Автор рассматривает с принципиально новых позиций проблему изменения психологии актёра в зависимости от трансформации театрального костюма. Последний представлен частью триадической схемы: творение культуры-переживание-поведение для актёров различных амплуа и разных исторических эпох. Обширная библиография полезна изучающим психологию искусства, историю театра и театрального костюма. Книга интересна психологам, театральным профессионалам, всем желающим постичь таинство актёрского перевоплощения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Елена Улановская
© Леонид Улановский, 2018
ISBN 978-5-4490-7674-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
…Он может по собственной воле быть то самим собой, то кем-то другим.
Подобно бесприютным душам, блуждающим в поисках тела, он легко проникает в сокровенные глубины любой человеческой личности…
Тот, кто познал слияние с толпой, испытывает странное опьянение от своей сопричастности общему бытию.
Шарль Бодлер.
Гораздо в большей степени, чем пейзаж, одежда передаёт душевное состояние: через неё каждый из нас открывает какую-то часть своей личности, своих привычек, своих вкусов, своих взглядов, своих намерений… Костюм говорит о том, что данное лицо только что делало, что оно собирается делать, и именно поэтому костюм… должен прежде всего быть психологическим указанием.
Клод Отан Лара.
Если для многих уже не звучит идеологически враждебно: «психология — наука о душе», если раскрываются новые перспективы в освоении этической и нравственной философии ранее закрытых трудов опальных философов и психологов, значит, значительно увеличились шансы плодотворного творческого освоения знаний об изменяющемся и развивающемся человеке в каждой сфере его деятельности.
Очевидно, что сейчас, когда процесс возрождения культуры идёт стихийно, когда наряду с открытием гимназий, экспериментальных школ, университетов выбрасывается в массы поток китча во всех областях культурной жизни, осознанное участие в этом процессе профессионалов бесспорно необходимо.
На протяжении многих лет театральное искусство было зрелищным мероприятием, удовлетворяющим актёрские, режиссёрские и зрительские аппетиты. Психика актёра дремала. Ни о каких глубоких изменениях не могло идти речи, потому что отсутствовала главная идея — заставить зрителя волноваться о важнейших сторонах жизни. Конечно, это было не всегда, но когда было, искусство становилось забавой, общество удовлетворялось пустяками, что предвещало верную деградацию. Опасность существует и сейчас. Голодный в театр не пойдёт, а сытому нужна забава. Только истинный мастер способен провести главную идею и при этом не щадить естества своего.
В этом изменении души немаловажную роль играет вторая оболочка актёра, неотделимая, неотторжимая от его существа, видимая личина образа — сценический костюм. И хотя предлагаемое не претендует на создание полной картины, тем не менее, должно наметить основные вехи эволюции психики актёра под влиянием изменяющейся внешней культуры и её тонкого и безошибочного показателя — костюма.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других