Погружение. Поэтический дневник

Людмила Николаевна Перцевая, 2023

Вместе с Людмилой Перцевой читаем новые романы, посещаем выставки и погружаемся в спектакли, наслаждаемся музыкой. Как и прежде, ее рецензии – глубоки, интересны индивидуальной интерпретацией, предельно честны и остроумны. А сквозь прозу прорастают стихи, то перекликаясь, то иронизируя, то возражая. И сочетание это прозаических и поэтических творений рождает особый сплав, особый жанр, в котором давно и успешно работает автор – поэтический дневник. Захватывающее чтение!Иллюстрация на обложке автора.

Оглавление

Косим трын-траву!

— Харизма! — вот главное условие успеха.

— То есть по-русски — обаяние?

— Ну, нет, в русском слове есть что-то…дамское, кокетливое, обязательно симпатичное. А харизма — это когда субъект восхищает любым своим действием, хоть в морду дал, хоть по головке погладил, лайки так и сыплются.

— По-нашему — бурные аплодисменты? Не трудолюбие, не знания и навыки, а просто умение нравиться?

— Что ты всё переводишь, да, бурные… Трудолюбие… скажешь тоже, кто его любит. Это вообще не из вашей прошлой жизни, это — новая реальность, харизма и кретивность! Только благодаря им блогеры миллионы гребут, такое разве можно было представить полвека назад? Даже не мечтали…

— Все свои планы люди строили как раз в поступательном движении накопления ресурсов — знаний, навыков, силы. Накопил — и пошел кувалдой махать. Или косой. Или коклюшками. Не знаю, чем там еще. А блогеры — только харизмой! Попил — кружку об пол! Поел — остаток каши на голову брату. Отдыхает — стоя на голове. Едет — на капоте, дверцы нараспашку! Скажешь — глупость, а все балдеют, зачем-то это людям надо?

— Восхищаются, комментируют, настроение поднимается, завидуют, что все рекламщики блогеру деньги несут. Да в ваше время о таком даже не мечтали, у вас даже закон был необыкновенный — про тунеядцев, кто не работает, тот не ест, поэтов ссылали, с ума сойти, где уж тут о чудесах мечтать.

— Стоп, — говорю я своей раздвоенной личности. — Не все поэты были тунеядцами, и не всех ссылали. О чудесах, разумеется, мечтали — и даже многое воплощали в жизнь. А если хорошо подумать, то и блогерская сущность — никакое не изобретение виртуала, в нашей реальной жизни шли еще дальше, до отрицания материальных благ и созидательного труда вообще.

Помните великолепный фильм режиссера и композитора Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром»? Главный герой Олега Борисова уходит из семьи, пишет заявление об увольнении на работе, играет на гитаре на речном вокзале…

Круговорот этот всяческого отрицания благонамеренного бытия захватывает и всех остальных: дочка любит чужого мужа, тот готов отказаться от зарубежной командировки, жена-хирург, которая гордилась своим прагматизмом, слышит в растерянности от другой женщины брезгливое: «Так вот вы как о жизни думаете».

Весь фильм (снятый, между прочим, в 1986 году) люди поют, пляшут, таскаются по злачным местам — и балдеют от полной бесперспективности и неопределенности под великолепную музыку. Герой, не прилагая ни малейших усилий, извлекает из себя, как из волшебной шкатулки, множество прелестных мелодий, но даже записать их не умеет, не обладая музыкальной грамотой. Он несет их аранжировщику (невольно вспоминается Глинка, который говорил, что «музыку сочиняет народ, а мы только ее аранжировщики»), тот раскладывает ее на составляющие и записывает с оркестром. И вот она уже знаменита, гремит из всех окон — из репродукторов и магнитофонов, но под чужим именем.

Дочь Ксюша и жена Лида уверились, что папа и муж Василий Муравкин — талант, они окатывают аранжировщика презрением, все уговаривают Васю-гитариста проявить свое авторство.

Но он — гордо отказывается, он и так, на улице, на вокзале, в кругу друзей может играть и петь свои песни! Никаких гонораров!

Тогда были такие замечательные люди с гитарами, со своими стихами, с песнопениями у костра, в гостях, на вокзалах и улицах, творившие без гонораров и не мечтавшие о миллионах. Блогеры, имеющие миллионы на бесконечных кривляниях, не умеющие ровным счетом ничего, по сути, являются блестящим фантиком на рекламной продукции. Фантик этот, в отличие от других приемов торговой индустрии, должен непрерывно видоизменяться, — картинкой, звуком, ракурсом, и в зависимости от этой способности получать сдельную оплату. Пока вертишься — получай, замер — и лайки не поступают, извини. Нам кажется, что оплата несоразмерно вложенному труду и умениям велика, но ведь и блогеров, которые выходят на орбиту платного вращения, не так много. Всё, как в шоу-бизнесе: есть раскрученные бренды, есть середняк, а есть — начинающие, поющие почти бесплатно.

А по поводу харизмы и креативности этих кривляк, которые якобы появились только сегодня, позволю себе не согласиться. Помните в старых сказках?

«У крестьянина — три сына, старший — умный был детина, средний сын и так, и сяк, младший вовсе был дурак» — ему и достанется жар-птица, девица и царство!

Новые поведенческие мотивы? — Да они заложены в природу человека: ничего не делать и много-много-много иметь! «По-Щучьему велению, по моему хотению — шагай, печь, в царский дворец!» Разве что на другой бок повернуться для удобства обзора по пути следования.

Еще в одном великолепном фильме «Бриллиантовая рука»прозвучала прямо гимном гениальная песня:

« А нам всё равно,

А нам всё равно,

Не боимся мы волка и сову,

Дело есть у нас,

В самый жуткий час

Мы волшебную косим трын-траву!»

Косим мы эту трын-траву под авось и небось во все времена, не шибко озадачиваясь, «что день грядущий нам готовит». «И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом», — ряд литературных аллюзий может продолжить каждый желающий, им несть числа.

Вот только есть одно очень важное обстоятельство: сказка — ложь, а в ней содержится очень важный посыл. Не надо даже пытаться сделать жизненным правилом то, над чем принято было посмеиваться. Даже если ты креативен и обладаешь потрясающей харизмой. А вдруг не прокатит?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я