Окраины Европы. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михайлович Михрин

«Бессмертные оперы» – это сборник изложений оперных либретто без подробностей и без детальных рассуждений.Англичане и французы называют это синопсисами.Сборник состоит из пяти частей – краткие содержания опер (500 синопсисов) от очень популярных до непопулярных оперных произведений Центральной Европы – оперы Италии, Франции, Германии и Австрии и опер окраин Европы (России, Чехословакии, Польши Венгрии, Румынии и Югославии).Оперы Англии и Америки условно отнесены к разделу опер окраин Европы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Окраины Европы. Бессмертные оперы. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОПЕРА В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Национальные истоки чешской оперы восходят к народному бытовому театру, существовавшему еще в эпоху раннего Возрождения (XIV в.). На ее развитие оказали также известное влияние постановки в Праге оперных произведений итальянских мастеров.

Одним из первых чешских музыкантов, работавших в оперном жанре, был придворный капельмейстер Франтишек Мича (1694—1744). В своих сценических произведениях он не избежал влияния музыкального стиля итальянской оперы. Для Мичи характерно обращение к героико-мифологическим сюжетам. Теми же тенденциями отмечено творчество другого выдающегося чешского композитора XVIII в. — Йозефа Мысливечка (1737—1781), проведшего большую часть своей жизни в Италии. В произведениях Мысливечка сильны связи с чешской народной песенностью.

Иная художественная направленность характерна для их современника Йиржи Бенды (1722—1795). Как и многие другие чешские музыканты XVIII в., Бенда вынужден был покинуть родину. Композитор работал в Германии и прославился как автор мелодрам и зингшпилей — небольших комических опер, где пение и танцы чередовались с разговорными диалогами. Лучшие зингшпили Бенды — «Деревенская ярмарка» (1775) и «Дровосек» (1778), мелодрамы «Ариадна на Наксосе» (1774), «Медея» (1775) и «Пигмалион» (1779) — пленяют простотой содержания, широкой напевностью мелодий.

Однако творческий опыт придворного музыканта Мичи, а за ним Мысливечка и Бенды, работавших на чужбине, не мог оказать заметного влияния на формирование оперного искусства в Чехии. Из 30 опер Мысливечка лишь одна — «Беллерофонт» — была поставлена в Праге (1768). Что касается зингшпилей и мелодрам Бенды, то в большинстве своем они остались на родине композитора неизвестными. Попытка создания подлинно национальной оперы была сделана много позже.

В 1826 г. в Праге была поставлена опера «Дротарь» Франтишка Шкроупа (1801—1862). Первое музыкально-сценическое произведение, написанное на чешский текст, встретило восторженный прием у слушателей. Сюжет, заимствованный из жизни трудового люда, музыка, разрабатывавшая народные мотивы, — все это отвечало чаяниям демократических кругов чешского общества. В «Дротаре», как и в последующих сочинениях Шкроупа — «Олдржих и Вожена» (1828), «Либушин брак» (1835) и др., — были намечены пути дальнейшего развития национального музыкального театра.

Бедржих Сметана (1824—1884) — создатель национальной оперной школы. Своими произведениями он поднял чешскую оперу на уровень лучших достижений европейского искусства. Творчество Сметаны охватывает разнообразные жанры — от драматической эпопеи «Бранденбуржцы в Чехии», воскрешающей страницы истории (борьба чехов с немецкими захватчиками), до искрящейся неподдельным весельем и сочным народным юмором «Проданной невесты». Яркий национальный колорит, монументальность форм, мелодическое и гармоническое богатство, жизненная правдивость образов, мастерское владение хором и оркестром — таковы отличительные черты музыкально-театрального почерка Сметаны. Однако историческое значение опер композитора не ограничивается их сугубо музыкальными достоинствами, — идейная направленность и патриотический пафос искусства Сметаны сами по себе сыграли важную роль в деле развития национального самосознания чешского народа.

Реалистическим традициям Сметаны следовал Вилем Блодек (1834—1874) — автор популярной комической оперы «В колодце», (1867).

Но наиболее талантливым и последовательным оперным драматургом явился Антонин Дворжак (1841—1904). Как и Сметана, Дворжак основывается в своих работах на глубоком претворении ритмических особенностей чешского фольклора. Однако, в отличие от своего предшественника, предпочитавшего историко-патриотические, эпические и бытовые сюжеты, Дворжак тяготеет к сказочности. Таковы его лучшие оперы — «Русалка» и «Черт и Кача». Заслуга композитора — в создании чешской лирической оперы. Замечательный образец ее дан в «Русалке» (1900). Кистью подлинно национального художника Дворжак очерчивает здесь музыкальный образ чешской Ундины, воплощает красоту и нежность чистой девичьей любви, веру в большое искреннее человеческое чувство. Музыка «Русалки», полная лирической проникновенности и тонкого поэтического очарования, наряду с партитурой «Проданной невесты» Сметаны, принадлежит к числу величайших достижений чешского художественного прошлого.

С творчеством Дворжака хронологически совпадает деятельность Зденка Фибиха (1850—1900), лучшая опера которого — «Шарка» (1897) во многом близка героико-эпическим операм Сметаны. В других произведениях Фибих выступает как последователь принципов вагнеровской музыкальной драмы, отдавая предпочтение декламационному оперному стилю («Мессинская невеста», «Бланик», трилогия «Ипподамия»).

Среди других видных чешских композиторов — Отакар Острчил (1879—1935), отдавший дань модернизму и тяготеющий в своих музыкально-сценических работах — «Очи Куналы», «Эринcкая легенда», «Иванушкино царство» и других к отвлеченной символике; близкие Острчилу по идейно-художественной направленности Йозеф Богуслав Фёрстер (1859—1951), Витезслав Новак (1870—1949) и Откар Йеремиаш (р. 1892).

Новую страницу в истории чешской оперы открыл Леош Яначек (1854—1928). Опираясь на моравский музыкальный фольклор, используя характерные интонации разговорной речи, он создал музыкально-театральный стиль, отличный от оперных принципов Сметаны и Дворжака; стиль, в основе которого — не ариозное пение, а мелодический речитатив. На формирование художественных устремлений композитора большое влияние оказал Мусоргский: подобно великому русскому классику, чешский музыкант своей конечной целью полагал воплощение на оперной сцене жизненной правды. Наиболее полное выражение творческий метод Яначка получил в «Енуфе» («Её падчерице», 1903), произведении, являющемся вершиной оперного искусства композитора, одной из вершин чешской музыкальной классики вообще.

Прочно закрепилась в репертуаре западноевропейских театров опера «Приключения лисички-плутовки» (1924), которую нередко называют чешским «Сном в летнюю ночь». Это полная жизни и обаяния, лирическая «песня сердца», которую пропел 70-летний Яначек родной моравской земле, ее красоте и бессмертию.

ЙОЗЕФ МЫСЛИВЕЧЕК (1737—1781)

Йозеф Мысливечек родился и вырос в Праге, в семье мельника. В 1747—1752 годах учился в иезуитской семинарии, где занимался музыкой. В начале 60-х годов Мысливечек принял решение оставить ремесло и серьёзно заняться музыкой, первые уроки которой получил ещё в детстве от отца

В 1763 году Мысливечек при финансовой поддержке графа Винценца Вальдштейна отправился в Венецию, чтобы совершенствоваться в композиции. Вскоре появилась первая опера Мысливечека ― «Семирамида», поставленная в Бергамо в 1765 году, а первым крупным успехом композитора стала опера «Беллерофонт», в работе над постановкой которой ему помогал автор либретто Джузеппе Бонекки. Вдохновлённый успехом оперы, Мысливечек обосновался в Италии.

С 1763 года в Италии, в 1764—1766 годах совершенствовался у Дж. Б. Пешетти. Первая опера Мысливичека, прозванного Богемцем — «Семирамида» Мысливичек проявил себя как мастер вокального письма, изобретательный мелодист: «Беллерофонт, «Демофонт», «Монтесума», «Тамерлан Великий», «Милосердие Тита», «Эций» и другое.

В 1770 году в Болонье Мысливечек познакомился с юным Моцартом; дружеские отношения между ними сохранялись до 1778 года.

До конца жизни Мысливечек почти не покидал Италии. Известны его поездки в Прагу в 1768, в Вену в 1772 и в Мюнхен в 1777―1778 годах, где была с успехом исполнена его опера «Аэций».

Мысливечеку принадлежат двадцать шесть опер в жанре оперы-сериа, написанных по большей части на либретто Пьетро Метастазио.

Из обширного наследия Мысливичека сохранилась незначительная часть. Многие оперы остались в рукописях; некоторые симфонические и камерные сочинения изданы в XVIII веке, несколько произведений, обнаруженных в середине XX века, опубликованы современными издательствами.

ШКРОУП ФРАНТИШЕК (1801—1862)

Ф. Шкроуп родился в семье церковного кантора Доминика Шкроупа пятым ребёнком. Отец начал обучать сына музыке. В возрасте восьми лет мальчик впервые выступает перед публикой (игра на флейте). Гимназию закончил в Градец Кралове, затем, с 1819 года, изучал право в Праге.

С 1827 года второй и в 1837—1857 годах главный дирижер пражского Сословного театра. С 1860 года дирижер Роттердамской оперы. Шкроуп — автор первой чешской оперы эпохи национального возрождения — «Проволочник», пронизанной чешскими народными песенно-танцевальными интонациями. За этими произведениями последовали патриотические оперы, имеющие также ярко выраженный чешский национальный характер, — «Олдржих и Божена» и «Свадьба Либуши». В числе наиболее известных произведений Шкроупа — музыка к пьесе Й. К. Тыла «Скрипачка»; финальная песня из этой музыки — «Где родина моя» — стала впоследствии чешским национальным гимном. Последующие его оперы были написаны на немецкие либретто в стиле немецкой романтической оперы.

Дротарь / Проволочник

Опера в 2-х д., либретто Й. Я. Хмеленского. Премьера: Прага, 1826 г.

Произведение это положило начало чешской комической опере. Сюжет незатейлив. Два купца хотят поженить сына и дочь, не спрашивая их согласия. Ни Руженке, ни Войтеху это не по душе. Руженка любит молодого человека, с которым случайно встретилась, хотя и не знает о нем ничего, кроме имени. Есть девушка на примете и у Войтеха, хотя он тоже мало что о ней знает. Однако, будучи человеком смелым, он решает пробраться в дом к любимой и для этого меняется платьем с бедным дротарем (то есть бродячим ремесленником, продавцом проволочных изделий). Встреча влюбленных прерывается появлением их отцов, а затем приходом дротаря, которого полиция обвиняет в краже богатой одежды. Все заканчивается счастливо: Войтех и Руженка узнают, что родители как раз и собирались их поженить.

Музыка носит песенный, ярко выраженный национальный характер, хотя автор и опирался на опыт французской комической оперы и немецкого зингшпиля. Рельефно очерчены характеры героев, особенно дротаря (на премьере эту партию исполнял сам Шкроуп). Музыкальная драматургия несложна: открывается опера увертюрой, затем следуют сольные номера, дуэт Руженки и ее служанки, и все завершается общим ансамблем.

КОВАРЖОВИЦ КАРЕЛ (1862 — 1920)

Чешский композитор и дирижер. Учился в Пражской консерватории у 3.Фибиха (композиция). В 1879—85 гг. играл на арфе в оркестре драматического театра в Праге; в 1886—88гг. выступал в концертах, аккомпанируя скрипачу Ф. Ондржичеку (гастролировал также в России); позднее работал дирижером в чешских оперных театрах. С 1900 г. был дирижером и затем художественным руководителем Пражского Национального театра.

В своем оперном творчестве Коваржовиц следовал традициям Сметаны. К наиболее известным произведениям Коваржовица относятся оперы «Псоглавцы» по А. Ирасеку (1898) и «На старой белильне» по повести Б. Немцовой (1900), многие страницы которых отличаются подкупающей мелодичностью, искренним чувством. В начале 1900-х гг. Коваржовиц прекратил свою композиторскую деятельность. Ряд произведений Коваржовица издан под псевдонимом Ш. Форжерон.

Оперы (кроме упомянутых): «Женихи» (1884), «Через окно» (1886), «Ночь Симона и Иуды» (по произведению «Треуголка» П.А.Аларкона, 1892, позднее исполнялась под названием «Фраскита»), «Царь Эдип» (1894; опера-фарс), «Клятва» (не окончена; пролог к опере был исполнен в 1921 г.).

Псоглавцы

Опера в 3-х д. (6 к.), либретто К. Шипека по одноименному роману А. Йирасека. Премьера: Прага, 24 апреля 1898 г.

Образное и идейное содержание романа, рисующего борьбу крестьян-ходов (этническая группа на юго-западе Чехии) с феодалами в XVII в., несколько пострадало при пересадке на оперную почву: в угоду традиции изображение освободительной борьбы ослаблено. В центре оперы — образ крестьянина Яна Козины, хранителя старинных грамот, определявших вольность и права ходов. Насилием, с помощью оружия, грамоты отняты. Уничтожены последние остатки свобод, но Козина не смиряется, он отказывается признать власть немца Ламингера и, не сломленный пытками, идет на казнь, грозя судьям и палачам вечным судом. Год спустя угнетатель ходов, присвоивший их земли, умирает — возмездие свершилось.

Музыка оперы, следующая традиции Сметаны, носит народный характер. Широкую популярность получила песня «Зеленые леса».

СМЕТАНА БЕДРЖИХ (1824—1884)

Многосторонняя деятельность Б. Сметаны была подчинена единой цели — созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, пианист, Сметана выступил в то время, когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной сфере.

Любовь чехов к музыке известна с давних времен. Освободительное гуситское движение XV в. породило боевые песни-гимны; в XVIII столетии чешские композиторы внесли весомый вклад в развитие классической музыки Западной Европы. Домашнее музицирование — сольная скрипичная и ансамблевая игра — стало характерным признаком быта простого народа. Любили музыку и в семье отца Сметаны, пивовара по профессии. С 5 лет будущий композитор играл на скрипке, а в 6 публично выступил как пианист. В школьные годы мальчик с увлечением играет в оркестре, начинает сочинять. Свое музыкально-теоретическое образование Сметана завершает в Пражской консерватории под руководством И. Прокша, одновременно он совершенствуется в игре на фортепиано.

К этому же времени (40-е гг.) относится знакомство Сметаны с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге. Впоследствии Лист высоко оценит произведения чешского композитора и окажет ему поддержку. Находясь в начале своего творческого пути под влиянием романтиков Шумана и Ф. Шопена, Сметана пишет много фортепианной музыки, особенно в жанре миниатюры: польки, багатели, экспромты.

Сметана поселился в Гетеборге (1856—61). Подобно Шопену, запечатлевшему образ далекой родины в своих мазурках, он пишет «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. Тогда же он обращается к жанру симфонической поэмы. Вслед за Листом Сметана использует сюжеты из европейской литературной классики — В. Шекспира («Ричард III»), Ф. Шиллера («Лагерь Валленштейна»), датского писателя А. Эленшлегера («Гакон Ярл»).

В Гетеборге Сметана выступает как дирижер Общества классической музыки, пианист, занимается педагогической деятельностью. 60-е гг. — время нового подъема национального движения в Чехии, и возвратившийся на родину композитор активно включается в общественную жизнь. Сметана стал создателем чешской классической оперы. Даже за открытие театра, где певцы могли бы петь на родном языке, пришлось выдержать упорную борьбу.

В 1862 г. по инициативе Сметаны был открыт Временный театр, где в течение многих лет он работал дирижером и ставил свои оперы. Оперное творчество Сметаны исключительно разнообразно по тематике и жанрам. В первой опере — «Бранденбуржцы в Чехии» — рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями в XIII в., события далекой старины здесь прямо перекликались с современностью. Вслед за историко-героической оперой Сметана пишет веселую комедию «Проданная невеста» (1866) — свое самое известное, пользующееся огромной популярностью произведение. Неистощимый юмор, жизнелюбие, песенно танцевальный характер музыки выделяют ее даже среди комических опер второй половины XIX в. Следующая опера — «Далибор» (1868) — героическая трагедия, написанная на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточенном в башню за сочувствие и покровительство восставшему народу, и его возлюбленной Миладе, которая погибает, пытаясь спасти Далибора.

По инициативе Сметаны был проведен всенародный сбор средств на постройку Национального театра, который в 1881 г. открылся премьерой его новой оперы «Либуше» (1872). Это эпопея о легендарной основательнице Праги Либуше, о чешском народе. Композитор назвал ее «торжественной картиной». И сейчас в Чехословакии существует традиция исполнения этой оперы в дни национальных праздников, особо знаменательных событий. После «Либуше» Сметана пишет главным образом комические оперы: «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». Будучи дирижером оперного театра, он пропагандирует не только чешскую, но и зарубежную музыку — в особенности новых славянских школ (М. Глинка, С. Монюшко). Для постановки опер Глинки в Праге из России был приглашен М. Балакирев.

Сметана стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонизма. Больше чем симфония его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее достижение Сметаны в оркестровой музыке — создававшийся в 70-е гг. цикл симфонических поэм «Моя родина» — эпопея о чешской земле, ее народе, истории. Поэма «Вышеград» (Вышеград — старинная часть Праги, «стольный город князей и королей чешских») — сказание о героическом прошлом и былом величии родины.

Кроме уже названных произведений последнего десятилетия Сметана пишет оперу «Чертова стена», симфоническую сюиту «Пражский карнавал» начинает работу над оперой «Виола» (по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь»), закончить которую помешала усиливающаяся болезнь. Тяжелое состояние композитора в последние годы было скрашено признанием его творчества чешским народом, которому он посвятил свое творчество.

Оперы: «Бранденбуржцы в Чехии» (1863); «Проданная невеста» (1866); «Далибор» (1867); «Либуше» (1872); «Две вдовы» (1874); «Поцелуй» (1876); «Тайна» (1878); «Чёртова стена» (1882),

Либуше

Опера в 3-х действиях; премьера: Прага, 1881.

Действующие лица:

Либуше, чешская княжна (сопрано), Пржемысл из Стадиц (баритон), братья: Хрудош с Отавы (тенор) и Штяглав с Радбузы (бас), Лютобор с Доброславских холмов, их дядя (бас), Радован с Каменного моста (баритон), Красава, дочь Лютобора (сопрано), Радмила, сестра Хрудоша и Штяглава (контральто). Старшины, воины, священнослужители, сенные девушки двора Либуше, челядь Пржемысла, народ.

Действие происходит в чешских землях в языческие времена.

В Вышеградских палатах Либуше, дочь покойного князя Крока, окруженная сенными девушками, готовится выйти к народу, чтобы вершить суд.

Просить суда княжны пришли братья Хрудош и Штяглав, поссорившиеся из-за отцовского наследства. Либуше велит Хрудошу вернуть незаконно отнятые у Штяглава земли, но Хрудош не согласен подчиниться решению женщины. Он оскорбляет Либуше. Княжна обращается ко всем присутствующим с просьбой избрать себе князя, а ей мужа. Народ любит Либуше и верит ей. Пусть она сама изберет себе супруга, правителя Чехии. Либуше посылает сватов к Пржемыслу.

На лесной поляне похоронен брат Лютобора, отец Хрудоша и Штяглава. Сюда Лютобор, как старший в роде, призывает Хрудоша, чтобы покарать за недостойное поведение. Хрудоша опережает дочь Лютобора Красава. Она признается отцу, что виновата в размолвке братьев: Красава и Хрудош любят друг друга, но, желая помучить Хрудоша, девушка сказала, что предпочитает ему Штяглава. На поляне появляется Хрудош. Он знает, что встреча с дядей сулит недоброе, но мысли его заняты лишь лукавой Красавой. Происходит объяснение молодых людей. Красава уговаривает возлюбленного помириться с братом и просить прощенья у княжны. Лютобор обещает пощадить Хрудоша, если Либуше простит его.

У себя в Стадицах Пржемысл занят сельскими работами. В них он ищет забвение, так как давно отчаялся возбудить в Либуше ответное чувство. Посольство, посланное княжной, сообщает ему счастливую весть: он будет чешским князем, мужем Либуше. Все славят Пржемысла. Радость омрачена лишь известием о последнем суде, об оскорблении, нанесенном княжне Хрудошем. Пржемысл готов жестоко покарать дерзкого. Торжественный кортеж отправляется в Вышеград.

В княжеских хоромах Либуше ожидает жениха. Она счастлива: братья помирились, вновь все спокойно в чешских землях, а ее ожидает брак с любимым. Либуше обращается к покойному отцу с мольбой благословить ее и родную землю.

Снова фанфары сзывают народ на княжеский суд. Но на этот раз судья — Пржемысл. Либуше просит супруга помиловать Хрудоша, и Пржемысл прощает его. Счастливая Либуше восходит на трон. Вглядываясь вдаль, она рассказывает об открывающихся ей картинах грядущего. Перед ее взором возникают образы князя Бржетислава, расширившего и укрепившего чешское государство; славного полководца Ярослава; собирателя земли чешской, короля Пржемысла Отакара II; основателя Пражского университета императора Карла; последнего чешского короля, избранного народом — Йиржи Подебрадского. Либуше повествует о героической борьбе гуситов, называет имена Яна Жижки и Прокопа Большого; предсказывает возникновение новой славной столицы Чехии — красавицы Праги. Все провозглашают «Славу» чешскому народу.

Проданная невеста

Опера в трех действиях на либретто Карела Сабины. Премьера: Прага, 1866.

Действующие лица:

Крушина, крестьянин (баритон); Катинка, его жена (сопрано или меццо-сопрано); Мария, их дочь (сопрано); Миха, богатый крестьянин (бас); Агнеса, его жена (меццо-сопрано); Венцель, их сын (тенор); Ганс, сын Михи от первого брака (тенор); Кецал, деревенский сват (бас); Шпрингер, директор цирка (тенор); Эсмеральда, танцовщица (сопрано); Муфф, клоун (тенор)

Время действия: XIX век. Место действия: маленькая богемская деревня.

После того как Габсбурги понесли тяжелое поражение (в 1859 году) на равнинах Ломбардии, чехи стали культивировать свои собственные искусства, преднамеренно превознося все национальное. Правление Франца Йозефа было менее жестким, началось строительство национальных театров, и возникла настоятельная необходимость в национальном музыкальном искусстве (у чехов всегда был чудесный фольклор). Сметана, а впоследствии Дворжак — вот самые выдающиеся фигуры чешской национальной профессиональной музыки, и кое-что, по крайней мере, в их оркестровой музыке, очень скоро оказалось воспринятым всем западным миром. Но из чешских опер только «Проданная невеста» вошла в репертуар европейских и американских оперных театров. Первоначально же она была написана не как опера, а как оперетта. В ней было два действия, двадцать музыкальных номеров и разговорные диалоги. Требования иностранных оперных театров вскоре заставили Сметану внести изменения в партитуру и сделать ее более обширной. Через три года после премьеры оперы в Праге Сметана для исполнения ее в парижской «Опера комик» добавил арию для ведущего сопрано, а также несколько танцев, в том числе знаменитые теперь польку и фуриант. А в следующем году для исполнения в Санкт-Петербурге она была разделена на три действия, а разговорные диалоги превратились в речитативы. Именно в этой последней редакции опера теперь идет на сценах театров мира.

Увертюра. Любители музыки, которые никогда не слышали «Проданной невесты» целиком, все же хорошо знакомы с увертюрой, поскольку она входит в традиционный концертный репертуар симфонической музыки. Все ее темы повторно звучат в финале II действия.

Действие 1. На главной площади небольшой богемской деревни хор поселян задает тон всей опере, исполняя веселую песню во славу весны и юной любви с добавлением предостережений по поводу опасностей брака. Лишь двое молодых влюбленных, Мария и Ганс, грустят, и, когда поселяне расходятся, мотивы этой грусти становятся ясны из их дуэта. Мария обеспокоена двумя причинами. Во-первых, она знает, что родители готовятся выдать ее замуж, за кого — она не знает. Во-вторых, она ничего не знает о прежней жизни Ганса, недавно приехавшего в их деревню. Ганс по своей природе сангвиник. Он убеждает Марию в том, что ей надлежит оставаться верной ему, и чтобы никакой неизвестный поклонник не увел ее. Что касается второго пункта, он говорит ей, что происходит из богатой семьи, но мачеха невзлюбила его, и потому он ушел из дома искать счастья. Очень трогательно двое влюбленных клянутся в вечной верности друг другу, но их прерывает появление на сцене трех более старших персонажей. Это родители Марии — Крушина и Катинка — и комичный сват по имени Кецал. Из их разговора становится ясно, что родители почти готовы отдать Марию за сына богача по имени Миха. Только у матери есть некоторые оговорки. Она считает, что Мария должна подумать.

Когда Мария слышит об этих планах, она топает ногой, объявляя, что уже пообещала выйти замуж за Ганса. Старшие в замешательстве от такого скандала, и папаша Крушина отправляется обсуждать создавшуюся проблему с Михой, а Кецал решает переубедить Ганса.

На сцене вновь собираются поселяне, и действие завершается очень веселой полькой.

Действие 2. Второе действие начинается с застольной песни в местной корчме, что расположена неподалеку от площади. Слышны реплики свата Кецала во славу Бога и молодого любовника, Ганса, поднимающего тост, конечно же, за любовь. Затем все пускаются в пляс. И вот теперь, впервые, мы встречаем Венцеля, патетичного молодого человека — сына богатого Михи и претендента на руку Марии. Бедняга заикается и ужасно смущается. Он никогда не встречал Марию, но Мария его знает. Итак, — в Дуэте — она пытается убедить его отказаться от неизвестной ему Марии. Эта молодая женщина, говорит она, совершенно не нужна Венцелю, она не питает к нему никакого уважения, она сделает его жизнь несчастной, и, более того, в деревне есть одна очаровательная девушка, которая пылает любовью к нему. В конце концов она заставляет Венцеля поклясться, что он никогда даже близко не подойдет к Марии. За этим номером следует еще один длинный дуэт, очень комичный. В нем Кецал пытается убедить Ганса отказаться от Марии. Ганс, говорит он, слишком неопытен, чтобы знать, сколько денег требуется на свадьбу. Он не знает также, как ужасны становятся женщины, как только они заполучают своих мужчин. Гораздо лучше оставаться одному! И затем, с полным отсутствием логики, он предлагает Гансу девушку, у которой есть все на свете. Он перечисляет каждый пункт, а Ганс повторяет каждую деталь вслед за ним. Более того, Кецал предлагает 100… 200… нет — 300 гульденов за то, чтобы он отказался о Марии. Отдать ее — но кому? — спрашивает Ганс. Ну, конечно сыну Михи.

Но Ганс сам настоящий сын Михи от первого брака, о чем Кецал не знает. Таким образом, Ганс готовится подписать брачный контракт. Он должен получить свои 300 гульденов, понимая, что Мария должна выйти замуж ни за кого-то, а за сына Михи. Все входят, чтобы стать свидетелями торжественного события подписания этого документа, и все шокированы, что Ганс желает продать свою невесту. Только Ганс знает, что последним будет смеяться он сам и что Мария никогда не будет «проданной невестой».

Действие 3. Венцель, будучи один на деревенской площади, сетует по поводу своего неудачного романа в комической арии, помеченной ремаркой «lamentoso» (итал. — «жалобно»). Неожиданно, с трубами и барабанами, появляется цирковая труппа. Венцель выражает детский восторг. Он слышит, как Шпрингер, директор труппы, объявляет о представлении, которое состоится прямо сегодня вечером, и он заворожен — как и каждый, кто увидит — танцем циркачей. С первого взгляда он влюбляется в Эсмеральду, прелестную канатоходку. Однако Муфф, другой участник труппы, выбегает, чтобы сказать, что циркач, который играет медведя, в стельку пьян. Никого другого нужного роста не сыскать, так что Шпрингер и прелестная Эсмеральда уговаривают Венцеля присоединиться к труппе — научиться танцевать и быть медведем!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Окраины Европы. Бессмертные оперы. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я