Профессор пластилиновых наук

Любовь Чернова

Как увлечь ребенка и провести занятие так, чтобы он с удовольствием получал новые знания, навыки, проявил творческое начало и захотел прийти еще?В классических пособиях по лепке не хватает смелых и сложных идей. Автор делится своей методикой создания и преподавания уроков, идеями и лайфхаками, которые помогут сделать занятия креативными и увлекательными. Уроки лепки могут стать дополнительным источником дохода для педагога. На фотографиях – работы учеников школы АРТКЛАСС.

Оглавление

Виды лепки

Лепку можно условно разделить на два вида: объемная лепка и пластилинография.

Лепка объемная — создание объемных предметов быта, героев, персонажей, фигурок, животных.

Для того, чтобы не расходовать большое количество пластилина, и получать фигуры, которыми детям удобно играть, я пользуюсь заготовками из пищевой фольги. Сначала мы с детьми делаем заготовки, а потом покрываем их пластилином. Так фигуры получаются легкими, не маленькими, их удобно лепить, ими удобно играть.

Детям показываю, как отрывать и мять фольгу: один квадрат оторвали и сминаем в шар /овал; потом отрываем следующий кусок фольги и в центр кладем получившийся шар, так повторяем несколько раз. Мы делаем заготовку из фольги, соответствующую теме урока. Прессуем и уплотняем, прижимая к доске или столу. Здесь потребуется помощь педагога, чтобы превратить ком фольги в плотную заготовку для будущего предмета/персонажа.

Ученики подбирают цвета для своей работы, педагог просматривает и подсказывает (показывает), какие цвета хорошо сочетаются между собой. Затем покрывают заготовку пластилином, разглаживают поверхность или создают фактуру. Чтобы сделать поверхность объемной фигуры гладкой, необходимо вложить эту фигуру между ладоней и перекатывать между ладоней, немного прижимая. Некоторые специалисты советуют смачивать пальцы водой и разглаживать поверхность для получения гладкой поверхности.

Если пластилиновая фигура состоит из деталей, сначала лепим все большие детали, потом мелкие, и затем собираем. Прикладываем маленькие детали разного цвета, крупные и мелкие — и смотрим нравится нам это визуально или нет. Важно все соединения (швы) хорошо примазывать, растирать, для надежного соединения деталей между собой.

Для объемной лепки лучше использовать классический пластилин, он хорошо сохраняет свою форму. Если работает младший дошкольник — тогда используем восковой, а мелкие, тонкие детали лепим из классического.

Пластилинография, или пластилиновая живопись — создание картины из пластилина с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, по-другому — рисование пластилином. Мягкий пластилин плоско размазывают по поверхности, создавая изображение.

К пластилинографии относятся пластилиновая аппликация и мозаика.

Пластилиновая аппликация — на бумажную или картонную основу прикрепляют готовые, слепленные отдельно детали из пластилина.

Пластилиновая мозаика — картина, состоящая из небольших пластилиновых шариков.

Также бывает пластилинография витражная, жгутная, пластилиновый ФлюидАрт.

Основой для пластилинографии служит белый или цветной картон, гофрокартон, оргалит. Важно знать: пластилин содержит в своем составе вещества, которые оставляют на картоне жирные пятна.

Чтобы пластилиновая картина была аккуратной, необходимо сначала выполнить силуэтный эскиз карандашом (маркером), затем предлагаем детям выложить пластилиновыми жгутиками весь контур и только потом «закрашивать» пластилином, с помощью лепешек-блинчиков. Для малышей обязательно делаем яркий четкий контур, они должны видеть и представлять образ, который рисуют (прорисовать не только внешний контур, но и некоторые внутренние детали — пояс, глаза, рот персонажа и т.д.).

Пластилиновую картину можно выполнять на пленке (картон заворачивается в пленку), затем его снимают одним блином и прикрепляют на чистый картон.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я