Китайская экономика: сто лет реформ

Ли Даокуй

За прошедшее столетие, и особенно за последние сорок лет изумленный мир стал свидетелем грандиозных изменений, происходивших в Китае и вокруг него. Их сущность заключается в непрерывном подъеме Китая как страны с формирующейся экономикой, в снижении влияния и постепенной утрате Западом, и прежде всего США, мирового господства. Однако у Китая свой путь как в реформировании экономики, так и во внешнеэкономической деятельности, и он значительно отличается от подходов, применявшихся в свое время США, СССР/Россией, Японией и Германией. Достижения этих стран были творчески переосмыслены, главным образом в контексте «новой нормальности» для Китая и всего мира и великого возрождения западного национализма. Книга адресована всем, кто интересуется состоянием экономики современного Китая, результатами политики реформ и открытости, дальнейшими перспективами поступательного развития КНР. Ли Даокуй – профессор кафедры экономики университета Цинхуа и директор Института исследований китайской экономической мысли и практики университета Цинхуа. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайская экономика: сто лет реформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2023

© ООО «Народное издательство», 2023

Вместо предисловия

Череда глобальных мировых перемен: как понять мир и китайскую экономику?

Понимая мир, необходимо осознавать сущность невиданных за последнюю сотню лет перемен

Сущность великих перемен в прошедшее столетие заключается в непрерывном подъеме Китая как страны с формирующейся экономикой, в снижении влияния и постепенной утрате Западом, и прежде всего Америкой, мирового господства.

Упадок влияния западных стран привел к усилению локальных интересов, популистских лозунгов и ориентации на массы в их внутренней политике. Почему? Западная элита долго оставалась лидером в мировом порядке, ощутимое падение международного влияния Запада привело к недовольству широких слоев населения. Например, в Америке требованием общественных групп, интересы которых представлял пришедший к власти в 2017 году Дональд Трамп, стало восстановление американской экономики, особенно промышленного производства. Ярким примером американских проблем стал некогда процветавший, а затем пришедший в запустение город Детройт; неслучайно именно в этом городе Трамп представил свою предвыборную экономическую программу. Широкая общественность США объединилась против представителей элиты, укоряя их в безвольном подчинении Китаю и забвении интересов Америки. Однако и представители американской политической элиты были обеспокоены тем, что мощь Китая может нарушить тщательно выстроенный Америкой мировой порядок. Оба этих подхода к международным вопросам объединяло представление о влиянии Китая на большие перемены последнего столетия.

Широкую общественность, чьи интересы представлял президент Трамп, совсем не заботили вопросы идеологии и международная роль Китая, им незнакомы лозунги, сформулированные по принципу «то-то и то-то вредит нашей стране». Единственно, что их беспокоило, так это трудоустройство синих воротничков в континентальной части США и рост уровня заработной платы! Они жаждали восстановления экономического процветания и общественной стабильности в духе ушедшего славного периода изоляции Америки. Их главный противник — новые мигранты, не признающие традиционные американские ценности, особенно те из них, что исповедуют ислам, а Китай в их политических представлениях всего лишь внешнее противоречие, и отнюдь не самое непримиримое!

На основании этих суждений можно точнее понять требования широкой американской общественности, чьи интересы представлял Трамп, и помочь ей осознать, что рост китайской экономики может способствовать улучшению ее положения. В частности, на оживление экономики в Детройте, долгое время пребывавшем в не самом лучшем состоянии, повлияет увеличение китайского импорта американских автомобилей в обмен на признание исторического подъема Китая. Существует возможность сотрудничества между китайским правительством и широкой западной общественностью.

В условиях великих перемен Китай серьезно отличается от Японии, Советского Союза и Германии

Сегодняшний Китай коренным образом отличается от Японии, Советского Союза и Германии времен великих перемен.

Сравним современный Китай и Японию тех лет. Если исходить из показателей паритета покупательной способности ВВП на душу населения, уровень развития японской экономики в годы перемен достигал около 80 % от уровня США, а уровень современного развития Китая составляет только 29 % от уровня ВВП США. Потенциал догоняющего в своем развитии крупные мировые экономики Китая серьезно превышает потенциал развития Японии тех времен. Степень зависимости Японии от США, согласно соотношению уровня экспорта в США от общего экспорта Японии, во многом превышает показатели экономического развития современного Китая. (В 1990 году объем экспорта Японии в США составлял около 30 % от общего объема, в 2018 году объем экспорта Китая в США составил 19,29 % от общего объема.) Еще более важно то, что Япония зависит от США в военном, политическом и даже в целостном институциональном значении. Безопасность Японии зависит от соответствующего договора (1951), заключенного между двумя странами, и от размещенных в Японии американских войск; послевоенная Конституция Японии была разработана военными юристами в годы оккупации Японии войсками США. Лишенные американцами самого главного, японцы не могли отстаивать свою точку зрения и лишь вносили поправки в соответствии с утвержденной американцами твердой стратегией, поэтому они вступили в так называемое потерянное двадцатилетие. Жизнь японского народа в этот период не была настолько тяжелой, как представлялось большинству, но Япония в силу сложившихся обстоятельств не смогла продолжить соревнование с Америкой и ныне уже не может стать соперником США на международной политической и экономической арене.

Сегодняшний Китай во многом отличается и от Советского Союза времен советско-американских противоречий. Социально-экономическое развитие Китая носит многообразный характер, идеи рыночной экономики глубоко укоренились в сознании людей, масштабы частного сектора серьезно превосходят масштабы государственного, а в Советском Союзе практически не было возможностей для развития свободной рыночной экономики. По жизненной силе и творческой инициативности экономики и политики современный Китай нельзя сравнить с Советским Союзом. Идеология современного Китая в основном соответствует главным международным идеологическим тенденциям, таким как стимулирование экоцивилизационного строительства, экономия энергоресурсов и сокращение выбросов, реагирование на изменение климата, сопровождение морских перевозок, содействие целям устойчивого развития (ЦУР) ООН, поддержка глобализации, активное участие в работе международных организаций, сохранение суверенных прав всех стран, отказ от поддержки политических переворотов и насаждения марионеточных режимов. И наоборот, во время обострения советско-американских отношений главной стратегической целью Советского Союза было продвижение революционных перемен и подрыв влияния иностранных государств, ведущих неприемлемую для Советского Союза политику. Советская и американская идеологии практически всегда были прямо противоположными, несовместимыми.

Сегодняшний Китай во многом отличается от Германии времен обострения противоречий между ней и Америкой. В то время в Германии преобладало старое имперское мышление, главные идеи которого состояли в расширении территориальных границ и, как следствие, в сохранении своих долгосрочных интересов посредством ведения войн. Эта эпоха уже канула в небытие. Израильский писатель и историк Юваль Ной Харари в книге «Двадцать один урок для XXI века» четко указал, что современный мир, включая США, уже отказался от стратегии защиты национальных интересов и национального развития посредством проведения нескольких войн. Израиль обладает достаточной военной силой для уничтожения или захвата близлежащих стран, но ему это не принесет пользы, а напротив, может привести к катастрофе.

Современный уровень развития китайско-американских экономических, социальных и гуманитарных отношений серьезно превосходит уровень развития взаимоотношений США с Японией и Советским Союзом времен перемен. Тогда японская экономика обладала минимальными инвестициями со стороны крупных американских компаний, объем прямых иностранных инвестиций в японскую экономику в среднем не превышал 1 %. Современный Китай выступает первым рынком и первой, в ряду других, инвестируемой страной практически для всех крупных компаний США. В США обучается гораздо больше китайских студентов, чем студентов из Японии. Степень взаимосвязи интересов и взаимопонимания США и Китая во многом превышает американо-японское взаимодействие. Многие лица, принимающие решения в современном китайском правительстве, некогда работали или обучались в США, чего нельзя сказать о руководящем составе правительства Японии тех лет. По итогам длительных наблюдений автор пришел к выводу, что в Министерстве финансов и Центральном банке Японии очень мало сотрудников, обучавшихся в США. Поэтому совершенно неприемлемо анализировать современный мировой уклад путем простого сопоставления обстановки и результатов прошлых противоречий между Америкой и Японией, между Советским Союзом и Америкой и между Германией и Америкой.

Современный Китай — это не Япония, Советский Союз или Германия прошлых лет, он ни в коем случае не должен допустить подобных ошибок!

Перед лицом глобальных перемен необходимо следовать собственному плану

Самое важное — четко понимать, что Китай, большая древняя цивилизация, стремительно развивался в последние сорок лет, и это не заслуга Америки, хотя сотрудничество с Америкой послужило важным стимулом для Китая.

Идти своим путем — в этом и заключается абсолютная истина!

Трения между Китаем и Америкой в торговой сфере свидетельствуют о том, что прежние подходы к экономическому развитию Китая были обречены на провал. Старые идеи основывались на том, чтобы с опорой на экспорт восполнить недостаточность внутреннего рынка, то есть, привлекая иностранные инвестиции, обеспечить привлечение новых технологий. Такой подход в условиях современных китайско-американских отношений стал непригодным, поэтому возникла необходимость в поиске новых подходов и решений.

Какими же должны быть новые решения? Нужно обратиться к изначальному опыту политики реформ и открытости, выработать собственный план. Необходимо реализовать три важных задачи.

1. Восстановление стимулов экономического развития. Механизмы стимулирования экономического развития ограничены, особенно это касается многочисленных помех в деятельности региональных властей, недостаточности их полномочий в экономических вопросах, навязывании излишних надзорных, контрольных и подотчетных мероприятий, сдерживающих развитие экономики. Реформам невозможно научиться по учебникам, реформы — это практика и инновации. Нужно восстановить полномочия региональных властей, которыми они обладали на протяжении сорока лет политики реформ и открытости, когда выступали центром экономического строительства и проявляли смелость в исследовании нового, с энтузиазмом готовили инновационные преобразования, стимулируя развитие предприятий. Необходимо предоставить частным предпринимателям защиту прав собственности и возможности равного с государственными и иностранными предприятиями развития; государственные предприятия должны иметь разнообразные права собственности, иметь четко установленные полномочия в отношении управляющих, следует создать современную систему предприятий, в которой государственные предприятия будут ориентированы на рынок, а не на вышестоящие правительственные учреждения, и реализовать базовый государственный принцип «управлять капиталом, а не заниматься управлением как самоцелью».

2. Некоторые важные социальные сферы, включая образование, медицину, пенсионное обеспечение, невозможно целиком отдать на откуп рынку, невозможно исключить ответственность государства в этих сферах. В Китае остается немало проблем и противоречий, их нельзя решить только лишь методами рыночной экономики, необходимо целенаправленно использовать и государственное регулирование. Например, в демографическом вопросе следует полностью отказаться от прежнего подхода к регулированию рождаемости, однако при этом чрезвычайно важными оказываются точность и гибкость государственной политики. Необходимо усилить государственное управление в сфере обязательного образования, воспрепятствовать его полному переходу под контроль частного капитала. Частный капитал имеет основной целью получение прибыли, а ориентированное на него образование учитывает лишь сиюминутные выгоды. Основным же принципом функционирования обязательного образования является его беспристрастность — все должны иметь равные возможности для получения образования. В сфере высшего образования также следует сделать упор на качественное долгосрочное обучение, а не на получение дипломов и ученых степеней за максимально короткие сроки. В пенсионной сфере важно провести коренные изменения порядка выхода на пенсию, повысить гибкость пенсионного обеспечения и расширить спектр пенсионных выплат.

3. В контексте торговых трений между Китаем и Америкой необходимо уделить еще большее внимание открытости миру и готовности обстоятельно перенимать зарубежный опыт. Основа открытости внешнему миру заключается в обучении, а не в простом принятии рынка, капиталов или технологий. Плодотворная практика заинтересованного обучения у иностранных государств, чиновников, предприятий, населения — основа экономического прогресса и общественного развития.

Необходимо всесторонне освоить американский дух верховенства закона. Это самая ценная особенность США. Там исход любого важного дела решается на основе законов, постановление федерального Верховного суда признается решением последней инстанции. В ходе противостояния низовых и элитных слоев общества США обе стороны привыкли находить компромиссы на основе законов, Китай должен научиться у Америки тому, как превратить верховенство закона в основную силу сплочения нации. Разрешение самых разных споров, начиная с переезда гражданина с обжитого места и заканчивая вопросами государственной политики, должно лежать в плоскости закона, как это показывает пример Америки.

Китайцы должны освоить японский дух тщательного управления. Японские предприятия и правительственные учреждения в стратегическом отношении часто совершают ошибки, но тщательное управление является их козырем. Этому ответственно стоит учиться китайским предприятиям и всему населению.

Китайцы также должны освоить немецкие способы целенаправленного регулирования рыночной экономики. В сфере недвижимости и финансов Германия обладает исключительно эффективными способами контроля и регулирования. Почему она так целенаправленно осуществляет контроль рыночной экономики? Потому что после Первой мировой войны, в период Веймарской республики, страна испытала на себе все последствия развития рыночной экономики, пущенного на самотек. Но уже после Второй мировой войны Германия тщательно обобщила опыт указанного периода и разработала новую концепцию социально-экономического развития. Вплоть до сегодняшнего дня на рынке недвижимости и финансов Германии не возникало серьезных кризисных ситуаций, а состояние реальной немецкой рыночной экономики, в том числе промышленного производства, характеризуется очень высокими показателями.

Китайцам следует серьезно изучить британское стратегическое мышление. За последние пятьсот лет Великобритания в важных стратегических вопросах не совершала каких-либо ошибок и в стратегической конкуренции с Францией, Нидерландами, Португалией, Германией, Японией и другими странами каждый раз выходила победителем. Великобритания мастерски учитывает исторические условия. Так, она высоко ценит Китай и первой из западных стран выступила с инициативой вступить в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, а также активно участвует в стимулировании использования китайского юаня в качестве международной валюты. За пять столетий Великобритания не совершала ошибок в суждениях относительно мировых тенденций, и сегодня она выбирает Китай, исходя из практических соображений. И разве сами китайцы не должны в этой связи увериться в правильности выбранной ими национальной судьбы?

Автору данной книги посчастливилось объездить весь Китай и побывать в зарубежных странах, поучаствовать во всевозможных конференциях и форумах, посетить различные университеты, предприятия, правительственные учреждения и международные организации, обмениваясь опытом с китайскими и зарубежными коллегами, учеными-экономистами, а также с политическими лидерами и руководителями коммерческих структур. Под влиянием глобальных изменений последних лет постоянно возникает потребность в выражении собственного мнения. Главная тема этой книги — аналитический отчет, основанный на результатах проведенных автором исследований, а также обзоры некоторых других изысканий автора. Лейтмотивом включенных в книгу разделов стали глобальные мировые изменения и их отражение в социально-политической сфере Китая. Содержание представленных здесь материалов в основном ограничивается современными реалиями и не учитывает те перемены, которые могут произойти в будущем.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что любая книга или ее раздел — это результат коллективного труда многих людей, заслуживающих огромной благодарности. И данная книга не исключение, она не появилась бы на свет без помощи других людей. Прежде всего это госпожа Лю Линъюнь, непревзойденный редактор шэньчжэньского журнала New Fortune («Синьцайфу»), которая более десятилетия состояла в переписке с автором, интересуясь его мнением по поводу острых тем. Благодаря ее мастерству подготовленные очерки приобретали куда более четкие очертания и зачастую превращались в актуальные интернет-публикации. Именно так были созданы многие тексты, представленные в данной книге. За прошедшее десятилетие мы встречались лишь три раза, но наше сотрудничество, продолжавшееся из месяца в месяц, пожалуй, стало чудом литературного творчества в эпоху электронных коммуникаций. В течение многих лет аспиранты и докторанты автора выступали самыми первыми рецензентами и редакторами материалов, представленных в этой книге, и на самом раннем этапе собирали и выверяли материалы для исследований. Среди них были Ху Сыцзя, Чэнь Дапэн, Чжан Чи, Ли Юйша, Ван Сюйшо, Чжан Хэ, Лан Кунь. Особой благодарности заслуживает редактор «Жэньминь чубаньшэ» Цао Чунь. Ее работа позволила автору глубоко осознать чрезвычайно важную истину: в современном мире всякий, кто умеет писать, может стать интернет-знаменитостью, опубликовать книгу, но лишь старательные и ответственные редакторы способны превратить обыденное повествование в достойную публикацию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайская экономика: сто лет реформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я