Автор рассматривает с принципиально новых позиций проблему изменения психологии актёра в зависимости от трансформации театрального костюма. Последний представлен частью триадической схемы: творение культуры-переживание-поведение для актёров различных амплуа и разных исторических эпох. Обширная библиография полезна изучающим психологию искусства, историю театра и театрального костюма. Книга интересна психологам, театральным профессионалам, всем желающим постичь таинство актёрского перевоплощения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Теоретический анализ эволюции театрального костюма
Вполне овладеть своим предметом, удержать себя в узде и сосредоточиться только на безусловно необходимом — дело, требующее… богатырских сил; это гораздо труднее, чем обыкновенно думают.
Иоганн-Вольфганг Гете.
Существует обширная литература по истории костюма. Однако, ближайшее рассмотрение поражает однообразием излагаемого материала. Как правило, подход авторов основан на хронологическом принципе. Великолепная наука о костюме ограничивается описательными фактами [7,9,29,31,34,38,53,60]. Реже встречается литература, в которой история костюма рассматривается с историко-социальной позиции, то есть в связи с процессами, происходящими на протяжении взятого периода [20,27,28,45]. И, наконец, очень небольшая часть работ посвящена костюму, как части материальной культуры [30,49,63]. В общем, всю литературу по истории костюма, которая существует уже четыре столетия, начиная с книги венецианца Чезаре Вечеллио (1521—1601), можно разделить на три основные группы: история костюма многих стран, история костюма одной страны, история костюма отдельных периодов или эпох.
Источниками всех этих трудов являются, в основном, произведения изобразительного искусства [8,19,26,33,39,41,48]. Безусловно, мы получаем представление о костюме на языке рельефов, росписей, скульптуры, античной вазописи, витражей, гобеленов… [24,25,32,54,55,65]. Но язык реальности несколько иной. Скорее всего, может быть подсказан общий стиль, чем подробности покроя.
Общий недостаток упомянутых работ в том, что их основой является эмпирический материал. Исследователи не поднимаются до широкого обобщения материала, отсутствует философский синтез фактов, накопленных историками-этнографами. Но главное: буквально все авторы не рассматривают костюм как произведение искусства.
С театральным костюмом дело обстоит ещё хуже. Сведения о театре прошлого чрезвычайно бедны. Изобразительные искусства оставили нам единичные материалы, например, всем известная статуэтка греческого трагического актёра. Но нет данных, в чем выходил знаменитый римский актёр Росций, как выглядели греческие комические актёры. Существуют литературные источники, но они не дают полного зрительного образа и, кроме того, сами по себе не могут быть приняты за истину из-за художественного вымысла [16,18,46,52]. Собственная интерпретация присутствует также и в эскизах костюмов театральных художников, которые хотя и создают зрительный образ, тем не менее, творят в своём стиле, своём мироощущении, своей культуре [2,4,5,38,61]. Это, безусловно, затрудняет возможность философского обобщения материала и создания историко-социальной концепции.
Художники эпохи Ренессанса увлекались библейскими и философскими сюжетами, а театральные представления как-то ушли от их взоров и кистей.
В изобразительном искусстве почти нет следов выдающейся эпохи шекспировского театра. Для создания театральных костюмов того времени современным художникам приходится пользоваться работами мастеров английской живописи XVI—XVII столетий, которая в достаточной мере слаба. Поэтому необходимо проводить поиски в галереях иностранцев: немца Ганса Гольдбейна Младшего (1497—1543), фламандца Антониса ван Дейка (1599—1641), француза Франсуа Клуэ (1522—1572). И даже в этом случае столь кропотливая работа не даёт полнокровного и точного результата, потому что эти художники изображали натуру в цивильной одежде.
Таким образом, почти всё, что предоставляет нам изобразительное искусство, может быть далёким от истины. Из всей совокупности материалов невозможно с фотографической точностью представить себе театральный костюм актёра различных эпох. Тем не менее, общий стиль, как единство художественных признаков, характерных для данного периода, искусство может подсказать, а знакомство со стилем эпохи даёт возможность установить прямую связь между культурой и сознанием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других