайте и спите, но нужна мера, не надо вести малоподвижный образ жизни: чем активнее вы живете, тем больше кислорода попадает к ребёнку, и ваши процессы в организме более налажены. Говоря о сне, хочется упомянуть о подушках для беременных, ведь, как известно, ближе к родам всё тяжелее уснуть, такая подушка — отличное решение этого вопроса. Следите за балансом воды, поднимайте ноги, ешьте меньше соленой пищи, чтобы не отекать.

Случаи бывают разные, не всегда получается спланировать беременность. Но если есть такой шанс, подготовьтесь морально и психологически — как только вы будете готовы к тому, что вам предстоит, ваш организм будет воспринимать беременность как естественный процесс. Это подтверждает огромное количество мам, в том числе и я.

Когда вы подготовлены к процессу беременности, ваш организм не будет на него реагировать в первую очередь токсикозом. Конечно, токсикоз бывает, даже если вы ждали эту беременность несколько лет, но таких очень мало. Поэтому не спеша подготавливайте себя и мужа к беременности.

В обе свои беременности я хотела помидоры в огромном количестве и жареную картошку. С первой беременностью я до последнего давала частные уроки, ибо чувствовала себя отлично, а со второй за 2 недели до родов меня пригласили на утреннее шоу на местном телевидении и в тот же день на радиошоу. Помню, оператор спрашивал, точно ли все хорошо, узнав, на каком сроке я нахожусь.

Есть такое понятие, как баланс. Он важен во всем. В первую очередь он возникает, когда то, что вы делаете, органично для вас.

Общество порой ставит женщин в рамки — когда и во сколько беременеть, сколько иметь детей, что первым должен быть мальчик.

Мои мамочки, будущие и настоящие, когда беременеть, зависит только от вас, только вам одной предстоят все сложности и трансформации тела, вам одной справляться с изжогой и газообразованием, вам одной переносить боль во время рождения, будь то естественные роды или кесарево сечение, вам одной предстоят бессонные ночи, и только вы будете посвящать 24/7 ближайшие пару лет своему ребёнку, отодвинув свою социальную жизнь. Поэтому вопрос «когда беременеть?» зависит только от вас.

1.4. Почему первый год жизни так важен?

Как часто вы слышали фразу «Да он ещё маленький, ничего не понимает» или «Подрастёт — начну воспитывать». Каждый раз, когда я это слышу, я беспощадно начинаю приводить этому «эксперту» примеры, какие необратимые ошибки влечет и какое пагубное влияние такое отношение оказывает на ребёнка, а потом, когда ребёнку 4–6 лет, родители начинают возмущаться: «Да что с тобой такое? Вот соседский мальчик и активный, и во всем первый, а ты жмёшься ко мне» и, самое ужасное, насильно толкают ребёнка к детям, чтобы он стал «своим». А слова, которые родители используют, когда ребёнок не проявляет лидерских качеств! Слова, которые эхом будут отзываться всю жизнь, и комплексы, с которыми он будет постоянно бороться. Ведь дело не в ребёнке, а в том, как вы к нему относились с самого начала.

Вы должны понимать суровую истину: ваши слова и действия оказывают громадное влияние на ребёнка, вы не сможете, нанеся вред, впоследствии всё исправить, останутся рубцы, которые будут тревожить вашего малыша всю жизнь.

Новорожденный малыш должен попадать в подготовленную домашнюю среду. У него должно быть место для его пелёнок, кремов, место для сна, ванночка. Очевидно, но почему? Вначале я упомянула, что в первом периоде развития ребёнка, в сензитивном периоде, обострено чувство порядка. Хотите избежать бессонных ночей и плачей? Читайте дальше внимательно — чувство порядка и рутины даёт ребёнку чувство защищенности.

Подробнее — 9 месяцев малыш провёл в плаценте, в ограниченном, комфортном, знакомом пространстве. Он протянул ручку — «ага, мне это знакомо, надо упереться ножкой, и я перевернусь», если дотронулся до пуповины, тоже оно знакомо. А теперь представьте, что он испытывает, родившись, — пространство вокруг него увеличилось в миллионы раз. Поэтому если пеленать ребёнка, он не пугается своих рук и чувствует знакомое, ограниченное пространство.

Так почему же важно пеленать и укладывать его в одном и том же месте или на его пеленках? Ему знаком запах, это даёт чувство защищённости, когда в 3–4 месяца вы даёте ребёнку ручки, очень полезно класть вокруг него валики для малышей, ограничивать вокруг него пространство.

1.5. Как кормить грудью?

Вопрос, кормить или нет грудью, лучше не ставить. В первую очередь вы должны думать о своём здоровье и здоровье ребенка. Ведь, когда вы кормите грудью, ваш организм быстрее восстанавливается, ребёнок получает все полезные вещества и, что самое главное, он психологически растёт спокойным. Ведь, чувствуя ваш запах и близость к вам, он спокоен. Впоследствии, если вам предстоят перелёты или поездки на машине, кормление грудью вас спасёт от нескончаемого плача и стресса.

Также вы можете забыть о бессонных ночах. Почему? Укладывая днём ребёнка в кроватку или люльку, на ночь лучше его брать к себе в кровать, положить пеленку, обложить его валиком, чтобы он чувствовал ограниченное пространство. Захотел поесть среди ночи — вам надо лишь положить его на бок и дать грудь. Но будьте аккуратны, следите, чтобы ваша грудь не закрывала ему носик, к сожалению, такие несчастные случаи тоже бывают. Но предупреждён — значит, вооружён. Каждый раз, когда вы его покормили, перекладывайтесь на другой бок, чтобы легче было давать другую грудь и избежать уплотнений, когда вы даёте одну грудь чаще, чем другую.

Говоря о чередовании груди, вы можете подкладывать хлопковую салфеточку, чтобы не забыть, какой грудью уже покормили. Чередование важно, так не будет застоя молока, и грудь будет иметь одинаковую форму, когда перестанете кормить ребёнка.

Чтобы не трескались ареолы, будьте внимательны, когда ребёнок захватывает сосок. Если вы дали ему неправильно, то будут постоянные трещины, и каждый раз вы будете испытывать боль.

Когда ребёнок захватывает сосок, его губки должны быть вывернуты наружу, если он захватил нижнюю губу, аккуратно поправьте ее. Он должен захватить сосок и часть ареолы, тогда кормление проходит верно и без вреда для груди.

Когда ребёнок поест, обязательно подержите его вертикально, чтобы произошла отрыжка. Положите его вертикально на грудь, слегка откиньте свой корпус назад. После отрыжки положите его на бочек на его пеленочку, аккуратно подложив под спинку валик, чтобы он лежал на боку и при этом не перевернулся на животик. В таком положении, если снова произойдёт отрыжка, молоко стечёт со щеки.

Многие советуют придерживаться интервала в 3 часа между кормлениями. Все дети разные, и аппетиты тоже. Поэтому наблюдайте за вашим малышом, если и через час он плачет и хочет есть, покормите его, может, в прошлое кормление он поел немного или уснул, не доев, может, молоко недостаточно жирное, чтобы ему надолго хватало.

Также не стоит забывать о воде, давайте ребёнку пить в перерывах между кормлениями.

1.6. Диета кормящей мамы

Есть список продуктов-аллергенов, которые есть не стоит. Помню, после родов у нас в палате разгорелся спор, кто-то говорил, что можно есть всё, кто-то — что надо соблюдать диету. Ведь всё, что мы едим, сказывается на качестве и составе молока. Я придерживаюсь мнения, что надо соблюдать диету, и с 4 месяцев понемногу вводить новые продукты в свой рацион, так, чтобы к 7–8 месяцам вы могли есть все продукты. Ведь если вы будете есть продукты, которые вызывают у ребёнка газообразование, хлопот вам потом не избежать, пока снова не наладится его пищеварение. Так зачем усложнять вам обоим жизнь, когда можно, соблюдая диету, избегать стрессов. Так как в этот период происходит быстрое развитие ребёнка, важно уделять внимание его физическому развитию — массаж, упражнения для рук и ног, упражнения, которые помогут ему переворачиваться, садиться и держать голову, ползти к игрушке, держать предмет, следить за движением предмета.

Так как женские половые органы должны занять своё место, принято, что полностью в сидячее положение можно сажать девочек к 7 месяцам, мальчиков — в 6 месяцев. Повторюсь, каждый ребёнок уникален, но есть основные закономерности развития, применимые ко всем, их надо адаптировать к своему ребёнку.

1.7. Как отлучить ребёнка от груди

К 10–11 месяцам возникает вопрос, как же отлучить ребёнка от груди. Существует огромное множество различных вариантов, но лучше избегать тех, которые потенциально вызовут у ребёнка стресс, а именно оставлять ребёнка у родных на пару недель и т. п.

Первым шагом на пути отлучения от груди должно служить наблюдение за ребёнком: как часто ему требуется грудь, в каких случаях он просится к ней. Чаще ребёнок просто успокаивается, находясь рядом с вами, он просится к груди. Но если есть какие-то вещи или игрушки, которые можно предложить ему как альтернативу, и он соглашается, тогда можно начинать процесс отлучения от груди. Но если вы наблюдаете за ребёнком и видите, что она ему необходима, что это единственное, что его успокаивает, то дайте ему время, не стоит насильно начинать этот процесс.

Начните с того, что, когда он просится к груди, ограничивайте его во времени: если он мог находиться под грудью 30 минут, уменьшите до 20, 15 минут и предложите альтернативу: обнять игрушку, или скажите, что грудь устала — да, именно так, придавая ей «чувства», ребёнку будет легче объяснить, почему надо прерывать процесс кормления.

Когда вы говорите: «Грудь устала, как и ты, она хочет спать», ему это легче понять, приводите в пример его или ситуации, которые он понимает, к примеру: «Пора тебе спать».

Один из вариантов, испробованный лично мной: я помазала грудь кетчупом, было смешно, когда он брал грудь, он долго смотрел и не мог понять, что это с ней, почему такой цвет, потом настороженно взял, и, конечно, ему не понравился вкус, и он немного обжег рот. И каждый раз, когда он хотел грудь, я говорила: «Она невкусная и острая», он ложился на грудь, обнимал и засыпал. Первые дней пять были тяжелыми для нас обоих — он просился к груди, а мне было его жалко.

Но вы сделаете для него этот процесс ещё тяжелее, если, начав, нарушите и дадите грудь. Он поймёт, что определенным поведением можно ее добиться, а как результат, вы будете злиться и срываться на ребёнке. Поэтому, раз вы начали этот процесс, доводите его до конца.

Будут ли слезы? Конечно, да! Будет ли тяжело? Всё зависит от вашего терпения и последовательности — чтобы привить ребёнку привычку, надо две недели. Если в течение двух недель вы будете последовательны, терпеливы, нежны (не выходите из себя и не срывайтесь на ребёнке, ему так же тяжело, как и вам), будете повторять всё как рутину, то процесс пройдёт менее стрессово и травматично.

1.8. Все «за» и «против» использования пустышек для новорожденных

Покупая «приданое» для будущего малыша, вам придется решить, нужна ли пустышка для новорожденного. «За» и «против» такого приобретения взвесить необходимо весьма тщательно.

В психологически восприимчивом периоде беременности и после родов на нас очень сильно действуют всевозможные маркетинговые приемы, предлагающие для новорожденных смеси, бутылочки, пустышки всевозможных видов и составов, да еще рядом с милейшими улыбающимися малышами.

Как же сложно устоять! Тем более что с самого раннего детства в наше сознание закладывается образ младенца с соской. Но, ожидая появления своего малыша на свет, вы наверняка задумываетесь: а нужна ли пустышка новорожденному?

Отрицательные моменты использования пустышек

1. Пустышки могут испортить прикус ребенка, искривить зубки, а также от них очень сложно малыша потом отучить. Таких деток сразу узнаешь по чуть приоткрытому ротику при отсутствии насморка. Это может приводить к частым простудам.

2. Но куда более серьезным является ущерб от пустышки грудному вскармливанию. Уменьшение лактации происходит вследствие того, что новорожденный вместо еды получает пустышку, или он сосал ее до еды. Лицевые мышцы младенца быстро устают. Соответственно, когда новорожденного приложат к груди, он съест гораздо меньше, чем следовало бы. Но не потому, что насытился, а потому, что устал.

В обоих случаях организм женщины получает сигнал о том, что молока нужно меньше, и, естественно, сокращает его выработку.

3. Отказ от груди. Какой бы ни была форма соски, она всё равно не соответствует реальному соску женщины. Процессы сосания пустышки и груди различны, новорожденный начинает путаться в том, как ему поступить, беспокоится и в результате может вообще отказаться от трудоемкого процесса добычи молока.

Особенно если неуверенная в себе мама начнет прикорм искусственными смесями, поверив домыслам о «плохом качестве молока» или о «нежелании ребенка брать грудь».

4. Неправильное прикладывание.

Еще одной особенностью неправильного прикладывания к груди, сформированного соской, является заглатывание воздуха при кормлении. А это уже причина бурления в животике, беспокойства и криков младенца.

Главное правило

Знайте! Необходимо запомнить и свято соблюдать первое и самое важное правило: прежде чем хвататься за соску, необходимо выяснить причину детского плача.

1. Крик — это единственная доступная новорожденному форма сообщить о том, что у него что-то не в порядке. Он не может еще сказать: «Мама, я хочу покушать», или «У меня болит голова», «Я замерз», или «Мне жарко».

2. Девять месяцев малыш жил внутри вас. Радовался и переживал вместе с вами, вместе с вами гулял, спал и ел. А теперь новорожденному приходится жить самостоятельно. И он надеется, что мама его услышит и поймет.

Возможно, вам потребуется время, чтобы по внешним признакам научиться угадывать, что нужно младенцу. Но если не прикладывать усилий, то можно не научиться этому никогда.

1. Обращаясь к маме, малыш надеется, что ответом на его крик будет именно мама, а не вещь. Ну нет у новорожденного никакого отвлеченного сосательного рефлекса. Ему требуется именно мамина грудь, ее молоко, ее тепло, ее привычный звук сердцебиения, который он слышал все месяцы до своего появления на свет.

2. Кто-то из вас может заметить, что не всегда младенец ест, когда сосет грудь. Бывает, что он просто удерживает грудь во рту, но тут же начинает сосать активнее при попытке ее убрать. Это означает, что новорожденный испытывает некий психологический дискомфорт и ищет защиты и успокоения в маминых объятиях.

Давая ребенку в этот момент пустышку, мы просто обманываем его и оставляем наедине с проблемами. Ничто не успокоит младенца лучше материнских объятий.

Современные невропатологи пришли к выводу, что постоянное пользование соской приводит к дефициту общения матери и ребенка, что негативно сказывается на его развитии и психологической устойчивости. Этим закладываются будущие проблемы во взаимодействии взрослого человека с окружением: его недоверие к родным, неумение строить отношения, выбор дурных привычек как средства снятия стресса.

Когда пустышка не во вред

«Так давать ли пустышку новорожденному?» — подумаете вы и решите не покупать ее. Не стоит поступать столь категорично. Бывают ситуации, когда без пустышки не обойтись:

• форс-мажор при грудном вскармливании;

• искусственное вскармливание;

• заболевание ротовой полости и костно-мышечного аппарата челюсти;

• как средство отвлечения и успокоения в сложных обстоятельствах.

В целом при грудном вскармливании пустышка новорожденному не требуется: и пососать, и успокоиться, и отвлечься помогает мамина грудь.

Но бывают экстренные ситуации, когда возможности для этого нет.

1. Самый простой пример: вы задержались в поликлинике, малыш, разнервничавшись в незнакомом месте, не смог там достаточно хорошо покушать и вспомнил о голоде по дороге. А на улице зима и мороз. Покормить ребенка грудью в такой ситуации весьма проблематично, и надо скорее добраться домой.

Вот когда давать пустышку новорожденному при грудном вскармливании можно, чтобы всё это время ребенок не плакал на холоде.

2. Искусственное вскармливание не предполагает кормление новорожденного по первому требованию, так как есть риск его просто раскормить. Ведь, в отличие от материнского молока, искусственные смеси не полностью адаптированы для каждого конкретного ребенка. Поэтому чрезмерное употребление такого питания вредно, и в перерывах между кормлениями новорожденному дают пустышку. Старайтесь успокоить малыша общением, но если необходимо, то и соска пригодится.

Обратите внимание! Достаточно часто младенцы на искусственном или смешанном вскармливании плачут от колик в животике. Но пустышка не помогает устранить эти явления. Лучше взять ребенка на ручки, прижать его животиком к своему животу, чтобы согреть. Есть и другие эффективные меры, без использования лекарственных препаратов, чтобы помочь грудничку справиться с коликами и газиками. Одним из таких способов является массаж животика по часовой стрелке, при этом ноги малыша должны быть ровными, вы можете придерживать их одной рукой. Ещё одним способом, который поможет избавиться от газов, является поднятие согнутых ножек к груди, подержать пару секунд и выпрямить, повторить несколько раз. Именно массаж и поднятие ножек спасли меня от бессонных ночей, когда колики были у сына.

Также стоит давать пустышку в следующих случаях:

1. У малыша могут быть инфекционные заболевания ротовой полости, которые препятствуют грудному вскармливанию или боль от которых не дает новорожденному успокоиться. Давать грудь в таких случаях бывает не только бессмысленно, но и опасно — младенец может травмировать нежную кожу, кусая ее или натирая деснами.

2. Еще одним случаем, когда давать пустышку новорожденному придется, является наличие врожденных дефектов ротовой полости, недоразвитие нижней челюсти и неправильный прикус у младенца. Но в этом случае рекомендацию об использовании пустышки и ее подбор должен осуществлять исключительно специалист!

Виды пустышек

Какие же виды пустышек вы можете встретить в продаже?

• Пустышки из латекса;

• пустышки из силикона;

• резиновые пустышки;

• стандартная форма («вишенка»);

• форма со скошенным верхом («капелька») для исправления прикуса.

Пустышки из латекса красивые и мягкие. При их изготовлении используется натуральный каучук. Но именно это и оказывается их основным минусом: такие изделия могут вызывать аллергию у малыша, к тому же их нельзя кипятить.

А значит, невозможно достаточно качественно удалить микроорганизмы с их поверхности. Такие пустышки следует использовать в исключительных случаях для новорожденных 1–3-го месяца жизни и менять их как можно чаще, не реже 1 раза в 3 недели.

Силиконовая пустышка значительно более жесткая, чем латексная. Поэтому может деформировать молочные зубы. Зато ее можно стерилизовать без ущерба для качества. Менять такую пустышку достаточно раз в 1,5 месяца. Но прекратить использование необходимо после появления первых зубов.

Резиновые пустышки порой неказисты на вид и могут вызвать диатез, зато подходят малышу после появления зубов. Их можно кипятить.

Важные замечания:

1. Если по какой-либо причине вы решили использовать пустышку, обязательно выбирайте ее в соответствии с возрастом ребенка, правильной формы, без дефектов и нарушения целостности.

2. Обязательно учитывайте состав материалов, из которых она изготовлена.

3. Покупать соску можно только в аптеках и сертифицированных магазинах.

4. Обязательно поддерживать идеальную чистоту, стерильность пустышки. Подвергать ее кипячению. А до использования хранить в стерильной таре, иначе вы рискуете наградить новорожденного массой инфекционных заболеваний.

В уходе за новорожденным мелочей не бывает. Использовать или нет пустышку, вы, безусловно, решаете сами. Но, каков бы ни был ваш выбор, никогда не забывайте о здоровье и благополучии малыша.

1.9. Насколько важен распорядок дня?

У меня к вам один вопрос: «Вы хотите спокойные ночи, посещать своих друзей и родственников без истерик?» Тогда однозначно с момента рождения следуйте распорядку дня, он должен быть как часы, точным и последовательным. Ваш график не должен нарушаться, но если есть какие-то обстоятельства, которые нарушат ваш распорядок, максимально подготовьте к этому ребёнка.

Особенности режима дня для ребёнка до года

В зависимости от возраста ребенка, режим дня отличается по таким параметрам, как количество кормлений, продолжительность сна, количество периодов сна и бодрствования. Неизменными остаются только утренние гигиенические процедуры и вечернее купание. Четкое соблюдение именно этих режимных моментов помогает малышу отличить день от ночи. Необходимо подчеркнуть, что малыш довольно быстро улавливает данную закономерность в силу сензитивного периода порядка.

Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте вполголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать.

Все дети (не только до года, но и примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому хорошо, если вы будете в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т. д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17–18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное — на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится 1,5–2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).

Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше — 16–17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часа, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6–8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним. Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т. е. пока он находится только на грудном вскармливании) должен быть свободным.

Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5–2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часа. Количество кормлений сокращается до 5 раз, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.

9–12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часа. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часа. Режим питания остается прежним.

Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон — это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5–2 часа, желательно в одно и то же время, но, конечно же, с учетом погодных условий.

Ребенок с 6 месяцев до года должен получать материнское молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) — в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Так мы сформируем полезную привычку к цикличности, а также одновременно обеспечим и закрепим любовь к семейным трапезам, которые в дальнейшем будут основой для полезного общения всех членов семьи.

Очень важно любую информацию адаптировать к своему ребёнку, ведь есть спокойные от рождения дети, которые до годика будут спать полдня и не будут беспокоить плачем. Есть и гиперактивные дети, которые могут сутками плакать без особых на то причин. Один из выходов в таких ситуациях — установление и соблюдение режима дня.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не закрывайте детям горизонт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я