Кредитная работа в банке: методология и учет

М. Я. Букирь, 2012

Рассматриваются как теоретические основы процесса кредитования в коммерческом банке, так и практические подходы к его организации. Освещаются проблемы, связанные с возникающими при кредитовании рисками, и предлагаются варианты их решения. Анализируются сложные вопросы, связанные с формированием резервов на возможные потери по ссудам, приводятся образцы внутрибанковских нормативных документов. Для специалистов и руководителей кредитных организаций, студентов экономических вузов, а также клиентов банков и всех, кто интересуется данной тематикой.

Оглавление

Глава 4 Процедура выдачи кредитов

Процедуры кредитования тех или иных групп заемщиков в различных банках могут существенно различаться, но, в принципе, составные части этого процесса более или менее стандартны. В общем случае процесс кредитования состоит из следующих этапов:

• предварительные переговоры с потенциальным заемщиком;

• получение от заемщика необходимых сведений и документов;

• проведение комплексного анализа заявки на получение кредита и сведений о заемщике;

• принятие уполномоченным органом (например, кредитным комитетом) решения о выдаче кредита;

• документальное оформление выдачи кредита;

• выдача кредита;

• мониторинг и сопровождение выданного кредита в течение срока действия кредитного договора;

• работа с проблемной задолженностью в случае ее возникновения;

• закрытие кредитного договора после исполнения обязательств заемщиком.

Каждый этап состоит еще из нескольких частей. Так, документальное оформление выдачи кредита включает формирование и подписание договоров, оформление и подписание необходимых распоряжений, платежных документов, отчетов и т. д., не говоря уже об отражении каждой операции, представляющей собой факт хозяйственной деятельности, в бухгалтерском учете.

Конечно, еще до начала предварительных переговоров с клиентом должна быть проделана определенная работа, в том числе:

• утверждена программа кредитования;

• установлены процентные ставки и допустимые виды обеспечения;

• разработаны и утверждены типовые формы договоров;

• произведен расчет эффективности кредитного продукта;

• определены источники фондирования;

• разработаны планы по объему размещенных средств и доходности программы кредитования;

• назначены ответственные и контролирующие лица;

• разработан макет рекламы и проведена соответствующая кампания в СМИ;

• сотрудники проинформированы и обучены;

• программное обеспечение разработано и протестировано И т. д.

В данном пособии мы не ставим задачу рассмотреть такие глобальные вопросы, просто будем считать, что вся предварительная работа уже проведена, цели ясны, планы определены.

Подразделения банка, участвующие в процессе, для упрощения описания процедуры во внутрибанковских документах удобно разделить на кредитующие и обеспечивающие подразделения. К кредитующим отнесем те структурные подразделения, которые непосредственно работают с клиентами (для простоты назовем такое подразделение кредитным отделом), всех остальных участников процесса можно считать обеспечивающими.

К обеспечивающим обычно относятся: юридическое подразделение; служба (отдел) безопасности; бухгалтерское подразделение или бухгалтерский работник; касса (в случае выдачи кредита наличными).

Этапы кредитного процесса и функции участвующих в нем подразделений можно представить в виде таблицы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Этапы кредитного процесса и функции участвующих в нем подразделений

Конечно, возможны и другие варианты; так, оценкой предметов залога может заниматься сам кредитный работник, или служба безопасности, или специально созданная для этих целей структура, или вообще сторонний оценщик. Решение о выдаче кредита принимается либо коллегиальным органом (кредитным комитетом), либо уполномоченным сотрудником банка в пределах установленного ему лимита. Бухгалтерский работник может осуществлять свои функции в составе бухгалтерского подразделения или в бэк-офисе и т. д.

Теперь рассмотрим подробнее все эти этапы.

Предварительные переговоры. При обращении клиента в банк за получением кредита кредитный работник кредитующего подразделения (далее будем звать его кредитным инспектором) должен выяснить цель, для достижения которой клиенту необходим кредит. Исходя из этого определяются подходящая программа и условия кредитования.

Но первым делом кредитный инспектор должен осуществить идентификацию личности клиента — таковы требования законодательства о противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для этого клиент предъявляет кредитному инспектору документ, удостоверяющий личность (перечень таких документов должен быть четко оговорен внутренними документами банка). Если фамилия клиента отсутствует в списке террористов[1], у документа отсутствуют явные признаки подделки, а фотография не очень сильно отличается от оригинала, то разговор можно продолжать.

Иногда уже на этом этапе кредитный инспектор может принять решение об отказе в предоставлении кредита, например если потенциальный заемщик слишком молод, или слишком стар, или не является резидентом, или покрыт с головы до ног татуировками, или желаемые им условия кредита явно не соответствуют критериям банка. Конечно, такая опасность грозит в большей степени физическим лицам, нежели юридическим.

Кстати, одно из первых сильных впечатлений автора о банковской деятельности связано именно с таким моментом: директор кредитного департамента с ангельским терпением объяснял немолодому человеку бомжеватого вида, почему банк не может выдать ему сей же момент немножко денег в долг. Рассказал о справке о доходах, о подписании договоров, о залоге и поручителях. А тот, осознав, что под честное слово денег ему здесь не дадут, ужасно обиделся и ушел, обозвав всех присутствующих кровопийцами.

Если клиент и его чаяния в общем и целом соответствуют намерениям банка, кредитный инспектор определяет вид кредита, наиболее подходящий для данного случая, и знакомит клиента с условиями кредитования, в том числе:

• со сроками кредитования;

• с процентными ставками;

• требованиями к обеспечению (залог, гарантия, поручительство) и др.

Получив предварительное согласие по всем важнейшим аспектам кредитования, кредитный инспектор может начинать сбор необходимой информации о будущем заемщике. Для этого клиенту передается перечень необходимых документов. Обычно на этом же этапе клиент заполняет заявление (заявку) на выдачу кредита по форме, установленной банком.

В розничном кредитовании с большим потоком заемщиков предварительные переговоры может проводить, например, консультант. В таком случае его функции, как правило, ограничиваются ознакомлением будущего заемщика с условиями кредитования, передачей ему списка необходимых документов и совместным заполнением заявления на выдачу кредита. Дальше заемщик поступает в распоряжение кредитного инспектора.

Рассмотрение заявки на получение кредита. Анализ финансового положения заемщика. Заполненная клиентом заявка и приложенные к ней необходимые документы (учредительные, регистрационные, удостоверяющие личность, справки о доходах, финансовая отчетность и т. д.) передаются работнику, в функции которого входит анализ финансового состояния клиента и его деятельности. На этом этапе может потребоваться участие работников не только кредитующего, но и обеспечивающих подразделений: юристов и «безопасников». Первые должны провести юридическую экспертизу предоставленных клиентом документов и сведений; вторые — подтвердить достоверность документов и проверить клиента на добропорядочность (как они это делают, никто, кроме них самих, не знает).

Если обеспечением по кредиту является залог материальных ценностей, то до принятия решения о выдаче кредита целесообразно этот залог осмотреть и принимать решение о выдаче уже с учетом результатов осмотра.

Нелишним будет также убедиться в том, что организация-заемщик действительно существует по указанному ею юридическому адресу

В процессе анализа кредитный работник проверяет наличие других обязательств клиента перед банком. Впоследствии эта информация учитывается при определении категории качества по ссудной задолженности.

На этом же этапе может быть запрошена информация о кредитной истории заемщика, которая также принимается во внимание при принятии решения о возможности выдачи кредита.

Максимально возможный размер кредита определяется исходя из платежеспособности заемщика и (или) финансовых результатов его деятельности.

После получения от обеспечивающих подразделений положительных отзывов о заемщике и представленных им документах, а также удовлетворительного результата анализа финансового положения заемщика кредитный инспектор готовит все необходимые документы для заседания кредитного комитета (если решение по такому кредиту принимается коллегиальным органом).

Целесообразно установить внутрибанковским документом предельные сроки рассмотрения заявок — обычно они составляют от трех рабочих дней до двух недель, в зависимости от вида кредита. Этого времени кредитному работнику должно хватить, для того чтобы узнать о заемщике больше, чем тот сам о себе знает.

Принятие решения о выдаче кредита. Пакет документов, предоставляемый кредитным работником на рассмотрение кредитному комитету, обычно включает:

• заявку клиента на получение кредита;

• заключение кредитного работника о возможности предоставления кредита, включающее основания для содержащихся в нем выводов;

• заключение службы безопасности;

• заключение юридической службы;

• заключение уполномоченного лица или стороннего оценщика об оценочной стоимости залога (при необходимости);

• предлагаемое кредитным работником решение о выдаче кредита или об отказе в его выдаче.

Решение кредитного комитета о выдаче кредита или об отказе принимается голосованием и фиксируется в протоколе. На основании этого решения кредитный инспектор либо приступает к оформлению выдачи кредита, либо уведомляет клиента об отказе. Причины последнего при этом банк может не называть.

Причинами отказа, как правило, могут являться следующие факторы:

• предоставление заемщиком недостоверных документов или сведений;

• отрицательная кредитная история, в том числе по ссудам других банков;

• платежеспособность заемщика или предоставленное им обеспечение не удовлетворяют требованиям банка;

• наличие другой негативной информации о заемщике.

При принятии решения об отказе в выдаче кредита заемщику по его пожеланию обычно возвращаются представленные документы, за исключением заявки на получение кредита, которая хранится в банке.

В процессе рассмотрения вопроса кредитным комитетом может быть принято решение об изменении изначально предполагаемых условий кредитования: уменьшении суммы или срока, дополнительном обеспечении, увеличении или уменьшении процентной ставки и т. д.

Основанием для уменьшения суммы кредита может служить низкая платежеспособность заемщика или недостаточность предлагаемого им обеспечения.

Выдача кредита. Оформление выдачи кредита включает формирование и подписание в необходимом количестве экземпляров следующих документов:

• кредитного договора;

• договоров обеспечения (залога, поручительства и др.);

• внутрибанковских распоряжений (на выдачу кредита, на отражение обеспечения на внебалансовых счетах, на формирование резервов на возможные потери и др.);

• расчетно-платежных документов (платежных поручений, расходных кассовых ордеров, мемориальных ордеров и др.);

• необходимых форм отчетности, установленной внутренними правилами банка.

Количество экземпляров договора определяется количеством участвующих сторон. Иногда могут потребоваться и дополнительные экземпляры, например для передачи в регистрирующие органы при залоге недвижимости.

Договоры залога могут быть заключены как с самим заемщиком, так и с третьим лицом — залогодателем.

Как правило, все договоры (кредитные, а также договоры залога и поручительства) имеют стандартную форму, согласованную заранее со всеми необходимыми службами и должностными лицами банка. Если условия договора отличаются от стандартных, то он должен пройти всю процедуру согласования заново.

Принадлежащие банку экземпляры договоров могут храниться в кредитном досье либо в юридической службе. В последнем случае в досье обычно помещается копия договора.

Выдача кредита осуществляется либо зачислением средств на банковский счет (счет вклада) заемщика, открытый в банке или в другой кредитной организации, либо наличными через кассу банка (по потребительским ссудам), либо предоставлением заемщику права осуществления платежей по кредитной карте (расчетной карте с овердрафтом) в пределах установленного лимита кредитования.

Кредиты в иностранной валюте, как уже было сказано, предоставляются только в безналичной форме.

Сопровождение выданного кредита. Обычно мониторингом выданного кредита занимается тот же кредитный инспектор, который его выдавал. Он следит за своевременностью и полнотой погашения основного долга и процентов, проверяет целевое использование кредита (если это предусмотрено программой кредитования), готовит профессиональные суждения об уровне риска для целей формирования резервов на возможные потери (либо участвует в их подготовке), периодически осуществляет проверки состояния заложенного имущества (если это не поручено кому-то еще), напоминает заемщику о том, что пора платить, и т. д.

При этом контроль за исполнением обязательств заемщиком в установленный срок и в необходимом размере, как правило, осуществляется автоматически с использованием программных продуктов (в случае нарушения обязательств соответствующие суммы переносятся на счета по учету просроченной задолженности). Также в автоматическом режиме производится переоценка остатков на валютных счетах по учету ссудной задолженности, начисление и отражение в учете процентов по ссудам, регулирование резервов на возможные потери в связи с изменением суммы основного долга.

В обязанности кредитного инспектора, кроме того, может входить обсуждение с заемщиком и подготовка предложений для кредитного комитета по изменению условий договора: по реструктуризации ссуды, продлению срока, уменьшению процентной ставки, изменению графика погашения и т. д.

Работа с проблемной задолженностью. Если заемщик перестает вовремя и в полном объеме выполнять свои обязательства по погашению кредита, не уплаченные в срок суммы отражаются на счетах по учету просроченной задолженности. С этого момента к нерадивому должнику применяются разнообразные меры с целью возврата долга. Спектр применяемых мер может быть чрезвычайно широк: от простого напоминания о дате погашения и пролонгации кредита до взыскания непогашенных сумм с поручителей и продажи долга коллекторскому агентству.

На определенном этапе к этой работе подключаются юридическая служба (они занимаются подготовкой претензионно-исковых заявлений и сопровождением дела в суде) и служба безопасности банка.

В результате проделанной работы проблемная или безнадежная задолженность списывается одним из следующих способов:

1) за счет резервов на возможные потери (но при этом продолжает учитываться на внебалансовом счете в течение пяти лет для наблюдения банком за возможностью ее взыскания);

2) погашается заемщиком (поручителем, гарантом);

3) передается (продается) коллектору или другому третьему лицу

Закрытие кредитного договора. После полного исполнения заемщиком своих обязательств кредитный договор считается завершенным. Это означает следующее:

• все счета, открытые по данному договору, должны быть обнулены и закрыты;

• резервы восстановлены на доходы;

• залоги возращены и списаны с внебалансовых счетов;

• финансовые результаты определены и отражены в учете;

• документы оформлены, сброшюрованы и переданы в надлежащем порядке в архив;

• персонал банка премирован за высокие показатели деятельности;

• заемщик погружен в раздумья о перспективах получения нового кредита и расширении спектра потребляемых банковских услуг.

Положение о кредитовании и паспорт кредитного продукта.

Описанную выше процедуру целесообразно зафиксировать во внутрибанковском положении, включив в него аспекты, применяемые для всех видов кредитования и всех групп заемщиков. Для удобства использования можно сделать не одно положение, а два или три: по кредитованию юридических лиц, физических лиц и межбанковскому кредитованию. Можно, наконец, выделить в отдельный документ условия кредитования индивидуальных предпринимателей (хотя лучше распространить на них правила кредитования юридических лиц, тем более что и ГК РФ занимает такую позицию). А вот особенности осуществления операций по отдельным кредитным программам лучше описывать в отдельных документах со ссылкой на общее положение о кредитовании.

Общее положение может иметь структуру, описанную ниже.

1. Общие положения.

1.1. Назначение и область действия положения.

1.2. Используемые нормативные документы.

1.3. Термины и сокращения.

2. Основные принципы кредитования (указать группу заемщиков).

2.1. Общие условия кредитования.

2.2. Юридическое оформление операций.

2.3. Обеспечение предоставляемых кредитов.

2.4. Условия кредитования по отдельным кредитным программам.

2.5. Полномочия подразделений банка при выдаче кредитов, установлении условий кредитования.

3. Функции уполномоченных сотрудников подразделений при осуществлении операций кредитования.

3.1. Функции сотрудников кредитующих подразделений.

3.2. Функции сотрудников обеспечивающих подразделений.

3.3. Функции бухгалтерских работников.

4. Порядок осуществления операций кредитования.

4.1. Общий порядок действий ответственных подразделений.

4.2. Предварительные переговоры.

4.3. Истребование необходимых документов.

4.4. Рассмотрение заявки на предоставление кредита.

4.5. Определение платежеспособности заемщика, поручителей.

4.6. Подготовка документов на рассмотрение кредитного комитета.

4.7. Принятие кредитным комитетом решения о выдаче кредита.

4.8. Принятие решения об отказе в выдаче кредита, уменьшении запрашиваемой суммы кредита.

4.9. Оформление договоров и других сопутствующих документов.

4.10. Выдача кредита.

4.11. Сопровождение кредитного договора.

4.12. Порядок погашения кредита и уплаты процентов.

4.13. Порядок работы с проблемной задолженностью.

4.14. Порядок списания нереальных для взыскания кредитов.

Это будет внутрибанковский документ, если можно так выразиться, «второго уровня», если первым считать политики банка (в нашем случае — кредитную политику). Далее пишутся отдельные положения по видам кредитования (по ипотеке, авто-, потребительским, инвестиционным кредитам и т. д.). Их тоже не должно быть слишком много. Основным критерием необходимости разработки отдельного положения по тому или иному виду кредита можно считать наличие в нем таких отличительных особенностей, которые не предусмотрены более общим документом. Если же разница только в сроках, процентах, способах обеспечения и др., то эти аспекты можно предусмотреть в таком документе, как паспорт кредитного продукта.

Паспорт продукта представляет собой, по сути, визитную карточку программы кредитования. Он размещается обычно на одной странице и может включать следующие позиции:

• наименование программы кредитования;

• отличительные особенности (например, кредитование работников предприятий — клиентов банка под поручительство работодателя с удержанием сумм в погашение кредита и процентов по нему из заработной платы заемщиков);

• целевая аудитория (группа заемщиков);

• предельные суммы кредитов;

• предельные сроки кредитования;

• процентные ставки;

• виды обеспечения и требования к ним (например, страхование залогов) и т. д.

В общем же положении целесообразно определить основные термины, применяемые во всех внутрибанковских документах следующего уровня (более детальных), дабы не переписывать их из одного положения в другое. Примерный перечень основных терминов можно найти в глоссарии.

Примечания

1

Список лиц, причастных к террористической деятельности, формируемый и распространяемый Федеральной службой финансового мониторинга (далее — ФСФМ).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я