Франция. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михрин

Это – сборник не либретто, а то, что у древних греков означает изложение в сжатой форме – синопсисы.Сборник представлен четырьмя книгами: Оперы Италии, Оперы Германии, Австрии, Оперы Франции – 350 синопсисов и Оперы Восточной Европы (России, Чехии, Польши и др.) – 240 синопсисов. Правда, есть еще оперы Англии и Америки, но это, видимо, будет пятая книга.Да простят меня музыковеды-профессионалы за смелость создания этого букета из полевых ромашек. Книги предназначены для любителей оперной музыки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франция. Бессмертные оперы. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первые страницы истории французской оперы

В апреле 1659 г. в Париже ставили пьесу «Пастораль Исси». Авторы музыки и текста — французы: Робер Камбер и Пьер Перен.

«Пастораль» значилась как первая французская комедия, положенная на музыку и представленная во Франции.

Людовик XIV выдает Перену патент, согласно которому последний полностью ведает постановками в Академии опер.

Вскоре бразды правления «Королевской академией музыки» переходят к Жану Батисту Люлли, человеку большого ума и музыкального таланта. На его долю выпала важная историческая миссия — стать основоположником французской национальной оперы.

Наследие Люлли представлено музыкально-театральными произведениями, в которых французское оперное искусство утверждается как лирическая трагедия, сюжеты которой основываются на событиях древней истории или греческой мифологии.

Следующей после Люлли крупнейшей фигурой в жанре оперы был Жан Филипп Рамо. Его сочинения продолжали развивать традиции Люли. Отмеченные изысканным вкусом, они мелодичны, ярко театральны. Значительное внимание Рамо уделяет танцевальным сценам. Заметим попутно, что как бы в дальнейшем ни менялись особенности французской опоры, элемент танцевальности всегда будет играть в ней заметную роль.

Окружающая действительность властно подсказывала деятелям музыки новые образы, темы, сюжеты, подсказывала новый оперный жанр. Так в середине XVIII столетия во Франции родилась национальная комическая опера.

Ее истоки — веселые парижские балаганные и ярмарочные представления. Авторы такого рода представлений охотно использовали мелодии, бытовавшие в народе.

На возникновение французской комической оперы оказала влияние «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, с которой парижане познакомились во время гастролей итальянской труппы. С тех пор французская комическая опера усваивает особенность итальянской — музыкальное действие перемежается разговорными сценами и интермедиями.

Успехи французской комической оперы XIX в. во многом связаны с именем Буальдье, создавшего оперу — «Белая дама».

Роль произведений Буальдье достаточно велика: от него идут прямые нити к жанру лирической оперы, утвердившемуся на французской сцене во второй половине XIX столетия.

В то время как жанр комической оперы развивался, в «Королевской академии музыки» господствовал дух строгих классических опер, тематика и стиль которых близки творческой школе Глюка — таковы «Тарар» Сальери, «Эдип в Колоне» Саккини, «Демофонт» Керубини.

Наибольших высот в области комической оперы удалось достичь Даниэлю Оберу, который понимал и чувствовал природу комической оперы.

Лирическая опера господствовала во французском музыкальном театре на протяжении нескольких десятилетий, оказавшись его наиболее жизнеспособным жанром и до сих пор сохраняющим значение самого яркого за всю историю эволюции национальной оперы.

Такова вкратце история французской оперы от середины XVII до начала XX в.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франция. Бессмертные оперы. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я