Примерная программа подготовки в комбат арнис. Второе издание, дополненное и исправленное

М. К. Иванов

Второе издание программы подготовки и аттестационных экзаменов в комбат арнис, расширенное и дополненное. Программа разработана в Федерации Арнис Эскрима Кали (ФАЭК). Рассмотрены уровни от новичка до черного пояса и их соответствие этапам многолетней подготовки спортсменов. А также приводятся краткие сведения по теории и технике арнис, основы планирования тренировочного процесса, поурочные планы на начальный период обучения и краткий словарь техник и понятий классического и спортивного арнис.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа подготовки в комбат арнис. Второе издание, дополненное и исправленное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Система филиппинских боевых искусств

В отличие от многих других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.

В систему филиппинских боевых искусств входят:

ОСНОВЫ — стойки, позиции, работа ног, движения тела, координация.

ТРЕНИРОВКА — общая и специальная физическая подготовка, постановка ударов

СОЛО БАСТОН — техника боя одной палкой

ДОБЛЕ БАСТОН — техники боя с использованием двух палок

ЭСПАДА И ДАГА — традиционные техники использования длинного и короткого клинков (ножа и палки)

ДАГА СА ДАГА — ножевой бой.

МАНО СА ДАГА — защита от нападения с ножом.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ — техники и стили Классического Арнис. Сюда входят такие разделы как: Dikitan, Sungkite, Kruzada, Palis — Palis, Abaniko, Ipit — Pilipit, Tres Puntas и другие.

САНДАТА — использование традиционного филиппинского оружия:

Дага (нож), Дуло-Дуло (ладонная палочка), Тападо (длинная палка), Банкау (копье, шест), Тьябанг (саи), Балисонг (нож-бабочка), Сангот (керамбит), а также другого оружия, среди которого можно упомянуть Саронг и Табак-Тойок (нунчаки).

МАНО-МАНО / ПАНГАМОТ — рукопашный бой

Включает в себя:

ПАНАНТУКАН / САНТУКАН — «филиппинский бокс», техники ведения боя с использованием ударов руками и локтями;

ПАНАНДЖАКМАН / СИКАРАН / СИПА — техники ведения боя с использованием ударов ногами и коленями;

ДУМОГ / БУНО — борьба в стойке и в партере с использованием бросков, болевых и удушающих приемов.

СПАРРИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА — учебные и вольные бои по различным правилам с использованием защитного снаряжения и специального оборудования (или без него).

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — техники и методы самообороны и ситуационные тренинги для реального применения техник.

АРМЕЙСКИЕ И ПОЛИЦЕЙСКИЕ ТЕХНИКИ — специальные комплексы приемов с оружием и без него, разработанные для нужд армии и полиции.

СПОРТИВНЫЙ АРНИС — поединки по спортивным правилам и соревнования в сольном выполнении техник.

Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела.

Существует большое количество различных школ, стилей и систем филиппинских боевых искусств, порой весьма сильно отличающихся друг от друга. Однако в большинстве из них можно выделить общие черты, главными из которых, на наш взгляд, являются следующие (применительно, в первую очередь, к бою на палках):

I. Хват палки

Палка зажимается в кулаке, при этом, большой палец может как «замыкать» остальные пальцы, так и лежать поверх указательного. Со стороны мизинца палка должна выступать из кулака на 3 — 5 см.

Два способа хвата палки

II. Стойки и передвижения

1. Стойка готовности — подготовительное положение перед началом упражнений, боев; а также исходное положение для выполнения некоторых упражнений.

2. Боевая стойка — положение тела, которое является наиболее рациональными в процессе учебного, спортивного или реального поединка.

Стойка готовности (а,б), боевая стойка (в,г)

3. Позиции рук:

— открытая / абьерта — палка располагается с одноименной стороны, может быть верхняя (кисть вооруженной руки располагается на уровне плеча-головы); средняя (кисть вооруженной руки располагается на уровне живота-таза); нижняя (кисть вооруженной руки располагается на уровне бедра-колена);

— центральная / сентро (верхняя, средняя, нижняя) — палка располагается спереди по центру тела;

— закрытая / серрада (верхняя, средняя, нижняя) — палка располагается с разноименной стороны.

Позиции — абьерта (а), сентро (б), серрада (в)

3. Шаги:

— приставные — движение начинает та нога, которая стоит «впереди» по отношению к направлению движения;

— подбивающие — движение начинает та нога, которая стоит «сзади» по отношению к направлению движения;

— скрестные — шаги со скрещиванием ног;

— со сменой стойки — шаг вперед левой ногой из правосторонней стойки (и наоборот);

— вышагивание/выпад — движение вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую впереди стоящую ногу;

— сагасса (атака «стрелой») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.

4. Направления передвижения:

— вперед-назад;

— вправо-влево;

— по диагонали вперед (вправо, влево);

— по диагонали назад (вправо, влево);

— сайд-степ, сайд-степ с отшагом — уход в сторону с разворотом (хакбан пайвас).

Направления передвижения

Некоторые схемы передвижений

III. Сектора и уровни

Уровни: верхний; нижний.

Сектора: внешний; внутренний.

Таким образом, получаем 4 основных сектора:

Сектор 1 — внешний верхний;

Сектор 2 — внутренний верхний;

Сектор 3 — внешний нижний;

Сектор 4 — внутренний нижний.

Уровни (а), сектора (б), основные четыре сектора (в,г)

IV. Траектории

1. Косой крест (экис)

2. Прямой крест (круз)

3. Комбинация прямого и косого креста

4. Уровни:

— верхний — центр на уровне головы;

— средний — центр на уровне живота;

— нижний — центр на уровне бедер.

Траектории — экис (а), круз (б), комбинация траекторий (в), уровни (г)

5. Углы атаки.

Большинство стилей используют схемы, содержащие 5 и 12 основных углов, по которым производятся атаки.

Схемы нанесения ударов по 5 углам (а) и по 12 углам (б)

V. Дистанции

1. «Технические» дистанции:

— Сверхдальняя дистанция — расстояние между бойцами не позволяющее провести техническое действие без предварительного сближения с противником.

Подразделяется на I сверхдальнюю, или дистанцию вне боя, где невозможны никакие технические действия без предварительного сближения несколькими шагами; и II сверхдальнюю, где необходимо сделать два шага, чтобы атаковать противника.

— Дальняя дистанция (ларго) — расстояние между бойцами, позволяющее провести техническое действие (удар) сделав один шаг.

— Средняя дистанция (медио) — расстояние между бойцами, позволяющее провести техническое действие своим оружием по корпусу и голове противника без предварительного сближения.

— Ближняя дистанция (корто) — расстояние между бойцами, позволяющее провести техническое действие (удар, захват) невооруженной рукой.

— Клинч — положение бойцов вплотную с плотным контролем вооруженной руки одним или обоими бойцами.

— Бой на земле — положение, при котором оба бойца находятся в положении лежа.

Основные дистанции — I сверхдальняя (а), II сверхдальняя (б), дальняя (в), средняя (г), ближняя (д)

2. «Тактические» дистанции:

— Критическая дистанция — расстояние между бойцами, при котором попытка провести удар становится физически неотразимой.

— Безопасная дистанция — дистанция, которая позволяет увидеть начало нападения противника и успешно ему противодействовать.

VI. Удары

1. Инерционный или проносной (со сменой сектора; с возвратом в исходный сектор) — траектория движения удара проходит сквозь цель (лабтик, редондо).

Инерционные удары — лабтик (а) и редондо (б)

2. Реверсивный или щелкающий — после контакта с целью палка возвращается в исходное положение (витик).

3. Ломаный — после контакта с целью палка возвращается в другой сектор.

4. Веерный — щелкающий удар, наносимый за счет пронации или супинации руки (абанико).

Реверсивные удары — витик (а), ломаный (б), абанико (в)

5. Тычок (укол) торцевой частью палки (прямолинейный; круговой) — татсада, сонкити.

6. Удар серединой палки — палантик.

7. Удар коротким концом палки (со стороны мизинца) — пуньо.

Удары пуньо (а) и татсада (б)

Все удары могут быть в одноручном хвате; в одноручном хвате с усилением второй рукой; в двуручном хвате.

VII. Защиты

1. Маневрированием

2. Встречным движением (лакас):

— встречным ударом (санга патама);

— подставкой палки в основные сектора;

— сведение удара по траектории его движения (палис)

Все защиты могут выполняться:

— палкой;

— палкой с усилением второй рукой;

— палкой с контролем/захватом руки противника.

Схема основных защит оружием

VII. Прочие технические приемы

1. Разоружения

2. Удары руками и ногами

3. Броски и сваливания

4. Болевые и удушающие приемы

5. Приемы борьбы лежа

В основе большинства филиппинских боевых искусств лежит ряд принципов, которые напрямую влияют на технику и тактику боя.

1. Универсальность. Предполагается, что все разделы в ФБИ базируются на общей двигательной базе, и мы выполняем одни и те же движения вне зависимости от того, какое оружие используется. Однако очевидно, что применение ударно-дробящего оружия (палки) будет отличаться от применения клинкового (нож) и, тем более, от безоружных техник. Здесь речь идет именно об общей манере движения и общих методических установках при обучении.

2. Учет особенностей оружия. Этот принцип как раз и говорит о необходимости учитывать характеристики конкретного вида оружия и об особенностях техники его применения.

3. Сначала оружие, потом руки. Общая двигательная база, о которой говорилось выше, вырабатывается именно за счет первоочередного изучения техник палочного боя. Упражнения с одной и двумя палками позволяют освоить характерную для арнис манеру движения.

4. Индивидуальность. Базовые техники не учитывают индивидуальные особенности ученика, поэтому в процессе обучения важно выбирать те, которые подходят конкретному занимающемуся (при обязательном освоении всей технической базы). Также и манера их исполнения должна подбираться с учетом физических и психических особенностей бойца.

5. Практичность. Все, что изучается, должно быть актуально для применения в условиях поединка или при самообороне. Это же относится и к упражнениям — каждое из них должно иметь свое четкое место в методике обучения и давать конкретный результат.

6. Лицом к оружию. Этот принцип относится к техническому разделу. Он говорит о том, что при атаке, защите, контратаке следует занимать позицию наиболее удобную и выигрышную для проведения конкретного приема. Чаще всего, это положение, когда оружие бойца и его противника находится перед ним.

7. «Вырвать зуб змеи». Еще один технический принцип, который предполагает, что первоочередной целью является вооруженная рука противника.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа подготовки в комбат арнис. Второе издание, дополненное и исправленное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я