Научись писать без ошибок. 3 класс. Серия «Русский язык без репетитора»

Людмила Сергеевна Овчинникова

Практическое пособие для дополнительных занятий по русскому языку содержит все орфограммы, которые изучают в 3-м классе. Это система заданий, которая вырабатывает навык грамотного письма, орфографическую зоркость, умение видеть орфограмму.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись писать без ошибок. 3 класс. Серия «Русский язык без репетитора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Орфограммы корня

1. Проясни значение слов ОРФОГРАФИЯ, ОРФОГРАММА

Орфограмма — это буква, написание которой следует объяснить, на месте орфограммы мы выбираем букву, используя правила орфографии-науки о правописании слов

Какие орфограммы корня были изучены в 1 и 2 классах?

(безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная)

Правописание безударной гласной в корне слова

Продемонстрируй правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением.

— Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни проверочное слово.

Банкир — банки, бедность — бедноватый, большой — больше, болевой — больно, избежать — пробежка, дворцовый — двор, угадывай — загадать, враньё — соврал, гости — гостиница.

Подбери проверочное слово и напиши безударный гласный в корне. Корень выдели.

Уг_сать………………………………

б_ глец……………………………….

гр_зовая……………………………..

загр_знил……………………………

в_левой……………………………….

вовр_мя…………………………..

св_лить………………………………..

в_здушный………………………..

прибе_жать…………………………..

в_риться…………………………….

Проверь две безударные гласные, подобрав два проверочных слова. Выдели корень.

Г_л _вной-…………………………….

Заг_в_рить……………………………

Х_л_.дильный……………………………

Б _р _говой…………………………

К_п _ровальный…………………………

Д _р_вяшка………………………………

В _ч_ринка……………………………

З _л _неет………………………………

К _л _сок…………………………………

К _р_шок…………………………………

К_р _тковато…………………………

Л_б _диный………………………………

— Устно проверь безударный гласный, вставь нужную букву.

Выдели корень.

П_лезный, п_нёк, п_ртовый, бесп_лезный, п_чтовый, пр_вдивый,

пр _витель, пр_стак, пр_мой, пч_линый, п_тно, п_тачок, в_зать, перем_тать, к_р_шок, р_зумный, изр_дка, цв_тной, полн _чь, п_ляна, р_чушка, р_гатый, подн_сти, исп _рение, р_систый, сохр_нять.

— Подчеркни орфограмму безударный гласный в корне слова

Сельская школа.

Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.

В классе светло. Тут царят уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща.

Выборочный диктант. Выпиши слова с безударной гласной в корне слова. Корень выдели, поставь ударение.

Причудлив и красив осенний лес. Пленительную красоту ему придаёт рябина. Для многих птиц ягоды рябины — вкусная пища. Вот подлетела к рябине красивая птичка. У неё оранжевая грудка, а на крыльях аккуратные голубые пятнышки. Это сойка. Птичка распушила перья, поела и улетела. Появилась стая крикливых дроздов. Они разместились на ветках рябины. Птицы глотают ягоды целиком. Ощипав одно дерево, птички отправляются искать другое. Вот такое замечательное дерево-рябина!

Прочитай орфографически. Поиграй в «переводчика», затем напиши диктант.

Зимой в лесу.

Побелели поля и пригорки. Тонким ледком покрылась река и уснула в тишине. Ходит зима по горам и долинам. Ступает тихо и глядит по сторонам. Поправляет свою волшебную картину. Вот между кустов серый зайчик крадётся. Скорей оденься в белую шубку, косой! Под холодным сводом неба застыли белые деревья.

— Проверочный диктант.

Я часто любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки, деревья и траву, полевые цветы и гнилые пеньки. Звонко поёт ручеёк в овраге, ему вторят птичьи голоса. Я сажусь посередине поляны на лежащий ствол. Рядом стоит мохнатая ветвистая осина. Я глажу рукой кору дерева. Потом лениво бреду по тропе. Вот я уже на берегу реки у дощатого моста.

Орфограммы корня. Парные согласные в слабой позиции

Какая позиция (место в слове) для парного согласного звука считается слабой? Почему?

(этот звук слышится не всегда так, как пишется)

Продемонстрируй:

Парные согласные по глухости-звонкости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) находятся в слабой позиции в том случае, когда они стоят на конце слова или перед глухой согласной.

— Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Лопатка — лопата, гранит — гранитный, грудка — грудинка, грустит — грусть, денежный — денежки, девятка — девятый, дорожка — дороженька, завтрак — завтракать, завод — заводы, заметка — заметить, записать — записка, гладкий — гладенький.

— Какая буква стоит после парной согласной в сильной позиции?

Сильная позиция — это место в слове, когда звук ясно слышится

(после парной согласной стоит или гласная буква, или буква, обозначающая звонкий согласный звук)

Подбери проверочное слово, где парная согласная стоит в сильной позиции. Покажи корень в однокоренных словах.

Лопатка-………………

неловкий-……………

лодка-…………………

март-………………

лошадь-………………………

лютик-……………………

медь-………………………

маяк-………………………

монетка-……………………

младший-……………………

мягкий-……………………

крепкий-………………………

лебёдка-………………………

записка-………………………

обувщик-……………………

выставка-………………………..

Вставь пропущенную букву, проверь.

Сала. ки, свя. ка, сво. ка, секре., сла. кий, сле.., у. кий, сосе., насме..ка, стру..ка, сосе..ка, стри..ка, педаго.., пустя.., су..чик, спе..ка, безрука..ка, сиро..ка, нале..ке, растя..ка, тя..ко, у..коватый, ря..чик, тра..ка, теле..ка, эта.., сюрпри.., поса..ка, у..коплечий.

Выборочный диктант. Выпиши только слова с парными согласными в слабой позиции, выдели корень.

На краю поляны стоит берёзка. Рядом с ней детская площадка. Мягкая травка под деревом покрыта листьями. Я присел на низкий пенёк и любуюсь берёзкой. Вот среди опавших листьев прошуршала мышка. На ветку села лёгкая птичка. На узкой тропке появляется кошка. Подул резкий ветер. Погода портится. Быстрой походкой я дохожу до решётки сада.

7.Найди и исправь ошибки.

Утром были замороски. Мрачные тучи скальзят низко над землёй. На улице дует реский ветер. Наша кошка скрибётся лабкой в дверь, царапает кразку когтями. Ей надоело гулять. Она ложытся на подужку в маленькой комнате и засыпает. Я надиваю ширстяную рубашку и безрукавку, выхожу во двор. Я сажусь на лафку, ем орешки.

— Найди орфограммы в корне слова (безударные гласные, парные согласные), Выдели корень. Прочитай орфографически, поиграй в «переводчика», напиши диктант.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись писать без ошибок. 3 класс. Серия «Русский язык без репетитора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я