В монографии рассматриваются современные тенденции развития региональных эфирных полновещательных телеканалов – важного сегмента российской телевизионной системы. Собранные авторами эмпирические данные позволили понять структуру этого сектора, вывести экономические модели и проанализировать программную политику полновещательных телеканалов. Представленная информация позволяет заинтересованным сторонам яснее представлять вызовы, с которыми сталкивается региональное ТВ России в начале нового этапа развития, связанного с внедрением цифрового телевидения. Для преподавателей и студентов факультетов журналистики, исследователей, журналистов и менеджеров медиаиндустрии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Региональное телевидение в национальной медиасистеме
1.1. Мировой контекст: региональные самопрограммируемые телеканалы в ведущих телевизионных державах
В большинстве стран мира телевизионная система базируется на национальных эфирных и кабельных/спутниковых каналах. Региональное и локальное телевидение существует в большинстве крупных государств, однако его значение для национальной системы действительно ощутимо лишь в некоторых странах.
Показателен и невысокий интерес к региональному ТВ со стороны зарубежных медиаисследователей, особенно европейских. В большинстве обобщающих работ[4] о современных телевизионных системах акцент делается на развитии и взаимоотношениях общественных и коммерческих вещателей общенационального масштаба. И даже перспективы и реалии внедрения цифрового телевидения рассматривались в первую очередь через призму их влияния именно на эти сегменты.
Вообще развитая система локального телевидения, особенно система местных коммерческих телеканалов, в мировой практике встречается редко. Среди неэкономических факторов, которые могут оказать влияние на формирование традиции регионального вещания, следует назвать масштабы страны (размеры территории государства) и устоявшееся федеративное устройство (Германия) или традиции национальных автономий (Испания), в том числе наличие регионов, исторически имеющих этнокультурные и языковые различия. К экономическим факторам можно отнести сильные локальные рекламные рынки и налаженную систему финансирования некоммерческого вещания.
В ведущих странах мира распространение кабельного телевидения и позднее IPTV (проектов телекоммуникационных операторов по предоставлению услуг доступа к телеканалам через интернет-протокол) создали инфраструктуру для появления большого числа локальных каналов. Например, в США работают почти 100 местных кабельных каналов, посвященных локальным новостям и региональному спорту. Десятки кабельных провинциальных и городских каналов работают в ФРГ, Италии, Испании. Растет число городских кабельных каналов и в России. Однако подчеркнем, что в рамках этой книги в поле нашего интереса попадают только системы эфирного наземного вещания, поэтому за пределами исследования осталась большая группа российских региональных кабельных каналов.
Итак, в ведущих странах мира, как было сказано выше, региональное телевидение присутствует, но самостоятельные и диверсифицированные системы формируются нечасто.
В Великобритании региональное вещание имеет сложную систему организации, которая основана не на историческом делении на графства, а складывается из крупных зон вещания согласно специальным лицензиям. Отдельной зоной выступают Уэльс и Шотландия, на соседнем острове — Северная Ирландия. На территории Англии есть несколько зон вещания, ориентирующихся на исторические традиции деления страны. Интересно, что границы этих зон могут меняться: например, при лицензировании региональных телекомпаний, входящих в крупнейшую коммерческую сеть ITV, зоны вещания пересматривались за период 1963–1991 гг. пять раз (сегодня у ITV выделено 15 регионов вещания).
Три главных телеканала Великобритании — общественные BBC One, BBC Two и коммерческий ITV — используют сетевую модель (схожа с моделью канала «Россия 1» у ВГТРК). Значительная часть программ распространяется по всей стране централизованно, но региональные телекомпании получают несколько часов окон для местных программ, в том числе и на национальных языках (например, на гэльском языке в Шотландии). Большинство региональных телекомпаний находится в собственности у телесетей, но есть и исключения — к примеру, станция UTV в Северной Ирландии, которая является аффилиатом ITV. Самостоятельные региональные каналы в Великобритании — большая редкость: можно привести только пример валлийского S4C, вещающего на национальном языке. В то же время в 1990-х гг. в стране появилась возможность для создания радио — и телестанций, которые должны были освещать жизнь в отдельных городах. Для этого был даже введен специальный тип лицензий (Restricted Services License), которые в разное время получили около тридцати станций по всей стране. Первый городской эфирный телеканал начал работу в 1998 г., за ним открылось еще более 20 коммерческих и некоммерческих каналов. Однако модель городского самостоятельного телеканала в Великобритании не прижилась, подавляющее большинство каналов прекратили вещание в период 2002–2009 гг. Среди причин — проблемы с финансированием и самоокупаемостью, а также сложности, связанные с лицензированием при переходе на цифровое вещание, который закончился осенью 2012 г. Лицензию на вхождение в локальные мультиплексы получили несколько каналов. Использовать ее намерены чаще общественные вещатели, например NvTv в Белфасте. А в Манчестере местный канал Channel M закрылся весной 2012 г., так как не мог рассчитывать на прибыль на современном телевизионном рынке. В Великобритании, таким образом, региональное эфирное телевещание обеспечивается только представительствами крупнейших национальных телесетей.
В Германии первый телевизионный канал в стране — общественный ARD — был создан в начале 1950-х гг. как консорциум общественноправовых телерадиокомпаний федеральных земель. В начале 1990-х гг. к западногерманским партнерам присоединились компании, представляющие земли Восточной Германии (бывшая ГДР), и сегодня в ARD входят девять региональных телекомпаний, которые действуют по принципу телесети — значительная часть общенациональных передач соседствует с региональными блоками. В конце 1960-х гг. появилась небольшая группа локальных общественных телеканалов, так называемых третьих каналов ARD (или третьих программ). В их контенте доля региональных программ выше, чем у основных станций, входящих в ARD. В 1980-е гг. в ФРГ было разрешено создание коммерческих телеканалов, и в 1984 г. появились первые коммерческие вещатели. Однако на региональном уровне местные телестанции не возникали. Коммерческие каналы с самого начала сделали упор на распространение через кабельных и спутниковых операторов, местные партнеры им оказались не нужны.
А с конца 2000-х гг. все телеканалы распространяются через систему цифровых мультиплексов. Среди региональных и локальных телеканалов в ФРГ можно обнаружить ограниченное число вещателей. Так, из трех эфирных самостоятельных частных станций две работают в Баварии (созданы в 1987 и 1994 г.), а одна — в Гессене. Десятки остальных региональных каналов зарегистрированы как кабельные. Таким образом, в Германии, при наличии традиции федерализма и развитых локальных рекламных рынков, что видно на примере газетной прессы, региональное эфирное телевидение представлено все-таки преимущественно некоммерческими организациями, среди которых доминируют каналы, входящие в сеть ARD.
В отличие от Германии в Испании и Италии, двух других крупных европейских государствах с исторически сложившейся системой отличных друг от друга регионов, эфирное региональное и локальное телевидение развито довольно хорошо.
В Испании уровень проникновения кабельного телевидения не так высок, как в ФРГ, зато цифровые мультиплексы сегодня дают возможность работать в эфире десяткам каналов в каждом регионе (хотя бесплатные кабельные локальные каналы там, безусловно, тоже есть). В этой стране на ситуацию с местным вещанием оказывает влияние еще и тот факт, что правом выдавать лицензии обладают специальные органы в каждой из 17 автономных областей (в испанской традиции — автономных сообществ) и в двух автономных городах. Эти крупные административные образования делятся, в свою очередь, на 50 провинций, каждая из которых создает ультралокальную коммуникационную среду. Цифровое телевидение в Испании разбито на 281 вещательную зону, в каждой может работать до четырех региональных и локальных каналов. Это означает, что потенциально в стране выделены слоты под более чем 1120 эфирных местных каналов, которые должны распространяться на конкурсной основе. Конечно, в настоящий момент их меньше, но тем не менее в середине 2011 г. в стране было лицензировано около 400 региональных и локальных каналов. Это самый высокий показатель в Европе. Частные каналы в этом списке преобладают, но доля общественных/государственных составляет около трети. Среди региональных и локальных эфирных телеканалов существуют как аффилиаты телесетей (чаще всего это станции с охватом всей области), так и самостоятельные каналы, которых подавляющее большинство. Язык вещания преимущественно испанский, хотя есть несколько десятков каналов на каталонском и баскском. Помимо каналов общего интереса встречаются тематические телеканалы — религиозные, образовательные, спортивные. К сожалению, установить в испанской системе региональных телеканалов количество и позиции полновещательных каналов по доступной нам статистике не удалось. Но по полученной информации можно заключить, что самопрограммируемые каналы существуют практически в каждой области.
Сходная ситуация в Италии. Страна делится на 20 областей, в числе которых встречаются и очень крупные. Например, население Ломбардии больше, чем у многих европейских стран (более 9 млн человек). Крупные города Милан и Турин считаются не менее важными экономическими и культурными центрами, чем столица Рим. В Италии национальные общественные и коммерческие каналы (RAI, Canale 5 и др.) работают по принципу телесетей с окнами для региональных телекомпаний-партнеров. Но основу регионального телевидения составляют каналы более чем на 200 местных телестанциях. Причем, в отличие даже от Испании, практически все региональные и локальные телеканалы — частные. На местном уровне есть как аффилиаты небольших сетей, так и самостоятельные каналы, но четко установить число полновещательных эфирных телеканалов по доступным данным сложно. Однозначно ясно, что в каждой области есть хотя бы один региональный полновещательный канал, а в крупнейших областях работают по нескольку частных региональных и локальных телеканалов.
Стоит отметить, что в европейской системе регионального вещания концепция полновещательного канала никак не выделяется, поэтому при анализе национальных телевизионных систем статистика и другая информация по таким каналам отдельно не проговаривается.
Понятие «полновещательный телеканал», близкое нашему, существует в таких развитых телевизионных державах, как Япония и США. В этих странах для обозначения самостоятельно программируемых каналов используется термин «независимая телестанция» (англ. independent station). Независимыми называют станции, которые не являются локальными партнерами/аффилиатами национальных телесетей.
В Японии общенациональное телевидение изначально, с 1950-х гг., строилось по сетевому принципу: создавались государственные/общественные (NHK) и коммерческие (Fuji TV, NTV) телесети, которые искали аффилиатов во всех основных префектурах страны. Всего в Японии 47 префектур, у крупнейшей коммерческой телесети NTV — 30 региональных партнеров. Станции, которые не являются аффилиатами NHK и пяти больших коммерческих телесетей, называются независимыми. Всего таких станций в стране 13, расположены они в разных префектурах (но почти все — в крупнейших), в том числе есть независимые станции в самых больших префектурах — городах Токио и Киото. Основная часть региональных независимых каналов в Японии вещает с 1970-х гг. Большинство станций связаны с ведущими городскими газетами или с региональными правительствами. В сравнении с телесетями позиции независимых станций на телевизионном рынке очень слабы, выживать отдельно у них не получается, поэтому все они являются участниками консорциума — Японской ассоциации независимых телевизионных станций (Japanese Association of Independent Television Stations). В рамках ассоциации телеканалы обмениваются контентом и ведут совместные рекламные продажи. Коммерческая активность независимых станций на рекламном рынке страны почти не заметна: совокупная доля всех 13 каналов в 2007 г. не превышала 0,2 % национального рынка телерекламы[5]. Среди программ, которыми станции обмениваются внутри консорциума, значительную долю составляют проекты двух станций (из Хего и Канагавы), а также традиционное японское аниме, закупаемое коллективно.
При анализе азиатского опыта можно упомянуть еще китайскую модель. В Китае собственные региональные самопрограммируемые телеканалы есть во всех 34 административных образованиях (включая 23 провинции) и почти во всех крупнейших городах. Но эфирных телеканалов среди них мало, подавляющее большинство — кабельные и спутниковые. Отличительной чертой китайской модели можно считать именно сильные провинциальные спутниковые каналы, которые распространяются по всей стране и по уровню контента и по рейтингам часто способные составлять конкуренцию общенациональным каналам главной телекомпании страны CCTV. Ситуация с эфирными региональными каналами скучнее: специфика политической системы в стране делает их чрезвычайно похожими друг на друга. Все они являются государственными организациями, транслируют соответствующий идеологическим задачам партии информационный и культурно-просветительский контент и используют схожую, бюджетно-рекламную модель финансирования. Частных телеканалов на региональных телерынках нет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Sinclair, J. (ed.) Contemporary World Television. — London: British Film Institute, 2004; Iosifidis, P., Steemers, J., Wheeler, M. European Television Industries. — London: British Film Institute, 2005; d’Haenens, L., Sayes, F. (eds.) Western Broadcast Models. Structure, Conduct and Performance. — Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2007; Vukanovich, Z. (ed.) Television and Digital Media in the 21st Century: New Business, Economic and Technological Paradigms. — Montenegro: Media Art Service International, 2009.