Поймать лжеца

Людмила Мартьянова, 2023

Вы когда-нибудь ловили супруга, делового партнера, друга или ребенка на циничной лжи? Как же распознать ложь и приблизиться к истине? Книга, которую вы держите в руках, расскажет, как это сделать. «Поймать лжеца» – легкое в освоении научно-популярное руководство, которое поможет научиться понимать мысли человека по выражению его лица, расшифровывать язык тела и распознавать манипуляции обмана. На основе научных исследований и примеров из реальной жизни автор объясняет, как узнать ложь и защитить себя. В конце каждой главы даны практические задания, выполнение которых позволит эффективно освоить новые навыки и ловить лжецов. Людмила Мартьянова – профайлер-верификатор и полиграфолог с большим опытом работы в области детекции лжи и профайлинга. Она является преподавателем-инструктором и куратором обучающих курсов в Международной академии исследования лжи.

Оглавление

Вопросы в детекции лжи

Как я упоминала выше, классификаций вопросов много. Для решения задач детекции лжи мы прибегаем к классификации полиграфологов, но пользуемся ею более свободно. Я представлю схему применения вопросов с некоторыми примерами. Однако хочу предупредить, что тема стимулов более обширна и требует отдельного изучения.

Итак, виды вопросов, необходимых верификатору для работы:

1. Нейтральные вопросы — вопросы, не имеющие прямого отношения к основной теме проводимого исследования, которые не представляют для человека ситуационной значимости и на которые он будет давать заведомо правдивые ответы. Для чего они нужны:

• Для выявления базовой линии поведения. Говоря на незначимые, малоэмоциональные темы, человек раскрывает особенности своего поведения в норме. Это нулевая точка, от которой верификаторы ведут отсчет для интерпретации реакций.

• Для установления симметричного раппорта. Далее в книге ты узнаешь, что такое раппорт. Нейтральные вопросы дают возможность находить общий опыт с человеком, подстраиваться под его ценности для лучшего контакта.

• Для переключения внимания и гашения эмоциональных последствий после значимых вопросов. Здесь нейтральные вопросы используют как буфер между разными видами вопросов, например, контрольными и проверочными.

Примеры нейтральных вопросов в ситуации собеседования: «Как добрались?», «В каком районе живете?», «На чем добирались?», «Где предпочитаете отдыхать в отпуске?» и прочие. Вопросы автобиографического характера (образование, последнее место работы) в этом контексте лучше не задавать, так как информация по ним может искажаться. Также к нейтральным темам не относятся вопросы личного характера (семейное положение, наличие детей), религиозных, политических взглядов и убеждений. Примеры нейтральных вопросов в контексте расследования внутри организации: «Как давно работаете?», «Что входит в ваш функционал?», «Кто еще работает в вашем отделе?». При подборе вопросов учитывай его логичность и адекватность ситуации. Пример неудачно подобранного вопроса: «А вам больше кабачки или баклажаны нравятся?»

2. Проверочные вопросы — вопросы, которые непосредственно связаны с основной задачей исследования, значимость или незначимость которых требуется установить. Это те вопросы, которые позволяют определить причастность или непричастность человека к расследуемому событию.

Содержанием проверочных стимулов должны быть четкие и однозначные признаки совершённого противоправного деяния. То, о чем спрашивает в этих вопросах верификатор, не должно выходить за рамки проверочной темы. Содержанием могут быть знания или действия, которые совершил человек, будучи причастным. Как правило, вопросы касаются времени, места, субъекта или объекта совершенного деяния.

Например, в фабуле хищения денег из кассы вопросы будут звучать так: «Знаете ли вы точно, кто присвоил деньги из кассы?», «Вы причастны к присвоению денег из кассы?», «Где вы были в период?..», «От кого вы в первый раз услышали о хищении денег?», «Расскажите все, что вы знаете об этом происшествии».

При формулировке проверочных вопросов пользуйся некоторыми правилами:

• Мягкая формулировка вопроса. Сам вопрос задаем «на мягких лапках», аккуратно, негативную коннотацию эмоциональных слов меняем на нейтральную. Например, не украл, а вынес; не похитил, а присвоил; не слил информацию, а передал. При работе с опрашиваемыми лицами ты можешь столкнуться с тревожно-мнительными личностями, которых сама формулировка может привести в состояние стресса.

• Вопрос должен быть конкретным и включать только исследуемое событие. Пример верного вопроса: «В компании X хотя бы раз вы присваивали себе товарно-материальные ценности?» Пример неверного вопроса: «Хотя бы раз вы брали что-нибудь чужое?»

• Каждый вопрос может включать один аспект или деталь события. Вопрос: «Это вы вскрыли сейф и вынесли деньги из него?» — неверно сформулирован. Опрашиваемый может рационализировать вопрос, договорившись с собой, объяснив себе, что это не так, если он только вынес деньги из сейфа, но сам не вскрывал его. Лучше разделить этот вопрос на два и задать по очереди.

• Проверочные вопросы не должны нести обвинительный или унижающий характер. Это необходимо по той же причине, что и смягченная формулировка вопроса. Пример неверной формулировки: «Это ведь вы вынесли деньги из сейфа?»

• Вопрос должен быть направлен на выявление самого факта причастности, а не его деталей. Вопрос: «Вы участвовали в присвоение денег из кошелька Ивановой Жанны?» верный, а вопрос: «Куда вы положили деньги из кошелька Ивановой Жанны после того, как вытащили их?» — неверный, к тому же носит обвинительный характер.

• Проверочные вопросы должны учитывать культурный уровень опрашиваемого, включать понятную для него лексику.

• Проверочный вопрос формулируется таким образом, что при правдивом ответе на него верификатор получает признание, а при ложном ответе — симптомокомплекс маркеров лжи. Например, вопрос: «Вы вчера вечером заходили в кабинет начальника, из которого вынесли документы?» не будет проверочным, так как опрашиваемый мог заходить в кабинет для других целей.

Именно проверочные вопросы позволяют выявить причастность человека, поэтому грамотно формулируй их и готовь заранее.

Есть одно «но» в использовании только нейтральных и проверочных вопросов. Прямой проверочный вопрос, несущий в себе элементы подозрения, всегда является более значимым, чем любой нейтральный. Следовательно, субъект непричастный к расследуемому событию, но обладающей повышенной тревожностью всегда будет, при отсутствии альтернативных вопросов, показывать выраженные реакции на вопросы проверочного характера. Потому очень важно подобрать контрольные вопросы для принятия правильного решения.

3. Контрольные вопросы — вопросы, представляющие для опрашиваемого лица определенную ситуационную значимость, но не имеющие прямого отношения к основной теме опросной беседы. Задача этих вопросов — отвлечь внимание непричастного человека от проверочных вопросов, а также провоцировать у непричастного чувство вины, неловкости, стыда, а также нежелание признаваться в тех или иных поступках, мыслях, желаниях.

Контрольные вопросы касаются нашего поведения в социуме. Мы спрашиваем о тех действиях, которые совершал каждый человек, но они являются социально неодобряемыми. Также контрольные вопросы затрагивают негативные качества человека. Не зря контрольные вопросы называют «ловушкой для непричастных». Примеры контрольных вопросов в фабуле хищения денег из сейфа: «Хотя бы раз вы хотели что-нибудь украсть?», «Вы крали канцелярию с каких-либо мест работы: ручки, файлы, бумагу?», «Вы завидуете богатым?», «Считаете ли вы, что вам не доплачивают?». Все эти вопросы без привязки к хищению — то, в чем человек легко признается, но в контексте рассматриваемого события признаться в этом желание пропадает. Несколько правил по формулировке контрольных вопросов:

• Содержанием вопросов должны быть поступки, действия, мысли, желания, фантазии, в которых стыдно, неловко признаваться. При этом исследуемый должен сомневаться в правдивости своего ответа; или врать, опасаясь социального порицания; или признаваться, но испытывать чувство стыда или неловкости.

• Формулировка контрольного вопроса должна носить крайне неопределенный характер. Вопрос: «Хотя бы раз ты крал деньги?» менее удачный, чем вопрос: «Хотя бы раз ты брал чужое?», так как второй вопрос включает не совсем понятный и определенный опыт, а опыт с присвоением денег есть не у всех.

• Ключевые слова при формулировке вопроса усиливаются, усугубляются негативной коннотацией. Здесь ты делаешь противоположное действие тому, что делал с проверочным вопросом. Например, не вынес, а своровал; не присвоил, а украл; не раскрыл секрет, а разболтал; не рассказал о подозрениях, а заложил своего, и так далее.

• Контрольный вопрос должен затрагивать такие негативные морально-этические аспекты, которые присущи подавляющему большинству людей (обман близких, распускание сплетен, зависть другим, нарушение дисциплины и др.).

• Контрольный вопрос не должен включать в себя проверочную тему. Например, неверный вопрос при хищении денег из кассы звучит так: «На данном месте работы ты хотя бы раз брал чужое?» Под неопределенное «чужое» подпадают и деньги из кассы. Лучше отделить проверяемое событие либо по времени, либо по месту: «На прошлом месте работы ты хотя бы раз брал чужое?», «До 2022 года, на данном месте работы ты хотя бы раз брал чужое

Контрольные вопросы играют важную роль при ведении беседы, так как они минимизируют обвинительный уклон и повышают объективность оценки реакций. Как реагируют причастные на контрольный вопрос: либо реакция средняя, но слабее, чем реакция на проверочный вопрос; либо не «проваливаются» в контрольные темы, отрицая любой негативный опыт и демонстрируя иллюзорный позитивный образ себя. Максимально выраженную реакцию у причастного ты увидишь на проверочный вопрос. Непричастные, наоборот, сильнее реагируют на контрольные темы, испытывая вину, стыд, неловкость, сомнение. На проверочные вопросы они могут испытывать меньший уровень стресса, а также облегчение или гнев.

В чемоданчике верификатора есть и другие виды вопросов, они являются вспомогательными и решают свои задачи:

4. Провокативный/провокационный вопрос — вопрос, в постановке которого заведомо содержится противоречивое, необоснованное или очевидно ложное предположение, которое существенно затрудняет получение на него прямого ответа. Как правило, подобные вопросы используются в качестве риторического инструмента, ставящего собеседника в тупик либо заставляющего его подтвердить или опровергнуть скрытое в вопросе утверждение, которое может быть ложным. Это те вопросы, целью которых является вызов реакции. Ты не анализируешь эту реакцию, так как она является результатом противоречивого, необоснованного или очевидно ложного предположения.

Примеры таких вопросов: «Коньяк на работе вы пьете до обеда или после обеда?», «Судя по всему, пропавшее имущество вы уже продали?», «Вы так мало рассказываете об этом дне, так как что-то скрываете?», «Вы уже напугали свидетелей, чтобы они не сдали вас?». Эти вопросы можно использовать, как ты уже понял, для провокаций и получения признаний. Для выяснения причастности/непричастности они не подходят.

5. Исследовательские вопросы — сложные вопросы, выходящие за пределы непосредственного опыта говорящего, требующие некоторых когнитивных нагрузок (анализ, синтез, дифференциация информации). Это многослойные вопросы, позволяющие как узнать особенности психологического профиля человека, так и при необходимости напустить тумана вокруг той темы, которую на самом деле хотим обсудить.

Примерами таких вопросов являются вопросы Марселя Пруста, которые так любит задавать В. Познер в своей передаче: «О чем вы больше всего сожалеете? Какова ваша главная слабость? В чем ваша сила? Каково ваше основное достоинство? Какой недостаток вы прощаете легче всего? Какой недостаток вы никогда не прощаете? Когда вы предстанете перед Богом, что вы скажете ему?». Сюда же относятся вопросы о личных качествах, сильных и слабых сторонах, вопросы про ценности, убеждения, взгляды, а также вопросы, начинающиеся со слов «Почему?».

В своей работе верификатор опирается на основные виды вопросов: контрольные и проверочные, используя обязательно вспомогательные: нейтральные, провокационные и исследовательские. Алгоритм выбора вопросов зависит от конкретной беседы, но есть основные принципы начала беседы. Сначала выявляем базовую линию поведения с помощью нейтральных вопросов, затем двигаемся к расследуемой теме, чередуя проверочные и контрольные, с периодическими вставками нейтральных вопросов. Старайся при ведении беседы не следовать четкой связке НКП (нейтраль-контроль-проверка), чтобы опрашиваемый человек не смог полностью адаптироваться к этой связке и подготовиться к ответам на вопросы.

Задание для самостоятельной работы: подбери по 5 нейтральных, проверочных, контрольных, исследовательских вопроса для фабулы о хищении денег из кошелька в рабочем коллективе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поймать лжеца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я