В работе рассматриваются факторы и компоненты индивидуального здоровья на физическом уровне с уклоном на здоровый образ жизни в информационном пространстве. Особое внимание уделяется понятию критического мышления и возможностью эффективно воспринимать, анализировать и использовать получению информацию в повседневной жизни ребенка и подростка. Вы узнаете о возможностях современной медиасреды и защите ребенка от цифровой аддикции и трудностей дистанционного обучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровье ребенка в информационной среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В современном информационном мире каждый может стать средством массовой информации, как отдельный человек так и организация или государство, а чтобы отделить качественную информацию от низкосортной мы используем критическое мышление и классификацию информационных источников, с целью предотвращения негативных последствий на развитие личности.
Основные определения и понятия здоровой личности
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и равновесия. Здоровье является одним из основных условий оптимизации человеческого существования и условием счастья человека.
Показатели индивидуального здоровья
— генетика (генофонд, отсутствие наследственных дефектов)
— биохимия (показатели биохимических жидкостей и тканей, уровень метаболизма в покое и после нагрузки)
— морфология (конституционный тип, уровень физического развития)
— функциональность (состояние органов и систем)
— психология (эмоции, мышление, тип темперамента)
— нейробиология (доминантность полушария, тип доминирующего инстинкта, ведущая нервная деятельность)
— духовность (нравственные ценности, целевые установки, идеалы, мировосприятие)
— когнитивистика (используемые концепции, уровень критического мышления)
— социальность (степень признания, уровень эмоционального интеллекта, уровень притязаний)
— клиницизм (отсутствие признаков болезни)
— поведение (акцентуации, девиантность и делинквентность)
Компоненты индивидуального здоровья
— соматика (актуальное состояние органов и систем жизнеобеспечения человеческого организма)
— физика (уровень развития, функционирования и приспособления возможностей систем организма)
— психика (состояние душевного комфорта, регуляторные возможности адекватного поведения)
— сексуальность (социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки повышающие коммуникабельность и способность к любви)
— нравственность (потребностно-информационные системы ценностей и мотивов поведения в социуме)
— психология (творческие и социальные навыки познавания мира разумом, чувствами и интуицией)
— репродукция (воспроизводство потомства и гармония психо-сексуальных отношений в семье)
— эмоциональность (удовлетворение биологических и социальных потребностей через эмоционально-положительное самочувствие)
— интеллект (способность к критическому мышлению и рациональному использованию информации)
— социальность (адекватность поведения человека в обществе, коллективе, семье включающие исполнение социальной и гендерной роли)
— экологичность (решение задач по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья через улучшение качества окружающей среды)
Элементы внутренней картины здоровья
Когнитивный компонент. Межконцептуальное развитие созанания и идейный синтез, размышления о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание деструктивных и конструктивных факторов влияющих на здоровье.
Эмоциональный компонент. Рефлексия эмоций, переживаний и чувств человека, развитие эмоционального интеллекта, фиксация изменений эмоционального состояния обусловленных ухудшением факторов здоровья.
Поведенческий компонент. Осознание важности индивидуального здоровья в иерархии ценностей человека, развитие мотивационной деятельности в области здорового образа жизни, знания в особенностях поведения при ухудшении здоровья.
Элементы взаимоотношений со здоровьем
Создание своего образа “Я”, понимание себя самого, своих эмоций, чувств и ощущений, мотивов и контуров поведения.
Оценка самочувствия и настроения в концепции “здесь и сейчас” с отражением внутренней картины здоровья.
Наличие индивидуального опыта нездоровья, осознание его характеристик, психологическая проработка остаточного влияния.
Осознание ценности быть здоровым для самого себя и окружающих его людей, приложение усилий по сохранению и укреплению своего самочувствия.
Понимание и личная ответственность за то что является здоровьем на когнитивном уровне включенном в культурное сознание.
Проявление интереса к собственному здоровью через прямое участие родителей или заменяющих их персон, педагогов, врачей, тренеров.
Независимое суждение в принятии решения через критическое мышление к информационному полю взрослых, сверстников и средств массовой коммуникации.
Соотношение факторов формирующих здоровье
— образ жизни (50-55 %)
— экология (20-25 %)
— биология (15-20 %)
— медицина (5-10 %)
Понятие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система действий и состояний человека составляющих активность к себе и окружающему миру. Формирование понятия здорового образа жизни строится на формировании интереса ребенка к вопросу здоровья и воспитании ответственного отношения к себе и окружающему миру при участии педагога и родителя помогающих выстраивать внутреннюю картину здоровья ребенка с позиции саморазвития и самоактуализации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровье ребенка в информационной среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других