1. Книги
  2. Афоризмы и цитаты

Любовью служите друг другу. По творениям святителя Феофана Затворника

Группа авторов (2014)
Обложка книги

Данная работа представляет собой сборник изречений святителя Феофана Затворника о милосердии, взятых из его многочисленных творений. Святитель именует добродетель милосердия «царицей добродетелей», а его собственная жизнь дает нам подлинный идеал деятельной христианской любви, которая исходит от живой и глубочайшей веры. Само понятие «милосердие» в творениях святителя многогранно. Подчеркивая, что Бог есть источник и пример милосердия для человека, святой отец обстоятельно и доступно разъясняет, каким образом конкретный человек может исполнять в жизни заповедь Божию. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Любовью служите друг другу. По творениям святителя Феофана Затворника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МИЛОСЕРДИИ

Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, и Он уже по мере нашего к Нему прилепления подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить; заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся. [1, c. 10]

* * *

За то, что Господь призвал вас к вере, ничего особенного не требуется, кроме того, чтобы быть искренно верным вере. И благодарны бывайте, что из тьмы во свет призвал вас Господь. Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут… Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: «Что сделаете им — бедным, Мне сделаете…» Тем, которые достаток имеют, не следует думать, что они хозяева, а что — приказчики Божии. А приказчикам какой закон? Отмеривай всякому нужное… Надпись над собою зрите: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощником»[4]. [1, с. 11]

* * *

Храните сердце от привязанностей, старайтесь помнить Бога, зря Его пред собою и пред лицом Его действуя, помогайте неимущим и нуждающимся… и молитва ваша скоро окрылится. [с. 118]

* * *

Как плоть носящие, плоти работаем. Что делать? — Надо есть и пить: пусть будут готовы и материалы на то. Даст Господь терпение — можно воздержаться от некоторых яств; а не стерпите — кушайте, благодаря Господа. Излишки хорошо отдавать нуждающимся и просящим, только потихоньку, чтоб не хвастать щедростью. Если случится когда при других нарушить положенное у вас правило воздержания, не смущайтесь, не в угоду себе так делая, а долгу любви покоряясь. [1, c. 133]

* * *

Мужайтесь, — и ведите свое дело со страхом и крепким упованием на помощь Божию, всегда готовую. — Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкою вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего. [1, с. 184]

* * *

О деньгах. Как есть своя потреба, удовлетворите ее, а остальное раздайте бедным и оставайтесь ни с чем. Главное — не полагать надежды в деньгах. Монастыри проживут, а бедным тяжело бывает. [1, с. 185]

* * *

Добро ли — дать совет потребный, когда знаешь, что требуется? Конечно — добро. Следовательно, и надо так действовать. [1, с. 187]

* * *

Недоконченное или не как следует направленное воспитание дает лица, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают или и совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни. Это не то что лицемеры, которые намеренно так себя держат для своих особых целей: нет, они со всем усердием и любовью все исполняют и ограничиваются одним этим, или преимущественно этим, по незнанию лучшего, по неощущению недостаточности своего строя жизни. Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. Оттого иногда и посудят, и потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидят в порывах неудовольствия, поленятся молиться и в молитве расхищаются в помышлениях суетных и прочее подобное — и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь или дома помолились, подали милостыню, по заведенному порядку, исправили свои обычные дела, — и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце, им мало заботы; между тем оно может ковать злая (злоумышлять. — Л. И.), и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни. [1, с. 284]

* * *

Начало очищению — покаяние; а на том свете ему места нет; и если бы было, нет возможности завершену и запечатлену ему быть таинственным разрешением: ибо это возможно только здесь. После покаяния очищение продолжается и до конца доводится подвигами самоумерщвления и благотворения, постами, милостынями, молитвами. [2, с. 18]

* * *

Умудритесь и вы то же (спасти свою душу. — Л. И.) сделать. Как? Чрез благотворение и милостыню. Облегчайте участь нуждающихся, — и это спасет вас. Управитель тот (из притчи о неверном управителе — Л. И. см. Лк. 16, 1–9) облегчил купцов, предполагается, не бедных. Но сила речи в том, что облегчил, — хоть те не были из числа неимущих, но долг все лежал у них на плечах и тяготил их. Вот это — облегчать положение тех, кои подавляются им, — и хотел внушить Спаситель, как способ выпутаться из грозящей всем беды по смерти. Помогай нуждающимся от имения своего или от всего, что во власти твоей, и этим уготовишь себе обители, в кои и будешь принят по смерти. — Смущает многих, что будто рекомендуется благотворение от неправедного достояния. Нет, это не рекомендуется. Обратите внимание на слова Господа: Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть (Лк. 16, 8). Управитель назван сыном века сего, действующим по духу века. Ему противополагаются сыны света — ученики Господни. Господь говорит как бы: тот умудрился в своем роде; умудряйтесь и вы в своем роде, то есть действуя по законам правды. Мудрость правителя рекомендует, а способ его не рекомендует. Тот способ пригож для сынов века; а вы употребите такой способ, какой вам пригож в роде вашем.

Посему, когда говорит вслед за сим Господь: И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лк. 16, 9), — то не внушает помогать нуждающимся от неправо приобретенного или неправо себе присвоенного имения, а делать это без нарушения правды, как свойственно сынам света. Мамоною неправды назвал Господь имение вообще, — и вот почему: что оно неверно, обманчиво; мы полагаемся на него, как на крепкую гору, а оно — ныне есть, а завтра ищи его. Итак, Господь внушает: облегчайте участь всякого нуждающегося и тяготящегося бедою от имения своего — и тем приобретете себе друзей, кои примут вас в вечные кровы, когда оскудеете, — то есть когда истощится жизнь ваша и вы перейдете в другую жизнь, оставив все имеемое здесь на земле. На тот свет поступите ни с чем: только если успели вы посредством благотворения предпослать туда должную часть от имения вашего, это самое там встретите и то будет составлять вечный кошт ваш. Чем больше туда перешлете посредством рук бедных, тем там обильнее будете насыщаться и довольнее жить. [2, с. 38]

* * *

«Поминать живых и умерших за псалтирью» — хорошо. Дело любви есть. А браться читать Псалтирь по умершим и деньги за то брать — никуда негоже. Хорошо, что учишь других благотворению. Но прежде всегда говори, что надо веровать в Пресвятую Троицу и в воплощение Сына Божия для спасения нашего, и в то, что ищущим спасения надо приять благодать Святого Духа через святые Таинства, и что Церковь Святую надо слушать. И затем уже прибавлять: конец же всего — заповеди Божии храни — все, от малой до великой. [2, с. 44]

* * *

Ежели слова «друг другом спасены будем» разуметь так: спасены будем, если деятельную будем являть друг к другу любовь, — то это истинно. Ибо Господь, потребовавший для засвидетельствования любви к Нему исполнения заповедей, сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Любовью служите друг другу. По творениям святителя Феофана Затворника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

См. Пс. 9, 35.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я