Художник — это не настоящая профессия! Каждый творческий человек слышал эту фразу хотя бы раз в жизни. Но что, если это совершенно не так? В этой книге известный художник-иллюстратор Леся Гусева решила разобрать все вопросы, с которыми сталкиваются художники, дизайнеры и иллюстраторы. Вместе с ней вы поймете, кто вообще такой художник, чем он может заниматься, где он ищет заказчиков и проекты, как составляет грамотное продающее портфолио и создает личный бренд. Кроме того, вы разберете не менее важные проблемы: выгорания, поиска себя и своей цели в карьере. Леся Гусева — художник-иллюстратор с опытом работы более 11 лет. В ее портфолио входят проекты как с российскими, так и зарубежными компаниями, вроде Газпромбанк, Газпром-Медиа, VK, Самокат, Honor, MGA, Котекс, Playrix, Xp-pen, Parblo. Но вы точно знаете ее как автора той самой белочки Крошки Ши или создателя Пенсионерии. Эта книга — настоящая находка для любого творческого человека. В ней художник-иллюстратор Леся Гусева решила ответить на все волнующие художников вопросы: где искать заказчиков, у кого учиться, как продвигать себя в соцсетях и как найти свое место в мире. Вместе с этой книгой вы разберете основные «боли» художников, иллюстраторов и дизайнеров, развенчаете мифы о творческих профессиях и узнаете, как построить успешную карьеру. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мам, я художник! Как творчество сделать профессией, приносящей прибыль» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора
Как я оказалась там, где я сейчас, и почему моя книга может помочь вам
Вы с детства мечтали стать художником? А может, это желание пришло к вам в 35, на очередном скучном совещании? Вы учились в художке, потом получили профильную вышку? Или взяли карандаш и начали рисовать как умеете (или не умеете)?
Все это позади и уже не важно.
Главное, вы стали художником!
Если вдруг вышло так, что мы с вами еще не знакомы, разрешите представиться.
Меня зовут Леся Гусева. Я художник-иллюстратор.
Я не всегда им была, и у меня нет классического художественного образования, как у большинства моих коллег. На полочке в комнате лежат дипломы менеджера организации и дизайнера интерьеров. Но, как видите, это не помешало мне реализоваться в профессии, стать довольно известной и зажечь своим примером тысячи других людей, которые мечтали стать художниками.
С детства я обожала рисовать. У меня даже были пятерки по изо. Но ни художественная школа, ни высшее образование по этому направлению мне не светили. Мои родители, как и многие другие взрослые на постсоветском пространстве, были убеждены: «Художник — это не профессия!» Художники — это тунеядцы и дармоеды, сидящие на шее у своей семьи. От них частенько пахнет алкоголем, а чтобы иметь хоть какой-то заработок, приходится сидеть на Арбате и рисовать прохожих.
И знаете, я не виню их. Время было такое… стабильность виделась лишь в офисной работе с девяти ноль-ноль до семнадцати ноль-ноль, а каждый любящий родитель хочет для своего ребенка именно стабильности и светлого будущего.
Однако я безумно рада, что удалось в итоге превратить увлечение в настоящую профессию и доказать: художник — это более чем серьезно! А на заработанные творчеством деньги можно и построить дом, и купить квартиру, и путешествовать, и растить детей, и быть при этом в абсолютном мире и гармонии с собой. Иметь удобный график, выбирать место работы, заниматься тем, что нравится. А не сидеть на Арбате, если тебе это не нравится (или сидеть, если кайфуешь от этого).
В профессию я пришла по воле случая или стечению обстоятельств.
Выучившись на менеджера организации, я ни дня не трудилась по профессии. Зато успела поработать и официантом, и продавцом компьютерной техники, и обзванивала организации, предлагая высокоскоростной интернет, и администратором в английской школе, и в HR-агентстве. Успела даже побыть методистом в той самой школе, где сама когда-то училась. Преподавала своим же учителям уроки компьютерной грамотности.
В 2008 году в стране грянул кризис, и я стала безработной, осев дома на шее у молодого человека. Меня это жутко тяготило — я искала способ начать зарабатывать, хотя бы себе «на булавки».
И вспомнила, что в целом умею работать в Photoshop (спасибо компьютерным курсам в Доме пионеров в детстве и моей любознательности, благодаря которой я продолжила изучать его методом научного тыка). Несколько раз я помогла друзьям с созданием визиток, рекламных флаеров, дизайном сайтов. Открыла для себя CorelDraw, изучила его тем же научным тыком на начальном уровне. И какое-то время вполне перебивалась шабашками по дизайну полиграфии.
Однажды пришло сообщение от знакомой с вопросом, не могла бы я ее подменить на рабочем месте дизайнера наружной рекламы на время ее отпуска. Я, конечно, с огромным чувством страха, что меня вот-вот разоблачат, успешно отработала две недели. Моих знаний вполне хватило, чтобы ничего не запороть, вовремя все сверстать и отдать в печать на производство. Когда испытание боем подошло к концу, я подумала: «А почему бы и… да?» Мне стало это интересно.
Пошерстив объявления на hh.ru, я нашла несколько мест, куда требовались дизайнеры полиграфии. Пришлось сделать портфолио, ведь без него даже на собеседование не приглашали (вот ведь странно, да?). Собрала самые удачные, на мой взгляд, примеры работ, добавила еще пару выдуманных проектов, чтобы было пообъемней. И в итоге меня взяли работать в типографию самым младшим дизайнером. Я до сих пор вспоминаю это место с огромной теплотой и благодарностью. Именно там меня погрузили в профессию по-настоящему: обучили правильно верстать, готовить макеты к печати, общаться с заказчиками, дали кучу хорошей литературы и сайтов для самостоятельного обучения.
Примерно через три месяца один из постоянных клиентов типографии, которого закрепили за мной, позвал работать к ним в офис. Подросший скил сделал свое дело, и мне предложили настоящую официальную работу с огромной (на самом деле нет!) для меня зарплатой.
Так я стала дизайнером в сети кинотеатров.
А дальше будни, дедлайны, вечно горящие сроки, флаеры, меню, постеры, буклеты — обычная работа, в общем.
Пока однажды меня не бросил парень…
В тот момент для меня это стало трагедией вселенского масштаба. А что делали девочки в 2012 году в таких ситуациях? Правильно! Распускали слезы-сопли до колен, включали плакательный плейлист в наушниках, постили многозначительные статусы и черно-белые картинки в VK. Я решила не изменять традициям.
Было только одно жирное «НО». Я не могла найти ту самую страдательную картинку, хоть ты тресни. Так как мой ник на всех форумах — Белка, мне непременно нужна была самая грустная белка на свете. Таких в интернете, увы, не водилось. Пришлось выкручиваться. Я нарисовала как умела на бумаге депрессивную белку. Отсканировала, загнала скан в Photoshop, раскрасила и выложила на стене в VK. Так я начала рисовать (и таким способом рисовала еще очень долго, так как это проще, чем выводить ровные линии на планшете). Мои друзья — то ли чтобы поддержать, то ли им и правда понравилось — завалили меня кучей лайков и сказали: «Давай еще!»
Я продолжила рисовать рефлексирующие беличьи картинки о своей жизни. Сходила в клуб — картинка, скучаю на работе — картинка, выдали зп — картинка, познакомилась с новым парнем — картинка. И тут снова друзья: «Создавай отдельную группу, чего постишь все в личном профиле?»
И родился проект «Я и моя Шизофрения» — белка стала частью моей жизни, через нее я транслировали все мысли, переживания, делилась новостями. Сами подписчики дали ей имя «Крошка ШИ», сократив изначальное название группы.
Эти простые и незамысловатые рисунки начали быстро вируситься в сети. Девочки узнавали в белке себя и репостили, мужья пересылали женам, подружки скидывали друг другу. Группа в VK выросла до 100 000 подписчиков вообще без рекламы. Чистый органический рост. Подписчики попросили выпустить с ней мерч — кружки, футболки, значки, ежегодные календари. У меня появился интернет-магазин. Хобби теперь приносило в разы больше денег, чем основная работа.
Ну, а работа в итоге начала мешать зарабатывать нормальные деньги! Я ушла на фриланс.
Спустя пять лет после начала рисования комиксов про белку я поняла: мне становится скучно. Это превратилось в рутину. Да и некоторые «доброжелатели» подливали масла в огонь словами: «Ну подумаешь, художник одного проекта, просто повезло».
Я решила рисовать что-то помимо белки и выкладывать новые рисунки в отдельный профиль инстаграма[1]: разные картинки от случая к случаю.
«Белкиной» аудитории из VK это было, увы, неинтересно. Со мной на новую платформу мигрировало всего около 1 500 человек из 100 000. Оно и понятно — пользователи не очень любят переходы из одной соцсети в другую, плюс им нужны были именно картинки с белкой, а не вот это вот все. Я поняла: блог надо растить заново.
Это был вызов! Смогу ли повторить успех и снова набрать те же 100 тысяч?
Я устроила себе челлендж — рисовать и рассказывать всякие факты и истории про себя. Один день — одна новая история. Так мне пришлось учиться рисовать людей. Подписчикам зашло. Спустя пару месяцев ко мне обратилась девушка с просьбой нарисовать ее портрет. Конечно, это было волнительно и приятно. А еще страшно! Вдруг она, получив заказ, ужаснется и потребует обратно деньги? Вдруг выложит это у себя в профиле со словами: «И я за это заплатила?» Вдруг все поймут, что я ненастоящий художник?
Законченную работу я отправляла буквально зажмурившись. Но ей понравилось! И следом потянулись новые желающие. Очень быстро за портретами выстроилась очередь на 2–3 месяца вперед! Ко мне обращались известные блогеры-миллионники, чтобы я нарисовала им аватарки или стикеры, некоторые звезды репостили мои работы у себя в сториз, и ко мне приходили их фанаты.
Короче, я начала наконец зарабатывать хорошие деньги (и еще раз убедилась, какие крохи платили в офисе).
Нарисовала несколько серий рисунков, которые отлично завирусились (и, кстати, вирусятся до сих пор). Мой блог снова великолепно рос без денежных вливаний, и снова я набрала 100К подписчиков. Я делала это более вдумчиво, изучала маркетинг и психологию и применяла новые знания на практике. Разбиралась, что людей заинтересует, почему они подписываются и отписываются, как влюблять аудиторию в себя. В общем, всячески исключала момент «случайности и везения».
Теперь меня знают не только как автора Крошки Ши. Кто-то узнает по серии «Пенсионерия» или «Злодейский тиндер». Кто-то по «Богам маркетинга» или «Ночи в музее». У меня появились свои курсы для новичков-художников, ко мне за рекламой и за иллюстрациями обращаются крупные бренды. Меня печатают в журналах и газетах. Для многих я стала любимым блогером.
Даже вот издательство предложило написать эту книгу. И все благодаря рисованию.
Короче, я мысленно показываю средний палец критикам, которые говорили про художника одного проекта и чистое везение.
Везет тому, кто везет.
В этой книге я не буду учить вас рисовать. Совсем. Этому вы сами прекрасно научитесь. Посмотрите кучу бесплатных роликов на YouTube. Пройдете разные интересные (и не очень) курсы. Может даже посетите мои мастер-классы (они точно интересные!). Выработаете со временем свой уникальный стиль.
В этой книге я поделюсь опытом и знаниями с другого угла.
Наверняка вам хочется, чтобы творчество стало любимой высокооплачиваемой работой. Чтобы стало признанным. (В идеале при жизни. И в идеале кем-то, кроме мамы и ближайших родственников.) И этого не нужно стыдиться.
Хотеть зарабатывать на своем любимом деле — это нормально.(Точно так же нормально не хотеть этого вовсе.)
Именно поэтому мы больше поговорим о рисовании как о работе, чем как об искусстве. Это не четкая инструкция по покорению Олимпа, а скорее общее направление, которое поможет не сбиться с пути.
Здесь я буду делиться советами и личными историями, историями друзей, знакомых и просто художников, ставших известными. Некоторые мысли и инструкции к действию будут повторяться несколько раз из главы в главу. Я делаю это умышленно, чтобы закрепить их важность.
На полях книги вы повстречаете QR-коды. Будем считать их дополненной реальностью к моему повествованию. Они ведут на разные статьи, иллюстрации, видео, интервью, выдержки из книг, которые более полно раскроют мою мысль. Этими материалами можно делиться, читать все подряд или выборочно.
Пожалуй, это все напутствия перед началом.
Очень надеюсь, что книга будет вам интересна и полезна.
Ну а если нет, можно сделать из нее лампу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мам, я художник! Как творчество сделать профессией, приносящей прибыль» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других