Простым языком о логопедии

Людмила Кучер

Назначение книги – помочь тем, кто воспитывает ребёнка, имеющего трудности в становлении речи. Познакомить с актуальными методами коррекции и профилактики логопедических проблем, дать практический материал. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Простым языком о логопедии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая.

По каким законам развивается речь ребёнка?

Ориентируемся на норму речевого развития ребёнка. От 0 до 3

Первый крик новорождённого — это начало развития речевого пути. В идеале он должен быть громким, чистым, не хриплым. Рефлекторным криком малыш активно «общается» с родителями, сигнализируя о состоянии дискомфорта, первые два месяца.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Малыш нараспев произносит отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «а-гу», «а-ха» и т. п. Примечательно, что эту стадию проходят все дети без исключения. Независимо от того, здоровы они или имеют сложности развития, гуление есть у всех: у аутистов, детей с ДЦП, глухих… Это генетическая программа. Поэтому может развиваться с задержкой, активно или вяло.

Конец первого месяца жизни малыш отмечает первой улыбкой. А к концу третьего месяца уже заливисто хохочет. Кстати, смех способствует развитию речевого дыхания.

В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый комплекс оживления. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение к нему мамы или другого близкого взрослого. Отвечает улыбкой на улыбку. Ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову.

В 6 месяцев нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить отдельные слоги и цепочки слогов: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Интересно, что в лепете дети произносят все звуки мира, а потом включается «материнский язык», т. е. подключается фонетическая система родного языка, малыш начинает её выделять. Именно в этот момент появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, разговаривайте с ним, чётко проговаривая каждое слово.

Если малыш уже перестал гулить, но так и не начал лепетать — это повод для беспокойства.

Примерно с 7 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями. Если, например, глядя на малыша, произнести слово «зайчик» грубым голосом, нахмурившись, то он, скорей всего, заплачет от такой интонации. А если произнести слово «волк» нежно, тоненьким голоском, улыбаясь, то и он улыбнётся в ответ. Громкие звуки настораживают, а тихие убаюкивают.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.

Принято считать, что появление первых слов совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

В год в норме у ребёнка должно быть примерно 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «би-би», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения: «Дай мяч», «Хочу пить», «Иди спать». Можно отметить появление в активной речи малыша первых прилагательных: «хороший», «большой», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «маикий», «касий». Это нормально для данного возраста.

При нормальном психофизическом развитии ребёнок трёх лет говорит развёрнутой фразой, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении («Давай поиграем в песочнице, буду копать ЛОПАТКОМ»). Различает основные предлоги, например, «на» и «под», формы единственного и множественного числа (кукла — куклы), рода (я пришёл, мама пришла). Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

Когда можно картавить, шепелявить и сюсюкать?

От 1 года до 2 лет считается нормой, если речь малыша понятна лишь домашним. До 18 месяцев ребёнок накапливает пассивный словарь. Не говорит, но пальцем показывает.

«Где корова?» — спрашиваете вы. «Вот!» — показывает малыш.

До 3 лет малыш может говорить вместо «сумка» — «сюмка», вместо «зубы» — «зюбы», а вместо «цыпа» — «типа». И это нормально. Смягчённое произношение согласных звуков в этом возрасте является физиологической нормой.

До 4 лет допустимо, если дитятко вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «жук» — «зук».

До 4,5 лет ребёнок имеет право говорить «лыба», а не «рыба».

«Водка» вместо «лодка» не допускается говорить ни в каком возрасте. Это когда малыш пытается произнести звук [л] губами, а не языком. То же самое, если [р] — горловой.

Как только услышали у малыша такое, сразу идите к специалисту, само собой не исправится.

Что такое фонематический слух?

Это особенный слух. Его называют фонематическим, от слова «фонема», т. е. звук. Буквально — способность человека различать среди неречевых звуков звуки речи и слова. Например, вы идёте с ребёнком по улице и рассказываете ему какую-нибудь историю. Вокруг вас столько всего происходит: гудят мимо проезжающие машины, чирикают птицы, шуршит под ногами опавшая листва, разговаривают встречные люди. Все эти звуки могут быть громче, чем ваш голос. Но тем не менее малыш вас прекрасно понимает и с интересом слушает.

Можно от природы иметь стопроцентный физический слух и прекрасный музыкальный, но при этом не слышать всех тонкостей звуков речи: что «крыса», что «крыша» — на слух одно и то же. В результате слышимая речь плохо воспринимается. Помните игру «сломанный телефон»? Слово, которое получил на ушко первый игрок, и слово, который услышал последний, — это два разных слова. В игре это допустимо, забавно и смешно.

А можно ли научиться читать и писать, не слыша чёткого звучания речи? Чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого нужно слышать, как он звучит. А также необходимо уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков, входящих в состав слова, если ребёнок пишет под диктовку или диктует себе сам, когда пишет. Ведь ни для кого не секрет, что прежде чем слово написать, мы его мысленно проговариваем.

Фонематический слух (ФС) начинает развиваться с рождения. Ребёнок в возрасте 1—2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытаться их повторять (гулить). Примерно к 8 месяцам использует звуки и прямые слоги родного языка. Постепенно малыш учится различать ритмический рисунок слова. В 1—2 года доказательством правильного развития ФС будет служить понимание ребёнком той речи, с которой к нему обращаются взрослые, и выполнение инструкций и просьб типа «Дай руку!», «Где мама?» и т. п.

При нормальных темпах развития интеллекта к 4—5 годам у ребёнка практически сформирован ФС, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной, правильно, без отклонений произносить все звуки «материнского» языка.

Если этого не произошло, то, возможно, имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо скорректировать, чтобы не иметь потом проблем с обучением в школьном возрасте.

Фонематический слух можно развить с помощью специальных упражнений.

Почему у ребёнка речь формируется с задержкой?

Итак, давайте разбираться.

Выделяются две группы факторов, которые влияют на темпы формирования речи:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Простым языком о логопедии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я