Буддийские медитации. Постижение мудрости на практике

Леша Тэль, 2022

Эта книга по буддийской медитации содержит небольшие статьи по практике, которые были написаны в разное время в социальных сетях. На страницах поднимаются темы осознанности, внимательности, психического здоровья, мудрости, сосредоточения и техники их выполнения в виде большого спектра упражнений, которые ведут к здоровью ума, спокойному состоянию психики, равновесию жизни, открытой радости, доброте, щедрости, пониманию того, как устроен человек, его мышление, привычки, эмоции и их причины. Практики южной традиции Тхеравады насчитывают более 2500 лет своей истории и прямо ведут к исконному учению Будды Шакьямуни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Буддийские медитации. Постижение мудрости на практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО СМЫСЛА

В чем смысл жизни?

Один учитель рассказывал, что когда был ребенком, родители отрывали его от футбола, рыбалки и других интересных занятий со словами: «Учись хорошо, если окончишь школу на пятёрки, то поступишь в колледж и будешь счастлив». Он честно провел большую часть времени в занятиях и учёбе. В колледже мальчик заинтересовался девушками, но родители продолжали твердить: «Учись хорошо, повышай свои знания, и когда поступишь в университет — будешь счастлив». Он окончил колледж с красным дипломом и поступил в университет на престижный факультет. Но родители продолжали твердить: «Учись, и тогда сможешь устроиться на хорошую работу и будешь счастлив». И тут он почувствовал что-то здесь не так. Он спрашивал себя: «Когда же я буду абсолютно счастлив? В гробу?».

Вот перед нами встает вопрос — в чем смысл жизни? Ваш покорный слуга, потратив многие часы в размышлениях на эти темы, хотел бы изложить свои мысли по этому поводу. «Смысл жизни» можно перефразировать как «цель жизни», зачем люди живут, с какой целью, для чего. У большинства людей, религиозных партий и политических конфессий всегда разработан гибкий и многослойный ответ на это вопрос: чтобы быть здоровым, чтобы стать таким-то, чтобы творить и быть востребованным, чтобы вырастить, воспитать детей и направить их к тому смыслу жизни до которого нам уже не дойти, для мира во всем мире, для обучения людей тому «как жить хорошо и правильно»… Ответов может быть множество. Все они подразумевают то, что будет вести к более счастливому образу жизни и почему-то всегда в будущем. Что же здесь не так?

Большинство людей, по мнению других чего-то добившихся или по их мнению реализованных, зачастую являются огромным комком комплексов и страданий. Не знаю почему, но большинство идей о смысле жизни, циркулирующих в общественном сознании, счастья не приносят, но часто усложняют жизнь. Выращивание ребенка оказывается тяжелым трудом, порабощающим родителей на 20 лет, а то и всю жизнь. А известность дает человеку такой большой поток внимания от общества, что он просто не знает куда от неё деваться и как освободить время своей жизни.

Все цели, которые даются современным обществом как гаранты счастья и радости, в лучшем случае приносят лишь кратковременное удовлетворение, а впоследствии могут принести серьезные страдания. Из-за чего это происходит? Из-за того, что в человеческом обществе, случайно или специально, случилось заблуждение, что счастье приходит снаружи, а не изнутри. Счастье — это ощущение, которое мы испытываем. И какой бы целью мы не задавались, эта цель обычно подразумевает ощущение. Именно его переживание является целью и смыслом жизни каждого живого существа.

Путь к счастью

Если опрашивать людей про счастье, то каждый ответит что-то своё. Заниматься творчеством, заботиться о детях, быть здоровым, сильным, красивым, богатым, известным, влиятельным, трудиться над теми вещами к которым лежит сердце. Как различны эти определения от человека к человеку!

Ранее мы узнали, что когда люди говорят про счастье — они имеют ввиду именно ощущение. Ощущение счастья — это состояние нашего ума, которое можно развивать.

Кто-то скажет вам: «Просто будь счастлив и беззаботен! Не грузись! Улыбнись!». И в чем-то он может быть прав. На некоторое время сознание человека может «всё отпустить» и быть просто счастливым, но зачастую этого не происходит само собой. Почему? Потому что у нашего тела и ума есть привычки наработанные годами, которые возникли в среде окружающих людей, которым к сожалению не свойственно быть счастливыми. Поэтому для положительных изменений нужно проделывать определенные действия чтобы уметь сохранять и развивать состояние счастья.

В первую очередь затронем тему физического тела. Сложно быть счастливым если тело нездорово и болит. Это безусловно достижимо, но само по себе требует долгой тренировки и героических усилий. Поэтому вам придется, изучив себя экспериментальным образом, разработать подходящий режим дня, упражнения, диету и подобрать нужным образом работу. Практика ведения дневника, экспериментирование и анализ плюсов и минусов тоже будут полезны.

Во-вторых, что действительно влияет на ваше состояние — так это ваш ум. Будда учил: «Ничто не принесет вам такого счастья и пользы как ваш собственный тренированный ум». Чтобы быть счастливым вам следует изучить привычки ума и состояния в которых он любит находиться. Проделать диагностику помогает литература по типологии, лекций учителей и самонаблюдение через дневник.

Медицина для исцеления болезней ума — это упражнения, балансирующие эти состояния. Ими мы будем добиваться нахождения ума в настоящем времени с определенным зарядом состояний, помогающих находиться в нем счастливо и преодолевать негативные привычки прошлого. Человеческий ум постоянно колеблется, и, обучая его, мы балансируем ум в состояниях безмятежности, счастья, удовлетворения и отрешенности.

По методу эффекта производящего на ум, все практики можно разделить на два типа:

Дающие блаженство, мир и спокойствие

Дающие отрешенность, ясность и трезвость.

Так для каждого из привычных состояний вашего ума следует подобрать упражнение вызывающее противоположный эффект.

Например, постоянно возникающая зависть — расслабляется медитацией сорадования. Пренебрежение «слабыми людишками» лечится развитием сострадания. Отрезвить «опьянение жизнью» и разобраться в собственных приоритетах помогут размышления неизбежности смерти всего в этом мире. Растворить возникшую похоть можно медитацией на истинную природу человеческого тела.

Исследовав карту болезненных состояний своего ума, мы медленно и аккуратно начинаем разрабатывать и вводить противоядия против них.

Осознанность

Сегодня существует множество терминов: внимание, памятование, осознание, осознавание, осознанность, разумность — всё это перемешалось, хотя каждое слово несёт в себе особенный специфический смысл. Так учителя из разных традиций и известные мастера в области духовного развития часто говорят: «Будь осознан. Осознавай».

Но что это значит? Как это делать? И что вообще такое эта осознанность? Предлагаю порассуждать на эту тему.

Понятие осознанность (в английском языке используются слова awareness или mindfulness) было открыто англоговорящими учеными, как синтез индийских слов сати и сампаджханна, которые присутствуют в современных языках индуистской группы и языках древности — санскрите и пали.

Правильный и самый близкий перевод слова сати — внимательность. Как известно, если человек внимателен, то он может делать хорошо работу с которой даже сильно не знаком или, например, может качественно делать несколько вещей одновременно.

Бханте Ариянанда из монастыря «На Уяна Аранья» приводит в пример одного из недавних политических деятелей Шри Ланки, который мог одновременно писать два разных документа, читать и говорить по телефону «не создавая при этом проблем для своей работы». Такая сила ума, которая в этом случае была врождённой, являлась следствием долгих тренировок на внимательность в прошлой жизни. Учитель говорит что хорошая внимательность отличается от плохой тем, как глубоко и безотрывно ум погружен в текущие дела, когда человек поглощаясь этим процессом перестает отвлекаться на остальное.

Понятие «осознанность» в европейском и славянском переводах включает в себя ещё и определенный духовный подтекст. Это не просто хорошая внимательность, это хорошая внимательность, направленная на развитие определенных качеств в уме человека, которые делают его лучше. Что такое это «лучше» как правило зависит уже от традиции или религии, в которых этой осознанности учат.

Аджан Брам обычно поясняет, что осознанность это не голая внимательность, а также и понимание — «что ты делаешь» и «с какой целью». В качестве примера можно представить себе человека, собирающегося куда-либо пойти. Вы можете уметь очень хорошо и правильно ходить — но только это умение не приведет вас, например, в парк. Для того чтобы туда попасть вы должны, как минимум, знать где он находится, ориентироваться в том где вы сейчас находитесь и понимать правила среды, в которой вы присутствуете (например правила дорожного движения и перехода улиц). Понимание, что такое осознанность, как ее развивать, каким уровнем вы обладаете и как его повысить — являются важным аспектом для развития правильной осознанности.

В буддизме Тхеравады в аспект нахождения в настоящем моменте так же добавляют определенную долю мудрости. Практик постоянно внимателен и замечает все всплывающие привычки ума, при этом он старается отпускать плохие привычки, ощущения, стремления и мысли за счет неотождествления себя с ними и наблюдения их непостоянства. Правильное понимание, мотивирующее этот процесс, и является сердцем буддийского Учения и называется сампаджханна. Это фактор осознанности, развивая его всегда помните, что эмоции, мысли, намерения и ощущения в вашем уме — это не вы, но процессы, которые когда-нибудь обязательно пройдут; они изменчивы и не имеют постоянной сущности, поэтому цепляться и отождествляться с ними — заблуждение, приносящее страдание. Так же всегда будет присутствовать припоминание всего пути в целом и видение каждого конкретного действия в общей картине. Такая осознанность является высшей тренировкой, дающая всходы самых сильных, глубоких и полезных состояний ума. Эти состояния дают спокойствие, гармонию и мир человеку за счет искоренения загрязнений ума, и мудрость понимания на личном опыте того, что действительно для него полезно, а что ведёт к страданию. Такое понимание способно удерживать человека от вовлечения в ситуации и привычки, которые могут быть приятны (или просто казаться таковыми) в настоящем, но повлекут за собой глубокое страдание в будущем. Это не только самое ценное умение, но и самое сложное, так как требует определенных усилий и иногда героического терпения (атапи).

Атапи на языке пали — пылкость в практике, что будет важным помощником. Это нарабатываемый азарт, дающий понимание и веру в свои умения, силы и саму практику. Это так же является важным фактором правильной осознанности.

От всего сердца желаю вам счастливого, внимательного, спокойного, мудрого ума и неугасающей атапи в практике.

Полезность ведения дневника

Если сравнить постоянно меняющийся и бурлящий ум человека с чем-либо, то это будет, пожалуй, похоже на большой котёл с похлебкой. Пока наше самоисследование не развито мы можем осознавать её составляющие едва ли больше чем на 1%. Даже если мы 10 минут кипим в гневе, этот гнев от секунды к секунде может иметь весьма разные проявления. В начале это может быть гнев с оттенком возмущения и несправедливости, потом нести в себе зависть, чувство стыда, и в итоге, закончится гневом на самого себя.

Исследовать себя очень интересно и необычно, но для того чтобы исследовать объекты возникающие в уме нужно научиться не вовлекаться в его процессы. И чем спокойнее и отрешённее мы при этом будем, тем больше мы сможем увидеть понять и осознать.

Поначалу сделать это может быть весьма трудно. Но нам в помощь работает опыт многочисленных учителей, которые достигли в этом определенных успехов, когда занимались тем, чем занимаемся мы сейчас. Одно из практических открытий в том, что наш ум работает по определенным линиям поведения. Бханте Ариянанда называл их «тропами привычного действия».

Если практиковать самоисследование, самоизучение и наблюдение за собой, то можно найти основные состояния в которые ум обычно сваливается. Другое наблюдение в том, что если сесть и не давать себе ничего делать, только записывая тенденции и стремления поступков куда будет утекать ум, то со временем наблюдающим будет составлен совсем небольшой список, поступки которого будут просто повторяться по кругу. Помочь в составлении этого списка могут также объективно настроенные и хорошо знающие вас друзья, особенно, если правильно задать вопросы о вашем поведении и привычках. Более того, даже плохо знающие вас люди, так же могут что-то заметить. Не стоит сразу отметать ни одно мнение окружающих без пристального его рассмотрения.

Создать карту самого себя — c этого следует начинать.

Ваши состояния, эмоции, привычки, реакции и страхи. Все это, как грамотно установленный диагноз, поможет вам начать работу над разработкой лекарства, делающего вашу жизнь счастливее легче и спокойнее.

Любой хороший врач знает науку о болезнях, строении органов человеческого тела и типах людей. Так же любой стремящийся к счастью и покою человек должен знать больше об уме, составляющих ума и типах личности. Типология делит людей на определенные группы по разным признакам и даёт способы работы с этими типами.

Предлагаю начать с любого способа тренировки внимания уже знакомого вам или рассмотренного во втором разделе книги. Начиная работать со своим умом можно увидеть процессы, мешающие вашей собранности и внимательности, как при выполнении одной задачи, так и при организации своей жизни в целом.

Делайте заметки сразу после практики медитации и днём — о чем думаете и к чему склонен ваш ум.

Будет хорошо если разделить мысли и пути вашего ума на четыре больших категории:

Влечение: вы очень чего-то хотите: вещь, работу, завершения проекта, знакомства с человеком.

Отвращение: вы чего-то не хотите и постоянно думаете об этом. Например, нежелание вещей, событий и людей может колебаться от самого маленького нежелания до сильнейшего гнева.

Возбуждение: сильное и яркое эмоциональное состояние, при котором в сознании присутствуют скорее не эмоции, а колебания — с влечением или отвращением.

Состояние оцепенения и сонливости: когда ум настолько спокоен, что ничего не хочет делать или настолько глубоко думает, что мысли невозможно изменять или наблюдать — они становятся снами и абсолютной реальностью для вас в настоящий момент.

Исследуйте свои мысли и состояния, «о чём» и «как» вы думаете, делая отметки в каждой категории, чтобы посмотреть каких состояний у вас больше.

Лучший инструмент для осознания троп-привычек своего ума это ведение дневника, куда периодически, например, вечером перед сном, коротко записать то, что было отмечено вами за целый день.

Можете выделить одному дню одну страницу в тетради, расписав время этого дня по часам. Разделить страницу на две части, где в одной записать поступки и мысли, которыми гордитесь и которые вам нравятся, а в другой — вещи которые вы в себе не очень приветствуете и за которые вам, например, стыдно перед другими.

Полчаса в выходной день посвятите анализу недели и медленно начните менять себя. Как? Чем подробнее будет ваш дневник, тем яснее вы сможете отследить привычные тропы ума и причины по которым ум ступает на них.

Вещи которые полезно будет упомянуть в своем дневнике:

время подъема

на что медитировали и какой была медитация (1-3 пункты указанные выше)

была ли сделана зарядка

ходили ли вы в душ

что было на завтрак

Далее отмечать каждые два часа:

много ли общались и в каком обществе

что делали

как работали

что читали, смотрели и т. п.

что ели на обед, ужин

когда легли спать

что делали перед сном

Разделите эти пункты на «плюсы» и «минусы».

В итоге ведение дневника поможет:

привнести больше упорядоченности и гармонии в вашу жизнь

отбросить и ослабить вредные привычки

усилить и развить полезные привычки

усилить внимательность и самоисследование

глубже понять «тропы привычек» своего ума

Баланс практики

Сейчас мы бы хотели раскрыть тему баланса самой медитации. Как известно есть много разных техник работы с умом и множество вариантов как можно делать каждую их них. Будда описывал этот процесс, как тренировку внимания и делил это качество ума несколькими способами на разные факторы. Самым главным из них является направление и удерживание внимания ума на определенном процессе, в той или иной степени дополняемое различными факторами, балансирующими и поддерживающими его в пробужденном состоянии. Сила и баланс этих факторов зависят от множества вещей: объект медитации, состояние сознания, но даже расположение звезд, и, главное, это сам практикующий. Именно ему, предстоит до конца выявить и исследовать природу своего ума, используя техники данные учителями и просветленными людьми прошлого, самому найти путь освобождения от всех страданий.

Теория важна и нужна — это карта с описанием каким образом можно добраться и куда. Самоисследование, работа с умом и объектами медитации являются искусством познания, как надо идти, как работать с картой и где ты на этой карте находишься. Так вот здесь и сейчас мы хотим поговорить именно о том как идти с точки зрения практических аспектов самой медитации.

Благородный Восьмеричный Путь является именно Срединным, что делает его прежде всего путем баланса. Баланса между не дающим пользы самобичеванием и пустыми наслаждениями, чувственными аспектами нашей жизни.

Такой же баланс должен присутствовать и в нашей практике.

Ясный и пробужденный ум не должен быть настолько энергичен чтобы быть перевозбужденным. Но так же ему не следует быть настолько пассивным и вялым, чтобы поплыть и свалиться в сон. Внимание не должно быть голым без осознавания того, что происходит сейчас, и что с этим нужно делать — иначе оно станет угасать и ум просто оцепенеет. С другой стороны слишком активное самоисследование может не дать уму в должной мере успокоиться.

И как же нам быть с такими противоречивыми указаниями «торопись медленно»?

Навык придёт с практикой. Главное пробовать, системно исследуя методы управления и воздействия на свой ум. Замечайте, что работает, а что нет, и в каких ситуациях это происходит. Давая той или иной технике или методу практики 3-4 дня минимум на понимание, подойдет он вам или нет, и в каком аспекте он может быть вам полезен. Если взять древние палийские тексты, где Будда учит наблюдать за вдохами и выдохами, мы можем поразиться как всё просто. На фоне таких простых инструкций некоторые лекции современных медитаторов могут поразить сложностью своего подхода. Мы не говорим уже о шоке возникающем при исследовании всего разнообразия техник связанных с одним только наблюдением дыхания. «Сколько их… Все разные! Какая из них работает?».

Мы верим, что Будда обучая людей указывал примерные рамки того, что надо делать, и которые подошли бы большинству желающих практиковать людей. А различные вариации, методы и школы практики того или иного метода медитации были рождены в прошлом медитирующими Учителями в отрыве друг от друга.

Различия могут зависеть, как мы уже писали, от внешних факторов: погоды, пищи, состояния тела, так и внутренних — самого типа личности, эмоционального состояния или кармического результата прошлых поступков. В зависимости от всего этого и должна происходить балансировка факторов техники для тренировки ума.

Первый самый наглядный способ баланса — регулирование длины объекта медитации. Так слишком живому уму, которому скучно сидеть без дела, или наоборот слишком вялому больше подойдут длинные объекты. Такие практики не дадут уму заскучать или заснуть.

Например, если это наблюдение за дыханием, то дополнением к нему может стать подсчет дыханий до 8-10 раз туда и обратно, постоянно и осознанно меняющаяся глубина и место наблюдения дыхания в теле. Если это мантра или размышление, то оно обычно длинное, долгое и с какой либо «подковыркой» требующей постоянной внимательности и уводящей от плавно возникающего автоматизма.

Большие долгие визуализации и наблюдение ощущений тела маленькими кусочками так же относятся к длинным объектам дающим уму большое поле деятельности.

Через чур же возбужденным людям искусные мастера не дадут большой объект, так как он будет будоражить и так уже взвинченный ум. В большинстве случаев им больше подходит просто возвращение в настоящее (в здесь и сейчас), в принятие того что есть, нахождение с дыханием, простую одиночную визуализацию или короткую мантру-проговор, которую следует повторять мягко и редко.

Другой важный аспект баланса — равновесие между удовлетворенностью/безмятежностью и трезвостью/отрешенностью.

Так иногда в уме присутствует много негативных эмоций. Такой ум сильно сопротивляется контролю и причиняет довольно болезненные ощущения своему владельцу. Для работы с ним состояние ум следует сначала смягчить. Практики для смягчения его это субха — практики вызывающие покой, счастье, безмятежность, комфорт и удовлетворенность. Опять же от типа человека и типа эмоции дополнения могут быть разные.

Возможно добавление к дыханию внутренней улыбки, вдыхание и отпускание своего или чужого горя, расширения в бесконечное пространство, расслабление с каждым выдохом, посылание света тепла и радости своему Учителю, Святому в которого вы верите или всему миру и так далее. Визуализация приятных мест или того, что вдохновляет и пробуждает внутренний трепет радости, покоя и гармонии. В концентрации тела фокус внимательности наводится на спокойные приятные ощущения и отпускание сложных и болезненных.

Практики же будящие трезвость и отрешенность помогут при появлении сильных влечений, страстей и похоти. Это объекты, назначение которых напрямую работать с растворением всех иллюзий, и возникновением в уме четкого, ясного понимания и трезвости. Именно они и являются сердцем учения Будды. Это визуализация связанная с осознаванием смерти, нечистотой человеческого тела, нестабильности и хрупкости жизни, и вообще всего в этом мире. Проговоры связанные со страдательностью, безличностью и изменчивостью всего в этом мире. Таким образом можно наблюдать с пониманием дыхание, как меняясь вдох перетекает в выдох. Возможна визуализация маленьких вдыхаемых и выдыхаемых нами в данный момент частичек. Возникновение отрешенности так же вызывается наблюдением изменений в уме или теле без реакции на них, поиск своего я и не нахождение его. Все эти техники подходят для более менее стабильного и уравновешенного человека, но некоторым они помогут справиться и с эмоциями, как негативными так и возбуждающими.

Ваши техники со временем могут меняться и дополняться в зависимости от опыта и понимания своего ума в том или ином из этих четырех аспектов.

Короткий объект — умиротворенный, длинный объект — умиротворенный, короткий объект — трезвый, длинный объект — трезвый. Главное, чтобы в результате ум прибывал в пробужденном, счастливом и уравновешенном состоянии.

Исследуйте себя, и если практика не идет пробуйте на некоторое время немного изменить её в соответствии с описанными выше осями координат. Мы же от всей души желаем вам чтобы в независимости от того в каком теле вы ни родились, в каком физическом и эмоциональном состоянии вы ни прибывали, к какому типу личности бы не относились — чтобы в любой жизненной ситуации вы имели яркий, безмятежный, пробужденный и трезвый ум.

Продолжение практики дома

Даже вернувшись с ритрита в мир обычных нормальных людей каждый медитатор может столкнуться с тем, что его интерес и мотивация к практике со временем начинают слабеть.

Если коротко, то одна из причин этого в том, что вся социальная жизнь: мысле-формы и мысле-вирусы, которые использует социум, построены на том чтобы вовлечь в них человека.

Другая же причина может быть в том, что получивший глубокий опыт медитации на ритрите человек привязывается к необычному состоянию сознания и усиленным качествам своего ума, которые из-за изменения условий жизни довольно быстро сойдут на нет, оставив ему только опыт наработанный за время глубокой практики. Гонясь за такими состояниями некоторые люди могут быстро разочароваться от домашней практики, не дающей столь заметных результатов.

Сейчас мы не будем разбирать сами механизмы этих хитрых концепций-крючков. Но хотели бы рассказать вам о нескольких простых трюках которые помогут удерживать и развивать интерес к практике медитации.

Старайтесь медитировать в одно время. Это вводит элемент дисциплины в хаос нашей жизни уже этим помогая осознанности. Хорошо если практика будет проходить утром и вечером. В начале дня вы как бы делаете зарядку для ума освобождаясь от сна и настраиваясь на положительный рабочий день. Вечером же (лучше перед сном) вы очищаетесь от всего что случилось с вами за день, готовясь к спокойному и здоровому сну.

Старайтесь медитировать в одном месте. Со временем это место впитает в себя вибрации спокойного ума и будет способствовать их возникновению вновь — так даже будучи очень сильно взволнованным и раздраженным вы, в этом месте сможете легко успокоиться и сбросить груз переживаний со своих плеч.

Заведите себе коврик, подушку для медитации и что-то вроде пледа-накидки, которым можно укрыться перед практикой. Так, если вы много путешествуете, берите их с собой и со временем они, впитав вибрации чистоты и спокойствия, будут выполнять ту же функцию что и место для постоянной практики.

Медитируйте с часами. Они помогают отслеживать результаты при концентрации: на сколько ваш ум может держать объект. Так вы уже не будете просто сидеть в полусне, а заметив, что ум отвлёкся увидите длительность ваших упражнений с внимательностью. В случае работы с болью вы можете отслеживать время, которое можете её терпеть — по чуть-чуть увеличивая его. Уму очень нравиться сравнивать, замерять и следить — если вы увлечете его этим, то поддержите больше интереса к развитию практики.

Ведите дневник о медитации. Он должен представлять из себя короткие заметки которые вы делаете после практики, а в случае практики концентрации о времени, которое вы провели без мыслей. В случае практики самоисследования это может быть дневник состояний которые возникали в уме. Это может быть время которое вы провели без движения, если вы тренируете невозмутимость.

Также поддержанию интереса к практике может помочь фиксирование реальных результатов. К сожалению, без прогресса ум быстро разочаровывается и начинает скучать, типичная склонность ума задрать планку ожиданий до небес, ожидая поглощений, ниббаны и сверхчеловеческих способностей.

Мы советуем в конце практики сравнить состояние с которым вы ее закончили и состояние в котором вы ее начали. Отмечая расслабленность и умиротворение.

Мы искренне надеемся, что эти простые находки помогут развитию мира, внимательности, продуктивности и терпеливости ваших умов, помогая и окружающим вас людям быть терпимее добрее и позитивнее. Будьте счастливы!

Медитационный ритрит

За последнее время всё больше людей начинает интересоваться медитацией и пробовать практиковать те или иные техники. Но зачастую человек так и не познаёт к чему же действительно ведёт медитация и какой эффект даёт та или иная техника. Для того чтобы действительно почувствовать вкус практики непременно стоит попробовать устроить себе ритрит. То есть для знакомства или углубления техники медитации необходимо посвятить определённое время и всё своё внимание без остатка только ей. Длительность для начинающих 1-10 дней. Далее, длительность варьируется в соответствии с количеством свободного времени и вашими возможностями. В такое время необходимо уединиться в тихом и спокойном месте, выключить телефон, компьютер, прекратить все возможные способы развлечения и получения информации из окружающего мира. Делая так вы стараетесь по возможности прекратить поступление информации в ваш ум извне. Это можно сравнить с уборкой по дому когда вы, для того чтобы прибраться внутри него должны перестать постоянно заносить внутрь новые вещи. Далее вы практикуете ту или иную технику соответственно инструкциям и рекомендации Учителя, если таковой имеется. Во время этого процесса вы и начинаете уборку в собственной голове, упорядочивая нужные вещи внутри нее и выбрасывая лишний мусор.

Иногда встречаются люди, которые говорят «Ах, как мне тут все надоело, уж лучше уйти в монастырь, там хорошо — медитируешь себе целыми днями и никаких проблем!». На предложение посвятить практике хотя бы один выходной целиком, у них сразу находится куча оправданий и важных дел. Всего один день, это не так уж сложно. И даже если вы поймете, что ещё не готовы стать великим отшельником, это станет очень ценным опытом, который принесёт свои благотворные плоды.

Во-первых, вы сможете действительно познакомиться с техникой медитации и понять принцип ее работы. Если вы уже практикуете какую то технику, то это позволит вам укрепиться и глубже понять ее, сделав задел к которому постепенно можно подтягивать свою ежедневную практику.

Если вы хотя бы несколько часов в день подряд посвящаете ритриту, то скоро заметите на сколько более свежими и бодрыми будет ваш ум при возвращении к работе. Зачастую люди привыкли отдыхать так, что после выходных им ещё нужно время для восстановления сил перед началом рабочей недели. Но даже если вы и не перегружаете своё тело, а, скажем, ходите в музей или кино или путешествуете — вы всё равно загружаете ум новыми, утомляющими впечатлениями, после которых либо хочется чего-то ещё более яркого и развлекательного, либо не хочется уже ничего вообще. Именно так и теряется чувствительность, восприимчивость, а при наличие каких либо важных обязательств может возникнуть апатия и уныние. Ощущение свежести, чуда жизни и приключений на каждом шагу создаются внутри осознанностью, спокойствием и остротой внимательностью. Путешествие на Гавайи или ужин в дорогом ресторане могут стать скучными и унылыми, если ум вял, устал или недоволен. Так же и любая прогулка в старом знакомом дворе может поразить вас морем новых впечатлений.

Регулярные ритриты постепенно помогут упорядочить ваш ум, усилить восприимчивость, углубить вашу практику. После таких выходных радостно приходить на работу.

О нимитте

Сегодня мы бы хотели рассказать вам о одном из самых необычных феноменов в медитации у начинающих практиков. На древнем языке пали он называется нимитта, что переводится как «знак» или «веха». Что это? Иногда, во время практики перед внутренним зрением медитатора могут возникает один или несколько факторов поглощения ума, возникают различные образы, цветовые пятна, вспышки. Иногда это могут быть картины — красивые или ужасные, иногда точка света, иногда луч или звезда. По сути, эти вещи проявляются не столько как картинки перед глазами, сколько как ощущения тела которым сопутствуют яркие ментальные образы. Па-Аук Саядо учит, что они являются сигналами о появляющейся концентрации. Так картинки могут быть образами из прошлых жизней. Другие учителя описывают что в практике так же могут возникать чудесные звуки, запахи и вкусы, но в наших опытах практики это встречается довольно редко.

Иногда, у постоянно практикующих или имеющих хорошую прошлую карму людей, нимитта может возникать даже с открытыми глазами. У некоторых медитаторов с закрытыми глазами не бывает темноты вообще — только различные виды света. Так или иначе практикуя, вы очищаете свой ум и образ возникающий перед глазами в какой-то степени является его отражением. И чем чище ум, тем более яркой, стабильной, большой и ровной будет ваша нимитта.

Сейчас предлагаю разобрать взаимосвязь пяти препятствий для концентрации ума, ниварана с цветом и формой нимитты.

Так если у вас еще не отключилось состояние активной концептуализации (ум много и активно думает), то чистого света или цвета перед глазами не будет, будут картинки и образы в которые вы нередко можете проваливаться как в хороший фильм в кинотеатре. Когда загрязнения станут менее комплексными, образы не будут иметь четких структурировано смысловых форм, и приобретут очертания той или иной геометрической фигуры или темного цветового пятна (как бывает когда вы закрыли глаза после того как смотрели на яркий свет).

Если образ перед глазами еле виден или его нет, значит в вашем уме господствует ниварана оцепенения и сонливости. Это темнота и лень ума, которым сопутствует отсутствие энергии, вялость и депрессии. Лечится она активными позитивными и бодрыми усилиями в концентрации, сменой позы, метода практики или временным отдыхом.

Если в образе присутствует бурление изнутри, словно в кастрюле с кипящей водой, значит в уме очень много отвращения гнева и неприязни. Более тонкая неприязнь выглядит как нечеткие размытые края объекта. Лечится принятием состояния которое есть в тебе, расслаблением и нахождением позитивных сторон своего нынешнего опыта.

Если объект перед глазами прыгает и резко движется, то в уме присутствует много загрязнения возбуждения и стыда. Хорошо помогают отпускание желания результата, склонение ума к более спокойным состоянием и терпеливость. А иногда это нужно просто пересидеть, побыв с ним.

Когда объект часто меняет форму, это говорит о присутствии сомнения в вашему уме. Может помочь настрой перед самой практикой — когда вы понимаете зачем ее делаете, как это может помочь вам, окружающим вас людям и всему миру и воспоминание о тех, кто практиковал и переживая такие же точно состояния как и вы, стал святым или просто хорошим человеком.

Если объект голубого, алого, золотого или других цветов кроме ярко белого — это говорит о присутствии в уме тонкого влечения в уме которое мешает практике. Тут важно отпустить наслаждение опытом, желание что-то подправить или обрести.

Постепенно изучая свой ум и устраняя препятствия — можно добиться яркого стабильного заслоняющего все зрительное поле яркого белого света. Па-Аук Саядо учит, что прежде чем погружаться в него или дать ему захватить себя, следует сидеть и практиковать 2-3 часа чтобы изжить такие эмоции как боязнь или сильное влечение, которые могут возникнуть в вашем сознании по отношению к нему. Побыть в этот состоянии и позже дать уму поглотиться им и войти в состояние джханы. Чего и мы вам всем совершенно искренне советуем.

О разнице сосредоточения и прозрения

Мы уже не раз описывали нашу точку зрения на практику медитации, являющуюся упражнением по тренировке ума — она может быть разной. Основным делением медитационных объектов в буддизме является деление на объекты мудрости (випассана) и объекты концентрации (самадхи). Из-за путаницы в понимании этих двух подходов у практикующих бывают сложности в прогрессе медитативной практики, что может привести к разочарованию и иногда даже ее прекращению. Поэтому здесь мы попытаемся разобрать эти две группы техник с описанием их теоретических аспектов и практического влияния на ум.

Что же такое концентрация (самадхи)?

Это успокоение ума за счёт контроля, постепенного склонения ума от его настоящего состояния к медитативному объекту, с заменой его свойств самим объектом практики. Эти объекты могут быть весьма разными:

зрительными: например, точка или огонь

звуковыми: мантра, молитва, проговор, шум в ушах

осязательными: прикосновение дыхания, ощущения тела

ментальными: от воображаемых в уме образов до самонастройки за счет напоминания себе о каком-либо состоянии (напр. внутренний покой, благопожелания, концентрации на бесконечное пространство и пр.)

Главное, что все свободное внимание ума направляется на культивирование одного объекта, который все больше и больше начинает доминировать в уме, постепенно замещая собой все, что есть в сознании человека. Делая так, он со временем полностью вытеснит из сознания всё. Это концентрационное поглощение в буддизме называется самадхи джхана (дхьяна в йоге).

При этом объект действительно может быть совершенно любым — от простого звука, до, например, ложки или концентрации на благодарность. Но выбирая его стоит учесть то, что он может иметь какой-то прицеп помимо свойств очищающего ума сосредоточения. То есть объект для концентрации может породить привязанность сознания в этом или будущих воплощениях, например, к цвету-форме этого объекта сосредоточения, что в принципе особой полезности с точки зрения кармы не несет, а может и породить довольно странные фобии. Самадхи же, полученное от практики любящей доброты, благодарности или даже визуализации чего-то вдохновляющего, имеет куда более позитивный прицеп. Им будет являться естественная склонность сознания состояниям сострадания, благодарности, уважения, что может сильно облегчить жизнь человека.

Практика мудрости так же является тренировкой внимания, но фокус его здесь устанавливается на немного другие вещи. В этой группу входят разнообразные практики так или иначе связанные с познанием трех абсолютных характеристик всего в этом мире: непостоянства, пустотности и неудовлетворительности (аничча, анатта, дукха). В практиках мудрости главным для фокуса внимания является наблюдение именно этих характеристик. Вы можете наблюдать объекты органов чувств, свои ощущения, эмоции и мысли, но главным будет постоянно отмечать как они проявляют себя в свете этих трех характеристик. Этапами углубления практики тут будут прозрения в суть природы всего в этом мире. Ваше сознание также будет приобретать при этом покой, но покой этот будет другого порядка. Покой отрешенности. Так полностью познав природу той или иной привычки своего сознания, вы автоматически отпустите ее. Это как нарабатываемый опыт, который будучи правильно и до конца пережит, вносится умом в ранг автоматизма, словно однажды разгадав загадку вы уже не сможете снова по настоящему ей увлечься. Будда приводил пример с человеком, который от рождения держит в руках горячий уголь не замечая этого, но однажды заметив это, и, познав болезненность этого опыта, он отбросит его и никогда не захочет взять в руку снова.

Однако мудрость и концентрация глубоко связанны друг с другом и являются поддерживающими друг для друга факторами. С острым и сильным умом легче углубляться в исследование, мудрому и отрешенному человеку довольно легко сосредоточить свой ум.

На некоторых этапах прогресс мудрости может быть довольно болезненным, но в отличии от самадхи, глубоко осознанное заблуждение больше никогда не заставит вас вернуться обратно и наступить на те же грабли. При этом в самадхи так же хорошо отдыхать умом после таких прозрений. В джханах внимание искусственным образом устраняется от всех внешних объектов, как бы зацикливаясь в сферу. Эта сфера может существовать сама по себе довольно долго, но под воздействием прошлой кармы, которая со временем будет вырастать в сознании, она развалится.

Некоторые Учителя считают что даже простой вкус переживания самадхи может дать понимания суетности мира и отрешенность от возбуждения активной деятельности в нем. Другие учат что самадхи джханы для практики випассаны являются помехой, потому что для осознания трех характеристик фокус внимания должен быть непосредственно на анализе, развивающем ум в познавании их глубины. Поэтому считается, что лучшая випассана происходит, когда в уме уже возникли определенные аспекты сосредоточения, но они еще не настолько сильны и сбалансированы, чтобы сознание поглотилось объектом.

Для мирян бывает довольно трудно добиться глубоких успехов в практике концентрации. Это связано с тем, что для самадхи необходимы довольно специфические условия. Длительное уединение, тишина, здоровье и чем более идеальны условия, тем легче практиковать. В этом помогают долгосрочные медитационные затворы, ритриты.

В ежедневной практике более полезными и удобными в выполнении будут являются упражнения для развития мудрости. Наблюдение трёх характеристик не требует каких то особых условий. Даже при небольшой тренировке концентрации повышается эффективность и умелость в выполнении любых дел.

Практика мудрости поможет не вовлекаться в лишние ненужные потоки событий, трезво оценивая жизненные ситуации. Однако, мы так же советуем балансировать вашу практику уделяя некоторое внимание концентрации связанной с развитием любящей доброты, сострадания и благодарности — они помогут уму воспринимать любые сложности, возникающие на вашем жизненном пути, с улыбкой и пониманием.

О боли

Если пристальней рассмотреть, то можно увидеть, что тема боли и отношение к ней является краеугольным камнем всей нашей жизни. Ведь жить — значит чувствовать. Все люди стремятся к счастью. И почти все они в этом стремлении видят прежде всего побег от боли и дискомфорта. Но на деле эти два пути могут оказаться совершенно противоположными направлениями.

Дело в том, что зачастую страх боли может породить поступки, которые в будущем могут привести к ещё большим страданиям. Многие слышали, что ощущение боли само по себе не так велико. Что оно усиливается ментальными болями от нежелания его испытывать. А бывает и еще и так, что только предполагая будущую боль человек испытывает сильное беспокойство и невыносимые страдания. Иногда страх и ментальное представление о возможных неприятных ощущениях так велико, что человек может долго терпеть боль в животе, пытаясь себя отвлечь и не желая идти к врачу, так как предполагает, что поход к врачу это очень неприятно, непонятно и страшно. Таким образом, он рискует развить серьезное хроническое заболевание.

Если рассмотреть поведение людей на более глубоком уровне, то можно увидеть, что и многие их поступки замотивированы страхом. Есть необходимые вещи без которых человек может испытывать сильный дискомфорт: жильё и пища. Например, человек терпящий неуважительное отношение на работе и маленькую зарплату, всё равно цепляется за эту работу и может сносить унижение, так как боится что если не найдёт другую, то может голодать или испытывать проблемы с жильём. Из-за сильного страха он не может попытаться изменить свою жизнь к лучшему. В межличностных отношениях из-за страха боли человек учится врать, лицемерить, нападать, прятаться или применять различные маски в надежде избежать состояний, которые запрограммированы в нем как боль и дискомфорт. Этот бедный человек иногда создает огромные конструкции на фасаде своего ума, тратя огромное количество психических сил лишь для того чтобы казаться добрым и благородным для окружающих. Но между «быть» и «казаться» большая пропасть!

Из за своей недальновидности и страхов, предполагая что это проще, люди часто выбирают эту искусственную пустую мишуру в виде поверхностного демонстрирования себя «каким-то» для других. Но избежать боли в жизни — просто невозможно! Всё это приводит лишь к всё больше разрастающемуся комку боли и страха спрятанных внутри каждого из нас. Именно поэтому в современном обществе большинство людей живёт словно на вулкане, который может извергнутся в любой момент и особенно в сложных и болезненных ситуациях.

Понаблюдайте повнимательнее за мотивами своих поступков. Что вами двигает в тот или иной момент? Возможно, вы откроете для себя много нового.

Внутренние мотивы и карма

Судя по запутанности древних учений, рассказывающих о перерождениях и их зависимости от поступков живых существ в мире, нет ничего более сложного и глубокого как карма. Человек который будет пытаться анализировать всю полноту взаимосвязи и проистечения всего из всего в этом мире рискует сойти с ума, как учил Будда. Термин карма переводится с древнего языка как действие. Существует множество вариантов и градаций описывающих суть кармы. Будда Готама говорит, что самое важное для кармы это мотивация с которой совершается действие, потому что одни и те же действия случаются с разными намерениями. Убийца вспарывающий живот человека, с желанием убить его и хирург вспарывающий живот с целью его спасти — совершая похожие действия создают разную карму.

Сейчас в мире появились доктора которые вводя людей в состояние гипноза просят их вспоминать прошлые жизни, при помощи этого излечивают их врожденные физические и психологические проблемы. Помимо этого такие сеансы открывают необычные грани психологии человеческого ума. Один доктор рассказал о таком случае.

В молодой австралийской семье родилась девочка. С детства у неё проявилась психологическая травма — ей было очень сложно есть. Физически она была абсолютно здорова, но доктора которым ее показывали причину недуга выявить не смогли. Семья перепробовала много типов лечения, но ничего не помогало — в итоге они пришли к нему. Во время сеанса гипноза девочка вспомнила, что ее нежелание употреблять пищу вызвано тем, что в прошлой жизни, они вместе со старшей сестрой влюбились в одного и того же молодого человека, а парень предпочел её сестру. Бедная девушка, думая что тому виной её полнота, совершила самоубийство. Теперь маленькая девочка подсознательно запрещала себе есть.

Когда доктор рассказал эту историю её матери — ту затрясло. Стуча зубами она рассказала, что когда-то у нее была младшая сестра. Они влюбились в одного и того же парня, который сейчас ей муж. Но когда они начали встречаться, сестра убила себя… чтобы потом переродиться в семье своей сестры и своего возлюбленного девочкой, которая не может нормально есть.

Так наши страхи и влечения управляют умом, и после того как он потеряет свое тело, в каком теле переродится и каким в этом теле существовать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Буддийские медитации. Постижение мудрости на практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я