1. Книги
  2. Ценные бумаги / инвестиции
  3. М. В. Мамута

Микрофинансирование в России

М. В. Мамута (2013)
Обложка книги

Посвящена развитию микрофинансирования в России, проблемам, возникающим в этом секторе, даны рекомендации по их решению и направлениям развития. Достижение полного охвата населения финансовыми услугами стало актуальной темой для правительств многих стран мира, включая Россию. Деятельность микрофинансовых организаций (МФО) позволяет заполнить данную нишу, а также стимулирует самозанятость населения и развитие отечественного малого и микробизнеса. Российские МФО постепенно начинают выполнять функцию удовлетворения потребностей в финансовых услугах населения, малых и микропредприятий в условиях, когда для данных субъектов экономики оказываются недоступными или малодоступными услуги банков. Ориентирована на студентов и преподавателей ВУЗов, руководителей и сотрудников банков, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и других организаций финансового сектора.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Микрофинансирование в России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Регулирование микрофинансовой деятельности с учетом присущих ей рисков

2.1. Зарубежный опыт развития и регулирования микрофинансовой деятельности

Во всех странах растет осознание того потенциала, который несет в себе развитие микрофинансирования в плане сокращения масштабов нищеты, экономического роста и развития государства. Вместе с тем появление весьма успешных и быстро растущих МФО фактически ставит вопрос развития микрофинансирования на повестку дня большинства развивающихся стран. В связи с этим органы надзора предпринимают активные шаги по регулированию микрофинансирования с учетом конкретных особенностей и рисков, связанных с этой деятельностью.

Регулятор призван предлагать множество правовых инициатив в этой области, с тем чтобы разумно поощрять микрофинансирование в рамках общепринятых норм и пруденциальных нормативов для финансового сектора. Эти организации должны эффективно и безопасно вести свой бизнес. Органы надзора должны обеспечить адаптированную систему контроля МФО к динамичному и сбалансированному росту, учитывая самые передовые разработки в принятии допустимого риска, которые имеются у более развитых и крупных финансовых организаций, особенно в банковском бизнесе. Надзорные органы должны обеспечить сохранность сбережений малообеспеченных граждан ввиду отсутствия соответствующих институтов.

Передовая практика регулирования и надзора микрофинансовых организаций освещена в недавно вышедшем документе Базельского комитета по банковскому надзору[37] — «Основополагающие принципы микрофинансирования» (англ. — Basel Core Principles to depository micro finance).

Эти ключевые принципы определяют подход органов надзора к микрофинансовым организациям. В частности, следует учитывать многочисленность таких организаций при их малом удельном весе в активах и депозитах всей финансовой системы. От надзора требуется особое умение анализировать практику микрокредитования в таких организациях, а также систему контроля и управления рисками, которые разительно отличаются от традиционных банковских организаций. Необходимо принятие четкого определения понятия микрокредитования и порядка разрешения на проведение микрофинансовых операций. Массу микрофинансовых организаций сегодня можно четко разделить на собственно банки и небанковские организации.

Базельский комитет по банковскому надзору предлагает ряд принципов регулирования и надзора микрофинансовых организаций.

В частности, Принцип 2 и Принцип 3 определяют подходы к лицензированию операций, при этом особое внимание обращается на тип и размер транзакций в этом виде бизнеса. Необходимо и соответствующее определение микрофинансов, микрокредитов, микродепозитов, микрострахования в национальной нормативной базе. Для специализированных микрофинансовых организаций обычно предлагаются пониженные требования к капитализации по сравнению с обычными банками. Вместе с тем минимальный размер капитала является необходимым, чтобы отсекать нежизнеспособных кандидатов. Снижение требований к капиталу предполагает сужение видов разрешенных операций для таких организаций, но усложнение бизнеса (например, продажа продуктов через мобильные телефоны и сеть небанковских агентов) требует иных подходов надзора.

Требования к капиталу таких организаций должны учитывать природу рисков микрофинансирования, а также размер и составляющие капитала. У небанковских организаций имеются очень ограниченные возможности привлечения нового капитала по сравнению с традиционными банками.

Орган надзора должен требовать от микрофинансовых организаций разработки и внедрения процедур для управления рисками с акцентом на портфеле микрокредитов, на кредитном риске как определяющем. Кроме того, в универсальном банке микрофинансирование выступает лишь одним из видов бизнеса, поэтому риски собственно микрофинансирования могут быть смягчены за счет диверсификации бизнеса.

Микрофинансовые организации являются очень динамичными, особенно в выдаче кредитов, поэтому риски в своей массе могут увеличиваться очень быстро, что требует реагирования органов надзора и создания системы мониторинга ситуации.

В микрофинансовых организациях кредиты составляют практически единственный вид доходных активов, что сужает возможности диверсификации доходов. Орган надзора, считает Базельский комитет, должен установить набор стандартов для кредитной документации с учетом специфики клиентов и их бизнеса.

В плане классификации кредитов наиболее простым решением является деление кредитов по уровню просрочки.

Орган регулирования и надзора в отличие от традиционных банков не должен рассматривать как недопустимую практику высокой концентрации кредитов в отдельной отрасли или регионе, поскольку в этом и состоит специфика бизнеса микрофинансирования.

Микрофинансовые организации отличаются специфическим управлением ликвидностью, но также призваны разрабатывать планы на случай кризиса ликвидности и соблюдать требования к поддержанию запаса высоколиквидных средств.

Лимиты на операции со связанными лицами не подходят для тех микрофинансовых организаций, в которых членство предполагает и получение кредита, и размещение депозита, например кооператив.

Обязательным является требование к микрофинансовым организациям относительно членства в кредитных бюро.

О масштабах проблем, с которыми столкнулись микрофинансовые организации во всем мире во время глобального кризиса 2008–2010 гг., свидетельствуют факты реструктуризации этими организациями своей задолженности перед кредиторами вследствие трудностей в бизнесе. За указанный период 16 микрофинансовых организаций и один региональный фонд были вынуждены пойти на реструктуризацию[38]. Объем реструктуризированного долга составил 407 млн дол. США, при этом общий объем внешнего долга МФО составляет около 4,2 млрд дол.[39] Во всем мире произошел качественный скачок — неприбыльные МФО в массовом порядке превращались в коммерческие организации. Толчком к таким преобразованиям стала возможность для МФО привлекать крупные займы у частных инвесторов под коммерческие проекты. В результате за последнее пятилетие произошло резкое увеличение объемов микрокредитов с 12 млрд дол. США в 2004 г. до 65 млрд дол. США в 2009 г.[40] При этом МФО были ограничены в возможностях привлечения как средств клиентов, так и собственных средств.

При разработке механизма надзора и регулирования необходимо учитывать, что микрофинансами занимается разнообразное множество организаций. По роду своей деятельности и по правовой форме они подпадают под сферу надзора разных регуляторов, часто используют регуляторный арбитраж — изыскивают ту форму бизнеса, которая наименее регулируется и позволяет принимать наибольший риск при наименьшем собственном вложении собственника. Деятельность МФО концентрируется на кредитовании, поэтому регулирование охватывает прежде всего эту сферу бизнеса, но это не исключает внимания и к другим видам микрофинансов, включая платежи, расчеты, сбережения.

С точки зрения серьезности именно кредитный риск представляется приоритетным. В связи с этим органы регулирования призваны прежде всего ограничивать разумными пределами этот риск, вводя стандарты для классификации кредитных портфелей, кредитной документации, формирования резервов, списания задолженности и нормативов крупных рисков (концентрации).

В отношении МФО необходимо, как и в части банков, применять надзор на основе рисков, который означает концентрацию усилий надзора на наиболее рискованных операциях МФО и ведущих участниках этого сегмента рынка. Надзор должен охватывать структуру собственности и управление, методологию кредитования, характеристики заемщиков, систему управленческой отчетности и механизмы внутреннего контроля.

Понятие «микрофинансы» имеет широкое и узкое толкование в научной и нормативной литературе. В широком плане оно означает предоставление финансовых услуг людям с низкими доходами, особенно бедным и очень бедным. Характеристика «нищие» для таких клиентов в русскоязычных источниках не применяется в силу того, что нищета подразумевает отсутствие вообще каких-либо средств для существования, и тогда предоставление финансовой поддержки здесь представляет финансовую безвозвратную помощь. В каждой стране определение такой социальной группы бедных людей варьируется. В более узком смысле микрофинансы трактуются прежде всего как микрокредиты неформальным микропредпринимателям.

Базельский комитет по банковскому надзору в упоминавшемся документе 2010 г. определяет микрофинансы как «предоставление финансовых услуг на ограниченные суммы домохозяйствам с низкими доходами и малым, неформальным предприятиям».

В Италии банковская ассоциация предлагает более точное определение — «как предоставление кредитов, сбережений, услуг по осуществлению платежей, переводов денег и страхования, предназначенных для обеспечения охвата финансовыми услугами участников с ограниченными средствами»[41].

Помимо микропредпринимателей кредитное финансирование получают от МФО и разного рода малообеспеченные граждане, которые используют финансовые услуги для потребления, в том числе для покрытия временного превышения расходов над доходами, покупки предметов домашнего обихода, ремонта жилья и пр. Услуги микрофинансирования выходят за рамки кредита и охватывают также сбережения и денежные переводы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Микрофинансирование в России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

37

Microfinance activities and the Core Principles for Effective Banking Supervision August 2010.

38

Charting the course: best practice and tools for voluntary debt restructurings in microiinance // Joint report by IAMFI and Morgan Stanley. 2011.

39

CGAP and symbiotics. CGAP 2010 МГУ Survey report. Washington: CGAP, 2010. URL: www.cgap.org

40

Microfinance information exchange Inc. // Microfinance at a glance. Washington: MIX, November 2010.

41

ABI Position paper on the Basel Committee on Banking Supervision's consultative document «Microiinance activities and the Core Principles for Effective Banking Supervision», April 2010.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я