Авиационный гимн СССР не зря воспевал «вместо сердца пламенный мотор» – победы любых ВВС зависят не только от гения авиаконструкторов и боевой подготовки пилотов, но и от уровня моторостроения. Именно отставание в этой отрасли предопределило неудачи и огромные потери «сталинских соколов» в начале Великой Отечественной войны. «Догнать и перегнать» Запад советским двигателистам удалось лишь в 1960-е гг. И ведущую роль в этой «войне авиамоторов» сыграл Архип Михайлович Люлька – создатель первого отечественного турбореактивного двигателя и «пламенных сердец» для самолетов Сухого, Микояна, Ильюшина, Туполева, Бериева. А вершиной его творчества стал уникальный двигатель для тяжелого истребителя Су-27, на котором установлены многие мировые рекорды скорости, высоты, дальности, сверхманевренности и сверхнадежности. Эта книга – первая биография гения авиации, чьи авиашедевры по сей день обеспечивают обороноспособность Родины.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предложите мне «реактивный танк»
А жена Люльки Галина Евгеньевна предпринимала все, чтобы добраться к детям.
В Киев поезда не ходили уже с первых дней войны.
— На север, пожалуйста, — сказали ей на вокзале, а туда нельзя — фронт близко.
В летнем платье, в босоножках, с детскими вещами в сумке, с демисезонным пальто на руке выехала она последним поездом из Ленинграда в Горький.
Прощались на вокзале: «До скорой встречи!»
Да, кто мог тогда предположить, что все встречи и их тоже состоятся совсем не скоро.
В Горьком она снова отчаянно пытается сесть в поезд до Киева, но туда идут только военные эшелоны.
Пароходом по Волге Галина Евгеньевна добралась до Казани, где живет семья брата Архипа Михайловича. Сам брат на фронте, с Архипом договорились держать связь через казанских родных.
Сойдя с парохода на пристань, услышала громкоговоритель:
«После упорных боев наши войска оставили Белую Церковь». От нее 40 километров до Саварки.
«Дети у немцев», — пронзила ее страшная мысль, и она потеряла сознание.
Человек в военной форме вошел в цех и, окинув взглядом занятых у станков людей, громко сказал:
— Внимание!
Люди, в ватниках, полушубках, с противогазами через плечо, обернулись.
Враг выбросил десант и находится у ворот завода.
Первым шагнул к пирамиде винтовок в углу цеха высокий и худой молодой человек — Архип Люлька. Когда выбежали наружу, увидели несколько шедших к воротам только что отремонтированных танков. Человек в форме, подняв руку, остановил их и подал всем знак забраться на броню.
Затем танки рванулись вперед. За конечной остановкой трамвая, совсем недалеко от проходной завода, послышались автоматные очереди. Впереди поднялась цепь красноармейцев и бросилась в атаку. Еще дальше перед ними стали видны отступающие группы немцев. Выстрелы танков слились с винтовочными залпами заводчан.
Стреляя на ходу, прячась за танки, красноармейцы, рабочие, инженеры теснили немцев, пока не оказалось, что все кончено.
Десант был ликвидирован.
Эвакуировались из Ленинграда в конце 1941 года по воздуху. Над людьми уже занес свою руку голод. Архип Михайлович полным никогда не был, а сейчас выглядел особенно истощенным. Но не замечал этого. Также оставался подвижен и работоспособен, так же внимательно и приветливо смотрел на людей.
Из вещей почти ничего взять с собой не удалось. Они с Котовым сидели у иллюминатора и смотрели вниз, на заснеженную Ладогу.
— Вот и расстались мы со своим РД, — сказал Котов.
— Ничего, мы к нему вернемся, а может быть, на Востоке удастся построить новый, — улыбнулся Люлька.
— Нет уж, Архип Михайлович, оптимизм — штука хорошая, но такого КБ нам больше не собрать. Вон, всех раскидали.
— Ничего. Важно не отказаться от идеи.
В это время появились «мессеры». Один шел наперерез их самолету. Вот они уже ясно различают лицо фашиста. Очередь. Мимо. «Мессер» разворачивается для новой атаки и снова мажет. Их самолет снижается и садится на лед, ожидая, пока наши истребители прогонят фашиста.
Долетели до Вологды. Дальше в теплушках направились в Челябинск. Ехали несколько дней. Еды с собой почти не было. Из щелей вагона доставали зерна пшеницы и жевали. Но трудности не обсуждались. Старались шутить, говорить о работе. Их ждал Челябинский тракторный завод, который тоже выпускал танки. Руководил здесь всем выдающийся конструктор танков Жозеф Яковлевич Котин. Высокий, статный, одетый в военную форму. Энергичный, общительный, он вникал во все, его приказы выполнялись охотно, четко. Он принял у себя приехавших ленинградцев, особенно тепло Архипа Михайловича, долго разговаривал с ними, ставил технические задачи по расчету воздуховодов танков, но при этом дал понять, что другой тематики в его «владениях» быть не может.
— Другое дело, если вы мне реактивный танк предложите, — пошутил он.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других