Игра в крестики

Людмила Зименкова

Виртуальный роман юного компьютерщика Элла и девушки Тани перерастает в историю преследования. Параллельно ведется повествование о четверых взрослых людях, которые не смогли избавиться от фантазий о когда-то случившейся с ними первой любви.Как выглядит сталкинг изнутри? Куда приводит одержимость? Почему так тесно сплетаются реальность и киберпространство? Книга не только затрагивает эти вопросы, но и кратко рассказывает о хакинге, компьютерной безопасности, устройстве систем и ИТ-стартапах. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 4, в которой Стартапер разрабатывает проект

Уже который день я сижу перед белой страницей на экране ноутбука. Мысли скачут, как курс биткоина или солнечные зайчики на стене от стекол дома напротив. Яркое синее небо и смех на детской площадке — избитое начало трагедий и фильмов ужасов благодаря контрасту; игрушечная машинка в нафантазированном мире едет по песочнице, кукла в платье принцессы общается с солдатиком, но тут, управляемый другой волей, из иного мира приходит страшный трансформер и разделяет их. Они умирают от горя. Тут же в песочнице роют могилу, их хоронят, но трехлетний бог, который дал им жизнь, плачет — ему жаль принцессу. Всхлипывая, он выкапывает ее, но это уже не она: с грязным лицом и полными песка глазами, королеве-зомби суждено осуществить месть. Квадрат песочницы разделен, и, управляемые волей детей, две армии готовы к смертельному сражению.

Один мой добрый друг — кстати, автор этой книги — как-то говорил мне, что хороший роман похож на шахматную партию. Фигуры двигаются и взаимодействуют, приводя к сложным драматическим ситуациям, которые блестяще разрешаются или приводят к поражению. В них раскрывается истинная сущность и сила деревянных игрушек: пешка через все препятствия и преграды метит в ферзи; хитроумный конь, выскочив из кольца врагов, ставит вилку; могущественный ферзь жертвует собой ради победы; прямолинейный и гордый офицер верен до конца только одному цвету. Дай им имена — и получишь бесконечное количество сюжетов для романа. Одни ситуации перетекают в другие, завязка-дебют через перипетии второго акта приводит к развязке-эндшпилю, но самое интересное и в книге, и в шахматах — чем они схожи сильнее всего — не конкретные позиции, не список ходов с метками времени, а то, о чем не говорится. Скрытые угрозы, возможности. Что будет, если ситуация станет другой? Почему он пошел именно так? Глупость или хитроумный план? В чем тайный мотив, в чем идея этих ходов?

Впрочем, я претендую на подобную глубину, и моя книга схожа не с шахматами, а с крестиками-ноликами, которые тоже не гарантируют прозрачности событий и понимания соперника. Напротив, ходы наслаиваются: поставленный однажды крест уже никогда не удастся убрать, прошлые события навсегда определяют будущее, пятно из двух символов разрастается в разные стороны, как опухоль, и каждый новый ход может стать последним.

***

Самый молодой из топ-менеджеров «Фор Лайфс Текнолоджис», будущий Стартапер, недостаток опыта компенсировал упорством, безумной энергией, умом и гибкостью, что позволило ему в короткие сроки значительно улучшить показатели своего направления внутри компании. А может, это ему просто улыбалась удача. Надо полагать, так сложились обстоятельства и Стартапер всего лишь оказался в подходящем месте во время прилива, поднимающего все лодки, но, как бы то ни было, Генеральный директор сильно его ценил, и Стартапер получал большие бонусы. Сотрудникам могло показаться, что вкус быстрых денег или внутренний авантюризм, а может, общая атмосфера золотой лихорадки подействовала на подающего надежды коллегу, когда он решил создать свой стартап, но в реальности деньги сами по себе редко бывают основной причиной. Для кого-то это способ доказать окружающим, чего он стоит, для других — реализовать свои мечты, а третьи просто считают их удобным способом вести счет.

В общепринятом понимании стартап — это несколько студентов, недавно бросивших или, реже, закончивших учебу, которые задумали проект, основанный на какой-то инновационной идее. Проект, призванный быть не просто масштабным и глобальным, но преобразовать мир и изменить к лучшему жизнь сотен миллионов пользователей. Идея инновационна по умолчанию, подобного продукта еще не существует в природе, поэтому, помимо того чтобы угадать с потребностью, необходимо еще и «создать новый рынок» — объяснить людям его преимущества, приучить к нему. Когда за такую задачу берутся два или три молодых человека без финансовых ресурсов, без социальных связей и практически без опыта, рассчитывая, что за два, максимум три года станут мультимиллионерами, все, что у них есть — вера. Вера в то, что, несмотря на статистику, по которой только один из десяти профинансированных стартапов достигает продаж и окупается, а на каждый из профинансированных приходится еще десять, которые умерли, так и не получив денег, они и являются теми единственными, которых ждет слава. Риски проиграть огромны. Это как играть в русскую рулетку с барабаном, в котором пять пуль. А если вдруг повезет, делать это снова и снова — спускать курок за продукт, за команду, за деньги, за рекламу. Архитектор отговаривал. Стартапер не слушал.

— Послушай, — говорил Архитектор. — Прости, но это авантюра, лотерея. Ты ставишь все на зеро.

— Но зеро дает возможность значительно увеличить сумму, — улыбался в ответ Стартапер.

— Может, тебе не уходить совсем, а попробовать делать параллельно? По вечерам или выходным? Или попроси дополнительный выходной в неделю, Генеральный даст.

— Нет, я не верю, что так что-то получится. Надо уйти с головой, отдаться целиком, без остатка.

— В следующем году у нас намечается большой совместный проект с заказчиками, можно получить большие бонусы.

— Если задуматься, все, что мы зарабатываем — копейки. Что такое — десятки тысяч долларов? Ну, пусть даже сотня. Выйди ночью в центр Мегаполиса: по улицам гоняют «Феррари» и «Порше», у сверкающих дверей гостиниц стоят «Майбахи» и «Бентли», в ресторанах заказывают устриц и столетние вина на сумму наших бонусов. Я хочу иметь миллионы долларов.

— Но ведь это не стартаперы! — возражал Архитектор. — Ты понимаешь, что ты потратишь все деньги и можешь остаться ни с чем?

— Я знаю, я все понимаю, поверь. Я получу все или ничего.

Стартапер в «Фор Лайфс Текнолоджис» хорошо научился оценивать риски, в отличие от большинства начинающих стартаперов, которым к тому же особенно нечего терять. Подобно стритрейсерам, гоняющим по ночам на огромных скоростях на дорогих машинах, только в скорости и адреналине чувствующим жизнь, Стартапер искал риск — «безумству храбрых поем мы песню». Оставив высокую должность в хорошей компании, где его «годовой доход составлял симпатичную сумму с пятью нулями»9, оставив карьерные возможности, большое кожаное кресло в удобном кабинете, изысканные обеды в ресторане и секретаршу, приносившую по утрам кофе, он, подняв все паруса, отправился в неизвестность шторма к лучшим берегам, указанным воображением. A storm to come. A storm is near. Join in or hide in fear10.

Стартапер не был подвержен влиянию стереотипов, хотя и осознавал, что у них должны быть основания — история знает примеры, когда пара гиков в футболках и порванных джинсах, запершись на шесть месяцев в гараже или тесной студенческой комнате, давали начало великим компаниям — Apple, Microsoft, Google, Yahoo, Facebook, AirBnb, список можно продолжать. Желая разобраться, он нашел тому несколько причин.

Очевидно, что одиночка, пусть даже гений, редко может продемонстрировать хорошие результаты в совершенно разнородных, но необходимых для успеха проекта областях, таких, как изобретение технологии, коммерция, дизайн и маркетинг, просто потому, что для этого требуются не только различные опыт и знания, но и разные склонности. Для продаж нужно любить общаться с людьми, для написания кода важна сосредоточенность и погружение в себя, креативность и эстетический вкус для пользовательского взаимодействия, а холодный расчет — для финансов. Кроме того, в небольших командах принимаются лучшие решения за счет расширения идей: один видит одни возможности, другой — другие, и, комбинируя эти решения, можно охватить значительно большие области.

Поэтому Стартапер собирался открывать компанию вместе с двумя друзьями. Они часто сидели в кафе, где за чашкой кофе Стартапер, гордясь уходом из «Фор Лайфс Текнолоджис», рассказывал о том, как Цезарь, завоевывая Африку, сжег корабли, чтобы ни у кого не оставалось даже мысли об отступлении. Он говорил, что компания — их дитя, что идея о ней была с ними всегда и теперь пришло время воплощать ее в жизнь.

В отличном настроении Стартапер, предвкушая, как им всем будет весело в небольшом офисе, как они будут обсуждать бизнес-план и нанимать сотрудников, а дни рождения компании отмечать в жарких странах на берегу океана, подбирал помещение. Классно делать бизнес с друзьями! Интересно, как они отнесутся к этой замечательной комнате с большими окнами на верхнем этаже монументального здания в стиле сталинский ампир. Он не выдержал и позвонил подруге.

— Ой, у меня на этой неделе так много дел. Я теперь заместитель директора банка, работа занимает столько времени! Знаешь, вы открывайте, а я пока посмотрю, как у вас будут идти дела.

Как бы ты расценил это, дорогой читатель? Как по мне, так это слегка несправедливо — смотреть со стороны, как люди будут биться насмерть. Если добудут славу — можно присоединиться, а если умрут, ну что ж, значит, правильно, что решила сперва посмотреть. Но у Стартапера ведь есть хороший друг, есть партнер! И еще один телефонный звонок.

— Слушай, я весь вымотался с кандидатской. Я поеду отдыхать на море летом. Не скучайте.

Так Стартапер остался один. Из «Фор Лайфс Текнолоджис» он уже ушел, и пути назад у него не было. Он считал друзей предателями и мечтал, что добьется успеха со своим проектом, а они будут жалеть и кусать локти. Потом, когда разом спавшая с глаз пелена оставит жгучий стыд за наивность патетики, громких слов и пустых мечтаний, он поймет рациональность их решения.

Стартапер не отступал и продолжал делать проект в одиночку. Он постоянно имел дело с сетевой инфраструктурой у заказчиков, поэтому идея была простой — создать обучающую площадку для системных администраторов. Как он сам писал: «Образовательный сервис AdminMe предназначен для обучения системных администраторов различным аспектам сетевых технологий, операционных систем в игровой форме. AdminMe должен состоять из нескольких миссий, за успешное прохождение которых начисляются баллы. Миссии представляют собой законченные игровые сюжеты, целью которых является решение какой-либо задачи с помощью специальных профессиональных знаний». Он считал свою идею очень нужной и востребованной и никому о ней не рассказывал — чтобы другие не украли и не реализовали раньше него.

Стартапер открыл компанию, нанял программиста и консультирующего сисадмина, и в течение полугода они разрабатывали свой сервис. После создания первой версии разослал объявление на профессиональных админских форумах, даже ходил в институт и делал объявления для групп студентов. Однако, к его удивлению, интереса почти не было — опытные сисадмины предпочитали реальные устройства эмуляторам. Многие месяцы труда, треть всех денег и море надежд оказались потраченными впустую. В попытках реанимировать проект он менял функционал, пробовал создать из обучающего сервиса игру. Ничего не вышло.

***

В это время в Мегаполисе случился настоящий бум стартапов: множество студентов и даже работающих молодых людей бросали все: учебу, работу, нормальную жизнь, чтобы попробовать поймать птицу удачи. Все вокруг говорили, что для создания чего-то крутого необходимо быть в соответствующей среде, что нельзя в провинции сделать то, что будет определять моду в метрополии, что, работая в изоляции, нельзя претендовать на успех. Нужно входить в «высший свет», общаться с гуру и экспертами, двигающими технологию вперед. Быть в курсе последних веяний. Только так можно стать ярким и современным, а иначе откуда взяться вкусу совершенного дизайна в панельной квартире на окраине провинциального городка рядом с электроподстанцией из серого силикатного кирпича?

И Стартапер начал ходить на мероприятия, где множество таких же, как он, общались и презентовали идеи инвесторам. Он ощущал, что в Мегаполисе вокруг стартапов сформировалась молодежная субкультура с яркими цветами: красными, белыми, желтыми, синими, фиолетовыми, с названиями на американский манер. Технохипстеры, попивая смузи и старбаксовый кофе с маршмеллоу, дымя вейпом, на смеси русского с искаженными английскими словами кичились друг перед другом очередным мобильным мессенджером, вышедшим пару недель назад и обреченным умереть еще через две.

Стартапер, воспринимая их как конкурентов — за внимание пользователей, за инвесторов, наконец, за программистов и архитекторов, — тем не менее понимал важность образования субкультуры: необходимо согласовывать свои действия и поведение в коллективе.

Если все вокруг ездят по левой полосе, то безрассудный, поехавший по правой, создаст угрозу себе и остальным. Если при входе в дом все снимают обувь, то неразувшийся испачкает пол. Не так важно, что делать при встрече: пожимать ли руку, кивать, обниматься или целовать в щеку. Главное, чтобы все поступали так же. Потому что если не скоординировать действия, то, как известно из теории игр, кого-то ждет поражение.

У этой стратегии есть недостатки — например, действия коллектива в целом могут не быть оптимальными, потому что все вокруг смотрят друг на друга. Вот, например, английская система мер с фунтами, футами, ярдами не лучшее, сложное решение. Внутри субкультур люди становятся похожими, перенимают поведение тех, кто рядом. Стартапер однажды видел черно-белый советский видеоролик об исследовании: детям давали кашу и спрашивали, нравится ли им она. Всем давали сладкую, а одному — очень соленую. Но, слушая остальных, этот несчастный повторял за всеми «сладкая», кривился, но не отказывался от добавки. Среди взрослых ситуация повторялась. В стремлении быть «как все» многие называли белое черным, если так говорили остальные. Стартаперу не был присущ конформизм, он хотел выделяться, но в этой субкультуре каждый всячески демонстрировал свою исключительность, а в итоге все выглядели одинаково.

Время пролетало незаметно. Постоянные тусовки начали утомлять Стартапера, он все чаще стал вспоминать четкую повестку дня совещаний в «Фор Лайфс Текнолоджис» и задумываться о стратегии. Отбросив идею с обучением сисадминов, он занялся еще несколькими проектами, но все заканчивались неудачно: то через пару месяцев находился конкурент с двухлетним стажем, то хорошая на первый взгляд идея оказалась никому не нужной, то возникали проблемы с технической реализацией. Стартапер рисовал возможные пути, перепробовал более десятка разных замыслов, но ни один не принес даже копейки.

Месяцы сменялись, проекты проваливались один за другим. Настроение становилось все хуже.

Стартапер пытался анализировать причины неудач, общался с умными людьми, но противоположные оценки слабо помогали. Одни говорили, что надо играть «в долгую», создавать работающий бизнес и получать прибыль, другие советовали готовить компанию на продажу. Стратегии способов в корне отличаются. В первом случае — долгосрочная игра по завоеванию рынка, во втором необходим быстрый рост. Одни говорили, что главное — внимание к деталям и дизайн, другие — выпускайте продукт как можно раньше, и если «вам не стыдно за первую версию, то вы вышли на рынок слишком поздно». Одни предлагали делать много разных продуктов, проверять сотни идей, надеясь, что какая-нибудь выстрелит. Другие — делать один проект годами, не распыляться и бить в одну точку. Как было отличить, где нужно уже «слезть с мертвой лошади», как советует индейская поговорка, а где «никогда не сдаваться»?

Он на себе ощутил, как проваливались, продержавшись в среднем полгода-год, десятки стартапов: его собственные и те, в которых он участвовал. Причины неудач были разные. Как говорил классик, «все несчастные семьи несчастливы по-своему, все счастливые семьи счастливы одинаково».

Первые провалы воспринимались очень тяжело. После очередной неудачи Стартапер купил бутылку дорогой водки, банку икры и сливочное масло и поднялся в свой уютный офис на верхнем этаже — всего одна комната, но зато с собственной ванной.

Сел в кресло, положил ноги на соседний стул, достал ложку, отвернул крышку баночки с икрой, сделал большой глоток прямо из бутылки. Икра оказалась мерзкого вкуса, водка почему-то не доставляла веселья. Стартапер разглядывал на соседней стене метровые черно-белые фотографии витиеватых улочек Парижа, кварталов Лондона, небоскребов Нью-Йорка и видов еще пары американских городов в алюминиевых рамах, соседствующих с десятком когда-то полученных дипломов и сертификатов. Вся эта идея с уходом из «Фор Лайфс Текнолоджис» неудачна. Стартаперу хотелось, чтобы кто-нибудь подбодрил его, сказал, что у него все получится, что он в него верит. Но вокруг никого не было. Нельзя даже позвонить Архитектору — было стыдно признаваться в неудаче. Он так хотел найти Таню, а с этими стартапами только ухудшил свое положение.

Правильно ли он поступал, когда пробовал так много разных проектов, но ни один не доводил до конца? Ведь успех великих людей — спортсменов, музыкантов, ученых — основан на том, что они сфокусировались на одной теме и посвятили жизнь совершенствованию в узкой области, не обращая внимания на остальной мир (поэтому, видимо, возникает стереотип о рассеянных ученых, не приспособленных для быта, или об ограниченности спортсменов). Да и руководители огромных технологических компаний вроде «Яндекса» говорили, что своим успехом они обязаны огромной многолетней работе над одним и тем же. Однако бизнес часто выбирает путь диверсификации — ведь не следует хранить все яйца в одной корзине. Разносторонние люди, владеющие разными областями, умеющие их комбинировать и способные взглянуть на проблему с различных точек зрения, заслужили уважение в мире.

Он сделал еще глоток, обжигая горло. Мысли стали путаться, перескакивать на города, фильмы. Кто бы подсказал, объяснил! Стартапер дотронулся до тачпада. На него взглянул веселый лысый американец в майке с названием баскетбольной команды — Скотт Э. Пейдж, преподаватель курса Model Thinking на Coursera, — и сказал, что существуют две совершенно разные модели: первая утверждает, что разброс интересов и дел приводит к разброду и шатаниям, а вторая, теорема Фишера, — чем больше различных вариаций, тем больше шансов на успех. Это можно видеть на примере эволюции: благодаря многочисленным мутациям выводятся новые, более совершенные в определенном смысле виды. Кстати, без мутаций не было бы не просто разнообразия живых существ — их не было бы в принципе. Американец хитро подмигнул. Как ни парадоксально, но обе эти противоположные модели верны, а все дело в окружающей среде. Если среда постоянна, то мир описывается первой моделью, а если налицо «танцующий ландшафт», то второй.

Стартапер ощутил, как Биг-Бен раскачивается из стороны в сторону, а колесо обозрения набирает обороты, и протянул бутылку Скотту. «Я не пить русский вотка, — сказал Скотт и продолжил: — Выглядит логичным, что в относительно постоянных областях, таких, как спорт или музыка, выигрышна стратегия фокусировки, а в динамическом мире необходимо пробовать многое и выбирать приносящее наибольший результат. Интернет и мир стартапов представляют собой квинтэссенцию динамизма. Инвесторы не глупые люди (ведь каждый, кто заработал и умудрился не потерять много денег, неглуп), когда вкладывают в множество стартапов одновременно. Ты ведь и сам говорил программистам, досконально изучавшим синтаксис языка и функции библиотеки, оттачивавшим детали и приобретающим мастерство, подобно музыкантам, что их экспертные знания устареют с выходом новой версии этой же библиотеки или с появлением новой технологии. ИТ-область очень динамична, стратегия фокусировки для нее не подходит. В то же время очевидно, что разнообразие требует больших инвестиций и огромных трудозатрат. Попробовать сделать десять проектов обойдется гораздо дороже, чем сделать один».

«Что же мне делать, Скотт?» — спросил Стартапер у ноутбука. Правильный вопрос содержит в себе ответ, и на матовом пятнадцатидюймовом экране предстал сервис, который поможет ему найти Таню.

Сайт был виден во всех подробностях: яркие страницы, все разделы сразу.

***

Элл: Мы должны все выяснить раз и навсегда.

Таня: Ты не устал выяснять? Почему бы тебе не расслабиться и не отпустить то, что от тебя не зависит?

Элл: Потому что я мучаюсь. А ты смотришь на мои мучения и не выказываешь ничего, кроме равнодушия.

Таня: Не надоело говорить о себе? Одна и та же пластинка.

Элл: Я предпочел бы говорить о нас, но есть ли еще «мы»?

Таня: Не знаю. Иногда мне хочется, чтобы ничего этого не было. Я слишком утомлена.

Элл: Тогда как нам все исправить, Таня? Скажи.

Таня: Не уверена, что вообще что-то можно исправить. Эти бесконечные претензии и обиды выводят меня из себя. Мы наговорили друг другу слишком много того, чего говорить не следовало.

Элл: Но ведь претензии и обиды не рождаются на пустом месте. Подумай сама, не даешь ли повод для них?

Таня: Ты готов любое мое слово посчитать за повод.

Элл: Не любое. Ты знаешь, что меня задевает.

Таня: Сколько раз говорить: я не отвечаю за действия других людей! В том числе за действия Онегина! Тем более он не переходит границ, а проявляет ту любезность, которую мужчина может оказывать женщине. Это элементарные повседневные ухаживания воспитанного человека. Я ничего не могу с ними поделать.

Элл: В твоих силах дать ему отпор. Вместо того чтобы поощрять его притязания.

Таня: Девушкам приятно внимание молодых людей, Элл. Так устроены женщины, так устроен мир. Это вовсе не означает, что я готова броситься в его объятия. Он хорош как партнер по игре.

Элл: Хочешь получить все и сразу. И ничем за это не заплатить.

Таня: Что в этом плохого?

Элл: Ты забываешь, что вокруг тебя живые люди.

Таня: Откуда в тебе взялась такая склонность к драматизированию? Пока не появился Онегин, ее и в помине не было на сцене нашего маленького театра.

Элл: Театра?

Таня: Полагаю, мы все в какой-то мере актерствуем.

Элл: Ты заигралась.

Таня: А ты? Ты ведь так любишь покопаться в себе, присмотрись же получше! Инфантильный сынок богатых родителей. Сидишь в отдельной квартире, купленной на их деньги, и неожиданно для себя не можешь сию секунду что-то получить. Топаешь ногами и кричишь, как маленький ребенок, считая, что это приблизит тебя к желаемому. Ты даже не можешь понять: у тебя УЖЕ есть то, чего нет у Онегина. Но тебе мало. Разве ты сам за что-то платишь? В чем же можно обвинить меня?

Элл: За эти отношения я плачу сполна. Вчера мне было очень плохо, у меня колотилось сердце, болела голова. А ты опять играла. Чертова игра важнее моего самочувствия!

Таня: Я не собираюсь оправдываться, так как не сделала ничего предосудительного. Уверена, ты сам накрутил себя до такого состояния.

Элл: Я переживал из-за тебя! Это ты доводишь меня до ручки! Со мной скоро что-нибудь случится, и знай, это произойдет по твоей вине!

Он действительно переживал. Вчерашний день словно выплыл из тумана.

Он пришел, поздоровался, попытался завязать разговор. Терпеливо, аккуратно подбирая слова. Не требовал, не ругался, ни о чем не просил. Однако беседа завершилась после нескольких неуклюжих реплик, и он молча смотрел сквозь слезы, сандаловый дым и музыку с печальным звоном колоколов, как Таня играет.

Пока ему действительно не стало плохо.

У Элла закружилась голова, забилось сердце, словно выброшенная на берег рыба, а в левом подреберье поселилась боль, с каждым вдохом колющая его изнутри. Накатило ощущение, будто он переживает стремительный полет куда-то вверх внутри вертикальной трубы и мир сузился до размеров крошечной точки в конце этого полета. Ухватившись двумя руками за край стола и игнорируя текущие по вискам капли холодного пота, Элл безотчетно шевелил губами: «Все хорошо, хорошо… Все будет хорошо». В конце концов, он уговорил сам себя, и окружающая реальность перестала вращаться, оставив после своих плясок ноющую тяжесть в затылке.

Элл: Онегин для тебя важнее, чем я?

Таня: Он ничего для меня не значит.

Элл: Если я попрошу тебя не играть с ним, ты сделаешь это для меня? У нас еще все может быть как раньше. Твой отказ от игр с Онегиным станет к этому первым шагом.

Таня: Не будет ничего как раньше. Для этого нам обоим пришлось бы стереть память. Да и как ты себе представляешь мой отказ? Как я его объясню?

Элл: А ты обязана что-то объяснять?

Таня: Просто взять и начать игнорировать человека, не дав ему понять, что происходит, не лучший поступок.

Таня: Знаешь, мне надоело постоянно оправдываться и защищаться, быть собранной и готовой к бою.

Элл: Ты не ответила: что насчет Онегина?

Таня: Не в моих правилах потакать чужим капризам.

Элл: По-твоему, это каприз? Ты причиняешь мне боль. Ради чего? Если он и впрямь тебе неинтересен, не вижу причин для такого упорства в сохранении ваших игр.

Таня: Ты снова на меня давишь. А чья очередь наступит после него? Сколько раз ты потребуешь от меня доказательства собственной значимости?

Элл: Речь о нем. Неужели не понимаешь? Если я тебе дорог, ты сделаешь так, чтобы мне было спокойнее, чтобы я не мучился.

Таня: Чтобы я мучилась!

Элл: Я прошу! Сделай это ради меня!

Таня: Элл, разве ты не понимаешь, что это тупо!

Элл: Нет! Не понимаю! По-моему, это нормально — сделать то, о чем просит якобы любимый тобой человек!

Таня: Просьба — это не приказ. Не надо настаивать, если человек отказывает.

Элл: В чем польза твоего отказа? Хочешь быть девушкой легкого поведения?

Таня: Самое время перейти к оскорблениям.

Элл: А что, разве не так? Кто еще так охотно флиртует в нашем чате, как не Таня!

Таня: Ты жалок!

Элл: А ты распутна!

Таня: Довольно! Я ухожу!

Элл: К Онегину или к кому-то еще?

Таня: Не важно, к кому! Важно — от кого! Мы все выяснили, как ты и хотел!

Примечания

9

С. Минаев, «Духless».

10

«Надвигается шторм. Шторм рядом. Присоединяйся или беги в страхе». Van Canto, «Надвигается шторм».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я