Основы управления интеллектуальной собственностью. Учебно-методический комплекс

Леонид Матюшков, 2013

Рассматриваются основные экономические и организационно-правовые вопросы управления объектами интеллектуальной собственности: оценка, введение в гражданский оборот, патентная охрана изобретений, информационный и патентный поиски.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть I. Основы управления интеллектуальной собственностью
Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы управления интеллектуальной собственностью. Учебно-методический комплекс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Основы управления интеллектуальной собственностью

Тема 1

Интеллектуальная собственность

1.1. Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества.

1.2. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью.

Основные понятия: интеллектуальная собственность, объект интеллектуальной собственности, управление интеллектуальной собственностью.

1.1. Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества

Интенсивные технологические, экономические и правовые изменения во всех сферах жизнедеятельности человечества в значительной степени обеспечиваются ресурсами интеллектуального характера, при этом важнейшие из них являются объектами интеллектуальной собственности.

Человек — по своей природе творец. Многовековая история человечества полна открытий и находок. Авторы одних изобретений получали и получают определенные материальные блага, авторы других — лишь признание. Такое положение зависит прежде всего от наличия патента, который защищает право автора на изобретение (полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и другие объекты промышленной собственности), обеспечивает правовую охрану объекта авторского права, его личные неимущественные и имущественные права.

В 1980 г. Верховный суд США, принимая решение по делу Diamond v. Chakrabarty, которое касалось патента на бактерию, измененную методом генетической инженерии таким образом, что она приобрела способность утилизировать нефть, вынес вердикт: «Anything under the sun made by man is patentable», что в переводе означает: «Патентоспособно все существующее, созданное человеком». Так впервые в мире были официально признаны патентоспособными и генетически модифицированные организмы.

Кое-кто задает вопрос: «Для чего нужны патенты? Следует ли тратить драгоценное время на оформление изобретений, если сложно спрогнозировать ближайшую перспективу?», а кое-кто просто пытается извлекать в условиях рыночной экономики сиюминутную выгоду, не задумываясь о завтрашнем дне. Такая тактика по отношению к интеллектуальной собственности ошибочна и очень дорого обходится государству с позиции экономики.

Объекты интеллектуальной собственности — это результаты научно-технического, литературного и художественного творчества, средства индивидуализации участников гражданского оборота, а также охраняемая информация организационного и коммерческого характера. Объекты интеллектуальной собственности — конкретные нематериальные активы, доходность которых долговременна и нацелена в будущее время. Патентообладатели владеют правами, пользуются ими длительное время, права приносят экономическую выгоду и наследуются. Тот, кто не овладел основами управления объектами интеллектуальной собственности, их охраны и коммерциализации, ставит себя в условия экономического риска, проигрывает во внутренней и внешней конкуренции, ограничивает возможности рынка реализации своей продукции. Для эффективного использования и охраны объектов интеллектуальной собственности необходимо овладеть знаниями правовых актов отечественного и мирового законодательства в этой области.

Современные индустриальные страны одной из важнейших задач считают построение информационного общества, где развитие новых производств и управление государством опирается на дистанционную обработку информации в сетях ЭВМ с ее оперативной передачей по различным коммуникациям к месту использования. На основе высокоэффективных информационных, нано — и биотехнологий, оптоэлектронных технологий и других создается и развивается эффективное наукоемкое производство, революционизируется сфера управления наукой, образованием и обществом. Новые знания, воплощаемые в этих технологиях, в прогрессивном оборудовании, а также методах подготовки кадров и управлении производством и обществом, приводят к ежегодному приросту внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения во всех развитых странах. Постепенно наукоемкие производства наращивают свой интеллектуальный капитал, который в таких фирмах, как Microsoft, IBM, Intel, Henkel и подобных, составляет более 2/3 их стоимости.

Наблюдается рост доли использования научных достижений в ведущих отраслях промышленности: электронной, химической, авиационной, пищевой, горной и др. Их экономика в первую очередь основывается на знаниях. Источником больших доходов являются инновации в производство на базе новых знаний, так как только в этом случае на рынке появляются все более современные изделия с новыми качествами, позволяющие получать высокие доходы их производителям.

В Республике Беларусь приоритетными направлениями научно-технической деятельности в различных долгосрочных программах определены разработки информационных, телекоммуникационных, ресурсо — и энергосберегающих, а также биотехнологий. Одновременно ставятся задачи создания источников энергии и сырья (в том числе возобновляемых), ведения рационального природопользования, охраны окружающей среды, изучения качества переработки и хранения сельхозпродукции.

Своеобразие современного производства заключается в постепенной его ориентации на удовлетворение информационных запросов за счет широкого использования информационных технологий.

Избранный Республикой Беларусь инновационный путь развития невозможен без подготовки высококвалифицированных кадров и использования интеллектуальной собственности как важнейшего фактора обеспечения прогресса во всех областях человеческой деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности весьма специфично. В обиходном толковании собственность — это принадлежность средств и продуктов производства индивидам или коллективам в данных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Под средствами и продуктами производства здесь понимаются материальные объекты.

Особенность результатов, полученных творческим трудом, состоит в том, что они носят нематериальный характер и существуют как объекты лишь в голове человека. В отличие от обычных предметов их нельзя осязать, невозможно передать другому человеку без перевода в какую-либо объективную форму. Материализованный любым способом результат интеллектуальной деятельности становится объектом интеллектуальной собственности. Он получается на основе реализации особой функции человека, которая называется интеллектом и выражается в способности получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию в виде новых знаний, решений, оценок и т. д. Процесс продуцирования интеллектом человека новых знаний о природе и обществе называется интеллектуальной деятельностью.

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) даны два взаимоуточняющих определения интеллектуальной собственности:

«В самом широком смысле интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях» [20];

«…Термин “интеллектуальная собственность” означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающую охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями» [21].

В законодательстве нашей страны, в том числе в Гражданском кодексе Республики Беларусь, определение интеллектуальной собственности не зафиксировано. Наиболее развернутая его характеристика (на основе законодательства) дается несколькими авторами.

Так, экономист и автор учебников по интеллектуальной собственности В.И. Кудашов предлагает под интеллектуальной собственностью понимать «совокупность личных неимущественных и имущественных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, принадлежащих авторам, их наследникам и иным юридическим или физическим лицам согласно закону или договору. К правам интеллектуальной собственности относятся также права на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания» [31, с.7].

Более лаконичное определение предлагает известный юрист С.С. Лосев: «Интеллектуальную собственность можно определить как закрепленные законом права на результаты интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной деятельности» [32, с.10].

Права на результаты интеллектуальной деятельности регулируются специальным законодательством, отражающим особенности интеллектуальной собственности как нематериального объекта.

Интеллектуальная собственность обычно защищается на основе авторских и смежных прав, прав на промышленную собственность, т. е. включает две основные сферы прав.

К объектам авторского права в соответствии со статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь [16] относятся следующие произведения:

1) литературные (книги, брошюры, статьи и др.);

2) драматические и музыкально-драматические, хореографии и пантомимы, другие сценарные произведения;

3) музыкальные (с текстом и без текста);

4) аудиовизуальные (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино — и телепроизведения);

5) скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

6) прикладного искусства;

7) архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8) фотографические и полученные способами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы (их охрана распространяется на все виды компьютерных программ, в том числе операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код);

11) иные произведения.

К объектам авторского права также относятся:

— производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

— сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

При этом производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Согласно статье 994 Гражданского кодекса Республики Беларусь [16], смежные права распространяются на такие объекты, как исполнение, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

К объектам права промышленной собственности в соответствии со статьей 998 Гражданского кодекса Республики Беларусь [16] относят:

1) изобретения, т. е. продукт творческого труда, качественно новое оригинальное решение частной задачи, позволяющее удовлетворить конкретную практическую потребность: например, стеклопакет, способ изготовления бетона и др.;

2) полезные модели (конструкции станков, двигателей, домов и др.);

3) промышленные образцы (внешний вид прибора, комбайна и т. п.);

4) селекционные достижения;

5) топологии интегральных микросхем;

6) нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

7) фирменные наименования;

8) товарные знаки и знаки обслуживания («МАЗ», «Интеграл» «Горизонт», «Савушкин продукт», «Санта Бремор» и др.);

9) географические указания (минеральная вода «Минская», хлебцы «Полоцкие»);

10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.

Законодательством Республики Беларусь (Конституцией Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на сорта растений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О географических указаниях», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Таможенным, Гражданским и Уголовным кодексами, Кодексом Республики Беларусь об административных нарушениях, нормативными правовыми актами органов государственного управления) регулируются все вопросы по использованию интеллектуальной собственности.

Кроме того, Республика Беларусь присоединилась к ряду международных договоров и соглашений в области авторского права и смежных прав (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений; Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, договора по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности; Всемирная конвенция об авторском праве и др.), а также в области промышленной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков).

Права, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, имеют ограничения по срокам действия, территории, обладают исключительностью и абсолютным характером:

• по истечении установленных законодательством конкретных сроков действия прав объекты интеллектуальной собственности могут беспрепятственно использоваться любыми физическими и юридическими лицами;

• владельцы исключительных прав обладают возможностью совершения любых предусмотренных законодательством действий и правом запрета третьим лицам совершать те же действия с объектами интеллектуальной собственности без согласия правообладателя (в этом проявляется и абсолютный характер прав на объекты интеллектуальной собственности).

Экономика Республики Беларусь при переходе к интенсивному инновационному пути развития должна опираться на наукоемкую продукцию, выпуск которой на конкурентоспособном уровне и выход на мировой уровень невозможен без использования в широких масштабах интеллектуальной собственности. Это приобретает особую значимость для Республики Беларусь, которая не обладает богатыми природными ресурсами. В связи с этим возрастает и роль государства в регулировании процессов инноваций и создания интеллектуальной собственности.

1.2. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность, как и материальный объект, имеет непрерывно управляемый жизненный цикл. Управляя этим процессом, государство предпринимает действия, источником которых, как правило, служат перспективные программы развития различных отраслей и научно-технического прогресса в стране.

Исследователи отмечают, что «определение объекта управления в сфере создания и использования результатов интеллектуальной собственности представляет непростую задачу в связи с весьма широким спектром рассматриваемых целей и способов управления» [56, с. 369].

Под управлением интеллектуальной собственностью предлагается понимать целенаправленные воздействия на процессы ее создания, использования и защиты с учетом намеченных государственных программ по развитию инновационной деятельности во всех сферах национальной экономики и безопасности государства.

Большинство авторов учебных пособий и составителей различных словарей по экономике и юридическим наукам не определяют все аспекты управления интеллектуальной собственностью.

Думается, что раскрытие этого понятия связано с раскрытием другого, не менее сложного — «управление», в определении которого почти всегда присутствует слово «цель» (цель управления), и таким образом определяется его конкретный содержательный смысл.

Белорусские экономисты А.И. Якимахо и Г.И. Олехнович [55, с. 24] опираются на современное представление об управлении как функции организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающей сохранение структуры, системы, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Они выделяют следующие основные этапы процесса управления объектами интеллектуальной собственности:

• сбор и анализ информации о предмете интеллектуальной деятельности, формулировка цели деятельности и задач, решение которых необходимо для ее достижения;

• планирование, организация и стимулирование интеллектуальной деятельности;

• защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;

• коммерциализацию объекта интеллектуальной деятельности и инвестирование средств в разработку нового объекта интеллектуальной собственности и др. [55, с. 24–25].

Такой подход позволяет рассматривать процесс управления объектами интеллектуальной собственности как непрерывный, цикличный, связанный с жизненным циклом объекта интеллектуальной собственности.

Толкование цели процесса в данном случае формулируется исходя из запросов общества на данном этапе.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении на третьем Всебелорусском народном собрании подчеркнул, что главной целью государства является дальнейшее значительное повышение уровня и качества жизни населения за счет инновационной направленности развития экономики, стимулирования эффективных инвестиционных проектов, структурной перестройки, технологического перевооружения и реструктуризации производства.

Естественно, что при решении таких задач в условиях наличия ограниченных ресурсов управление должно опираться на использование эффективных бизнес-процессов, связи между которыми должны носить системный характер. Решая задачи управления интеллектуальной собственностью, также нужно исходить из прогрессивных методов управления. Процессный метод управления предполагает построение системы взаимосвязанных бизнес-процессов для реализации конкретных задач по управлению интеллектуальной собственностью (процессы по сбору и анализу информации, планированию, защите прав, инвестированию средств и коммерциализации объектов) на основе единой системы управления.

В учебном пособии А.П. Якимахо и Г.И. Олехнович отражается подход российского автора В.Г. Зинова. В частности, отмечается, что в понятие управления интеллектуальной собственностью включается охрана прав и оценка объектов интеллектуальной собственности, торговля лицензиями, влияние интеллектуальной собственности на инновационные процессы и др. [56, с. 375–376].

Сложность решения задачи управления интеллектуальной собственностью объясняется ее многоаспектностью в связи с необходимостью решать правовые, технические, экономические вопросы в их взаимосвязи. Велико также значение развития международных связей и действий по выполнению международных и внутренних обязательств обладателей объектов интеллектуальной собственности.

Интенсификация производительности труда и его количество во всех сферах деятельности определяется интеллектуальными ресурсами. Производство товаров и услуг и оказание услуг с использованием интеллектуальной собственности приобретают более высокие потребительские свойства и цену.

Специфика управления интеллектуальной собственностью связана с тем, что права на нее часто ограничены сроком действия, территорией, они исключительны и носят абсолютный характер.

Процесс управления рассматривается как устойчивая целенаправленная (в соответствии с государственными программами) совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует исходные задачи этапа управления в заключительные результаты этого этапа, представляющие ценность для потребителя. В качестве основного потребителя (в соответствии с масштабом этапов на соответствующем уровне управления) рассматриваются органы управления страной, отраслью, регионом, предприятием и производственными подразделениями. При целевом планировании такой подход требует глубокой увязки и разработки всех видов планов, так как их выполнение подвержено дополнительному риску в силу специфики создания и внедрения объектов интеллектуальной собственности.

Чтобы снизить риск в решении задач управления, необходимо использовать обширную информацию, касающуюся этапов всего жизненного цикла интеллектуальной собственности, привлечь экспертов, специализирующихся в соответствующих областях науки, литературы, искусства, и разбирающихся в мировых тенденциях развития техники и общества.

Использование объектов интеллектуальной собственности невозможно без знания потенциала среды их применения как в техническом, так и кадровом отношении.

Кадровая составляющая управления интеллектуальной собственностью становится главной, так как исследования, разработки и внедрение интеллектуальной собственности должны опираться на коллективную организацию работ, во главе которых стоит исследователь-новатор и организатор. В традиционной деятельности методы и подходы к управлению оставляют мало места для случайного (риска), но успех новых проектов в значительной мере остается зависимым от качества идей, на которых они основаны. Роль руководителя исследований и разработок выходит за пределы обычного отбора творческих исполнителей, а также постановки задач и контроля.

Руководитель организует контакты сотрудников, создает в коллективе творческую атмосферу, стимулирует риски, обеспечивает нужный уровень информированности исполнителей, воспитывает терпимость и критичность друг к другу

Особое значение имеет структура необходимого оборудования для модернизируемого производства, чтобы с приемлемыми затратами организовать выпуск новой продукции, востребованной в значительных объемах на рынке (окупаемость проекта). Мировой опыт показывает, что внедрение революционных новшеств приводит к успеху примерно в двух случаях из десяти, но эти два объекта интеллектуальной собственности с лихвой окупают все затраты, включая и рисковое финансирование восьми других (убытки, возможно, потерпят восемь других предприятий).

Самым трудным и дорогостоящим решением в управлении является необходимость отказа от финансирования работ, когда на некотором этапе обнаруживается нецелесообразность их продолжения. Такую ошибку необходимо выявить как можно раньше, так как стоимость следующего этапа будет значительно выше предыдущего (по различным источникам, в процентном отношении расходы распределяются примерно так: 4,1 % — исследование научного задела и проработка идеи инновации; 13,1 % — экспериментальные исследования; 16,7 % — проектно-конструкторская разработка; 66,1 % — документирование и обеспечение выпуска опытного образца).

Каждый вариант инноваций и его этапы должны рассматриваться на альтернативной основе с учетом конкретной ситуации.

Конечным интегральным итогом применения инновационного подхода в развитии экономики страны должен быть рост благосостояния населения. Важными промежуточными задачами являются сохранение национальной безопасности, развитие ресурсосберегающих и наукоемких производств, сохранение и улучшение экологической среды и др.

Интегральной оценкой качества управления интеллектуальной собственностью является повышение ее доли при создании внутреннего валового продукта в расчете на душу населения страны. Такой показатель позволяет автоматически сравнивать достижения конкретной страны и других индустриально развитых стран.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое интеллектуальная собственность?

2. Какова роль интеллектуальной собственности как важнейшего фактора обеспечения инновационного пути развития Республики Беларусь?

3. Что такое интеллект?

4. Что такое объект интеллектуальной собственности?

5. Перечислите объекты авторского права и смежных прав.

6. Назовите объекты промышленной собственности.

7. Какова роль законодательства в области интеллектуальной собственности?

8. Каковы основные цели и задачи управления интеллектуальной собственностью?

Основная литература

Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление / В.И. Кудашов. Минск, 2004.

Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью / B. И. Кудашов. Минск, 2007.

Лосев, С.С. Основы управления интеллектуальной собственностью / C. С. Лосев. Минск, 2007.

Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. М., 2007.

Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб, пособие / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. Минск, 2006.

Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь / А.П. Якимахо. Минск, 2005.

Дополнительная литература

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 2/1813.

Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 160-3 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»: с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012. № 2, 2/1880.

Закон Республики Беларусь от 27.10.2000 «О товарных знаках и знаках обслуживания»: с изменениями и дополнениями в редакции Закона от 22.12.2011 № 328-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 2, 2/1880.

Гражданский кодекс Республики Беларусь. Минск. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2001.

Введение в интеллектуальную собственность. ВОИС. Женева, 1998.

Всемирная декларация по интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. № 4.

Герасимова, Л.К. Основы управления интеллектуальной собственностью / Л.К. Герасимова, Е.А. Боровская. Минск, 2007.

Интеллектуальная собственность в Беларуси. Научно-практический журнал. 1998–2012.

Матюшков, Л.П. Основы управления интеллектуальной собственностью / Л.П. Матюшков, В.В. Мацукевич, Н.И. Зайцева. Брест, 2008.

Тема 2

Авторское право и смежные права

2.1. Объекты и субъекты авторского права.

2.2. Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.

2.3. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.

2.4. Авторский договор.

Основные понятия: объект авторского права, субъект авторского права, авторское право, служебный объект, автор, производные произведения, предмет регулирования авторского права, управление имущественными правами на коллективной основе, авторский договор, исключительные права, неисключительные права.

2.1. Объекты и субъекты авторского права

Известно множество теорий относительно природы авторского права. В момент возникновения авторского права многие ученые и практики рассматривали произведения интеллектуальной собственности как движимое имущество, а права на них — как право собственности.

Действительно, авторское право имеет сходство с правом собственности (если исходить из того, что собственность представляет собой господство лица над вещью, а авторское право есть господство лица над произведением). Однако между правом собственности и авторским правом есть существенные отличия, обусловленные их объектами.

Объектами авторского права являются результаты интеллектуальной (творческой) деятельности (РИД), особенность которых состоит в том, что они не материальны и не ограничены в пространстве (могут использоваться одновременно большим кругом лиц). Особенности РИД требуют решения проблемы защиты авторских прав посредством обособления объекта конкретного результата творческой деятельности от аналогичных объектов (результатов интеллектуальной деятельности).

В Средние века в ряде стран Европы пришли к выводу, что для развития экономических отношений нужна защита результатов интеллектуального труда. В качестве защитника выступила монополия на результат определенного труда (иначе, продавая результат творческой деятельности как товар, продавец лишался прав на него). Формой охраны стали привилегии, предоставляемые различными органами государственной власти (во Франции и Англии — королями, в Германии — князьями) отдельным издателям, а позднее — авторам.

В настоящее время охрана прав на произведения (литературные, драматические и музыкально-драматические, музыкальные и др.) как результаты интеллектуальной деятельности обеспечивается с помощью авторского права.

По своей сути авторское право есть господство лица над произведением как объектом авторского права, которое может осуществляться при наличии имущественных прав. Личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора и др.) принадлежат автору независимо от его имущественных прав.

Законодательством не определено понятие термина «произведение». Однако оно важно для правового регулирования, поскольку авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства как результаты интеллектуальной деятельности, которые представляют собой объекты авторского права. На такие произведения, обнародованные или необнародованные, выраженные в любой оригинальной объективной форме, независимо от назначения и достоинства того или иного произведения, новизны идей, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» распространяются авторские права. До тех пор, пока замыслы и творческие образы автора существуют в виде идей и мыслей, они не могут восприниматься обществом и не нуждаются в правовой охране.

Авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение. Поэтому следует признать, что авторское право фактически охраняет только форму произведения, а не его содержание.

Результатами интеллектуальной деятельности являются следующие формы объектов авторского права, в которых они могут быть представлены для восприятия:

• письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);

• устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

• звуко — или видеозапись (магнитная, цифровая, оптическая и др.);

• изображения (эскиз, рисунок, чертеж, картина, кадр: кино-, теле-, видео — или фотокадр и др.);

• объемно-пространственная (скульптура, сооружение, модель и т. д.);

• другие формы.

На современном этапе развития науки и техники к объектам авторского права в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1, ст. 6] относятся следующие объекты (в виде наиболее распространенных форм творческих произведений):

1) литературные произведения (роман, повесть, рассказ, поэма, детектив, фантастика, драматургическое и иные) — произведения любого содержания и формы (в виде книги, брошюры, статьи в газете или журнале), режиссерские сценарии, письма, дневники, оригинальные лекции и доклады (в письменной или устной форме, в виде аудиовидеозаписи, в электронной форме), курсовые и дипломные работы (при условии их творческого характера), а также другие независимо от того, выпущены эти произведения в свет или нет;

2) драматические (трагедия, комедия, драма, трагикомедия), музыкально-драматические (опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, рок-опера), хореографические произведения (танец, балет и пантомима) и другие сценарные произведения (сценарий фильма, балетного спектакля и других массовых представлений). В отличие от литературных произведений других видов текст драматического произведения состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение предназначено для исполнения на сцене.

Музыкально-драматические произведения представляют собой неразрывное единство драматической и музыкальной составляющих.

Основными средствами раскрытия содержания хореографических произведений являются танцевально-музыкальные образы (балет), положение тела и движения исполнителя (танец); пластика, жест, мимика (пантомима). Правовая охрана хореографических произведений наступает с момента обнародования;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста (классическая и легкая музыка, песни, произведения хоровые и для одного инструмента, соло, ансамбля, оркестра) — произведения, представляющие собой сочетание звуков, воспроизводимых на музыкальных инструментах и (или) с помощью голоса. Охраняются любые публично исполненные музыкальные произведения, которые воспринимаются непосредственно на слух при их исполнении либо путем записи с помощью технических средств;

4) аудиовизуальные — произведения, состоящие из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия.

К таким произведениям относятся кинематографические и иные, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и т. д.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1] авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения (с текстом или без текста), оператор-постановщик, художник-постановщик [1, ст. 12];

5) изобразительного искусства — скульптура, живопись, графика, литография и др.;

6) прикладного искусства и дизайна — произведения, предназначенные не только для удовлетворения эстетических потребностей публики, но и для выполнения иных, практических функций. Среди таких произведений наибольшую популярность имеют произведения дизайна, т. е. искусства придания окружающей человека предметной среде эстетических качеств (графический и промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и другие его виды);

7) архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства — произведения архитектурной графики (проекты, рисунки, планы, модели, макеты), документация для строительства, а также сами архитектурные объекты в виде зданий, сооружений и т. д.;

8) фотографические произведения (в том числе полученные способами, аналогичными фотографии) — произведения всех видов данного творчества независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и др.) и преследуемой цели (профессиональная или любительская съемка и др.);

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;

10) компьютерные программы, правовая охрана которых в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 13] распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

11) произведения науки — любые оригинальные произведения научного, научно-технического, научно-популярного и учебного характера, выраженные в материальной форме (монография, статья, отчет, научные лекции и доклады, диссертация, конструкторская документация и др.) или в другой объективной форме, позволяющей обеспечить восприятие произведения третьими лицами;

12) иные произведения.

К объектам авторского права также относятся:

производные произведения (переводы, обработки, рефераты, аннотации, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой результат интеллектуальной деятельности по подбору или расположению материалов.

Служебное произведение — произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом особенностей, установленных законодательством. Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором [1, ст.17].

Не являются объектами авторского права:

1) официальные документы (правовые акты, судебные постановления, иные документы административного и судебного характера, учредительные документы организаций), а также их официальные переводы;

2) государственные символы Республики Беларусь (Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, Государственный гимн Республики Беларусь), символы государственных наград Республики Беларусь (ордена и медали), государственные знаки (денежные знаки Республики Беларусь, почтовые марки и иные знаки), официальные геральдические символы (флаги, гербы административно-территориальных единиц Республики Беларусь, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы государственных органов и др.);

3) произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Под произведениями народного творчества понимаются народные (фольклорные) произведения — песни и сказки, анекдоты и загадки, танцы, произведения декоративно-прикладного народного творчества и другие, переходящие в обществе из поколения в поколение. В некоторых странах срок охраны фольклора установлен от 95 лет от даты публикации до 120 лет с момента создания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть I. Основы управления интеллектуальной собственностью
Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы управления интеллектуальной собственностью. Учебно-методический комплекс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я