Права человека и национальная безопасность

М. А. Костенко, 2019

Учебное пособие предлагает исследование проблем теории прав человека и обеспечения национальной безопасности. В нем раскрываются теоретические вопросы, анализ российского законодательства и отдельные практические аспекты системы обеспечения национальной безопасности. Цель учебного пособия состоит в предоставлении комплексного анализа действующего законодательства в области конституционно-правового обеспечения национальной безопасности. Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» и студентов направления «Юриспруденция», а также для лиц, самостоятельно изучающих вопросы теории национальной безопасности.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Система обозначения национальной безопасности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Права человека и национальная безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Система обозначения национальной безопасности

1.1. Понятие национальной безопасности и виды безопасности

Национальная безопасность — это состояние защищенности страны, которое обеспечивает потенциал развития страны в исторической перспективе, стабильность и благополучие общества. На национальную безопасность влияют геополитическая обстановка, политика, социально-экономические реалии, идеологические установки и ценностные ориентиры. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов и ценностей от различного рода угроз.

На формирование дефиниции «национальная безопасность» влияет, по мнению некоторых исследователей, выбор типа безопасности: «гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов; реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им»[1]. Однако первой подход нет никакого смысла обсуждать в силу того, что такое положение принципиально недостижимо.

Наличие опасности — это естественный элемент жизни, центральный фактор эволюции. Весьма рискованно строить концепции в сфере безопасности на ложных посылах. Таким образом, опасность необходимо рассматривать как непременный, обязательный компонент безопасности[2]. Именно его наличие позволяет отражать имеющиеся опасности, предвидеть угрозы, описывать систему отношений между явлениями, процессами, людьми, социальными общностями, для которых в ходе их взаимодействия возникают различные опасности[3]. Поэтому второй подход является более продуктивным. Как справедливо на этот счет отмечает известный исследователь философского аспекта безопасности Н. Н. Рыбалкин, понимание безопасности как состояния защищенности в настоящее время получило наибольшее распространение и принято в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий[4].

В теории термин «безопасность» используется в конструкциях «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность», что порождает неопределенность в силу возникновения предположения об их синонимичности. При этом они являются разнопорядковыми категориями. «Термин «национальная безопасность» фактически является «калькой» с английского термина «national security», который в принципе может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов»[5]. Исторически анализ показывает, что в СССР применялось понятие государственной безопасности. Имея идеологическую направленность, функционально оно было связано с защитой коммунистической идеологии и советского строя.

В период перестройки стали появляться новые тенденции к пониманию безопасности государства, которое, кроме укрепления государственной власти, надлежит поддерживать конституционные общественные отношения, экономическое могущество, законность, территориальную целостность, нерушимость границ[6]. В постперестроечный период наблюдается переход к использованию термина «национальная безопасность» и, по мнению исследователей, «институционально охватывает более широкий спектр общественных отношений, объединяя все виды безопасности»[7]. Как справедливо отмечается исследователями[8], «характерной чертой последнего десятилетия в исследовании проблем безопасности стало то, что в российской научной литературе понятие «национальная безопасность» фактически вытеснило понятие «государственная безопасность»[9]. Впоследствии сам термин «государственная безопасность» попал «в опалу» [10], что привело к возникновению сложностей не только теоретического, но и практического плана.

Учеными отмечается, что «с начала 80-х гг. из юридических словарей и энциклопедий понятие «государственная безопасность» исчезает. В то же время не ставилось цели полного отказа от этой правовой категории, несомненно, важной для жизнеобеспечения личности, общества и государства»[11]. Хотя, по сути, еще до 1992 г. понятие «государственная безопасность» использовалось и отражало обеспечение политических, экономических, военных и иных интересов[12].

Впервые понятие национальной безопасности употребил президент США Теодор Рузвельт в 1904 году в послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США[13]. Первоначально данный термин был более тесно связан с военной безопасностью и основан на концепции «одна нация — одна страна»[14]. Под термином «нация» понимается устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе территориального единства общности и языка, особенности культуры, экономической и социальной жизни людей. Это означает, что буквально термин «национальный» означает «в интересах одной общности людей». Такой подход трудно сочетается с государством, характеризующимся многонациональным и многоконфессиональным народом, объединенным единой духовной культурой.

По этой причине ряд исследователей критикуют понятие «национальная безопасность» применительно к многонациональному государству. Так, например, В. Г. Вишняков указывает, что «для законодательства понятие «национальный» слишком туманно и малопродуктивно. Оно пригодно больше для политических дискуссий с их общими и эмоциональными рассуждениями о «нациях», «национальностях», «национальных интересах» и др. Понятие же «государственный» лежит в иной, конкретно юридической плоскости, выступая предметной, глубоко изученной и реально действующей организационно-правовой материей, пригодной для классификации сфер деятельности государства в области безопасности, разграничения полномочий, определения ответственности должностных лиц и др.»[15]. «Данный термин [национальная безопасность], заимствованный у западных стран, первоначально вызвал немало споров в силу смыслового различия, вкладываемого в определение «национальный» и многонациональности нашего государства, однако впоследствии упомянутый термин прочно вошел в научный оборот»[16]. Проникновение термина «национальная безопасность» в теоретические знания и законодательство России связано с принятием концепции западных политологов, что на определенном историческом этапе было связано с распространением международной практики на систему обеспечения безопасности России.

Некоторыми исследователями отмечается, что термин «национальная безопасность» не совсем корректен и его следует заменить на другой — «государственная безопасность»[17]. По мнению А. С. Рогова и Ю. Г. Федотовой, это позволит исключить разногласия с положениями Конституции РФ, предусматривающими обеспечение государственной безопасности (ч. 1 ст. 82), а также правовых проблем, связанных с отсутствием в нормах Конституции РФ понятия «национальная безопасность», и наличием устоявшегося исторического опыта (юридическое понятие «государственная безопасность» употребляется с 1934 г.)[18]. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что в статье 82 Конституции РФ закреплен только термин «безопасность»[19]. Можно привести позиции и других исследователей, в частности, употребление термина государственная безопасность «.. для Российской Федерации исторически, да и на современном этапе ее развития этот термин не очень подходит, более правильно заменить его на «государственная безопасность» или просто «безопасность России»»[20]. Так, например, Д. Г. Балуев обосновывает, что «в нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — является частным, видовым»[21]. Доктринальный анализ свидетельствует о дискуссионности термина «национальная безопасность» с различных точек зрения и в первую очередь исходя из правовой, этимологической, исторической позиции. Особенную актуальность приобретают исследования терминологической сущности в условиях новой полицентричной модели мироустройства.

Современный подход к содержанию понятия «национальная безопасность» основан на отказе от этнических признаков и использовании более широкой смысловой нагрузки. Категория «национальная безопасность» передает значение охраняемых объектов точнее и шире, добавляя к ним, помимо государства, личность и общество[22]. Иначе говоря, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности[23]. В понятии «национальная безопасность» отражаются такие категории, как национальный интерес, государственная безопасность, военная безопасность, безопасность личности, общественная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность и другие[24]. По мнению А. В. Герасимова, «национальная безопасность» — это такое состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные экологические, информационные и иные аспекты…»[25].

В Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) установлены основные принципы обеспечения безопасности, к которым отнесены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2)[26]. Статья 3 Закона о безопасности определяет, что государственная политика в области обеспечения безопасности представляет собой часть внутренней и внешней политики Российской Федерации, выражающейся в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Таким образом, обеспечение безопасности имеет два основных направления — внутренняя и внешняя политика, которые при одновременном взаимодействии, обладают достаточной самостоятельностью и отличительными чертами.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации[27] и иными правовыми актами Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Основным критерием видовой классификации национальной безопасности считается объект, на который оказывается негативное воздействие. По данному критерию различают безопасность личности, общества, государства. Однако следует разграничивать безопасность государства и государственную безопасность, безопасность общества и общественную безопасность, безопасность личности и личную безопасность.

Современная ситуация характеризуется тем, что фактически вытеснено понятие государственной безопасности, что приводит к размыванию сферы действия специальных служб государства. Под государственной безопасностью понимается защищенность основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического, информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп, отдельных лиц. По мнению некоторых исследователей, в нее входит и безопасность личности и общества, так как никакое государство не может существовать без такого признака, как «население», тем более что в Российской Федерации народ признается носителем власти и, следовательно, подлежит государственной защите от угроз любого характера[28]. Можно согласиться с высказанной позицией с одной оговоркой, что угрозы для безопасности личности и общества носят масштабный характер и способны в итоге подорвать устои государственности. Но все же главной отличительной чертой такого вида национальной безопасности как государственная безопасность выступает необходимость привлечения специальных служб государства для пресечения и предотвращения внешних и внутренних угроз.

Общественная безопасность — это защищенность населения страны от преступных посягательств на права и законные интересы граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера. Особенностью данного вида безопасности является наличие правоохранительного характера отношений, а эту задачу в основном призвано осуществлять Министерство внутренних дел РФ[29]. Кроме того, могут возникать и иные угрозы социальным субъектам, к которым относят чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии и т. д.[30] Также в общественную безопасность включается безопасность личности как члене общества, что обозначает определенный круг угроз. В качестве примеров нормативных правовых актов напрямую, посвященных обеспечению общественной безопасности, можно привести Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»[31] и Указ Президента РФ от 21.06.2019 № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий»[32]. Концепция общественной безопасности Российской Федерации устанавливает в качестве основного источника угроз общественной безопасности экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, а члены экстремистских организаций активно используют новые технологии для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности[33]. Также одной из системных угроз общественной безопасности выступает коррупция, которая существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.

Политическая безопасность предусматривает наличие состояния защищенности интересов личности, общества и государства от негативного влияния политических конфликтов между государственными структурами федерального и местного уровней, противоречий, возникающих между Россией и другими государствами, а также от других политических процессов, затрудняющих осуществление внешней и внутренней политики России[34]. Политическая безопасность может оцениваться по уровню политического сознания российских граждан и государственных чиновников; степени интегрированного выражения интересов граждан, общества и государства в проводимой внешней и внутренней политике; степень независимости Российского государства в принятии политических решений; степень разрешения всех политических противоречий на основе закона[35].

Международная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов государств того или иного региона мира от угроз общего характера. К подобным угрозам относятся распространение ядерного терроризма, глобальные экологические угрозы и т. п.

Значимое влияние на национальную безопасность оказывают экономические факторы, а под экономической безопасностью, согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации[36].Экономическая безопасность страны может оцениваться по следующим основным параметрам:

— высокий уровень жизни населения при поддержании на достаточном уровне социально-политической стабильности внутри государства и на международной арене;

— стабильная возможность реализации экономических интересов России независимо от происходящих изменений внутри государства и в мире;

— независимость Российского государства от экономики других стран мира;

— независимость страны в принятии экономических решений;

— наличие высокой культуры разрешения экономических противоречий[37].

Военная безопасность представляет собой состояние защищенности интересов личности, общества и государства от угрозы вооруженной агрессии иностранного государства или вооруженного нападения со стороны незаконных вооруженных формирований международного характера. Объектами посягательства выступает суверенитет, независимость и территориальная целостность государства, его конституционный строй, политический, экономический, научно-технический и военный потенциал. Оценивается военная безопасность по следующим показателям: соответствие военных угроз (потенциальных и реальных) военному потенциалу и военной организации государства; достаточность расходов для обороны государства; поддержание военно-стратегического паритета в мире[38]. Военная безопасность связана с внешними угрозами и требует противостояния именно им, что придает особую направленность системе ее обеспечения.

Социальная безопасность — это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от негативных процессов, приводящих к снижению жизненного уровня населения, ухудшению демографической ситуации, социальному расслоению, безработице, росту преступности и другим антисоциальным проявлениям[39].Основным объектом социальной безопасности выступают отечественные граждане и различные социальные институты (система пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, трудоустройства и т. п.). Данный вид безопасности наиболее ощутим гражданами и восприимчив к напряженности в обществе.

Духовная безопасность представляет собой состояние защищенности духовных условий личности, общества и государства, созданные народом в процессе исторического развития, от негативных процессов разрушительного характера. К объектам духовной безопасности относят традиции и обычаи народа, его духовные ценности и нравственные принципы, общественная психология, культура и искусство народных масс, официальная идеология, система воспитания, принципы семейных, родственных и товарищеских отношений[40]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Система обозначения национальной безопасности

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Права человека и национальная безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Безопасность России: правовые, социально-экономические и национальнотехнические аспекты. Словарь терминов и определений / К. В. Фролов [и др.]. М., 1999. С. 56.

2

Историческими подходами к рассмотрению безопасности являются реалистический (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк), рационалистический (Г. Гроция) и кантианский (И. Канта) (Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Под ред. А. В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 28–29).

3

См.: Шаваев А. Х. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории // Безопасность Евразии. 2005. № 1. С. 409.

4

См.: Рыбалкин Н. Н. Природа безопасности: автореф. дис… д-ра филос. наук. М., 2003.

5

Балуев Д. Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: автореф. дис… д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.

6

См.: Василенко С. В. Безопасность России в контексте становления глобального гражданского общества: автореф. дис… канд. полит. наук. М., 2006.

7

См.: Райгородский В. Л. Национальная безопасность России: политикоправовые средства обеспечения: монография. Ростов-на-Дону, 2004. С. 10.

8

См.: Опалев А. В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М., 2006. С. 207.

9

Грибин Н. П., Диденко А. В. Концептуальные основы национальной безопасности Российской Федерации: монография. М., 2010. С. 109.

10

Там же.

11

Калачев Б. Ф. О фундаментальных понятиях и параметрах категории национальная безопасность // Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2002. С. 117.

12

На данное обстоятельство обращают внимание Рогов А. С., Федотова Ю. Г. (См.: Рогов А. С., Федотова Ю. Г. Государственная безопасность: элемент и содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть, № 12. 2013. С. 129).

13

Идея строительства Панамского канала относится к началу XVI в., когда в 1534 г. испанское правительство приказало исследовать местность от Круца (Cruces) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтобы определить возможность соединения искусственным водным путем. В первой половине XIX века неоднократно возникали планы проведения канала через перешеек. Но, потеряв в 1823 г. все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания оказалась отстраненной от идеи постройки предполагаемого канала. В 1876 г. французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала. В 1894 г. образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 г. предприятие было продано правительству США за 40 млн. долларов. В 1903 г. Республика Панама стала независимой от Колумбии и в 1904 г. США договорились с правительством Панамы о вечной аренде зоны канала. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США и Канады, восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки. В 20-е гг. ХХ в. панамское правительство поставило вопрос о переходе канала под юрисдикцию Панамы. Однако взаимоприемлемое соглашение было достигнуто только в 1977 г., подписанное президентами США и Панамы. Согласно договорам «О Панамском канале» и «О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении» предусматривалось, что контроль над каналом, включающий вопросы управления им, охраны и обороны, будет передаваться Панаме постепенно и полностью перейдет к ней до 31 декабря 1999 г. При ратификации этих договоров были внесены оговорки, резервирующие за США право военного вмешательства в целях «поддержания канала открытым для судоходства». Процесс передачи канала от США Панаме продолжался почти 20 лет (Источник: РИА Новости https://ria.ru).

14

См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности… С. 12.

15

Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 29.

16

Патрушев Н. П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7. С. 4.

17

См., например: Ирошников Д. В. Презумпция государственной безопасности // Юридическая техника. 2010. № 4. С. 203–209.

18

См.: Рогов А. С., Федотова Ю. Г. Государственная безопасность: элемент и содержание… С. 131.

19

П. 1 статья 82 Конституции РФ устанавливает, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свобод^! человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

20

Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. М., 2014. С. 10.

21

Балуев Д. Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: автореф. дис… д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004.

22

Анохин Ю. В., Гадельшин Р. И. Национальная безопасность: теоретические и терминологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2017. № 12. С. 126–129.

23

См., например: Колокольцев В. А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: автореф. дис… д-ра юрид. наук. СПб., 2005. С. 11–12; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под ред. А. В. Опалева. М., 2004. С. 13–14; Самойлов В. Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности России: учебное пособие. М., 2008. С. 25.

24

См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности… С. 11.

25

Герасимов А. В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства: автореф. дис. канд. юр. наук. Краснодар, 2004.

26

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // СЗ РФ, 03.01.2011. № 1. Ст. 2.

27

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

28

См.: Букатов Р. С., Мороз Е. В. Понятие и сущность государственной безопасности российской федерации // Социогуманитарный вестник. 2018. № 1 (18). С. 147–152.

29

Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ. 26.12.2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

30

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.

31

Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // СЗ РФ. 18.06.2012. № 25. Ст. 3315.

32

Указ Президента РФ от 21.06.2019 № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» // СЗ РФ. 24.06.2019. № 25. Ст. 3245.

33

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // Документ опубликован не был. Электронный ресурс> URL http://www.consultant.ru.

34

См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности… С. 21.

35

Там же.

36

Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2902.

37

См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности… С. 22.

38

См.: Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности… С. 23.

39

Там же.

40

Там же. С. 24.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я