Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы

М. Ю. Василенко, 2018

В методическом пособии представлены программы дополнительного образования детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению развития с тематическим планированием и конспектами занятий на примере программ по оригами «Мир открытий» (для детей 4—7 лет) и рисованию «Радуга» (для детей 3—5 лет). Использование в работе данного методического пособия позволит педагогу содействовать воспитанию гармонично развитой личности и лучше подготовить ребенка к обучению в школе. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Введение
  • Программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 4–7 лет «Мир открытий»[1]
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 4–7 лет «Мир открытий»[1]

Характеристика оригами

Оригами — японское слово, известное во всем мире как искусство складывания бумаги. В переводе «ори» — означает складывание, «гами» — бумага, а «оригами», по мнению О.С. Кузнецовой, можно понимать как искусство складывания листа бумаги определенной формы с целью получения различных фигурок, декораций или действующих игрушек без вырезания и склеивания.

Словарь иностранных слов дает два определения слова оригами: японское искусство складывания бумаги; разнообразные поделки в стиле оригами.

Почти все традиционные конструкции оригами имеют свое описание. В 1934 г. в США была издана книга «Канно-Мадо», с представленными фотодубликатами и старинными инструкциями по выполнению всех известных японских традиционных конструкций оригами. Эта уникальная книга явилась своеобразным каноном. Все оригамные конструкции, не входящие в нее и запатентованные позже, — творческие.

Оригами как искусство складывания бумаги зародилось в Японии почти одновременно с появлением самой технологии ее изготовления предположительно в 538 г. И несмотря на то что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» — «Ками». Долгое время оригами существовало как храмовое искусство и использовалось только для определенных церемоний, в связи с чем в начале XIX в. претерпело заметное угасание.

В конце XIX — начале XX вв. японское правительство стало создавать в стране сеть детских садов по западному образцу, в основу которых были положены идеи немецкого педагога и просветителя Ф. Фрёбеля. Суть его системы заключается в обогащении и развитии сенсорного опыта детей 3–7 лет путем развития ручной умелости средствами действий детей с различными материалами. В основу данной системы легли исследования педагогов и психологов, раскрывающие теснейшую взаимосвязь между сенсорным развитием ребенка и его мышлением. Одним из видов деятельности, развивающих ручную умелость, Фрёбель считал складывание бумаги. Поэтому оригами в Японии в это время получило второе рождение.

После Второй мировой войны оригами широко распространилось во многих странах мира. Большой вклад в развитие оригами внес Акира Иошизава, президент Японской Ассоциации Оригами. С его именем связано появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства. Акира Иошизава сумел не только вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества, но и поднять его до настоящего искусства.

Он создал единую универсальную систему знаков и символов, позволяющих составлять и считывать схемы любых, даже очень сложных фигур. Появление этих простых значков было равносильно изобретению нот в европейской музыке.

Графический язык, состоящий из нескольких видов линий и стрелок, оказался настолько доступным, лаконичным и полным, что перевод с японского стал ненужным. Результат изобретения обнаружился сразу. Искусство складывания быстро распространилось по всему миру.

Д.Р. Гончар считает, что условные обозначения, набор типовых приемов складывания и заготовок (базовых форм) сделали оригами доступным и понятным каждому. Более того,«.. подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания подавляющего большинства фигурок производятся по определенной стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесчисленного числа моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой, но и математикой. Соответственно, оригами укрепляет основы абстрактного мышления, способность видеть зрительную схему задачи, достаточно длинную цепочку достижения результата».

В настоящее время в 26 странах мира существуют центры оригами. Наиболее известные из них — Британский, Итальянский, Американский и Нидерландский. В 1991 г. в Бирмингеме состоялась Первая международная конференция оригамистов, посвященная роли искусства складывания бумаги в образовании и терапии. В результате этой конференции некоторые американские психотерапевты получили правительственные гранты для апробирования оригами в реабилитационных центрах, а англичане уже с 1992 г. начали вводить уроки оригами в систему начального обучения.

В нашей стране это искусство стало развиваться сравнительно недавно, в конце XX в. Хотя достоверно известно, что еще в XIX в. фигурки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II. Примером является отрывок из черновика Льва Толстого, написанный им при подготовке статьи «Что такое искусство»: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям… все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство»[2].

Критическое отношение Льва Николаевича в зрелые годы жизни ко многим признанным областям искусства известно, поэтому положительная оценка, которую он дает оригами, особенно ценна. Он подчеркивает социально-эмоциональный аспект этого искусства, приобщающего людей самых разных сословий к проявлению прекрасного и вызывающего у них чувство радости. Для Л. Толстого было важно, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.

В начале 1990-х гг., когда интерес наших соотечественников к оригами только начинал проявляться, за рубежом уже существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы по оригами выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском языках, однако достать такую литературу по многим причинам было достаточно трудно. Дефицит информации во многом тормозил развитие преподавания оригами в отечественных школах и домах творчества, в то время как во многих странах оно органично вошло в систему воспитания и образования подрастающего поколения.

Ситуация начала быстро меняться, когда в российских городах возникли центры оригами и начали появляться первые отечественные книги, посвященные искусству складывания.

На данный момент такие центры действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Клину. В их работу входит проведение выставок, слетов, патентование новых изделий, подготовка кадров для работы с детьми в кружках оригами, ведется работа по созданию авторских программ и методик обучения.

Вопросы методики обучения детей складыванию частично отражены в работах А.К. Бешенкова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.В. Ку-цаковой (старший дошкольный возраст). В данных трудах оригами рассматривается как один из видов бумажной пластики. Некоторые исследователи (Н.Г. Гриневич, О.А. Сафонова и др.) рассматривают оригами как вид конструктивной деятельности.

Технология оригами имеет ряд специфических особенностей. Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгибания бумаги. Данные ребра преобразуют лист в объемное изделие, придают ему необходимую жесткость и упругость формы, сохраняя при этом монолитность изделия. В оригамных конструкциях ребром жесткости является складка, фиксирующая жесткость в линии перелома поверхности бумаги. Переход от плоского листа бумаги к объему — «критический» этап формообразования, поскольку в этом процессе формируются не только технические навыки работы с материалом, но и, в первую очередь, пространственные представления (О.С. Кузнецова).

Развитие пространственных представлений тесно связано с развитием восприятия, а восприятие, в свою очередь, служит основой, на базе которой развивается абстрактное мышление. Нетрудно заметить, что специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В продуктивной деятельности, по мнению Н.Н. Поддьякова, формируется система воспроизводящих действий, в процессе которой у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом и затем воплощать это представление в конструкции или рисунке. В связи с этим можно отметить, что в данной деятельности существует своеобразное отношение между мышлением и действием. В процессе выполнения задания происходят анализ объекта, подлежащего изготовлению, и синтез — рассмотрение частей во взаимосвязи в готовом изделии. Исследования В.П. Копцева показали, что наиболее ярко потребность моделирования образов живых и неживых объектов в продуктивной деятельности наблюдается у детей 6–7 лет.

В Московском центре оригами считается, что технология складывания достаточно сложная и содержит в себе ряд трудностей. Во-первых, она предполагает наличие у ребенка сведений из различных областей искусства, умение читать простейшие схемы и чертежи, способность чувствовать пространственную среду. Во-вторых, серьезным препятствием является конструкторская (техническая) сложность поделок, использующихся в традиционном обучении. Большинство из них включает в себя довольно большое количество операций.

Именно этим (конструкторской сложностью), считает О.С. Кузнецова, и обусловлен подражательный характер методики обучения, направленной в основном на отработку операциональной стороны деятельности. Такая многочисленная повторяемость мелких однообразных операций, не приводящая к ярко выраженному промежуточному результату, не позволяет ребенку осознать каждую из них в качестве средства достижения промежуточной цели и связать их в единое целое — способ. Естественно, что такая методика обучения, направленная на механическую деятельность и получение результата, не способствует развитию познавательной активности ребенка. Наоборот, гасит ее.

Исследователи отмечают наличие в продуктивной деятельности двух взаимосвязанных процессов: воспроизведения и творчества. К переходу от воспроизводящей к творческой деятельности ведет так называемое «обобщенное подражание» (Д.Б. Эльконин), выражающееся в проявлении сознательного отношения к имеющимся образцам. Оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях. Наиболее характерны при этом самостоятельные действия по переносу приемов в том виде, в котором они были усвоены, на решение других познавательных задач и самостоятельное перестраивание приемов (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, О.А. Сафонова).

В частности, исследование О.А. Сафоновой показали, что в основе конструктивной деятельности лежит овладение детьми 6–7 лет обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания», под которым автор понимает раскрытие перед ребенком механизма образования способа и наполнение его конкретным предметным содержанием.

Данное исследование позволило установить, что наиболее обобщаемы способы, состоящие из небольшого количества операций, находящиеся в такой взаимосвязи, при которой каждая из них приводит к получению ярко выраженного промежуточного результата. Важно, чтобы предлагаемые детям способы обладали определенной универсальностью, обеспечивающей разнообразие и вариативность поделок как по теме, так и по содержанию.

Именно поэтому появляется необходимость разработки методики преподавания оригами, позволяющей наиболее оптимально подвести детей к осознанному освоению этого искусства.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 4–7 лет «Мир открытий»[1]
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Автор — М.Ю. Василенко.

2

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. СПб., 2004. С. 112–113.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я