Научись писать без ошибок. 4 класс. Серия «Русский язык без репетитора»

Людмила Сергеевна Овчинникова

Практическое пособие по русскому языку содержит материал по работе над орфограммами, изучаемыми в 4-м классе. Система заданий и разнообразных упражнений даёт возможность научиться видеть орфограмму, проверять её, вырабатывает навык грамотного письма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись писать без ошибок. 4 класс. Серия «Русский язык без репетитора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема1: Повторение

Проясни значение слова ЯЗЫК.

Язык — это:

— Орган вкуса во рту, у человека — орган, при помощи которого получаются звуки.

— Язык — как кушанье (говяжий язык).

— В колоколе: стержень, производящий звон.

— Языки пламени, волны, ледника.

— Язычок ботинка.

— Средство общения.

Нас сегодня интересует вот это значение слова: средство общения.

Русский язык — язык, на котором общаются русские люди, язык России.

Это предмет, который мы изучаем.

Звуки, буквы, ударение

Звук — это то, что мы говорим.

Гласные звуки — это звуки речи, их можем слышать и произносить, они состоят из голоса

Буква — это специальный знак, который используют для записи звука на письме

Букву мы пишем

Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.

Состав слова

Что такое корень слова?

Продемонстрируй: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА — это слова, которые имеют общую часть (один корень) и близки по смыслу.

1.Выдели корень в словах:

Гриб боль светит

грибной больной светлеет

грибник болеет светлое

грибница болит светлячок

2. Прочитай стихотворение и найди в нём однокоренные слова.

Так же. как и у кустов,

корень слова есть у слов.

Лес цвет

лесок цветок

лесной цветной

лесник цветник

Будь внимателен к словам,

отыщи в них корень сам:

летчик, самолет, полёт,

ледяной, ледовый, лёд.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись труды.

3. Выбери только однокоренные слова, подчеркни их.

Дождь, дождевик, дождевой, дождик, дождливый, дождаться, дождинка.

4. Выдели в словах корень, обязательно подбирай однокоренные слова:

молодая, тропинка, зорька, на балконе, водит, волк, весне

5. Напиши как можно больше однокоренных слов с корнем

— крас-

6. Какие части слова образовали новые слова?

Новые слова образуются с помощью суффиксов и приставок.

Приставка.

1.Продемонстрируй: Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Прочитай, запомни приставки:

У, ВЫ, ПРИ, ПО, ДО, НА, ПЕРЕ

перед корнем пишут, перед!

ПОД, ЗА, ОБ, СО, В, С, ОТ-

знаем мы наперечет.

Перед корнем подставляем

и приставкой называем.

3. Продемонстрируй: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без приставки.

4. Выдели приставку в словах:

посмотрел, забежал, слетел, вход, список, смотрит, описал, окна.

5. С помощью подходящих по смыслу приставок (под-, про-, на-, вы-, пере-) образуй новые слова от слов бежать, читать, копать, клеить, пилить, сушить.

Образец. Дружить — дружба, бежать — подбежать, дети — детский.

Суффикс

1.Продемонстрируй: СУФФИКС-ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

2. Найди все суффиксы, выпиши их и запомни:

Кустик да кусточек,

садик да садочек,

Машенька да Ванечка,

Шурочка да Танечка…

Черный кот-котище

Выкатил глазищи..……

Ирочка, Сереженька,

мамочка, Алешенька,

замок, замочек,

свисток, свисточек.

Белочка, собачка,

трудная задачка.

Суффиксы найдите, все их запишите.

3. Образуй новые слова с помощью суффикса —б- от слов дружить, ходить, косить, просить.

С помощью суффикса —ск- от слов завод, город, село, дети, море, гигант

Окончание

1.Продемонстрируй: ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА-ЭТО ОКОНЧАНИЕ. ОКОНЧАНИЯ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

2. Измени окончания, чтобы установить связь слов в предложении:

В темница там царевна тужат. А бурая волк ей верно служим.

3. В подчёркнутых словах выдели приставку и корень.

Сентябрь.

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих.

И вдруг лесную тишину нарушает бормотание тетерева. Певчий дрозд откликнулся просвистел свою песню. Затенькала пеночка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц.

(По Н. Сладкову.)

Части речи

Слово — единица языка, которая служит для названия предметов, признаков, действий.

Речь состоит из слов. Если нашу речь нарисовать в виде круга, на какие части ее можно разделить?

1.Раздели круг на части и подпиши части речи.

Имена существительные

имена прилагательные

глаголы

числительные

местоимения

наречия

союзы

предлоги

частицы

2.. Прочитай и запиши название части речи.

Имя есть и у дождя — дождь.

Имя есть и у совы — сова,

имя есть и у стола — стол.

Имя есть и у травы — трава.

Все существует: дом, весна,

и у всего есть имена…

Строит, пилит, приседает,

скачет, ёжится, ласкает,

Бьёт, летает, крутит, спит

и за партою

сидит…

Горько, кисло, сладко, вкусно,

тяжело, печально, грустно,

вправо, влево, глубоко,

справа, слева, высоко…

Вежливый, старательный,

скромный и внимательный,

добрый, честный, справедливый,

и веселый, и счастливый…

Он, она, они и мы,

этот, тот, у нас, был ты.

С вами, вы, о вас и я-

что же это за слова?

Это, без сомнения,

Слова…

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под-

Из леса, к лугу, на поляну,

у кустика, с тропинки, в яму,

от речки, около дороги-

ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ……!

3. Подпиши над словами части речи.

Как хорош лес поздней осенью! В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. На липах висят последние золотые листья.

Словосочетание — это несколько слов, связанных по смыслу. От одного слова к другому можно задать вопрос. Подлежащее и сказуемое — не словосочетание.

Около дома растут высокие рябины.

какие? х

Высокие рябины

х где?

растут около дома

1. Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные. Напиши словосочетания.

Шерстяная…, деревянная…, старинная…, комнатное…, вечерняя…, счастливый…, удивительная…, замечательная….

Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Предложения произносятся с какой-то целью: рассказать о чем-то (повествовательное), спросить (вопросительное) и выразить просьбу (побудительное)

1. Чем отличаются эти два предложения?

Играет свет. На вершинах сосен играет солнечный свет.

……

2. Чем отличаются эти два предложения?

Играет солнечный луч. Как играет солнечный луч!

……

3. Чем отличаются следующие предложения?

Весной люди встречают пернатых гостей.

Когда встречают пернатых гостей?

Встречайте весной пернатых гостей.

4. Найди в предложениях главные члены и напиши, как отличаются предложения по своему составу?

Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.

Тёмный бор встрепенулся от бури и закачал кудрявой головой.

(1.Предложения отличаются наличием и отсутствием второстепенных членов — нераспространённое, распространённое.

2.Предложения отличаются по интонации — невосклицательное, восклицательное.

3. Предложения отличаются по цели высказывания-повествовательное, вопросительное, побудительное

4. Первое предложение сложное, в его составе две грамматические основы, второе — простое с однородными членами.)

Члены предложения.

Какие члены предложения ты знаешь?

1. Разбери по членам предложение:

К театру ведет красивая берёзовая аллея.

Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу общей темой

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте

Тексты бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.

Текст — повествование — в нем рассказывается о том, что произошло; отвечает на вопрос что случилось?

Текст — описание — в нем описываются люди, предметы, животные, события; можно задать вопрос какой? Какая?

Текст — рассуждение — в нем говорится о причинах явлений и событий; отвечает на вопрос почему?

Тень на дороге.

Ст..ял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле. Вдру.. на дорогу упала тень. Я быстро взгл..нул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высм… трел добычу. В одно мгновение хищник схв..тил её и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

2. Какой это текст: повествование или описание? Докажи.

Обобщаем знания. Выполни задания к тексту.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Высокие деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей……………………………………………..

Проверь свои знания. Ответь на вопросы взрослому.

В первом предложении найди слово, в котором звуков больше, чем букв

— Подчеркни все гласные в словах первого предложения

— Во втором предложении подчеркни мягкие согласные.

— Поставь ударение в словах первого предложения.

— В четвёртом предложении подпиши части речи.

— Сделай разбор по членам предложения, выпиши словосочетания из третьего предложения.

— Найди предложение с однородными членами.

— Найди сложное предложение, показав грамматические основы.

— какой это текст: повествование, описание или рассуждение?

Имея эти главные, основные знания, можно продолжить работу. Теперь будем отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила правописания — этого часто бывает недостаточно, чтобы писать без ошибок.

Главное — увидеть, заметить орфограмму — в этом случае легко будет её проверить или вспомнить правило.

В этом мы и будем тренироваться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись писать без ошибок. 4 класс. Серия «Русский язык без репетитора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я