А вдруг? Покалеченная сказка

Лера Шапарева, 2020

Что делать, если твой мир изменился за 1 секунду? Ты не помнишь, кто ты есть на самом деле. Не помнишь, кем хотел стать. И ко всему этому ты не можешь ходить. Как так? Как это в миг из привычного тебе мира попасть в другой, отнюдь не сказочный, мир инвалидности? Достоверная история одной такой девушки позволяет прикоснуться к подобной ситуации, посмотреть, как она справляется с разными жизненными ситуациями. Она не согласна на такую жизнь,старается все изменить не только в своём, но и в сознании всех людей. А вдруг? Вдруг получится СЕЙЧАС попытаться обрести счастье и чувства, которых она не помнит, которые наполняли ее жизнь РАНЬШЕ.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А вдруг? Покалеченная сказка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1глава

Настя открыла глаза. Глаза болели, были какие-то слипшиеся.

Где это я? Что это? Стена покрашена краской, я в общаге что ли? Нельзя же так пить, чтоб ничего не помнить!

Она начала присматриваться. Все вокруг было такое беленькое, даже постель, все чистенькое и стены выкрашены бежевой краской — все как принято в больницах.

Больничная палата? Непонятно. Больница, а что такое?

Где она была накануне, с кем, а главное что делала, она не помнила. Последние дни тоже не вспоминались. Она вспомнила лишь, что учится же в мединституте.

Какой месяц? И день? Может в институте собираться надо, а я здесь лежу. Надо позвонить Ане, узнать что к чему.

Позвонить подруге Ане ей так и не удалось: она не помнила, куда положила телефон да и номер телефона не могла вспомнить, хотя всегда помнила его наизусть. Посмотрела на свое тело: она лежала на больничной койке, без одежды, накрытая одеялом.

Мама моя дорогая. Да я голая. Все вроде на месте. Что случилось? У кого спросить, что со мной?

Чуть поодаль на стуле сидел Слава, такой знакомый и любимый. Как обычно выбрит, напомажен, голубоглазый высокий брюнет. Одет в привычные, модные джинсы и трендовую футболку. Как они познакомились и когда, она не помнила. Просто знала, что они только начали встречаться. Слава сидел рядом с каким-то маленьким мальчишкой.

Странно, больница не место для детей. Ничего веселого. Да и с чего бы ему брать с собой ребенка, и чей он?

Мальчишка показался Насте очень симпатичным для ребенка. Такой белобрысенький, но незнакомый. Ей было непонятно, почему Слава молчит, ничего не говорит и смотрит не на нее, а сквозь нее, куда-то вдаль.

Ау, я здесь! Подойди и поцелуй меня. — думала Настя.

С одной стороны она была удивлена его приходу. Они же только начали встречаться, а он оказывается такой заботливый пришел, несмотря на то, что с ней случилось и она в больнице — не очень романтичное месте. Она даже предположить не могла, почему она в больнице, но его присутствие ее радовало. Было только непонятно присутствие мальчика в больнице.

Может это сын его старшего брата? Может, я чего-то не знаю о его брате. А может это сын кого-то из друзей. Ну не с кем и негде было оставить ребенка, вот и пришлось отпустить в больницу, зато под присмотром.

Мальчишка подбежал и поцеловал Настю в щеку. Потом Слава встал и направился к выходу с мальчиком, не проронив ни слова. Один лишь раз Слава взглянул на Настю, уже стоя в дверях. Его взгляд ей не понравился, был какой-то чужой,не ее Славы, он так обычно не смотрел. Она закрыла глаза, пролежала как ей показалось каких-то пять минут. Когда открыла глаза, очень удивилась, потому что на улице стало уже темнеть.

Только глаза закрыла, а уже ночь. Что-то не так.

Зашли ее родители. Настя спросила:

— Кто это приходил? Это же Слава? Почему он пришел и ушел молча? Как он узнал, что я в больнице и что вообще со мной? С каким-то мальчишкой приходил. Зачем?

Мама очень удивилась ее словам.

-Это твой муж и твой сын.

Вот так новость!

То, что она замужем, было удивительно для Насти. Она не собиралась замуж, тем более она еще учится в институте. А уж за Славу замуж точно не собиралась выходить. Она с ним только начала встречаться. Внешне он ей очень нравился, был красивый по ее меркам и вкусам, но как человек он ей не нравился — все его поступки, мнения о чем-либо или о ком-либо, взгляды, отношение ко многим вещам. Что с ней случилось, она не могла понять. Сын? Откуда? Да и мальчик, по ее мнению, вроде не похож ни на Славу, ни на Настю.

-А как зовут мальчика?

— Женя. Евгений

Она ничего не могла вспомнить, но у нее появилось чувство, что ей не просто знакомо это имя, а будто она его выбирала.

-Сколько тебе лет?

— Двадцать четыре конечно.

Странный вопрос. Мама, да что с тобой? Неужели я могу не помнить, сколько мне лет? Ещё бы спросила, где я учусь и где мы живём!

Настя ответила на мамин вопрос, не задумываясь.

-Нет, тебе двадцать девять лет.

Странно, неужели целых пять лет я в больнице?

Настя помнила, что училась в медицинском институте уже в ординатуре. Недавно рассталась с парнем из своего института и познакомилась со Славой, с которым начала встречаться. Видя замешательство Насти, ее мама начала рассказывать то, что она не помнила.

— Ты попала в аварию и была в коме.

— Аварию? Как? Когда? Так Слава вроде не пострадал, он же приходил здоровый.

В голове у нее события не укладывались. Если авария, значит на машине. Если на машине, значит на машине Славы и с ним самим. Оказалось, все несколько иначе. К Насте приехала подруга из другого города, с которой она познакомилась на море. Они сдружились на море и стали продолжать общение, не только виртуально, стали ездить друг к другу в гости. Подруга приехала в гости и погибла. Погибла после аварии на катере от удара встречного катера. Прогулка на катере завершала их прогулку и обзор города: что же лучше может представить город, как взгляд на красоты города с центрального водохранилища! Должно было быть красивое завершение вечера и прогулки, если бы не нелепое стечение обстоятельств. Подруга не выдержала силу удара и погибла, а Настя от сильного удара переломала ноги, получила травму головы и впала в кому на месяц.

Подруга. Море. Настя ничего такого не помнила. Как она могла забыть? Кома на месяц. Кома для нее звучало, как потеря сознания, такое с ней случалось, как и со многими. Настя слушала с недоверием. На месяц? Так ей двадцать четыре года, а мама говорит двадцать девять.

Оказалось все хуже, чем ее банальные представления о травмах, которые она читала в медицинских учебниках. Настя взглянула на маму и без лишних вопросов поверила. Она ничего не помнила, а мамино лицо отображалось столько боли и отчаяния — глаза были красные и припухшие, что было нехарактерно для ее мамы, старающейся всегда выглядеть хорошо, даже идеально. Мама подтвердила ее предположения. Пока Настя была в коме, без сознания, мама каждый день приходила в больницу дежурить, потому что в палату реанимации не пускали никого, даже родных, но мама не теряла надежду и приходила каждый день. А вдруг сегодня пустят? Мама даже не плакала, чтобы кого-то сердобольного врача упросить, слезы просто лились сами собой и все тут.

Настя ничего подобного не помнила и не понимала. Вот сейчас она встанет, пойдет как обычно, и все будет налаживаться, все будет хорошо как и раньше. У нее не было каких-либо воспоминаний, ни эмоций, только было трудно двигаться и дышать. Хотелось встать, убежать и сказать:"это все неправда", но Настя ничего не могла сделать, не хватало сил.

Сколько она видела разных фильмов про тех, кто впал в кому. Как впавшие в кому видят чудесные, волшебные сны как провидение какое-то. И тут же резко проснувшись встают и идут по делам. Откуда у них силы непонятно. Настя попробовала сделать малейшее движение не потому что вспомнила фильмы, просто это было как само собой разумеющееся, как же иначе. Ей было даже трудно дышать, не то что идти и что-то делать. Она стала ощупывать себя, что-то было не так, не как обычно и привычно. Что-то мешало ей на шее, мешало дышать. Мама вскрикнула.

— Не трогай! Там трахеостома.1

Что такое трахеостома Настя понимала. Все-таки какие-то знания и понятия остались в голове из институтских лекций в мединституте. Но видеть рисунки и читать текст в учебнике не тоже самое, что представлять это и чувствовать на себе, своем теле. Мама рассказала, что Насте сделали трахеостому, когда она была в коме. Для улучшения и контроля требующего нормального дыхания. Ей воткнули трубочки в дыхательные пути, подключили ее к различным аппаратам, контролирующим и поддерживающим работу сердца и дыхания. Только все выглядит в реальности не так красиво, как изображают во многих фильмах.

Настя попросила зеркало, надо же увидеть себя. Мама неохотно достала пудреницу.

Те же карие глаза, тот же нос и губы, та же родинка щеке, только голова обмотана бинтами.

— Ну вот волосы спрятали битами. Надо же голову помыть, волосы привести в порядок. — обиженно сказала Настя

— У тебя нет волос. — коротко отрезала мама

— Как нет??? — удивленно прошептала Настя, недоверчиво косясь на бинты

— У тебя был сильнейший удар по голове. Были переломы черепа в двух местах, повреждение кожи головы, поэтому волосы состригли, сбрили для лучшего доступа и обработки ран. — пояснила раздосадовано мама

— Поняла, я хочу посмотреть.

Бинты сняли. Без макияжа она себя знала, но увидеть себя без волос — было для неё в новинку. Вся голова была зелёная от зеленки.

Красота да и только. Хотела же как-то окраситься в ядерный цвет. Только вот не кожу головы хотела покрасить, а волосы. Ну ничего, волосы — дело наживное, отрастут.

-А зубы целые?

Настя посмотрела в зеркало, провела языком по зубам.

— Есть небольшие сколы, но все зубы на месте

— Хоть одна приятная новость.

Она смотрела вокруг в поиске личных вещей: телефон, косметика, часы, колечки и серёжки. Смотрела и ничего подобного вокруг не было.

Вот и хорошо. Нет так нет, ничего лишнего. Так проще.

Настя сейчас решила пустить все на самотек, не цепляться и не привязываться к мелочам, тем более к вещам. Решать проблемы по мере их поступления, как говорили родители ещё в детстве, и оказалось, что иногда надо поступать именно так.

Она подумала о Славе, почему он не рядом, ведь вроде все у них хорошо. А начиналось все красиво. Конфетно-букетный период, люблю — не могу и подобная мыльная для начала история: одно счастье на двоих; всё решали вместе; если плохо одному, плохо и другому; что волнует одного, то заботит другого. Всё размолвки и ссоры случались из-за различия интересов, они были совершенно разные. Беда была в том, что они были совершенно непохожи, имели разные взгляды и мнения, делали разные выводы и заключения, и они ставили разные цели в жизни. Слава стремился часто бывать на публике, это было его основным средством времяпрепровождения, удовлетворения своего самолюбия. Настя любила дружеские посиделки и поездки, но она очень любила свою семью, которая нуждалась по определению в помощи и участии всех членов семьи. Немаловажным для неё было обучение и получение профессии врача.

Родители столько сил вложили в воспитание и обучение, надо же оправдать их старания и надежды, да и мне интересно о ком-то заботится, делать здоровье и жизнь человека лучше.

Настя призадумалась. А любовь ли держала ее со Славой отношения? И все взвесив, поняла, что вместе их держала отнюдь не любовь, ведь они совершенно разные. Оба красивые, молодые, веселые, общий круг друзей, отличный секс. До аварии Настя и Слава собирались развестись, хоть она и не помнит, но не успели. Сейчас у него была другая от Насти жизнь, связанная с другой женщиной, видимо тоже любимой. До аварии Настя уже смирилась с грядущим разводом. Всё логично. Так бывает. Нельзя сказать, что Настя была ещё по-прежнему влюблена в Славу. С возрастом она начала более скептически относиться к любви к противоположном полу. Она просто привыкла к Славе. Привыкла к мысли, что он её, он с ней, привыкла к его выходкам, а кроме того Настя как и многие женщины боялась кардинальных перемен в жизни, особенно сейчас после аварии, когда она ничего не помнила. Тем более у них был сын, рождённый в любви и как результат любви. Помнила Настя, не помнила, а результат их любви был на лицо. Она не питала иллюзий по поводу его отношения к ней. Слава четко расставил все точки и неизбежный развод должен был произойти в ближайшее время, как только Настя или её представитель сможет явиться в суд. Настя откладывала развод по разным причинам-главным образом потому что ничего не помнила из их совместной жизни и надеялась наладить отношения со Славой, в какой-то мере вернуть прошлый запал.

2 глава

Находясь в коме, питание Насти было искусственным производилась через трубочки, вводились необходимые питательные вещества непосредственно в ЖКТ-желудок. Когда Настя вышла из комы и трахеостому удалили, пришлось учиться заново есть, пить, разговаривать, дышать.. Самым сложным и не поддающимся для Насти было глотание. Даже чтобы выпить воды, требовались значительные усилия, как со стороны Насти, так и со стороны родителей, особенно мамы, ведь именно она заново учила уже взрослую дочь всему тому, чему уже научила дочь, чему учат младенцев.

Настя была в тяжелом физическом состоянии, ей требовались операции. Никто из врачей в ее городе не брался за проведение операций: никто просто не знал как и чем помочь. Случай был не часто встречающийся в их регионе.

У Насти были переломы нижних конечностей, черепно-мозговая травма при переломах черепа, но огромную роль сыграло ее пребывание в коме месяц. Организм просто без ее ведома решил, что многое ей уже не пригодится как и суставы рук, ног, мышцы, да и вообще вероятность того, что она выкарабкается была минимальна. Настя была обездвижена и ничего не понимала. Одно дело читать в книгах, учебниках или статьи в газетах и научных журналах о разных странных случаях с людьми, а другое дело быть самой жертвой такого случая, ничего не помнить и не осознавать.

Родители все время тратили на поиски врача — хирурга, просто врача, кто бы взялся и помог. Писали запросы в разные центры и клиники даже в заграничные, в другие страны писали. А вдруг кто-то поможет? Какая разница, сколько это будет стоить, лишь бы помогли. Ответа ниоткуда не поступало.

На всеобщее удивление, помог ее бывший одноклассник. Настин одноклассник словно появился из неоткуда, позвонил и предложил врача. Настя ничего не понимала. Зачем? Почему? Она не вспоминала его никогда. Сколько школ ей пришлось сменить, всех, с кем училась, и не упомнишь. Вроде в школе он не проявлял к Насте интереса, не оказывал знаки внимания, почему он сейчас ей помогает?

Как он вообще узнал обо мне?

Произошедшее с Настей показывали в новостях, так что многие были в курсе аварии. Оказалось одноклассник просто-напросто работал в области, связанной с инвалидностью и травмами, приводящими к инвалидности. Он был в теме: многое и многих знал, поэтому увидев в новостях Настю, решил помочь по старой памяти. Врач — хирург, которого нашел одноклассник, взялся за Настю, отозвался помочь, прооперировать, а операций требовалось в ее случае немало. Клиника была в столице — в Москве, далековато от ее города, в котором случилась авария. Как добраться до больницы в другом городе был большой вопрос. Настя не двигалась: не ходила, не могла сидеть, только лежала.

Оказывается в нашем мире придумали транспорт для таких лежачих пациентов. Выглядит это просто как маршрутное такси, маршрутка, в которой обычно добираешься на работу, только сидений нет, вместо них ставится кушетка с пациентом.

Машина ехала медленно, плавно. Настя даже уснула без снотворных препаратов, благо в больнице ее обкололи обезболивающими, действие которых Требовалось постоянно из-за непрекращающихся и неутихающих болей.

Прибыли. Клиника представляла собой двухэтажное здание. Приезда Насти с родителями уже ждали, их встречали. Врач, мужчина средних лет с признаками седины, долго рассказывал что планирует провести, какого результата ждёт от планируемых операций. Было проведено все необходимое, как положено при поступлении в больницу. Врач посмотрел рентгеновские снимки, распорядился о взятии необходимых анализов. Все как обычно при поступлении в больницу, только в ускоренном режиме — на утро уже назначили операцию. Для наркоза повезли Настю в операционную, но проводили наркоз в помещении перед операционной. Помещение достаточно обширное, не обставленное кроватями и приборами, куда можно было без труда ввезти кушетку. Помещение было соединено с операционной одной дверью. Настя прозвала это помещение"предбанник";откуда она знала такое название и с чем связывала было непонятно даже ей. После операции Настю должны были сразу отвезти в палату, где ее ждали родители.

Час прошел, два, три, четыре, пять, вестей не было. Родители волновались, начали бегать, чтобы кого-то найти, спросить про операцию. Увидели врача, проводившего операцию. Операция только закончилась спустя шесть часов. Она прошла не так удачно, как предполагалось, поэтому Настю отвезли в реанимационную палату-палату для тяжелых пациентов, как та, в которой она провела месяц, находясь в коме. В такой палате можно оказаться не обязательно после операции, бывают случаи, когда состояние у пациента плохое без хирургического вмешательства, требуется постоянное наблюдение и контроль медперсонала. Некоторое время спустя врач рассказал детали операционного процесса.

Операция проходила по плану, так долго, потому что было много хирургической работы. Еще Настя в ходе операции начала терять очень много крови, гемоглобин2 крови очень сильно упал, была вероятность летального исхода. Настя провела в реанимации несколько дней. Мама заходила нечасто — не могла добиться разрешения врачей на посещение, как тогда, когда Настя находилась в коме. Настя открывала глаза, видела только врачей и специальную штуку, которая держала пакетики красно-бордового цвета или с прозрачной жидкостью, была постоянно с иглой в руке от капельницы. Это позже она узнала, что во время операции она потеряла очень большое количество крови, требовалось ее возмещение и Насте вливали кровь донорскую и необходимые тогда лекарственные средства. Настя не помнит ничего, тогда очень много спала. Может ей что-то кололи для сна — успокоительное, снотворное — она не знает. Настал день, когда ее перевели в палату. Мама опять насмотрелась много, Насте становилось ее жаль. Она то спала много, а мама все видела, все происходящее было перед глазами. Ладно бы незнакомый человек был, хотя видеть такое тоже приятного мало, а тут твой родной, близкий человечек в таком состоянии. Даже перевязки после первой операции чего стоили. Они проводились не в перевязочной как принято, а вынужденно в палате Насти, судя по ее состоянию. Кровь. Все в крови, и кровь продолжает сочиться. Картина не для слабонервных. Когда Настя немного оклемалась, все необходимые жизненные показатели стали допустимыми, начали проводить следующие три операции, за которые взялся тот же врач. Все проводилось под жестким контролем и не так быстро — после каждой операции отводилось достаточное время для восстановления сил и жизненных показателей.

Настя не помнила ничего. Ей казалось, что ей двадцать четыре года. И этого она хотела в таком возрасте? Быть калекой, о которой заботятся родители?

Зачем это все? Рано или поздно все начнется сначала. Выздоровею и восстановлюсь в идеальном случае. Я буду проводить время с друзьями, будем ходить с ними по разным клубам и злачным местам, посещать разные интересные места. Будем вести бесконечные бессмысленные разговоры о несправедливости мира, строить грандиозные планы, которым не суждено сбыться никогда. Я молода, красива, умею за собой ухаживать, смогу найти себе мужчину интересного и в жизни, и в постели. Но снова и снова буду ходить по кругу как и многие: начнутся взаимные придирки, недовольства, ссоры и непонимания, расстанусь с одним мужчиной и буду искать другого. Вот такое оно счастье?

Настя пребывала в плачевном моральном состоянии. Больницы, врачи, боль, отсутствие памяти. Она искала пути решения сложившейся ситуации. Она знала, что бывают случаи, когда человек не выдерживает наркоз, операцию и умирает. Настя жалела, что такой случай не произошел с ней, а ведь все могло быть иначе. Последствия первой операции, слезы и состояние мамы будто никак не повлияли на нее. Все могло быть иначе, просто сон. Никакой боли и страданий. Она этого хотела, это было бы легким решением сложившейся проблемы для нее. Терять же вроде нечего: у нее ничего не было, а что и было, того она не помнила. Она решила пойти другим путем, раз уснуть во время операции не удалось. Решила не ждать случая, а действовать.

Почему суицидальные мысли заполняли голову Насти? Смерти она не хотела, все у нее было хорошо, стабильно, она к суицидникам3 относилась с некоторым непониманием и сожалением. А сейчас её посещали другие мысли, жить в таком настоящем она не была готова, прошлое не помнила, о каком будущем может идти речь? Но как? Настя проигрывала все возможные варианты лишиться жизни.

Оружия нет никакого — этот вариант не подходит. Если бы могла ходить, можно было выброситься из окна — это не вариант, встать то я не могу. В больнице куча врачей, у них есть скальпели — можно вскрыть вены. Да долго буду истекать кровью, все будет перепачкано, как же люди будут все убирать и стирать, кровь же тяжело поддается стирке? Тоже отпадает этот вариант. Остаются таблетки — снотворное, мне же давали для сна, когда боли мешали уснуть. Выпью всю пачку и усну, останусь с целым телом, чисто и ненапряжно для персонала. Родители погорюют и привыкнут. А какие таблетки? Не знаю названий. Будут для сна.

Умереть во сне, уснуть крепким сном. Чтобы уснуть, когда не хочется, нужны таблетки для сна. Вот так выпила бы больше, чем надо и уснула бы, убежала бы от проблем навсегда. Но где и как достать таблетки? У мамы просить бесполезно: это даже жестоко после того, как Настя видела мамины старания и переживания. Настя решила попробовать попросить у медсестёр.

— А у кого просить таблетки,чтобы уснуть?

— А что вы плохо спите? Я передам вашему лечащему врачу. — ответила медсестра

В какой-то момент после ряда неудачных попыток достать таблетки для сна Настя подумала: ну вот умру я и что? Ничего особенного не произойдёт, ничего не изменится. Родители поплачут, но через год-два привыкнут. А зачем тогда это все? Они ради этого что ли старались, вытаскивали меня? Да, глобально ничего не изменится. Кремль как был Кремлем, так Кремлем и останется; солнце не станет светить и греть меньше; люди будут также жить и работать, и всем будет по большому счету все равно на мои боли и внутренние терзания. Это жизнь. Это моя жизнь. Можно попробовать изменить мою жизнь и как-то положительно повлиять на жизни других людей. А могу пытаться искать таблетки, наглотаться и закончить все глупо и некрасиво. Только человек сам может оценить свою роль в своей жизни и жизни других людей. Настя перестала стремиться к легкому завершению своей истории и выходу из сложившейся ситуации. Решила работать над собой всеми возможными путями. Хотя бы физически, чтобы доказать родителям что их старания, силы, переживания не зря.

Настя всю жизнь жила в ожидании чего-то: окончания школы, возвращения родителей с работы, приезда подруги, каникул в школе, институте, дня рождения, валентинки от понравившегося человека. Теперь у неё настал момент, когда она ничего не ждала, принимала все происходящее как есть.

Настя часто думала, почему так случилось, почему так произошло. И пришла к выводу, что никто не виноват. Просто нелепое стечение обстоятельств, людей. Так бывает в жизни, бывает повезет, выйдешь сухим из воды, а бывает вот так как с ней и подругой случилось. Так могло произойти не с ней, а кем-то другим, а могло случится так, как с её подругой и она даже не выжила бы. То, что произошло в её городе, могло да и происходит часто в других городах, странах, по всему миру. Как случилось, так случилось. Значит надо научится приспосабливаться к сложившейся ситуации. Никто не виноват, а даже если бы кто-то и был бы виноват, от этого не легче: Настя не пойдёт сходу, голова не придет в норму, а сыну подруги никто не вернёт погибшую мать.

3 глава

За Настей ухаживали родители. Она не могла понять, почему именно родители, раз она старше чем ей кажется, и замужем, почему не муж о ней заботится и ухаживает? Раз уж она давно создала семью, ушла из родительского дома, хотя и не помнила этого. Родителей Настя очень любила. Люди они были консервативные — все как у всех, не следует ничем выделяться, хотя время было такое в её детстве:не люди такие, жизнь такая.

Внешне маме Насти можно было удивиться. Откуда столько сил в такой маленькой женщине. Она была невысокого роста, коротко стриженная и светловолосая, юркая, добрая. Статный высокий темноволосый папа вырос и воспитывался с военной закалкой. Иногда людей настораживала его военная закалка. Все должно быть выполнено словно по пунктикам в чётко указанное время.

Настя была похожа на обоих родителей: с одной стороны проглядывалась папина чёткость и собранность, с другой — мамино сопереживание и восприимчивость.

Родители многому научили Настю и продолжали учить. Помимо жизненной приспособленности, они учили её быть человеком, проявлять человеческие чувства ко всем. Деньги у них в то время были. Немного, не золотые горы, но были. Родители трудились, работали, обеспечивали уют и достаток, но учили Настю с сестрой тоже зарабатывать. Давали понять, что ничего в жизни легко не даётся. Родители давали дочерям часть денег на текущие расходы — транспорт, чай с булочкой в школе, на что-то иное деньги сёстрам конечно выделяли, немного. На что-то побольше, а желаний у подростков много, надо было копить и зарабатывать.

Родители давали ей с сестрой возможность заработать деньги своим трудом. Например, уборка квартиры: мытье полов, окон, пропылесосить, вытереть пыль — все оценивалось копеечкой — недорого, но была возможность накопить на желаемое. Зарабатывать деньги, работать, уметь поставить цель и достигать её. Главное, чему научили Настю — быть человеком. Да-да, такому простому надо учить каждого. Учили слушать и слышать человека, помогать человеку, несмотря на его внешний вид и положение в обществе. Помня воспитание, Настя все равно задала вопрос, почему они ей помогают. Они её вырастили, воспитали, но она сама ушла из родительского дома, создала уже свою семью. Мама при всей своей эмоциональности спокойно отвечала на подобные вопросы.

— Потому что ты наша и тебе нужна помощь.

У Насти есть старшая сестра, старше на пять лет. Очень красивая, спортивная, с иссиня-черными волосами от природы. В детстве Настя очень завидовала сестре — почему ей доставалось больше, почему она красивее — много в детстве было непонятно. Не может ребёнок соотнести внешность и потребности с возрастом, отсюда и подобные случаи. Почему сестре туфли на каблуке, а тебе балетки? Почему у сестры грудь появилась и парни начали захаживать в гости? Отсюда и рождаются версии, что кто-то лучше тебя. С возрастом их детские тёрки не закончились, просто было затишье в силу того, что они были далеко друг от друга, не в одной квартире, не бок о бок. После аварии Настя осознала всю никчемность детских обид и зависти. Родители их вырастили и воспитали по-другому же, сейчас Настя с сестрой стали очень близки как никогда прежде.

Прошло четыре операции. Вроде все хорошо — можно учиться ходить, а не нежится в кровати. Настя могла передвигаться кое-как с помощью родителей, но все получалось сложнее, чем кажется на первый взгляд: Настя не могла самостоятельно встать на ноги. Позже она узнала, что от сильного удара были не только переломы черепа, но и пострадал мозг — черепно-мозговая травма. Череп срастётся как и другие кости, а мозг?

Голова же на месте, значит ничего страшного вроде — так считала и Настя, но все не так просто. Важно, по какому участку мозга был удар и какой силы. Это как в компьютере удалил какую-нибудь программу и все не работает комп, так и с мозгом. Можно не понимать из-за травмы мозга элементарные простейшие вещи: как говорить, как дышать, как ходить. Такого Настя не ожидала, надеялась, что после четырёх операций все мало-помалу будет возвращаться: и память, и все действия, и все, все, все. Родители по-прежнему помогали Насте, учили заново делать различные вроде уже знакомые движения, действия, как ребёнка. Настя находилась в полусознательном состоянии долгое время, поэтому следить за своим внешним видом как прежде она не могла. Она не была одержима одеждой и макияжем, просто всегда старалась держать себя в чистоте и форме. Сейчас уходом за Настей занималась её мама. Вопрос одевания остро не поднимался, пока Настя находилась в первых больницах. Всё это время Настю накрывали простыней, при необходимости одеялом, благо тёплая летняя погода тогда позволяла так поступать. С течением времени и по мере улучшения физического состояния, Настя при помощи родителей одевалась в удобную одежду — спортивные брюки и футболку, свитер, мастерку.

Дожилась. Даже брюки надеть не могу и обуться. Стыдоба.

Требовались операции ещё и ещё. Куча медицинских терминов о её состоянии, но многие понятия медицинские были ей незнакомы, неизвестны — она старалась не вникать, принимать все как есть, не думать обо всех ужасных вещах. Например, у неё был тетрапарез. Вот Насте было непонятно. Парез в её понятии был как паралич, да и про паралич она ничего не знала. Тетра означает четыре, то есть все четыре конечности получается. Тетрапарез — паралич всего тела? Видимо так, раз Настя была поначалу полностью обездвижена.

Настю действительно радовало на тот момент, что её научили сидеть и приобрели инвалидное кресло на колёсах. Теперь она начала видеть мир иначе.

Теперь я инвалид, физически инвалид: не могу ходить и многое делать, но я осталась человеком. А сколько людей ходят по улицам, совершают разные необъяснимые поступки по отношению друг к другу, с этим сложнее — таких людей уже не изменишь.

Она взглянула в больничное окно. Там вокруг множество зданий, корпусов с кучей входов и выходов. Кто-то везет на каталке медицинское белье видимо в стирку. Насте показалось это не очень интересным и она посмотрела наверх. Небо. Какое красивое чистое небо: такое голубое с частичками облаков, которые так неловко виделись на голубом небе словно мазки белой краски. Красиво. Настя начала верить, наверно, сама себе придумала, что её путь будет сопровождаться различными неприятными моментами, но завершится все отлично и чисто — как это небо.

Настю научили сидеть в коляске и само собой начались прогулки. Это была огромная возможность для неё взглянуть на мир, на людей. Часто, смотря на людей, она только расстраивалась. Расстраивало Настю то отношение, которое люди проявляли, смотря на неё. Зачастую она ловила взгляд, никак и ничем не связанный с состраданием, с сопереживанием. Этот взгляд был читаемый настолько будто человек шёл с транспарантом, на котором написано:"Ты жалкая, у тебя чума". Такие люди обходили Настю стороной. Ей было страшно.

Неужели, я действительно заразная?

Физически она многое не могла сделать, но не такая она и беспомощная и никчемная, а тем более не заразная. Было страшно. Неужели мир так изменился, пока она была в коме?

Настя делилась с родителями своими опасениями и переживаниями, но их поддержка была несильной и неубедительной. Ведь все люди разные и у них разное отношение к различным вопросам.

Она была благодарна родителям, но не понимала их слова:"мы живём твоей жизнью". Ей требовалась правильная, четкая их помощь, складывалось ощущение, что они не живут ее жизнью, а распрощались со своей. Они много делали, планировали реабилитации, договаривались об операциях, но создавалось впечатление, что они умерли, приговорили себя к смерти, когда этого как раз и не требовалось.

Настя понимала, что они так много сделали, так вложились материально, морально, но ее пугала их настойчивость, требовательность. Её это утомляло.

Как в тюрьме. Я же не машина.

Родители хотели видеть Настю прежней, даже лучше, поэтому подсознательно требовали чего-то от неё, думали что все зависит лишь от её личного желания. Говорили, что она плохо или мало старается. Настя выполняла все максимально, на износ, когда после первых операций она падала в обморок каждый раз при вертикальном подъёме. Она продолжала делать все насколько ей позволяли силы и физическое состояние, но со стороны хочется лучше, а предела у понятия лучше нет.

Родители стали для Насти миром. Но каким миром? Они дали ей жизнь второй раз, лечили её, выхаживали — со стороны казалось"не жизнь, а малина". Для Насти все было с точностью наоборот. Говорят:"попала в золотую клетку", когда была куча достатка, но не было жизни в общем понимании. Так и Настя словно попала в"золотую",но в клетку. С одной стороны все прекрасно — заботливые родители, сами уставшие, но заботящиеся о судьбе дочери. С другой же стороны она была одна, одинока как в тюрьме — родители занимались только физическим здоровьем, а душевное, моральное здоровье их не волновало: они отмахивались от нее, когда она пыталась поговорить на волнующую ее тему; так она и привыкла быть в тишине и молчать.

У Насти было безграничное чувство благодарности родителям, что дали когда-то ей жизнь, а теперь дали новую жизнь. Была благодарна, что не оставили её одну как выброшенную на помойку ненужную вещь, как поступил с ней любимый муж. Была благодарна, что подарили жизнь, а теперь делают все возможное, чтобы вернуть эту жизнь в прежнее русло. Была очень благодарна родителям, что она многое осознала на своём нелёгком пути. Благодарна, что не позволили ей найти и выпить снотворные таблетки для упрощения жизни. Сейчас была ситуация, когда любые слова были ничто по сравнению с тем, что она чувствовала, но к сожалению не могла донести это чувство до других.

Одиночество, она знала, что оно есть, но никогда раньше ее оно не касалось. До аварии всегда вокруг было множество людей с различными взглядами и интересами. Только сейчас она начала ощущать одиночество, хотя рядом были люди: врачи, медперсонал и родители.

Настя многим интересовалась, иногда совершенно неожиданными вещами. Она пыталась с помощью близких выйти из своего отрешенного состояния. Ничего не получалось вновь и вновь. И в ней уже не осталось ни чувств, ни эмоций. Она не могла разжечь в себе ни любви, ни понимания, ни даже злости. Лишь пустота. Она винила во всем случившемся лишь себя. Самобичевание было постоянно. Она ругала себя больше, чем кто-либо. Не то сказала, не то сделала, не так посмотрела, не так она выглядит — все не так и все не то и она не та. Иногда она чувствовала всю тщетность своих надежд и усилий. Какая разница, что делать, если ничего не имеет значения? Выше головы не прыгнешь.

Настя не понимала память кого-либо и свою в первую очередь. Сколько она училась в мединституте, сколько книг прочла, но понятие у неё было общее. Конечно, были общие правила и техники лечения травм, накопленные десятилетиями опыта и практики в этой сфере, но многие врачи говорят лишь все известное, как по шаблонам: попробуйте то, пробуйте это, все дело случая и везения — вдруг поможет. Настя понимала такую ситуацию, но у неё в голове не укладывалось, как не помнить сына. Не помнить радости ожидания, не помнить все нервотрепки, пролитые слезы, не помнить боли при родах впоследствии. Как это? Не помнить, что это твой родной ребёнок. Помимо этого она многое и многих не помнила. При разговоре с кем-то она спрашивала, не обидела ли она собеседника в прошлом до её аварии. Многие отвечали, что обид никаких не было.

Классно. Так если бы я знала, что ничего не буду помнить ни хорошее, ни плохое, можно было жить по-другому. Гулять с кем хочешь, спать с кем попало, ведь средства контрацепции, защиты и гигиены позволяют.

Можно было бы делать все такого рода, но Настя была не такой развязной, отрешенной. Все её мысли подобные были лишь на словах — надо же было как-то себя взбадривать, не впадать в отчаянье, искать плюсы во всем, даже когда вариантов не было. Это же лучше, чем сидеть в одиночестве и плакать о судьбе, или звонить и жаловаться кому-то, сетовать на судьбу-злодейку.

Время шло. Насте так хотелось каждое утро вскочить и побежать, но все оставалось как и прежде без явных изменений. Ей было очень стыдно перед родителями, что она такая, что они ухаживают за ней. Дети же должны ухаживать за родителями с возрастом, а тут она, никак не повзрослеет. Было невыносимо стыдно и нестерпимо больно. Все было не то. Родители давали общий уход, а Насте хотелось жить, как-то ощущать себя человеком, но она никогда не просила большего из-за того, что стыдно. Она чувствовала, что и родителям уход за ней в тягость, чувствовала себя обузой. Родители хоть ей не говорили, что она им мешает, но Настя это чувствовала по мимолетным недомолвкам, их упрёкам, да даже по движениям. Настя ничего не требовала, она была им безгранично благодарна за все, что они ей уже дали, а теперь подарили вновь. Настя мало что знала своей травме. Перелом таза, перелом черепа в двух участках, переломы нижних конечностей и тяжелая черепно-мозговая травма. Перелом вроде понятно, бывали переломы костей у неё да и у многих знакомых. Черепно-мозговая травма тоже вроде понятно даже не медику — сильный удар по голове вплоть до перелома кости черепа. Но все её знания и понятия вроде были известны, хотя фактически она многого не знала, не понимала, не осознавала, поэтому Насте было странно слышать от многих людей фразу:"Не ходишь, значит перелом или повреждение позвоночника". Эти фразы звучали иногда вопросительно, иногда утвердительно. Ещё для Насти была непонятна другая картина, когда говорили:"Ничего страшного. Знал я одного человека, так он после перелома позвоночника ходит как не бывало, тренером даже стал. значит и у нее все будет хорошо. Пойдёт!"Настя молча слушала, не мешала выговориться человеку, не умничала остатками знаний, известными фактами и логичным понятиями. Будет хорошо? Этого ей и надо.. 10-й или 20-й такой случай вывел её из равновесия. Она начала искать информацию в медицинских учебниках, интернете, знаний то на такую тему не было, а что и было — пропало. Оказалось для Насти все не так просто как звучало из уст умников.

4 глава

Первые полгода после комы Настя чувствовала себя странно. Очень странно для её восприятия. Она слышала, что многие люди после комы становятся другими, у них появляются какие-то сверхспособности, какие не наблюдались ранее, Настя этим словам слабо верила. Подумала про себя после прочтения подобной статьи, может так и есть, надо проверить возможные проявления. Она решила начать со школьной программы. Проверила свои умения и знания в алгебре, геометрии, физике, химии, иностранном языке — все осталось без явных изменений.

Хорошо, что совсем не отшибло все знания и умения. Могло быть хуже.

Ничего необычного она не заметила.

Единственное, чего не могла понять — ей в голову приходили стихотворные четверостишия и двустишия из ниоткуда. Ничего подобного с ней никогда раньше не происходило. Стихи она не читала в тот момент, просто приходили в голову строки, она их анализировала, просила ручку с тетрадью и записывала. Потом читала и понимала, что появлялся стих. Никогда у неё не было склонностей и успехов в литературе, она как и многие выросла на стихах Пушкина и все, на этом ее стихотворная жизнь закончилась как и началась в школе. А тут вдруг стихи. Насте было непонятно, какие стихи у неё получались, родители тоже люди заинтересованные, от них нельзя ждать правдивой оценки её стихов. Она решила зачитать пару стихов одноклассникам, приходившим к ней домой позднее для поддержки……

зачем любить, зачем страдать?

он не придет и не поймет.

пора уже осознавать

что кроме себя самой

тебя никто не спасет

***

закрыть глаза,

забыть невзгоды

как хочется за раз,

но так не получится,

надо терпеть все боли,

надо стремиться стать лучше,

но этому еще учиться и учиться.

все смогу, я знаю,

хотя все время забываю

забываю цель и близких старания.

все получится.

эти слова должны стать моим приоритетом.

пусть это будет моим секретом

так легче, так проще.

***

нет чувств,

но нет и огорчений.

ни злости, ни любви,

никаких сожалений.

так проще и легче.

никто не спросит,

так некому и отвечать.

забыла все, забуду и его.

так проще, так легче. как в кино.

я так привыкла ко всему

а как может быть иначе

нет боли и отчаянья.

не верю. я уже привыкла ко всему

говорят иначе, но не помню.

меня вы не поймете, осудите,

но это все со мной,

я не жалею,

лишь хочу морской прибой,

и маме меньше огорчения.

я не жалею.

все как написано судьбой.

пусть осудят за грусть и боль,

но это не убрать, так случилось со мной.

вы можете осуждать и не признавать.

вы можете. так проще и легче.

Все выслушали, но восторга и эмоций Настя не увидела. Одноклассники сказали, что её стихи очень тяжёлые, мрачные, полные бед и страданий. Что ж, ну а чего они хотели, если мозг сам выдавал стихи? Я не сидела, не рифмовала, просто записывала то, что приходило в голову. Вопрос закрыли, а стихи в голову Насти приходили месяцев девять, а потом тишина. Больше ни строчки не приходило. Она попыталась как-то написать стих, но не удалось. Тогда она решила читать книги, уже известные и признанные, в стихах, в прозе. Чтение книг ей очень помогало морально. Она погружалась в другой мир, а иногда и в другую эпоху, со всеми прелестями и неудачами, в книгах она будто жила. Настя прочла множество книг о невероятной любви, о свободе, о страдании, о борьбе, о прощении и искуплении, о поиске себя, об отношении людей к различным жизненным моментам и к инвалидности вообще и к людям с инвалидностью. Чтение книг помогало ей и впоследствии часто, но она а не сдавалась, решила переключиться, ведь должно появиться у неё какое-то сверх умение как пишут умные люди в своих статьях, значит надо просто найти. Настя давно мечтала научиться рисовать, восхищалась работами многих людей сейчас и работами известных мастеров художеств. Попробовала рисовать, но её ждала неудача, ничего не получалось, не видела она мир и все в нем таким как видят художники. Родители хотели хоть как-то поддержать Настю и покупали ей, а также советовали многим знакомым преподносить ей в качестве подарка картины по номерам — как детская раскраска для взрослых с разными уровнями сложности. Настя увлеклась этими картинами, которые действительно получались недурными, взрослыми, но все же они были ненастоящими, лишь раскраски. Она принимала еще попытки рисовать, но все было тщетно, впустую. Она оставила все попытки. Что должно прийти, придёт само, надо лишь ждать и не упустить момент.

МАМА

у каждого своя,

но лучшая моя.

все хорошо. и детство, и юность,

но случилась беда не в масть.

муж бросил, друзья отказались,

только родители остались.

они забросили сестру и внуков,

но это не от скуки,

это для меня все тратят,

а мне так хочется крикнуть: хватит.

я вас люблю, спасибо.

но результата нет, как ни было б обидно.

мама тратит себя,

и что же я?

я стараюсь, но уже нет сил

кто бы взял меня и убил.

но нельзя так говорить,

мама ругается.

да я не могу забыть,

что мама так над собой издевается.

мама меня учит, лечит,

но больше терпит.

мне очень больно,

но не знаю как тебе.

кажется, что ты все тратишь

и силы, и здоровье, и настрой.

мне очень обидно

что от желания ничего не зависит,

а то бы я закончила этот конвой.

всем помогала бы.

и главное что ты была бы довольна.

***

кошка мяукает, ищет котят.

котята пищат в ответ на мать.

люди же ничего не хранят,

поэтому так просто терять.

5 глава

Настя была внешне достаточно симпатичная, но не выдающаяся особа. Была такая как многие. Подтянутая, среднего роста, кареглазая шатенка, нелюбящая сильный макияж. У неё были строгие черты лица, выдающие силу характера и стойкость. Говоря про себя, ей не хотелось вдаваться в подробности какие знала, а учитывая отсутствие памяти, пускать я в откровения с кем бы то ни было. Настя была общительной и доброжелательной. Родителям после аварии лёжа в больнице, она часто говорила о себе в прошлом, какой она была какой она себя помнит. После аварии ей было трудно, непонятно, больно не то, что говорить, но даже представлять себя в мыслях, строить какие-то радужные планы. Надо было жить нерадужным настоящим, поэтому Настя часто осекалась, прекращала рассказ своих мыслей. Ей было все равно какая одежда и обувь на ней, главное сейчас чтобы было комфортно и не стесняло движения, каких было и так мало. Важным для неё сейчас было стремление к восстановлению, нормальности, нормальной жизни. Важно было не то какой она была до аварии, а какой станет теперь, пройдя все выпавшие на неё испытания. Она осознала видимость прошлого. Казалось, все у неё было неплохо по стандартным меркам: муж, ребенок, квартира, работа, увлечения, но даже если что-то есть сейчас, это не значит что так будет и впредь, все меняется — обстоятельства, люди, взгляды людей и их отношение к разным моментам. Люди как правило не позволяют себе многое, потому что многое поставлено на карту-будущее и прошлое. Настя ничего не помнила, поэтому для неё было только настоящее. Она многое поняла, чего не понимала раньше. Она хотела научиться ходить, чтобы успеть сделать многое-то, что она как и многие откладывала на потом.

Настя вспомнила, что Слава не был её единственным мужчиной. Раньше в институте она встречалась с Антоном.

Антон учился на несколько курсов старше Насти. Он был “зажигалкой” любой компании, харизмой чем он Настю и покорил. Он участвовал в социальной жизни института: драмкружки разные, создал в институте свою команду КВН, которая соревновалась с командами других институтов их города, а также на всероссийских конкурсах между командами разных городов. Настя увлеклась КВН, хотя выступала в основном в качестве поддержки. Там она познакомилась с Антоном, они заинтересовались друг другом и стали встречаться. Антон помогал Настя с решением институтской вопросов: он то был старше ее, все знал, со многими вопросами уже сталкивался. Антон с командой много ездили на соревнования в разных городах, Настя была постоянной спутницей их команды, Антона. Они встречались долго, все считали их парой семейной в будущем много лет. Деталей Настя не помнила. Зрительно она человека помнила и все факты, что встречались когда-то, но не больше. Она не понимала одного — почему так вышло: они встречались больше трех лет, многие считали, что их связь надолго может навсегда. Настя чего-то ждала, ждала, ждала логического завершения их длительных отношений, но не требовала и не просила, случались конечно эмоциональные взбучки и перепалки как у многих, но все оставалось на своих местах: она рядом с ним, разговоров о женитьбе нет. Почему он на ней не женился? Почему не выбрал спутницей жизни, почему не настоял? Думая об этом, какое у Насти было отношение ко всему сложившемуся? Обиды, злости не было. Было лишь непонимание: почему так тогда сложилось? Она приходила каждый раз к мысли о судьбе, ведь жену Антона, подарившую ему двух деток, она знала и отлично с ними общалась.

За ней ухаживали родители, они очень устали. Это шло против человеческой природы. Человек любит все привычное, повторяющееся: приемы пищи в одно и то же время, отход ко сну в одно и то же время, часы работы тоже четко обозначены — все моменты, которые связаны с выбором, подстраиванием под ситуацию, трудно переносятся.Родители были уже на грани срыва, Настя это понимала и ничего не требовала. Для неё было чудом её спасение и их уход за ней. Она смирилась со многими вещами, ко всему привыкла. Она была в корне не согласна во многих вопросах с родителями. Разные люди, разный возраст, разное восприятие мира. Она никогда не спорила с ними. Случались моменты, когда она выражала свое мнение, но видя, что родители начинали с ней спорить, она ретировалась, спорить она не хотела и доказывать. Сколько людей — столько и мнений.

Настя врач, вернее только начала работать врачом, закончив институт. Ей не нравилась для себя самой ни эта профессия, ни её специальность. Она просто не чувствовала себя врачом. Она росла с убеждением, что врач-это призвание.

Человек должен чувствовать, что хочет посвятить свою жизнь, самого себя заботе о других. Настя закончила медицинский институт и стала врачом для родителей — это была их мечта, они предполагали, что такая профессия очень ценится и востребована в любое время. Мама мечтала, что Настя вся такая в беленьком, чистенькая будет большую часть времени проводить в больнице, лечить людей, помогать им справиться с недугом. Что ж отчасти мамина мечта сбылась: теперь Настя проводила большую часть времени в больницах, правда не из-за профессии-обстоятельства так сложились.

Настя отличалась теперь тем, что она умела как ребёнок отвлекаться от мира и забывала о нем, обо всем, обо всем, даже о бедах; умела играть по правилам современного взрослого мира и наивно по-детски умела радоваться всем сердцем. Так она открывала заново этот мир, порой старалась сделать в силу своих физических возможностей его ярче и добрее. Иногда Настя надеялась, что все случившееся ей кажется, что это все нехороший сон. А сон какой бы он ни был, плохой и страшный должен закончится и все вернется, все станет обычно и привычно. Но никакого пробуждения не происходило, а повторяющиеся боли от травмы и проводимых операций все меньше и меньше оставляли ей возможности помечтать, поверить в сказку.

Как и многие Настя выросла на сказках. В сказках в конце всегда все хорошо: бедная девушка с посредственной внешностью, но добрая сердцем, становится необыкновенной красавицей в награду её сердечной доброте, в нее влюбляется принц, и живут они в прекрасном замке и дарят радость всем жителям той местности. Сказки прекрасны, особенно поучительные, где все достигается не просто по волшебству, а с приложением собственных сил или с помощью особенных моральных качеств, поэтому надо обратить внимание людей на доброту, любовь, честность, отзывчивость, открытость, чтобы человек был человеком, проявлял эти чувства просто так, а не за что-то, в надежде получить что-то, выиграть, выгадать. Человек любой физически сам может приложить усилия и старания, но в этом нужны его личная выдержка для преодоления всех болей и реакций организма, а также важна моральная поддержка посторонних людей, когда они могут и пошатнуть боевой настрой или придать уверенности, силы. Люди очень зависимы от общества, хоть и отрицают это порой.

Единственное, что Настю говоря прямым словом бесило, это сюжет фильмов на общедоступном телевидении. Во многих фильмах показывают так, как не бывает. Конечно, сказочные истории бывают и в жизни, но не так преувеличенно, быстро. Например, двухчасовой фильм про человека с инвалидностью, который справляется со всеми делами, находит силы встать с инвалидного кресла, найти любовь и все хорошо. Так бывает, да. Но многие люди, смотря такие фильмы пропускают приписку внизу экрана: прошло 5-15 лет, и кажется что все так легко и просто, а за эти 5-15 лет, приписанных снизу экрана скрыто все нервы, слезы, переживания, разочарования, неудачи, преодоления, и получается, если бы эти детали не были опущены, что человек сам себе создаёт сказку путем собственных рук и стараний, собственных внутренних преодолений, попыток что-то доказать всем и в первую очередь себе.

Несмотря на свое негативное отношение к преувеличенным историям, она любила смотреть фильмы, чтобы забыть о себе, о своих проблемах, об истории своего настоящего и нежелаемого будущего. Каким бы ни был сюжет фильма, он будит в нас чувства обычных радостей жизни, желания избавиться ото всех проблем. Больше всего ей нравилась французская трагикомедия «1 + 1». Там рассказывается история о богатом аристократе, тоже волею судеб оказавшегося в инвалидном кресле Филиппе. Филипп берет себе в помощники чернокожего бывшего заключённого,ищущего хоть какую-то работу Дрисса. Страдая от заключения внутри собственного тела, жалости окружающих и внутреннего одиночества, Филипп хочет человеческого общения, возможности взглянуть на все грани жизни. В роскошный дворец Филиппа Дрисс приносит частичку хаоса, а в жизнь Филиппа — дух приключений, спонтанности и лёгкости отношения к любым обстоятельствам. Несмотря на сложные жизненные перипетии в своей судьбе, Дрисс оказывается хорошим человеком. Между ним и Филиппом завязывается крепкая дружба, которая продолжается и по сей день. Настя была настолько поражена этой историей, что прочитала книгу, по которой был снят этот фильм. Насте очень нравился этот фильм, но возникало одно но. Как всегда в жизни. Все было красиво при наличии большого количества денег. Но опять же сюжет омрачали иллюзорные представления. Да деньги могут немного облегчить жизнь инвалида, но никакие деньги не заменят собственные ощущения, будь то прогулка босиком по утренней траве или неторопливый заход в море с прибрежной гальки на морской песок. Несмотря на нелюбовь к преувеличению фильмов-сказок, Настя любила мечтать. Она была уверена, что мечтать надо каждому хотя бы чуточку. Многие люди спорили с ней, говорили, что надо жить настоящим, а не витать в облаках. Она не отрицала, что надо жить настоящим, но помечтать то можно. Мечты — это анализ и прогноз по её мнению. Когда человек мечтает, он оценивает преграды на своём пути, ставит цели для их преодоления для достижения цели. Когда человек ставит цели, то на ум сразу приходят способы покорения преград, пути достижения цели. Настя считала, мечта развивает человека в разных областях — человек анализирует свои силы, которые надо приложить; если человек сам не справится, то прогнозирует, кого можно попросить помочь; прогнозирует также возможные неудобства для своего здоровья или какие-то неудобства для окружающих.Человек, мечтая, интуитивно строит планы как преодолеть те или иные преграды для достижения желаемого.

Но часто бывает, что человек хочет много получить и достигнуть, не прилагая усилий. По щелчку или с помощью волшебной палочки из сказок детства — раз подумал и готово. Появляются ненужные слова о том, что как бы он хотел сделать — чистые мечты без планирования, рассуждений и предположений. Это то, чем не делишься ни с кем, это в твоей голове. Когда человек говорит вслух перед другими людьми желаемое:"Я бы сделал то и то, и пятое, десятое", — это уже нелепое хвастовство. Настя любила мечтать, но не вслух — меньше слов, больше дела. Мечтать надо и о чем-то приятном, милом, детском, чтобы радоваться. Настя задумалась, а когда она радовалась чему-то? На ум приходили разные материальные вещи: телефон, красивые часики, модная одежда. Настя поняла, что люди разучились радоваться. Радоваться как дети всему-всему: солнышку, дождику, первому снегу, торту, мыльным пузырям, милому щенку или котенку на улице, всему, что нас окружает. Все просто: с возрастом люди предвидят негативные последствия, которые могут случится: первый снег — к вечеру будет слякоть и грязь, а я в замшевых ботинках; котенок или щенок — нельзя тащить в дом, может где-нибудь нагадить, убирай потом, лучше не трогать вообще. А дети смотрят на все просто и принимают все как есть, вот и надо быть проще как дети, тогда заново научатся люди радоваться. А вдруг все будет не так плохо, как мы предполагаем? Вдруг все будет сказочно волшебно как в детских сказках? А вдруг?

По характеру Настя не была бунтаркой, не хотела делать все напоказ иначе других. Она старалась не только добиться цели, но и сделать больше не для того, чтобы казаться лучше кого-то. Она просто не хотела быть скучной, делающей все по пунктам. Она хотела пробовать что-то новое для открытия больших возможностей. Кто-то из взрослых считал, что она поступает глупо. Ей было все равно глупо или смешно, если можно сделать так, то почему не попробовать. Насте было неважно, что о ней думают люди. Это её жизнь, её решения, поступки, плохие и хорошие. Она живет: общается, злится, радуется, плачет, умиляется, вдохновляется, шутит, обижается, прощает, любит, боится. Это её жизнь. Только её.Неважно сколько человек тебя знает, а важно знать и понимать себя самого, осознать кто ты. До аварии Настя была очень эмоциональным человеком, после аварии это не изменилось. Она жила эмоциями, смотрела фотографии в интернете, в соцсетях и радовалась. Писала даже незнакомым людям хорошие слова. Иногда даже хорошие слова приятно услышать от незнакомого человека. Просто так. Мило, бодрит, дает уверенности в себе. Настя просто жила эмоциями. Злость, крики, слезы, обиды, радость, жалость, негодование, восторг. Только она не помнила. Родители говорили, что из-за эмоций часто были разногласия и непонимание с разными людьми. После аварии ничего не изменилось в эмоциональном плане: память частично пропала, но эмоции, вызванные чем-либо, остались. Только теперь Настя пыталась все негативные эмоции отбрасывать в сторону — плакать не получалось, топать ногами и уходить, хлопнув дверью тоже, поэтому остался только позитив. Слез не было из-за аварии — повредился носослезный канал. Плакать хотелось, но не получалось. В душе она

конечно плакала. Зато положительных эмоций было через край. Смотрела фотки в интернете и радовалась за всех безмерно. Люди же зачастую выкладывают полные положительных эмоций фото. Физически Настя ничего не могла сделать, но написать даже незнакомым людям — хорошие слова приятно услышать в свой адрес даже от незнакомого человека, ведь"доброе слово и кошке приятно". Иногда на ум приходили слова из какой-нибудь песни, ведь музыка которую мы слышим даже случайно, подсознательно откладывается в голове и приносит бурю эмоций: что вкладывает автор песни, автор музыки, исполнитель — целый спектр чувств и эмоций, воспринимаемый каждым человеком по-своему.

Воспоминания случались нечасто, и как правило незначительные, по крайней мере не такие, какие хотелось бы. Часто вспоминала строчки песен, разные: русские и англоязычные, рок, поп, кантри, классика. Настя не придавали значения, почему именно музыку она вспоминает, а потом поняла. Опять же причиной были её эмоции, её восприимчивость.

Настя стала инвалидом. Инвалид говорят упрощенно. Правильно: человек с инвалидностью или человек с ограниченными возможностями. Физически она инвалид: не может ходить, делать что-то быстро как раньше, чтобы добраться куда-либо ей нужна помощь, чтобы достать что-то с верхней полки или из нижнего ящика ей нужна помощь. Физически инвалид. Она никогда не задумывалась о таком, а сейчас только осознала — сколько в обществе, в мире моральных инвалидов. Да у них нет пенсионного удостоверения об инвалидности, они не получают дотаций и помощи от государства, но они инвалиды. Моральные инвалиды. Проходят мимо, закрывают глаза, чтобы не видеть, скрываются, чтобы не слышать, всем своим видом дают понять, что происходящее не их дело, это их не касается, ведь у них все хорошо. Приобретённая инвалидность заставляет почувствовать, что живёшь во враждебном мире, сразу обнажаются и проявляются самые неприглядные и жестокие законы жизни. Насте не нравилось стереотипное мышление окружающих: всем казалось, что они нормальные, потому что они поступают как все, одинаково. Насте казалось это скучным до аварии. Сейчас же ей приходилось при возможности поступать как принято, что считается нормальным из-за инвалидности: физически она не могла поступать иначе. Единственным выходом для неё сейчас было стать актрисой своего рода, играть ожидаемую роль, быть даже лучше ожидаемого. Быть как все по возможности, по крайней мере стараться быть как все. Нужно подчиняться больничному режиму и правилам. Вжиться в распорядок лечебного заведения: подъем, завтрак, процедуры, обед, процедуры, лечебная физкультура, ужин, время на прогулки или личного времяпрепровождение, сон.

Настя часто смотрела в окно. Ей было интересно, куда все идут и зачем. У каждого проходившего свои планы и стремления, у каждого свои дела, своя жизнь.

Настя задумалась.

Ага, ничего не помню, так это же классно. Можно начать жизнь сначала. Как будто не было ничего, не было жизни, которую не помню.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А вдруг? Покалеченная сказка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Трахеостома, или искусственное дыхательное горло — это образованное хирургическим путем отверстие на шее в области максимально близкого расположения трахеи к коже.

Зачастую такой метод используется в реанимационных целях с тем, чтобы обеспечить дыхательную функцию, когда использование верхних дыхательных путей не представляется возможным по причине травм или различных заболеваний.

2

Гемоглоби́н (от др.-греч. αἷμα «кровь» + лат. globus «шар») (Hb или Hgb) — сложный железосодержащий белок животных, обладающих кровообращением, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.

3

Суицид-Самоуби́йство(от лат. sui caedere «убивать себя») — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я