Ливия. Куда идёт страна 140 племён?

М. Ф. Видясова, 2019

В книге дан краткий обзор истории древней и средневековой Ливии, ее завоевания Османской империей, затем – Италией. Подробно освещены разные этапы существования страны как независимого государства. Но главное внимание уделено гражданской войне, развернувшейся там с 2011 г., и роли Западной Европы в этой нескончаемой войне. Публикация рассчитана на студентов – политологов и востоковедов, а также на широкую читательскую аудиторию, интересующуюся событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Оглавление

Из серии: Исламский и доисламский мир: история и политика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ливия. Куда идёт страна 140 племён? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Создание братства сенуситов

Инициатор этого создания — Мухаммед ибн Али ас-Сенуси (ок. 1787 — 1859), часто именуемый его адептами «Великим ас-Сенуси» — выходец из Алжира, родился близ г. Мостангем в благородной семье шерифов (потомков Пророка), учился сначала на родине, потом в Фесе, в знаменитой мечети-университете аль-Каравин, где он попал под влияние суфийских братств шазилийа, кадирийа и тиджанийа[20]; в последнем случае — лично его основателя, алжирца-бербера Ахмеда ат-Тиджани (1781–1815), который с 1789 г. тоже перебрался в Фес.

Около 30 лет от роду «Великий ас-Сенуси» пустился в странствия, которые привели его на юг Алжира, затем по караванному пути через Триполи и Бенгази — в Каир, откуда он вернулся в Мостангем.

В 1829 г. он вторично двинулся на восток, сначала в Мекку, потом в Йемен и обратно в Мекку. Неподалеку от нее, на горе Абу Кубайс[21], он основал в 1837 г. собственную завию (обитель). Новая завия была основана им на территории Киренаики — аз-Завия аль-Бейда (1843 г.)[22]. Потом он снова уехал в Хиджаз, а по возвращении в Киренаику стал де-факто ее теократическим правителем, перенес главную обитель братства в маленький, почти необитаемый оазис Джагбуб близ современной границы Ливии с Египтом (1856 г.), где и умер[23].

Следом братство сенуситов возглавили сыновья его основателя — Мухаммед аль-Махди (1844–1902)[24] и Мухаммед аш-Шариф (1846–1896). При них центр братства был снова перенесен, на сей раз в оазисы Куфра[25] (1895 г.), но в Джагбубе остался его богословский университет.

Вскоре сеть мелких завий сенуситов протянулась от Марокко до Хиджаза, включая оазисы Западной (Ливийской) пустыни в Египте, но везде, по словам Эванса-Притчарда, сенуситы были преимущественно бедуинским братством[26]. В городских населенных пунктах Киренаики, где находилось большинство их завий, обычно с числом адептов не более 50-100 человек (иногда это были жители одного квартала или улицы), они терпимо относились к представителям других суфийских братств, зачастую молились вместе с ними в одной мечети. Но ревностно оберегали свое влияние в сельской среде[27].

Стоит отметить двойственность их учения, синтезировавшего суфийские традиции, восходящие к XIII веку, и салафизм (его поздний вариант — ваххабизм), призывавший ориентироваться на образ жизни и веру мусульманской общины времен Пророка. Так, сенуситы не были против поклонения могилам «святых» (нетерпимого для ваххабитов), но ратовали за «тихий зикр», т. е. мистические радения без плясок, пения и выкриков, а также без выступлений впавших в транс факиров (не путать с цирковыми артистами), глотающих битое стекло или вонзающих меч себе в живот.

Роль наставика братства сенуситов с 1902 г. исполнял Ахмед аш-Шариф[28], племянник Мухаммеда аль-Махди, ас 1918 г. — Мухаммед ибн Мухаммед аль-Махди Идрис ас-Сенуси, более известный как Идрис ас-Сенуси (890-1983), внук «Великого ас-Сенуси» и будущий король.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ливия. Куда идёт страна 140 племён? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

20

В последнее время наши ориенталисты отказались от использования термина «ордены» применительно к таким духовным братствам, предпочитая термин «тарикаты»: от арабского слова тарик (мн. ч. турук), означающего «путь», в данном случае — способ или метод познания Истины.

21

Расположена к востоку от Каабы, высота 420 м. С этой горой связаны всяческие легенды, например, о том, что на ней захоронены Адам и Ева.

22

Эта «материнская» завия сенуситов Киренаики была основана не в приморском г. Эль-Бейда, а рядом с ним, на горном плато. (Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 14).

23

Ibid, p. 11–18.

24

Сенуситы не называли Мухаммеда аль-Махди умершим, считая его «сокрывшимся» от взоров (Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ. 1991, с. 207).

25

Оазисы Куфра разбросаны в эллиптической по форме впадине около 50 км длиной и 20 км шириной, окруженной горами-останцами. Ныне административно относятся к Киренаике, хотя находятся далеко на юг от этой приморской историко-географической области. Малонаселенные, они играли важную роль как перевалочный пункт в караванной торговле.

26

Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica // Journal of the International African Institute [1945], p. 63.

27

E.E. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 27.

28

Ахмед аш-Шариф ас-Сенуси (187-1933) в 1911 г. объявил священную войну Италии, в августе 1918 г. он удалился в Стамбул, а затем в аравийскую Медину, где и умер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я