Как помочь детям полюбить чтение

Людмила Касаткина

Данная книга представляет взвешенный, реалистический подход к развитию навыков чтения. Показаны тонкости психологического взаимодействия ребёнка и взрослого в процессе преодоления проблем с чтением. В книге описана методика обучения технически грамотному и вдумчивому чтению на самом раннем этапе. Предлагается система упражнений, закладывающих фундамент быстрого чтения. Научные основы изложены в доступной форме, приводятся примеры, как донести до детей суть тренировок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как помочь детям полюбить чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Внимание и чтение

Как устроено внимание

Важность внимания в любом виде интеллектуальной деятельности не оспорима. Речь пойдёт о произвольном и после произвольном внимании. Так как непроизвольное внимание, которое зиждется на наших инстинктах самосохранения, слабо работает при чтении книг. Образно говоря, непроизвольное внимание — это когда мир вокруг нас заставляет нас обернуться, реагировать.

Немного теории: произвольное внимание — это сознательный самоконтроль, который позволяет аккумулировать мозговую активность, направлять её на выбранный объект и удерживать себя в рамках поставленной задачи. Сложная функция? Её можно и нужно развивать особенно у детей старшего дошкольного возраста. Лобные доли мозга отвечают за управление деятельностью, в них «формулируются» своеобразные само приказы, организующие и контролирующие деятельность в соответствии с определёнными алгоритмами. Составными элементами внимания-самоконтроля являются: видение цели, способов её достижения и слежение за собой во время работы. Конечно, на первых этапах произвольное внимание требует немалых усилий, но по мере становления нового навыка, формируется после произвольное внимание, гораздо более эффективное и менее затратное для психики.

Благодаря произвольному вниманию ребёнок научается, читая, смотреть на этот процесс как бы со стороны, отслеживая его характер: в каком направлении движется взгляд, насколько чётко звучит голос, как быстро произносятся слова, насколько скоординированы процессы восприятия напечатанного, осмысления и говорения.

Подчёркивая важность самоконтроля во времени чтения, не стоит забывать о роли глубинных мозговых структур, влияющих на качество внимания, а именно о ретикулярной формации. Ретикулярная формация находится в верхнем отделе ствола головного мозга и тонизирует его корковые отделы.

Чтобы ребенок читал в соответствии с возрастными нормами, а возможно, и опережал их, необходим достаточный запас внимания. Внимание — это высокая нервно-психическая энергия, своего рода «топливо» для всякой умственной деятельности. Правда в том, что улучшить показатели по вниманию можно, но разовыми занятиями здесь не обойтись.

С физиологической точки зрения внимание — это возможность себя контролировать, удерживать в поле зрения продолжительно какой-либо один предмет, в нашем случае — воспринимать напечатанные слова ясно, четко. Способность сосредоточиться на деятельности, зависит от развития ретикулярной формации, которая обеспечивает поддержание достаточной силы напряжения в участках коры мозга, ответственных за восприятие и мыслительную деятельность. Это напряжение имеет биоэлектрическую природу. Путём тренировок можно увеличить продолжительность и силу концентрации внимания. Мы все представляем, как наращивать с помощью тренировок силу и выносливость мышц, но мало кто ставит перед собой задачу — сознательно тренировать свой мозг. В 1875 году Ричард Катон обнаружил, что мозг вырабатывает слабый электрический ток, а в начале двадцатого века Ханс Бергер сконструировал прибор, считывающий электрическую активность мозга. Когда мы просыпаемся, мозг генерирует электрическое поле приблизительно в 23 ватта, что сопоставимо с мощностью лампочки в холодильнике.

На первом занятии с детьми мы обсуждаем значение быстрого, вдумчивого чтения для каждого из нас. Как правило, самый значимый для детей мотив — это мотив социального одобрения: успевать за одноклассниками, опережать их, радовать учителей и родителей, узнавать же что-то новое важно далеко не всем. Для современных детей не вполне понятно, зачем таким кропотливым и трудоёмким способом, как чтение, добывать знания, когда доступно красочное и динамичное познание в виде мультиков, фильмов и компьютерных игр.

Для того чтобы перейти из плоскости практического значения быстрого чтения к пониманию глубинных процессов в себе самом, мы вводим на доступном уровне понятие биоэлектрической активности нашего мозга (для дошкольников иллюстрируем его сюжетом мультика из Смешариков «Наука для детей — Мозг»). Дети способны оценить значение подобного знания: их радует факт обладания потрясающе устроенным мозгом! Мы смело заявляем, что быстрое чтение — отличный тренажёр, повышающий активность мозга! В этом ключе очень неслучайно звучит выражение «светлая голова».

Рост активности нейронов головного мозга сопровождается увеличением кровоснабжения и усилением обменных процессов в мозгу. В конце 70х годов Е. Д. Хомская1 выяснила, что уровень биоэлектрической активности мозга зависит от трудности выполнения задания. Быстрое чтение как раз и предполагает своего рода трудности, поскольку требует точной координации многих психических процессов: почти одномоментного восприятия, осмысления и воспроизведения (в случае чтения вслух) информации, причём в максимально возможном темпе.

Формирование навыка быстрого чтения как этап интеллектуального и культурного развития личности ставит перед учеником непростую задачу: овладеть специальными способами чтения. Психические процессы, активизирующиеся в ходе обучения, можно отнести к нестандартным или, выражаясь языком нейробиологии, к нестереотипным. Общепризнанный эксперт в вопросах психофизиологии мозга академик Наталья Бехтерева2 утверждала, что именно в процессе нестереотипной деятельности мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Происходит это, потому что в работу вовлекаются обширные участки головного мозга, отвечающие за различные виды психической деятельности.

Современная медицина имеет в своем арсенале приборы с обратной биоэлектрической связью, использующие возможности электроники. Обратная связь основана на регистрации параметров концентрации внимания с последующей их визуализацией в удобной форме, например, на экране монитора. Существует система тренировок с помощью такой аппаратуры для гиперактивных детей. К голове ребенка присоединяют датчики, которые считывают параметры активности мозга при выполнении задания и регистрируют их в виде электроэнцефалограммы. Например, ребенку предлагают сосредоточиться на изображенном на экране сосуде с жидкостью, уровень которой визуализирует степень концентрации внимания. Испытуемого просят удерживать внимание на рисунке и постараться повысить уровень жидкости в сосуде. Усилия ребенка по концентрации внимания ведут к автоматическому повышению мозговой активности, и уровень жидкости в сосуде на экране поднимается. Разработчики постоянно совершенствуют привлекательность игровых сюжетов нейротренажёров. Например, придумывают историю муравья, который толкает в свой муравейник груз и, встречаясь с разными отвлекающими факторами, переходит на разные уровни сложности. Конечно, такой прибор очень нагляден и занимателен для ребенка, но простое сосредоточение на любом объекте в течение 5—7 минут при регулярных тренировках дает не меньший результат.

Тем не менее количество технических устройств, построенных по принципу «интерфейс — мозг—компьютер», позволяющих человеку управлять компьютером и другими техническими устройствами с помощью сигналов мозга, растёт. Такие аппараты используются в качестве нейроинтерфейсов для улучшения себя (брейн фитнеса) и просто для полезного развлечения: Puzzlebox Orbit Helicopter — игрушечный вертолет, который управляется мозговыми сигналами; MindFlex — настольная игра, в которой игрок силой мысли управляет шариком, висящем в воздушном потоке, создаваемом вентилятором.

Признанные авторитеты в области развития навыков чтения Рональд Д. Дейвис и академик О. Андреев в своих системах используют упражнения с точками для концентрации внимания. О. Андреев3 предлагает упражнения с фокусировкой на внешнем объекте — реальной маленькой зелёной точке посередине печатной страницы. Рональда Д. Дейвис4 использует приём концентрации на воображаемой точке равновесия, которая возникает в результате визуализации вершины колпачка на голове человека. В обоих упражнениях преследуется одна и та же цель — удержание объектов, отслеживание фокуса внимания и в случае его смещения возвращение в исходное положение. Физиологически функция самоконтроля базируется на взаимосвязи нейронных путей лобных долей и ретикулярной формации головного мозга. Человек направляет волевые усилия на удержание объекта, что ведёт к активизации ретикулярной формации, повышению уровня электрической активности в определённых зонах коры и увеличению продолжительности детального и тщательного распознавания объектов.

Опыты психолога Д. Линдсли5 выявили, что раздражение ретикулярной формации улучшает восприятие: так животные стали различать изображения конуса и треугольника, что раньше им было недоступно.

Имея опыт обучения детей и взрослых техникам развития внимания, хочу предостеречь от чрезмерного увлечения внешними стимулами, влияющими на сосредоточенность. Как-то, обсуждая результаты самостоятельных тренировок по концентрации внимания в упражнении «Зелёная точка», один из моих учеников спросил: «Почему точка не красная?» Продолжая диалог, я пошутила: «Да еще в придачу не бьёт тебя электрическим током, когда отвлекаешься?» Внимание как внутренний интеллектуальный ресурс прежде всего личное волевое усилие или его послепроизвольный эффект, это прежде всего самоконтроль и самокоррекция. Важно минимизировать управляющий характер внешних стимулов, их раздражающий, возбуждающий, в смысле притягивающий, и стимулирующий непроизвольное внимание эффект.

Самая большая проблема, на мой взгляд, в обучении детей осмысленному и динамичному чтению состоит в том, что чтение требует сосредоточенности и работоспособности, между тем родители часто не готовы учить ребёнка трудиться, включать волю. Бытует мнение, что обучение должно быть лёгким, радостным, ненавязчивым, что главное — вызвать интерес. А потом те же родители удивлены, что их ребёнок тоскливо ждёт новых порций развлечений, которые должны свалиться ему на голову.

Зачастую родители возражают: «У моего ребёнка отличная усидчивость. Он часами может сидеть, не шелохнувшись, перед телевизором и компьютером!» В случае просмотра мультиков это очевидно: собственных усилий воли не требуется, так как мы имеем дело с непроизвольным вниманием — создатели продукта позаботились о его притягательности для детей.

Последние десятилетия в США важное место занимают исследования проблемы низкой личностной активности и тех трудностей с самореализацией и социализацией, которые возникают у молодого поколения. Книга П. Тафа «Как дети добиваются успеха»6 — попытка донести до широкой общественности суть проблемы и описать современный психологический и педагогический опыт её решения.

Время, когда прогрессивные психологи, педагоги и родители по всему миру привносили в учебный процесс ценности свободного развития личности, уважения её интересов, сменяется поиском равновесия между свободой и подчинением, комфортом и трудностями. Идея формирования выдержки и самоконтроля предполагает, что дети проходят через неудачи. П. Таф приходит к выводу, что современное образование призвано моделировать неудачи и не просто ожидать выхода из них за счёт напряжения силы воли, а организовывать поиск способов продуктивного решения проблем и задач.

Современная цивилизация провоцирует частые переключения внимания у детей и взрослых, потворствует бесконечному расслаблению и потреблению уже переработанной информации. Так что человеку незачем напрягаться для её систематизации.

Учёные яростно дискутируют по поводу влияния современных гаджетов на способности человека. Неоспоримо, что новые технологии открывают потрясающие возможности для развития человека, но и таят немалые угрозы. Существуют ли научные доказательства влияния информационных технологий на мозг человека?

Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона7 пришли к выводу, что гаджеты способствуют рассредоточению внимания и даже ведут к уменьшению количества серого вещества головного мозга!

Ли А. В.8 исследовал влияние мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков и выяснил, что чрезмерное использование современных средств связи приводит к усталости, снижению концентрации внимания, рассеянности у детей 14—16 лет (что составляет 65,1%).

Тренируем внимание при чтении. О правилах, внимании и воле

Вначале эту игру я назвала: «Точно и вперёд!», но как-то папа и сын на моих занятиях обронили: «Твоё, моё!», и название прижилось.

В чём суть? Освоение техники чтения требует точного и довольно быстрого восприятия и озвучивания слогов, слов. Чтобы сделать подобные тренировки для детей интересными, мы проводим их в игровой форме. В этой игре два основных условия: читать точно и не повторять слова дважды, то есть не перечитывать их. Ведущие эксперты единодушны в том, что умение читать без регрессий, то есть не возвращать взгляд назад, существенно повышает качество чтения. Чтение без регрессий — своеобразная установка на максимально точную синхронизацию с текстом здесь и сейчас.

Я ввожу правило «Точно и вперёд» уже на этапе чтения по складам. Например, учим слоги с буквой «Ю». Ребёнок знает соответствующие буквы и ему уже показали, как читать эти слоги. Чтобы перейти к уверенному чтению, проводим тренировку: у родителя карточки со складами, он по одной показывает их ребёнку, если тот прочитал правильно, карточка его, нет — остаётся у родителя. Затем после демонстрации родителем правильного чтения ребёнок может «отыграть» оставшиеся у родителя карточки.

Очень важно вначале играть с отдельными карточками, а не с напечатанными в виде столбцов и строчек складами. На своих занятиях я даю целый лист с распечатанными карточками, которые надо разрезать. Некоторые родители ленятся разрезать их, не видят в этом смысла, говорят: «Зачем разрезать на отдельные карточки?»

Детям 5—6 лет, да и постарше, на первых стадиях обучения чтению нужны микропаузы, которые заполняются эмоциями. Паузы — это время, когда ребёнок сверяет свои действия с реакцией родителей. Именно реакция родителей, творческая, наполненная уверенностью и оптимизмом, способна превратить игру-тренировку в радостное и полезное общение. Я часто встречалась с озадаченным взглядом мам в ответ на мою рекомендацию, что нежелание учиться, можно преодолеть через игру. Беседуя с такими родителями, я понимала, что они давно утратили дух игры, что является серьезным симптомом нечувствительности по отношению к миру ребенка. Наконец, дети имеют материальное, зримое подтверждение своих побед — карточку, которую они выиграли. Большинство детей стойко переносят проигрыши. Если мы учли исходный уровень ребенка, неудачные попытки обязательно чередуются с победами. Игра сопровождается эмоциональным подъёмом, здоровым азартом.

Игровой сюжет «Твоё, моё!» имеет много вариантов: можно усложнять материал для чтения (конечно, постепенно). Можно и нужно выбирать для тренировки трудные для конкретного ребёнка соединения букв с определённой гласной или согласной. Например, поначалу дети с трудом озвучивают слоги с буквами Й, Э, Щ.

После того как в поле зрения ребенка появляется слово, в игровой сюжет упражнения «Твоё, моё!» вводим дополнительное правило: нужно прочитанное слово пояснить: рассказать, что это такое, не произнося слово повторно. Игровой сюжет направлен на то, чтобы ребёнок старался понять значение слова практически одновременно с чтением вслух. Поначалу дети тратят много сил на распознавание букв, их слияние, так что порой даже не помнят начала слова, которое они только что прочитали. На первом этапе повторное чтение оправдано, оно помогает ребенку яснее услышать слово, которое он прочел. Чтобы понимание длинных слов только после повторного чтения не вошло в привычку, мы вводим в игру «Твоё, моё!» дополнительное условие: «объясни значение слова, не произнося его». Например, ребёнок прочитал слово «самолёт» и пояснил: «Это воздушный транспорт». Принимаются любые ответы, которые подтверждают понимание слова, например, «он летает», «металлический» и тому подобное. Как только ребёнок научился уверенно читать понятные ему слова, мы включаем в тренировку небольшое количество сложных, малознакомых слов. Точно озвучивая непонятные им слова, дети знакомятся с ними самостоятельно на слух. Большинство детей, встречая незнакомое слово, теряются и смущаются, потому что сомневаются в правильности своего чтения. Многие ученики начальной школы, да и подростки испытывают замешательство при встрече с трудными словами. Дети увереннее читают, когда знают, что непонятные слова может разъяснить автор в тексте, о их значении можно догадаться по созвучию, и, наконец, обратиться за помощью к взрослым.

Описание игры «Твоё, моё!» вы найдете в приложении в конце книги (приложение 1).

Сложность слов для тренировки должна нарастать постепенно: вначале это слова из двух прямых слогов с буквами «а, о, у, ы, э», обозначающими один звук, например, «Саша, Маша, мама, луна», затем вводятся небольшие слова с йотированными гласными: «е, ё, ю, я» такие, как «юнга, яма». Потом увеличиваем количество слогов в слове, например, «Буратино, айсберг», даём слова со стечением согласных: «стройка, строчка». Замечательным пособием для таких игр с уже готовыми к использованию отдельными словами, расположенными от простого к сложному, служит учебник «Быстро читаем» С. А. Белолипецкого9.

Совершенствование техники чтения через игру может сопровождаться введением дополнительных правил, актуальных для конкретных детей, а именно: произносите слоги слитно, немного нараспев, без искусственного выделения отдельных слогов при чтении, «не рубите» слова на слоги, читайте громко, чётко, уверенно. Тренировки, которые предполагают соблюдение этих правил, как правило дают хороший результат.

Почему дети любят читать столбики слов

Один из важнейших принципов обучения заключается в движении от простого к сложному. Данный принцип относится и к чтению. Освоение навыков чтения начинается с чтения букв, складов, а затем слов и текстов. Весьма распространены тренировки со словами в виде столбиков слов различной сложности. Упражнения такого рода есть в учебных пособиях С. Г. Зотова10, О. И. Азовой11.

Столбики на моих занятиях стали отличным тренажёром для развития самоконтроля ребёнка в процессе чтения. Упражнение «Читаем столбики» и инструкция по работе с ними находится в приложении 2.

Т. Б. Киселева12, исследовавшая темп чтения в начальной школе, выяснила, что увеличение темпа напрямую зависит от способности к его произвольной регуляции.

На занятиях я организую ситуацию, в которой дети открывают элементарные и в то же время основные правила быстрого чтения. Предлагаю им проследить за моим чтением, в котором намеренно делаю ошибки определённого рода. А затем, от противного мы формулируем правила.

Первое из них: читать надо точно, без искажений. В зависимости от исходного уровня чтения (например, при чтении по слогам) точным считается и орфографическое прочтение слова, например, «молоко». Разъясняем, что читать так, как говорим (малако), тоже правильно, но, если ребёнок совсем недавно научился читать, вряд ли так у него получится.

Когда я демонстрирую детям повторное чтение слов, они в большинстве случаев не считают это ошибочным. Перечитывание слов связано как с потерей концентрации внимания (чтением на автомате, без осознания смысла), так и с попыткой понять незнакомое сложное слово при повторении.

Я прошу детей повторить незнакомое слово многократно, чтобы они убедились, что его смысл, несмотря на повторы, остаётся непонятным, а затем предлагаю прочитать текст, из которого становится ясным значение этого слова. Таким образом, мы реализуем стратегию «не застревать» на непонятных словах, двигаться дальше, пытаясь понять их значение из контекста.

Два базовых правила: 1) читать точно, 2) читать вперед — мы изображаем в виде знаков, опорных сигналов. Я предлагаю детям самим изобразить в виде знака это правило. Обычно дети рисуют этот знак как дорожный, с указанием направления движения «вперед». Правило «читаем точно» выглядит как мишень со стрелой, которая летит прямо в яблочко. Кстати, в старорусском языке слово «ошибиться» значило не попасть в цель. Зачем изображать правила, да еще и самим детям? Рисунок на образном уровне отражает суть правила, а находясь над рабочим столом, изображение становится своеобразным напоминающим знаком. У юных читателей появляется схематическая опора, помогающая управлять качеством своего чтения. Дети с нетерпением ждут новых знаков.

На уроках мы вместе с детьми «изобретаем» новые знаки. Это знаки громкости, плавности и многие другие, которые появляются в связи с особенностями чтения конкретных детей.

Тренировка со столбиками слов сходна с игрой «Твоё, моё», только уже нет такого дробления на отдельные слова — карточки. Мы имеем дело с тренажёром, в работе с которым ставим задачу читать как можно дольше, точно и без повторов. Работа со столбиками — это в какой-то степени облегченный вариант по сравнению со сплошными текстами, которые многих детей просто пугают, так как они ещё не готовы работать с большими объёмами информации. Тем более что столбики слов разрабатываются в логике «от простого к сложному». Конструкция столбиков и базовое задание — читать точно и вперёд — предполагают тренировку зрительного самоконтроля в процессе восприятия и озвучивания слов. Отсутствие логической взаимосвязи слов в столбиках выключает антиципацию — предвидение в развитии сюжета, тем самым концентрирует внимание на написании слов. В столбиках каждое слово выступает как отдельная смысловая единица.

Перед началом тренировки со столбиками дети вспоминают опорные схемы, знаки правил и рисуют их над столбиками. Я сравниваю схематическое изображение правил с дорожными знаками, юных читателей с водителями, а себя с инспектором, останавливающим за нарушение. Если ребенок прочитал слово с искажением или повторил его, значит надо остановиться, подчеркнуть последнее правильно прочитанное слово и продолжить дальше, стараясь прочесть как можно больше слов точно и вперёд. Самый большой по количеству результат выделяется как личный рекорд на данный момент. Если соблюдена мера доступности и сложности материала для ребенка, то дети с удовольствием соревнуются между собой и прежде всего сами с собой, просят показать свой результат родителям и с гордостью сообщают о своих достижениях дома. В этом упражнении акцент сделан на технической стороне чтения, она важна хотя бы потому, что дает возможность качественно читать определенные объемы текстов, избегая смысловых искажений. Наблюдения за детьми, выходящими на новый уровень техники чтения, убеждают меня в том, что полученные навыки позволяют ребенку почувствовать радость от процесса чтения. Когда ребёнок целиком погружается в чтение, вкладывает в него максимум интеллектуального и личностного ресурса здесь и сейчас, чтение открывает ему не только новые смыслы и знания, но и позволяет ощущать себя более совершенным и гармоничным. А если говорить о прозе методики работы со столбиками, то она, конечно, предполагает словарную работу. Дети часто ошибаются в чтении непонятных и мало знакомых слов. Необходимо поощрять их вопросы на понимание, но не в ходе чтения, когда они бросают читать и тут же начинают спрашивать, что это за слово, а после прочтения. Иногда оказывается, что они просто не успели подумать и вспомнить значение слова. Такого рода прерывания останавливают процесс чтения, а дети часто после отвлечений и вовсе не возвращаются к чтению. Процесс мышления во время чтения может быть занят как осмыслением уже прочитанного, так и движением вперед по прогнозированию, предугадыванию развития сюжета. В процессе чтения и размышлений нужен баланс. Важно следовать за рассуждениями автора, потому что уход в свои мысли, пусть и по поводу читаемого, — это уход от чтения.

Существует такой термин, как компенсация, когда ребенок, испытывающий трудности с чтением, зачастую неосознанно стремится как можно скорей прервать чтение, вступая в диалог со взрослым. Внимание в данном случае очень тесно переплетается с работоспособностью и выражается в волевом усилии: дочитать запланированный участок до конца и после этого, поразмышляв, уточнить неясные места.

Конечно, сами по себе правила «читать точно и вперед» не панацея. В ходе работы со столбиками мы разворачиваем тончайшую работу по самокоррекции зрительного восприятия, особенностей озвучивания, отношения к трудностям и неизвестному, умению подчиниться логике автора, терпеливо следовать за ним во время чтения.

Предлагаю, вашему вниманию небольшую зарисовку кропотливой и очень индивидуальной работы по формированию такого самоконтроля во время чтения. При этом понимаю, что для многих детей подобная работа лишена смысла, поскольку они просто через подражание, имитацию хороших образцов чтения на интуитивном уровне схватывают данный процесс и отлично им владеют. Если присмотреться к этим детям, то окажется, что они обладают нервной системой, позволяющей им с легкостью выполнять столь кропотливый труд. Такие дети, как говорится, с молоком матери впитали высокие образцы русского языка, поэтому понимание текстов не вызывает у них трудностей.

Внимание в процессе чтения — это слежение за точностью чтения, движением глаз, темпом говорения. Во внимании всегда важен фокус. Если мы хотим скорректировать тот или иной недостаток чтения, фокус слежения направляется на определённое действие: например, точное проговаривание окончаний длинных слов. Осознанно выбирается объект сосредоточения: «все печатные символы в слове», и параллельно идёт слежение за собственной концентрацией взгляда, его чёткой фокусировкой на окончаниях слов. Необходима синхронизация смысловой догадки и зрительного контроля, который позволяет корректировать предугадывание и достигать точного прочтения. Очень важно научиться замечать, как, например, по привычке окончания «додумываются», не соответствуют напечатанному. Следующий этап в обучении — научить тормозить неэффективную привычку выдумывать окончания или же вовсе другие слова. На этом этапе разрешаются микропаузы, во время которых человек уравновешивается, успокаивается, а не расстраивается из-за того, что у него в очередной раз не получается читать правильно. Часто на этом этапе можно услышать учительскую или родительскую команду: «Соберись!» Более правильно сказать: «Ты можешь собраться!» Великолепно, когда ребёнок сам принимает позу собранности: выпрямляется, немного замирает со спокойно уверенным выражением на лице, иногда дополнительно сжимает кулачки, как бы готовясь к решительной схватке. И очень важен внутренний приказ: «Я намерен абсолютно точно проговаривать слова и для верности немного замедлю темп!»

Таким образом, осознанно подходя к исправлению недостатков собственного чтения, ребёнок удлиняет промежутки качественного чтения, получает большее удовлетворение от правильного, а следовательно, приятного чтения. Самооценка растёт, у ребёнка появляется позитивный опыт: «Я могу читать точно!» После таких побед над собой от ребёнка можно услышать: «Когда придём домой, я буду тренироваться!»

Теперь важно определить зону ближайшего развития в формировании навыка чтения. А именно: ребёнок должен читать определённое количество слов заданной структуры (из двух прямых слогов и тому подобное), доступных для понимания, но с вкраплением новых непонятных слов. Конструируя разные уровни сложности столбиков, мы даём ребёнку возможность ощутить себя в безопасности и найти силы для дальнейшего продвижения. Очень легко подавить всякий интерес у начинающего читать ребёнка количеством печатных слов на странице. Элементарное увеличение шрифта, дробление текста, чередование упражнений ведёт к тому, что ребёнок справляется с нагрузками по чтению, немного превышающими его возможности. Но если те же объёмы дать сплошным текстом, мы рискуем вызвать у ребёнка ощущение непосильности.

Дети очень отзывчивы на выполнение доступных и лишь слегка выше их сегодняшнего уровня заданий. Им также нравятся игровые, соревновательные моменты в занятиях (я предпочитаю соревнование с самим собой и всячески продвигаю его ценность).

И ещё немного о тренажёре «Столбики».

У некоторых родителей возникает недоумение: зачем останавливать ребёнка, если он нарушил правило, ведь это, по их мнению, наносит травму детской психике. Конечно, если мы предлагаем ребёнку заведомо невыполнимые правила или чрезвычайно сложный материал, то это неправильно, негуманно. Но любое культурное развитие личности предполагает, по утверждению основоположника российской психологии Л. С. Выготского, использование предметов культуры в соответствии с их устройством, умение подчинить себя их логике.

«Читаю на одном дыхании»

Чтобы изобразить правило «читаю на одном дыхании», дети часто рисуют этот знак в виде воздушного шарика. Чтобы было ясно, что значит выражение «читать на одном дыхании», предлагаем как можно дольше просчитать, не вдыхая. Можно устроить своеобразное соревнование между вами и ребенком, кто дольше просчитает на одном вдохе.

Дыхание точно сигнализирует о психоэмоциональном состоянии человека. Сбивчивое, неравномерное, с частыми сбоями дыхание возникает, когда ребенок не верит в свой успех, волнуется и испытывает различную гамму негативных чувств. Частые остановки в виде вдохов, переходящие в длительные паузы, значительно снижают скорость чтения. При выполнении упражнения должны быть уравновешены скорость и четкость произнесения слов. Выполняя это упражнение, дети начинают чувствовать свой скоростной резерв. Чтобы прочитать членораздельно как можно больше слов на одном дыхании, нужно уметь произносить их быстро, в темпе скороговорок, поэтому очень полезно разучивать скороговорки. Приведённые в приложении столбики также можно читать на одном дыхании (описание упражнения в приложении №2, упражнение 4 «Читаем столбики на одном дыхании»).

Мы также учимся читать в режиме скороговорки: читаем на «первой, второй, третьей скорости», пытаясь почувствовать разный темп восприятия и говорения. В ходе упражнения дети учатся управлять темпом чтения, у них есть возможность нащупать свой индивидуальный максимум.

«Зачем?» — спросите вы. Почему не подождать естественного становления? У детской психики есть свои защитные механизмы, и она будет сопротивляться неприемлемому темпу. Вместе с тем у детей есть резерв развития, и если нет разумной стимуляции, то может закрепиться в качестве привычки вялое послоговое чтение, что и происходит с рано обученными читать детьми, которые длительное время не совершенствовали свой навык. Так что истина и в этом случае, на мой взгляд, лежит посередине.

Всем детям на доступном уровне, я объясняю биоэлектрическую природу активности мозга. Наш девиз: «Включи мозг на полную катушку!»

Известно, что у подавляющего большинства людей чтение даже про себя сопровождается проговариванием, уловимыми только специальными датчиками микродвижениями движения языка и голосовых связок. Это вполне объяснимо, потому что европейцы и не только они в самом начале учатся читать, озвучивая отдельные слоги, а затем, прослушивая их, начинают понимать, о чем идет речь. Конечно, по мере развития навыка первоначальные стадии чтения сворачиваются и убыстряются, но не исчезают. Так что получается, что артикуляция присутствует и ограничивает скорость чтения скоростными возможностями вашей речи. У большинства людей скрытая артикуляция при чтении присутствует на протяжении всей жизни и существенно сокращается только в ходе систематических упражнений, например, «Ритм — стук» академика О. Андреева.

Существуют школы быстрого чтения, которые обещают развить у детей скорость до 500 слов в минуту и выше. Они манипулируют родительскими ожиданиями фантастических результатов. Авторы таких школ либо не знают об опасности, либо игнорируют её. Дело в том, что детский мозг до 14 лет не вполне созрел, а вместе с ним и зона речи, и подавление артикуляции может навредить. Наш активный словарь формируется в течение всей жизни, а если мы говорим о ребёнке, подростке, то ему ещё предстоит впитать в своё сознание огромное количество новых слов, терминов. Прислушайтесь, как ваш ребёнок читает научно-популярный текст, в котором достаточное количество новых терминов, а теперь вообразите, что он не станет их произносить, не включит их в свою речь, будет узнавать их только зрительно. Для детей очень важно артикулировать, причем желательно как можно быстрее, потому что их скорость чтения про себя и вслух практически одинаковая. Часто дети говорят, что читают про себя гораздо быстрее, чем вслух, практически всегда при проверке оказывается, что их скорость чтения вслух и про себя мало чем отличается.

В ходе научного эксперимента13 установлено, что китайцы, читая про себя иероглифическое письмо, все равно артикулируют. Учёные из Массачусетского университета14выявили, что артикулирование необходимо для интеграции понятий как внутри предложений, так и в тексте в целом, а также способствует долговременному хранению информации.

Интересный факт: британец Стив Вудмор произносит за минуту 637 слов! И зарегистрировать этот феномен удалось, лишь замедлив аудиозапись с его речью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как помочь детям полюбить чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Хомская Е. Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 234—253

2

Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. — М.; СПб., 2007.-400 c.

3

Андреев О. А. Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. — [3-е изд.]. — Минск: Университетское, 1987. — 203с.

4

Дейвис Р. Дар дислексии. — М.: Кэл Пресс, 1997.

5

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.-СПб.: Питер, 2004. — 320 с.

6

Пол Таф. Как дети добиваются успеха — М.: Эксмо, 2013.-400с.

7

https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0106698

8

Ли А. В. Влияние мобильных и мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков [Электронный ресурс] / А. В. Ли // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2015. — Т.5, — №5.

9

Белолипецкий С. А. Метод врождённой успеваемости. Быстро читаем — М.:Эксмо, 2006г. — 96 с.

10

Зотов С. Г. Повышаем скорость чтения 2-е изд. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. — 129 с.

11

Азова О. И. Чтение с увлечением. Книга 3. Читаем трудные слова М.: Сфера, 2009. — 32 с.

12

Киселева Т. Б. Возрастные и индивидуальные особенности темпа чтения учащихся младших классов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 2004.

13

Xu Y., Pollatsek A., Potter M. C. (). The activation of phonology during silent Chinese word reading. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1999; 25, 838—857.

14

Slowiaczek M. L., Clifton C. Jr. Subvocalization and reading for meaning // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior Volume 19, Issue 5, October 1980, 573—582

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я