Хлопоты ходжи Насреддина

Леонид Резников, 2020

Много бродил по свету ходжа Насреддин – заступник бедных и угнетенных, гроза нахальных богачей. Много разного повидал он на своем веку, но где бы ни появлялся ходжа, всегда старался он дарить людям надежду на лучшее и делать их жизнь светлее, восстанавливая справедливость и мстя зарвавшимся богатеям за притеснения простого народа. И вот на пути ходжи раскинулось новое селение. Трепещите же, жадные и бессовестные обиралы!

Оглавление

Глава 3. Дом Аллаха

— О Зариф-ако! — слуга ворвался в дом своего хозяина, неистово размахивая руками, но не заметил дремавшую на проходе любимую собачонку богача. Споткнувшись о нее, он кувыркнулся вперед и проехал на пузе до самого дастархана бая Зарифа, изволившего вкушать в полуденную жару сочный сахарный арбуз.

Собачонка, вывернувшись из-под ног слуги и истошно визжа, заметалась по комнате, а Зариф подавился куском рассыпчатой мякоти и зашелся кашлем, плюясь косточками.

— Ты что, с ума спятил? — с кулаками накинулся бай на бестолкового слугу, смаргивая слезы, как только ему удалось справиться с приступом кашля. — Чего мечешься, словно за тобой гонится сам шайтан, паршивая ты собака?!

— О хозяин, вы недалеки от истины, — пролепетал слуга, отползая на карачках в угол и не смея утереть оплеванное лицо, покрытое арбузными прожилками и налипшими на лоб и щеки косточками. — Горе, случилось великое горе!

— Что ты там бормочешь, негодный? — прорычал Зариф, отряхивая свой дорогой халат. — Смотри, что ты натворил!

— Это не я, это все он. Он! Нас… нас… — слуга сглотнул, не в силах выговорить до конца страшное имя.

— Какой еще нас2? Что ты несешь? — вконец разозлился Зариф, затопав ногами, отчего деревянные половицы заходили ходуном.

— Нас… реддин! — Слуга наконец выдавил слово целиком и ткнулся лбом в пол.

— Кто?! — глаза богача скачком увеличились вдвое, он отшатнулся от слуги и попал пяткой на поднос. Поскользнувшись на арбузной корке, он шмякнулся на остатки арбуза. Хруст арбузных корок и треск лопнувшего дорогого деревянного подноса разнеслись по комнате. — Чье имя ты назвал, несчастный?

— Насреддин, о мой господин! — не поднимая головы, отозвался слуга. Второй раз страшное имя ему далось гораздо легче.

— Не может быть! Ты, верно, ошибся. — Зариф, сраженный наповал в обоих смыслах, сидел на арбузном крошеве, боясь пошевелиться. — Тебе привиделось, ты перегрелся на солнце. Да-да, именно так!

— Никакой ошибки, Зариф-ако, уверяю вас! Это он, он, точно он! Я видел его своими глазами и даже разговаривал с ним. — Слуга поднял голову и, воздев ладони в молитвенном жесте, воскликнул: — О, мы несчастные!

— Да погоди ты причитать! — одернул слугу богач и с кряхтением поднялся с подноса. — Ну, Насреддин — что с того? Что мы ему такого сделали?

— Он… он… — всхлипнул слуга, сжимаясь в комок. — Он отобрал у меня документ, который вы приказали мне доставить нашему досточтимому кази.

— Как… отобрал? — Зариф мгновенно побледнел, стянул с головы чалму и зачем-то утерся ей. — Почему?

— Это все паршивый дехканин Икрам! Все он. Я требовал с него долг, а он…

— Постой, постой, — Зариф протянул дрожащую руку. — Какой долг? Он же все отработал сполна.

— Я хотел во славу моего господина заставить его работать на вашем поле — ведь так вы смогли бы сэкономить на работниках, и я подумал…

— Ты — что? — бледное лицо Зарифа медленно наливалось краской.

— Я подумал… — пролепетал слуга, втягивая голову в плечи.

— Ты подумал?! Ах ты, безмозглый ишак! — взъярился богач, но вдруг замер с вознесенными над головой кулаками. — Постой, но как бумага оказалась в руках Насреддина? — сквозь зубы процедил он.

— Я пытался… хотел… думал… — блеял слуга подобно загнанной овце.

— Что ты там бормочешь? Отвечай внятно!

— Я хотел запугать Икрама вашей бум… бумагой, — закончил слуга, сглотнув застрявший в пересохшем горле комок. — А проклятый нечестивец Насреддин отобрал ее у меня и теперь не хочет возвращать.

— Как не хочет? — пробормотал бай Зариф, хватаясь за сердце. — Что это значит?

— Он сказал, что она будет в полной сохранности в его надежных руках, вот, — пролепетал слуга. Наконец-то все было сказано.

Зариф закатил глаза, покачнулся и теперь уже грудью распластался на подносе.

— Что с вами, хозяин? — всполошился слуга, вскакивая с пола и бросаясь на помощь своему господину, а собачонка вновь зашлась лаем.

Но сколько ни тряс слуга Зарифа за плечи, тот никак не хотел приходить в себя…

Ходжа Насреддин, следуя в сопровождении Икрама вдоль узких улочек бедной части селения, сжатых высокими глиняными заборами и стенами домов, со снисходительной улыбкой на лице слушал ни на минуту непрекращающуюся болтовню нового друга. Тот взахлеб рассказывал анекдоты про ходжу и все время допытывался, есть ли в них хоть доля правды. Ходжа лишь отделывался короткими, ничего незначащими фразами. Мало ли ему приходилось слышать на своем веку историй, сочиненных бедняками и богатеями. Попадались среди них и правдивые, но их были единицы. Остальное же — чистейшей воды выдумка.

–…А вот скажи мне, ходжа. Я слышал, будто однажды к тебе в дом забрался вор. Увидев его, ты спрятался в сундук. Вор же, обшарив весь дом и ничего не найдя, чем бы можно было поживиться, приподнял крышку сундука. А когда он открыл ее, то увидел там тебя. Он разволновался и спросил: «Ты здесь?» «Да, — ответил ты, — я от стыда спрятался в сундук. Мне стало совестно, что тебе нечего украсть в моем доме». Верно ли это?

— Ну-у, — немного смутился ходжа, почесав пальцем переносицу, — на самом деле у меня не было сундука, а был шкаф.

— Правда? — заинтересовался Икрам. — Я слышал про сундук.

— Не перебивай! Ну, сам подумай: зачем мне нужен сундук, если мне нечего в нем хранить?

— Тоже верно, — растерянно похлопал глазами Икрам.

— Так вот, когда вор открыл дверцу…

— Ты накинулся на него! — воскликнул Икрам, сжимая кулаки. — Если б вор забрался ко мне в дом, ему бы не унести ног.

— Ты ошибаешься, мой друг. Я дал ему медную монетку и отослал с миром.

— Как?! — не поверил Икрам словам ходжи. — Ты, ходжа, поборник справедливости и благочестия, дал вору деньги?

— Да-да, именно так я и поступил с ним, — кивнул ходжа.

— Но как такое возможно?

— Вор был очень бедным человеком, еще беднее меня. Его дом забрали за долги, его детей угнали в рабство, а жена умерла с горя. Что же оставалось делать этому человеку?

— Да, ты прав, — растроганно пробормотал Икрам. — Но воровать все равно неправильно, нехорошо.

— Именно так я ему и сказал, слово в слово. И посоветовал, как сделаться уважаемым человеком.

— Ты шутишь, ходжа! — не поверил Икрам. — Разве может нищий человек сделаться баем?

— Ты путаешь уважение и страх, Икрам, — покачал головой ходжа. — Разве ты испытываешь уважение к тем, кто обирает тебя?

— Но что же ты ему посоветовал в таком случае?

— Я посоветовал ему не падать духом и взяться за ум, к примеру, врачевать богатеев.

— Разве он хаким? — удивился Икрам.

— Нет, он такой же дехканин, как и ты.

— Но как же он тогда мог лечить людей?

— Э-э, — только и махнул рукой Насреддин. — У богатых много странных болезней, и один Аллах знает, как справится с ними. Может, даже и он не знает. Но лечение, как я убедился, помогает тем, кто верит в него, и не помогает вовсе разочаровавшимся. Так что, как говорится, на все воля всевышнего и еще немного хитрости! — назидательно воздел палец ходжа.

Икрам расхохотался, схватившись за живот, а насмеявшись вдоволь, спросил:

— И как ему живется теперь?

— Я слышал, он сильно преуспел в медицине. Но не зазнался, нет, и не оставляет своей милостью бедняков.

— Это правильно, — кивнул Икрам. — Это хорошо. Но ходжа, я так и не понял, рассказы про тебя все-таки правда или выдумка?

— Правда, — ответил ходжа и, прищурившись, добавил: — кроме того, что есть откровенное вранье.

Ишак внезапно замер, качнув головой. Дальше узкая улочка обрывалась крутыми, хорошо утоптанными земляными ступеньками. Срезы ступенек удерживали доски, подпертые по краям деревянными колышками. За ступеньками улица несколько расширялась.

Ходжа спешился — ишаку здесь и без всадника трудно спуститься, — и повел животное в поводу.

— Да, Икрам, у меня к тебе одна просьба, — обернулся Насреддин к своему спутнику.

— Слушаю тебя, ходжа.

— Я тебя очень прошу, пока никому обо мне ни слова.

— Но как же?..

— Я и так имел неосторожность назваться слуге вашего богача — очень опрометчивый поступок с моей стороны. Но иначе он полез бы в драку за вот эту бумагу, — ходжа похлопал себя по халату, под которым хранилась ценная бумага.

— Да, слава о тебе действует лучше всякого щита, — усмехнулся Икрам. — Но скажи, что в бумаге такого?

— А! Лучше тебе не знать.

— Ты мне не доверяешь? — лицо дехканина вытянулось от охватившей его досады.

— Нет-нет, что ты! — горячо заверил Насреддин друга в обратном. — Разве ты дал мне повод не доверять тебе?

— Тогда что же? — продолжал допытываться Икрам.

— Понимаешь, знание не всегда полезно. Иногда оно может обратиться против тебя. И это как раз тот самый случай. И если тебе дорог покой…

— Эх, ходжа, — покачал головой Икрам, — да где ж его сыскать-то, покой?

— Вот про то я и толкую. Зачем тебе лишняя головная боль? Разве тебе мало своей? Но не переживай, в свое время ты обязательно все узнаешь.

— Правда? — с какой-то прямо детской наивностью спросил Икрам, стягивая с головы тюбетейку и промакивая взопревшую лысину тряпицей, повязанной на шею.

— Правда! — смешливо прищурился ходжа Насреддин. — Но скажи, куда мы так долго идем? Неужели ты живешь так далеко от своего надела?

— Раньше я жил во-он в том доме, — Икрам указал на один из домов с широким двором и забором, покрытым свежей побелкой, — но когда… когда я остался один, мы обменялись с чеканщиком Касымом домами. У него большая семья, а куда мне одному такой большой дом?

— Понимаю. А нет ли у нас на пути базара или чайханы?

— Есть чайхана, а базар — он немного дальше и правее. Ты хочешь что-то купить?

— Немного кислого молока и лепешек.

— Не беспокойся, ходжа, у меня дома есть еда.

— Нет, в гости к другу нельзя ходить с пустыми руками, тем более, когда в моем кармане завалялись несколько монет и представилась возможность их с пользой потратить.

— Но, поверь мне, это лишнее… — воспротивился было Икрам. Ему совершенно не хотелось обременять какими-либо расходами такого человека, как ходжа Насреддин.

— Глупости! — отрезал тот. — Но если ты так настойчив в своем желании угодить гостю, то тебе еще представится возможность угостить и меня. Когда закончатся мои деньги.

— Договорились!

Ходжа кивнул дехканину, вновь взобрался на своего ишака, и тот пошел вперед, не дожидаясь понуканий хозяина.

Улица становилась все шире. В нее влились еще несколько боковых улочек, а за высокими кронами деревьев замаячила небольшая мечеть, к которой вскоре и вышли путники.

Насреддин остановил ишака и, задрав голову, смерил взглядом минарет, затем медленно опустил глаза, разглядывая квадратное здание мечети с шаровидным куполом, покрытым красной плиткой. Затем взор ходжи коснулся высокого, в полтора человеческих роста забора, окружавшего мечеть, и еще длинной очереди бедно одетых людей, державших в руках кто покрытую тряпицей плошку, кто лепешку, кто мешочек с зерном или горшок масла.

Лицо ходжи посуровело, черты его заострились.

— Ты чего? — спросил ходжу Икрам, не понимая причины задержки.

— Скажи мне, Икрам, какой ишак — прости мой лопоухий друг! — Насреддин погладил ишака по голове, — выстроил вокруг мечети забор, да еще такой высокий?

— Это наш мулла, — повел плечами дехканин. Было хорошо заметно, что муллы он побаивается.

— Но зачем? Впрочем, я, кажется, знаю ответ. А что здесь делают эти люди?

— Они принесли подношения господу. Мулла помолится за них, за удачу в делах.

— Судя по несчастному виду этих людей, ваш мулла не особо усерден в общении с богом. Но я сам хочу узнать, в чем тут дело.

Насреддин спешился и быстрой походкой направился вдоль длинной очереди, берущей свое начало в широких деревянных резных воротах.

— Салам алейкум, салам, и вам доброго дня, — раскланивался он по пути с ожидавшими своей очереди людьми. Икрам, немного поколебавшись, припустил следом за ходжой.

— Прошу тебя, — быстро зашептал дехканин, нагнав ходжу, и подергал того за рукав халата, — не связывайся с ним. Наш мулла очень хитер, и еще у него могущественные друзья.

— Разве Аллах не может защитить своего слугу, что тому требуются влиятельные друзья? Разве он ведет неправедный образ жизни, что ему есть чего опасаться? — отвечал Насреддин, не сбавляя шага.

— Но бояться как раз стоит тебе!

— Глупости! Перед всевышним я чист, а с муллой как-нибудь найдем общий язык.

Икрам, видя, что ходжу не переубедить, только рукой махнул — будь что будет. Но покинуть Насреддина не решился, хотя появляться на глаза мулле ему вовсе не хотелось. Тот обязательно опять возьмется упрекать Икрама в отсутствии религиозного рвения и жадности и будет грозить страшными небесными карами. А что может принести Икрам, если сам едва сводит концы с концами?

Ходжа между тем насилу протолкался мимо людей в чуть приоткрытую створку тяжелых ворот и застыл на месте, пораженный увиденным. Икрам последовал за Насреддином и тихонько примостился за его спиной.

Посреди большого двора в тени высокой груши, на топчане гордо восседал худой, словно палка, человек в черных одеждах и черной же высокой чалме. Его костлявое подвижное лицо ходило ходуном, а маленькие, глубоко посаженные глазки стреляли в каждого просителя, казалось, просвечивая его насквозь. Вернее, даже не самих людей, а подношения, которые люди передавали мулле, прося его помолиться за успех в делах и начинаниях, за счастье и мир в доме, за то, чтобы пошел дождь и чтобы он не случился — каждый просил о своем, и каждый лелеял надежду, что мулла непременно поможет ему.

Мулла же, беря очередное подношение, долго принюхивался к нему, приглядывался и чаще морщился, нежели расточал ни к чему не обязывающие его обещания. Подарки ему не особо нравились, но, как видно, выбирать не приходилось.

— Да-да, я обязательно помолюсь за твой урожай. Пусть он будет богат! — обещал мулла одному дехканину. — И не забудь, что я тебе поспособствовал!

— Не забуду, мулла, — кланялся в ответ дехканин, стягивая с головы тюбетейку и прижимая ее к груди.

— Все вы так говорите, а потом забываете, — ворчал мулла, засовывая палец в горшок с маслом и пробуя. — Немного прогорклое, но ничего, сойдет.

— Нет, нет, оно совершенно свежее! Уверяю вас.

— Э-э! — зло отмахнулся мулла. — Тащат всякое завалящее, для себя же жадничают. Следующий!

— О мулла, — склонился перед топчаном старик, протягивая мулле матерчатый сверток, — помолись за моего сына. Я хочу, чтобы ему сопутствовала удача. Он желает стать учеником гончара.

— Что это ты притащил? — Мулла придирчиво оглядел сверток, потом брезгливо, двумя длинными паучьими пальцами потянул за свисавший уголок. — Платок? Да еще ношеный! Зачем Аллаху нужен твой платок?

— Но… — растерялся старик, не зная, как ему поступить.

— Ладно, давай сюда! — Мулла выдернул из рук старика сверток и сунул его за отворот халата. — Будет тебе удача.

— Сыну, — напомнил мулле старик. — Я просил за сына.

— Да, да, и ему тоже. Всевышний сегодня милостив к тебе. Следующий!

И тут ходжа Насреддин сорвался с места. Оттолкнув очередного просителя, он бухнулся на колени у топчана и ткнулся головой в землю.

— О великий! — вскричал он, поднимая голову и молитвенно протягивая ладони к мулле.

— Ай! — подпрыгнул на топчане мулла, как раз собравшийся отведать только что подаренного ему плова. Он давно уже манил муллу своим ароматом, но мулла никак не мог улучить момент, чтобы полакомиться блюдом — народ все шел и шел. — Ты чего? Чего ты? — отодвинулся от ходжи мулла, но зажатую в руке щепотку плова все-таки засунул в рот и облизал пальцы. После непонимающе уставился на пустые руки стоявшего на коленях старика, затем медленно поднял голову, перехватив его восторженный взгляд. — Чего тебе нужно, старый голодранец? — грозно спросил мулла, немного придя в себя и прочистив горло. — Или ты считаешь, будто Аллах за просто так будет выслушивать твои пожелания?

— Значит, я не ошибся! — воскликнул ходжа, подползая на коленях поближе к топчану. — Это ты, господи! А он? — Насреддин указал дрожащим от волнения пальцем на замершего у топчана слугу муллы. — Верно, наш великий пророк, да восславится его имя в веках!

Упитанный слуга пару раз моргнул и сжался, затравленно стреляя глазками по сторонам. Ему явно было невдомек, к чему клонит старик в драном халате.

— Что ты несешь, о презренный безумец? — вскипел мулла, насилу справившись с растерянностью. — Ты, похоже, тронулся умом! Я мулла, верный слуга нашего Аллаха! А это мой слуга, а вовсе никакой не пророк.

— Так ты слуга господа нашего, а не он? — понимающе кивнул ходжа и поднялся с колен, упираясь в них ладонями.

— Именно так! — подтвердил мулла кивком, стараясь придать своему подвижному лицу черты смирения, но выходило не очень. — Я всего лишь его скромный слуга. А это, — мулла широким жестом руки обвел свои владения, — дом нашего всесильного и милостивого Аллаха.

— Ага! Тогда ответь мне, мулла, почему ты раздаешь обещания людям от имени своего господина, даже не испросив его разрешения и не воззвав к нему, как полагается?

— Э-э, глупый ты человек, — покачал головой мулла, — Аллах наш в своем величии даровал мне способность погружаться в его самые сокровенные помыслы. Я знаю все, о чем знает он!

— Предположим, но почему ты воруешь у своего господина?

— Да ты что?! — Чалма у муллы от подобной наглости едва не воспарила над его маленькой головой. — Да я тебя! Я…

— Но ты ведь поедаешь и прибираешь к рукам то, что принесли твоему господину, разве не так? Все это видели.

— Я… ну… — смешался мулла. Ничего подобного он не ожидал.

Собравшиеся, затаив дыхание, во все глаза глядели на муллу, и платок, который мулла сунул за пазуху, теперь жег ему грудь, а съеденная горстка плова, казалось, возмущенно ворочалась в его животе.

— Ты все неверно понял, странник. Это подношения на благо мечети. Вот! — обрадовался мулла, так успешно ему удалось выкрутиться.

— Но ты сказал, что здесь дом самого Аллаха, — прищурился Насреддин, — и люди принесли свои дары в его дом, надеясь на его помощь. Значит, они принесли их ему, а вовсе не тебе. Разве не так?

— Но господь не вкушает земной пищи! И тем более ему ни к чему драное тряпье! — воскликнул мулла. С этими словами он выхватив из-за пазухи платок и отбросил его в сторону. — А я его взял, чтобы не обидеть несчастного старика. Зачем мне платок?

Мулле вовсе не нравился этот разговор, который слушали десятки людей. Однако священнослужитель никак не мог сообразить, как поставить на место наглого старикашку, позволяющего себе прилюдно оскорблять его, муллу!

— Тогда объясни мне, о многомудрый мулла, освященный мудростью господа нашего: к чему тогда люди несут сюда свои дары, если они не нужны Аллаху?

— Глупец! Подношения — плата за молитву, — взъярился мулла. — Неужели ты считаешь, что я должен работать за просто так? А мое дело через молитвы доносить до господа…

— Прости меня, — перебил распалившегося муллу ходжа, — но молитвы, если честно, я пока не услышал ни одной. Однако обещания ты раздаешь очень охотно. Неужели ты берешь плату за пустые обещания?

— Нет! Я беру плату только за то, что обязательно сбудется, — глазки муллы забегали в темных провалах глазниц.

— Знаешь, хорошая у тебя работа.

— О чем ты? — еще больше насторожился мулла. Ему было совершенно невдомек, почему какой-то незнакомый старикашка столь непочтителен к его особе.

— Значит, ты хочешь сказать, — прищурил левый глаз ходжа Насреддин, — что твои обещания сбываются, так как они исходят от самого Аллаха, и тебе ведомо все сокровенное и тайное?

— Разумеется, — горделиво выпятил грудь мулла.

— Вы все слышали, что сказал великий и мудрый мулла? — обернулся Насреддин, обведя взглядом притихшую толпу, собравшуюся во дворе мечети.

— Да, да, слышали, — донеслось нестройное со всех сторон.

— Да будет так! — рубанул ходжа рукой. — А теперь все расходитесь по домам.

— Но как же?.. — промямлил мулла. — Как же так? А дары?

— Я тебя не понимаю, — Насреддин уже собравшийся было покинуть двор мечети, вновь остановился, — ты же сам сказал, что то вовсе не дары, а плата за твою работу. Но где же это видано, чтобы человек платил за яйца, которые курица еще не снесла? А если и так, то пиши расписку.

— К-какую расписку? — сглотнул совершенно ошалевший мулла.

— Странный ты человек, — пожал плечами Насреддин. — Коли ты берешь плату вперед, то ты должен написать расписку. А вдруг ты не выполнишь свою работу или выполнишь ее не должным образом, тогда что?

— Что? — лупнул глазами мулла.

— Вот и я о том же, — вздохнул ходжа. — Да, за всеми этими торговыми делами я чуть не забыл тебя спросить: зачем вокруг дома нашего господа нужны крепкие высокие стены?

— Сейчас очень много воров, — ляпнул мулла первое, что пришло в голову.

— Я, кажется, понял тебя, — произнес Насреддин с очень серьезным видом. — Аллах всемогущий в своей заботе о несчастном обездоленном народе не хочет, чтобы они выбрались за этот забор. Очень мудро. Теперь я верю, что господь даровал тебе истинное знание, — и ходжа отвесил мулле поклон.

— Нет, нет, ты все неверно понял, — замахал на него руками мулла, судорожно пытаясь сообразить, что имел в виду противный и крайне нахальный старик, в котором не чувствовалось ни капли почтения к сильным мира сего. — Я хотел сказать, что высота забора указывает на близость его обладателя к великому Аллаху! Разве ты не слыхал о том?

— Глупости, — отмахнулся от пустых слов Насреддин. — Какие заборы ни громозди, а всех ближе к Аллаху только покойники. Разве не так, о мудрый мулла?

— Ха! — сказал кто-то совсем рядом с ходжой.

— Хи-хи, — донеслось с другой стороны двора, и вот уже весь народ, что присутствовал при странном споре, вовсю давился смехом. Все, кроме муллы, позеленевшего от ярости и в бессилии сжимавшего кулаки. Он впервые на своей памяти не мог подобрать слов для достойного ответа, да еще кому — паршивому, невесть откуда свалившемуся на его голову старикашке! Но пока он соображал, пыхтя от обиды, двор мечети опустел, и спорить было уже не с кем. А ведь что самое обидное, мулла даже не ведал, как старика зовут, и кто он такой…

Примечания

2

Некурительная табачная смесь, распространенная в Центральной Азии

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я